Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Лекция'
Теоретически все функции, осуществляемые корпорацией, могли бы выполняться консорциумом независимых экономических субъектов на основе контрактных отн...полностью>>
'Лекция'
Семья пережила все испытания временем и пространством. Сегодня семья существует во всех частях света, а ее история насчитывает многие тысячелетия. Зн...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Целью учебной дисциплины «Международные стандарты аудита» является знакомство специалиста с международным опытом разработки стандартов аудита и их исп...полностью>>
'Литература'
В чем биологический смысл синтетического периода интерфазы? 4. Что такое мейоз? 5. Из каких делений состоит мейоз? . В чем значение кроссинговера? 7....полностью>>

Учебно-методический комплекс методика расследования преступлений высшее профессиональное образование специальность 030501. 65 Юриспруденция москва, 2011

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Негосударственное образовательное частное учреждение

высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ НОВЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ

ПРЕСТУПЛЕНИЙ

ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

030501.65 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

МОСКВА, 2011

Учебно-методический комплекс подготовлен Смирновым М.П., кандидатом юридических наук, профессором, членом международной полицейской ассоциации

Учебно-методический комплекс одобрен и рекомендован к опубликованию кафедрой уголовно-правовых дисциплин протокол от 17 января 2011 года №5

Рецензент - Кувалдин В.П., заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук, профессор

Рецензент - Степаненко Ю.В., заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук,

профессор РАЕН

Учебно-методический комплекс составлен с использованием справочно-правовой системы «Консультант плюс».

© МНЮИ

Оглавление

Раздел I. Пояснительная записка

Подготовка высококвалифицированных специалистов является сложным и многогранным процессом. В него входят приобретение студентами твердых и глубоких общенаучных правовых, профессиональных и специальных знаний, а также выработка у них навыков, умений и убеждений, необходимых для выполнения для выполнения ответственных обязанностей при осуществлении надзора за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, и борьбы с преступностью.

В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования от 27 марта 2000 г. № 260 гум/сп учебная дисциплина «Методика расследования преступлений» является дисциплиной федерального компонента ГОС ВПО для студентов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». Учебное время на ее освоение определяется учебным планом по каждой форме обучения.

Криминалистическая методика расследования отдельных видов преступлений как заключительная часть криминалистики имеет своей основной и главной задачей вооружить правоохранительные органы научно-методическим комплексом знаний, необходимых для выработки навыков раскрытия, расследования и предупреждения отдельных видов преступлений в разных следственных ситуациях.

В то же время именно в рамках специфических методов расследования разных видов преступлений практически реализуются и все рекомендации криминалистической техники и тактики.

Методика расследования отдельных видов преступлений представляет собой целостную часть криминалистики, изучающую криминальный опыт совершения преступлений и следственную практику их расследования и разрабатывающую на основе познания их закономерностей систему наиболее эффективных методов расследования и предупреждения разных видов преступлений.

К числу информационных источников методики расследования относятся результаты научно обобщенного преступного поведения и следственного опыта, соответствующие уголовно-правовые и процессуальные нормы, определяющие общие условия уголовного судопроизводства, данные общей теории и других частей криминалистики, положения общей научной методологии, многих гуманитарных и естественных наук, а также сведения об особенностях тех сфер человеческой деятельности, в которых совершаются специфические преступления.

В структуре методики расследования условно выделяются две части. В первой – общетеоретической части – раскрываются ее общие положения и научные основы. При этом общие положения в криминалистической методике в значительной мере выполняют роль своеобразного введения в суть ее предмета, задач, структуры, источников, связей с другими отраслями криминалистики. В научных основах, раскрываемых обычно в монографических работах, рассматриваются информационно-теоретические и методологические начала методики расследования.

В научных основах методики можно выделить информационно-теоретические и методологические начала. В первой из них на основе изучения криминальной практики совершения преступлений и опыта деятельности по их раскрытию и расследованию выявляются и изучаются криминалистические особенности отдельных видов, групп преступлений (методические аспекты их криминалистической характеристики), а также закономерности указанных видов деятельности, имеющих методическое значение.

Главной задачей методологических начал является раскрытие основных условий, принципов и возможностей использования современных методов познания прошлых событий, явлений и фактов при разработке методов расследования преступлений с учетом их специфики. Соответственно, прежде всего методологические начала имеют целью обеспечить разработку наиболее оптимальных методов практической познавательной деятельности лиц, ведущих расследование (специалистов).

На базе научных основ и данных других частей криминалистики и разрабатываются частные методики расследования (конкретные методики), составляющие вторую – особенную часть. Частные методики являются, по существу, итоговым элементом криминалистики в целом. В них фактически аккуиулируются данные всех частей криминалистики, трансформированные с учетом криминалистической специфики различных видов преступлений, ситуационных и иных особенностей деятельности по их расследованию.

К числу общих положений методики расследования преступлений, характеризующих процесс расследования, относятся:

1) соблюдение законности;

2) индивидуальность и динамичность расследования;

3) планомерность, всесторонность, полнота, объективность и экономичность расследования;

4) оперативность и быстрота расследования;

5) использование данных криминалистической характеристики преступлений;

6) учет при построении методики расследования конкретного преступления, складывающихся типичных следственных ситуаций;

7) сочетание следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий (взаимодействие следователя с оперативными подразделениями правоохранительных органов);

8) использование технических средств, приемов и методов при расследовании (использование знаний специалистов и экспертов);

9) использование помощи общественности в раскрытии преступлений;

10) выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений, и принятие мер к их устранению и др.

Юрист (специалист) должен обладать принципиальностью и преданностью делу укрепления законности, быть непримиримым в борьбе с преступностью. Выпускник юридического института должен уметь хранить государственную и служебную тайну, обладать чувством личной ответственности за порученное дело, честностью и добросовестностью, способностью поддерживать все передовое, быть внимательным к правам и интересам людей.

Преподавание методики расследования преступлений призвано не только привить студентам (специалистам) практические навыки работы с доказательствами по организации и проведению расследования уголовных дел, но и формировать у них систему воззрений, убеждений и принципов, лежащих в основе их будущей специальности и обеспечивающих сознательный, творческий и инициативный подход к решению задач борьбы с преступностью.

В связи с изложенным, дисциплина специализации «Методика расследования преступлений» направлена на успешное решение задачи подготовки квалифицированных кадров-юристов для правоохранительных органов и спец. служб Российской Федерации, осуществляющих свою деятельность в сфере уголовного судопроизводства.

Программа предусматривает углубленное изучение теоретических и методологических основ кримина­листической методики и частных методик расследования преступлений против жизни и здоровья граждан, против половой неприкосновенности и половой свободы личности, против собственности, в сфере экономики, незаконного оборота наркотических средств и др. Достижение указанной цели предполагает:

- дать студентам знания о криминалистической методике, ее предме­те, системе и задачах;

- сформировать у студентов умения и практические навыки по приме­нению частных криминалисти­ческих методик расследования отдельных видов преступлений;

- воспитывать студентов в духе сознательного соблюдения законов и непримиримого отношения к преступным проявлениям в обществе.

Изучение курса специализации осуществляется в первую очередь на основе норм Конституции РФ, УК РФ, УПК РФ и других действующих законода­тельных актов. Данный курс базируется на ранее изученных дисциплинах уголовно-правового цикла в тесном взаимодейс­твии с другими дисциплинами уголовно-правовой специализации.

Формы и способы изучения учебного материала определяются с учетом специфики конкретной темы спецкурса. При его освоении важное место должна занимать самостоятельная работа студентов: четкое усвоение основных положений, подготовка ответов на вопросы темы, отслеживание и проработка публикуемых в открытой печати научных работ.

В процессе обучения предусмотрены:

- лекции, которые проводятся методом проблемного изложения материала, иллюстративно-объяснительным методом, а также методом проведения лекций-бесед со студентами;

- семинары, которые проводятся в виде дискуссий, обсуждения докладов, развернутой беседы или вопросно-ответным методом;

- практические занятия, предполагающие фактические действия студентов при производстве уголовного (учебного) дела, решения задач

В целях более качественного восприятия и усвоения студентами изу­чаемого материала при проведении лекций и семинаров рекомендуется широко применять технические средства обучения, особенно средства вычислительной техники, видеотехнику (видеофильмы), дидактические и другие наглядные материалы.

Основным учебником по курсу «Методика расследования преступлений» является учебник Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Россинская Е.Р. Криминалистика:

Учебник. 3-е издание. Издательство НОРМА. М., 2008.

Контроль успеваемости студентов проводится с целью определения уровня их теоретической и практической подготовки. В процессе контроля особое внимание обращается на закрепление у студентов практических на­выков использования типичных и частных криминалистических методик расследования преступлений, на выработку у них готов­ности к решению практических задач в условиях реальной обстановки, складывающейся при расследовании преступлений. Настоящей программой предусмотрены следующие виды контроля: текущий и итоговый. Текущий контроль успеваемости студентов осуществляется в ходе семинарских и практических занятий. Он может проводиться как в устной, так и в письменной формах, выборочно или фронтально с охватом всей ау­дитории.

Итоговый контроль по завершению изучения дисциплины осуществляется путем сдачи экзамена, независимо от форм обучения.

Раздел II. Тематические планы

2.1 Тематический план для студентов очной формы обучения

Учебным планом МНЮИ по курсу специализации: «Методика расследования преступлений» отведено 180 часов (68 – лекции, 18 – семинарские занятия, 4 – практические занятия, 90 – самостоятельная работа студентов).

Учебные часы распределяются следующим образом:

п/п

Наименование разделов и тем

Общ.кол-

во

часов

Аудиторные часы

Само-

стоя-

тельная

работа

Лекции

Семи-

нар-

ские

занятия

Практи-

ческие

занятия

Общие положения методики расследования отдельных видов преступлений

9

4

5

Методика расследования убийств

16

4

2

4

6

Методика расследования преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности, совершаемых с применением насилия

11

4

2

5

Методика расследования краж

9

4

5

Методика расследования грабежей и разбойных нападений

11

4

2

5

Методика расследования хищений, совершаемых путем присвоения или растраты

9

4

5

Методика расследования незаконного предпринимательства

11

4

2

5

Методика расследования налоговых преступлений

10

4

6

Методика расследования контрабанды

11

4

2

5

Методика расследования поджогов и преступных нарушений правил пожарной безопасности

9

4

5

Методика расследования преступных нарушений правил безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

9

4

5

Основы методики расследования преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ

12

4

2

6

Основы методики расследования экологических преступлений

9

4

5

Методика расследования взяточничества

9

4

5

Основы методики расследования

преступлений, совершаемых

оорганизованными преступными группами

12

4

2

6

Методика расследования незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств

12

4

2

6

Методика расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними

11

4

2

5

Итого по курсу:

180

68

18

4

90



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс оперативно-розыскная деятельность высшее профессиональное образование специальность 030501. 65 Юриспруденция москва, 2011

    Учебно-методический комплекс
    Оперативно-розыскную деятельность, как разновидность деятельности государственных специально уполномоченных органов, следует отличать от оперативно-розыскной деятельности как специальной (прикладной) юридической науки и учебной дисциплины
  2. Учебно-методический комплекс методы исследования преступности высшее профессиональное образование специальность 030501. 65 Юриспруденция москва, 2011

    Учебно-методический комплекс
    Рецензент - Журавлев М.П., доктор юридических наук, профессор (профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин ЛГУ им. А.С. Пушкина – Московский филиал)
  3. Учебно-методический комплекс научные основы квалификации преступлений высшее профессиональное образование специальность 030501. 65 Юриспруденция москва, 2011

    Учебно-методический комплекс
    Для того чтобы юридическая наука успешно способствовала решению задач, стоящих перед правоохранительными органами, большое значение имеет разрешение общих проблем права и его отраслей, так как именно на их основе могут быть правильно
  4. Учебно-методический комплекс адвокатура высшее профессиональное образование специальность 030501. 65 Юриспруденция москва, 2011

    Учебно-методический комплекс
    Сегодня адвокатура продолжает переживать свой новый этап – этап реформирования. Роль института адвокатуры, и что самое важное каждого конкретного адвоката, возрастает, но какой она станет, зависит и от будущих юристов.
  5. Учебно-методический комплекс судебная психиатрия высшее профессиональное образование специальность 030501. 65 Юриспруденция москва, 2011

    Учебно-методический комплекс
    Судебная психиатрия в России находится в ведении органов здравоохранения и не оплачивается заинтересованной стороной, что является одним из факторов её максимальной объективности.

Другие похожие документы..