Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
дата Усього собак: Сума до сплати: Підпис голови осередку (колективного члену) ФМСУ / /М....полностью>>
'Документ'
Профильное обучение является современным средством дифференциации, которое дает возможность ученику определить свой уровень знаний, а учителю индивиду...полностью>>
'Документ'
Система електронних платежів Національного банку України (СЕП) - це загальнодержавна платіжна система, яка забезпечує здійснення розра­хунків в елект...полностью>>
'Документ'
Учень/учениця:розповідає про важливість етичних знань у житті людини.Пояснює зміст поняття “етика”.Характеризує людські чесноти як вияви шляхетності, ...полностью>>

Методические указания для проведения практических занятий по курсу «Генетика с основами селекции» по теме: «Закономерности наследования по Г. Менделю» для студентов дневного и очно-заочного отделений биолого-почвенного факультета

Главная > Методические указания
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

для проведения практических занятий по курсу

«Генетика с основами селекции»

по теме: «Закономерности наследования по Г.Менделю»

для студентов дневного и очно-заочного отделений

биолого-почвенного факультета

Ростов-на-Дону

2006

Методические указания разработаны доктором биологических наук, профессором кафедры генетики Т.П. Шкурат, доцентом кафедры генетики Н.И. Беличенко, старшим преподавателем кафедры генетики Н.Г. Палеевым, магистром кафедры генетики Н.П. Зайченко.

Ответственный редактор д.б.н. Е.П. Гуськов

Компьютерный набор и верстка Н.П. Зайченко

Печатается в соответствии с решением кафедры генетики биолого-почвенного факультета РГУ, протокол № 9 от 25.04.06.

1. Законы Менделя

Законы

Формулировка

Первый закон Г.Менделя.

Закон единообразия.

Закон доминирования

При скрещивании чистых линий с альтернативными признаками гибриды первого поколения единообразны по генотипу и фенотипу, при этом признак, который проявляется, является доминантным

Второй закон

Г. Менделя.

Закон расщепления.

При самоопылении гибридов 1-го поколения в потомстве F2 происходит расщепление:

при моногибридном скрещивании:

по фенотипу: 3 А-:1аа,

по генотипу: 1АА : 2Аа : 1аа.

при дигибридном скрещивании:

по фенотипу:

9А-В-: 3А-вв: 3ааВ-: 1аавв,

по генотипу:

1ААВВ: 2ААВв: 2АаВВ: 4АаВв: 1ААвв: 2Аавв: 1ааВВ: 2ааВв: 1аавв

Третий закон Г.Менделя

Закон независимого наследования признаков

При дигибридном скрещивании в потомстве у гибридов F1 каждая пара признаков наследуется независимо друг от друга.

Гипотеза

«чистоты гамет»

В зиготе не происходит смешивание наследственных задатков и при образовании гамет они расходятся «чистыми», то есть в гаметы попадает по 1 фактору наследственности каждого типа в таком же виде, как у исходных родителей.

При полигибридном скрещивании соотношение при расщеплении по фенотипу в F2 соответствуют закономерностям разложения бинома Ньютона (3+1)n, по генотипу (1+2+1)n, где «n»- число пар альтернативных признаков. При этом появляется строго определенное число сортов гамет - 2n, генотипов 3n, всевозможных сочетаний гамет (число клеток в решетке Пеннета) 4n.

2. Алгоритм для решения задач

1. Читая условие задачи, необходимо сразу заготовить схему решения данной задачи, записав с помощью общепринятых символов, исходные данные.

♀- женщина (самка), ♂- мужчина (самец)

P-родители (parental), F-дети (filii).

2. Если первое поколение единообразно, то этот признак, который проявился- до­минантен;

3. Если родительские особи гомозиготы, то первое поколение всегда

единообразно

4. Чистые линии (гомозиготы) дают всегда один сорт гамет;

5. Рецессивный признак проявляется только в гомозиготном состоянии.

6. Гетерозиготы дают всегда четное число гамет, которое опре­деляется степенью гетерозиготности данной особи - 2n (например, триге­терозигота будет образовывать восемь типов гамет: два необходимо возвести в третью степень);

7. При скрещивании гибридов всегда наблюдается расщепление по изучаемым признакам, и, наоборот, если в поколении есть расщепле­ние, то родительские особи с доминантным признаком - гетеро­зиготы;

8. При анализирующих скрещиваниях число образованных в поколе­нии фенотипических классов указывает на число признаков в гетерозиготном состоянии, которые несёт гибрид, а также на число типов гамет, которые он образует, причем все фенотипические классы будут представлены равными про­порциями (1:1, 1:1:1:1 и т.д.);

9. Оценка соответствия экспериментального расщепления к теоретически ожидаемому.

Для оценки соответствия экспериментального расщепления к теоретически ожидаемому обычно применяется критерий соответствия -квадрат:

где: П – расщепление в эксперименте, - теоретически ожидаемое

Значения 2 при разных степенях свободы (по Фишеру)

Число степеней свободы

Вероятность (р) случайности отклонения

0,99

0,98

0,95

0,90

0,80

0,70

0,50

0,30

0,20

0,10

0,05

0,02

0,01

1

0,0002

0,0006

0,004

0,016

0,064

0,148

0,455

1,074

1,642

2,706

3,841

5,412

6,635

2

0,0201

0,0404

0,103

0,211

0,446

0,713

1,386

2,408

3,219

4,605

5,991

7,824

9,210

3

0,115

0,185

0,352

0,584

1,005

1,424

2,366

3,665

4,642

6,251

7,815

9,837

11,341

4

0,297

0,429

0,711

1,064

1,649

2,195

3,357

4,878

5,989

7,779

9,488

11,668

13,277

5

0,554

0,752

1,145

1,610

2,343

3,000

4,351

6,064

7,289

9,236

11,070

13,388

15,086

6

0,872

1,134

1,635

2,204

3,070

3,828

5,348

7,231

8,558

10,654

12,592

15,033

16,812

7

1,239

1,564

2,167

2,833

3,822

4,761

6,346

8,383

9,803

12,017

14,067

16,622

18,475

3. Задачи
3.1 Моногибридное скрещивание
  1. При скрещивании серых кур (С- color) между собой в потомстве было получено 372 белых и 1011 серых. Каковы генотипы родителей?

  2. У крупного рогатого скота сплошная окраска (S) доминирует над черно-пестрой (пятнистой) (s- spot). Местный малопродуктивный скот, имевший сплошную окраску, для повышения продуктивности был осеменен спермой высокопродуктивного быка с черно-пестрой окраской. Телок первого поколения вновь осеменили спермой черно-пестрого быка. Какое количество потомков во втором поколении, будет иметь сплошную окраску и какое - черно-пеструю?

  3. При скрещивании черных особей крупного рогатого скота с красными получено 123 черных и 132 красных потомка. Скрещивание красных особей между собой давало только красных. Объясните результаты.

  4. У кур наличие гребня доминирует над его отсутствием. При скрещивании гетерозиготных петуха и курицы, имеющих гребни, было получено 20 цыплят. Установите, сколько цыплят будет без гребня?

  5. Платиновая окраска шерсти норок красивее и ценится дороже, чем коричневая. При скрещивании различных платиновых норок с коричневыми потомство получается или все коричневое, или на 50% коричневое и на 50% платиновое. Как нужно вести скрещивания, чтобы от имеющихся на ферме коричневой самки и платинового самца в кратчайший срок получить максимальное количество платиновых потомков? Почему?

  6. На птицефабрике были скрещены две линии кур – с оперенными ногами и голыми ногами. В F1 у всех цыплят ноги были оперенные. Какие ноги у птиц будут в F2 при их дальнейшем разведении «в себе»?

  7. Из-за сильного укорочения ног одна из пород кур названа ползающими курами. При инкубации 15000 яиц, полученных от скрещивания ползающих кур между собой, вывелось 11249 цыплят, из которых 3728 цыпленка оказались с нормальными ногами, остальные коротконогие. Определите генотипы всех особей и укажите, как наследуется коротконогость у кур.

  8. При разведении хохлатых уток «в себе» около 25% эмбрионов гибнет, а из вылупившихся утят вырастают хохлатые и нормальные утки. Как следует разводить хохлатых уток, чтобы избежать гибели части потомства?

  9. В ТОО «Донская Нива» имеется племенной бык красной масти. От этого быка и 100 коров, имеющихся в хозяйстве, было получено 51 красных и 49 черных телят. Определите генотипы коров, если известно, что красная масть - рецессивный признак.

  10. От скрещивания рогатого барана с 2 рогатыми овцами получено: в первом случаи - два рогатых потомка, а во втором - один рогатый, а другой комолый. Как наследуется рогатость у овец? Каковы генотипы у родителей и потомков?

  11. У заводчиков лапхаундов- чемпионов (лапландский шпиц) от черных родителей было получено 9 щенят , из них 2 коричневые. Каковы генотипы родителей и сколько щенят могут быть гомозиготами?

  12. У мексиканского дога рецессивный ген, вызывающий отсутствие шерсти, в гомозиготном состоянии ведет к гибели потомства. При скрещивании двух нормальных догов, часть потомства погибла. При скрещивании того же кабеля с другой самкой гибели потомства не было. Однако при скрещивании между собой потомков от этих двух самок опять наблюдалась гибель щенков. Определите генотипы всех скрещиваемых особей.

  13. Две соседние фермы обменялись хряками. Каждая ферма использовала хряка для спаривания с дочерью предыдущего хряка на этой ферме. В итоге на обеих фермах начали рождаться безногие поросята. Дайте генетическое объяснение этому явлению.

  14. В лабораторию с мышами, гомозиготными по гену серого цвета привезли из питомника серого самца. Все гибриды первого поколения были серые. Гибридных самок этого поколения скрестили с тем же самым самцом и получили по втором поколении расщепление 1:7 (черные мыши : серые мыши). Объясните результаты, считая, что окраска зависит только от одной пары аллелей.

  15. От скрещивания гнедых лошадей с альбиносами рожда­ются жеребята с золотисто-желтой окраской туловища при почти белых гриве и хвосте (так называемая окраска паломино). Попыт­ки развести в себе лошадей такой масти не увенчались успехом: в первом поколении появлялись гнедые, паломино и альбиносы. Среди большого числа потомков от таких скрещиваний соотно­шение этих фенотипов было 1/4 гнедых : 1/2 паломино : 1/4 аль­биносов. Как это можно объяснить? Каковы наиболее вероятные генотипы лошадей этих окрасок?

  16. От скрещивания жеребца, у которого отсутствовала ра­дужная оболочка глаза (аниридия), с 124 кобылами, имевшими нормальные глаза, у 65 потомков из 143 была обнаружена анири­дия. Родители жеребца не имели этого дефекта. Объясните появ­ление аниридии у 65 жеребят. Каковы наиболее вероятные гено­типы исходного жеребца и кобыл?

  17. При скрещивании белых мышей с серыми в первом по­колении все мышата оказались серыми, а во втором — 129 серых и 34 белых. Как наследуется признак? Определите генотипы ро­дителей. Что получится, если гибридных мышей из F1, возвратно скрестить с исходными родителями? Какая часть серых мышей из F2 гомозиготна?

  18. У редиса корнеплод может быть длинным, круглым и овальным. По результатам скрещивания определите характер наследования признаков.

Родители

Длинные

Овальные

Круглые

Длинный х овальный

324

318

0

Круглый х овальный

0

302

298

Овальный х овальный

121

243

119

  1. При скрещивании между собой черных мышей всегда получается черное потомство. При скрещивании между собой жел­тых мышей всегда происходит расщепление: 1/3 потомства — чер­ные, 2/3 - желтые. Как это можно объяснить? Какие скрещивания можно поставить, чтобы проверить правильность вашего предпо­ложения, и какие результаты вы ожидаете получить?

  2. Две черные самки мыши скрещены с коричневым сам­цом. Первая самка принесла в нескольких пометах 29 черных и 27 коричневых потомков. Вторая - 19 черных. От скрещивания коричневых мышей рождались только коричневые потомки. Какие выводы можно сделать относительно наследования черной и ко­ричневой окрасок у мышей? Каковы генотипы обеих самок и ко­ричневого самца? Что получится, если потомков F1, от второй сам­ки скрестить между собой?



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебный план 2 иностранный язык 3 отечественная история 17

    Руководство
    4, 13 Проблемы современного естествознания 150 10 9 9 14 Психология 300 0 14 3,5 3,4 3,5 15 Педагогика 300 8 3,5 ,5, 3 1 Основы специальной педагогики и психологии 7 17 Теория и методика обучения биологии 33 18 18/4 8 ,7,7 8 18 Возрастная
  2. Российской Федерации «Об образовании» (3)

    Закон
    1. Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Другие похожие документы..