Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Анализ'
Экономическая эффективность деятельности предприятия выражается показателями рентабельности (доходности), т.е. коэффициенты рентабельности показывают...полностью>>
'Рабочая программа'
6.Сервер Центрального Банка РФ. Полная и оперативная информация о деятельности ЦБ России: финансовые рынки, банковская система, материалы пресс-центра...полностью>>
'Документ'
Год рождения — 30 октября 1948 года. Новосибирская область, сибиряк, по материнской линии белорус, отец четверых дочерей, кандидат экономических наук...полностью>>
'Закон'
Рассмотрев проект федерального закона № 305948-5 "Об обращении лекарственных средств", внесенный Правительством РФ в Государственную Думу Р...полностью>>

Курс лекций по истории россии часть I. история россии

Главная > Курс лекций
Сохрани ссылку в одной из сетей:

министерство общего

и профессионального образования

Кемеровский технологический институт

пищевой промышленности

Кафедра истории России

С.А. Васютин

В.П. Литовченко

В.А. Мирошник

курс лекций по истории россии

часть I.

история россии

с древнейших времен до конца XIX века

Учебное пособие

КЕМЕРОВО 1999

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

4.

Факторы самобытности русской истории (С.А. Васютин).

5.

Лекция № 1. Древности восточных славян и киевская Русь (С.А. Васютин).

7.

Лекция № 2. Европейское средневековье. Московская Русь в XIII - первой половине XV вв. Начало нового времени. Образование единого Русского государства во второй половине XV - XVI вв. (В.П. Литовченко).

41.

Лекция № 3. Россия на рубеже XVI - XVII вв. Смутное время (В.П. Литовченко)

60.

Лекция № 4. Россия в XVII в. (В.П. Литовченко)

68.

Лекция № 5. Мировая история в новое время. Становление российской империи. ХУШ век (В.А. Мирошник)

75.

Лекция № 6. Тенденции развития всемирной истории в Х1Х веке. Реформы и контрреформы в России (В.А. Мирошник)

96.

Введение

История одна из древнейших наук, сформировавшиеся еще в античный период. Интерес человечества к своему прошлому обусловлен естественным желанием познать собственную природу и, используя опыт предыдущих поколений, найти опору для существования в современном мире. «Без знания истории, - как писал выдающийся русский историк В.О. Ключевский, - мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в этот мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться …».

Данное учебное пособие является первой частью курса лекций по отечественной истории, разработанного преподавателями кафедры истории России Кем ТИПП. Пособие предназначено для студентов I курса очного и заочного отделений Кемеровского технологического института пищевой промышленности.

Цель пособия – дать ясную картину исторического пути Российского государства и адаптированной форме изложить наиболее актуальные проблемы отечественной истории с древнейших времен и до конца XIX в.

Факторы самобытности русской истории.

Историки многих поколений рассуждали об особенностях исторического развития России, о том, что предопределило своеобразие отечественной истории, в чем выразились ее самобытные черты. Все эти вопросы служила предметом острых дискуссий среди специалистов и более широкого круга заинтересованных лиц. Порой, называя в качестве определяющего только один фактор (природно-климатические условия, православие, татаро-монгольское иго) исследователи однобоко трактовали весь социо- и культурогенез России. Очевидно, что на всем протяжении исторического пути Россия подвергалась воздействию многочисленных и разнообразных обстоятельств, на том или ином этапе преобладавших. Не претендуя на окончательное решение данного вопроса, рассмотрим наиболее важные факторы, которые оказывали и до сих пор оказывают влияние на историческую судьбу Отечества.

Природно-климатический. Сочетание на территории Восточной Европы лесного, лесостепного и степного ландшафтов обусловили высокую степень взаимодействия восточных славян с кочевыми народами. Удаленность от развитых производственных центров античного мира и сложные природные условия определили сложность и длительность становления земледельческого хозяйства у славянского и угро-финского населения Восточно-европейской равнины. В тоже время обилие полноводных рек привело к сложению многочисленных транзитных торговых путей, что способствовало созданию городов и их экономическому росту.

Религиозно-этический. Принятие христианства, его восточной ветви - православия, во многом определило культурный и этический облик русского народа, специфику его менталитета. С православием тесно связано утверждение идеи самобытности, исключительности России. После падения в 1453 году Константинополя Московская Русь, по существу, осталось единственным самостоятельным православным государством. Уже только по этому Московия отличалась от мусульманского Востока и католическо-протестанского Запада. Не случайно формирование в XVI веке идеи “Москва - Третий Рим”.

Геополитический. Географическое и культурное положение России между Западом и Востоком отразилось на “идейном метании” русских между различными системами ценностей, между идеалами “западной жизни” и самобытности, между западничеством и славянофильством. Самобытные черты в российском макрокосмосе вступали в конфликт со стремлением России стать только “европейской страной”, с политическими и культурными заимствованиями из западного мира. Влияние Востока менее заметно, так как оно опосредованно в российской жизни, менее радикально и противоречиво (влияние Золотой Орды; сосуществование православия с исламом, буддизмом, шаманизмом; инстинктивный монархизм и зависимость от власти и т.д.), а потому и более позитивно.

Падение монгольских государств в XIV - XV вв. и отсутствие жесткой военно-политической конкуренции в Поволжье и в зауральских землях обусловило распространение российского пространства на Восток. Континентальный характер русских земель сделал насущным для России борьбу за выход к морскому побережью. Территориальные пределы России, ее размах укрепляли идею величия российской государственности и взращивали претензии на ведущую роль в мировом сообществе. Россия, исходя из законов геополитики, и независимо от существа социально-экономического строя и политической системы, будет стремиться противостоять любым претензиям на мировое господство.

Расположение России и в Европе и в Азии, ее культурная, конфессиональная, этническая мозаичность способствовали рождению самобытной политической идеологии - “евразийского проекта” (Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий, Г.В. Вернадский и др.).

Фактор внешнего влияния. В истории России, несмотря на стремление русских к автономному социально-политическому и культурному развитию, большую роль сыграли вмешательство внешних сил и заимствования в различных сферах из опыта соседних стран. К созданию первого централизованного государства у восточных славян Киевской Руси в той или иной степени причастны скандинавы (варяги, викинги, норманны). На ранний период русской истории заметное влияние оказало соседство славян с кочевыми народами - сарматами, тюрками, хазарами, печенегами, торкам и, половцами. "Степная угроза" служила одновременно как централизующим, так и дестабилизирующим фактором. С одной стороны, необходимость борьбы с номадами стимулировала процесс объединения восточных славян под властью киевского князя, с другой стороны - успешные набеги кочевников, их участие в конфликтах между русскими князьями ставили под сомнение целостность государства.

Военные, дипломатические и торговые контакты Киева и Константинополя определили то обстоятельство, что Русь оказалась в сфере влияния Византии, наиболее развитого государства раннего средневековья. Огромное значение для исторического и культурного прогресса России имело принятие христианства восточного толка.

Своеобразие исторического развития России определялось в том числе и татаро-монгольским господством. Разорение русских земель монголами в период завоевания в середине XIII века нанесло серьезный удар по экономическому и политическому развитию удельных княжеств, особенно северо-восточной Руси. Зависимость от Золотой Орды стала мощным раздражителем для русских, обусловив их стремление к созданию централизованного государства. Покровительство сарайских ханов Москве в первой половине - середине XIV века отчасти определило преимущество Московского княжества перед другими княжествами в борьбе за объединение русских земель. Почти 250-летние подчинение монгольской империи и Золотой Орде наложило свой отпечаток на политическое устройство, социальную структуру, этнический состав, экономическую систему Московского государства. Деспотический характер великокняжеской власти, правительственный аппарат, налоговая система и учет населения, ямская служба, военный опыт остались в наследство русским от ордынской власти. Более 300 дворянских родов связывают свое происхождение с выходцами из Золотой Орды.

Большое влияние на эволюцию русской культуры оказали русско-византийские в X - XV вв., русско-итальянские при Иване III и русско-польские связи в период Смуты и последующие десятилетия.

Эпоха Петра в отечественной истории стала временем первой российской модернизации по европейскому образцу и отхода от традиционализма. Перманентно повторяющаяся европеизация стала характерной чертой исторического развития России, породив конфликт не только в политической практике, но и в народном сознании между идеей собственного пути и концепциями заимствований европейского опыта (славянофильство и западничество).

Модернизационным по характеру был русский коммунизм, впитавший в себя и мысль об исключительности России, об ее мессианской роли в мировой истории. Социальные преобразования в годы советской власти в русле концепций европейских мыслителей отвергли идеи "почвенического" (народнического) социализма, но в результате породили уникальную общественную систему, сочетавшую уравнительную социальную справедливость с представлениями характерными для русского менталитета (монархизм, иерархизированность, имперское мышление).

"Реформирование" конца 80 - 90-х гг. по образцу европейско-американской либеральной экономики и демократической политической системы являются новым этапом "западничества" России, историческое значение и результаты которого из-за незавершенности оценить трудно. Реалии 90-х гг. демонстрируют пагубность прямого переноса европейской социально-политической модели на русскую почву. Несомненно, что на смену очередной "европеизации" придет обращением к традиционной системе ценностей.

Политический. Сегментированность российского общества (этническая, конфессиональная, социальная и пр.), особенности политического сознания, территориальный размах государства обуславливают необходимость существования в России авторитарного типа власти. Результатом процесса централизации русских земель в XIV - XVII вв. стал приоритет государственного начала над человеческой личностью, характерный для российских политических систем всех периодов, в том числе и современности.

Национальный. Этно-конфессиональное разнообразие "россиян" делает невозможным проведение российским правительством мононациональной политики. "Национальный вопрос" остается одной из "ахиллесовых пят" российской истории.

Культурный. Заимствования в культурной области (Византия, Европа) не приводит к созданию сугубо вторичных явлений. Русская культура синкретична, а ее лучшие образцы самобытны и уникальны. Мировое значение имеют русская иконопись, храмовая и светская архитектура, поэзия и проза XIX - XX вв., декоративно-прикладное искусство и т.д.

Лекция N 1

Древности восточных славян

и Киевская Русь

1.1. Происхождение славянских народов. Миграции восточных славян в I тыс. н. э.

1.2. Письменные сведения о восточных славянах и их соседях.

1.3. Проблема образования государства у восточных славян: научные проблемы и пути их решения.

1.4. Внутренняя и внешняя политика русских князей в IX - первой трети XII вв.

1.5. Киевская Русь: политическая система, социальная структура, экономическое развитие, оценка общественной системы.

1.6. Политическая раздробленность: причины и последствия.

ЛИТЕРАТУРА:

Вернадский Г.В. Киевская Русь. - М.- Тверь, 1996.

Вернадский Г.В. Древняя Русь. - М.- Тверь, 1996.

Даркевич В.П. Происхождение и развитие городов древней Руси (X - XIII вв.) // Вопросы истории, 1994, N 10.

Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. - М., 1989.

История Европы. - Т.2. Средневековая Европа. - М., 1992.

История России с древнейших времен до 1861 г. Под ред. Н.И. Павленко. - М., 1996.

Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси IX - XI веков. - Смоленск - М., 1995.

Славяне и скандинавы. - М., 1986.

Соловьев С.М. История России с древнейших времен. - Т.1-2. - М., 1988.

1.1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ.

МИГРАЦИИ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН В I тыс. н.э.

Многочисленные славянские народы Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы являются одним из самых крупных этнических образований в Европе. Славяне наряду с германскими и индоиранскими народами относятся к индоевропейской языковой группе. Научные дискуссии о происхождении славянских народов, об их прародине ведутся уже на протяжении нескольких столетий. Общепризнанно, что формирование славян и их культуры прошло несколько этапов. Первоначальным местом сложения славянской культуры, по-видимому, стала Средняя Европа - бассейн рек Одер и Висла. С предславянами (этническим массивом, из которого позже сформировались отдельные ветви славян) в данном регионе археологи связывают лужицкую культуру (XII - IV вв. до н. э.). Ее памятники встречаются на обширной территории, которая на севере доходит до побережья Балтийского моря, на юге - до верховий Вислы и Дуная, на западе - до среднего течения Эльбы, а на востоке - до Буга и верховий Припяти. Широко известны погребения лужицкой культуры. Умерших сжигали, а остатки сожжений хоронили в глиняных горшках (урнах), которые накрывали черепком и ставили в ямы. Обряд погребения в урнах в первой половине I тыс. н. э. получил широкое распространение у славян и неславянских этносов Восточной Европы.

Среди поселенческих памятников лужицкой культуры наиболее хорошо исследовано поселение на берегу Бискупинского озера около польского города Познань. Поселок был окружен мощной оборонительной стеной и состоял из длинных бревенчатых домов, располагавшихся вдоль параллельных улиц. В каждом доме было несколько отдельных секций, имевших большую комнату с каменным очагом. Среди находок много керамики, остатки деревянной сохи, роговые мотыги с деревянной ручкой, каменные зернотерки. На Бискупинском поселении обнаружены также обуглившиеся зерна ржи, пшеницы, ячменя и гороха. Племена лужицкой культуры занимались примитивным земледелием.

Важным рубежом в этногенезе протославян был IV век до н. э. В это время на базе разных групп лужицкой культуры Центральной Польши, частично Белоруссии и Украины складывается культура клешевых погребений. Данную культуру характеризуют бескурганные погребения в так называемых клешах: остатки трупосожжений заключали в урну и помещали под большой перевернутый колоковидный сосуд - клеш. Из вещей в погребениях находят преимущественно украшения.

В конце II в. до н. э. - IV в. н. э. на месте культуры клешевых погребений возникла пшеворская культура. В состав населения пшеворской культуры помимо праславян входили германцы и балты. Неукрепленные поселения "пшеворцев" располагались на возвышенных местах. Люди жили в землянках и мазанках, занимались земледелием и скотоводством. В культурных слоях пшеворских поселений находят железные серпы, топоры, лемехи и большое количество лепной керамики. У пшевоских племен большое распространение получила металлургия железа, сложились отдельные центры производства железа для целой округи. Широкое распространение получили железные сошники, железное оружие: двухлезвенных наконечников копий, железных ножей. Среди находок часто встречаются круглые мельничные жернова. "Пшеворцы" вели оживленный обмен с соседями, а иногда и с дальними странами, с городами Северного Причерноморья. Пшеворские погребения бескурганные, в обряде захоронения преобладают трупосожжения (в урнах и без урн), В могилах находят глиняные сосуды, слепленные еще без гончарного круга, ритуально испорченное оружие - сломанное или согнутое. Очевидно, население пшеворской культуры было известно римскому историку Тациту (I в. н. э.) под именем венедов или венетов. "... они сооружают себе дома, носят щиты и передвигаются пешими".

Часть ученых считает праславянской и зарубенецкую культуру (II в. до н. э. - I в. н. э.) сложившуюся между верховьями Западного Буга и Среднего Днепра. Неукрепленные поселения зарубенецкой культуры располагались на крутых берегах рек и состояли из прямоугольных полуземлянок площадью 16-20 кв. м. или бревенчатых домов с двускатной крышей. В ходе раскопок найдено большое количество лепной керамики, гарпуны, железные серпы, ножи, копья, наконечники стрел, ручные жернова, зернотерки, песты. Основу хозяйства составляло мотыжное земледелие и домашнее скотоводство. Разводили коров, лошадей, овец, свиней. Распространенны бескурганные могильники с погребениями по обряду кремации, которые сопровождали сосуды, украшения и предметы туалета.

К IV - V вв. н. э. относятся первые исторические сведения о праславянах на территории Восточно-европейской низменности. Они достоверно известны как население, вначале входившее в состав готского союза Германариха в Северном Причерноморье, а затем подчинившееся гуннской державе. В археологическом отношении в этот период получила распространение черняховская культура готов (III - IV вв.), включавшая и памятники праславян.

В VI - VII вв. на значительной территории от Эльбы на западе до Среднего Днепра на востоке и от Средней Вислы на севере до Дуная на юге складывается древнейшая бесспорно славянская культура, получившая название "пражской" или культуры Прага-Корчак. Она характеризуется небольшими открытыми поселениями, на которых исследованы полуземляночные жилища с печами-каменками в углах, и грунтовыми могильниками с остатками кремации, обычно в урнах. Со временем грунтовые могильники сменяются курганными. В инвентаре единство культуры определяется лепными неорнаментированными сосудами. Миграции населения пражской культуры привела к оформлению трех групп племен, из которых позже сложились основные ветви славянских народов (южной/балканской - сербы, хорваты, черногорцы, македонцы, словенцы, болгары; западной - поляки, чехи и словаки; восточной - русские, украинцы и белорусы).

В VI - VII вв. началось активное заселение славянами верховьев Днепра, Поднепровья, бассейнов Западной Двины и Оки. Византийские и германские источники этого времени (Прокопий Кесарийский, Иордан) знают восточных и южных славян как склавинов и антов, которые постоянно тревожат границы Византийской империи. Примечательно, что к VI в. относятся и первые исторические сведения "Повести временных лет" древнейшего из сохранившихся сводов русских летописей о миграции через земли восточных славян аваров ("обров").

1.2. Письменные сведения о восточных славянах и их соседях.

В "Повести временных лет" дается общая картина расселения восточно-славянских этнических групп в VIII - IX вв. По среднему течению Днепра в районе Киева жили поляне. Этнонимы славянские союзы получали или от имени одного из родов или от названия мест, где они проживали. Так соседи полян - древляне селились в лесах. Между Припятью и Березиной располагались дреговичи, здесь же по Двине - полочане (от имени речки Полоты, впадающей в Двину). В верховьях Западной Двины, Волги и Днепра находились кривичи. Берега рек Ока и Москва обжили вятичи, а Сожи и Десны - радимичи. В междуречеь Десны, Сулы и Северского Донца вели хозяйство северяне. Земли у Ильменского озера и по Волхову освоили словене ильменские. Бассейн Буга населяли бужане (волыняне) и белые хорваты (дулебы). На самом юге, у Черного моря, по Днестру и вплоть до Дуная летописец называет тиверцев и уличей.

Соседями славян на северо-востоке были угро-финские племена - мурома, весь, меря, мещера, чудь и др. Они занимали земли в верховьях Волги (будущую территорию Владимиро-Суздальского княжества). Более многочисленные славяне легко вытесняли местное население с обжитых мест и ассимилировали их. В среднем течение Волги располагалось государство волжских болгар (Волжско-камская Булгария). Низовья Волги, донские степи и предгорья Северного Кавказа входили в состав крупнейшего восточно-европейского государства VII - IX вв. Хазарского каганата. Хазары вели активную внешнюю политику и часть славянских племен (поляне, северяне, радимичи) в конце VIII - IX вв. попала от них в зависимость, платя дань каганату.

Другим значительным соседом восточных славян была Византийская империя, имевшая ряд владений в Крыму (гг. Херсонес, Сугдея). Торговые контакты и военные набеги славян на Византию определили взаимный интерес греков и восточных славян друг к другу и длительность совместного исторического пути пройденного Византийской империей и древнерусским государством.

На западе соседние с восточными славянами земли занимали ляхи (поляки) и мадьяры (венгры). К югу от Карпатских гор располагалась Дунайская Болгария - славянское государство с тюркской династией во главе. Южное побережье Балтийского моря населяли балтийские народы - жемайты, ливы, ятвяги, литовцы и др. Важную роль в ранней истории Руси сыграли скандинавские народы - даны (датчане), свеоны (шведы), которых славяне называли общим именем “варяги”.

Основным занятием восточных славян было земледелие, более развитое на юге, где имелась очень древняя традиция обработки земли, восходящая к еще античным временам. В Поднепровье длительные связи праславян с иранскими народами (скифами и сарматами) позволил праславянам в ходе ассимиляции позаимствовать и развить ряд хозяйственных навыков у осевших на землю иранцев. Здесь еще в VII - VIII вв. получило распространение пашенное земледелие.

В более северных областях условия для земледелия были хуже, а на самом севере население никогда не могло себя обеспечить собственным хлебом и зависело в этом отношении от других земель. В лесной полосе практиковалась подсечно-огневая система земледелия. Обычно весной лес на необходимой площади вырубался, а пни оставляли сохнуть на лето. Осенью пни выкорчевывались и сжигались. Удобренная золой земля использовалась до истощения в течение трех-четырех лет. Затем приходилось вырубать лес на новом месте. Подобный экстенсивный способ земледелия вынуждал славян часто менять местожительство. Стабильная оседлость сложилась только на юге в лесостепной зоне, где необходимости вырубать лес не было. Региональные особенности хозяйства обусловили типовые различия славянских построек. На юге, по Днепру, Северскому Донцу строились стационарные бревенчатые срубные дома. В лесу славянам приходилось жить во временных полуземлянках с бревенчато-земляным перекрытием, которые приходилось оставлять с переселением на новое местожительство. По берегам рек возникали укрепленные селища (обычно возводилась ограда из частокола, насыпался ров, использовался естественный ландшафт - ручьи, распадки, овраги). Господство земледельческого хозяйства вызвали к жизни у общину (на севере “мир”, на юге “вервь”), которая на долго стала основной первичной организацией восточнославянского общества.

Помимо земледелия славяне активно развивали скотоводство, занимались охотой, рыболовством, бортничеством (собиранием дикого меда). Доход также приносили грабительские набеги на соседей. В VII - IX вв. восточные славяне активно развивали торговлю с византийцами, скандинавами, хазарами, арабами. Крупным торговым центром была столица Волжско-камской Булгарии г. Булгар на Волге, куда свозились товары со всей Восточной Европы и мусульманского Востока. Статьями экспорта были мед, пушнина, которые славяне стремились обменять на оружие, ткани, ювелирные изделия, арабские и византийские монеты.

О нравах и обычаях восточных славян в источниках сохранились противоречивые сведения. На одних хронистов славяне своей нравственностью и добротой производили благоприятное впечатление. Другие авторы подчеркивали свирепость славян, их жестокое обращение с пленными, с христианскими проповедниками, вероломство. Последние оценки звучат, как правило, в византийских произведениях, так как их создатели христиане отрицательно относились к языческим обычаям. Все писатели единогласно превозносят гостеприимство славян, заступничество за странников. Каждый очаг в жилище считался местопребыванием домашнего божества и путешественник, входивший в дом, попадал под покровительство этого божества, поэтому оскорбление странника означало оскорбление божества. Странник хорошо принятый и угощенный, повсюду разносил добрую славу о человеке и его роде.

Пленные, которым славяне сохраняли жизнь по прошествию определенного времени были вольны или вернуться на родину за выкуп или остаться у славян в качестве свободных людей. Неразвитость рабовладения, его патриархальные формы подчеркивали догосударственный характер социальных систем славянских объединений. Ограниченность применения рабского труда являлась и результатом постоянного недостатка жизненных ресурсов при ведении экстенсивного хозяйства, поэтому раба было выгоднее отпустить за выкуп, чем содержать его. Вольноотпущенник обеспечивал себя сам.

Автор “Повести временных лет” резко выделяет среди других восточнославянских союзов “кротких и тихих” полян, которые имели брачные обычаи. Остальные этнические группы описаны черными красками: древляне жили по-скотски, убивали друг друга, ели все нечистое, вместо брака похищали девиц. У радимичей, вятичей и северян также имелся обычай умыкания (уговоренного похищения) невест, при этом сохранялось многоженство.

В источниках славяне описываются как смелые, но не очень дисциплинированные воины. Они избегали сражений в открытых местах, но обладали большим опытом ведения войны в лесах и узких горных ущельях. Особенно отличались славяне искусством плавать, прятаться и устраивать засады на реках. Их вооружение состояло из копий, луков и тяжелых деревянных щитов. О наружности славян современники говорят, что они были высоки, статны, с длинными темно-русыми волосами.

Языческая религия славян предполагала разнообразный пантеон богов и божеств, олицетворявших различные природные явления. Одним из главных судьбовершителей был Перун - бог грозы и молнии, почитавшийся ильменскими словенами и скандинавскими народами. У большинства восточных славян бог молнии получил другое название - Сварог. По языческой традиции славян верховное божество Перун - Сварог породило двух сыновей, двух Сварожичей: солнце и огонь. С образом солнца связано поклонение Дажбогу, Хорсу, а также Ладо и Лелю, которые означали свет, красоту, мир, любовь. Бог Велес считался покровителем скота, а бог Род покровителем земледелия. В мифологическом сознании славян их окружали русалки, лешии, ведьмы. Широко были распространенны семейные и родовые культы. Ряд языческих обрядов (колядование, празднование Масленицы и Ивана Купалы) были синтезированы православной культурой и сохранились до наших дней.

Для поклонения языческим богам и принесения жертв славяне возводили святилища - огражденные площадки с идолами богов и жертвенными местами в центре. Природными жертвенниками и алтарями служили скалы и деревья (обычно дуб). У восточных славян не сложилось отдельного жреческого класса. Обрядовые действия выполняли волхвы, гадатели, вожди, старейшины. В каждой общине были свои ведьмы, ведуны, знахари, сочетавшие практические навыки по лечению болезней с магическими знаниями.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Курс лекций по истории Русской Церкви

    Курс лекций
    Предание о св. Апостоле Андрее Первозванном. Христианство в Северном Причерноморье, Крыму и на Кавказе в I-Х в. Cлавяно-варяжские набеги на Византию. "Фотиево крещение" Руси.
  2. Курс лекций по истории россии Часть IV история россии

    Курс лекций
    К93 Курс лекций по истории России. Ч. IV: История России со второй половины 80-х годов XX века до начала XXI века : учеб. пособие / [С.А. Васютин, В.П.
  3. Курс лекций по истории России часть III история россии

    Курс лекций
    Рецензенты: докт. ист. наук, профессор, зав. кафедрой истории Рос­сии Кемеровского государственного университета СВ. Макарчук; канд. ист. наук, доцент, зав.
  4. Курса лекций по истории беларуси Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе

    Реферат
    Целью изучения курса является изучение основных направлений развития истории Республики Беларусь и наиболее важных исторических событий с древнейших времен до современности.
  5. Краткий курс лекций по медицинской паразитологии Часть Клещи

    Курс лекций
    В лекции освещены вопросы биологии, эпидемиологического значения, мер борьбы с акариформными и паразитиформными клещами – возбудителями и переносчиками болезней человека, а также даны рекомендации по профилактике массового размножения этих паразитов.

Другие похожие документы..