Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В научной литературе под личностью преступника понимается лицо, совершившее преступление, в котором выявилось его антиобщественная направленность, от...полностью>>
'Закон'
21 декабря 2005 г. № 73-З О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и...полностью>>
'Календарно-тематический план'
Криволинейная регрессия. Денисов Е.Н. Колосова Н.И. 7 9.11 03.1 Статистическая проверка гипотез. Колосова Н.И. Бахарева Г.В. 8 13....полностью>>
'Литература'
2. Прочитать текст поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник», с. 225-242 (ответить на вопросы); выучить отрывок наизусть со слов «На берегу пустынных волн…»...полностью>>

Учебно-методический комплекс опд. Р. 01. Теория и методика обучения русскому языку в старших классах Специальность

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Анализ современных учебных программ и пособий для 10-11 классов средней школы

В современной школе получила широкое распространение программа «Русский язык в 10-11 классах общеобразовательных учреждений» (Сост. А.И Власенков) и «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах» В.Ф. Грекова, С.Е. Крючкова, Л.А. Чешко. Именно поэтому мы считаем необходимым дать анализ вышеуказанным изданиям.

В 2000 году издательство «Просвещение» выпустило 40-е издание «Пособия для занятий по русскому языку в старших классах» В.Ф. Грекова, С.Е. Крючкова, Л.А. Чешко. Это пособие на протяжении нескольких десятков лет было очень популярным и, пожалуй, единственным, позволяющим старшеклассникам закреплять и совершенствовать все то, чему они научились за курс основной средней школы. Богатый методический опыт, связанный с его использованием, учитывается при создании новых учебников по русскому языку для старших классов. В связи с этим необходимо подробно охарактеризовать данный учебник.

Этот учебник является логическим продолжением стабильных учебников по русскому языку (учебники для 5-7 классов авторского коллектива Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. (науч. редактор Н.М. Шанский); учебники для 8-9 классов авторского коллектива С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимова и др.), которые отражают структурно-семантическое направление в лингвистике.

Пособие призвано:

  • закрепить орфографические и пунктуационные навыки учащихся на базе повторения грамматики и осознания сущности русской орфографии и пунктуации;

  • несколько расширить лексику учащихся;

  • исправить наиболее типичные для учащихся отступления от лексико-грамматических норм русского языка.

Таким образом, целью настоящего пособия является реализация подхода к обучению родному языку «от языка к языковой действительности, обозначаемой средствами языка».

Особенность заключается в том, что орфографические и пунктуационные правила, а также краткие дополнительные сведения по лексике, орфографии, грамматике и стилистике предназначены не для заучивания, а для справок и самостоятельной работы. Большинство сведений знакомы учащимся из курса девятилетней школы.

Не секрет, что учащиеся отличаются пестротой подготовки обучения. Пособие учитывает этот факт: характер упражнений в пособии – от очень простых до сравнительно сложных.

Существенно обновлен и языковой материал, что делает пособие более интересным.

Недостатком является то, что к этому пособию нет учебных образовательных программ, и учителя – предметники вынуждены сами планировать учебный курс. Но в этом есть свои преимущества: учитель, в зависимости от степени подготовки учащихся, сам регулирует количество часов на ту или иную тему, сам принимает решение по использованию того или иного упражнения.

Отличительной особенностью данного учебного пособия является строгая системность, последовательность. Обобщающий курс русского языка начинается с повторения раздела «Лексика» (который был написан Л.А. Чешко в 1963 г.), и заканчивается повторением синтаксиса. Раздел «Фонетика» в настоящем пособии опущен.

По мнению многих учителей-предметников, именно это пособие удобно для использования на уроке, так как содержит как необходимые теоретические сведения, так и интересный практический материал.

В1996 году, в издательстве «Просвещение», вышла в свет программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательной школы А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой и к ней – учебное пособие «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи» этих же авторов. Именно эти издания и стали первыми «ласточками» нового курса русского языка с включением художественного текста в качестве важнейшей составной экстралингвистического компонента предмета «русский язык».

А.И. Власенков в статье «О курсе практической русской словесности», опубликованной в журнале «Русский язык в школе» (1996, № 6, с. 3-10), поднимает вопрос о необходимости сближения курсов русского языка и литературы, создания интегрированного курса, органично сочетающего в себе элементы литературоведческих и лингвистических знаний с изучением конкретных литературно-художественных произведений и произведений, текстов иных жанров. Автор говорит, что речь идет о создании принципиально нового курса русской словесности.

Основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе авторы сводят к:

  • закреплению и углублению знаний, развитию умений учащихся по таким разделам языка как фонетика и графика, лексика и фразеология, грамматика;

  • совершенствованию орфографической и пунктуационной грамотности учащихся; закреплению и расширению знаний учащихся о тексте;

  • овладению функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их пользования;

  • обеспечению практического использования лингвистических знаний и умений на уроках литературы, а также восприятие учащимися содержания художественного произведения через его языковую форму, художественную ткань произведения; развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе.

В 10 классе авторы предлагают для повторения такие разделы языка как фонетика и графика, лексика и фразеология, состав слова и словообразование, морфология, синтаксис словосочетания, текст и его строение. В 11 классе предлагается повторять синтаксис простого и сложного предложений.

Помимо указанного, в 10 и 11 классах проводится лингворечевая деятельность учащихся по четырем направлениям: а) чтение, работа с готовым текстом; б) работа с языковыми и художественными средствами; в) литературное творчество учащихся, конструирование текстов; г) публичная речь.

Главными, по мнению авторов, в настоящей программе являются разделы, в которых рассматриваются стили речи. Особое внимание уделяется научному, публицистическому и художественному стилям (именно последний разработан наиболее полно в учебном пособии).

По нашему мнению, на первый взгляд, программа разработана идеально: рассматриваются все разделы языка, уделяется должное внимание анализу текста.

Но авторы не учитывают главного: в современных старших классах средней общеобразовательной школы на русский язык учебными планами отводится 1 час в неделю (около 32 ч в год), и практически невозможно реализовать всё намеченное авторами программы. Казалось бы, существует другой путь: давать теоретические сведения только в виде справок, и выборочно. Тогда возникает другой вопрос: какими принципами руководствоваться при отборе теоретического материала? Ведь, например, говоря о синонимах, нельзя не вспомнить и об омонимах, антонимах, паронимах и т.д. А помимо теоретических сведений необходимо выполнять и практические задания.

Учебное пособие А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой "Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи" отличается своей строго продуманной системой приемов подачи "нового" материала. Так, для организации наблюдений учащихся над фактами языка, над особенностями приводимого языкового материала, используются следующие приемы: грамматический разбор, сравнение и анализ примеров, составление планов, морфологический разбор и другие.

Также представлена попытка разрешения серьезной методической проблемы – разграничение изучаемого материала по степени важности, необходимости, значимости. Для этого используются шрифтовые, условные графические обозначения. Так, специальными обозначениями выделены теоретический материал, предназначенный для сведения, вопросы для повторения и дополнительные задания к упражнению.

Учителя-предметники, работающие с настоящим учебным пособием, хотя и отмечают его принципиально новый подход к изучению русского языка (на основе сочетания художественных текстов и их анализа), все же испытывают достаточно большие затруднения в том, что четкой системы повторения материала все-таки не представлено; создается впечатление, что приведенные теоретические сведения просто разбросаны по учебнику. И порой обучение сводится к простому переписыванию упражнений с объяснением «пропущенных» орфограмм и пунктограмм, с построением схем предложений. Редко какой учитель выполняет задания, касающиеся художественного анализа представленного языкового материала: на это у него нет ни желания, ни времени, а подчас и опыта. Да и сами уроки обретают форму заурядности, обыденности, однообразия, и, в конце концов, становятся для учеников просто скучными и неинтересными.

В результате проведенного анализа мы видим, что каждый из представленных учебных образовательных стандартов хоть и направлен, прежде всего, на формирование грамотного носителя родного русского языка, все же несколько отличается друг от друга.

«Пособие для занятий по русскому языку в старших классах» В.Ф. Грекова, С.Е. Крючкова, Л.А. Чешко направлено на закрепление орфографических и пунктуационных навыков учащихся на базе повторения грамматики.

Учебное пособие «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи» А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой, напротив, нацелено на закрепление и углубление теоретических знаний о языке, на овладение функциональными стилями речи, на восприятие учащимися содержания художественного произведения через его языковую форму.

Таким образом, подводя итоги нашим рассуждениям, можно говорить о многообразии путей преодоления формализма в обучении русскому языку в старших классах, о различных подходах к обучению русскому языку в старших классах, о возможности выбора между образовательными стандартами (каждый из которых, как мы уже говорили, имеет свои цели).

Модуль №3.

Уроки-семинары по русскому языку в старших классах.

Необходимость выбора иной формы организации уроков диктуется и тем, что старшеклассники – это потенциальные студенты, поэтому вполне закономерно уделять особое внимание таким формам работы, как практикумы, семинары, лекции, зачеты, консультации и т.д., ведь именно в этих формах будут проходить занятия в вузах.

Остановимся подробнее на одном из перечисленных форм работы – на уроках-семинарах.

Урок-семинар еще не стал традиционной формой проведения уроков в школе, поэтому следует выделить его основные особенности. Вот как они определены в учебнике по методике преподавания русского языка: «Специфика семинара заключается, во-первых, в самостоятельной подготовке учащихся по определенной частной теме, во-вторых, в сообщениях школьников по этим темам, в-третьих, в обсуждении всеми присутствующими заслушанного, в-четвертых, в подведении итогов обсуждения темы преподавателем».

Вместе с тем, помимо «классического» варианта проведения семинара, когда занятие посвящается обсуждению результатов самостоятельного изучения школьниками той или иной темы, можно выделить еще несколько типов уроков-семинаров.

Семинарское занятие может носить репродуктивный, учебно-повторительный характер (такие семинары можно проводить и в 7-9 классах). На семинаре могут обсуждаться основные положения прочитанной учителем лекции. В рамках семинарского занятия возможна организация критического обсуждения творческих работ учащихся, сочинений, исследовательских докладов.

Семинар приобретает творческий характер, когда для более глубокого рассмотрения проблемы учащиеся подбирают материалы газет, радио- и телепередач, научных журналов, научно-популярных книг.

Семинарское занятие способствует прочному усвоению знаний, умений и навыков, поскольку требует от учащихся большой предварительной работы, самостоятельности, мыслительной активности в ходе обсуждения и умения отстаивать свои взгляды и убеждения.

При подготовке к семинару учитель должен продумать систему вопросов (репродуктивного и проблемного характера) для самостоятельной подготовки учащихся, индивидуальные задания для самостоятельного выполнения.

Подготовка к семинару организуется таким образом, чтобы в ней приняли участие все учащиеся. Часть школьников готовит выступления (учитель помогает им подобрать дополнительную литературу, если это необходимо – оказывает помощь в подготовке плана выступления, иногда просматривает его текст), остальные же получают задание повторить основные вопросы по учебнику (лекционным записям), а также выполнить задания практического характера, которые затем обсуждаются на семинаре.

В ходе подготовки семинара возможна организация групповой работы учащихся. В этом случае доклад (реферат, сообщение) готовится сообща. Работу организует руководитель группы, который назначается учителем или выбирается учениками. Одному из членов группы поручается выступить с коллективно подготовленным сообщением на семинаре. Групповая подготовка обеспечивает посильное участие в работе каждого ученика, повышает интерес к ней и ответственность за ее выполнение.

Как правило, на семинаре предлагается к обсуждению несколько докладов (сообщений), поэтому важно, чтобы все они были связаны между собой: при переходе от одного доклада к другому учитель с помощью нескольких фраз, минимального комментария помогает учащимся увидеть логику развертывания общей темы семинара.

При обсуждении каждого сообщения следует использовать практические задания, которые помогают учащимся убедиться в справедливости высказанных положений. Для этого можно обратиться и к тем заданиям, которые школьники выполняли дома при подготовке к семинару.

Особенно важно выбрать интересную тему по русскому языку, поскольку это во многом определит отношение школьников к урокам-семинарам вообще[4, с. 28]. Предложим один из вариантов урока, который может стать тем самым первым семинаром, с которого и начнется интересная работа по русскому языку в старших классах. При выборе его темы мы исходили из того, что значительное внимание в процессе обучения русскому языку уделяется работе с лингвистическими словарями. На уроках школьники знакомятся со словарями различных типов: толковыми, словарями омонимов, синонимов и т.п. и все же некоторые словари, в том числе и такой знаменитый, как, например, «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля, нередко остаются вне поля зрения школьников. А этому словарю можно посвятить интереснейший урок-семинар.

Конечно, как и любой другой интересный урок, семинар по Словарю Даля требует очень серьезной подготовки как со стороны учителя, так и со стороны учащихся.

Во-первых, поскольку едва ли удастся собрать такое количество словарей, чтобы они были на каждой парте, следует подготовить ксерокопии отдельных словарных статей (страниц) из Словаря Даля либо распечатать по количеству учащихся выборки материалов Словаря, анализируя которые дети смогут принять активное участие в общей работе.

Во-вторых, необходимо организовать самостоятельную работу учащихся в нескольких направлениях: некоторые ученики (или группы учеников) получают задания – подготовить выступления по темам: «Толковые словари русского языка XVIII – XX веков», «Объем и состав Словаря Даля», «история создания словаря Даля», «Построение Словаря Даля»; все учащиеся получают общее задание: выписать из словаря С. И. Ожегова словарные статьи…

В-третьих, нужно продумать, как обеспечить школьников на время урока-семинара различными лингвистическими словарями: иностранных слов, синонимов, антонимов, словообразовательными, этимологическими, орфографическими (по одному на парту). Возможно, некоторые из словарей дети могут принести из дома.

И, наконец, непосредственно перед уроком оформляется доска (или стенд). Здесь будет портрет Владимира Ивановича Даля, полное название словаря, а также эпиграф к уроку – слова В. В. Виноградова: «Как сокровищница меткого народного слова, Словарь Даля будет спутником не только литератора, филолога, но и всякого образованного человека, интересующегося русским языком».

Модуль №4

Урок – лекция, интегрированный урок, урок - дидактическая игра.

1. Проблемная лекция. В ней моделируются противоречия реальной жизни через их представленность в теоретических концепциях. Главная цель такой лекции - приобретение знаний учащимися самостоятельно.

2. Лекция-визуализация, когда основное содержание лекции представлено в образной форме (в рисунках, графиках, схемах и т.д.). Визуализация рассматривается здесь как способ информации с помощью разных знаковых систем.

3. Лекция вдвоем, представляющая собой работу двух учителей, а в старших классах возможно учителя и ученика, читающих лекций по одной и той же теме и взаимодействующих на проблемно-организационном материале как между собой, так и с учащимися. Проблематизация происходит как за счет форм, так и за счет содержания.

4. Лекция - пресс-конференция, когда содержание оформляется по запросу (по вопросам) учащихся с привлечением нескольких учителей.

5. Лекция-консультация близка по типу к лекции - пресс-конференции. Различие - приглашенный (грамотный специалист) слабо владеет методами педагогической деятельности. Консультирование через лекцию позволяет активизировать внимание учащихся и использовать его профессионализм.

6. Лекция-провокация (или лекция с запланированными ошибками), формирующая умения учащихся оперативно анализировать, ориентироваться в информации и оценивать ее. Может использоваться как метод "живой ситуации".

7. Лекция-диалог, где содержание подается через серию вопросов, на которые ученик должен отвечать непосредственно в ходе лекции. К этому типу примыкает лекция с применением техники обратной связи, а также программированная лекция-консультация.

8. Лекция с применением игровых методов (методы мозговой атаки, методы конкретных ситуаций и т.д.), когда школьники сами формулируют проблему и сами пытаются ее решить.

Школьная лекция целесообразна: при прохождении нового материала, не связанного с предыдущим; при обобщении различных разделов пройденного учебного материала; в конце изучения темы; при сообщении учащимся сведений о практическом применении изученных закономерностей; при выводе сложных закономерностей; при изучении материала проблемного характера; при изучении тем, где особенно необходимы межпредметные связи.

Условиями эффективного проведения лекции являются:

- четкое продумывание и сообщение обучаемым плана лекции;

- логически стройное и последовательное изложение всех пунктов плана с заключениями и выводами после каждого из них;

- логичность связей при переходе к следующему разделу;

- доступность, ясность излагаемого;

- использование разнообразных средств наглядности и ТСО;

- обучение учащихся фиксирующим записям, умению выделять главное, подчеркивать основные мысли, делать резюме и т.д.;

- итоговая беседа по теме лекции.

При анализе лекции необходимо выявить:

- оптимальность выбора темы лекции, ее цели, ведущие идеи, основные понятия;

- оценку оптимальности содержания материала лекции:

- рациональность логики изложения;

- полнота раскрытия темы;

- выделение главных мыслей, ведущих понятий;

- воспитательная, практическая направленность и развивающее влияние материала;

- приемы мобилизации внимания, интереса учащихся, стимуляции их познавательной активности:

- актуализация темы, ее практическая значимость;

- четкость структуры и плана лекции;

- эмоциональность и проблемный характер изложения материала;

- создание ситуаций новизны, занимательности и т.д.;

- использование ТСО;

- осуществление межпредметных связей;

- умения, формируемые у учащихся в процессе лекции, и степень их сформированности;

- характер взаимодействия учителя и учащихся, способы осуществления обратной связи;

- методика закрепления, характер вопросов и заданий, вынесенных на закрепление;

- манера поведения и характер общения учителя и учащихся;

- качество и объем итоговых выводов, анализ проделанной работы, планируемый и достигнутый уровень усвоения знаний.

Интегрированный урок. Интеграция дает возможность, с одной стороны, показать учащимся "мир в целом", а с другой, - высвобождаемое учебное время использовать для осуществления профильной дифференциации в обучении, особенно в старших классах.

Методической основой интегрированного подхода к обучению является формирование знаний об окружающем мире и его закономерностях в целом, а также установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении основ наук. Интегрированным уроком называют любой урок со своей структурой, для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методом других наук, других учебных предметов.

Форма проведения интегрированных уроков самая разная: семинары, конференции, путешествия и т.д.

Наиболее общую классификацию интегрированных уроков можно представить по способу их организации:

- конструирование и проведение урока двумя и более учителями разных предметов;

- конструирование и проведение урока одним учителем, имеющим базовую подготовку по соответствующим «родственным» дисциплинам;

- создание на этой основе интегрированных тем, разделов и, наконец, курсов.

Дидактическая игра от игры вообще отличается наличием четко поставленной цели обучения и соответствующими ей педагогическими результатами.

Дидактическая игра состоит из следующих основных компонентов', игровой замысел, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результаты игры.

Игровой замысел заключается в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить на уроке, и придает игре познавательный характер, предъявляет к ее участникам определенные требования в отношении знаний.

Правилами определяется порядок действий и поведения учащихся в процессе игры. Они разрабатываются с учетом цели урока и возможностей учащихся. Правилами создаются условия для формирования умений учащихся управлять своим поведением.

Регламентированные правилами игры действия способствуют познавательной активности учащихся.

Основой дидактической игры является инновационное содержание. Оно заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы.

Оборудование игры включает в себя оборудование урока: наглядность, ТСО, дидактический раздаточный материал и др.

Дидактическая игра имеет определенный результат, который выступает в форме решения поставленного задания и оценивания действий учащихся. Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. При усвоении новых знаний возможности дидактических игр уступают более традиционным формам обучения. Поэтому их чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков и умений. В этой связи различают обучающие, контролирующие и обобщающие дидактические игры.

Характерной особенностью урока с дидактической игрой является включение игры в его конструкцию в качестве одного из структурных элементов урока.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс опд. Ф. 04 Теория и методика обучения русскому языку Специальность 050301 Русский язык и литература умк принят в фонд учебно-методического управления пи юфу

    Учебно-методический комплекс
    является одним из основных составляющих основной образовательной программы направления 050300 Филологическое образование и составлен для студентов 3 и 4 курсов заочного отделения факультета лингвистики и словесности ПИ ЮФУ.
  2. Пояснительная записка Учебно-методический комплекс по Технологии и методике обучения русскому языку

    Пояснительная записка
    является одним из основных составляющих основной образовательной программы направления 050300 Филологическое образование и составлен для студентов 3 курса филологического отделения лингвистического института РГПУ.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 04 Теория и методика обучения литературе (уд-04. 13-001)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и методика обучения литературе» раскрывает содержание и методику работы по одной из основных дисциплин профессиональной подготовки студентов-филологов.
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (41)

    Учебно-методический комплекс
    Т Теория и методика обучения русскому языку [Текст] : Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Л.И. Чиркова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина.
  5. Учебно-методический комплекс опд. Ф. 03 Методика преподавания русского языка Специальность

    Учебно-методический комплекс
    является одним из основных составляющих основной образовательной программы направления 050300 Филологическое образование и составлен для студентов 3 курса филологического отделения лингвистического института РГПУ.

Другие похожие документы..