Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
4.7 2. Различия ВП в группе эмоционально-лабильных и эмоционально-устойчивых испытуемых при опознании ими нейтральной мимики и пола лиц (межгрупповое ...полностью>>
'Диплом'
Психомоторное развитие (ПМР) детей является важным показателем психического и соматического здоровья. Диагностика и коррекция нарушений ПМР особенно а...полностью>>
'Документ'
Гоголевский бульвар — первый в подкове Бульварного кольца — начинается от площади Пречистенских ворот, а кончается у Арбатской площади. Когда-то на е...полностью>>
'Документ'
Хдейств – действительное значение измеряемой величины . За действительное значение измеряемой величины принимается значение полученное измерением устр...полностью>>

Е. О. Дзюба тенденции просветительства в области современного художественного

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы»

ЧЕЛОВЕК. ОБЩЕСТВО.

КУЛЬТУРА. СОЦИАЛИЗАЦИЯ.

МАТЕРИАЛЫ VII ВСЕРОССИЙСКОЙ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

(В РАМКАХ VI МЕЖДУНАРОДНЫХ ДНЕЙ МИФТАХЕТДИНА АКМУЛЛЫ)

Уфа 2012

УДК 37.01

ББК74.04(2)7

Ч39

Человек. Общество. Культура. Социализация [Текст]: материалы седьмой Всероссийской научно-практической студенческой конференции.- Уфа:, 2011.- с.

В предлагаемом читателю сборнике представлены материалы седьмой Всероссийской c международным участием студенческой научно-практической конференции «Человек. Общество. Культура. Социализация»в рамкахVI международных дней Мифтахетдина Акмуллы, которая проходила 15 декабря 2011 года на Социально-гуманитарном факультете Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. Выступления охватывают широкий круг вопросов: социально-экономические, политические, правовые проблемы, современного общества, деятельность информационно-аналитических центров, сохранения информационной безопасности страны, научное исследование института семьи и детства, формирование положительных культурных ценностей у подрастающего поколения.

Сборник адресуется учителям, студентам, аспирантам, магистрантам и всем интересующимся актуальными проблемами педагогики и культурологии.

Научный редактор: В.Л. Бенин, д. п.н., проф.

Редколлегия:

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ

Е.О. Дзюба

ТЕНДЕНЦИИ ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ СОВРЕМЕННОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Р. Ф. Якупова

Развитие инОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ xx в.

И. Ибрагимова

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК ОСНОВА ПОДГОТОВКИ К БРАЧНО-СЕМЕЙНЫМ ОТНОШЕНИЯМ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПЕДАГОГОВ ХХ ВЕКА

А.О. Иванов

ИСТОРИЯ ИЗДАНИЯ СЕРИИ КНИГ «ПАМЯТЬ» В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН (1989-2010 гг.)

Р. Р. Муртазина

КАЖДОЕ РЕМЕСЛО НАДОБНО ПЕРЕНИМАТЬ У ОДНОГО ПРЕКРАСНОГО МАСТЕРА

Е.П. Юркова

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ПЕРЕХОДОМ В ЗАМЕЩАЮЩУЮ СЕМЬЮ

Г. Ф. Шамсутдинова

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ

СЕКЦИЯ «ПРАВОВАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ДОМИНАНТЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

А.А. Алпаров

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СФЕРЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Э.А. Ахметшина

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ АКЦИИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Л.Г. Валеева

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИИ ЭКОНОМИКИ

С.В. Давлетгареева

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОБРАЗОВАНИЯ В КУРСЕ МЕНЕДЖМЕНТА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В.Н. Галимуллина

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА

А.Р. Исмагилова

К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА

Ю. С. Решетко

К ПРОБЛЕМЕ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА К ЖИЗНИ В ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ

Ч.Р. Сулейманова

ПРОБЛЕМА ДЕТЕЙ-СИРОТ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Д.С. Телегина

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ «ШКОЛА – КОЛЛЕДЖ – ВУЗ»

А.И. Хамидуллина

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БИЗНЕСА

Р.Х. Ханова

ОРГАНЫ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА

Э.А. Цветова

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Д.С. Цыганова

СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ МИРОВОГО ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

Л.Ф.Шакирова

МИФ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОМ КРИЗИСЕ В СССР

Л.Ф. Шакирова

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Р.У. Янгазина

ЗАЩИТНИК В ПРОЦЕССЕ ДОКАЗЫВАНИЯ, ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ РАССЛЕДОВАНИЯ ПО УГОЛОВНОМУ ДЕЛУ

СЕКЦИЯ «ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО И НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

И.Ф. Байчурина.

ПЕЧАТНАЯ КНИГА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ: ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В БИБЛИОТЕКЕ

Д.И. Бирдин

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО И НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

И. Р. Валеева

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОЛИМПИАДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТАМ «МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА» И «ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА БАШКОРТОСТАНА»

А.В. Газкаева

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ БИБЛИОТЕК В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

А. А. Грецова

БИБЛИОТЕКА И БИБЛИОТЕЧНАЯ ПОЛИТИКА

М.Р. Дильмухаметова

ВЛИЯНИЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ДЕТСКИХ И ЮНОШЕСКИХ БИБЛИОТЕК.

Г.А. Кадырбаева

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО И НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

П.И. Киртянов

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) при чтении курса МХК

Е.Д. Макиша

ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА МОЛОДЁЖЬ

Г.А. Исангулова

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Н.Н. Искандарова

РЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ В СИСТЕМЕ СОХРАНЕНИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Е. И. Любимова

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Д.В. Панова

РЕАЛЬНОСТЬ И ФАНТАЗИЯ

Л.Г. Салимова ,

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО И НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ.

Д.М. Фахриева

КНИГА В СИСТЕМЕ ДОКУМЕНТНОЙ КОММУНИКАЦИИ

С.Е. Чушкина

Читательская культура в современном информационном обществе

Н.Ю. Шангареева

ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИИ

В.Э. Югай

ИНФОРМАЦИОННАЯ ДИАГНОСТИКА ОБЪЕКТА

СЕКЦИЯ «КУЛЬТУРА И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВ: В ПОИСКАХ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ»

Э. Ф. Абдрахманова

КАЮМ НАСЫЙРИНЫҢ ПЕДАГОГИК ЭШЧӘНЛЕГЕ

Р.А. Акбутин

Проблема становления гражданского общества в России

Г.Р. Аминова

ВЛИЯНИЕ РОССИЙСКОЙ БИБЛИОТЕЧНОЙ АССОЦИАЦИИ НА РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА

А.А. Басманов

ИДЕИ ПРОСВЕЩЕНИЯ 17 ВЕКА В РОМАНЕ «РОБИНЗОН КРУЗО

Л.И. Бекетова

Символика персидского орнамента в Златоустовской гравюре на стали

А.В.Васильева

ЛИНГВОКУЛЬТУРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ТИПАЖА «АМЕРИКАНСКИЙ СУПЕРМЕН»: ОТРАЖЕНИЕ В НЕМ НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ США

Е.Г.Верещак

КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКАЯ ИДЕЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Г.Д.Гыйльманова

Әхмәтҗан Тубыли иҗатында тоткынлык мотивлары

Е.А. Гречко

СОХРАНЕНИЕ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ЭКОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ

Т.С. Ишбердина

ВЛИЯНИЕ ИДЕЙ ПРОСВЕЩЕНИЯ НА ЭВОЛЮЦИЮ РУССКОГО ДВОРЯНСТВА

И.Р. Латыпова

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ

Д.М. Мамлеева, С.М. Мамлеева

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ НАРОДОВ

БАШКОРТОСТАНА В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ

З.П. Петрова

НЕТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Р.Р. Салихова

НАЦИОНАЛЬНЫЕ БИБЛИОТЕКИ В ЭПОХУ ПРОСВЕЩЕНИЯ

И.Э. Султанова

РОЛЬ ТАТАРСКОГО ПРОСВЕТИТЕЛЯ ШИГАБУТДИН  МАРДЖАНИ В СОЦИАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ТАТАРСТАНА

Д.К. Ткачев

МИФТАХЕТДИН АКМУЛЛА – ВЫДАЮЩИЙСЯ ЧЕЛОВЕК СВОЕЙ ЭПОХИ

Э.Р. Файзуллина

БИБЛИОТЕЧНАЯ ПРОФЕССИЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

А.Т. Хаернасова

ИДЕИ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ЕГО ЭВОЛЮЦИЯ

СЕКЦИЯ «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ»

И.Ш. Агишева

ПРОБЛЕМА БЕЗНАДЗОРНОСТИ СРЕДИ НЕСОВЕРШИННОЛЕТНИХ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

А.Р.Бикулова

ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВЫХ КЛУБОВ ЦЕНТРА «ЙЕШЛЕК» г. УФА

Н.Н. Бойкова

РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ У ВОСПИТАННИКОВ КАДЕТСКОГО КОРПУСА

А.Ю. Бочкарева

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА

А.Р.Нурутдинова

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА VI ВИДА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Р.Ф. Габдуллина

ВКЛАД РУССКИХ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ В РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ В РОССИИ КОНЦА XVIII — НАЧАЛА XX ВЕКА

Э.Ф. Галина

Социальная компетентность Младшего Школьника

Д. А. Желтова

социально-педагогическая деятельность с ребенком, переданным под опеку (попечительство)

И.Р. Сагитова

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬЁЙ

Я.А. Терехова

Коллаж как принцип художественного мышления на занятиях с детьми

Д.А. Юдина

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ: ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Е.П. Юркова

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ЖИЗНЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА

Л.А. Бадретдинова

ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ

А.М. Шаяхметова

ИДЕАЛ ГРАЖДАНИНА В НАСЛЕДИИ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ БАШКОРТОСТАНА

А.М. Калимуллина

ИГРА КАК ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

Ю. Л. Кривякова

АРХИТЕКТУРА ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ГОРОДА НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

А. И. Лысюк

Проблема ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ молодёжи в современном российском обществе

Я.А. Пряхина

социально-педагогическая деятельность с семьей опекуна (попечителя)

Ю.М. Ягамутдинова

К вопросу о профилактике зависимости подростков от виртуального общения

В.Р. Гайсин

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЁРСТВО В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРОЙ РОССИИ

Р.Ф. Әхмәтҗанова

Г.Ибраһимовның “Галия” мәдрәсәсендә укытуның торышына багышланган мәкаләсе

О.И. Купцова

ОСОБЕННОСТИ РОЛЕВОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА КОРРЕКЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ

С.В. Закамский

АСОЦИАЛЬНАЯ ПОДРОСТКОВАЯ СУБКУЛЬТУРА

П.И. Киртянов

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) при чтении курса МХК

Р. Ш. Зөлкарнаева

ЛАТЫЙФ ҖӘЛӘЙ – СОВЕТ ТАТАР МӘГЪРИФӘТЕНДӘ БЕРЕНЧЕ АДЫМНАР ЯСАУЧЫ

Ануфриев А.Н.

Развитие Финансового Капитала

Миргалеева А.И.

Проблема финансирования науки в России

Михайлова В.С.

Институт содействия занятости молодежи

В Республике Башкортостан

ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ

ТЕНДЕНЦИИ ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ СОВРЕМЕННОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е.О. Дзюба,

ФГБОУ ВПО МаГУ (Магнитогорск)

научный руководитель: канд. пед. наук, доц. О.П.Савельева

Изменения в общественной, экономической и других сферах жизни постоянно приводят к смене приоритетов в области образования, являющегося основным институтом просветительства. В современном обществе наиболее востребованы и успешны люди с активной жизненной позицией, мыслящие, анализирующие, способные самосовершенствоваться, осваивать новые технологии и самоопределяться в меняющемся обществе. Опираясь на выражение О. Шпенглера, что культурный человек живет, углубляясь внутрь, а цивилизованный – обращаясь во внешнее пространство, целью художественного образования должно стать не только осуществление передачи традиций, культуры и накопленного опыта, знаний, умений и навыков, но и развитие мыслящей, посильно участвующей в поддержании и развитии культуры человечества, через совершенствование самой себя личности.

В условиях современного мира очень важен процесс интеграции во всех сферах жизни как народов, так и государств. Он обеспечивается, прежде всего, диалогом культур, результатом которого является нахождение точек взаимодействия, взаимообогащения, общих координат, целостных ориентиров (среди них важно выделить терпимое, уважительное отношение к уникальности, самобытности культуры). Знакомство с культурой разных народов и стран осуществляется, в первую очередь, через художественное образование, которое в важнейшем своем критерии должно отвечать реалиям времени, таким образом, очевидно, что применение интегративного подхода в преподавании предмета является актуальным и необходимым.

По словам известного ученого в области педагогики искусства Б.П. Юсова, «полихудожественный подход к образованию в области искусства является одним из правил решения вопросов художественного образования учащихся». Он позволяет вмещать в рамки общеобразовательной школы «все стороны и все разнообразие видов и форм современной общественной художественной культуры» [5, С. 13]. Ученый говорил о том, что «все искусства выступают как явления жизни в целом» [5, С. 14]. По мнению Б.П. Юсова, любой ребенок может успешно продвигаться в каждом из видов художественной деятельности и творчества, самосовершенствования, развиваться как личность через творчество. Искусство, в данном случае, рассматривается как способ гуманного преобразования человека и природы, как связь человека с миром [4, 5, 6].

Одним из важных принципов целостного интегрированного подхода является экологический или, по другим источникам, принцип культурной экологии. С 1987 года Лаборатория интеграции искусств рассматривает этот принцип с позиции Д.С. Лихачева как воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи. Дмитрий Сергеевич в своем труде сам отвечает на вопрос о том, как воспитать эту любовь: «Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре…» [2, С. 82].

По мнению педагога-словесника В.Н. Полуниной, много лет посвятившей интегрированному преподаванию ДПИ, изобразительного искусства, литературы как в рамках общеобразовательной школы, так и в системе дополнительного и профессионального образования, способность постижения иной ментальности формируется через познание прошлого своего народа, его богатой культуры и искусства: фольклора, народного искусства. Иными словами, посредством общения с живыми носителями культуры: живым звучанием, речью, книгами, спектаклями, фильмами, музыкальными инструментами, исполнителями, с археологическими останками и т.п. – происходит формирование духовно-нравственной позиции учащихся [3].

Б.П. Юсов определяет центральный процесс формирования нравственности через «общение людей в семье, школе, в местах собраний». Он рассматривает педагогику нравственного воспитания как процесс становления сознательности в иерархии мотивов детского поведения. Как пишет ученый, одна из важнейших задач личности заключается в том, что «человек сам должен трудиться над своей нравственностью в той мере, как это позволяет степень развития сознательности его действий. Особенно сложно об этом говорить применительно к детям, к процессу становления сознательности их нравственного поведения» [5. С. 247].

Опыт показывает, что в школе возможно создать уникальную систему воспитательной работы, направленную на нравственное, духовное воспитание и развитие личности, а также успешную социализацию в условиях активного взаимодействия базового и дополнительного гуманитарно-художественного образования. В качестве примера таких взаимодействий можно назвать следующие формы работы с детьми: занятия, объединенные сквозной темой, уроки-путешествия, проектное обучение, художественные события, музейная педагогика, творческие мастерские и др.

Педагогами накоплен богатый опыт работы с детьми разного возраста по внедрению в учебную деятельность и в систему дополнительного образования социоигрового метода и театральных технологий (А.П.Ершова, В.М.Букатов). Востребованы следующие программы: Козлов И.С. «Театр» (1-10 кл.); Бабиченко В.В. «Наследие Леонардо да Винчи» (10 - 11 кл.); Домбровская И.Г. «Даниил Андреев. Роза мира»; Ерманок М.И. «Мы всерьез играем в куклы» (на основе традиционной тряпичной куклы «Берегиня») (1 – 7 кл.); Радомская О.И. «Мы живем на планете Земля» (1 – 4 кл.) и др. [1].

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что в настоящее время просветительство в области художественного образования направлено на формирование мыслящей, стремящейся к самосовершенствованию личности с высоким духовно-нравственным потенциалом, личности способной уважать и проявлять интерес к духовным ценностям не только культуры своего народа и государства, но и уважительно относиться к культуре иных народов и стран, принимать её. Осуществление данного направления может быть успешно реализовано посредством интегрированного подхода в системе среднего, дополнительного, а также профессионального образования.

Литература

  1. Комплект развивающих интегрированных программ дополнительного гуманитарно-художественного образования учащихся [Текст]. – М, 2008.

  2. Лихачев, Д. С. Земля родная: Кн. для учащихся [Текст]. - М.: Просвещение, 1983.

  3. Полунина, В.Н.Солнечный круг. Декоративное рисование [Текст]. - М., 2003.

  4. Юсов, Б. П. Взаимодействие культурогенных факторов категории «культура» в работе с учащимися и студентами [Текст] // Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство». Избранные труды по истории, теории и психологии художественного образования и полихудожественного воспитания детей. - М.: Спутник+, 2004. – 253 с.

  5. Юсов, Б. П. Воплощение основ гуманистической философии в становлении и развитии духовной личности ребенка [Текст] // Инновационные технологии образовательной области «Искусство»: Материалы педагогических чтений- М.: ИХО РАО, 2002.

  6. Юсов, Б. П. Новые горизонты школьного искусства и культуры [Текст] //

  7. Искусство в условиях модернизации школьного образования и воспитания. Сб.науч.статей. -М., 2003.

Развитие инОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ xx в.

Р. Ф. Якупова

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы

Научный руководитель: Уразметов Т.З., к. культ.

Проблема информационной культуры личности и общества привлекает интерес исследователей в различных областях науки. Интерес этот связан с ее особой актуальностью на современном этапе развития мировой цивилизации. Понятие информационной культуры появилось в сер. XX в., одновременно с понятием «информационный взрыв» и «информационная эра». Необходимость в разработке подобной терминологии объясняется накоплением больших объемов информации, ее нарастающими валом, и как следствие, возрастающей сложностью в ориентировании в растущем потоке сведений. В этой ситуации возникала глобальная для человечества проблема, связанная с развитием навыков оптимизации, поиска и отбора нужной информации, т. е. с формированием информационной культуры.

В настоящее время понятие «информационная культура» все чаще трактуют как особый феномен информационного общества. В зависимости от объекта рассмотрения стали выделять информационную культуру общества, информационную культуру отдельных категорий потребителей информации и информационную культуру личности.

В широком смысле под информационной культурой понимают совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества. В узком смысле – оптимальные способы обращения со знаками, данными, информацией; механизмы совершенствования технических сред производства, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств и информации.[2, с. 35-37] Для нас, наиболее важной представляется характеристика информационной культуры как нового типа мышления человека, который формируется в результате освобождения человека от рутинного поиска информации. Если раньше человеку информацию навязывали и предлагали весьма ограниченное количество источников СМК, то сегодня он сам имеет возможность и право целенаправленно искать информацию в сети Интернет.

С появлением понятия «информационная культура», безусловно, возникают критерии информационной культуры человека. Среди них можно выделить: умение адекватно формулировать свои информационные потребности, умение адекватно формулировать свои потребности в информации, переработке информации и созданию качественно новой, способность к информационному общению и компьютерная грамотность.

Проявление информационной культуры можно отследить по уровням реализации информационной культуры. Первый уровень – это когнитивный, т. е. те знания и умения, которые мы применяем при информационной деятельности. А именно интернет – грамотность и навыки обращения с информацией. На этом уровне важное значение будет иметь умение организовать поиск необходимой информации; умение работать с отобранной информацией: структурировать, систематизировать, обобщать, представлять в виде, понятном другим людям; умение общаться с другими людьми с помощью современных средств информатики. Второй уровень реализации информационной культуры – эмоционально – ценностный уровень. На данном этапе важны будут: содержание информационных потребностей и интересов, мотивы обращения к различным источникам информации и связанные с этим ожидания, предпочтения тех или иных каналов получения необходимой информации, степень удовлетворения информационных потребностей, самооценка информационной компетентности и отношение к девиантному поведению в Интернет. Третий уровень – поведенческий, он включает в себя реальное и потенциальное поведение. Проявление третьего уровня можно заметить по процессам интенсивности обращения к различным источникам информации и их характеристикам; по применению полученной информации в различных сферах своей деятельности; по способам распространения новой информации; по степень включенности в Интернет-сообщество; по формам деятельности в Интернете. Все описанные составляющие информационной культуры могут соединяться, и человек, выполняя информационную деятельность, может незаметно для себя пройти через все уровни реализации информационной культуры.

Часто информационную культуру отождествляют с информационной грамотностью. Сопоставление понятий «информационная грамотность» и «информационная культура личности» свидетельствует об их значительном сходстве. Оба понятия характеризуют сложный и многоуровневый феномен взаимодействия человека и информации. В содержании обоих понятий выделяется множество компонентов: от умения вести поиск информации, анализировать и критически оценивать найденные источники информации, до их творческого использования в целях решения многообразных задач, возникающих в учебной, профессиональной, досуговой или иной деятельности.

Вместе с тем, концепция информационной культуры личности шире, чем концепция информационной грамотности. В отличие от информационной грамотности, она включает такой компонент, как информационное мировоззрение, предполагающее обязательную мотивацию личности на необходимость специальной информационной подготовки. В целом, различия между развиваемой в России концепцией формирования информационной культуры личности и международной концепцией информационной грамотности не носят принципиального характера; они лишь отражают стремление российских исследователей и практиков сочетать достижения международной теории и практики с традициями национальной культуры и образования, имеющимся опытом российских библиотек и учреждений образования.

Таким образом, информационная культура – это, прежде всего, глубокое понимание сути процессов обработки информации.[1, с.41] Большое значение в формировании информационной культуры имеет образование, которое должно формировать нового специалиста информационного сообщества, обладающего следующими умениями и навыками: дифференциации информации; выделения значимой информации; выработки критериев оценки информации; производить информацию и использовать ее.

Овладение информационной культурой – путь универсализации качеств человека, способствующий реальному пониманию человеком самого себя, своего места и своей роли.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. А. А. Парпара высказал обеспокоенность некорректными выпадами и клеветой в адрес библиотеки со стороны отдельных сми и интернетных борзописцев-недоброжелателей, которые сублимируют личные обиды и комплексы в распро

    Документ
    Он проявил заинтересованность состоянием дел в Библиотеке, которая, на его взгляд, занимает важное место в ознакомлении россиян с культурой, историей, изящной словесностью Украины и служит реальным, одним из немногих сегодня, каналом
  2. 14 меѓународен славистички конгрес охрид, 10-16 септември 2008 зборник од резимеа (2)

    Литература
    It is now generally recognised in writing on national identity generally and the rise of East European national identities in particular (Gellner, Smith) that there exists a connection between nation building, modernisation, the definition
  3. Випуск 75 Серія: філософські науки другі кулішеві читання з філософії етнокультури чернігів 2010

    Документ
    Редакційна колегія серії “Філософські науки”: доктори філософських наук Афанасьєв Ю.Л., Бондаренко В.Д., Левчук Л.Т., Личковах В.А., Мєднікова Г.С., Оніщенко О.
  4. 1 Существуют 2 точки зрения на образование К. Руси: норманнская теория и теория естественно-исторического образования Киевской Р?сч. Норманнская теория

    Документ
    а) на «Повесть временных лет» — (основной источник того вре­ мени, написанный киевским монахом Нестором в нач. 12 в.), где пере­ сказывается легенда о приглашении славянскими племенами в качестве князей 3-х братьев во главе с Рюриком
  5. Международный Соломонов Университет Кафедра истории историяукраин ы учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по курсу “История Украины” для студентов дневной и заочной формы обучения. / Составитель: Тараненко Н. Г. – К.: МСУ, 2 . – 81 c.

Другие похожие документы..