Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Обращаем ваше внимание на то, что в обзор входят все материалы, опубликованные в центральной печати по данной тематике вне зависимости от того, совпа...полностью>>
'Программа дисциплины'
Юридическая психология: рабочая учебная программа дисциплины по основной образовательной программе высшего профессионального образования по специальн...полностью>>
'Документ'
Эмитент – Публичное акционерное общество «УКРАИНСКАЯ БИРЖА» (лицензия ГКЦБ серии АГ № 399339от 22.10.2010г. на осуществление деятельности по организа...полностью>>
'Документ'
Значительные успехи в области развития вычислительной техники вынуждают разработчиков создавать более совершенные средства взаимодействия с машинами....полностью>>

Высшего Профессионального Образования балтийский гуманитарный институт факультет экономики и управления кафедра государственного и муниципального управлния учебно-методический комплекс

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

5.1 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РЕФЕРАТОВ

Общие положения

Реферат (от латинского "докладывать", "сообщать") представляет собой доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников или краткое изложение книги, статьи, исследования, а также доклад с таким изложением.

Таким образом, реферат — это сокращенный пересказ содержания первичного документа (или его части) с основны­ми фактическими сведениями и выводами.

Написание реферата практикуется в учебном процессе вуза в целях приобретения студентом необходимой профессиональ­ной подготовки, развития умения и навыков самостоятельного научного поиска: изучения литературы по выбранной теме, анализа различных источников и точек зрения, обобщения материала, выделения главного, формулирования выводов и т. п. С помощью рефератов студент глубже постигает наиболее сложные проблемы курса, учится лаконично излагать свои мысли, правильно оформлять работу, докладывать результаты своего труда.

Процесс написания реферата включает:

• выбор темы;

• подбор нормативных актов, специальной литературы и иных источников, их изучение;

• составление плана;

• написание текста работы и ее оформление;

• устное изложение реферата.

Рефераты пишутся по наиболее актуальным темам. В них на основе тщательного анализа и обобщения научного материала сопоставляются различные взгляды авторов и опреде­ляется собственная позиция студента с изложением соответ­ствующих аргументов.

Реферат готовится в письменном виде и оформляется по всем правилам, относящимся к написанию научных работ. Тема реферата определяется студентом по согласованию с преподавателем. Для рефератов больше всего подходят темы, по которым можно подискутировать, высказать свою точку зрения. Но в форме реферата может излагаться любой вопрос изучаемой темы. Необходимо, чтобы студент не просто переписал материал книг или статей, а попытался привести интересные примеры из практики, обосновал свою позицию.

Работу над рефератом следует начинать с общего ознакомления с темой (прочтение соответствующего раздела учебника, учебного пособия, конспектов лекций). После этого не­обходимо изучить нормативные акты, литературные и иные источники, рекомендованные преподавателем. Однако пере­чень источников не должен связывать инициативу студента. Он может использовать произведения, самостоятельно подо­бранные в результате изучения библиографии в библиотеке. В процессе изучения литературы рекомендуется делать выписки, постепенно группируя и накапливая теоретический и практический материал. План реферата должен быть составлен таким образом, чтобы он раскрывал название работы.

Реферат, как правило, состоит из введения, в котором кратко обосновывается актуальность, научная и практическая значимость избранной темы, основного материала, содержа­щего суть проблемы и пути ее решения, и заключения, где формируются выводы, оценки, предложения.

Реферат оценивается по двухбалльной системе: «зачтено» или «не зачтено».

Объём реферата составляет от 18 до 24 (на старших курсах) машинописных страниц.

Структура реферата

Содержание работы должно быть нацелено на раскрытие в сжатом виде темы, которая указана в заголовке. Цитаты и примеры, иллюстрирующие теоретические положения, должны быть правильно оформлены или выделены графически.

Композиционная организация текста предполагает деление содержания на три части - введение, в котором кратко обосновывается актуальность, научная и практическая значимость избранной темы, основной материал, содержа­щий суть проблемы и пути ее решения, и заключение, где формируются выводы, оценки, предложения. Основная часть обычно тоже дробится на параграфы.

Оформление реферата

На титульном листе реферата указываются наименование учебного заведения и кафедры, по тематике которой студент пишет реферат, тема реферата, ученая степень и ученое звание преподавателя учебной дисциплины, его фамилия и инициалы; фамилия, имя, отчество студента с указанием факультета, специальности, формы обучения (очно-заочная или заочная) и курса обучения. В конце титульного листа необходимо указать: «Санкт-Петербург» и год написания реферата. На втором листе приводится план реферата.

Текст реферата выполняется на одной стороне листа односортной белой бумаги формата А4 (210х297) в редакторе Word через 1,5 интервала со следующими полями: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 25 мм, нижнее – 25 мм. Шрифт – Times New Roman. Размер шрифта – 14. Отступ для красной строки – 1,27.

Не допускается формирование отступов пробелами и интервалов пропуском строк.

В исключительных случаях допускается написание реферата от руки, но четким и понятным подчерком.

Все листы реферата, включая список использованных источников нумеруются арабскими цифрами по порядку, начиная с третьей страницы – введение (т.е. первой цифрой нумерации будет цифра 3) до последней страницы без пропусков и повторений. (На титульном листе и листе оглавления номер страницы не ставится) Номера страниц ставятся в правом верхнем углу.

Список литературы, используемой студентом для выполнения реферата, оформляется в соответствии с установленными требованиями и должен содержать не менее 15 источников.

Оглавление

1.Введение………………………………………………………………. 3

2.Основная часть ……………………………............................... 4-17

2.1 ……………………………………………….. 4-10

2.2. …………………………………………………11-17

Заключение ……………………………………………………………. ..18

Список литературы………………………………………………………19

Список использованных источников

Список должен содержать перечень источников, использованных при выполнении работы, включающий перечень ГОСТов, литературы и информационных ресурсов Интернет (в указанной последовательности). Ссылки в тексте на источники указываются в квадратных скобках порядковым номером по списку источников, например: [1] (ссылка на первый источник по списку).

Сведения о книгах должны включать фамилию и инициалы автора, заглавие книги, место издания, издательство, год издания и количество страниц в книге. Фамилию автора следует указывать в именительном падеже. Если книга написана двумя или более авторами, то их фамилии с инициалами указывают в той последовательности, в какой они напечатаны в книге; при наличии трех и более авторов допускается указывать фамилию и инициалы только первого из них и слова «и др.».

Наименование места издания необходимо приводить полностью в именительном падеже; допускается сокращение только двух городов: Москва (М), Ленинград (Л) и Санкт-Петербург (СПб).

Сведения о статье из периодического (продолжающегося) издания должны включать: фамилию и инициалы автора, заглавие статьи, наименование издания (журнала), наименование серии (если таковая имеется), год выпуска, том (при необходимости), год издания (журнала), страницы, на которых помещена статья.

Для информационных ресурсов указывается ссылка на ресурс и наименование раздела, являющегося источником информации. Допускается указывать название статьи и автора (если таковые имеются) или полные данные по книге, размещенной для доступа в Интернет.

Примеры оформления библиографических изданий и информационных ресурсов:

  1. ГОСТ 19.404-79 ЕСПД. Пояснительная записка. Требования к содержанию и оформлению.

  2. Тропченко А.Ю. Цифровая обработка звука. Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПб ГУ ИТМО, 2005 – 207с.

  3. Сергиенко А.Б. Цифровая обработка сигналов. – СПб.: Питер, 2002 – 135с.

  4. Шакиров М.А, Кияткин Р.П. Динамика электромагнитных сил при переходном скин-эффекте в прямолинейных шинопроводах. // Электричество. – 2009 №4 – с.62-69.

  5. Определение динамических характеристик аэрогелей в зоне электронного пучка. / Демидов.Б.А., Ефремов.В.П., Илькин М.В. и др. // Журн.тех.физики. – 2009 – т.68, вып.10 – с.112-120.

  6. Базы данных. Учебное пособие. / Хомоненко А.Д., Цыганков В.М., Мальцев М.Г. и др. Под ред. Иванова И.И. // СПб.: КОРОНА принт, 2002 – 665с.

  7. – Краткое объяснение jpeg и его реализации.

Реферат сдается в учебную часть деканата не позднее, чем за 2 недели до начала экзаменационной сессии. В противном случае студент не допускается к сессии.

    1. Темы рефератов

  1. Исторические изменения роли государства в экономике.

  2. Основные концепции воздействия государства на экономику.

  3. Теория государственного регулирования Дж. М. Кейнса.

  4. Теория и практика государственного протекционизма.

  5. Механизм государственной централизованной экономики.

  6. Монетаризм как социально-экономическая доктрина и практи­ческая политика.

  7. Антикризисное регулирование экономики: зарубежный опыт.

  8. Великие реформы в России второй половины XIX века и их эко­номическое значение.

  9. Роль государства в экономике в период НЭПа.

  10. Исторический опыт планирования в СССР: достижения и неудачи.

  11. Восстановление хозяйства и построение «социальной экономи­ки»: германский путь.

  12. Французская модель участия государства в экономике.

  13. Польский опыт перехода к либерализованной экономике.

  14. Экономическая реформа в Китае.

  15. Национальное планирование и программирование за рубежом.

  16. Взаимодействие государства и крупного бизнеса в современной России.

  17. Российская приватизация и ее воздействие на социально-эконо­мическое развитие страны.

  18. Роль государства в социально-экономической трансформации российского общества (переход России к рыночной экономике).

  19. Причины, специфика и следствия монополизма в российской экономике.

  20. Естественные монополии в РФ и методы регулирования их дея­тельности.

  21. Центральный банк РФ как субъект регулирования экономики.

  1. Федеральный бюджет РФ как инструмент экономической и со­циальной политики государства.

  1. Государственное регулирование рынка алкогольной продукции.

  2. Налоговые условия деятельности хозяйствующих субъектов в России и возможности налогового регулирования.

  3. Роль бюджета в реализации региональной политики государства.

  4. Макроэкономические и структурные сдвиги в экономике РФ и задачи государственного регулирования.

  5. Организация государственного регулирования в РФ.

  6. Топливно-энергетический комплекс как объект государственно­го регулирования.

  7. Роль государства в обеспечении продовольственной безопасно­сти РФ.

  8. Государственное регулирование внешнеэкономической деятель­ности предприятий.

  9. Регулирование процессов конверсии ВПК в России.

  10. Свободные экономические зоны в РФ: проблемы формирования и регулирования их деятельности.

  11. Планирование на государственных предприятиях в новых усло­виях.

  12. Локальные монополии и проблемы регулирования их деятельности.

  13. Специфика и государственное регулирование процессов банкрот­ства в РФ.

  14. Проблемы, задачи и система валютного регулирования в РФ.

  15. Государственное регулирование ценных бумаг.

  16. Малое предпринимательство региона (города): приоритеты, фор­мы поддержки и регулирования.

  17. Проблемы регионального развития РФ. Роль государства в их решении.

  18. Федеральные программы как инструмент реализации государ­ственной социально-экономической политики.

  19. Особенности регулирования экономики на муниципальном уров­не (на конкретном примере).

  20. Регулирование инвестиционной деятельности в РФ (регионе).

  21. Государственное регулирование демографических процессов и миграции в РФ.

  22. Проблемы безработицы и государственное регулирование заня­тости в РФ.

  23. Бюджет государства (региона) и его роль в реализации социаль­ной политики.

  1. Использование налогов как экономических и социальных регу­ляторов.

  1. Проблемы преодоления диспропорций в условиях социально-экономического развития регионов РФ.

  2. Стратегическое планирование развития региона.

  3. Таможенные инструменты регулирования экономики.

  4. Государственное регулирование внешнеэкономической деятель­ности.

Методические указания студентам по написанию рефератов

Реферат – это один из видов развёрнутых письменных зачётных заданий, требующих в общем случае устной публичной защиты. Подготовка рефератов помогает студентам приобрести навыки грамотно и логически последовательно формулировать свои мысли, работать с лингвистической литературой, проявлять творческую инициативу.

Оформление реферата и его структура соответствуют тем же правилам оформления курсовых работ. Необходимо наличие титульного листа с указанием вуза, факультета, темы. Необходимо наличие оглавления с указанием страниц для каждого раздела и параграфа.

Композиционная организации текста, предполагающая деление содержания на три части - введение, основную часть и заключение. Основная часть обычно тоже дробится на параграфы.

Список использованной литературы (или библиография) с точным указанием всех выходных данных первоисточника.

Объём реферата обычно колеблется от 10 до 15 (на старших курсах) машинописных страниц.

Содержание работы должно быть нацелено на раскрытие в сжатом виде темы, которая указана в заголовке. Цитаты и примеры, иллюстрирующие теоретические положения, должны быть правильно оформлены и/или выделены графически.

6. Методические рекомендации для выполнения контрольных работ

    1. Задания для выполнения контрольных работ

Для дисциплины «Государственное регулирование экономики» данный раздел не предусмотрен

  1. Методические рекомендации для выполнения курсовых работ

Для дисциплины «Государственное регулирование экономики» данный раздел не предусмотрен

7.1.Темы курсовых работ

Для дисциплины «Государственное регулирование экономики» данный подраздел не предусмотрен

8. Тесты

8.1. для проведения текущего контроля

Тесты могут быть использованы в рамках промежуточного контроля для работы в период промежуточной аттестации. Можно использовать выборочные темы при условии необходимости контроля знаний по выбранным темам.

Примечание: критерий оценок: при правильном ответе на 19 – 16 вопросов оценка «отлично», на 15 – 12 вопросов – «хорошо», 11 – 8 вопросов – «удовлетворительно», 8 – 0 вопросов – «неудовлетворительно».

1. Государственное регулирование рыночной экономики:

А) порождено исключительно интересами бюрократического государственно-

го аппарата;

Б) служит экономическим целям национального финансового капитала;

В) вызвано, прежде всего, интересами военно-промышленного комплекса;

Г) призвано решать задачи, которые не может решать рыночный механизм;

Д) всё вместе.

2. Государственное регулирование экономики решает следующие задачи:

А) достижение полной занятости;

Б) ускорение экономического роста;

В) определение курса ценных бумаг крупных корпораций;

Г) обеспечение экономической безопасности страны;

Д) всё вместе.

3. Каким задачам соответствует применение административных методов

государственного регулирования экономики:

А) обеспечение высоких темпов роста производства;

Б) укрепление национальной валюты;

В) содействие успешному выполнению среднесрочных государственных программ;

Г) корректировка рыночного механизма там и в той мере, где экономическими методами корректировать его невозможно;

Д) сглаживание диспропорций в отраслевой и территориальной структуре экономики страны.

4. Закон Оукена устанавливает связь между:

А) процентным изменением реального ВВП и изменением уровня безработицы;

Б) процентным изменением номинального ВВП и изменением уровня безработицы;

В) процентным отношением реального ВВП и изменением численности рабочей силы;

Г) нет правильного ответа.

5. Рост государственных расходов увеличивает реальный ВВП только в том случае, если:

А) государственные расходы направляются на закупку товаров и услуг, а не на оплату труда чиновников;

Б) государственные расходы сопровождаются увеличением предложения денег;

В) государственные расходы не вытесняют равновеликого объёма расходов в негосударственном секторе;

Г) государственные расходы финансируются за счёт выпуска государственных займов;

Д) всё вместе.

6. В каких отраслях экономики чаще всего представлен государственный

сектор:

А) в розничной торговле;

Б) в инфраструктуре;

В) в общественном питании;

Г) в сельском хозяйстве;

Д) в добыче сырья;

Е) в фундаментальных научно-исследовательских разработках;

Ж) всё вместе.

7. Выберите положения, соответствующие кейнсианскому направлению:

А) рынку внутренне присуща стабильность;

Б) государственное вмешательство снижает стабильность рыночной экономики;

В) рынку внутренне не присуща стабильность;

Г) государственное вмешательство в экономику является желательным;

Д) контроль за динамикой денежного предложения;

Е) содействие стабильности банковской системы.

8. Укажите причины написания Дж. Кейнсом «Общей теории занятости,

процента и денег»:

А) рост монополий;

Б) увеличение денег в обращении;

В) рост цен;

Г) «великая депрессия»;

Д) необходимость выхода из кризиса;

Е) жёсткое регулирование экономики государством;

Ж) ускорение роста инвестиций.

9. Что из нижеперечисленного отстаивал Дж. Кейнс:

А) «laissez faire»;

Б) невидимую руку рынка;

В) автоматическую настройку рыночной экономики;

Г) регулирование капитализма;

Д) снижение цен на продукты питания;

Е) ограничение денежной массы;

Ж) полную занятость.

10. По М. Фридмену, предложение денег должно увеличиваться темпами, равными:

А) темпу роста уровня цен;

Б) темпу роста уровня процентной ставки;

В) темпу роста ВНП;

Г) темпу роста скорости обращения денег;

Д) темпу роста населения страны;

Е) нет правильного ответа.

11. Регулирование заключается в:

А) устранении причин, вызвавших отклонение от нормы;

Б) компенсации возмущений внутри системы;

В) приведении всех процессов и элементов в такой режим функционирования, который отвечает нормативным требованиям;

Г) всё вместе;

Д) нет правильного ответа

12. Задачи территориального регулирования экономики:

А) обеспечение эффективной территориальной специализации, которая

ведёт к повышению эффективности экономики страны;

Б) организация регионального хозяйственного комплекса как единого целого;

В) повышение уровня жизни населения, проживающего в регионе;

Г) всё вместе.

13. Инструменты государственного регулирования регионального

развития:

А) генеральная схема развития и размещения производства;

Б) схемы районной планировки;

В) схемы размещения производства отраслей народного хозяйства;

Г) комплексные программы развития экономики региона;

Д) всё вместе.

14. Фрикционная безработица – это:

А) безработица, связанная с изменением структуры производства и как результат – с несовпадением предложения рабочей силы и спроса на неё;

Б) безработица, связанная с добровольной переменой места работы;

В) безработица, связанная с экономическими циклами;

Г) нет правильного ответа.

15. Какие из вышеприведённых высказываний верны:

А) занятость населения – это участие его в производстве материальных

благ;

Б) безработные – это лица, потерявшие работу и не оставившие попыток найти её;

В) занятое население – это трудоспособное население, фактически участвующее в общественном производстве;

Г) всё вместе.

16. Измеряемая безработица может быть ниже фактической

безработицы, так как:

А) измеряемая безработица не включает фрикционных безработных;

Б) некоторые работники хотели найти работу, но отчаялись и прекратили поиски;

В) некоторые из тех лиц, которые называют себя безработными, просто не занимались поиском работы;

Г) измеряемая безработица не включает в себя подростковую безработицу;

Д) всё вместе.

17. Мерами по повышению уровня занятости могут быть:

А) увеличение возраста выхода на пенсию;

Б) организация общественных работ;

В) поощрение частного предпринимательства и развитие малого бизнеса;

Г) национализация промышленных предприятий;

Д) переподготовка и профессиональная подготовка по дефицитным специальностям;

Е) всё вместе.

18. Методами регулирования инвестиционной деятельности в условиях рыночных отношений выступают:

А) встроенные регуляторы инвестирования в рыночной экономике;

Б) экономические методы стимулирования инвестиционной деятельности со стороны государства;

В) административные методы воздействия государства на инвестиционную активность в стране;

Г) всё вместе.

19. Задачи инвестиционной политики:

А) расширение объёма инвестиций;

Б) повышение эффективности инвестиций за счёт совершенствования их

структуры;

В) превращение государственных инвестиций в «локомотив» повышения инвестиционной активности в стране;

Г) стимулирование экспорта капитала;

Д) всё вместе.

20. Примером субъекта естественной монополии является:

А) компания «IBM»;

Б) Сбербанк;

В) международный нефтяной картель «ОПЕК»;

Г) городской метрополитен;

Д) «Газпром

8.2. для проверки итоговых знаний

Для дисциплины «Государственное регулирование экономики» данный подраздел не предусмотрен.

9. Список вопросов для подготовки к экзамену (зачету)

  1. Возможности рыночной экономики и необходимость ее регули­рования.

  2. Сущность и цели государственного регулирования экономики.

  3. Основные этапы развития государственного регулирования эко­номики.

  4. Основные концепции, характеризующие роль государства в эко­номике.

  5. Классическая теория о роли государства в экономике.

  6. Кейнсианская концепция государственного регулирования эко­номики.

  7. Монетаризм о роли государства в экономике.

  8. Опыт государственного регулирования экономики в дореволю­ционной России.

  9. Механизм функционирования централизованной государствен­ной экономики в СССР.

  10. Специфика современной российской экономики как объекта ре­гулирования.

  11. Особенности российского экономического пространства.

  12. Основные задачи государственного регулирования в РФ.

  13. Сущность государственной экономической политики, ее связь с государственным регулированием.

  14. Система форм и методов государственного регулирования эко­номики.

  15. Законодательные основы регулирования экономики.

  16. Налоговое регулирование.

  17. Бюджетное регулирование.

  18. Денежно-кредитное регулирование.

  19. Ценовое и тарифное регулирование.

  20. Таможенные инструменты государственного регулирования эко­номики.

  21. Государственные и муниципальные заказы.

  22. Центральный банк России и его роль в народном хозяйстве.

  23. Организация государственного регулирования экономики в РФ.

  24. Причины экономическое реформирования.

  25. Приватизации и национализации как экономическая активизация.

  26. Российская экономическая реформа. Цели, механизмы, резуль­таты.

  27. Опыт антикризисного регулирования за рубежом.

  28. Опыт реформирования экономики в странах Восточной Европы.

  29. Опыт реформирования экономики в странах Юго-Восточной Азии.

  30. Предприятие в системе государственного регулирования эко­номики.

  31. Макроэкономическое регулирование.

  32. Проблемы оптимизации структуры российской экономики.

  33. Наукоемкий сектор экономики России и задачи стимулирования инноваций.

  34. Регулирование инвестиционной деятельности.

  35. Специфика и следствия российского монополизма.

  36. Цели, организация и методы антимонопольного регулирования.

  37. Регулирование деятельности естественных монополий.

  38. Топливно-энергетический комплекс как объект регулирования.

  39. Особенности государственного регулирования в АПК.

  40. Регулирование развития отраслей общегосударственной инфра­структуры.

  41. Регулирование процессов конверсии ВПК России.

  42. Регулирование финансовых рынков.

  43. Регулирование внешнеэкономической деятельности.

  44. Задачи государства в связи с вступлением России в ВТО.

  45. Регулирование в сфере малого предпринимательства.

  46. Задачи и методы регулирования социального развития.

  47. Регулирование демографических процессов и миграций.

  48. Проблемы реформирования отраслей социальной сферы.

  49. Государственное регулирование в сфере занятости.

  50. Государственное регулирование процессов банкротства.

  51. Планирование и его функции в рыночной экономике.

  52. Прогнозирование и его роль в управлении.

  53. Прогнозирование экономического и социального развития в РФ.

  54. Методы планирования и прогнозирования.

  55. Целевые программы в управлении экономикой.

  56. Регулирование территориального развития в РФ.

  57. Стратегическое планирование в регионе.

  58. Проблемы регулирования экономики на муниципальном уровне.

  59. Задачи и методы регулирования природопользования.

10. Литература

Основная литература

  1. Басовский Л. Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. — М., 2003.

  2. Богомолов В. А., Богомолова А. В. Антикризисное регулирование экономики. Теория и практика. — М., 2003.

  3. Гаврилов А. Н. Региональная экономика и управление. — М., 2002.

  4. Государственное регулирование рыночной экономики. / Под ред. Н. А. Волгина и др. — М., 2002.

  1. Государственное регулирование экономики. / Под ред. Т. Г. Мо­розовой. — М., 2001.

  2. Курс переходной экономики. / Под ред. Л. И. Абалкина. — М., 2008.

  3. Орешин В. П. государственное регулирование национальной эко­номики. — М., 2000.

  4. Пешехонов В. А. Государство и экономика. — СПб., 2009.

  5. Ходачек В. М. Стратегическое планирование и государственное регулирование экономики на региональном уровне. — СПб., 2000.

  6. Шамхалов Ф. И. Государство и экономика: основы взаимодей­ствия. — М., 2000.

  7. Экономическая трансформация: цели, направления, динамика. / Под ред. В. И. Кушлина. — М.: РАГС, 2000.

  8. Экономическая энциклопедия. — М., 2002.

Дополнительная литература

  1. Бункина М. К. Монетаризм. — М., 1994.

  2. Виноградов В. В. Экономики России. — М., 2002.

  3. Воронин А. Г. Основы управления муниципальным хозяйством. — М., 2009.

  1. Герчикова И. Н. Регулирование предпринимательской деятель­ности. — М., 2002.

  2. Глазунова Н. И. Система государственного управления. — М., 2002.

  3. История государственного управления в России. / Под ред. А. Н. Марковой. — М., 2008.

  1. История мировой экономики. Хозяйственные реформы 1920— 1990 гг. — М., 2006.

  2. Кейнс Дж. М. Избранные произведения. — М., 2006.

  3. Лексин В. Н., Швецов А. Н. Государство и регионы. — М., 2008.

  4. Мартынов С. Д. Государство и экономика: система Витте. — СПб., 2002.

  1. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. / Под ред. Морозовой Т. Г. — М., 2009.

  1. Райзберг Б. А., Лобко А. Г. Программно-целевое планирование и управление. — М., 2002.

  2. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. — М., 2006.

  1. Сорвина Г. Н. История экономической мысли двадцатого столе­тия. — М.: РАГС, 2001.

  2. Столбов Г. Ф. Государство и предпринимательство: теория и опыт взаимодействия при переходе к рыночным отношениям. — СПб., 2000.

  1. Стратегическое планирование. / Под ред. А. Н. Петрова. — СПб., 2003.

  2. Управление государственной собственностью. / Под ред. В. И. Кошкина. — М., 2002.

  1. Ходачек В. М. Государственный бюджет и его роль в регулирова­нии экономики. — СПб., 2001.

  2. Ходов Л. Г. Основы государственной экономической политики. — М., 2008.

  1. Худокормов А. Г. История экономических учений (ХХ век). — М., 2009.

  1. Хэзлитт Г. Типичные ошибки государственного регулирования экономики. — М., 2000.

  2. Шамхалов Ф. И. Основы теории государственного управления. — М., 2003.

  1. Шамхалов Ф. И., Нечипоренко В. С. Государственная поддержка предпринимательства в России. — М., 2008.

  2. Экономика. / Под ред. А. С. Булатова. — М., 2001.

  3. Экономическая политика государства в начале XXI века и про­блемы развития предпринимательства. — СПб., 2002.

  4. Ядгаров Я. С. История экономических учений. — М., 2009.

  5. Вопросы экономики (журнал).

  6. Российский экономический журнал.

  7. Экономист (журнал).

  8. Экономические науки (журнал).

11.Глоссарий

Автоматические (встроенные) стабилизаторы – элементы налогово-бюджетной политики, автоматически ослабляющие воздействие колебаний экономической активности.

Адаптивные инфляционные ожидания -ожидания будущего уровня инфляции, основанные на инфляционном опыте прошлого периода.

Акселератор – экономический показатель, характеризующий зависимость между уровнем инвестиций и темпом изменения национального дохода.

Антимонопольная политика – комплекс мер, проводимых государством с целью предупреждения, ограничения и пресечение монополистической деятельности, обеспечения всем хозяйствующим субъектам равных условий конкуренции и недопущения недобросовестно конкуренции.

Бюджетный дефицит – превышение расходов государства над его доходами в данном финансовом году. Используется как инструмент фискальной политики государства для повышения уровня совокупного спроса и занятости.

Бюджетный профицит – превышение доходов государства над его расходами в данном финансовом году. Используется как инструмент фискальной политики государства для понижения уровня совокупного спроса в экономике.

Вагнера закон – гипотеза, выдвинутая в конце XIX в. немецким экономистом А. Вагнером, который установил, что экономическое развитие стран сопровождается ростом доли государственных расходов в валовом национальном продукте.

Валовой внутренний продукт (ВВП) – совокупная стоимость всего объёма произведённых на территории страны конечных товаров и услуг в течении года.

График предложения денег – графическое изображение зависимости объёма предложения денег от процентной ставки. Чем выше процентная ставка, тем больше предложение денег. График предложения денег совместно с графиком спроса на деньги определяют равновесную процентную ставку.

График сбережений – графическое изображение зависимости между сбережениями и уровнем располагаемого дохода. Рост дохода способствует

увеличению сбережений в соответствии с предельной склонностью к сбережению.

График спроса на деньги – графическое изображение зависимости между объёмом спроса на деньги и процентной ставкой при данном уровне национального дохода. Совокупный спрос на деньги находится в обратной зависимости от процентной ставки.

Девальвация – меры правительства по снижению курса национальной валюты относительно других валют в условиях действия системы фиксированных валютных курсов. Власти прибегают к девальвации, когда необходимо устранить дефицит платёжного баланса – сделать более дорогостоящим импорт и дешёвым экспорт.

Деловой (экономический) цикл – колебания уровня экономической активности, приводящие к чередованию периодов спада с периодами подъёма

(бума) в экономике. Включает четыре фазы: кризис, депрессию, оживление, подъём.

Демпинг – экспорт товаров по цене ниже их себестоимости или более низкой, чем на внутреннем рынке.

Денежная база – часть предложения денег, находящаяся под непосредственным контролем Центрального банка.

Денежная масса – количество денег в обращении. Является важным показателем уровня затрат в экономике. Регулирование этого количества – основная задача денежно-кредитной политики.

Естественный уровень безработицы – уровень безработицы, соответствующий темпу инфляции. Термин используется в качестве синонима не ускоряющего инфляцию уровня безработицы.

Закон Оукена – вывод, сделанный американским экономистом А. Оукеном, о том, что превышение текущего уровня безработицы на 1% над уровнем

естественной безработицы увеличивает отставание реального ВВП от потенциального ВВП страны на 2,5 %.

Закон Сэя – макроэкономический принцип, сформулированы французским экономистом Ж. -Б. Сэем в начале 19 в., согласно которому производство товаров и услуг (предложение) создаёт равный совокупный спрос на них.

Защитная (протекционистская) пошлина – пошлина, установленная

для защиты отечественных производителей товара от конкуренции иностранных производителей.

Зона свободной торговли – форма торговой интеграции между несколькими странами, которые устраняют все барьеры на пути взаимной торговли,

однако продолжают сохранять некоторые ограничения в торговле с третьими

странами.

Импортная квота – вводимое страной ограничение объёма ввозимого из других стран товара в течение определённого периода.

Импортная пошлина – косвенный налог, которым государство облагает импортную продукцию для увеличения своих доходов и защиты отечественных производителей от иностранной конкуренции.

Индикативное планирование – один из инструментов государственного регулирования экономики, направленный на согласование экономических интересов государства и рыночных субъектов хозяйствования посредством

Количественная теория денег – теория, устанавливающая прямую связь между предложением денег и общим уровнем цен в экономике.

Кривая Лаффера – кривая линия на графике, показывающая зависимость между налоговыми ставками и объёмом налоговых поступлений в бюджет.

Кривая Филлипса – кривая линия на графике, описывающая зависимость между уровнем безработицы и годовым ростом уровня цен.

Ликвидная ловушка – ситуация, при которой процентная ставка столь

низка, что люди предпочитают держать деньги в наличной форме, а предприниматели не увеличивают инвестиции, поскольку дальнейшее снижение процентной ставки невозможно.

Макроэкономическая политика – определение государством целей экономического развития страны и использование различных инструментов для их достижения.

Монетаризм – альтернативная кейнсианству школа макроэкономического анализа, основанная американским экономистом М. Фридменом. В соответствии с взглядами монетаристов совокупный объём национального производства и уровень цен изменяются в зависимости от предложения денег.

Монетарное (денежное) правило – правило, сформулированное сторонниками монетаризма, согласно которому масса денег в обращении должна ежегодно увеличиваться темпами, равными потенциальному темпу роста ВВП.

«Основной психологически закон» Кейнса – человеческая склонность с ростом дохода увеличивать потребление в меньшей степени, чем растёт доход.

Политика дешёвых денег – денежно-кредитная политика, направленная на стимулирование совокупного спроса, занятости и роста производства. Её характерной чертой являются низкие учётные ставки и покупка Центральным

банком государственных ценных бумаг на открытом рынке для увеличения

предложения денег.

Политика дорогих денег – денежно-кредитная политика, направленная на борьбу с инфляцией. В ходе её Центральным банком устанавливаются

высокие учётные ставки и продаются государственные ценные бумаги на открытом рынке для уменьшения предложения денег.

Полная занятость – уровень занятости, характеризующийся отсутствием циклической безработицы. Достигается в том случае, если имеют место лишь фрикционная и структурная формы безработицы.

Программа – комплекс взаимоувязанных по времени исполнения и ресурсам конкретных мероприятий по развитию какого-либо элемента социально-экономической системы с указанием конкретных ответственных исполнителей каждого мероприятия.

Программирование государственное – применение программно-целевого метода в виде разработки и практической реализации совокупности целевых программ, формируемых в соответствии с возникающими или обостряющимися социально-экономическими проблемами народнохозяйственного масштаба и значения, решение которых требует концентрации или привлечения ресурсов.

Программно-целевой метод – способ решения крупных и сложных социально-экономических проблем посредством выработки и проведения государственными органами системы взаимоувязанных программных мер, направленных на решение возникшей проблемы.

Протекционизм – внешнеторговая политика государства, направленная на повышение барьеров в торговле с другими странами для защиты внутреннего рынка и отечественного производителя.

Регулирование – процесс, обеспечивающий достижение нормативного уровня функционирования системы и её элементов.

Рынок – совокупность экономических отношений, возникающих по поводу купли-продажи товаров и услуг.

Рыночная экономика – система рынков, основанная на свободном частном предпринимательстве, господстве суверенитета потребителя, свободной системе ценообразования и действии закона спроса и предложения при равных условиях конкуренции для всех хозяйствующих субъектов.

Смешанная экономика – наиболее распространённый сегодня тип рыночной экономики, регулируемой через рыночный механизм, который дополнен системой централизованного государственного регулирования.

Стагфляция – одновременный рост уровня цен и безработицы.

Фискальная политика – государственная политика в области налогообложения.

Фрикционная безработица – безработица, связанная с добровольной переменой места работы.

Экономический дирижизм – получившая распространение во Франции теория политики активного вмешательства государства



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Б. Н. Топорнин европейское право москва юристъ 1998 Учебник

    Учебник
    Первый учебник по европейскому праву в системе высшего юридического образования России написан на основе изучения проблем развития европейских сообществ и Европейского союза начиная с первых шагов европейской интеграции и вплоть до настоящего времени.

Другие похожие документы..