Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Семинар'
9 СИБИРСКАЯ НАУЧНАЯ ШКОЛА-СЕМИНАР С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ«КОМПЬЮТЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И КРИПТОГРАФИЯ» SIBECRYPT'106-11 сентября 2010 г.Тюменский госуд...полностью>>
'Документ'
Личный контактор навигатора «Ойкумены» Максима Тура сиамский кот Лель свернулся на левом плече, застыв серо-черным пятном на голубизне комбинезона. П...полностью>>
'Документ'
Достижение нового качества образования невозможно без повышения уровня профессиональной компетенции педагогов. Залогом профессионального успеха уже н...полностью>>
'Документ'
Болезни органов дыхания характеризуются многообразием клинико-морфологических проявлений, что связано со своеобразием структуры легких, возрастными ос...полностью>>

Автореферат диссертации на соискание ученой степени (174)

Главная > Автореферат диссертации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

МАКАРОВА Татьяна Алексеевна

Педагогические условия развития творческой активности детей дошкольного возраста

(на примере деятельности дошкольных образовательных учреждений Республики Саха (Якутия))

Специальность 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики

и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Якутск – 2009

Работа выполнена на кафедре педагогики дошкольного воспитания педагогического института ФАО ГОУ ВПО «Якутский государственный университет имени М.К. Аммосова»

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Григорьева Антонина Афанасьевна

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Барахсанова Елизавета Афанасьевна

ГОУ ВПО «Якутский государственный университет имени М.К. Аммосова», г. Якутск.

Кандидат педагогических наук

Качанова Ирина Александровна

ГОУ ДПО (повышения квалификации специалистов)

Центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца,

Г. Москва.

Ведущая организация: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский городской психолого-педагогический университет», г. Москва.

Защита состоится «__»_________ 2009 г. в «___» часов на заседании диссертационного совета Д 212.306.02 при Якутском государственном университете имени М.К. Аммосова по адресу: 677891, г. Якутск, ул. Белинского, 58.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Якутского государственного университета имени М.К. Аммосова.

Автореферат разослан «___»________ 2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Петрова С. М.

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Дошкольное воспитание середины XX в., по существу, сводилось лишь к подготовке детей к школе, к оснащению их суммой конкретных знаний, умений, навыков, но при этом недостаточно учитывалась специфика развития детей дошкольного возраста, самоценность этого периода жизни ребенка. «Концепция дошкольного воспитания» наметила новые подходы к дошкольному воспитанию, основанные на принципах гуманизации и деидеологизации дошкольного образования, приоритета воспитания общечеловеческих ценностей (добра, красоты, самоценности дошкольного детства). Вместе с тем в современной отечественной практике по дошкольному воспитанию все еще отмечается жесткая регламентация детской деятельности, навязывание представлений, знаний, умений взрослых, не преодолена организация занятий в форме классно-урочной системы. Как отмечает А.И. Адамский, «превращение детского сада в фабрику по изготовлению первоклассников фактически исключает возможность создать нормальную развивающую возрастную среду».

Большое значение для методологического обоснования проблемы имеют психолого-педагогические труды Д.Б. Богоявленской, Л.С. Выготского, Н.С. Лейтеса, Л.М. Фридмана и др. Педагогические идеи развития творческой активности в различных аспектах исследовались как отечественными учеными (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Ю Козырева, И.С. Кон, Д.А. Леонтьев, Н.Н. Поддьяков, Л.Н. Прохорова и др.), так и зарубежными учеными (Э. Деси, Р.Райана, Д. Льюс и др).

Отдельные аспекты проблемы творческого развития личности исследуются в практике работы инновационных школ, (В.И Андреев, В.С. Библер, В.А. Караковский, Г.Л. Каспржак, С.Ю. Курганов, А.Н. Тубельский и др.). В теории и практике созданы определенные предпосылки для решения проблемы развития творческой активности детей.

В настоящее время накоплено значительное количество научных исследований о культуре народа, о его значении в народной педагогике в трудах Г.Н. Волкова, Н.А. Корякиной, З.Г. Нигматова, Т.Н. Петровой, В.И. Ханбикова и других. Региональные аспекты проблемы воспитания детей в условиях Республики Саха (Якутия) исследованы А.А. Григорьевой, Д.А. Даниловым, А.Г. Корниловой, Г.С. Поповым, И.С. Портнягиным, А.П. Оконешниковой, К.Д. Уткиным и др. В их трудах отражены воспитательные возможности народной педагогики, устного народного творчества, его значение в становлении самосознания народа.

Закон РФ «Об образовании» закрепил право дошкольных учреждений работать по разнообразным программам. Разработаны и действуют вариативные образовательные программы: «Радуга» (Т.Н. Доронова), «Детский сад – дом радости» (Н.М. Крылова, В.Т. Иванова), «Развитие» (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко), «Одаренный ребенок» (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко), «Истоки» (Л.А. Парамонова, А.Н. Давидчук, С.Л. Новоселова и др.), «Детство» (В.И. Логинова) и др.

Анализ практической работы дошкольных образовательных учреждений республики свидетельствует о том, что педагогические возможности устного творчества народа саха недостаточно используются в педагогическом процессе, хотя в образовательных программах предусмотрен национально-региональный компонент. В связи с этим педагоги испытывают потребность в научно обоснованных рекомендациях по использованию жанров устного народного творчества.

Таким образом, анализ теории и практики дошкольного образования показывает, что существуют противоречия между:

- осознанием необходимости учета самоценности дошкольного возраста (приоритетность игры как продуктивного вида деятельности) и стремлением перенесения школьной классно-урочной системы в сферу дошкольного образования, с внедрением жестких требований к выпускникам детских дошкольных учреждений при поступлении в школу;

- признанием значимости развития творческой активности ребенка как основы личностного развития и неразработанностью содержания, технологии, критериальной основы процесса развития творческой активности дошкольников.

-предьявляемыми современными требованиями общества к молодежи и недостаточным уровнем формирования таких личностных качеств, как самостоятельность, ответственность, целеустремленность, неумение самоопределяться в индивидуальном образовании, самоуправлять деятельностью.

Сравнительное сопоставление приведенных выше противоречий указывает на необходимость утверждения положения о том, что возможность выбора деятельности детьми и педагогами является средством дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющим за счет изменения структуры в содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы и склонности детей, создавать условия для их творческого развития. Вышесказанное и определило выбор темы исследования: «Педагогические условия развития творческой активности детей дошкольного возраста (на примере деятельности дошкольных образовательных учреждений Республики Саха (Якутия)».

Объект исследования: процесс развития детей дошкольного возраста в условиях регионального ДОУ.

Предмет исследования: педагогические условия развития творческой активности детей дошкольного возраста.

Цель исследования: теоретически обосновать и практически подтвердить концептуальное положение о необходимости создания ситуации выбора деятельности для развития творческой активности детей.

Гипотеза исследования. Процесс развития творческой активности детей дошкольного возраста будет наиболее эффективным, если:

- внедрить систему работы по развитию творческой активности детей дошкольного возраста с позиций индивидуализации и добровольности выбора деятельности;

- создать открытое образовательное пространство с включением детей и педагогов в совместную творческую деятельность в детско-взрослых сообществах, ориентированных на развитие творческой активности детей.

- обеспечить освоение ребенком общечеловеческого опыта и культурных ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения родного народа.

- развивать творческий потенциал педагогов и родителей.

В соответствии с выдвинутой целью и гипотезой исследования решались задачи исследования:

1. Разработать и обосновать совокупность исходных положений, образующих теоретико-методологические основы развития творческой активности детей дошкольного возраста.

2. Раскрыть сущность и содержание развития творческой активности детей дошкольного возраста.

3. Определить критерии, показатели и уровни развития творческой активности детей дошкольного возраста.

4. Обосновать и экспериментально проверить педагогические условия развития творческой активности детей дошкольного возраста.

5. Разработать научно-практические рекомендации по развитию творческой активности детей дошкольного возраста.

Теоретико-методологической основой исследования являются совокупность философских, психолого-педагогических положений, раскрывающих концептуальные подходы к осуществлению процесса развития творческих способностей личности; положения психологии и педагогики о развитии личности ребенка в дошкольном возрасте:

основополагающие концепции творчества в философском (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, В.С. Библер, Л.Н. Гумилев, П.А. Флоренский, Р. Штейнер и др.); психологическом (К.А. Абдульханова-Славская, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, В.Т. Кудрявцев, А.М. Лобок, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, Н.Н. Поддьяков, Н.Н. Нечаев, А.В. Петровский, Я.А. Пономарев, К.Д. Роджерс, С.Л. Рубинштейн и др.) и педагогическом аспектах (Т.А. Абрамова, В.В. Давыдов и др.); концепции развивающего обучения (В.В. Давыдов, О.М. Дьяченко, Л.В. Занков, Л.В. Тарасов, Д.Б. Эльконин и др.); положения теории деятельности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); труды по исследованию творческой деятельности (Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, А.В Запорожец, Т.С. Комарова, В.Т. Кудрявцев Д.Б. Эльконин,) современные исследования мотивации личности (Э. Деси, Д.А. Леонтьев, Р. Райан); исследования по теории свободного воспитания (М. Балабан, Н.А. Бердяев, К.Н. Вентцель, М. Монтессори, А.А. Пинский, Ж.-Ж. Руссо. Л.Н. Толстой, А.Н.Тубельский,, Э.Фромм, Е.А. Ямбург и др.); работы о формировании этнической психологии, диалога культурой (В.С. Библер, Н.И. Бугаев, А.А. Григорьева, И.С. Кон, Б.Ф. Неустроев – Мандар – Уус, А.П. Оконешникова, К.Д. Уткин и др.).

Методы исследования: теоретический – анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы; изучение реально складывающегося опыта через наблюдение, анкетирование, тестирование, беседу; теоретическая и методическая интерпретация педагогического эксперимента, анализ собственного опыта воспитателей, математическая и статистическая обработка результатов исследования.

Научная новизна исследования:

- раскрыты сущность и содержание развития творческой активности детей в условиях деятельности дошкольных учреждений;

- выявлены и экспериментальным путем проверены эффективные условия, формы и методы развития творческой активности детей дошкольного возраста, построенные на принципах предоставления детям и педагогам свободы выбора вида деятельности, открытого образовательного пространства, расширения информации, диалога культур и рефлексии, т.е. самореализации творческой активности детей в специфических видах деятельности в соответствии с образовательными запросами конкретного социума;

- разработана модель развития творческой активности детей дошкольного возраста на основе личностно-ориентированного, гуманистического, этнокультурологического и деятельностного подходов;

- определены критерии, показатели и уровни развития творческой активности детей дошкольного возраста;

- разработан и апробирован комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса развития творческой активности детей дошкольного возраста.

Теоретическая значимость исследования состоит в разработке концептуальных основ прогностической модели развития творческой активности детей дошкольного возраста, в обосновании научных подходов к данному процессу.

Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенные педагогические условия, средства развития творческой активности, разработанная авторская программа, диагностический материал, методические рекомендации по развитию творческой активности детей дошкольного возраста могут быть реализованы в учебно-воспитательном процессе детских садов. Материалы исследования могут быть использованы при разработке спецкурсов для студентов педагогических вузов, при проведении курсов повышения квалификации и переподготовки педагогов, в массовой практике дошкольного и семейного воспитания.

Достоверность результатов исследования подтверждается методологической обоснованностью исходных теоретических позиций автора, теоретическим анализом проблемы, организацией экспериментальной работы с применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования, воспроизводимостью результатов и репрезентативностью полученных данных, количественным и качественным их анализом, соответствием полученных результатов гипотезе исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования были доложены на сессиях международного фестиваля «Эврика – Авангард» (г. Москва, 2003г., 2004г., 2006г., 2007г.), на республиканских авторских курсах «Воспитание детей на основе этнокультурных образцов отношений» (с. Сылан Чурапчинского улуса Республики Саха (Якутия), 2004), на республиканском форуме «Сельская школа (с. Ектем Хангаласского улуса, 2003г.), на педагогическом Ысыахе «Павловск – перемена» (с. Павловск Мегино-Кангаласского улуса), на форуме «Сельская школа – 2005» (с. Болтоно Чурапчинского улуса, 2005г.), на Всероссийской выставке «Школа XXI века» (г. Москва, 2006г.), «Гуманизация системы последипломного образования педагогических работников» (г. Якутск, 2005г.), «Родной язык в образовательной среде: достижения и перспективы развития» (г.Якутск, 2004г.), «Этнопедагогические аспекты реализации Приоритетного национального проекта «Образование» (г.Якутск, 2007г.), на IV, V, VII республиканских конкурсах инновационных образовательных проектов и программ (г. Якутск, 2005г., 2006г., 2008г.), на семинаре «Общественное участие в управлении образованием» (г. Якутск, 2006г.), на «Корниловских чтениях» (г. Якутск, 2007г.).

Экспериментальной базой исследования явились дошкольные образовательные учреждения Чурапчинского, Мегино-Кангаласского и Хангаласского улусов. В процессе проведения эксперимента всего было охвачено 180 детей, 90 родителей и 60 педагогов.

Организация исследования. Исследование осуществлялось в три этапа.

I этап (2000-2001гг.) – поисково-теоретический – изучение и анализ литературы по проблеме исследования. Проведен поиск возможных педагогических условий развития творческой активности детей дошкольного возраста.

II этап (2001-2004гг.) – опытно-экспериментальный – проверка эффективности разработанного комплекса педагогических условий и технологии проведения опытно-экспериментальной работы.

III этап (2004-2008гг.) – завершающий – продолжение работы над материалом диссертации, проверка достоверности данных формирующего эксперимента, внедрение результатов в практику, статистическая обработка результатов исследования.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Под творческой активностью детей дошкольного возраста понимается  стремление ребенка к действию, к проявлению своих способностей, к  удовлетворению потребности в преобразовании и созидании самого себя, в создании новых форм поведения, в освоении культуры, возникновение у него новых способов деятельности, знаний и умений.

2. Основными условиями педагогической поддержки развития творческой активности являются: а) гуманизация педагогического процесса, которая включает создание открытого образовательного пространства, предоставление возможности выбора своей деятельности детям и педагогам, включение детей и педагогов в совместную творческую деятельность в детско-взрослых сообществах, ориентированных на развитие творческой активности детей;

б) приобщение детей к культуре народа, присвоение ребенком общечеловеческого опыта, культурных ценностей, нормативных качеств личности, образцов поведения.

в) развитие творческого потенциала педагогов;

г) организация взаимодействия ДОУ с семьей по развитию творческой активности детей дошкольного возраста.

д) разработки критериев эффективности развития творческой активности детей дошкольного возраста.

3. Развитие творческой активности детей дошкольного возраста способствует формированию субъективного образа мира и становлению ребенка как субъекта деятельности.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, библиографии и приложений. В диссертации имеются 5 таблиц, 1 диаграмма, 1 схема. Список использованной и цитируемой литературы включает 275 наименований. В приложении даны анкеты, программы и планы работы, продукты детского творчества.

Основное содержание диссертации

Во введении обоснована актуальность избранной темы, раскрыт научный аппарат исследования.

В первой главе «Теоретические и методологические основы развития творческой активности детей дошкольного возраста» исследуются философские, психолого-педагогические основы развития творческой активности детей дошкольного возраста. Разработаны и обоснованы совокупность исходных положений, образующих теоретико-методологические основы развития творческой активности детей дошкольного возраста. Раскрыты сущность и содержание развития творческой активности детей дошкольного возраста. Определены критерии, показатели и уровни развития творческой активности детей дошкольного возраста

Проблема творчества привлекала внимание мыслителей, начиная с  глубокой древности. Еще со времен Аристотеля, Платона, Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо и до наших дней было стремление не только осмыслить существующие системы образования, но и сформулировать новые ценности и идеалы образования. Особый интерес для нашего исследования представляет направление, которое считает, что творчество является сущностной характеристикой человека, условием развития личности и культуры, фундаментальной основой человеческой жизни. Творческая самореализация, раскрытие творческого потенциала – цель, добродетель и залог успешного и здорового существования человека в мире (Аристотель, Б. Спиноза, К. Маркс, А. Маслоу, Э. Фромм), смысл и сущность жизни человека (Н.А.Бердяев).

Следует отметить существование двух тенденций в понимании творческой активности. В одном случае, интеллектуальная активность трактуется как синоним любой умственной деятельности. Другая точка зрения, что творческая активность – это «мера взаимодействия субъекта с объектом». С точки зрения Д.Б. Богоявленской, интеллектуальная активность – чисто личностное свойство, единство познавательных и мотивационных факторов.

Разработку проблем усвоения знаний, отождествление творческой активности с самой деятельностью и ее успешностью выделяли Н.А. Менчинская, Л.С. Славина, становление познавательного интереса – Н.Ф. Морозов, создание взрослыми доступных проблемных ситуаций – Н.Н. Поддьяков, прямую зависимость развития творческой активности от развития воображения – О.М. Дьяченко, С.С. Степанов, Л.С. Выготский, Д. Б. Богоявленская и др.

Творческая личность ребенка — это результат всего образа его жизни, его общения и совместной деятельности со взрослым, собственной активности ребенка. У него постепенно формируется внутренний мир, который или придает всей деятельности ребенка творческий характер, или, наоборот, определяет его развитие по готовым проторенным схемам. Именно внутренний мир ребенка, вся его лич­ность, созданные в значительной мере самим ребенком и близкими ему людьми, в соответствии с законами саморазвития и творчества, на долгие годы станут мощным источником полноценного развития человека.

Анализ положений о детском творчестве (И.Я. Лернер, Н.П. Сакулина, Б.М. Теплов, Т.С. Комарова, У.А. Карамзина, Е.А. Флерина) позволяет сформулировать определение детского творчества как создание ребенком субъективно нового (значимого для ребенка) продукта, придумывание к известному новых, ранее не использованных деталей, по-новому. характеризующих создаваемый образ, применение усвоенных ранее способов изображения в новой ситуации, проявление инициативы во всем, придумывание вариантов изображения, ситуаций, движений.

Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показало, что в практике дошкольных учреждений осознается, что в дошкольном детстве происходит усвоение общественного опыта, накопленного предшествующими поколениями в активной форме, в процессе различных видов детской деятельности. Л.Н. Прохоровой были выделены и апробированы педагогические условия, обеспечивающие эффективность развития креативности детей старшего дошкольного возраста.

В дошкольных учреждениях Республики Саха (Якутия) апробируются новые модели создания развивающей среды для дошкольников. Программы ориентируют педагогов ДОУ на: учет запросов и интересов детей с разным уровнем развития личности и способностей; совместную деятельность ребенка и взрослых; самостоятельную деятельность ребенка; реализацию идеи межкультурного образования и учет прогрессивных традиций народа саха.

Вместе с тем в массовых детских садах республики не внедрены модели развития детей, основанные на принципах гуманизации, учета самоценности детства, создающие творческую среду, благоприятствующую их творческой активности.

Для нашего исследования важными являются идеи недопустимости насилия над ребенком и уважения к личности воспитанников ( Д. Дьюи, П.Ф. Лесгафт , М. Монтессори, Н.П. Пирогов, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Н.Г. Чернышевский,); устремленность личности к свободной реализации своих возможностей и способностей, формирование уникальной личности (Я. Корчак); признание субъективной свободы человека, помощь ребенку в его личностном росте (К. Роджерс); направление «педагогика самосознания», которое охватывает субъект-субъектную педагогическую деятельность, имеющую целью стимулирование у ребенка процесса самости, создание условий для развития способности оценивать собственную деятельность (О.С. Газман); свобода, понимаемая как независимость от произвола другого) и открытость (незажатость, неформальность, раскрепощенность отношений, устойчивые условия для самовыражения) отношений ребенка и взрослого (Н.Б. Крылова). Детство считается фундаментом жизни: без полноценного, наполненного детства последующая жизнь будет ущербной. Нельзя не согласиться с А.В. Запорожцем, справедливо отмечавшим, что оптимальные педагогические условия для реализации потенциальных возможностей маленького ребенка, для его гармонического развития создаются не путем форсированного, сверхраннего обучения, направленного на сокращение детства, на преждевременное превращение младенца в дошкольника, дошкольника в школьника и т. д. Необходимо, наоборот, широкое развертывание и максимальное обогащение содержания специфически детских форм игровой, практической и изобразительной деятельности, также общения детей друг с другом и со взрослыми.

Для развития творческой активности детей основным средством является приобщение детей к культуре народа, диалог с культурой. Идея культурологического подхода ориентирована на отношения: к детству – как культурному феномену, к ребенку – как субъекту жизни, способному к культурному саморазвитию и самоизменению, к педагогу – как посреднику между ребенком и культурой, способному ввести его в мир культуры, к образованию – как целостному культурно-образовательному пространству, где воссоздаются культурные образы жизни детей и взрослых, происходят культурные события, осуществляются творение культуры и воспитание человека культуры(Е.В. Бондаревская).

Таким образом, результаты проведенного анализа позволили определить основные концептуальные положения исследования. Ведущей идеей, определяющей разработку концептуальных положений развития творческой активности в дошкольном учреждении, выступила идея гуманизации педагогического процесса на основе направленности воспитания на самореализацию ребенка, включение его в процесс самостоятельного приобретения культурных ценностей и развития творческой активности.

Схема 1



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Автореферат диссертации на соискание ученой степени (8)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «11» _октября__ 2011 г. в 11. 00 час. на заседа­нии диссертационного совета Д 203.019.02 при Московском университете МВД России (117997, Москва, ул.
  2. Автореферат диссертации на соискание ученой степени (107)

    Автореферат диссертации
    Защита диссертации состоится «13» сентября 2007 года в 1515 часов на заседании Диссертационного Совета Д.501.001.74 в Московском государственном университете им.
  3. Автореферат диссертации на соискание ученой степени (121)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 26 декабря 2008 г. в 11 часов на заседании диссертационного совета Д.212.241.01 при Саратовском государственном социально-экономическом университете по адресу: 41 3, г.
  4. Автореферат диссертации на соискание ученой степени (228)

    Автореферат диссертации
    Актуальность исследования. Познание человеком самого себя во всем многообразии культурных феноменов и форм – вечная проблема философии, и по сей день не утратившая своей актуальности.
  5. Автореферат Диссертации на соискание ученой степени (199)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 23 декабря 2009 г. в 16.00 часов на заседании Диссертационного совета Д 602.004.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов по адресу:
  6. Автореферат диссертации на соискание ученой степени (43)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 20 сентября 2007 года в 14-00 часов на заседании диссертационного совета Д 003.027.01 при Институте монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН по адресу 670047, г.

Другие похожие документы..