Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Цель конференции – обсуждение актуальных проблем современной юридической психологии; вооружение психологов-практиков новейшими знаниями в области юри...полностью>>
'Документ'
Проект перспективного развития МОБУ СОШ с. Нижнеулу-Елга муниципального района Ермекеевский район РБ представляет собой долгосрочный нормативно-управ...полностью>>
'Документ'
Про створення комісії по проведенню випробувань комплексної системи захисту інформації автоматизованої інформаційно-телекомунікаційної системи “Держа...полностью>>
'Автореферат'
доктор медицинских наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, руководитель лаборатории клинической фармакологии ГУ НИИ фармакологии ТНЦ СО РАМН У...полностью>>

Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1-21/01 утверждаю (30)

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Рабочая программа учебной дисциплины


Ф ТПУ 7.1-21/01

УТВЕРЖДАЮ

Директор НФ ТПУ:

В.И.Лебедев

(подпись)

( И.О., фамилия)

(дата)

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

(название дисциплины)

Рабочая программа для направления

080100 Экономика

(номер и название направления, специальности, специализации)

Обеспечивающая кафедра

социально-гуманитарных дисциплин

Курс

1

Семестр

2

Учебный план набора

2009

года с изменениями

2009

года

Распределение учебного времени

Лекции

25,5

часов(ауд.)

Лабораторные занятия

часов(ауд.)

Практические(семинарские) занятия

25,5

часов(ауд.)

Курсовой проект в __ семестре

часов(ауд.)

Курсовая работа в ___семестре

часов(ауд.)

Всего аудиторных занятий

51

часов

Самостоятельная (внеаудиторная) работа

85

часов

Общая трудоемкость

136

часов

Экзамен в

2

семестре

Зачет в

семестре

Дифзачет в

семестре

2009

Предисловие

  1. Рабочая программа составлена на основе ГОС № 433 гум/бак по направлению 080100 Экономика, утвержденного 25.04.2000г., и ОС ТПУ по направлению 080100 Экономика.

РАССМОТРЕНА и ОДОБРЕНА на заседании обеспечивающей кафедры

«28» октября 2009 протокол № 3

2. Разработчик:

ассистент кафедры СГД _____________ С.А. Демченкова

3. Зав. обеспечивающей кафедрой _____________ Г. В. Чиконина

4. Рабочая программа СОГЛАСОВАНА с факультетами, выпускающими кафедрами. СООТВЕТСТВУЕТ действующему плану.

Зав. выпускающей кафедры В.И. Лившиц

АННОТАЦИЯ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

080100 Экономика

Каф. СГД НФ ТПУ

Ассистент кафедры СГД, Светлана Алексеевна Демченкова

Тел. (3843)77-67-86, e-mail:

Цель: формирование исторического мышления студентов на основе изучения особенностей и закономерностей Отечественной истории в их неразрывной связи с закономерностями и тенденциями мирового исторического процесса, а также создание мотивации на самостоятельное овладение дисциплины.

Содержание: курс «Отечественная история» соответствует требованиям государственного образовательного стандарта и включает следующие проблемы: методология истории, традиционное общество России в контексте древней и средневековой истории, модернизация российского общества, становление индустриальной цивилизации в России, создание и распад советской системы, проблемы перехода российского общества к демократии.

Курс: 1 (2 семестр – экзамен)

Всего 136 часов (Лк. – 25,5ч., Пр. – 25,5ч.).

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Цели преподавания дисциплины:

- дать представление об основных этапах и содержании истории России с древнейших времен и до наших дней;

- показать на примерах из различных эпох органическую взаимосвязь российской и мировой истории. В этом контексте проанализировать общее и особенное российской истории, что позволит определить место российской цивилизации во всемирно-историческом процессе;

- показать, по каким проблемам отечественной истории ведутся сегодня споры и дискуссии в российской и зарубежной историографии;

- показать место истории в обществе, формирование и эволюцию исторических понятий и категорий;

- обратить внимание на тенденции развития мировой историографии и место и роль российской истории и историографии в мировой науке;

- проанализировать те изменения в исторических представлениях, которые произошли в России в последнее десятилетие.

Задачи изложения и изучения дисциплины:

В процессе чтения лекций, проведения практических занятий и выполнения контрольных работ студентом преподавателю необходимо:

- сформировать у студентов научное представление об основных этапах в развитии Отечественной истории, их хронологии, культурно-цивилизационной специфике становления и развития российского общества, месте и роли России в истории мировой цивилизации;

- раскрыть основные философско-методологические проблемы, ключевые термины и понятия курса, сделать анализ важнейших событий истории России;

- дать информацию о современном состоянии исторической науки, об основных дискуссионных проблемах отечественной истории;

- раскрыть основные социокультурные факторы развития техносферы российской цивилизации;

- дать представление об истории Сибири, сибирской науки и техники, ТПУ и его месте в научно-образовательном комплексе России и региона;

- использовать исторический материал для развития у студентов высоких гражданских и нравственных качеств, ценностного отношения к прошлому;

В процессе проведения семинарских и индивидуальных занятий преподавателю необходимо:

- закрепить знания, усвоенные студентами на лекциях и в процессе их самостоятельной работы;

- организовать контроль самостоятельной работы студентов по усвоению основных теоретических положений исторической науки, фактов, понятий, терминов, имен исторических деятелей;

- выработать у студентов умение использовать понятийный аппарат исторической науки при анализе событий, процессов прошлого и настоящего;

- развить навыки анализа исторических источников и литературы, участия в дискуссиях, выступления с докладами и сообщениями.

В процессе самостоятельной познавательной деятельности студенту необходимо:

- освоить разделы программы, предназначенной для самостоятельного изучения;

- выполнить одно или более индивидуальных заданий;

- сформировать навыки историографического анализа и библиографического оформления путем написания реферативной работы.

2. СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО РАЗДЕЛА ДИСЦИПЛИНЫ (ЛЕКЦИИ)

Теоретический (лекционный) раздел – 25,5 ч.

Тема
Кол-во часов

1

Методологические аспекты исторического познания.

2

2

Традиционное общество России в контексте древней и средневековой истории.

6

3

Россия в условиях становления индустриального общества (XVIII-начало XX вв.)

8

4

Советская Россия (окт. 1917 – 1991 гг.)

8

5

Посткоммунистическая Россия (1991 – 2009 гг.)

1,5

Тема 1. Методологические аспекты исторического познания

Федеральный уровень

Предмет исторической науки. Историческое сознание. Проблемы методологии истории; соотношение политических, экономических, духовных факторов в истории; роль религии и религиозных представлений. Новые подходы к проблеме «человек в истории»; история повседневной жизни, образ жизни и нравы; политические лидеры, полководцы и реформаторы в истории. Социальная история, взаимодействие революций и реформ. Критерии познания истории; типы и формы цивилизаций.

История России как неотъемлемая часть истории человечества. Основные закономерности и особенности мировой истории сквозь призму национальной российской истории. Воздействие русской истории на мировой процесс. Место и роль России, российской цивилизации и культуры в истории человечества.

Региональный уровень

Достижения и проблемы отечественного и мирового сибиреведения. Сибирские центры исторических исследований. Исторические научные школы в Сибири и Томске.

Университетский уровень

Научные исследования кафедры истории и политологии ТПУ.

Тема 2. Традиционное общество России в контексте древней и средневековой истории

Федеральный уровень

Проблема происхождения славян. Распад славянского единства. Этногенез восточных славян. Расселение восточных славян. Культура восточных славян. Проблемы социо- и политогенеза славян. Этнокультурные и социально-политические и экономические факторы становления русской государственности. «Норманская», «славянская» и другие концепции происхождения Киевской Руси. Социальный и политический строй древнерусского государства. Принятие христианства. Политическая децентрализация на Руси. Русь и Золотая Орда. Особенности формирования Русского централизованного государства. Московское государство в XVI-XVII вв.. Формирование традиционной русской культуры в IX-XVII вв.

Региональный уровень

Сибирь в древности. Присоединение Сибири. Развитие Сибири в XVI-XVIIвв.

Университетский уровень

Техносфера традиционного общества России.

Тема 3. Россия в условиях становления индустриального общества (XVIII-начало XX вв.)

Федеральный уровень

Индустриальный «вызов» Запада и традиционная Россия. Неизбежность модернизации России. Реформы Петра I и Екатерины II. Особенности общественно-политического, социально-экономического развития России в XVIII – первой половине XIX вв. Обострение проблемы модернизации в середине XIX в. Реформы Александра II и их последствия. Формирование «индустриальной реальности» в России. Особенности промышленной революции. Появление и развитие социальных слоёв индустриального общества. Расширение Российской империи. Общественные движения в эпоху раннего индустриализма. Развитие отечественной культуры. Реформы самодержавия. Революция 1905-1907 гг. Политические партии и их программы обновления государственного строя России. Государственная Дума и её деятельность в 1906-1916 гг. Участие России в Первой мировой войне. Революционный процесс в России в 1917 г. Приход к власти коммунистов.

Региональный уровень

Сибирь в составе Российской империи. Развитие Сибири в индустриальную эпоху.

Университетский уровень

Образование ТГУ и ТПУ. Формирование томских научных школ. Профессора и студенты ТТИ.

Тема 4. Советская Россия (окт. 1917 – 1991 гг.)

Федеральный уровень

Режим личной власти И.Сталина. Массовые репрессии. Внутренняя и внешняя политика правительства в 30-е гг. Великая Отечественная война, её итоги. Социально-экономическое и политическое развитие СССР во второй половине 40-х – начале 50-х гг. Международное положение СССР после окончания Второй мировой войны. Реформы 50 - 80-х гг. и их последствия. Распад Советского Союза и мировой системы социализма.

Региональный уровень

Сибирь в период социалистического строительства. НТР и Сибирь.

Университетский уровень

Перестройка работы ТТИ в период строительства социализма. Советская власть и судьба ученых университета. Достижения политехников в XX веке.

Тема 5. Посткоммунистическая Россия (1991 – 2009 гг.)

Федеральный уровень

Провозглашение суверенитета Российской Федерации. Демонтаж советской системы и утверждение президентской республики. Конституционный процесс в постсоветской России. Политические партии и их программы обновления России. Политическая элита современной России. Федеральное собрание и его деятельность. Проблемы и трудности перехода к демократии и рыночной экономике. Внешняя политика Российской Федерации.

Региональный уровень

Место и роль Сибири в РФ. Сибирское общество в условиях перехода к демократии. Наука и образование в России и Сибири.

Университетский уровень

Перестройка деятельности ТПУ в условиях демократических реформ. Рождение новых традиций. Научные школы ТПУ на рубеже веков. ТПУ в научно-образовательном комплексе России и Сибири.

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗДЕЛА ДИСЦИПЛИНЫ (СЕМИНАРЫ)

Практический (семинары) раздел – 25,5 ч.

Тема
Кол-во часов

I.

Государство: предыстория, особенности образования и развития

2

2

Государственная раздробленность Древней Руси (XII –XIII вв.)

2

3

Объединение русских земель и образование Московского государства (конец ХIII–начало ХVI в.)

2

4

Российское государство в ХVI – ХVII вв.

2

5

XVIII в. – век модернизации и просвещения

2

6

Российская империя в первой половине XIX в.

2

7

Россия в эпоху освобождения

2

8

Реформы и революции в российском обществе в начале XX в.

2

9

Советская Россия в годы гражданской войны и иностранной интервенции

2

10

Советское государство в 20-е – начале 50-х гг.

Занятие 1. Советское общество в 20 – 30-е гг.

Занятие 2. СССР в годы второй мировой войны восстановления народного хозяйства.

3

11

Советское общество в 50-е – начале 80-х гг.

2

12

Проблемы модернизации советского и постсоветского общества в конце XX – начале XXI вв.

1,5



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1 -21/01 «утверждаю»

    Рабочая программа
    1. Рабочая программа составлена на основе ГОС по направлению 15 Технология, оборудование и автоматизация машиностроительных производств, утвержденного 02.
  2. Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1-21/01 утверждаю (12)

    Рабочая программа
    Рынок труда, представляющий собой систему социально-трудовых отношений по поводу использования рабочей силы, в любой стране находится под наиболее пристальным вниманием экономистов и политиков, так как сам товар на этом рынке непосредственно
  3. Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1-21/01 утверждаю (4)

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основе ГОС № 433 гум/бак по направлению 080100 Экономика, утвержденного 25.04.2 г., и ОС ТПУ по направлению 080100 Экономика.
  4. Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1-21/01 утверждаю (5)

    Рабочая программа
    1. Рабочая программа составлена на основе ГОС № 433 гум/бак по направлению 080100 Экономика, утвержденного 25.04.2 г., и ОС ТПУ по направлению 080100 Экономика.
  5. Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1-21/01 утверждаю (6)

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основе ГОС № 433 гум/бак по направлению 080100 Экономика, утвержденного 25.04.2 г., и ОС ТПУ по направлению 080100 Экономика.

Другие похожие документы..