Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Биография'
Я выбрала эту тему, потому что Конфуций был интересен для меня как личность, как философ: мне было интересно узнать кто он такой, чем занимался, поня...полностью>>
'Документ'
В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской...полностью>>
'Учебное пособие'
56756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756...полностью>>
'Документ'
Актуальність теми дослідження. Політичні, економічні й соціальні перетворення, які безперервно відбуваються в Україні протягом останнього десятиріччя...полностью>>

01 лекция Наука часть культуры

Главная > Лекция
Сохрани ссылку в одной из сетей:

01 лекция

Наука – часть культуры.

Черты современной науки:

  1. Наука общезначима, то есть полученные знания пригодны для всех людей на Земле.

  2. Язык науки – формулы и символы, которые понятны всем вне зависимости от национальности и языка.

  3. В любом научном исследовании присутствуют элемент незавершенности – Никогда нельзя знать до конца. Нет абсолютной истины!

  4. Наука внеморальна. Все, что исследуется морально и этически нейтрально. Учёный морален и отвечает за своё исследование.

  5. Преемственность. Новые знания всегда соотносятся со старыми.

  6. Наука достоверна: все научные выводы проходят неоднократную теоретическую и практическую проверку.

Динамика развития современной науки.

Развитие науки определяется внутренними и внешними факторами.

Внутренние – динамика развития самой науки внутри себя. (Отрицательный результат является результатом!) Скачкообразность развития науки (внутренний фактор).

Всегда имеется качественно отличие новой теории от старой (Может быть и полный отказ от теории [теплород]). Развитие происходит революционно!

Внешние – влияние государственной системы. Государство часто тормозит развитие науки.

Противоречивость современной науки.

Фрагментарность: изучение по частям, без влияния внешних факторов. Раньше способствовала развитию науки, теперь мешает. Анализ – прошлое, для современной науки характерен синтез, комплексность.

Примеры синтеза: биохимия, физхимия, экология.

Природе вредят незамкнутые циклы, например:

Крекинг нефти – бензин – ДВС – ВОЗДУХ!!!

Калифорнийский телескоп обошелся США в 18 миллиардов долларов.

В проект «Геном человека» ежегодно вкладывается 4-5 миллиардов долларов.

В развитых странах на науку затрачивается 3-4% ВВП. В РФ – 2,85% ВВП.

От развития науки зависит обороноспособность, производственный потенциал.

В XX-м веке объем научной информации удваивался каждые 10-15 лет, в XXI – 5-8 лет. Бурно сейчас развиваются биология, космонавтика.

В 1900-м году в мире было 100 тыс. учёных, а в конце XX в. было 5,5 миллионов – 1 из 800 землян.

Естествознание – это раздел науки, который изучает явления и законы природы.

Цель естествознания – описать, систематизировать и объяснить природные явления и процессы.

Найти причинно-следственную связь.

Основные: Механика, физика, химия, биология.

Смежные: физхимия, биохимия, биофизика.

Прикладные: Геохимия, география, палеонтология.

Концепции – это система взглядов на одну и ту же проблему с разных сторон. Современные концепции – это освещение наиболее перспективных направлений в естествознании.

Естественные науки – базисный фундамент экономики.

Общая характеристика естествознания



Естественные науки


Технические науки

Математические науки.

Фундаментальные науки


Прикладные науки

Теоретические прикладные

Практические прикладные

  • Естественные науки направлены на познание природы.

  • Технические науки направлены на преобразование природы.

  • Математические науки – исследование знаковых систем (модели).

  • Фундаментальные науки направлены на изучение базисных структур мира: физика, химия, астрономия, биология…

  • Прикладные науки направлены на решение практических задач по результатам фундаментальных исследований.

  • Теоретические прикладные направлены на изучение научно-теоретических вопросов (Физика металлов, физика полупроводников).

  • Практические прикладные направлены на решение прикладных задач (Металловедение, полупроводниковая технология).

Прикладная наука выгоднее в плане субсидирования – даёт относительно быстрый оборот денег, поэтому субсидирование коммерческое тоже. Фундаментальные науки субсидируются только государством из-за больших сроков обращения (20, 50, 100 лет).

Сокращаются расходы на фундаментальные исследования.

Фундаментальные проблемы – проблемы, возникающие внутри самой науки, и разработка этих проблем поднимает науку на более высокий уровень развития, но извне может не требоваться.

Прикладные науки – основанные на требованиях извне.

Только фундаментальные исследования двигают науку вперед.

От государства выдвигается требование к фундаментальным наукам:

  • Поддержка высокого уровня знаний в данной области науки.

Естествознание и религия – борьба духовное лидерство. Борьба исторически принимала очень жестокие формы. Преподавателями до XVI века были священнослужители. Первые светские преподаватели – Дарвин, Ломоносов.

В XVII веке церковь уничтожила более 50000 «еретиков» - ведьм, учёных (алхимиков, астрономов).

Атеисты считают, что наука и религия несовместимы.

Наука и религия идут параллельно, у них разные объекты исследования.

Религия – это вера, объект – душа человека, поэтому обращена она внутрь человека.

В науке же объектом является реальный мир.

Требуется, чтобы церковь была отделена от управления государством.

У любого учёного, даже атеиста, есть вера, вера в то, что он делает, интуиция.

Суеверия не соотносятся ни с теологией, ни с наукой. Религия изучает догмы, не имеющие развития, в отличие от науки, которая ищет опытным путём и не основывается на вере, на догмах. Суеверия – остатки мистических и мифологических представлений, язычества.

Естествознание и философия.

Философский принцип – относительный характер понятий, законов, теорий всех наук, изучающих природу и общество.

Философское изучение мира в целом. Философские утверждения незыблемы и неопровержимы. Пример: В одну и ту же реку нельзя войти дважды.

Философия не требует эксперимента.

Основные законы природы связывают естествознание с философией:

  • Причинно-следственная связь явлений.

  • Любая научная истина относительна, но содержит элемент абсолютного.

  • Закон перехода из количества в качество.

02 лекция

Предмет естественнонаучного познания и его методы.

Предмет естественнонаучного познания – постижение истины.

Предела для естественнонаучного познания не существует, то есть, процесс познания для человека развивается постоянно.

Истина – это правильное, адекватное отражение объективной действительности в сознании человека.

Поэтому любая истина объективна, то есть, не зависит от человека.

Качества:

  1. Истина относительна, то есть, она отражает объект или явление природы только на данном этапе развития науки. Но любая относительная истина содержит элемент абсолютной, иначе наука не двигалась бы вперед.

  2. Истина всегда конкретна. Знания об объекте относительны к определенным условиям его существования.

Критерий истины – практика и эксперимент. Если научная теория подтверждена практикой, то такая теория истинна. Практика включает производительную деятельность!

Практика – движущая сила научного познания. Она не даёт науке оторваться от реальности.

Все научное знание, как и истина, всегда относительно, то есть, абсолютного знания не существует.

Задача любого учёного – расширить интервал адекватности.

Методы естественнонаучного познания.

Метод – это совокупность действий и приёмов, с помощью которых достигается желаемых результат. Научный метод – это инструмент для получения научных результатов.

На каждом уровне научного познания свой метод:

  • Эмпирический метод – наблюдение, измерение, эксперимент.

  • Теоретический метод – построение моделей, вывод теорий, аксиома гипотеза.

Приёмы:

  • Анализ (От общего к частному)

  • Синтез (От частного к общему)

  • Абстрагирование – отвлечение от несущественных свойств изучаемого объекта.

  • Индукция – вывод общего на основе частного.

  • Дедукция – выделение частного из общего.

  • Классификация – разделение объектов на группы по определенным признакам.

  • Математические приемы (в частности, статистические).

Применение математики в естествознании.

Формализация – это использование специальной символики, которая заменяет конкретные реальные объекты. Формализация в естествознании – математическое описание объектов и явлений.

Краткость, чёткость, компактность записи, информация в виде математических уравнений.

E=mc2

Формализация является методом теоретического познания.

Употребление химических символов:

Ca + Cl2 CaCl2

Употребление биологических символов:

aa AA

Математика – универсальный язык естествознания.

Платон в IV веке до н.э. организовал первую академию в честь рощи Акадèма. На входе велел написать: «Не геометр да не войдёт сюда».

Галилео Галилей (XVI в.): «Книга природы написана языком математики».

Впервые в естествознании применил первым математику Птолемей – рассчитал геоцентрические орбиты.

Ньютон в классической механике применил дифференциальное и интегральное счисление для расчетов движения.

  • Теорию вероятности и статистические методы хорошо описывают системы из большого количества частиц.

  • Математическая логика (на 100 лет была забыта, в начале XX века нашла применение при создании логических машин, нашла своё место в кибернетике).

  • Математическое моделирование (аналоговые устройства).

Аналоговые машины двигаются сейчас к созданию искусственного мозга.

Обобщения очень важны для развития науки (уравнения Максвелла).

Математический язык понимается как вид организованности Вселенной.

Существуют три вида:

  1. Простейший вид организмов (уравнения, арифметика).

  2. Ритмика первого порядка – математическая теория групп.

  3. Ритмика второго порядка – слово.

Два первых вида наполняют Вселенную гармонией, чёткостью, третий наполняет Вселенную смыслом.

Естественнонаучная картина мира – это система важнейших принципов и законов, которыми можно описать окружающий мир в определенный период развития науки.

Механистическая картина мира. Никаких случайностей в механистической картине мира не было. Господствовала классическая механика.

Религиозная основа, все от Бога. Не существует движения, кроме механического. V<<C.

макромир

Все механические процессы подчинялись принципу сложного детерминизма.

Детерминизм в науке – это точное и однозначное определение состояния любой механической системы. Мир работает как отлаженная система. Детерминизм в обществе – фатализм - предопределенность.

Пьер Симеон Лаплас


Электромагнетическая картина мира (Фарадей, Максвелл)

Поле


Атомная (квантовая)

Øат≈10-10 м

Øя ≈10-12 м

Скорость различная, близка к скорости света.

микромир



Современная картина мира (с 60-х гг. ХХ в.)

Информационная картина мира.

Основа на самоорганизацию систем, как живых, так и неживых. Синергетика.

Самоорганизация основана на вероятностях.

Релятивистская теория.

Мегамир и микромир

Rc≈7∙108

VC

Мир больших скоростей и масс.

Уровни развития познания природы естествознанием.

  1. Созерцательный уровень – общие представления об окружающем мире. Мир предстает чем-то целым, неразделенным. Нет эксперимента, только мысли, идеи, умозаключения. Демокрит, Сократ, Эпикур, Платон: «Практическая польза от наук второстепенна».

  2. Аналитический – начало фрагментарности, появление эксперимента. Разделение природы на объекты. Галилей. Выделение физики, биологии, химии. Они находятся в иерархии:

Фундаментальная механика


Механика молекул


Физика атомов - химия


Химия белковых молекул, биология

Такое разделение провел Кекуле.

Фрагментарность привела к анализу, чего раньше не было.

  1. Синтетический уровень – усугубление фрагментарности, приведшая к гранизцам наук – к синтезу (радиационная химия, биофизика…). Привело к получению общих уравнений, например, уравнений Максвелла.

  2. Интеграционный – рождение универсальных теорий.

Основные этапы развития физики.

В древние века понятие «физика» подразумевало космос (греч.) – «порядок», отражение совершенного порядка на Земле.

Первое впечатление о Земле – что она плоская.

Первое понятие о космосе – эгоцентризм.

В V веке до н.э. Анаксимандр говорил, что Земля шар и ни на что не опирается, это уже геоцентризм.

В I веке до н.э. Птолемей математически рассчитал геоцентрическую модель.

В VI веке до н.э. Аристотель сказал, что вокруг Земли расположен хрустальный небосвод со звёздами.

Гелиоцентризм.

В III веке до н.э. Аристарх Клавдий из Самоса преполагал, что солнце неподвижно, и все вращается вокруг него.

В начале XVII века – 17 февраля 1600 года сожжен на костре Джордано Бруно.

Коперник (1473-1543) утверждал, что Земля – не центр мироздания, его учение было признано в 1835-м году.

03 лекция

Ньютон (1643-1727) создал дифференциальную и интегральную систему.

1687 г. – «Математические начала натуральной философии».

XIX век – открытие поля (альтернативного вида материи).

В 1837 году Фарадей (1791-1867) открыл электромагнитное поле.

В 1877 году Максвелл создал первую объединенную теорию – объединил электричество, магнетизм и оптику.

Современная физика – конец XIX века – открытие рентгеновских лучей, микромира.

Квантовую механику впервые доложил 14 декабря 1900 года Макс Планк – энергия излучения не постоянна, а дифференцирована – излучается квантами.

E=h

В 1905 году Эйнштейн получает Нобелевскую премию.

Концепции материи и движения.

Фундаментом естественнонаучной картины мира (ЕНКМ) являются общие понятия:

  • Материя

  • Движение

  • Время

  • Пространство

  • Взаимодействие

Материя(физ.) – это все то, что прямо или косвенно (опосредованно) воздействует на органы чувств человека.

Материя(философ.) – это реальность, данная нам в ощущениях и независимая от человека.

Движение – это любое изменение, которое происходит с материальными объектами в результате их взаимодействий. Материя не существует без движения.

Движение – это необъемлемое свойство материи. Материя не существует без форменного состояния, она дискретна.

Тело молекулы атомы протоны, нейтроны, электроны кварки

В современной физике различают три вида материи:

  1. Вещество

  2. Поле

  3. Физический вакуум (экспериментально обнаружен в ускорителях в 50-х гг. XX)

Вещество – это любые материальные объекты, имеющие массу. Кроме массы может быть электрический заряд. Элементарные частицы (нейтрино имеют массу, 2002 год).

У вещества есть четыре агрегатных состояния:

  1. Твердое

  2. Жидкое

  3. Газообразное

  4. Плазма

Состояние материального объекта характеризуется физическими величинами, или параметрами состояния: координаты, энергия, температура, масса, спин, энтропия, состав.

Переход от одного состояния к другому есть движение материи.

Виды движения:

  1. Механическое

  2. Колебательное и волновое

  3. Тепловое

  4. Процессы переноса (диффузия, теплопроводность)

  5. Фазовые переходы

  6. Радиоактивный распад

  7. Химические и ядерные реакции

  8. Эволюция живых организмов

  9. Метаболизм

Поле – особое состояние среды, в каждой точке которой заданы параметры, которые характеризуют состояние вещества и которые непрерывно и плавно меняются от точки к точке.

Поле является материальным фактором, который приводит к взаимодействию тел.

В макромире поле противоположно веществу (не имеет массы, непрерывно и т.п.).

В микромире нет раздельно поля и вещества, там присутствует корпускулярно-волновой дуализм.

Физический вакуум – самое низшее энергетическое состояние квантового поля. Среднее число частиц в вакууме равно нулю. Там существуют виртуальные частицы со временем жизни 10-18 с. Вакуум «кипит» этими частицами, но они обладают низкой энергией.

Дополнение от автора конспекта:

Одной из особенностей вакуума является наличие в нем полей с энергией, равной нулю и без реальных частиц. Это электромагнитное поле без фотонов, это пионное поле без пи-мезонов, электронно-позитронное поле без электронов и позитронов.

Но раз есть поле, то оно должно колебаться. Такие колебания в вакууме часто называют нулевыми потому, что там нет частиц. Удивительная вещь: колебания поля невозможны без движения частиц, но в данном случае колебания есть, а частиц нет! Как это можно объяснить? Физики считают, что при колебаниях рождаются и исчезают кванты. Колеблется электромагнитное поле – рождаются и пропадают фотоны, колеблется пионное поле – появляются и исчезают пи-мезоны и т.п. Физика сумела найти компромисс между присутствием и отсутствием частиц в вакууме. Компромисс такой: частицы рождаются при нулевых колебаниях, живут очень недолго и исчезают. Однако, получается, что частицы, рождаясь из «ничего» и приобретая при этом массу и энергию, нарушают тем самым неумолимый закон сохранения массы и энергии. Тут вся суть в том «сроке жизни», который отпущен частицам: он настолько краток, что «нарушене» законов можно лишь вычислить теоретически, но экспериментально это наблюдать нельзя. Родилась частица из «ничего» и тут же умерла. Например, время «жизни» мгновенного электрона, примерно, 10-21 секунды, а мгновенного нейтрона 10-24 секунды. Обычный же свободный нейтрон живет минуты, а в составе атомного ядра даже неопределенно долго, как и электрон, если его не трогать.

Поэтому частицы, живущие так мало, что этого в каждом конкретном случае и заметить нельзя, назвали, в отличие от обычных, реальных, - виртуальными. В точном переводе с латыни – возможными. Но считать, что данные частицы только возможны – неверно. Эти «возможные» частицы в вакууме вполне реально воздействуют, как это наблюдается в точных экспериментах, на вполне реальные образования из безусловно реальных частиц и даже на микроскопические тела. И если отдельную виртуальную частицу физика обнаружить не может, то суммарное их воздействие на обычные частицы фиксируется отлично.

Наблюдать воздействие вакуумных виртуальных частиц оказалось возможно не только в опытах, где изучаются взаимодействия элементарных частиц, но и в эксперименте с макротелами. Две пластины, помещенные в вакуум и приближенные друг к другу, под ударами виртуальных частиц начинают притягиваться. Этот факт открыт в 1965 году голландским теоретиком и экспериментатором Гендриком Казимиром.

По сути, абсолютно все реакции, все взаимодействия между реальными элементарными частицами происходят при непременном участии вакуумного виртуального фона, на который элементарные частицы, в свою очередь, тоже влияют.

Оказалось также, что виртуальные частицы возникают не только в вакууме. Их порождают и обычные частицы. Электроны, например, постоянно испускают и тут же поглощают виртуальные фотоны.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Лекция гражданское законодательство и сфера туризма

    Лекция
    Туризм, являясь одним из важнейших направлений экономики, не может развиваться вне и помимо правовых норм. В регулировании туристской деятельности участвуют нормы различных отраслей права: международного, конституционного, административного,
  2. Культура. Образование. Право

    Документ
    Культура. Образование. Право [Текст]: материалы Междунар. науч.-практ. конф., г. Екатеринбург, апр. 2009 г. ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т»; Екатеринбург, 2009.
  3. Краеведческое образование как составляющая культурологической подготовки специалиста 24. 00. 01 теория и история культуры

    Диссертация
    Диссертация выполнена на кафедре общенаучных и гуманитарных дисциплин Тамбовского филиала ФГОУ ВПО «Московский государственный университет культуры и искусств»
  4. 01. Библиографическое обслуживание: понятие характеристика основных видов Библиографическое обслуживание

    Документ
    - библиографическая консультация - советы по самостоятельному использованию путей и средств библиографического поиска (на запрос из другой библиотеки, для работы над диссертацией, дипломом и т.
  5. Лекция по налогам Тема Основные понятия, применяемые при налогообложении

    Лекция
    Экономическая сущность налогов; функции налогов; элементы налога и их характеристика; принципы и методы налогообложения; особенности построения налоговой системы в России, классификация налогов; налоговый контроль; налоговая политика;

Другие похожие документы..