Поиск
Рекомендуем ознакомиться
Элективный курс «пути формирования здорового образа жизни студентов» (для медицинских и фармацевтических вузов)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЗДОРОВЬЯ
В.Б. Мандриков, И.А. Ушакова, М.П. Мицулина
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС
«ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА
ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ»
(для медицинских и фармацевтических вузов)
Волгоград 2006
УДК - 613.71:796/799:378.180.6
ББК – 57.31р+750.0р
Рецензенты:
Заведующий кафедрой физического воспитания, лечебной физкультуры и врачебного контроля Рязанского государственного медицинского университета им. академика И.П. Павлова, д.м.н., профессор В.Д.Прошляков.
Заведующий кафедрой физического воспитания Саратовского государственного медицинского университета, к.м.н., профессор В.Ф.Репин.
Заведующий кафедрой теории и методики физической культуры и спорта Волгоградской государственной академии физической культуры, д.п.н., профессор А.А.Кудинов.
Печатается по разрешению Центрального методического Совета Волгоградского государственного университета, протокол № , от 2006 г.
В.Б. Мандриков, И.А. Ушакова, М.П. Мицулина
Пути формирования здорового образа жизни студентов. Элективный курс.- Волгоград, Изд-во ВолГМУ.- 469 с.
В соответствии с требованиями ГОС ВПО основная образовательная программа подготовки врача по всем медицинским специальностям и провизора включает в себя, в том числе, дисциплины по выбору студента (элективы). В блок гуманитарных и социально-экономических дисциплин значительная роль и объем отводится предмету Физическая культура т.к. выпускник медицинского и фармацевтического вуза должен убежденно и квалифицированно пропагандировать здоровый образ и стиль жизни, значение физической культуры для здоровья.
В предлагаемом читателям сборнике представлен апробированный в многолетней практике материал элективного курса лекций-бесед (20 тем), контрольные вопросы и рекомендуемая литература для самоподготовки. На усмотрение лектора содержание лекций-бесед может быть дополнено или изменено в свете новых научных открытий и разработок.
Сборник адресован преподавателям физического воспитания, студентам медицинских и фармацевтических вузов, а так же широкому кругу читателей интересующихся оздоровительными технологиями.
© Волгоградский государственный
медицинский университет, 2006.
СОДЕРЖАНИЕ
I. Введение ………………………………………………………………………………….. 4
Содержание элективного курса ………………………………………………………. 4
Календарно-тематический план лекций-бесед ……………………………………….. 7
1. Валеология – наука о здоровье …………………………………………………………… 8
2. Современные подходы к закаливанию ………………………………………………… 30
3. Целительные мудры ……………………………………………………………………… 56
4. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями ………..... 77
5. Идеальный вес, идеальная фигура …………………………………………….............. 108
6. Проблема физической и социальной реабилитации инвалидов в России ……..…… 129
7. Оптимальный двигательный режим и рациональное питание при беременности … 156
8. Мёдотерапия ……………………………………………………………………………. 174
9. Массаж и гимнастика детей первого года жизни……………………………………… 195
10. Использование сауны и бани в оздоровительных и лечебно-профилактических
целях ………………………………………………………………………………….... 216
11. Использование метода биологической обратной связи в медицине и спорте ……. 240
12. Функциональная музыка – помощник в учебе, работе, спорте, профилактике
и лечении заболеваний ……………………………………………………………….. 262
13. Применение лекарственных растений в профилактике заболеваний
и для повышения физической работоспособности ………………………………… 280
14. Основы метода психологической саморегуляции ………………………………….. 304
15. Влияние цветовой гаммы на физическую работоспособность и психологическое
состояние человека …………………………………………………………………... 328
16. Основы межличностных отношений в коллективе ……………………………….. 348
17. Современные дыхательные оздоровительные системы, их место при
формировании здорового образа жизни ……………………………………………. 360
18. Физическая культура и занятия спортом в семье ………………………………….. 383
19. Яблоко – чудо природы …………………………………………………………….. 412
20. Значимые основные элементы структуры БАДов. Их применение
в профилактике различных заболеваний …………………………………………… 436
Зачетные требования по элективному курсу ………………………………………. 469
I. ВВЕДЕНИЕ
Будущие специалисты-медики должны в стенах вуза не только систематически заниматься физической культурой и спортом, но и приобретать навыки в успешной организации массовой оздоровительной работы в коллективах. Широко и активно использовать физическую культуру и спорт в системе научной организации труда с учетом будущей профессии.
Студенты-медики, изучив средства физической культуры в процессе обучения в вузе, совершенствуют и оздоравливают себя, а затем полученные знания и навыки должны применять при работе с пациентами.
На кафедре физического культуры и здоровья Волгоградского государственного медицинского университета в течение ряда лет разработана и активно используется в учебном процессе авторская программа элективного курса по физическому воспитанию для студентов медицинских и фармацевтических вузов.
II. СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Материал лекций-бесед является дополнением к основному теоретическому разделу программы по предмету «Физическое воспитание».
Элективный курс по физическому воспитанию представлен 20 темами, рассчитанными для студентов 3-4 курсов медицинских и фармацевтических факультетов. Содержание лекций–бесед включает в себя специальную информацию о современных подходах в профилактике и лечении заболеваний различными методами и средствами, о двигательном режиме как составляющей части ЗОЖ. В процессе изучения курса студент получает знания по следующим направлениям:
Современные представления о здоровье.
Составляющие рационального образа жизни.
Факторы, формирующие здоровье человека.
Функциональные возможности здорового человека.
Механизм воздействия закаливающих процедур на организм человека.
Возможности закаленного организма.
Формы закаливания водой.
Возможности и резервы рук человека.
Методика воздействия на энергетические каналы человека.
Основы организации и проведения оздоровительной работы с различными группами населения.
Состояние социальной помощи инвалидам.
Аспекты решения социальных проблем инвалидов.
Адаптивная физическая культура, ее содержание и задачи.
Основные принципы реабилитации инвалидов.
Программы коррекции фигур основных типов телосложения.
Программы питания, направленные на коррекцию мышечной массы.
Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Методика дозирования физической нагрузки.
Методика самооценки физической нагрузки.
Основы применения лекарственных растений для восстановления и повышения работоспособности.
Стимуляторы физической силы и умственной деятельности.
Использование биогенных стимуляторов.
История возникновения и применения медотерапии.
Воздействие меда на организм человека.
Формы применения медотерапии.
Методика проведения гимнастики для детей первого года жизни.
Правила выполнения и приёмы массажа, применяемые детям первого года жизни.
Влияние стресса на организм человека.
Основы метода психологической саморегуляции.
Вопросы психогигиены спорта.
Основы межличностных отношений в коллективе.
Средства и методы восстановления после напряженных
умственных и физических нагрузок.
История появления и распространения сауны и бани в мире.
Особенности воздействия банных процедур на организм человека.
Правила приема сауны и бани.
Значение биоуправления в деятельности человека.
Механизм воздействия БОС на организм человека.
Применение метода БОС в клинической практике
Биоуправление в физической культуре и спорте.
Методы практической музыкотерапии.
Механизм воздействия музыки на деятельность спортсменов.
Влияние музыки на трудовую деятельность человека.
Классификация музыки по функциональной направленности.
Воздействие цветовой гаммы на организм человека.
Цветовая психодиагностика состояния человека.
Воздействие дыхательных упражнений на организм человека.
Тренировка резервов мощности дыхательной системы.
Формы организации физической культуры и спорта в семье.
Значение физических упражнений при беременности.
Программа физической подготовки при беременности.
Рациональное питание при беременности.
Физические упражнения в послеродовом периоде.
Факторы риска основных заболеваний.
Профессиональные факторы риска.
Основные элементы структуры БАДов.
История применения яблок.
Целебные свойства яблок.
Применение яблочного сока в профилактических и лечебных целях.
III. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ-БЕСЕД
№ п/п | Семестр | Темы лекций для студентов III курса | Кол-во часов |
1. | 5 семестр | Валеология – наука о здоровье | 2 |
2. | 5 семестр | Современные подходы к закаливанию | 2 |
3. | 5 семестр | Целительные мудры | 2 |
4. | 5 семестр | Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями | 2 |
5. | 5 семестр | Идеальный вес, идеальная фигура | 2 |
6. | 6 семестр | Проблема физической и социальной реабилитации инвалидов в России | 2 |
7. | 6 семестр | Оптимальный двигательный режим и рациональ- ное питание при беременности | 2 |
8. | 6 семестр | Мёдотерапия | 2 |
9. | 6 семестр | Массаж и гимнастика детей первого года жизни | 2 |
10. | 6 семестр | Использование сауны и бани в оздоровитель- ных и лечебно-профилактических целях | 2 |
Темы лекций для студентов IV курса | |||
11. | 7 семестр | Использование метода биологической обратной связи в медицине и спорте | 2 |
12. | 7 семестр | Функциональная музыка – помощник в учебе, работе, спорте, профилактике и лечении заболеваний | 2 |
13. | 7 семестр | Применение лекарственных растений в профилактике заболеваний и для повышения физической работоспособности | 2 |
14. | 7 семестр | Основы метода психологической саморегуляции | 2 |
15. | 7 семестр | Влияние цветовой гаммы на физическую работоспособность и психологическое состояние человека | 2 |
16. | 8 семестр | Основы межличностных отношений в коллективе | 2 |
17. | 8 семестр | Современные дыхательные оздоровительные системы, их место при формировании здорового образа жизни | 2 |
18. | 8 семестр | Физическая культура и занятия спортом в семье | 2 |
19. | 8 семестр | Яблоко – чудо природы | 2 |
20. | 8 семестр | Значимые основные элементы структуры БАДов. Их применение в профилактике различных заболеваний | 2 |
Лекция – беседа №1
Похожие документы:
Комплекс упражнений производственной гимнастики, предлагаемый для использования в подразделениях Омгма. Физкультурная микропауза
Документпо оздоровлению участников образовательного процесса и пропаганде здорового образа жизни в соответствие с критериям оценки заявок открытого публичного всероссийского конкурса образовательных учреждений высшего профессионального образования,Министерство здравоохранения и социального развития РФ волгоградский государственый медицинский университет
МонографияА. И. Краюшкин, Л. И. Александрова, Н. И. Гончаров История кафедры анатомии человека. Под редакцией профессора В.Б. Мандрикова. Монография. – Волгоград, 2010.Программа учебной дисциплины физическая культура для специальности: 060501 «Сестринское дело» Кафедра физической культуры и здоровья
ПрограммаПрограмма учебной дисциплины разработана на основе Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 060501 «Сестринское дело»Программа " общественное здоровье и здравоохранение " для студентов высших медицинских учебных заведений
ПрограммаПрограмма по дисциплине "Общественное здоровье и здравоохранение" для студентов лечебного, медико-профилактического, педиатрического и стоматологического факультетов высших медицинских учебных заведений подготовлена сотрудникамиПрограмма учебной дисциплины физическая культура для специальности: 060203 «Стоматология ортопедическая» Кафедра физической культуры и здоровья
ПрограммаПрограмма учебной дисциплины разработана на основе Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 060203 «Стоматология ортопедическая»