Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Наталья Ивановна: Об акции «Костры детства». 30 апреля 2009 года во всем мире проводится Акция « Костры детства» в поддержку детского движения. Целью...полностью>>
'Руководство'
Было время, когда я сам не верил, что английский можно изучить самостоятельно, и думал, что мне это удастся сделать, лишь когда настанут лучшие време...полностью>>
'Документ'
тара и упаковка в маркетинге контрольная Экзамен - Маркетинг оптовой и розничной торговли контрольная Зачет - Маркетинг некоммерческих организаций ко...полностью>>
'Расшифровка'
По сравнению с 2005 годом краткосрочная дебиторская задолженность в 2006 году увеличилась на 58541 тыс. руб. или в 1,6 раза и составила на 31.12.2006...полностью>>

На автореферат диссертации Овчинникова Леонида Петровича на тему 22

Главная > Автореферат диссертации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Толерантность или добрососедство?

В демократических кругах российского общества в последние годы настойчиво распространяется идея строительства гражданского общества. Об этом говорят политики, пишут ученые, постоянно напоминают общественные деятели. В качестве образцов успешно решаемой задачи создания такого общества фигурируют некоторые страны Западной Европы. Действительно, сам замысел утверждения основ гражданского общества заслуживает лишь бесспорной поддержки. Однако, при всех имеющихся достижениях различных европейских стран в реализации данного замысла, события последнего времени заставляют сомневаться в том, все ли до конца продумано в создании модели гражданского общества, культивируемой в ряде развитых стран.

Речь идет о межнациональных и межконфессиональных конфликтах, которые не только взрывают обстановку в таких горячих точках, как бывшие республики Югославии, но и расшатывают устои, казалось бы, благополучных стран - Франции, Бельгии, Испании, наконец Германии и Великобритании. Руководители указанных и других стран, где данная проблема является достаточно актуальной, пытаются решить ее политическими, экономическими, а нередко и силовыми методами, и иногда результат оказывается положительным, однако через какое-то время очаг конфликта вновь разгорается.

По нашему глубокому убеждению, политические лидеры названных стран недооценивают значимости гуманитарных аспектов преодоления межэтнических противоречий, спонтанно возникающих в полиэтнической среде, являющейся следствием мощных миграционных процессов, происходящих особенно интенсивно в последние десятилетия.

В нашей стране, имеющей уникальную по различным параметрам структуру общества, необходимо критически осмысливать указанную недоработку стран европейского сообщества и, развивая опыт советского прошлого, выстраивать основные компоненты структуры гражданского общества с учетом этнокультурного аспекта.

Из уст некоторых политиков, огульно отрицающих все, что было наработано в смысле национальной политики за годы советской власти, можно услышать слова о лицемерии властей советской эпохи, которые, провозглашая нерушимую дружбу народов СССР, подвергали людей репрессиям, причем основанием для притеснений была нередко т.н. «пятая графа» в паспорте. Оценка подобного рода высказываний не является предметом нашего исследования в данном случае. Нам же хотелось бы опираться как на данные многочисленных социологических опросов, так и на личные наблюдения и выводы, основанные на педагогическом и жизненном опыте.

Речь идет о том, что в советские времена идея дружбы народов Советского Союза воплощалась в широкомасштабных регулярных и планируемых акциях, включающих в себя фестивали искусств братских народов, многочисленные переводы произведений национальных авторов на русский и другие языки, «поезда дружбы», взаимный обмен культурными ценностями, квотирование мест в вузах и НИИ для подготовки кадров национальной интеллигенции и многое другое. Культивирование идеи братства осуществлялось через средства массовой информации, а также в учебных заведениях начиная с детского сада, акцент на эту мысль был сделан в учебных пособиях для различных групп учащейся молодежи. В целом в обществе господствовала атмосфера не просто терпимости по отношению к представителям инокультурной среды, но подлинного уважения, дружбы и добрососедства.

В связи с этим хотелось бы остановиться на понятии «толерантность», которое широко используется в содержании выступлений, представленных на данную конференцию. Это модное слово активно употребляют политики, к ней (толерантности) призывают общественные деятели, смысловую наполненность данного понятия анализируют психологи, социологи, этики, этнологи; средства массовой информации культивируют толерантность как желаемую аксиологическую модель построения полиэтнического социума.

Вместе с тем анализ смыслового содержания данного понятия позволяет говорить о том, что его широкое употребление в качестве обозначения универсального принципа, применяемого для межэтнических коммуникаций, не только не корректно с научной точки зрения, но и (а это, на наш взгляд, наиболее опасно в современной ситуации, характеризующейся острейшими конфликтами на межконфессиональной и межнациональной почве), способно если не разрушить, то расшатывать то хрупкое межнациональное равновесие, которое пока что сохраняется как в нашей стране, так и в многополярном мире в целом.

К таким выводам позволяют привести следующие доводы. Понятие «толерантность» в переводе с латинского tolerantia означает «терпение» и пришло в социально-политический лексикон из биологической и медицинской терминологии, где оно употребляется в значении «полное или частичное отсутствие иммунологической реактивности, т.е. потеря (или снижение) организмом животного или человека способности к выработке антител в ответ на антигенное раздражение». Толерантность противоположна сенсибилизации, которая в биологии и медицине означает «повышение чувствительности организмов, их клеток и тканей к воздействию какого-либо вещества, лежащее в основе ряда аллергических заболеваний». Медико-биологический смысл толерантности заключается еще и в «способности организма переносить неблагоприятное воздействие какого-либо вещества или яда».

Из биологии и медицины понятие толерантности перешло в сферу социальных отношений и употребляется в значении «терпимость, снисходительность к кому-либо, к чему-либо». Насколько же удачно его использование для целей формирования культуры межнациональных отношений?

Простейший семантический анализ приводит к цепочке следующих умозаключений: как человеческий организм способен до определенного предела вытерпеть пагубное воздействие какого-либо вредного вещества или яда и даже не проявить никакой аллергической реакции, так и нравственное сознание и чувство личности, изможденное психологическим дискомфортом, вызванным соседством с неприятными ей персонами, отличающимися языком, традициями, обычаями, привычками, менталитетом, должно терпеливо переносить неизбежность межличностных контактов с теми, кто этой личности неприятен. Иными словами: «Ты мне несимпатичен, неприятен, я, может быть, даже ненавижу тебя, но вынужден тебя терпеть из каких-то «высших» соображений».

А теперь зададимся вопросом: следует ли на таком принципе строить межнациональные отношения? Возможно, такое допустимо во взаимоотношениях между людьми, представляющими разные страны, государственные системы. Однако и здесь международная практика и традиции противятся подобному принципу. Не случайно даже главные межгосударственные соглашения, в том числе между странами с далеко не сердечными отношениями между ними, обычно называются «договорами о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи», и ни один из подобного рода документов не имел в названии слова «толерантность». На наш взгляд, толерантность как политический постулат, применим в нашей стране по отношению к временным мигрантам, прибывающим в Россию для решения каких-либо взаимовыгодных экономических вопросов, но строить на этом принципе отношения между гражданами нашей страны, относящимися к различным этническим и конфессиональным группам, как нам думается, методологически ошибочная позиция.

Вместо толерантности уместно было бы широко использовать, культивировать, внедрять в общественное сознание такие русские понятия, как добрососедство, взаимоуважение и даже забытое слово «братство». Именно как добрые соседи, у каждого из которых свой «дом», свой «цветник», свой «надел в поле», должны жить граждане одной страны, проявляя интерес к тому, как сосед «обустроил дом», «вырастил роскошные цветы», «получил добрый урожай», разделяя радость, пришедшую в дом соседа, и утешая его в случае горя, помогая, если в дом соседа постучалась беда.

Примечательно, что в общественном сознании наметилась тенденция наполнения термина «толерантность» новым содержанием. В этом отношении убедительным примером может являться тот факт, что в Послании Президента России Федеральному Собранию РФ от 5 ноября 2008 г. слово «толерантность» было употреблено не отдельно, а вместе с понятием «уважение» («У нас исторически сложился уникальный и богатейший опыт толерантности и взаимного уважения»).

На культивировании братства и добрососедства строилась система национальной политики в советские времена, и она давала определенные плоды. По крайней мере, социологические опросы тех лет не выделяли проблему межэтнических конфликтов среди важнейших, тревожащих общество. Проводимая недавно газетой «Комсомольская правда» ностальгическая акция с публикацией писем читателей о том, как дружили и помогали друг другу люди разных национальностей в советские времена, свидетельствует о недавнем социально-политическом опыте, который достоин скрупулезного этико-психологического, культурологического анализа.

Все лучшее из опыта советской эпохи следовало бы широко использовать в сегодняшних условиях. Вместе с тем необходимо развивать различные институты гражданского общества, связанные с проблемой межнациональных отношений. Одним из таких институтов является национально-культурная автономия (НКА) как объединение граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности. Федеральный закон «О национально-культурной автономии» был принят еще в 1996 году, однако процесс создания указанных автономий проходит вяло и неровно. Достаточно сказать, что даже в Ростовской области, которая среди субъектов федерации Северного Кавказа считается одной из территорий стабильной межнациональной обстановки, из более 20 зарегистрированных национальных общественных организаций лишь 3 имеют статус региональных национально-культурных автономий1. Слабо освещается средствами массовой информации деятельность этих общественных объединений. Существующий при администрации Ростовской области соответствующий консультативный совет, призванный направлять работу данных национальных организаций, должен активизировать свои усилия. Потенциальные же возможности НКА как действенного элемента гражданского общества достаточно велики и используются далеко не в полной мере для урегулирования межнациональных проблем.

Если руководство диаспоры пока не пришло к решению о создании НКА, необходимо активизировать деятельность прежних форм общественного объединения членов национальных групп. Они существуют в виде землячеств, ассоциаций, культурно-просветительных обществ, национально-культурных центров, общин и т.п. К сожалению, в настоящее время их деятельность сводится к участию в праздниках «День города», проведению торжественных мероприятий, посвященных национальным праздникам соответствующих стран. Их влияние на общественную жизнь было бы значительно эффективнее, если бы они чаще выступали в СМИ, распространяли свои периодические издания, использовали телевизионное вещание, организовывали выставки национальной литературы и искусства, знакомили с историей, традициями и обычаями своих народов.

Немаловажное значение имеет широкое привлечение к решению межнациональных проблем таких известных форм общественных объединений, как советы старейшин. Давнее существование этих эффективных институтов гражданского общества опирается на прочные традиции многих народов, основанные на глубоко уважительном отношении к старшим в семье, коллективе, населенном пункте. Советы старейшин действуют во многих селах и городах республик Северного Кавказа. Широко известны в стране примеры активной деятельности советов старейшин в Ингушетии, Чечне, других республиках ЮФО. Они включают в себя самых уважаемых и почитаемых людей, которые разрешают споры, ссоры, возникающие в бытовой и повседневной жизни. Примечательно, что в местах компактного проживания национальных общин в Ростовской области, Краснодарском и Ставропольском краях в последние годы созданы советы старейшин.

Необходимо поддерживать стремление к воссозданию молодежных клубов интернациональной дружбы, а также и более действенных инициатив типа недавно организованного членом Общественной палаты РФ писателем Д.Липскеровым «Объединения сопротивления гражданского общества против фашизма».

Эффективность усилий по созданию полноценного гражданского общества может быть обеспечена лишь при наличии серьезного внимания к вопросам формирования институтов, способных преодолевать межэтнические противоречия, неизбежно возникающие в полиэтнической среде.

РЕФЛЕКСИЯ

№ 4 2008 г.

ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

© 2008 г. Р.К. Ужахова

Природа и человек в литературе ХХ века

Тема «природа» и «человек», «экологические и нравственные проблемы», сохранение природного равновесия в литературе ХХ века обретает черты символические. Они волнуют людей, вызывают споры и дискуссии, заставляют задумываться о настоящем и будущем. Свою главную задачу художники слова видели в истоках и сущности народной жизни, в непримиримости к недостаткам, порокам, преступности, находили созвучие собственным мыслям и переживаниям, в создании ярких образов и национальных характеров.

Итогом размышлений стали произведения Ф. Абрамова «О чем плачут лошади», В. Распутина «Прощание с Матерой», «Деньги для Марии», «Живи и помни», в публицистических статьях Г. Троепольского «О реках, почвах и прочем», «Об осушении и осущении», В. Астафьева «Ода русскому огороду», «Царь-рыба», Ч. Айтматова «Белый пароход», «Прощай, Гульсары!», «Ранние журавли», «Тополек мой в красной косынке», «Пегий пес, бегущий краем моря», «И дольше века длится день», «Плаха», А. Солженицына «Матренин двор», А.-Г. Гойгова «Вверх по Ассе», «Беспросветный путь», А. Мальсагова «Край вайнахов, Чечено-Ингушетия», «Кормилец – Терек», Х.Б. Муталиева «Деревянная чаша», Х. Осмиева «Страна, где мы живем», Д. Мальсагова «Поток Армхи», Дж. Яндиева «Родник», «Если солнца не будет», «Терек», М.-С. Плиева «Таргим», И. Базоркина «Из тьмы веков», А. Хашагульгова «Стихи о небе» и др. В проблеме «человек» и «природа» сегодня заключено общечеловеческое начало, преломленное через национальные интересы и традиции. Следовательно, в проблематике «природа» и «человек», «экономические» и «нравственные проблемы» взаимодействие национального и интернационального обретает конкретно-национальные формы, в то же время в этих формах присутствует соотношение национального и общечеловеческого. Эти два начала взаимодействуют в художественном образе» [1]. Возникает традиционное для литературы осмысление единства жизни людей и жизни природы.

К самым различным злободневным и острым аспектам сложной и драматической судьбы народа и страны обращается Виктор Астафьев в своей удивительной повести «Царь-рыба», в которой звучит трагическое предвидение гибели природных и водных ресурсов, полезных ископаемых и всех богатств Земли. Автор, воссоздав картину быта народной жизни жителей Сибири, предельно открыто выразил свою любовь к многонациональному народу как Сибири, так и в целом Российской Федерации, к его несметным природным богатствам. По убеждению В. Астафьева, человек должен бережно относиться к природе, быть рачительным хозяином отчего края. Человек и природа – это гармония. В повести возникает крайне нежелательный, отвратительный, отталкивающий образ негативного человека, нарушающий экологический баланс. Люди заняты пьянством, вырубкой реликтовых и ценных пород деревьев, которые вывозятся за рубеж за копейки, загрязнением почвы, переброской рек, загрязнением атмосферы, создание водохранилищ, строительство промышленных объектов или транспортных магистралей, истреблением морских богатств «царь-рыбы» (всех пород осетровых), с разгулом вседозволенности. В современных условиях на первый план выдвигается вещизм, чистоган. Человек потерял меру ответственности за разумное и рациональное использование богатств планеты Земля и межпланетного пространства, за сохранение и обогащение созданных им морально нравственных ценностей.

Лес, вода, реки, горы, моря, озера, болота, рыба, полезные ископаемые – это удивительный мир чувств, это – символ России. И потому природа раскрывается Астафьевым во всей одухотворенной, живой и возвышенной красе.

Корни и истоки многих сегодняшних бед людей лежат в неустроенности, в безработице, в перегибах руководства страны, кризиса социально-экономического развития сфер общественной жизни, в покорении и завоевании природы. Люди отважно губят природу, но и погибают сами. И потому каждый гражданин великой страны – России должен взять на себя ответственность за спасение от глобальной надвигающейся катастрофы, от царящего в мире Зла, невежества и гордыни, только вера в Бога может спасти души грешников и обрести духовность.

Известно, что в апреле 1996 года произошел взрыв атомной электростанции в Чернобыле. Природе был нанесен большой урон. Жители вынуждены были покинуть обжитые места и обустраиваться в других регионах. Реки, водоемы, птицы, животные и люди были заражены многими радиоактивными веществами. За эти годы многих уже нет. Чернобыльская катастрофа никого не оставила равнодушным, ее эхо отзывается во многих уголках континентов. И человечество должно помнить и оберегать природу, бить ежедневно в набат, проникаться чувством родства в общей судьбе.

Вопросы взаимоотношения «природы» и «человека», охраны памятников материальной и духовной культуры, экологии Ингушетии в условиях современных преобразований становятся особенно актуальными и значимыми. А проблема художественной и эстетической ценности памятников материальной и духовной культуры народов представляет собой важную сторону понимания культуры любого региона, задачу научного познания его культурно-исторической и национальной самобытности. Памятники народной архитектуры горной Ингушетии – это общественное достояние, а забота об их сохранении тоже должна стать всеобщей. Современная материальная и духовная культура ингушей имеет глубокие и многообразные связи как с традициями собственного прошлого, так и с культурой других народов Кавказа и России. Величественные памятники народной материальной культуры и природы Ингушетии, Чечни воспеты в гениальных произведениях А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, И. Чавчавадзе, А. Казбеги, А.А. Бестужева-Марлинского, В.П. Немировича-Данченко; в монографиях и трудах Ф.И. Горепекина, Е.И. Крупнова, Л.И. Лаврова, Иоганна Бларамберга, Л.П. Семенова, Г.К. Мартиросиана, Д.И. Чахкиева и многих других прогрессивных деятелей России. Эти художественные и эстетические ценности изображаются в литературе в аспектах осмысления важных проблем и тенденций разумного хозяйского природопользования, охраны окружающей среды, улучшения экологических, социально-экономических и санитарных условий, эффективного водопользования, внедрения новых технологий в горной Ингушетии.

Осмысление художественной и эстетической ценности памятников материальной культуры горной Ингушетии в ингушском фольклоре и литературе характеризуется органическим сочетанием тонкого лиризма и острой публицистичности. При этом фольклорные и художественные произведения служат средством воспитания эстетического вкуса, учат бережливому отношению к природе, памятникам материальной и духовной культуры, бескорыстной любви к окружающему миру, пониманию того, что ЧЕЛОВЕК должен быть не завоевателем природы, ее ценностей, ее разумным, бережливым рачительным другом.

Целостная картина народной культуры и ее памятников раскрывается через призму человеческих взаимоотношений, переживаний лирического героя. При этом авторы опираются на архивные и литературные источники, широко используют фольклорные традиции, памятники устного народного творчества – нарт-орстхойский эпос, героико-исторические и лирические песни илли (термин Мунаева И.Б.) ингушей и чеченцев и другие жанры.

В народной песне «Илли о том, как построили башню» [2] изображаются ингушские мастера – зодчие во главе с Яндом, которые умело воздвигали средневековые жилые и военные башни («В1овнаш», «Г1алаш»), являющиеся символами многовековой борьбы и достижений ингушского народа, свидетелями его героического и исторического прошлого. Обратимся к первой части модели связного текста песни «Илли о том, как построили башню»:

«Трижды землю поили молоком, трижды срывами грунт.

И только, когда земля отказалась пить, положили первые камни;

Восемь огромных глыб, образующих углы воув,

И был каждый камень ценою равен быку, а весом – восьми быкам.

Их привезли с вершины горы, взявши из-под голубого льда...

Каждый камен везли двадцать быков, ломая копыта от напряженья,

Каждый камень тесали двенадцать дней четыре каменотеса,

И остальные тесла крошились у них, будто сделанные из липы...

Двадцать тесел каждый каменотес сломал о ребра камней,

И камни стали ровны, как стекло, и приняли нужный вид!..

Тогда четыре, как горы, седых старика осмотрели и ощупали их,

И каждый сказал: «Воув будет крепка, как наши горы крепки,

И будет стоять во веки веков, как мир во веки веков стоит!..»

И каждый сказал: «Мы землю здесь поили густым молоком,

А камни эти, чтоб были крепки, напоили горячей кровью, –

Пусть свяжет кровь четыре угла, как род наш кровью связан,

И этой связи не сокрушат ни смерть, ни вечное время!..»

Ингушские башенные строители пользовались широкой и длительной славой. Не каждый мог найти строительный камень, место, связующий материал для кладки и возведения башенных стен. В строительстве башенных комплексов выразилось патриотическое чувство наших предков, гордость, их любовь к родной земле и природе, утверждение независимости и ненависть к врагам.

Познавательная ценность данной песни илли определяется тем, насколько в ней ярко и многосторонне, самобытно отражается развитие народного самосознания, непосильный труд и быт ингушского народа, его сокровенные мечты и чаяния.

Янд – идеальный образ строителя и зодчего. Он – величавое воплощение здоровой физической и духовной силы народа, он мудр, великодушен, правдив, добр и прозорлив. Обладает искусством добротно строить, он получил могучий дар от самого Бога, пользуется среди жителей уважением и почетом:

«На самом почетном месте посажен Янд – славный строитель воув

И первый наполненный пивом стакан поставлен был перед ним.

Лучшие части барана и лучший чурек предложены были ему.

И если Янд поднимал стакан, все поднимались враз,

А если он ставил стакан, то все ставили как один!

Пока он ел, готовясь к труду, ели и пили все,

А когда он насытился и сказал: «Баркал хозяину!» –

Все перестали есть и все хозяина поблагодарили...

Пивом стаканы полны, как жизнь борьбою полна и счастьем,

Как небо летнее солнцем полно, так молодость полна песней –

И песня течет, полным – полна мудростью и весельем...»

Как художественное, так и познавательно-воспитательное значение несет эта песня илли в той части, в которой воспевается мастерство старой Петимат и ее шестерых дочерей, когда начали ткать кошму на удивление всех присутствовавших людей. Работа длилась ровно тридцать дней. В песне илли выражена народная мечта о красоте, о добре, об изобилии урожая, о гостеприимстве в различных средствах поэтической идеализации:

«Восемь юношей развернули кошму, сделанную старою Петимат,

И с кошмы глянула всем в глаза молодость Петимат:

Вот юности ее звезда раскинула пять золотых лучей,

И сама Петимат молодой луной плавно плывет над ней,

Плывет молодая луна – Петимат, и рядом плывут шесть звезд

Шесть звезд ее дочерей плывут, сверкая огнями глаз,

И вокруг их венок из Худ-Худерешь и дорога из звезд легла,

А дальше – цветы, оленьи рога и зелень горных долин,

И все это обнял горный Закат горячей алой каймой...

Сто тридцать джигитов сели вокруг, по самой кайме как раз,

И смотрели на молодость двести шестьдесят глаз!..»

Образы живой природы сохраняют ореол красоты, молодости, житейского опыта, преклонения перед женщиной-хозяйкой, хранительницей семейного очага. В образах и сюжетах «Илли о том, как построили башню» запечатлены героические и нравственные черты ингушского народа.

В ингушской поэзии и прозе продолжаются лучшие традиции художественного решения этой проблемы в стихотворениях Джамалдина Яндиева «Я люблю вас, горы», «Где я рожден», «Горам». Его стихи отличаются естественностью, искренностью, прямотой. Отражение местного края проникает в произведения через личность самого автора. Это целые пейзажные зарисовки, увиденные поэтом на фоне великолепной кавказской природы, которые помогают ему вновь обрести свое поэтическое «Я». Оживляя сюжеты, он невольно вносит свое настроение, настроение слушателей, свой характер, свой жизненный опыт и наблюдения, свою одухотворенность:



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Автореферат диссертации на соискание ученой степени (59)

    Автореферат диссертации
    при ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет» по адресу: 67 , г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, конференц-зал, факс (3012) 210588, е-mail: d21202203@mail.
  2. Никулинские чтения «Модели участия граждан в социально-экономической жизни российского общества» Сборник научных статей Омск 2011

    Документ
    М 744 Модели участия граждан в социально-экономической жизни российского общества: Сборник научных статей / Под ред. д.филол.н., проф. А.Э. Еремеева – Омск: Изд-во НОУ ВПО «Омская гуманитарная академия», 2011.
  3. Алфавитный список фондообразователей

    Документ
    Агафонов Василий Прохорович (1900 – 1970) – советский военачальник, генерал-майор запаса войск связи, начальник связи 27-й армии Воронежского (затем 1-го Украинского, 2-го Украинского) фронта, ветеран Великой Отечественной войны,
  4. Иосиф Ерёменко И. Б

    Документ
    Коллекция дел, документов и воспоминаний воинов-интернационалистов, служивших в подразделениях ограниченного контингента советских войск в Афганистане
  5. Книги Чувашской Республики. 2001-2005 : ретросп библиогр указ. / составители А. Г. Сидорова, А. Б. Краснова, Ф. Г. Парамонова. Чебоксары, 2010. 383 с. Ретроспективный указатель

    Библиографический указатель
    К 53 Книги Чувашской Республики. 2001-2005 : ретросп. библиогр. указ. / составители А. Г. Сидорова, А. Б. Краснова, Ф. Г. Парамонова. – Чебоксары, 2010.

Другие похожие документы..