Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Алманзенов Иван (Эльмстон Иоан) - даты жизни неизвестны. Один из первых российских медиков, получивший степень доктора медицины. С 1629 г. изучал меди...полностью>>
'Сказка'
Пётр Павлович Ершов (1815–1869) – автор стихотворной сказки «Конёк‑горбунок», тепло встреченной А. С. Пушкиным и В. А. Жуковским и занявшей одно из п...полностью>>
'Документ'
дата приобретения акций/доли, доля в уставном капитале % % % % Структура инвестиций в уставные капиталы других организаций: наименование, дата приобр...полностью>>
'Документ'
Герой Социалистического Труда, академик Алексей Евграфович Фаворский, принадлежит к числу тех самородков, которыми всегда была богата Русская земля. ...полностью>>

Учебно-методический комплекс дисциплины Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Бийский педагогический государственный университет имени В. М. Шукшина» (3)

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Теория и методика музыкального воспитания

Учебно-методический комплекс дисциплины

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

«Бийский педагогический государственный университет
имени В.М. Шукшина»

Теория и методика музыкального воспитания

Учебно-методический комплекс дисциплины

Бийск
БПГУ имени В.М. Шукшина
2009



ББК

Д

Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Бийского педагогического государственного университета
им. В.М. Шукшина

Научный редактор:

к. фил. наук Л.Н. Рупакова

Рецензент:

канд. искусств. наук, доцент Н.В. Виницкая

Д Методика музыкального воспитания [Текст]: учебно-методический комплекс дисциплины / Авторы-составители: Н.А. Рыбакова, Т.В. Шалдыбина; Бийский пед. гос. ун-т им. В.М. Шукшина. – Бийск: ГОУ ВПО «БПГУ имени В. М. Шукшина», 2009. – 200с. – 100 экз.

Учебно-методический комплекс дисциплины разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Он содержит учебную программу курса, материалы к лекционным и семинарским занятиям, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, контрольные задания для текущей и итоговой проверки знаний.

Для студентов педагогических вузов, обучающихся по специальности 031200 (050708.65) Педагогика и методика начального образования.

 БПГУ имени В.М. Шукшина, 2009.

Авт.-сост.: Н.А. Рыбакова, Т.В. Шалдыбина, 2009.

Учебно-методическое издание

Теория и методика музыкального воспитания

Учебно-методический комплекс
дисциплины

Авторы-составители:

Надежда Алексеевна Рыбакова,

Татьяна Викторовна Шалдыбина

Сдано в набор.2009. Подписано в печать .2009.
Формат 60х90/8. Гарнитура Times. Бумага офсетная. Печать оперативная.
Усл. печ. л. 39,5. Тираж 100 экз.
Заказ , с. (сп.) .

Редакционно-издательский отдел Бийского педагогического государственного
университета им. В.М. Шукшина – 659333, г. Бийск, ул. Короленко, 53.

УППЛ Бийского педагогического государственного
университета им. В.М. Шукшина – 659333, г. Бийск, ул. Короленко, 55/1.

Утверждаю

Декан факультета

_______________Н.И. Беляева

«_____» ___________________

Рабочая программа

Кафедра музыки _________________________________

(наименование кафедры, обеспечивающей преподавание дисциплины)

Шифр и наименование

дисциплины

СД.Ф __________Теория и методика музыкального воспитания_________________________

(шифр с указанием цикла подготовки (ГЭС, ЕН, ОПД, ДС, СД), наименование дисциплины)

________________________________________________________________________________________________

Статус ____________обязательная_________________________________________________________

(обязательная, элективная, факультативная)

Специальности

(направления)___031200 (050708.65) Педагогика и методика начального образования. Специализация: коррекционно-педагогическая деятельность учителя________________________

(коды специальностей (направлений)

Формы обучения______дневная____________________________________________________

(дневная, заочная)

Объем дисциплины __________________________250___________________________________________________

(общий объем дисциплины, час.)

Распределение по семестрам

Номер

семестра

Учебные занятия

Число

курсовых

проектов

(работ),

расчетных

заданий

Форма

итоговой

аттестации

(зачет)

Общий объем

В том числе

Аудиторные

Самостоятельная

работа

Всего

из них

Лекции

Практич.

Лаборат.

8

72

36

18

14

4

36

-

Зачет

9

92

48

24

20

4

44

-

Зачет

10

86

40

20

20

46

-

Зачет

Рабочая программа составлена на основании ГОС направлений и специальностей высшего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 31.01.2005 года.

ДПП.Ф.13 Теория и методика музыкального воспитания

История музыки и детского музыкального воспитания. Теория детского музыкального воспитания. Урок музыкального искусства в начальных классах. Методологические принципы и научные основы музыкального образования в начальной школе. Основные виды музыкальной деятельности младших школьников. Музыкальное воспитание во внеклассное время. Формы массовой и кружковой работы при организации музыкального досуга. Основные тенденции детского музыкального воспитания в современном мире. Музыкально-просветительская деятельность в начальной школе.

Разработчики: д.п.н., профессор Н.А. Рыбакова, старший преп. Т.В. Шалдыбина

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры

Музыки

Заведующий кафедрой _____________________ Н.А. Рыбакова

Одобрена Ученым советом педагогического факультета

«_______»_____________________ Председатель ___________________Н.И. Беляева

_______________________1. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КУРСА___________________

1. ВЫПИСКА ИЗ ГОСа

ДПП.Ф.13 Теория и методика музыкального воспитания

История музыки и детского музыкального воспитания. Теория детского музыкального воспитания. Урок музыкального искусства в начальных классах. Методологические принципы и научные основы музыкального образования в начальной школе. Основные виды музыкальной деятельности младших школьников. Музыкальное воспитание во внеклассное время. Формы массовой и кружковой работы при организации музыкального досуга. Основные тенденции детского музыкального воспитания в современном мире. Музыкально-просветительская деятельность в начальной школе.

2. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Пояснительная записка. Цели и задачи дисциплины

Содержание учебной программы курса «Теория и методика музыкального воспитания» направлено на овладение будущими учителями начальных классов основами организации музыкального воспитания младших школьников. Поскольку актуальным направлением в работе любой школы является обучение и воспитание детей с отклонениями в развитии, учитель начальных классов должен знать особенности работы с таким контингентом школьников, в том числе – в области музыкального воспитания. В связи с этим часть дисциплины направлена на решение данной задачи. Программа рассчитана на студентов, не имеющих специальной музыкальной подготовки.

Дисциплина преподается в трех семестрах – 8-м, 9-м и 10-м. Содержание 8-го семестра посвящено вопросам теории музыкального воспитания. В 9-м семестре углубленно изучается собственно методика преподавания музыки в начальных классах. В 10-м семестре рассматриваются особенности музыкального воспитания младших школьников с проблемами в развитии.

Цель курса – подготовить специалиста, компетентного в области использования музыки в воспитательной, образовательной, развивающей и коррекционной работе с младшими школьниками, сформировать у будущего учителя начальных классов основы музыкально-педагогической культуры.

В процессе преподавания данного курса необходимо решить комплекс следующих основных задач: - сформировать у студентов интерес к музыкальному искусству и музыкально-педагогической деятельности; - ознакомить будущих педагогов с теоретическими и практическими основами музыкального воспитания младших школьников, в том числе – детей с проблемами в развитии; - создать условия для овладения студентами умениями и навыками организации музыкального воспитания учащихся.

По окончании курса «Теория и методика музыкального воспитания» студенты должны:

Знать: - значение, цель и задачи методики музыкального воспитания младших школьников, в том числе – детей с проблемами в развитии; - связь данного курса с другими науками и дисциплинами; - цель, задачи, принципы и содержание музыкального воспитания младших школьников; - возможности музыкального искусства в формировании и развитии личности ребенка; - организационные формы музыкального воспитания, особенности их структуры и содержания; - методы и приемы школьного музыкального образования; - современные программы по музыке для начальных классов.

Владеть: - профессиональными умениями и навыками (конструктивными, коммуникативными, организаторскими, прикладными) по осуществлению музыкального воспитания учащихся младших классов, в том числе – школьников с проблемами в развитии; - творческим подходом к музыкально-конструктивной, музыкально-коммуникативной и музыкально-организационной составляющим музыкально-педагогической деятельности; - музыкально-педагогическими исследовательскими умениями; - умениями и навыками музыкально-педагогического самосовершенствования.

Теоретическую и практическую базу для освоения теории и методики музыкального воспитания составляют знания и умения, полученные студентами в курсах общей и специальной педагогики и психологии, физиологии, клинических дисциплин и др. Комплекс теоретических знаний и практических умений, получаемых студентами в процессе данного курса, обеспечивает профессиональную направленность обучения будущих специалистов, работающих с учащимися начальных классов.

2.2. Тематический план курса

Тематический план на 8-й семестр

п/п

Модуль

Раздел

Тема

Количество часов

лек.

пр.

занят.

лаб.

занят.

сам.

раб.

Всего

Модуль 1: Теоретические основы музыкального воспитания школьников

Раздел 1.1: Музыкальное воспитание: история и современность

6

2

8

16

1

Тема 1.1.1: Введение в курс теории и методики музыкального воспитания

+

+

+

2

Тема 1.1.2: Из истории музыкального воспитания

+

+

3

Тема 1.1.3: Проблемы и тенденции развития современного музыкального образования

+

+

Раздел 1.2: Цель, задачи, принципы и содержание музыкального воспитания

4

4

8

16

4

Тема 1.2.1: Цель, задачи и принципы современного музыкального воспитания

+

5

Тема 1.2.2: Сущность и характеристика содержания музыкального обучения младших школьников

+

+

+

Модуль 2: Организация музыкального воспитания младших школьников

Раздел 2.1: Программы по музыке для младших школьников

2

8

10

20

6

Тема 2.1.1: Концепция музыкального воспитания и программа по музыке Д.Б. Кабалевского: прошлое и настоящее

+

+

7

Тема 2.1.2: Содержание программы Д.Б. Кабалевского

+

+

8

Тема 2.1.3: Современные программы по музыке

+

+

Раздел 2.2: Методы и организационные формы музыкального воспитания

6

4

10

20

9

Тема 2.2.1: Методы музыкального обучения

+

+

10

Тема 2.2.2: Урок музыки – основная форма организации музыкального обучения

+

+

+

11

Тема 2.2.3: Внеклассная работа по музыкальному воспитанию школьников

+

+

Всего:

18

14

4

36

72

Тематический план на 9-й семестр

п/п

Модуль

Раздел

Тема

Количество часов

лек

пр.

занят.

лаб.

занят.

сам.

раб

всего

Модуль 3: Развитие дифференцированного музыкального восприятия и творческого подхода к музыке

Раздел 3.1.: Музыкальное восприятие и его развитие у младших школьников

6

8

14

28

12

Тема 3.1.1: Восприятие музыки и методика организации слушания музыки.

+

+

+

13

Тема 3.1.2: Музыкальная грамота в развитии восприятия музыки

+

+

+

Раздел 3.2.: Творческая деятельность на уроках музыки

4

2

6

12

14

Тема 3.2.1: Сущность детского творчества и его организация на уроке

+

+

15

Тема 3.2.2: Импровизация и игра как основа художественного творчества детей

+

+

+

Модуль 4: Музыкально-исполнительская деятельность учащихся

Раздел 4.1: Инструментально-исполнительская деятельность школьников. Музыка и движение.

6

4

8

18

16

Тема 4.1.1: Игра на детских музыкальных инструментах.

+

+

+

17

Тема 4.1.2: Пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения

+

+

+

Раздел 4.2: Вокально-хоровая работа с младшими школьниками

4

4

8

16

18

Тема 4.2.1: Теоретические основы хорового пения

+

+

19

Тема 4.2.2: Методика организации пения на уроках музыки

+

+

+

Модуль 5: Реализация исследовательской и конструктивной функций учителя музыки.

Раздел 5.1: Планирование, учет и контроль

4

2

4

8

18

20

Тема 5.1.1: Планирование как творчество учителя

+

+

+

+

21

Тема 5.1.2: Оценка, учет и контроль в музыкальном воспитании

+

+

+

22

Тема 5.1.3: Методика определения музыкального развития младших школьников

+

+

+

Всего:

24

20

4

44

92

Тематический план на 10-й семестр

П\П

Модуль

Раздел

Тема

Количество часов

лек

пр.

занят

лаб.

занят

сам.

раб

Всего

Модуль 6: Теоретические основы музыкального воспитания школьников с ЗПР

Раздел 6.1: Музыкотерапия

23

Тема 6.1.1: Музыкотерапия: предмет, возможности, традиции, задачи

2

2

4

8

24

Тема 6.1.2: По страницам мировой истории музыкотерапии

2

2

4

8

Раздел 6.2: Характеристика детей, занимающихся в классе коррекции

25

Тема 6.2.1:История воспитания умственно отсталых детей

1

2

4

7

26

Тема 6.2.2: Основные клинико-психологические формы происхождения ЗПР

1

1

Модуль 7: Методика музыкального воспитания детей с ЗПР

Раздел 7.1: Организация учебно-музыкальной деятельности в классах коррекции

27

Тема 7.1.1:Особенности вокально-хоровой работы в коррекционных классах

2

2

4

8

28

Тема 7.1.2: Особенности музыкально-ритмической работы в коррекционных классах

2

2

4

8

29

Тема 7.1.3: Слушание музыки

2

2

4

8

30

Тема 7.1.4: Игра на детских музыкальных инструментах в коррекционных классах

2

2

4

8

31

Тема 7.1.5: Импровизация как вид музыкальной деятельности в коррекционных классах

2

2

4

8

Раздел 7.2: Организация коррекционной работы средствами музыки вне занятий со школьниками с ЗПР

32

Тема 7.2.1: Фольклорная работа в начальной школе с детьми с проблемами

2

2

4

8

33

Тема 7.2.2: Музыкальное воспитание детей с проблемами в условиях семьи

2

2

4

8

Всего

20

20

40

80



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Бийский педагогический государственный университет имени В. М. Шукшина» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Т Теория и методика развития речи детей [Текст]: учебно-методический комплекс дисциплины / Автор-составитель: М.В. Папина; Бийский пед. гос. ун-т им. В.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Бийский педагогический государственный университет имени В. М. Шукшина» (2)

    Учебно-методический комплекс
    М 89 Музыкальная психология и психология музыкального образования [Текст] : учебно-методический комплекс дисциплины / Автор-составитель: Е.А. Торопчина; Бийский пед.
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (1)

    Учебно-методический комплекс
    Ф 77 Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография [Текст] : учебно-методический комплекс дисциплины / Автор-составитель: Т.А. Ашихмина; Бийский пед. гос.
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (2)

    Учебно-методический комплекс
    М 34 Материаловедение товаров широкого потребления [Текст]: учебно-методический комплекс дисциплины / Автор-сост.: И.Б. Соловьева; Бийский пед. гос. ун-т им.
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (3)

    Учебно-методический комплекс
    О 22 Оборудование предприятий легкой промышленности [Текст]: учебно-методический комплекс дисциплины / Автор-сост.: И.Б. Соловьева; Бийский пед. гос. ун-т им.

Другие похожие документы..