Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Статья'
СЦЕНАРИИ КРИЗИСА /part1/ анонимная статья, гуляющая по русскому Интернету.А не могу подписаться на каждый её мелкий вывод или предсказание, но по моим...полностью>>
'Инструкция'
1. Заместитель директора по экономическим вопросам осуществляет руководство организацией и совершенствованием экономической деятельности предприятия, ...полностью>>
'Документ'
проведения экспертизы материалов на лекарственные средства, которые подаются на государственную регистрацию (перерегистрацию), а также экспертизы мат...полностью>>
'Документ'
В связи с возрастающей ролью и ответственностью системы образования в формировании личности школьника, знающего основы защиты человека, общества, гос...полностью>>

Интеграция

Главная > Закон
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Я пронумеровал этот вектор не пятым, а нулевым, поскольку это, по сути, не вектор развития самой системы, а совокупность векторов развития материнской системы по отношению к дочерней системе. Материнская система относительно любой системы - это то, что создаёт её и питает энергией. Нулевой вектор (назовём его корневым или материнским) действует уже тогда, когда новая дочерняя система ещё не сформировалась внутри материнской системы. Однако благодаря структуризации материнской системы, новая система, новый уровень уже намечается в ней. Корневой вектор основан на отдаче материнской системы, на её влиянии. Это выражается в отношении материнской системы к тому, что рождается из неё. Для дочерней системы это тоже не отдельный вектор, а действующая в совокупности четырёх векторов сила материнской системы. Это материнское влияние проявляется на каждой стадии развития, включается в каждую из них. По отношению ко всей Вселенной корневой вектор - это её информационный уровень, то есть системные законы мироздания. По отношению к человечеству материнская система – это биосфера, из которой мы черпаем энергию: пищу, нефть, газ, уголь и различные материалы. Биосфера отдаёт нам всё. Корневой вектор цивилизации, то есть отношение биосферы к нам – это отношение отдачи. Свойство отдачи материнской системы - это основа эволюции, без него не было бы никакого развития. И это свойство, этот базисный системный альтруизм проявляется на всех этапах развития и во всех векторах развития.

Любая система - это некое взаимодействие, некий обмен информацией, энергией или веществом. В любом обмене есть действие отдачи и действие получения. Действие отдачи в данном случае можно назвать базисным системным альтруизмом. Хотя для этого, конечно, придётся весьма расширить общепринятое понятие альтруизма. Тем не менее, любой обмен веществ в системе невозможен без действий отдачи и получения.

В росте систем альтруизм действия отдачи проявляется уже более чётко. Система использует отдельные свои части ради общего роста, жертвует ими или их ресурсами. Это всё ещё не альтруизм в полном смысле слова, поскольку эти части никак не возражают против такого использования. В них не происходит внутренней борьбы. Когда система ещё усложняется, отдельные её части-подсистемы начинают определять собственную локальную пользу и временно жертвовать ею во имя большей пользы в дальнейшем. Альтруизм в этом случае рационален, он основан на отдалении выгоды во времени. И наконец, когда в действие вступает интегративный вектор эволюции, и система с развитыми подсистемами обретает цельность на новом уровне развития, альтруизм начинает проявляться в виде общей единой пользы. Интересы системы начинают возвышаться над интересами отдельного элемента, несмотря на его самостоятельность и даже, возможно, самосознание. Наша земная цивилизация, развившаяся из биосферы, как из своей материнской системы, подходит к такому интегративному этапу развития. Мы больше не в состоянии продолжать использовать биосферу как нам вздумается. Любой ребёнок в какой-то момент должен быть отлучён от груди и начать взрослеть. Взросление означает самостоятельность в решении стоящих перед нами задач.

Четыре вектора эволюции плюс корневое воздействие материнских систем задают динамичные рамки всем явлениям и процессам во Вселенной. Каждая теория, провозглашающая единственный неизменный (нединамичный) способ взаимодействия элементов в Природе, оказывается подходящей лишь для частных случаев. Это верно по отношению к механическому детерминизму, к принципу естественного отбора, к положению, что вся биосфера основана лишь на саморепликации и т.д. Развитие не стоит на месте.

Динамичность действию векторов эволюции придаёт бесконечное множество их комбинаций. Одновременное перекрёстное действие векторов эволюции приводит к тому, что появляется несколько путей развития. И тогда силы, толкающие эволюцию сложных систем по векторам развития, могут по-разному взаимодействовать и даже противодействовать друг другу. Например, развитие может идти за счёт большего использования окружающей среды или же за счёт интеграции в неё. То есть, рост подсистемы (частные интересы) может войти в противоречие с её интеграцией в более крупную систему (общественные интересы). Такое противоречие способно расшатать и даже взорвать всю систему, вывести её из равновесного состояния.

Несмотря на возможные противоречия, векторы развития находятся в единстве. Они построены на одной силе - силе уменьшения хаоса. Это уменьшение можно назвать «пользой». Таким образом, польза сложной системы в общем случае – это мера уменьшения хаоса и роста информации. На уровне материнской системы польза - это энергия, которая передается в дочернюю систему. А на уровне остальных четырёх векторов эта энергия перерабатывается в информацию. В физических системах уменьшение хаоса приводит к внутреннему равновесию и устойчивости к внешним факторам. Поэтому эти свойства можно назвать полезными свойствами системы. На биологическом уровне полезные свойства - это рост и выживание видов и организмов. На человеческом уровне - это совокупность наслаждений во всех наших желаниях и устремлениях, включая стремление к познанию окружающего мира. Все направления эволюции - это попытка сложной системы преодолеть естественный рост хаоса внутри неё, как на энергетическом, так и на информационном уровне.

Векторы эволюции сложных систем разнообразно влияют друг на друга. Рост потребления внешних ресурсов приводит к появлению излишков и внутренней конкуренции за них. Это усложняет внутреннюю иерархию системы и делает возможной отсроченную выгоду (то есть пользу), при помощи которой можно получить больше ресурсов, чем другие. Это, в свою очередь, приводит к внутренней взаимосвязи популяции или общества, то есть к переходу от пользы индивидуальной к пользе коллективной, интегрированной. Это даёт популяции или обществу преимущество по отношению к другим популяциям или обществам, что, в свою очередь, вызывает новый скачок в потреблении.

Векторы эволюции постоянно подгоняют человечество. Это выражается в так называемом «давлении эволюции». Воздействие внешних сил, то есть первый вектор эволюции, заставляет нас прятаться или убегать. Идёт цунами – беги вглубь суши, идёт торнадо – прячься в подвал. Рост и размножение, то есть второй вектор эволюции, заставляет нас постоянно искать ресурсы и завоёвывать новые пространства. Структуризация и усложнение, то есть третий вектор эволюции, заставляет нас развивать технический прогресс и эффективные способы организации социальной и экономической жизни. Вот почему мы строим машины, государства и транснациональные корпорации. Интеграция, то есть четвёртый вектор эволюции, толкает нас к объединению в семьи, племена, народы и глобальное человечество. Одновременно с этим он толкает каждого человека к осознанию своего места в этих объединениях. А биосфера – наша материнская система - даёт нам для всего этого ресурсы и силы.

Такими путями процесс эволюции систем движется, пока не останавливается естественными ограничениями по одному или по нескольким векторам. То есть, система достигает границ возможного развития, и эти границы начинают действовать на неё как балансирующие силы. Например, некая популяция, заполнив всю возможную нишу своего обитания и истребив более слабых конкурентов, встречает на своих границах таких конкурентов или паразитов, которым не может противостоять и начинает сокращаться. Достижение границ развития приводит к тотальному кризису и переходу к взаимодействию на новом уровне. Как правило, на это становится способна новая форма, вызревающая в старой среде, но до наступления решающей стадии кризиса не обладающая преимуществами перед остальной популяцией. И кто знает, какая из многочисленных социальных форм в мировой цивилизации окажется наиболее приспособленной (или, возможно, единственно приспособленной) к реалиям нового витка эволюции.

2. Информационные гены и развитие желаний

Изначально существуют четыре элемента, скрепляемые Любовью и раздираемые Враждой.
Когда царствует Любовь
, элементы скрепляются в единый шар-сфайрос.
Когда царствует Вражда, элементы разделяются и производят множество вещей.

Эмпедокл, древнегреческий философ

Душа Вселенной — истина.

Ибн-Сина

Количественные и структурные изменения, накапливаясь внутри сложных систем, способствуют качественному скачкообразному переходу системы из одного равновесного состояния в другое. Система может развиваться плавно, оставаясь в определенном состоянии, но в другое состояние, как правило, переходит скачком.

Воздействие материнской системы и четыре вектора развития, если их рассматривать последовательно, задают пять основных состояний системы. Эти состояния включают начальное – материнскую систему, и конечное – полное развитие системы, её внутреннюю интеграцию. На каждой стадии развития любой системы внешние воздействия на неё и её собственные внутренние силы находятся в некотором равновесии. Рассмотрим пять равновесных состояний системы на примере Вселенной.

  • Первое состояние – это, собственно, вся физическая Вселенная, неживой мир. Неживой мир основан на информационной структуре. Он находится в балансе различных внешних факторов, например, сил отталкивания и притяжения. Воздействие вектора внешних сил приводит к астрономической и химической эволюций Вселенной – появлению всё более устойчивых форм. В итоге такой эволюции происходит скачок в развитии и возникает жизнь.

  • Второе состояние – это жизнь. Жизнь находится в равновесии сил поглощения и выделения, размножения и смерти. Она развивается уже в соответствии со вторым вектором эволюции. В результате процессов роста и размножения биологических систем по второму вектору эволюции происходит новый скачок – возникает животный мир.

  • Третье состояние – это животный мир. Животный мир существует уже в новом балансе сил. Это баланс действующих, с одной стороны, инстинктов подражания и иерархической зависимости, сближающих животных друг с другом, и действующей, с другой стороны, избирательной реактивности, делающей каждое животное мобильным и самостоятельным в своём поведении. Животный мир развивается по наиболее характерному для него третьему вектору эволюции, и как вершина этого развития, возникает речь и самосознание, то есть человек.

  • Четвёртое состояние – это человек. Баланс человека – информационный. Это баланс между силой отражения в себе, в своём разуме всей Вселенной, то есть выделение себя из окружающего мира, и силой интеграции в окружающий мир, силой соединения наших мыслей и чувств в общество, науку и культуру. В процессе развития человека по четвёртому, интегративному вектору эволюции становится возможным скачок к новому уровню.

  • Пятое состояние – это единое и свободное человечество. Поскольку мы ещё не находимся в таком состоянии, то его можно описать лишь по отношению к нам как результат нашего естественного развития. Баланс на таком уровне должен включать в себя единство всей Природы и общества. Такой баланс не может быть достигнут автоматически. Он не может затронуть лишь внешнюю информационную сторону, а должен заполнить человека полностью, до самого его «Я», во всех его желаниях и устремлениях. И потому он может быть достигнут лишь свободным выбором всего человечества. Приближаясь к глобальному миру, мы будем всё больше ощущать необходимость в таком балансе. То есть, пока не достигнем единства, мы будем страдать от всё большего дисбаланса с Природой, угрожающего самому нашему существованию.

Отличительное свойство Вселенной – устойчивость, сбалансированность различных физических систем.

Отличительное свойство жизни – рост, основанный на способности выбирать, усваивать и накапливать питательные вещества.

Отличительное свойство животных – способность реагировать избирательно, тормозя все остальные реакции.

Отличительное свойство человека – способность фильтровать информацию.

Отличительная способность единого мира – способность выбирать и даже самостоятельно создавать свои чаяния и устремления. Ни один человек в одиночку не обладает такой свободой, каким бы разумным он не был.

Каждая следующая стадия развития кажется неуравновешенной, противоречивой, недолговечной относительно предыдущей ступени. Гомеостаз на новом уровне эволюции достигается совершенно другими способами. Эрвин Бауэр, изучавший динамику живой клетки, назвал это принципом устойчивого неравновесия. Живой организм, усваивая питательные вещества, запасает их в виде внутреннего устойчивого неравновесия, то есть в виде избыточной энергии. Это верно и для других переходов. Яркий пример устойчивого неравновесия – движение. Если бы растение могло приглядеться к животному, оно бы обнаружило, что, скажем, бегущий вперёд зверь падает, что он обречён. Но на самом деле никакого падения не происходит, нужно лишь научиться быстро переставлять лапы. То же самое и с человеком. Животное всегда знает, как поступить, а мы не знаем. Масса избыточной информации приводит человека к сомнениям, но и открывает огромные возможности. Благодаря таким избыточным энергиям каждый следующий уровень эволюции обладает большей степенью свободы и способен получить больше пользы в противодействии энтропии.

Векторы эволюции могут действовать совместно и на разных уровнях. Такие взаимодействия можно назвать взаимовключением векторов эволюции. Эти взаимовключения определяют бесконечное множество частных равновесных состояний. Если видимая нами Вселенная - это результат её развития по векторам эволюции, то различные взаимовключения этих векторов должны задавать в ней все объекты, силы и взаимосвязи. Тем самым Вселенная оказывается гораздо более скреплённой воедино, чем нам представляется. Наличие более глубоких взаимосвязей подтверждается физиком Элейном Аспектом, обнаружившим мгновенный обмен информацией между элементарными частицами. А другой физик Дэвид Бом даже предположил на их основе, что Вселенная устроена по принципу голограммы. Структура Вселенной действительно подобна голограмме, но скорее не материи, а сил, являющихся следствием векторов развития.

Интересно, что биологи обнаружили способность молекулы ДНК различать квантовые состояния электронного спина. Это означает, что биологические объекты могут реагировать на мгновенный обмен информацией на квантовом уровне. Это даёт теоретическую основу для возможности интеграции вне рамок пространства и времени.

Проявление взаимовключённости векторов – это системное свойство. Например, включение вектора интеграции в векторы роста и структуризации подразумевает, что на определённом этапе система больше не способна расти, если не придёт к новому уровню взаимодействия. Скажем, жизнь не может возникнуть на достаточно продолжительный срок, если не будет интегрирована в виде пищевого кругооборота. Все остальные формы жизни, кроме смертных, способных стать пищей кому-то, быстро погибают из-за недостатка ресурсов, практически мгновенно по масштабам Вселенной. Однажды возникнув, такая интегрированная форма жизни стала новым скачком в эволюции. Нам неизвестно, разнеслась ли жизнь кометами и метеоритами из первоначального места своего возникновения по всей Галактике, или же она возникла параллельно в разных её местах. Из векторов эволюции следует лишь необходимость её развития в интегрированную форму – в биосферу.

Взаимодействия и взаимовключения векторов эволюции, включая векторы развития материнской системы, создают цепочки состояний, по которым идёт развитие. Возникает как бы информационная решётка, предопределяющая этапы развития, как в глобальном, так и в локальном масштабах. То есть, задаются рамки путей эволюции. Поэтому каждую комбинацию взаимовключённых векторов развития правильно было бы назвать информационным геном. Решётка информационных генов состоит из участка уже проявившихся, прошлых состояний и тех состояний, которые заложены лишь в потенциале. Информационные гены, активизировавшись, задают развитие, что в свою очередь приводит к активизации последующих информационных генов. Активизированный информационный ген - это следующее состояние системы, заданное системными законами. Фатализма в гипотезе информационных генов нет, поскольку сохраняется неопределённость - по какому вектору эволюции пойдёт дальнейшее развитие. То есть существует неопределённость, какой информационный ген активизируется следующим. Но количество следующих вероятностных состояний в такой системе резко сокращается.

Обозначим стадии развития сложной системы, то есть основные информационные гены номерами 0, 1, 2, 3, 4, где промежуток от нуля до единицы означает этапы развития материнской системы. Подстадии, то есть более конкретные информационные гены будем отделять точкой. Например, ген 2.3 – третья подстадия второй стадии развития, ген 0.1 – возникновение и первый этап развития материнской системы, ген 0.0.1 – возникновение и первый этап развития праматеринской системы и т.д. Подобные обозначения подходят, конечно же, лишь для приблизительного, схематического обозначения информационных генов и не претендуют на строгую формализацию. Они необходимы для того, чтобы чётче уяснить принципы четырёх стадий и решётки информационных генов.

Подобно тому, как в компьютерных программах всё определяется последовательностью нулей и единиц, и подобно тому, как всё многообразие языка задаётся несколькими десятками букв, так и всевозможные комбинации четырёх векторов эволюции и корневого воздействия материнской системы создают информационный базис Природы. Цепочки информационных генов как бы раскручиваются, создавая перед нашим взором картину развития Вселенной. Все явления в мире до последней песчинки, до самого слабого дуновения ветерка и до самой мимолётной мысли – всё это проявления информационных генов, выстроенных в цепочки с более или менее крупными звеньями.

Нет никаких чудес в возникновении чего-то нового, будь то цивилизация, человек как вид, или жизнь в целом. Так проявляются информационные гены, отражающие базисные системные свойства мироздания. Отсюда ясны ошибки в расчётах вероятности возникновения жизни и разума. Если нам говорят, что вероятность возникновения жизни равна вероятности того, что мы, скажем, миллиард раз бросим кубик, и каждый раз выпадет единица, то мы думаем, что это невозможно. Эта модель, конечно же, неверна. Перефразируя Эйнштейна, Вселенная действительно не играет в кости. Если цепочка раскрутилась до определённого информационного гена, вероятность возникновения соответствующей формы резко возрастает. Вероятность того, что из пшеничного зерна вырастет пшеничный колос, равна тому, что из него вообще что-то вырастет. Некоторые философы даже утверждают, что раз жизнь возникла, значит, вероятность её возникновения равна 100%.

Таким образом, в каждый момент могут возникнуть лишь строго определённые новые формы. А если всё остаётся по-старому, то система подвергается всё усиливающемуся влиянию энтропии и давлению эволюции. Открытыми остаются вопросы «когда» и «как», но вот в вопросе «что» неопределённость сокращается до нескольких вариантов. Система мироздания своей внутренней структурой как бы задаёт жёсткие рамки силам развития – в соответствии векторам эволюции и никак иначе. Все что неспособно уложиться в эти рамки, обречено на быструю гибель. Тем самым освобождается место для новых форм.

Вся система целиком моментально не меняется при пробуждении нового информационного гена. Вначале возникает давление эволюции – несоответствие следующему системному состоянию, определяемому новым информационным геном. Все система становится нестабильной, разбалансированной. В таком состоянии преимущество получают подсистемы или очаги с новыми свойствами, сбалансированные на новом уровне взаимодействия сил получения и отдачи, потребления и выделения. Эти подсистемы способны захватывать значительно больше внутренних ресурсов, чем было свойственно прежним подсистемам. И потому они быстро копируют себя, заполняя всю подходящую для них нишу в системе.

Скачкообразность развития сложных систем задаётся дискретностью векторов эволюции, то есть дискретной разницей тенденций развития. Под воздействием векторов эволюции любое развитие, как мы уже разбирали, проходит пять стадий, включая начальную стадию - источник. Из-за этого наш мир оказывается структурированным по всем направлениям, или, по крайней мере, воспринимается таким. Так, например, неживой уровень подразделяется на макроуровне на Вселенную, скопления галактик, галактики, звёздные системы, планеты. На микроуровне - на фундаментальные частицы, составные частицы, атомы, молекулы, молекулярные соединения. И в древнегреческой философии Природа тоже подразделяется на четыре известных элемента – земля, воздух, вода и огонь, к которым иногда добавляют пятый – любовь.

Тут нужно заметить, что учёные древнего мира, по всей видимости, знали о структурности мира и иногда даже разбирали эту структурность вплоть до мельчайших подробностей. Интересующиеся могут прочитать книгу Ари «Древо жизни», переведённые отрывки из которой можно найти здесь. Структурность Природы можно обнаружить также среди растений и животных. Но остановимся подробнее на том, что напрямую касается нас и нашей жизни - на системе, именуемой человек.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. «Интеграция как условие повышения качества методико-математической подготовки студентов педагогического колледжа»

    Документ
    В современной педагогической науке всё многообразие профессиональных качеств педагога объединяется понятием профессиональной компетенции. Это не просто совокупность профессиональных знаний и умений, а сложное индивидуально-психологическое
  2. Интеграция детей-инвалидов в России: законодательство, реальная ситуация, пути перемен

    Закон
    Говоря об интеграции, мы говорим о возможности для человека с серьезными проблемами развития — в нашем случае ребенка-инвалида, или особого ребенка,— в первую очередь, нормально жить в семье, нормально обучаться (а впоследствии —
  3. Интеграция Business Studio с ecm-системой directum

    Реферат
    Настоящий документ содержит описание методических принципов и решений, используемых при интеграции системы бизнес-моделирования Business Studio и ECM-системы DIRECTUM при управлении бизнес-процессами.
  4. Интеграция Business Studio с ecm-системой directum

    Реферат
    Настоящий документ содержит описание методических принципов и решений, используемых при интеграции системы бизнес-моделирования Business Studio и ECM-системы DIRECTUM при управлении бизнес-процессами.
  5. Интеграция как современная технология обучения на уроках русского языка и литературы. Автор: Веременникова Ирина Петровна

    Урок
    Проблема интеграции в школе важна и современна. Её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе, и обусловлена изменениями в сфере науки и производства.
  6. Интеграция учебных дисциплин на основе курса информатики рыкова Е. В., Рыков В. Т. (rykovw@rambler ru)

    Документ
    Интеграция учебных дисциплин как средство совершенствования методов преподавания – давно признанное направление. Интеграция в учебном процессе является естественным отражением стремительно развивающейся интеграции научных методов исследования.

Другие похожие документы..