Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Православная культура в условиях обмирщения (секуляризации) культуры, становления светской культуры и перемещения центра культурного процесса из обла...полностью>>
'Доклад'
С началом полового созревания, где-то примерно к 12 лет (конечно, у кого как) самооценка вступает в новые качества и на определённых стадиях подкорка...полностью>>
'Документ'
ю.н. Листова Жанна Владимировна Экзамен Истории государства и права зарубежных стран Лукашева Надежда Владимировна Зачет Концепции современного естест...полностью>>
'Документ'
Про затвердження титульного списку будівництва об’єктів комунального господарства по департаменту житлово-комунального господарства на 2011 рік та виз...полностью>>

На уроках немецкого языка (2)

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Томский областной институт повышения квалификации и

переподготовки работников образования

СТРАНОВЕДЧЕСКИЙ АСПЕКТ В ОБУЧЕНИИ

ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ СО СТРАНОВЕДЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ

НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА)

Учитель немецкого языка

МОУ СОШ № 37

Семёнова М.В.

Томск 2009

Изучение иностранных языков в нашей стране, так называемый языковой плюрализм, – следствие общественно-политических и социально-экономических преобразований. К этим преобразованиям относится и всё большая открытость нашего общества, вхождение его в мировое сообщество. А отсюда развитие и укрепление межгосударственных, политических, экономических и культурных связей и тем самым – интернационализация всех сфер жизни в нашей стране. Это сделало иностранные языки реально востребованными и усилило мотивацию к их изучению. В этом смысле большое значение в изучении иностранного языка играет лингвострановедческий аспект.

Сейчас соотношение изучаемых в школе языков изменилось в пользу английского языка, как наиболее распространённого языка международного общения. Это можно рассматривать как объективную тенденцию, которая обусловлена геополитическими и социально-экономическими факторами и характерна для многих стран мира. Но нельзя пускать её развитие на самотёк. Эта мысль находит подтверждение в позиции Совета Европы, который однозначно высказался за языковой плюрализм в Европе. Образовательная политика нашего государства применительно к иностранным языкам также основана на идее плюрализма.

Задача учителей иностранного языка – популяризировать немецкий язык среди детей и родителей, укреплять представление о нём как о языке великой литературы, науки, философии, убеждать, что немецкий язык – это широкие перспективы в будущем, возможность хорошо учиться в вузах, получать стипендию для учёбы или научных изысканий в Германии, стажироваться за границей, ездить по обмену, получить работу в немецкой компании или фирме.

Распространённость немецкого языка в мире

Страны, в которых используется немецкий язык

… в качестве основного официального языка:

  • Германия – 80 миллионов носителей;

  • Австрия – 7,5 миллионов;

  • Лихтенштейн.

… в качестве одного из официальных языков:

  • Швейцария – 4–6 миллионов носителей;

  • Италия (на уровне региона Южный Тироль, наряду с итальянским) – около 300 тысяч носителей;

  • Люксембург – около 300 тысяч носителей;

  • Бельгия (наряду с французским и нидерландским).

… в качестве языка национальных меньшинств:

  • Бразилия – 1,9 миллиона носителей;

  • США – 1,5 миллиона;

  • Франция – 1,2 миллиона;

  • Россия: Европейская часть – 75 тысяч, Сибирь – 767 тысяч;

  • Казахстан – 358 тысяч;

  • Аргентина – 300 тысяч;

  • Парагвай – 200 тысяч;

  • Польша – 173 тысячи;

  • Австралия – 150 тысяч;

  • Чили – 150 тысяч;

  • Канада – 128 тысяч;

  • Бельгия – 112 тысяч.

В общей сложности для 110 миллионов жителей Земли немецкий язык является родным, и ещё для 120 миллионов – вторым.

В работе со страноведческим материалом следует отметить несколько основных целей.

Воспитательная.

1. Формирование уважения к языку и культуре изучаемого языка.

2. Обогащение новыми страноведческими и социокультурными знаниями о стране изучаемого языка.

Образовательная.

1. Ознакомление со стилем и образом жизни сверстников.

2. Приобщение к культуре Германии.

Развивающая.

Развитие языковых способностей и интереса к изучению языка.

Практическая.

Формирование умений анализировать и сравнивать сведения и факты родной и иноязычной культуры.

Работа со страноведческим материалом на разных этапах обучения имеет свою специфику. На ранних этапах обучения (2–4 классы) детям необходимо знать ряд страноведческих реалий, таких как: названия немецких городов, рек, имена персонажей известных немецких сказок, писателей и поэтов, имена людей, животных и т.д.

В самом начале изучения иностранного языка раскрывается само понятие: «иностранный язык – язык иной страны». Происходит знакомство с картой мира, показывается карта Германии, дети получают информацию о том, что на немецком языке говорят не только в Германии, но и по всему миру.

Всегда проводится аналогия с нашей областью, сравнивается территория, численность населения Германии и Томской области.

Сравнительная таблица

Страна

Площадь

Численность населения

Германия

357.000 кв. км

82 млн. чел.

Томская область

314.000 кв. км

1 млн. чел.

Детьми легко воспринимается информация, которая им близка в силу их возрастных особенностей, их интересов. Культурная задача как ведущая находит свою реализацию в знакомстве с персонажами сказок известных немецких писателей: Гофмана, Гауфа, братьев Гримм, с запоминания считалок, рифмовок, песенок и т.д.

Одним из основных средств повышения мотивации к изучению иностранного языка в начальной школе являются игровые моменты на уроках, физкультминутки, небольшие песенки.

В средней ступени (5–7 классы) продолжается работа в этом плане. Дети могут составлять коллажи по определённой тематике, кроссворды, небольшие доклады по традициям и обычаям в Германии.

На старшей ступени выходят на первый план воспитательная, развивающая и практическая цели обучения. Работа со страноведческим материалом идёт посредством просмотра видеофильмов о немецких традициях и обычаях. Старшеклассники готовят доклады, рефераты по различным темам, являются активными участниками школьной научно-практической конференции. Помогает в работе со страноведением и краеведческий материал. Очень полезна и познавательна в этом плане выставка в Томском областном краеведческом музее – «Немецкие исследователи Сибири. XVIII–XIX вв. ».

В разные годы XIX в. территория от Алтайских гор до Северного Ледовитого океана стала объектом исследования таких естествоиспытателей как Ф.В. Геблер, К.Ф. Ледебур, А.А. Бунге, М.Н. Геденштром, А.Ф. Миддендорф и др. Их именами названы острова Северного Ледовитого океана, горные ледники.

Немецкие исследователи в творческом сотрудничестве с русскими коллегами способствовали открытию удивительного, малоизвестного в те времена, Сибирского края, внесли немалый вклад в развитие российской и сибирской промышленности.

Идея выставки – знакомство с деятельностью немецких учёных XVIII– XIX вв., значением их исследований для академической науки и развития Сибирского края.

Знаменитые немецкие исследователи Сибири

Есть два направления работы со страноведческим материалом.

I. Внутриурочная деятельность.

Сами по себе уроки уже являются лингвострановедческими по сути, так как идёт работа над языком и различными страноведческими реалиями.

II. Внеурочная, внеклассная работа по предмету.

Здесь открываются большие возможности для учителя иностранного, в частности немецкого языка.

1) Доклады, рефераты, сообщения учащихся по различным страноведческим темам. К примеру: «Достопримечательности городов Германии», «Традиции и праздники (День Святого Николауса, Рождество, Пасха, Карнавал, Октоберфест и т.д.)».

2) Научно-практические конференции. Уже стало традицией проведение конференций в нашей школе. Дети заранее подбирают материал по заданной теме. Форма выступления может быть различной: доклад, презентация, стендовые сообщения. Затрагиваются самые разные темы, например, «Выдающиеся политические деятели», «Обычаи и традиции Германии», доклады из общественно-политической жизни как Германии, так и России. Так, в 2006 учебном году был подготовлен доклад «Российско-германский саммит». Ученица 9 класса, Безмылова Олеся выступала с ним на 4-ой творческой конференции учащихся в г. Северске.

3) Следующим важным шагом в работе со страноведческим материалом являются международные проекты. Мы приняли участие в международном проекте Join Multimedia, который проводился фирмой SIEMENS. Тема проекта – «Швейцария». Ребята знакомились со страной, её самобытной культурой. Презентация была оформлена и отправлена на конкурс. Все участники этого проекта, включая преподавателей, получили сертификаты.

Посредством реализации таких проектов повышается мотивация, интерес к изучению немецкого языка.

4) Большое значение имеет проведение предметной декады по иностранному языку. Проводим её обычно в феврале. В рамках декады планируются самые различные мероприятия: конкурсы рисунков (4-5 классы по темам «Путешествуем по стране сказок», «Известные персонажи немецких сказок»), конкурсы знатоков, кругосветки для среднего звена, в старших классах – викторины «Знаешь ли ты Германию?», игра «Поле чудес» и т.д.

Предметная декада освещается информационно: проводится выставка газет, обязательным является подведение итогов конкурсов, викторин и награждение победителей.

5) Нельзя не отметить и использование в качестве дополнительного материала журнала «Schrumdirum». Журнал содержит очень интересный, познавательный страноведческий материал (информацию о знаменитых людях Германии, достопримечательностях немецкоязычных стран, об обычаях, праздниках и т.д.). Журнал «Schrumdirum» – незаменимый помощник как при подготовке к урокам, так и во внеурочной деятельности.

Таким образом, многообразие форм работы со страноведческим материалом способствует проникновению в культуру страны изучаемого языка, в её менталитет. И через культуру – литературу, кино, музыку, – через общение можно пробудить искренний интерес к языку.

Конечно, несмотря на усилия учителей немецкого языка, мы постепенно теряем свои позиции. Анализ современной языковой ситуации показывает, что приоритетным является английский, и он всё более интенсивно вытесняет другие языки. Особенно это касается немецкого языка, который по распространённости всегда занимал второе место. И если учесть традиционное отношение к немецкому языку в нашей стране, принять во внимание крепнущие профессиональные, личные, культурные, научные контакты с носителями этого языка, интенсификацию экономических и культурных связей России с Германией, становится очевидным авторитет и значение этого языка в нашем обществе.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. На уроках немецкого языка (1)

    Урок
    В центре внимания - ученик с его потребностями и интересами, а также такие виды деятельности, которые помогают ему учиться радостно, творчески и видеть результаты своего труда.
  2. Использование информационных технологий на уроке немецкого языка в четвертом классе

    Урок
    Использование на уроках немецкого языка новых информационных технологий в начальной школе, предполагает применение новых форм и методов обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество.
  3. Учебно-методический комплекс по специальному курсу «метод проекта на уроке немецкого языка» Для специальности -033200. 00 (050303. 00) -иностранный язык с дополнительной специальностью (квалификация специалиста учитель немецкого и английского языков)

    Учебно-методический комплекс
    Для специальности –033200.00 (050303.00) –иностранный язык с дополнительной специальностью (квалификация специалиста – учитель немецкого и английского языков)
  4. «Использование метода ассоциаций на уроке немецкого языка при обучении лексике»

    Урок
    Наше время характеризуется поиском новых форм, методов и приемов обучения. Современная школа нуждается в методах обучения, которые бы помогли не только качественно обучить, но в первую очередь, развить потенциал личности.
  5. Использование метода проектов на уроках немецкого языка

    Урок
    Стратегическим целевым ориентиром обучения иностранным языкам в школе является формирование поликультурной личности учащихся посредством овладения ими иноязычной коммуникативной компетенцией.

Другие похожие документы..