Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
В своей работе я опираюсь на статью Г.И Васильчикова «Графиня С.В. Панина – последняя владелица Марфина», опубликованную в 1994 г. в журнале «Наше на...полностью>>
'Вопросы к экзамену'
Числовые характеристики дискретной случайной величины. Математическое ожидание и его свойства среднеквадратическое отклонение. Числовые характеристик...полностью>>
'Документ'
Мастерская – индивидуальная, групповая, коллективная работа. Учитель занимается тем же, что и ученики. Столы ставятся нетрадиционно. Учащиеся работаю...полностью>>
'Программа'
Председатели: чл.-корр. РАН Н.П.Веселкин, акад. РАН Ю.В.Наточин, проф. С.В. Петров, проф. Ю.А. Щербук.10.00-10.30 - Открытие.Выступления:Председатель...полностью>>

Интеграция

Главная > Закон
Сохрани ссылку в одной из сетей:

3. Этапы развития человека

Лишь все человечество вместе является истинным человеком.

Иоганн Гёте

Сравнивай свои желания с желаниями других и делай для себя выводы — вот простой способ учиться мудрости в этом мире.

Хун Цзычен, китайский писатель и философ XVII в.

Китайский философ глубоко прав. Желания - это то, что нами движет. При этом и сами желания изменяются в процессе эволюции. Это видно хотя бы по различию между нашими желаниями и желаниями животных. С развитием общества у человечества также появляются новые желания, а старые желания переоцениваются, проясняются, становятся упорядоченными в порядке приоритетов. Всё более рационально оцениваются средства достижения желаемого. Развитие проходит поступенчато, как мы разбирали выше, в порядке пробуждения информационных генов. В наше время человечество приходит к состоянию, когда все природные и социальные желания в нас практически полностью прояснились, и новые уже не появляются. Перед нами остаётся лишь один путь развития, лишь одна нереализованная огромная задача – объединение, интеграция всего человеческого сообщества. Чтобы подтвердить этот вывод, необходимо рассмотреть этапы развития человека и цивилизации.

Антропологи до сих пор не пришли к окончательному согласию, какое же свойство можно считать исконно человеческим, то есть основой всего того, что выделило нас из царства животных. Исходя из векторов эволюции, такое свойство должно лежать в области интеграции и самоподобия. Чтобы стать способным к интеграции, человек должен был научиться отражать в себе весь мир. Эту способность человеку дают речь, как основа, и развившееся из неё сознание. Именно эти способности, возникшие не далее как несколько десятков тысяч лет назад, некоторые учёные, например Б. Поршнев (О начале человеческой истории) полагают основной отличительной чертой человека. Причём сознание у человека развилось из необходимости в адаптации к социальной среде. То есть, наш разум это по сути своей макиавеллианский интеллект, неспособный вырваться из своих рамок. При этом разнообразие мыслительных подходов в человеческом обществе можно объяснить его исключительной ультрасоциальностью. В отличие от животных люди создают множество динамичных форм общественной жизни. А значит, именно людское окружение делает человека человеком, а разум это лишь инструмент взаимодействия с другими людьми. Поэтому ребёнок, выращенный в стае животных, не становится разумным.

Более того, приобретение способности к интеграции означает, что в речи и в сознании человека появилось место не только для окружающего мира, но и для него самого. Наше коренное отличие от животных точнее всего определить не как социальность и не как способность строить абстрактные понятия, а как наличие той части сознания, где человек отражает в себе своё место в мире. Человеком стал тот, кто начал соотносить себя с окружением и, прежде всего, в отношениях с другими людьми. То есть начал стыдиться и гордиться. До этого момента «человек разумный», но не разумеющий ещё себя самого, оставался животным.

Пробудился новый информационный ген, и человек осознал себя. Возможно, что он сказал себе: «Я - это тот, кто вместе с моим племенем охотится на мамонтов, и я хороший охотник». А может быть поднял глаза на звёзды и сказал себе: «Я под ними, я ниже». В любом случае необходимо это ощущение «Я» в противопоставлении окружению. Приобретя это ощущение и став благодаря нему людьми, наши предки всё своё дальнейшее развитие строили уже на этой основе. В каждом из этапов развития человеческих устремлений сердцевиной заложено это ощущение своего места в мире.

Ощущение собственного «Я» относительно мира – это, в сущности, проявление вектора интеграции и самоподобия. Это информационный ген, соответствующий базисному проявлению вектора интеграции (4). Подсознательное ощущение информационной решётки после пробуждения этого гена проявляется в человеке в виде поисков своего места в мире, то есть смысла жизни. Этот смысл изначально существует в виде информации в системе. Но вот проявить и выстроить его, то есть придать жизни смысл, овеществить его в энергии и материи мы можем лишь сами, лишь своими усилиями поэтапно проявляя записи информационных цепочек. Усилия оказываются необходимы, поскольку все этапы, начиная с 4.1, основаны на осознании самого себя и сознательной интеграции в человечество. Этапы с 4.0 до 4.1 - это этапы предварительного развития, когда физически мы уже полностью были людьми, но в нас ещё не полностью пробудилось человеческое самосознание. Все последующие информационные гены не активизируются сами по себе, а пробуждаются усилиями человека. Поначалу людям достаточно было только физических усилий. Развитие было природным, мы лишь приспосабливали ощущение собственного «Я» к жизни. Это были этапы развития желаний.

Человечество прошло четыре стадии развития желаний - стремление к животным наслаждениям (4.1), к богатству (4.2), к власти (4.3) и к знаниям (4.4). Причём каждая стадия развития означает не один определённый скачок и следующий за ним временной интервал до очередного скачка. Каждая стадия означает одно из направлений развития, выражающееся во множестве скачков, как более общих, так и более частных.

Человеческие стремления к животным наслаждениям, богатству, власти и знаниям взаимовключаются. Поэтому в каждой из соответствующих четырёх групп наслаждений можно в свою очередь выделить четыре части. Скажем, власть над наслаждениями (4.3.1), власть над богатством (4.3.2), собственно власть (4.3.3) и власть над знаниями (4.3.4). Или познание наслаждений (4.4.1), познание богатства (4.4.2), познание власти (4.4.3) и собственно знание, чистый разум (4.4.4). Критерием того, как классифицировать стремление человека является то, что для него действительно важно. Так, человек, познающий поварское искусство, может относиться к категории учёных, в то время как делающий научную карьеру - к категории властолюбцев. Не зря древнегреческие философы принимали в свои школы исключительно тех, кто доказал своё настоящее стремление к знаниям и только к ним.

Существует мало людей, которые действительно стремятся к чистым наслаждениям выше животного уровня. Обычно люди стараются конвертировать высокие наслаждения в низкие. Они конвертируют знания во власть и деньги, власть в деньги и животные удовольствия. Мало даже таких людей, кто ищет богатства в чистом виде, кому важны деньги сами по себе, и не столь важны ни роскошь, ни семья, ни секс, ничего, кроме величины счёта в банке. Процесс рационализации желаний открывает людям, к чему они стремятся на самом деле. И мы ужасаемся самим себе.

Четыре стадии развития человечества выделялись в истории довольно чётко по тому, как соответствующие желания проявлялись в больших массах и, как следствие, отражались на строении человеческого общества.

Первая стадия

Вначале в человеке проявляются желания естественные, телесные: здоровье и защищённость (4.1.1), еда (4.1.2), секс (4.1.3), семья (4.1.4) — потребности в том, что желает наше тело. Даже если бы мы жили изолированно от всего общества, то испытывали бы эти естественные желания. Человечество как система начинается именно с них. И хотя это природные желания, мы отделились в них от Природы, начав строить свою систему внутри неё. За счёт сознания - отражения окружающего мира в себе - человек сумел брать от природы сверх того, что ему полагалось бы естественным образом, как одному из видов животных. И это наш первый скачок – скачок от Природы.

Вторая стадия

Эволюционируя, человек постоянно наращивал своё потребление и захватывал всё более широкую нишу в биосфере Земли. Люди также совершенствовали все процессы своего взаимодействия с окружающей средой, делали их более интенсивными. Например, научились обрабатывать мясо на огне, научились не просто больше брать от природы, а насильно заставлять её давать при помощи сельского хозяйства.

Появились излишки, бережно хранимые запасы. И, как следствие, появились те, для кого увеличение запасов этих излишков означало больше, чем собственно получение животных наслаждений. Так проявилось стремление к богатству – принципиально новый уровень, скачок в эволюции человечества. Богатство — это не просто деньги в сундуке или запасы в кладовой. Это уверенность человека в завтрашнем дне, его мощь, его способность обеспечить самого себя и свою семью, его способность пустить своё богатство в рост – посеять и пожать урожай. Это одновременно и рост самих излишков, и рост популяции людей.

Этот скачок определяется вторым вектором эволюции - стремлением системы к росту, к размножению и преумножению. Человечество на этой стадии перешло от небольших охотничьих племён к повсеместным сельскохозяйственным общинам.

Третья стадия

Там, где есть запасы, особенно крупные запасы, там есть и соблазн эти запасы отобрать. Так возросла роль и сложность иерархических структур сильных и слабых внутри цивилизации. Соответственно, появились люди, которые животным наслаждениям и стремлениям к богатству предпочитали продвижение вверх по этим структурам. И это уже стремление к власти и статусу. Такой вид стремления является принципиально новым, он уже сильнее оторван от природных желаний. В стаях животных тоже есть иерархия, но там она поддерживается инстинктивным образом. А у человека место в иерархии - это один из способов самоидентификации.

На третьей стадии в человеке развиваются стремления к власти, статусу, славе, свободе, почёту – ко всему, что относится к области человеческих взаимоотношений и не относится напрямую к материальным ценностям. Одновременно в людях развивается и способность отсрочивать чуть ли не до бесконечности свою выгоду, лишь бы преуспеть, в конце концов, больше всех. Мы становимся всё более способными к «отдаче ради получения», и это превращается в один из способов продвижения в иерархии. Как гласит народная мудрость: «Эгоисты, делайте добро – это выгодно». Любите и вас полюбят. Заботьтесь о других и вас не будет мучить совесть. Отдайте себя служению науки, и вы познаете мир, а в знании – сила. Где прямо, где завуалировано, во всём мы печёмся о нашей выгоде, пусть и в самом-самом конце. Казалось бы, это несовместимые вещи в нашей жизни – карьеризм и гуманное отношение к людям. Но в их основе лежит одно и то же направление эволюции – иерархическая структуризация, усложнение общества.

Сюда же можно отнести особое человеческое свойство – зависть. Настоящая зависть - это когда хочется чего-то не потому, что оно действительно нужно, а только потому, что другие им обладают. Для такого чувства необходимо отразить в себе другого человека, представить себя на его месте, захотеть то, что он имеет, пожелать того, к чему он стремится. Та же способность необходима и для сочувствия, для всего, что относится к области внутренних человеческих взаимоотношений.

На уровне всего человечества проявление структурного вектора эволюции означает возникновение государств и городской цивилизации, которая потопом покрыла нашу Землю, окончательно оторвав человечество от Природы. Политическое и экономическое развитие стран привело к возникновению империй. Империя – это государство, строящее себя на захвате как можно большей территории, народов и стран. Это означает не просто прийти, отобрать что-то и уйти, или даже остаться, обратив местных жителей в рабов вместо того, чтобы сделать их гражданами. Так страны вели себя значительно раньше возникновения империй. Империя - это включение в себя всех захваченных народов как своих интегральных частей. Не случайно одной из первых империй в истории человечества считается Ассирийская империя. Это государство впервые стало применять практику изгнания по отношению к захваченным народам. Такая практика через несколько поколений превращала эти народы в послушных граждан Империи.

Четвёртая стадия

В борьбе за наслаждения, за деньги, за власть значительную роль, как оказалось, играет информация. Успех заключается в знании того, в каком месте и в какое время необходимо приложить усилия, а также в знании того, на что выделить средства. Но как только появились знания, появились и те, кто предпочитает получать их превыше животных наслаждений, богатства и власти. Так появились учёные, так возникла и культура, являющаяся, по сути, чувственным знанием. Суть познания очень эгоистична. Это не просто власть над познаваемым объектом, это полное им обладание, заключение его в себя как свою часть. Познать что-то или кого-то означает власть над его причиной.

Неся в себе, в своих чувствах и разуме весь мир, объединяя его самим собой, человек приходит к осознанию, что и внешний мир является единым. И уже не инстинктивно, а сознательно интегрируется в окружающее общество, часто пытаясь подмять его под себя.

4. История человечества – история интеграции

....поскольку нельзя предполагать у людей и в совокупности их поступков какую-нибудь разумную собственную цель, нужно попытаться открыть в этом бессмысленном ходе человеческих дел цель Природы, на основании которой у существ, действующих без собственного плана, все же была бы возможна история согласно определенному плану Природы.

И. Кант

Когда миром движут великие мотивы, мы вдруг начинаем понимать, что мы люди, а не звери.

У. Черчилль

Информационные волны системы мироздания постоянно накатывают на человечество, приводя к тому, что прогресс в целом движется в сторону всё большей социализации и интеграции. В наше время становится понятно, что вся общественная эволюция – это путь к состоянию единого глобального мира. Поэтому всю историю человечества необходимо рассматривать с этой точки зрения.

Историки пишут о том, что расселение первобытных людей по планете было настолько стремительным, что его можно уподобить взрыву в биосферном масштабе. Ни одно животное не преодолевало таких препятствий на своём пути, которые преодолел первобытный человек. Куда стремились наши предки, от кого бежали? Объяснение, скорее всего, заключается в том, что люди бежали от себе подобных, бежали от необходимости жить в более тесном кругу. И не столько из-за недостатка пищи, но скорее из-за сложностей интеграции. Но земной шар ограничен в своих размерах и потому людям, в конце концов, пришлось учиться жить друг с другом. С этого времени и начинается история цивилизации. Ось этой истории - во всё большей интеграции и социализации человечества.

Интеграция человечества, начавшись с чисто животной иерархической интеграции, прошла этапы племенной, общинной интеграции и достигла своей первой вершины в образовании империй. Это был процесс, параллельный развитию желаний в человеке. Системы доминирования появились в человеческом обществе ещё десять тысяч лет назад. Постепенно эволюционируя, они привели около четырёх тысяч лет назад к появлению первых империй. Империя – это способ усилить и расширить контакты между регионами и, благодаря целенаправленному сохранению культурных памятников, упрочить связь и между поколениями. Империя интегрирует различные народы, но пока чисто внешне, то есть, не сильно затрагивая самосознание людей. Нехватка ресурсов, неэффективный способ хозяйствования, отсутствие институтов управления приводят к тому, что различные части империи, хоть и контактируют, но живут сами по себе. Как пишут в своей книге «Глобальные трансформации» Дэвид Хелд и Энтони Макгрю: «Над империями властвовали, но ими не управляли». Связующим элементом империи является армия. При помощи армии собираются налоги и дань. Армия получает львиную долю финансирования. Для передвижения армейских частей строятся дороги. Армия подавляет восстания. То есть имперский этап интеграции – это интеграция силой. При этом такая интеграция впервые захватывает значительные пространства.

Монгольская империя в период расцвета имела самую обширную в истории единую территорию.

Но если каждый народ тянет на себя, пытаясь строить свою Империю, то не происходит всеобщей интеграции внутри общечеловеческой цивилизации. Наоборот, люди и народы тогда отдаляются друг от друга, перестают понимать друг друга. При этом тормозится как интеграция, так и сознание – отражение мира в себе. Дальнейшее развитие человечества становится сложным и в свою очередь поэтапным.

Карл Ясперс в книге «Истоки истории и её цель» выдвинул идею осевого времени (800—200 гг. до н. э.). Это время, когда во всём мире зажглись очаги культуры, и была заложена духовная основа человечества. Период осевого времени озадачивает историков. Почему очаги культуры возникли практически одновременно, причём на первый взгляд они не связаны друг с другом? Если это естественный процесс, то почему они возникли не повсеместно? Если у этих очагов был единый источник, то почему они настолько отличаются своей внешней культурной формой? Решение этой загадки нужно искать в пределах роста, с которыми столкнулись во 2-м тысячелетии до нашей эры древние империи Междуречья. Вавилония, Ассирия, Элам и другие государства того периода вели постоянные войны и не способны были бесконечно расширять свои империи. Но уникальность ситуации была не в этом. Именно в этот период у человечества появился альтернативный – не силовой - способ покончить с бесконечной враждой. Свидетельство тому - Авраам и его учение, возникшее в Вавилонии. Учение Авраама не получило имперского признания, но оно начало распространяться по миру, причём не в виде каких-то догм и традиций. Догмы и традиции добавлялись уже на местах. Распространение шло, скорее, из уст в уста и в виде поступков людей - примеров праведной жизни. Приблизительно в конце 2-го тысячелетия до н. э. из искр, посеянных Авраамом, возникают уже два духовных центра. На Западе в Пятикнижии Моисея формулируется принцип, ставший впоследствии символом авраамических религий и всех гуманистических учений – «Люби ближнего твоего как самого себя» (Левит, 19:18). На Востоке в Упанишадах закладывается духовная основа дхармических религий. Связь происхождения Упанишад с учением Авраама не очевидна, но они близки по своей сути, и с учётом того, что по преданию Авраам отправлял своих учеников на Восток, такая гипотеза вполне может быть выдвинута. Ещё через несколько столетий искры учения Авраама образуют уже множество очагов, гармонично вливаясь в культуры Персии, Индии, Китая, Греции и Израиля. Начинается осевое время. Постепенно эти искры побеждают психологию «войны всех со всеми» и приводят к новому этапу интеграции.

Интеграция в единую культуру

Новым этапом более внутренней, то есть более естественной, ненасильственной интеграции человеческого общества стало возникновение основных мировых религий и культур. Отголоски учения Авраама разошлись по всему свету, обросли традициями, догмами и толкованиями, слились с местными культурами, обогатились ими, стали их сутью и сокровенным смыслом. После этого настало время «собирать камни», время строить уже интегральные культуры из рассеянных, размножившихся и скрытых под различными масками и иносказаниями осколков истины и любви. Возникающие таким образом интегральные религии обладают большой силой и способны, как воспитать человека, так и подавить его.

Люди всегда во что-то верили и всегда имели некие культурные традиции, но никогда до тех пор вера и традиции не довлели над человеком повсеместно. Древний мир в этом плане был свободнее, если только свободу от интеграции можно назвать свободой. Люди тогда естественно воспринимали чужие веру и традиции, могли запросто поклониться чужим богам, если попадали в чужую местность. То есть вера тогда ещё не стала частью человеческого «Я», как произошло в более позднее время следующего скачка интеграции.

Две с лишним тысячи лет назад религия и культура начали становиться новой интегральной сутью человека. Он уже мыслил себя не только индивидуально и как житель своей империи, но и как часть определённой религиозной или культурной традиции. Особенно это было распространено среди элит общества. Римская империя насаждала свой язык и культуру среди аристократии побеждённых народов. Например, в каждой завоёванной местности обязательно строились театры. Благодаря дополнительной культурной взаимосвязи империя просуществовала почти пять веков.

Вместе с тем, интеграция этого этапа была и остаётся тоже относительно внешней, не прогрессирующей внутрь, не захватывающей все стороны существования человека. Люди, находившиеся в рамках одной религии и культуры и соблюдавшие одну традицию, вполне могли оказаться во враждующих лагерях, могли убивать друг друга на войне, могли совершенно по-разному определять свой жизненный путь, иметь различные интересы, не ощущать своего единства и т.д.

Также и между собой различные религии находятся в неприятии друг друга. Для того чтобы когда-нибудь произошло их объединение в одно духовное учение, для того, чтобы все искры Авраама вновь собрались воедино, всем мировым религиям и философским мировоззрениям придётся пожертвовать своими догмами. Тогда человечество обнаружит, что суть повсюду одна, и она заключается в любви и единстве.

Идеологическая, классовая и национальная интеграции

Развитие не стоит на месте, и когда оно натыкается на непреодолимое препятствие в одном направлении, возникают новые течения. Поскольку ни империи, ни мировые религии не сумели прийти к интеграции, эволюция пошла по другому пути. Совершенно по новому человечество начало связываться на основе идеологической интеграции. Количество параметров межчеловеческих связей вдруг начало резко расти. Религия, культура и традиция остались лишь одними из видов интеграции. В дополнение к ним возникли и расцвели национальная, классовая и идейная интеграции. При этом, например, идейных интеграций есть столько, сколько существует комбинаций различных идей. Большое число различных интеграций позволяло людям связываться по разным параметрам в той или иной степени, позволяло наращивать интеграцию. Скажем, население связанной одной традицией и культурой местности можно было в дополнение связать национальной интеграцией. Так возникают национальное самосознание, классовое самосознание и т.д. Такой вид интеграции стал возможным благодаря социальным и технологическим новшествам, облегчившим связь между людьми. Книгопечатание сделало доступным книги, поставив людей под единое идеологическое воздействие. Более совершенная налоговая система способствовала развитию абсолютизма в Европе. Похожие процессы происходили и в других регионах.

Но вместе с тем, хотя количественно человек уже был проинтегрирован по всем параметрам, эта связь всё-таки не затрагивала его самого. Его хата – та, которая «с краю» - оставалась с краю. Семья – это одно, а сосед соседу запросто мог быть волком, даже если они были одной национальности, одного достатка, верили в одного Бога, чувствовали свою общность и не отличались ни по одному из своих свойств.

Экономическая интеграция

Интеграция ещё усилилась с наступлением эпохи модернизации и капитализма. Национальные объединения упрочились с появлением газет. Железные дороги, пароходы, а затем и автомобили сократили расстояния между нами так, что каждая страна почувствовала себя единым целым. Но на этом развитие экономики и технологий не остановилось. Появились самолёты, массмедия, интернет, космические полёты. Глобализация рванулась вперед, и мир сжался до предела, начиная уже всего себя целиком ощущать как единое целое. Глобализации и её истории будет посвящена отдельная глава.

Экономическая интеграция связывает уже не только отдельные страны и регионы, но и всё человечество в одно целое. Вдруг оказалось, что крупные войны невыгодны, что невозможно остаться в стороне от мировой торговли. Тем не менее, и при экономической интеграции объединение происходит пока лишь только вынужденно, заставляя учитывать интересы других, заставляя мыслить весь мир как одну глобальную деревню и считаться с риском всеобщих кризисов. Поэтому, безусловно, необходим будет ещё и четвёртый этап – полной и сознательной интеграции, осуществляемый уже не только физическими усилиями. Этот этап, в силу своей сложности, вполне может тоже оказаться ступенчатым, когда последовательно начнут пробуждаться информационные гены нового уровня. Но это дело потомков. Нам необходимо лишь начать этот процесс, закончив экономическую интеграцию и совершив переход к единому миру.

Человечество практически реализовало все информационные гены, предшествующие полному объединению. У нас больше не будет появляться новых природных и естественных социальных желаний и устремлений. Эти устремления и перспективы всегда как бы автоматически раскрывались перед людьми: возможность разбогатеть, сделать карьеру, стать учёным. Старое ещё не успевало приесться, как уже открывался новый горизонт. И вдруг всё остановилось. Перед нами остались лишь проблемы объединения. Но не всех их пока что осознают и потому теряются в своей жизни, не зная, куда себя деть. Кто-то падает в наркотики, кто-то устремляется в терроризм или же начинает обманывать и воровать без каких либо тормозов.

Скачки эволюции, очередные гены информационных цепочек, требующие объединения, станут проявляться неожиданно. При этом массы народа вдруг будут оказываться связанными друг с другом. Возможно, что кому-то кажется случайным возникновение Интернета, социальных сетей и мобильной связи, но все это - проявления тенденции. Каждое движение в нашем мире, каждая мысль и каждый бит информации выражают определённый информационный ген.

Мы вступаем в век информации. Все системы связи, системы доступа, обработки и фильтрования информации будут играть всё большую роль. Благодаря этому прояснится информационный базис мироздания. Люди станут более чувствительны к скачкам эволюции, научатся ощущать, как активизируются новые информационные гены. Особенно те, которые являются общими для всех людей.

Связь между людьми будет проявляться всё сильнее. Массы народа неожиданно начнут действовать в одном направлении, как одно целое. Но это вовсе не означает, что единение всего человечества приведёт к потере индивидуальности личностей и народов. Векторы эволюции ведут нас не к этому. Наоборот, человечеству необходимо будет сохранять и развивать индивидуальность каждого, чтобы он смог включиться в единый мир. Обезличивание и интеграция - это две противоположные тенденции. В хаотических системах один элемент практически не отличается от другого. В интегрированных системах все элементы разные, но каждый на своём месте.

Связанные неразрывно и зависимые друг от друга в стремлениях к богатству, к власти и к знаниям, мы интегрировались в племена, народы и, в итоге, в целое человечество. Интегрировались в традициях, в идеях и, наконец, даже экономически в мировом масштабе. При этом мы убедились, что ни животные наслаждения, ни богатство, ни власть, ни даже знания не делают нас счастливыми, не дают ответа на глубокие вопросы, возникающие у людей, и не оберегают от глобальных войн и кризисов. Но постоянное ускорение эволюции поджимает. Как же нам направлять себя на всё более быстрое развитие? Какие информационные гены этого развития можно использовать? Вначале попробуем посмотреть, от чего нам нужно оттолкнуться, что это за глобальный мир, в котором мы вдруг все оказались. Этому посвящена вторая часть книги.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. «Интеграция как условие повышения качества методико-математической подготовки студентов педагогического колледжа»

    Документ
    В современной педагогической науке всё многообразие профессиональных качеств педагога объединяется понятием профессиональной компетенции. Это не просто совокупность профессиональных знаний и умений, а сложное индивидуально-психологическое
  2. Интеграция детей-инвалидов в России: законодательство, реальная ситуация, пути перемен

    Закон
    Говоря об интеграции, мы говорим о возможности для человека с серьезными проблемами развития — в нашем случае ребенка-инвалида, или особого ребенка,— в первую очередь, нормально жить в семье, нормально обучаться (а впоследствии —
  3. Интеграция Business Studio с ecm-системой directum

    Реферат
    Настоящий документ содержит описание методических принципов и решений, используемых при интеграции системы бизнес-моделирования Business Studio и ECM-системы DIRECTUM при управлении бизнес-процессами.
  4. Интеграция Business Studio с ecm-системой directum

    Реферат
    Настоящий документ содержит описание методических принципов и решений, используемых при интеграции системы бизнес-моделирования Business Studio и ECM-системы DIRECTUM при управлении бизнес-процессами.
  5. Интеграция как современная технология обучения на уроках русского языка и литературы. Автор: Веременникова Ирина Петровна

    Урок
    Проблема интеграции в школе важна и современна. Её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе, и обусловлена изменениями в сфере науки и производства.
  6. Интеграция учебных дисциплин на основе курса информатики рыкова Е. В., Рыков В. Т. (rykovw@rambler ru)

    Документ
    Интеграция учебных дисциплин как средство совершенствования методов преподавания – давно признанное направление. Интеграция в учебном процессе является естественным отражением стремительно развивающейся интеграции научных методов исследования.

Другие похожие документы..