Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Во исполнение приказа департамента здравоохранения Краснодарского края от 30.03.2007 № 231-0Д «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей ...полностью>>
'Учебное пособие'
Предлагаемая вниманию читателей книга раскрывает и наполняет конкретным содержанием модель психокоррекционной деятельности психолога в процессе реаль...полностью>>
'Документ'
Мотивация – это психологическая категория, она представляет собой совокупность побуждений, которые вызывают некую активность человека и приводят его ...полностью>>
'Документ'
"Справочные материалы по удельным показателям образования важнейших видов отходов производства и потребления" подготовлены Научно - исследо...полностью>>

Философия западноевропейского Средневековья

Главная > Реферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Философия западноевропейского Средневековья: учебно-методическое пособие.

Пособие составлено: к.ф.н., доцентом Раевской Н.Ю.; к.ф.н., доцентом Соловьевой Г. В.; к.ф.н., доцентом Станиславовой И.Л.; к.ф.н., доцентом Ильичевым П .И., д.ф.н., профессором Сизовым С.С. д.м.н., профессором Микиртичан Г.Л.; к.м.н., профессором Лихтшангофом А.З.

Под редакцией профессора Микиртичан Г.Л.

Рецензенты: Д.ф.н., проф. СПбГУ Солонин Ю.Н., д.ф.н., проф. СПбГУ Дудник С.И.

Настоящее пособие ставит своей целью дать студентам краткое руководство к изучению философии западноевропейского Средневековья. В нем содержится характеристика основных этапов средневековой философии, раскрываются важнейшие религиозно-философские идеи христианства, рассматриваются учения наиболее выдающихся представителей философии этого периода. Данное пособие задает направление для дальнейшего самостоятельного изучения темы на основании указанных источников и вспомогательной литературы.

Содержание.

Введение………………………………………………………………………….3

Специфические черты средневековой западноевропейской философии…….4

Важнейшие религиозно-философские идеи христианства…………………….5

Периодизация и характеристика этапов средневековой философии…………10

Антропология Аврелия Августина……………………………………………18

Антропология Фомы Аквинского………………………………………………22

Философия западноевропейского Средневековья и медицина……………….27

Приложение.

Аврелий Августин. Исповедь (фрагменты)……………………………………30

Фома Аквинский. Сумма теологии (фрагменты)………………………………44

Введение.

Средневековая западная философия является одним из разделов истории европейской философии, изучаемой студентами СПбГПМА на 2 курсе. С точки зрения методологических оснований ее рассмотрение соответствует рассмотрению других разделов этой части курса философии и предполагает описание специфики философской мысли в контексте культурного своеобразия данной исторической эпохи. Следует заметить, что со времен эпохи Просвещения в западном сознании установилось отрицательное отношение к Средним векам. Их характеризовали как «провал в истории», время мрака и невежества. В настоящее время в философии происходит «реабилитация» Средневековья, утверждается мысль, что любую историческую эпоху следует оценивать соответствующим ей масштабом, не навязывая ей наши сегодняшние представления и идеалы.

Цель настоящего пособия - показать специфику западноевропейского философского мышления в Средние века, подчеркивая его соответствие общему характеру христианского теоцентрического мировоззрения; указать на тесную связь между философией и христианской теологией и рассмотреть основные религиозно-философские идеи христианства, акцентируя внимание на изменении представлений о месте и назначении человека в мире от античности к средневековью; охарактеризовать основные этапы средневековой философии и продемонстрировать изменение представлений о соотношении веры и разума в Средние века; рассмотреть антропологические представления выдающихся представителей философии данного периода; показать связь между философскими и медицинскими представлениями эпохи Средневековья.

План занятия:

  1. Специфические черты средневековой философии.

  2. Важнейшие религиозно-философские идеи христианства.

  3. Периодизация и характеристика этапов средневековой философии.

  4. Антропология Аврелия Августина.

  5. Антропология Фомы Аквинского.

  6. Философия западноевропейского Средневековья и медицина.

Содержание занятия:

1. Специфические черты средневековой философии.

Хронологические рамки. Необходимо отметить, что этапы в истории философии далеко не всегда совпадают по времени с эпохами в социальной истории. Это касается и хронологических рамок философии Средних веков. Несмотря на то, что историки начало этой эпохи датируют V в. (время падения Западной Римской империи), религиозно-философские воззрения, господствовавшие в Средние века, берут свое начало в первых веках нашей эры и совпадают с зарождением христианства. Начало средневековой философии было ознаменовано союзом философии и христианской теологии во II в., а ее завершение – распадом этого союза в XIV в. Специфика средневекового типа философствования может быть определена в следующих положениях:

  1. Философия играла служебную роль по отношению к религии. Знаменитая средневековая формула, впервые произнесенная Климентом Александрийским во II в., провозглашала, что «философия есть служанка теологии». Следует отметить, что с точки зрения средневековых мыслителей, это была весьма почетная роль, которая не принижала, а наоборот подчеркивала высокое значение философии.

  2. Философия была теоцентричной, что соответствовало общему характеру средневекового мировоззрения. В эту эпоху самые фундаментальные, смыслоопределяющие жизнь человека размышления были устремлены к Богу, как к центру мироздания. Весь миропорядок представлялся зависящим от Бога, в том числе индивидуальная жизнь христианина от рождения до смерти и даже после нее.

  3. Библия являлась отправной точкой рассуждений и критерием истинности всех философских теорий. Философия не открывала новых истин. Считалось, что истина уже содержится в Священном Писании, философия же помогает ее понять и четко выразить. Средневековое философствование происходило в строго заданных рамках, основывалось на традиции и преемственности. Ему был чужд скептицизм.

  4. Поскольку Библия понималась как полный свод законов бытия, особое значение приобретала экзегетика – искусство правильного толкования и разъяснения положений Священного Писания. Соответственно, и вся философия была «экзегетична» в своих формах. Это означало, что очень много внимания уделялось тексту и его интерпретации. В своих рассуждениях философы отталкивалась в первую очередь от текста (а не от мира, как это было в античности, и будет в Новое время). Тексты Евангелий, апостольских посланий, библейских пророков, отцов Церкви и т.д. были началом и концом любых философских теорий. Они анализировались семантически (слова и значения), концептуально (содержание, идеи) и спекулятивно (текст, как основа для собственных размышлений).

  5. Философии средневековья была присуща тенденция к назидательности, учительству. Философы средневековья были одновременно и учителями Церкви. Их богословие имело целью не только личное познание Бога, но и помощь членам Церкви в продвижении к Спасению.

2. Важнейшие религиозно-философские идеи христианства.

Христианское понимание Бога, мира и человека основывается на Священном Писании (Библии) и Священном Предании (трудах отцов Церкви – средневековых мыслителей, философски интерпретировавших Св. Писание). В основе христианского миропонимания, сформировавшегося в Средние века, лежат следующие положения:

1. Монотеизм – вера в единого Бога. Эта идея, начиная с I в. утверждалась в Римской империи в противовес политеистическим воззрениям, предполагавшим существование множества богов. Следует отметить, что различие между пониманием Бога в монотеизме и политеизме носит не только количественный, но и качественный характер. В монотеистической картине мира, Бог не является частью мира и качественно превышает все, что есть в мире. Бог трансцендентен по отношению к миру (трансцендентный – лежащий вне, за пределами мира, недоступный для познания). В отличие от политеистических представлений Бог не имеет определенного образа, он нематериален – это абсолютная мысль, но в то же время, он – не абстрактная сущность, как это представляли себе греческие философы, а личность, предполагающая возможность общения.

2. Креационизм – доктрина, согласно которой Бог является творцом мира. Бог творит мир «из ничего». Начало мира – это сам Бог, который своим словом, своим желанием творит, создает его. Из идеи творения вытекает также, что Бог, несмотря на свою трансцендентность, не является абсолютно оторванным от мира, он связан со своим творением, присутствует в нем. Весь мир пронизан божественными замыслами, идеями. Бог, согласно христианским представлениям, не только трансцендентен, но и имманентен (внутренне присущ) миру. С философской точки зрения, христианская идея творения снимает вопрос, который был одним из основных в древнегреческой философии: что есть бытие? Бог и есть истинное бытие, все остальное (сотворенный мир) обладает бытием только в силу причастности к этому вечному источнику.

3. Идея откровения. Бог в христианстве есть не только абсолютное Бытие, но и абсолютная Истина. В нем содержатся смыслы всего существующего, сотворенного им. Подлинное знание возможно для человека только тогда, когда Бог сам открывает себя, делая Истину доступной. Все, что люди знают о мире, о себе и о Боге – все это является результатом божественного откровения. Прежде всего, Бог открывает себя людям через Священное Писание, оно является главным источником и критерием подлинного знания. Истина может быть достигнута и через познание окружающего мира, сотворенного Богом, но удостоверится в его безошибочности, человек может, только сверившись с Откровением (т.е. с Библией). Отсюда вытекает приоритет изучения священных текстов в христианстве.

4. Идея грехопадения и спасения. С христианской точки зрения человечество изначально греховно. Смысл «первородного греха» в неповиновении, непослушании, нарушении установленных Богом законов. Бог создал людей для вечного счастья, но они сразу же нарушили божественную волю, вкусив от древа познания добра и зла. Греховность первых людей была распространена на все их потомство, грех вошел в человеческую историю и через грех – смерть, как наказание за него. Вина человека, восставшего против Бога, была настолько велика, что он не мог искупить вину и спастись (обрести вечную жизнь) самостоятельно. Спасение стало возможным лишь благодаря смерти и воскресению Богочеловека – Христа, который одержал победу над смертью, искупив грехи человечества.

5. Провиденциализм – представления о том, что всеми мировыми событиями – от мировой истории в целом до волевых актов отдельных людей – управляет божественное провидение. Стремление разрешить противоречия между провидением и свободной волей человека, а также действием божественного промысла и «самочинным» осуществлением событий в истории служили важными темами дискуссий на протяжении всего Средневековья, порождая широкий спектр решений. При этом, однако, всегда утверждалось наличие общего вектора в истории и человеческой жизни, определяемого Богом. Исторический процесс, в христианском понимании, представляется в виде прямолинейной траектории (в отличие от античной циклической схемы) – это история, идущая от сотворения к падению, от завета, временного альянса человека и Бога, к ожиданию Мессии, от явления Христа к последнему судному дню.

6. Эсхатологизмпредставления о неизбежности конца существующего мира и о конечных судьбах мира и человека. История человечества не только линейна, но и конечна. Земная жизнь должна будет закончиться последним сражением между силами добра и зла, вторым пришествием Христа, Страшным Судом и установлением Царства Божия. Нераскаявшиеся грешники будут обречены на мучения, истинно верующих ожидает спасение, воскрешение и вечная жизнь.

7. Учение о воскрешении. В отличие от греческой философии, христианская мысль представляла себе вечную жизнь как бессмертие не только души, но и тела, то есть как бессмертие целостного человека, идентичного и подлинного в своей личности. Воскрешение мыслилось как соединение бессмертных душ с восстановленными телами. Согласно учению апостола Павла, первым воскресшим является Христос, «начаток, первенец из мертвых», его Воскресение – начало оживания, залог всеобщего восстания из мертвых. При этом воскрешение не означает возврата в нем к земным отношениям – по словам Христа, после воскрешения уже не женятся, но «будут как Ангелы на небесах» (Мк.12:25). Восстановленный человек будет обладать преображенным, «духовным» телом – безгрешным и нетленным.

8. Учение о богочеловеческой природе Христа. Классическая формула христологии, явившаяся результатом долгих богословских споров, гласит, что две природы (божественная и человеческая) соединены в единой личности (ипостаси) Христа «неизменно, неразлучно, неслитно, нераздельно». Иными словами в личности Иисуса божественное и человеческое соединяются «не в ущерб» друг другу – божественное не растворяется в человеческом, человеческое не умаляет божественного. Вопрос о «статусе» Христа был принципиально важен – ведь возможность Спасения (воскрешения, т. е. восстановления не только души, но и тела, преображенного, не отягощенного грехом) открывалась для человека только в том случае, если Христос был в равной степени и Богом и человеком. Если бы Христос не был Богом, то его жертвы было бы недостаточно, для искупления первородного греха. С другой стороны, если бы плоть Христа не была действительно человеческой, то ни страдания плоти, ни жертвенная смерть, ни телесное воскресение были бы недействительными, и их последствия не распространялись бы на человека.

9. Учение о троичности Бога. Христианские мыслители отстаивали мысль о том, что Бог един в трех лицах: Отец, Сын и Св. Дух. Все три лица (ипостаси) обладают одной и той же божественной сущностью, но по-разному проявляют себя. Признание троичности Бога, означает, что его можно познавать тремя способами, или в трех аспектах: как Отца – создателя мира; как Сына – Спасителя в облике Иисуса Христа; как Святого Духа – вечно пребывающего Духа, преображающего уже здесь и теперь тех, кто становится христианами. Решение тринитарного (касающегося соотношения лиц в Троице) вопроса имело для христианского богословия столь же принципиальное значение, как и решение вопроса христологического (о соотношении двух природ в личности Христа.), поскольку признание «субординации» (неравнозначности) лиц Троицы ставило бы под сомнение возможность спасения человека.

10. Антропоцентризм. Теоцентризм общей христианской картины мира дополняется антропоцентризмом сотворенного мира, главной фигурой которого является человек, венец творения, ради которого «запущен ход» времени и истории. В отличие от христианской, греческая философская мысль была определенно космоцентричной. Человек и космос никогда радикально не противопоставлялись, напротив всегда соотносились друг с другом, космос понимался как живой, одушевленный, подобный человеку. Реальностью, превышающей космос, человек никогда не был. Христианское богословие рассматривало человека не просто как момент космоса, вещь среди вещей, а существо привилегированное, созданное Богом по образу и подобию самого себя, и предназначенное поэтому быть господином и повелителем всего, что создано для него.

11. Этическое учение. Моральные ценности, принимаемые христианством можно рассматривать как следствие ценностей религиозных: любовь к Богу, смирение пред Богом, самоотречение во имя Бога предстают образцом для отношения человека к человеку, являющемуся подобием Бога. Главными в христианской шкале моральных ценностей становятся любовь к ближнему, сострадание, милосердие, смирение, терпимость. Можно с уверенностью сказать, что христианство произвело самую большую переоценку ценностей в истории человечества.

3. Периодизация и характеристика этапов средневековой философии.

В развитии средневековой философии можно выделить несколько этапов:

1. Патристика (II-VI вв.)

Латинское слово «патрес» означает «отцы Церкви». Соответственно патристика – это учение отцов Церкви, заложивших основы Священного Предания. В рамках патристики можно выделить следующие этапы:

а) апостольский период (первая половина II в.)

б)эпоха апологетов(середина II – начало IV в.)

в)зрелая патристика (IV-VI в.)

а) апостольский период. Апостольские отцы – это авторы первой половины II в.: Варнава, Климент Римский, Игнатий Антиохийский, Поликарп Смирнский, Герма, которых считали либо прямыми учениками апостолов, либо учениками их учеников. Обращаясь с посланиями к разным христианским общинам, апостольские отцы начали процесс осмысления Библии.

б) эпоха апологетов. С середины II в. христианские авторы начинают обращаться к языческой аудитории, в основном к влиятельным лицам Римской империи с апологиями – защитительными речами, письмами. В них апологеты стремятся защитить зарождающееся христианство перед лицом враждебного римского государства и языческой философии. «Истинная философия, – утверж­дал Климент Александрийский, – есть христианская религия». Несмотря на стрем­ление противопоставить христианское учение греческой философии, апологеты, обращаясь к языческой, прекрасно образованной аудитории, вынуждены были писать на понятном ей языке античной мудрости. Ярким примером служат тексты Тертуллиана, который критически относился к греческой философии, но, в то же время, демонстрировал блестящее владение приемами античной риторики и диалектики, сражаясь против философии ее же собственным оружием. Апологеты начали разрабатывать доктринальные основы христианства: доктрину Творения, учение о двух природах Христа, Троице, воскресении и др. К наиболее видным христианским апологетам относятся Иустин, Ириней, Киприан, Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген.

Немногие апологии раннего христианства сохранились. Первым христианским апологетом, чьи сочинения выжили, был Флавий Иустин, которого нередко называют первым христианским философом.

Флавий Иустин (103-166) – первый из “отцов церкви”, апологетов, чьи сочинения дошли до нас в значительном количестве и в целостности. Родился в 103 г. в палестинском городе Сихеме (ныне г.Наплуз) в богатой греческой семье. Получил хорошее образование, в том числе и философское. В 40-х годах принял крещение и стал христианским проповедником. С проповедями прошел всю римскую империю с востока до запада (Египет, Малая Азия, Италия). Главным местом деятельности Иустина был Рим, где он выступал на публичных философских диспутах, подавал императорам свои апологии (“Большая апология”, “Меньшая апология”), прося у них защиты христианам во имя философии. В Риме он основал катехизическую школу, в которой большое внимание уделялось философии. В “вечном городе” Иустин доказал истинну своих убеждений мученической смертью: в 166 году он был казнен в Риме, отказавшись принести жертву языческим богам.

В философии Иустин отстаивал основы христианского мировоззрения от киников, стоиков и гностиков. Философское учение Иустина можно условно поделить на 2 части: 1) о Боге и Его отношении к миру и 2) о человеке, его достоинстве и высоком назначении. Мир – по материи и форме – есть творческое дело непостижимого сокровенного единого Бога, который управляет им и промышляет о нем. Человек имеет врожденное представление о Боге, которое невозможно уничтожить ни демонскими силами, ни дурными законами, ни испорченной нравственностью. Абсолютный Бог и конечный мир не могут быть в непосредственном взаимном отношении, поэтому необходимо допустить между ними посредника (Бог-Слово – Христос).

В человеке Иустин различает разумное, мыслящее начало, дух; животное, жизненное начало, душу; соединение мертвой, безжизненной материи, тело. В человеке “тело есть жилище души, а душа жилище духа”. Нравственное учение Иустина опровергает фатализм и противопоставляет ему христианское учение о свободе воли как единственно возможной основе нравственности.

Своим опытом философствования Св.Иустин поставил христианство в тесную связь с классическим образованием и положил начало христианскому богословию.

в) зрелая патристика. На протяжении первых веков положение христиан в Римской империи было тяжелым. Ситуация изменилась лишь в IV в. В 313 г. император Константин Великий издал указ (Миланский эдикт), по которому христиане получали право свободного вероисповедания. В 380 г. император Феодосий I принял закон (Фессалоникийский эдикт), согласно которому христианство провозглашалось официальной религией Римской империи. Начиная с этого времени основной целью христианских мыслителей становится не апология, а создание единого стройного христианского вероучения. Следует отметить, что разделение империи при Константине Великом (в 330г.) на Восточную (Византийскую) и Западную Римскую, привело к постепенному культурному обособлению двух частей, формированию специфических особенностей западного и восточного христианства и в дальнейшем к расколу единой церкви на католическую и православную (в 1054 г.). В связи с этим различают западную и восточную патристику. Наиболее известными представителями зрелой западной патристики (латинской) были Иероним, Амвросий Медиоланский, Аврелий Августин; восточной (греческой) – Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Максим Исповедник.

Этот этап характеризуется глубоким синтезом христианской теологии и античной философской мысли. Достижения греческой философии теперь не отвергаются, а активно используются и перерабатываются в русле христианской теологии. Период зрелой патристики связан с разработкой систематической христианской догматики, которая получает официальный статус на Вселенских соборах, становясь христианской ортодоксией. Отступление от ортодоксального учения рассматривается как ересь.

2. Схоластика (VII-XIV вв.)

Слово «схоласт» означает «школьный учитель». Соответственно «схоластика» – «школьная философия». В это время открываются школы при церквях и монастырях – философия, которая в них преподается, называется «схоластика». Самыми выдающимися представителями схоластики были: Ансельм Кентерберийский (XI в.), Пьер Абеляр (XII в.), Фома Аквинский (XIIIв.), Иоанн Дунс Скотт(XIIIв.), Уильям Оккам (XIV в.). В рамках средневековой философии схоластика выделяется прежде всего особым методом и стилем обсуждения и решения теологических проблем.

Характерные черты схоластики:

1. Применение метода, который можно назвать логико-лингвистическим. Первостепенное значение в схоластике имело изучение текста. Анализу подвергалась именно языковая реальность (которая, как считалось, соответствует предметной реальности). Истины «извлекались» из текстов: в первую очередь из Священного Писания, во вторую – из сочинений Платона и Аристотеля, и должны были быть даны во всей полноте правильных умозаключений и логических последствий. Для анализа догматов Церкви, библейских сюжетов, христианской этики был разработан сложнейший и разветвленный категориальный (понятийный) аппарат; так же разрабатывался логический аппарат – нормы, правила, операции правильного мышления. При этом теологический рационализм схоластики не ограничивался использованием средств логики при выводах заключений из постулатов веры и постулатов авторитетов. Основное значение придавалось рациональному доказательству истин, содержащихся в Откровении. Такое доказательство производилось с помощью логики и со ссылками на философские авторитеты. Главной процедурой схоластического мышления была диалектика, как совокупность приемов, в которых сначала определяется объект познания, а затем раскрываются и анализируются аргументы за и против тех или иных точек зрения, выстраивается логика защиты собственной точки зрения. Схоластическое мышление отличала особая тщательность в рассмотрении всех деталей, нюансов мысли, особая скрупулезность и педантичность. Культивируемый в схоластике метод логики и диалектики дисциплинировал мысль, ввел порядок и систематичность в умственной работе. Примечательно, что строгая упорядоченность и систематичность в современных научных исследованиях, процедура цитирования источников восходят к схоластической традиции написания текстов.

2. Стремление к созданию законченной всеохватывающей философской системы, включающей в себя знания о Боге, мире и человеке. Важнейшей формой книжной учености того времени были знаменитые схоластические «суммы». В этих в подлинном смысле энциклопедиях знаний реализуется стремление к воспроизведению всей иерархии мироздания, к охвату абсолютной полноты универсума, к определению и постановке всех возможных дискуссионных вопросов и проблем с необходимым привлечением всех аргументов «за и против», авторитетных суждений и логических доказательств.

Основные проблемы схоластической философии. Проблемы, находившие­ся в центре внимания схоластики, во многом были сходны с проблемами патристической философии, другим был способ решения этих проблем. В качестве специфических тем, обсуждаемых в схоластической философии можно выделить:

1. Вопрос соотношения веры и разума. В зависимости от решения этого вопроса, представителей схоластики можно условно разделить на три группы: представители первой утверждали примат веры над разумом – к ней можно отнести Ансельма Кентерберийского (XI в.), Роджера Бэкона (XIIIв.), Раймунда Луллия (XIVв.); представителям второй было свойственно противопоставление разума и веры – это Сигер Брабантский (XIIIв.) и Боэций Дакийский (XIIIв.) ( последователи арабского философа Аверроэса, так называемые латинские аверроисты), а также Уильям Оккам (XIVв.); представители третьей – настаивали на необходимости гармонии веры и разума – Бонавентура (XIIIв.), Альберт Великий (XIIIв.), Фома Аквинский (XIIIв.).

а) примат веры над разумом. Мыслители, придерживавшиеся этой позиции, следовали мысли Августина, подчеркивавшего необходимость веры в Откровение для правильного понимания Бога и мира, и в то же время утверждавшего необходимость рационального понимания истин Откровения («верую, чтобы понимать; понимаю, чтобы верить»). Представители схоластики (в отличие от Августина) для рационального понимания положений веры использовали диалектические доказательства, полученные путем строгих логических умозаключений. Ансельм Кентерберийский и его ученики прославились в истории теологии своим дерзким применением рациональных доказательств всех Богооткровенных истин. С помощью убедительных диалектических аргументов доказывалось не только существование Бога, но и тройственность божественных ипостасей, и даже Воплощение Христа. Следует отметить, что аргументы, которые высказывались теологами для доказательства положений веры, в строгом смысле этого слова не были доказательствами, а скорее «демонстрациями» правильности веры – ведь если бы то, что они хотели доказать, действительно удалось доказать, то это бы стало осмысленным научно, и, соответственно, оказалось бы за пределами религиозной веры.

б) противопоставление разума и веры. Латинские аверроисты, как и позже Уильям Оккам, утверждали так называемую «теорию двойственной истины», согласно которой богооткровенные истины и истины разума являются двумя равноправными формами постижения мира. При этом разум далеко не всегда приходит к тем же выводам, которые содержатся в Священном Писании, что, впрочем, говорит о несовершенстве разума, а не о неистинности Откровения. Вера и разум утверждаются здесь как две автономные сферы. Так, Оккам утверждал, что абсолютно ничего, что касается Бога нельзя доказать с помощью естественного разума – даже его существование. То, что разум может сказать относительно теологических вопросов не может выйти за пределы простой диалектической вероятности (вероятно, что существует Бог; вероятно, что Бог наделил человека душой и т.д.), но доказанным быть не может, да и не нуждается в доказательстве. Эта теория послужила теоретической базой разрыва между разумом и Откровением, между философией и теологией в конце XIV в., что и знаменовало собой завершение средневековой философии.

в) гармония веры и разума. Эта позиция наиболее ярко и полно была выражена Фомой Аквинским, критика которого была направлена как против аверроистов, так и против Ансельма и привела к созданию «компромиссного» варианта. С точки зрения Аквината, науку и веру следует рассматривать как два совершенно разных типа принятия истины. Иначе говоря, одна и та же вещь не может быть одновременно объектом науки и объектом веры. Среди истин Откровения можно выделить два класса. Первый включает те, которые, хотя и явлены через Откровение, могут быть постигнуты с помощью разума. Таковы, например, существование и атрибуты Бога, существование души и ее бессмертие. Бог сам отрыл эти истины, потому что далеко не все люди – метафизики, а в спасении нуждаются все. И все же эти положения должны быть постигнуты с помощью естественного разума теми, кто на это способен. Вторая группа богооткровенных истин включает те догматы, которые выходят за пределы сферы человеческого разума. Таковы, например, Троица, Воплощение и Искупление. Они являются предметом уверования. Разум не может доказать их истинность, но не может доказать и их ложность. С помощью такого разграничения томизм достигает желаемого – вера и разум не просто гармонично дополняют друг друга, а срастаются в органическое единство.

2. Проблема универсалий. Для схоластической мысли, отталкивавшейся в первую очередь от текста, было важно решить вопрос о природе общих имен, понятий, т.е. решить проблему отношения слов к вещам: существуют ли общие понятия реально и субстанционально или они суть только слова, звуки, колебания воздуха (т.е. существует ли соответствие между языковыми и онтологическими структурами)? В решении этого вопроса схоласты разделились на реалистов, номиналистов и концептуалистов.

Реалисты, вслед за Платоном, видели в общих понятиях особые самостоятельные сущности (идеи), обладающие подлинной реальностью и являющиеся первоэлементами бытия, т. е. утверждали существование общего до и вне конкретных вещей. Классическим представителем реализма был Ансельм Кентерберийский. Согласно Ансельму, объекты, соответствующие общим понятиям, таким как «человек», «животное» и т. п., т. е. виды и роды, реально существуют наряду с конкретными людьми и животными. Кто не может понять, как несколько индивидов составляют одного «человека», тот никогда не поймет, как один Бог может быть в трех Лицах – утверждал Ансельм.

Концептуалисты (умеренные номиналисты) признавали, что реально существуют только индивиды, но в конкретных вещах есть аспекты, оправдывающие существование в человеческом уме общих понятий – это общая природа (сущность, форма), которая не отделима от вещи. Таким образом, общие понятия существуют только в уме познающего субъекта (т.е. сами по себе не обладают онтологическим статусом), но при этом обозначают реальное бытие. В представлениях о реальном существовании и в то же время неотделимости сущности (смысла) от предметов, сказывается влияние аристотелизма. Наиболее значимыми представителями концептуализма были: Пьер Абеляр и Дунс Скотт. Надо отметить, что и реализм и концептуализм утверждали наличие параллелизма, т. е. соответствия между языком и реальностью, разногласия между ними касались лишь способа обоснования этого тезиса.

Номиналисты отвергали сам тезис, выдвигая альтернативное утверждение: в реальности нет ничего кроме индивидов. Уильям Оккам, самый выдающийся представитель номинализма, отрицал существование «общих сущностей» не только вне вещей, но и в самих вещах. Общее есть плод деятельности человеческого ума, а общие понятия – имена, придумываемые человеком для его обозначения. Объективным бытием обладает только единичное (в божественном уме и в мире есть идеи только единичных вещей), а смыслы, фиксируемые общими понятиями, не имеют места вне ума. Поскольку бытие больше не связано со смысловым значением слов, схоластическое изучение бытия, основанное на анализе слов и их значений, становится беспредметным. Появление доктрины Оккама (в XIV в.) знаменует конец средневековой схоластической философии.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Задачи курса: 1 Освещение процесса развития исторических представлений о западноевропейском средневековье в странах Европы и России на протяжении XV xx вв. 2 Понять становление медиевистики в связи с менявшимися от эпохи к эпохе историческим контекстом

    Документ
    Историография истории средних веков – часть более обширного курса историографии, курса, который отражает представление истории о самой себе. Посредством историографии историки постигают эволюцию своей науки и закономерности её становления.
  2. Кафедра современных проблем философии История зарубежной философии Учебно-методический комплекс Специальность №020100 Философия Москва, 2009

    Учебно-методический комплекс
    Курс является общепрофессиональным для студентов философского факультета РГГУ. Без его глубокого изучения невозможно понимание кардинальных проблем, смысловых горизонтов и возможных перспектив развития как отдельных этапов европейской
  3. Методические указния к семинарским занятиям по философии для студентов факультета «Сестринское дело»

    Семинар
    Методические указания составлены к.ф.н. доцентом Н.Ю.Раевской,к.ф.н. доцентом П.И.Ильичевым, к.ф.н. доцентом Г.В.Соловьевой, к.ф.н. доцентом И.Л.Станиславовой, д.
  4. Программа курса «философии» ипланы семинарских занятий для всех факультетов гуза инженерных специальностей. Москва, 2008 г

    Программа курса
    Преподавание философии в ВУЗе подчиняется общей цели профессионального образования – подготовке высококвалифицированного специалиста, умеющего гармонично войти в систему отношений «человек – общество», «человек – природа», «человек
  5. Краткий курс лекций по философии учебно-методическое пособие для студентов всех специальностей технического вуза

    Курс лекций
    Материал основного курса философии представлен в виде краткого курса лекций, который тем не менее охватывает широкий круг наиболее важных философских тем, предусмотренных государственным образовательным стандартом.

Другие похожие документы..