Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Основной целью программы является обеспечение конституционного права населения Новозыбковского района на доступ к ценностям культуры и свободы творче...полностью>>
'Документ'
После окончания эры биполярной конфронтации возобладали две взаимоисключающие тенденции....полностью>>
'Реферат'
Наша красивая планета полна загадок. Природные явления далеко еще не познаны. Их насчитывается многие сотни на нашей планете: от самых обычных и прив...полностью>>
'Документ'
Среди задач, поставленных жизнью, на первое место сегодня выдвигается гражданско-патриотическое воспитание молодежи. Без преданности Родине, готовнос...полностью>>

Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 035400 История искусств

Главная > Основная образовательная программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Иеротопия. Исследование сакральных пространств. М., 2004.

  • Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.

  • Ингарден Р. Исследования по эстетике. М., 1962 (см. статьи «О произведении архитектуры»; «О структуре картины»).

  • Интенциональность и текстуальность. Философская мысль Франции ХХ века. Томск, 1998.

  • История архитектуры в избранных отрывках. М., 1935.

  • Йейтс Фр. Искусство памяти. СПб., 1997.

  • Каган М.С. Морфология искусства. Л., 1972.

  • Кайуа Р. Миф и человек. Человек и сакральное. М., 2003.

  • Кандинский В.В. Избранные труды по теории искусства. Т. 1–2. М., 2001.

  • Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М., 1998.

  • Квадратура смысла. Французская школа анализа дискурса. М., 1999.

  • Кларк К. Нагота в искусстве. СПб., 2004.

  • Кларк К. Пейзаж в искусстве. СПб., 2004.

  • Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. М., 1980.

  • Коллингвуд Р.Дж. Принципы искусства. М., 1999.

  • Кречмер Э. Строение тела и характер [1922]. М., 2001.

  • Кречмер Э. Гениальные люди [1958]. М., 1999.

  • Кроче Б. Теория и история историографии. М., 1998.

  • Кроче Б. Эстетика. // Кроче Б. Антология сочинений по философии. Ч. 7, с. 399–449.

  • Лангер С. Философия в новом ключе. М., 2000.

  • Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. М., 1996.

  • Лакан Ж. Инстанция Буквы в бессознательном или судьба разума после Фрейда. М., 1997.

  • Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1984.

  • Лессинг Г.Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии. М., 1957.

  • Лиманская, Л.Ю. Теория искусства в аспекте культурно-исторического опыта. Исследования по теории и методологии искусствознания. М., 2004.

  • Лиманская, Л.Ю. Оптические миры. Эстетика зрения и язык искусства. М., 2008.

  • Лиотар Ж.-Фр. Состояние постмодерна. СПб., 1998.

  • Лосев А.Ф. Философия. Миф. Культура. М., 1991.

  • Лотман Ю. М. Статьи по семиотике искусства. СПб., 2002.

  • Любак А. де. Драма атеистического гуманизма. М., 1997.

  • Маклюэн М. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего. М., 2005.

  • Ман Поль де. Аллегории чтения. Екатеринбург, 1999.

  • Мамфорд Л. Миф машины. М., 2001.

  • Маннхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994.

  • Маритен Ж. Ответственность художника. // Самосознание европейской культуры ХХ века. М., 1991, с. 171–207.

  • Маркузе Г. Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества. М., 1994.

  • Марсель Г. Быть и иметь. Новочеркасск, 1994.

  • Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб., 1999.

  • Михайлов Александр В. Языки культуры. Учебное пособие по культурологии. М., 1997.

  • Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М., 1966.

  • Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства. М., 1994.

  • Называть вещи своими именами. Программные выступления мастеров западно-европейской литературы ХХ века. М., 1986.

  • Некрасов А.И. Теория архитектуры. М., 1994.

  • Нибур Ричард, Нибур Райнхольд. Христос и культура. Избранные труды. М., 1996.

  • Нордау М. Вырождение. М., 1995.

  • Общая риторика. М., 1986, 19982.

  • Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.

  • Очерки истории теории архитектуры Нового и Новейего времени. Под ред. И.А. Азизян. М., 2009.

  • Панофский Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада. М., 1998.

  • Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. СПб., 1999.

  • Панофский Э. Idea. СПб., 1999.

  • Пирамишвили О.Д. Проблема «non-финито» в искусстве. Тбилиси, 1982.

  • Поппер К. Нищета историзма. М., 1990.

  • Проблема цвета в психологии. М., 1993.

  • Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М., 1973.

  • Пруст М. Памяти убитых церквей. М., 1999.

  • Психоаналитические термины и понятия. Под ред. Э. Барнесса и Бернарда Ф. Файна. М., 2000.

  • Психология ощущений и восприятия. Хрестоматия. М., 1999.

  • Райкрофт Ч. Критический словарь по психоанализу. СПб., 1995.

  • Раппапорт А. Г., Сомов Г. Ю. Форма в архитектуре. Проблемы теории и метода. М., 1990.

  • Раушенбах Б.В. Системы перспективы в изобразительном искусстве. Общая теория перспективы. М., 1986.

  • Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М., 1995.

  • Рильке Р.-М. Флорентийский дневник. 2001.

  • Розанов В.В. Среди художников [1914]. М., 1994.

  • Рорти Р. Случайность, ирония и солидарность. М., 1996.

  • Роршах Г. Психодиагностика. М., 2005.

  • Семиотика. М., 1983.

  • Семиотика и искусствометрия. Современные зарубежные исследования. Сб.ст., М., 1972.

  • Современная книга по эстетике. Антология. М., 1957 (тексты К. Бэлла, Р. Фрая, Г. Рида).

  • Соколов М.Н. Вечный ренессанс. М., 1999.

  • Степун Ф.А. К феноменологии ландшафта. // Сочинения, М., 2000, сс. 804–806.

  • Степун Ф.А. Искусство и современность. // Там же, сс. 920–925.

  • Структурализм: «за» и «против». М., 1975.

  • Сэмюэльсон Э. и др. Критический словарь аналитической психологии К.-Г. Юнга. М., 1994.

  • Успенский Б.А. Семиотика искусства. М., 1995.

  • Тасалов В.И. Человеческое и универсумное в теоретическом искусствознании. // Искусствознание, 98/2, с. 98–126.

  • Татаркевич Вл. История шести понятий. М., 2002.

  • Теория метафоры. М., 1990.

  • Тодоров Ц. Теории символа. М., 1999.

  • Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории. М., 1995.

  • Топоров В.Н. К происхождению некоторых символов. // Ранние формы искусства, М., 1972.

  • Трёльч Э. Историзм и его проблемы. Логическая проблема философии истории. М., 1994.

  • Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках, СПб., 1990.

  • Турчин В. Рама — пространство — картина. // Декоративное искусство, 1971, № 8.

  • Турчин В. Образ двадцатого… в прошлом и настоящем. Художники и их концепции. Произведения и теории. М., 2003.

  • Уваров А.С. Христианская символика. СПб., 2001.

  • Успенский Б.А. Семиотика искусства. М., 1995.

  • Успенский Л.А. Богословие иконы православной Церкви. М.-Переславль, 1997.

  • Февр Л. Бои за историю. М., 1991.

  • Флоренский П.А. Анализ пространственности в художественно-изобразительных произведениях. // Декоративное искусство, 1982, № 1.

  • Фосийон А. Жизнь форм [1934]. М., 1995.

  • Фор Э. Дух форм. СПб., 2001.

  • Фрейд З. Художник и фантазирование. М., 1995.

  • Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб.

  • Фуко М. Это не трубка. М., 1999.

  • Хайдеггер М. Исток художественного творения. — Работы и размышления разных лет. М., 1993, с. 47–119.

  • Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М., 1991.

  • Хёйзинга Й. Осень средневековья. Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах. М., 1988.

  • Хёйзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992.

  • Хогарт У. Анализ красоты. Л., 1987.

  • Хофман В. Основы современного искусства. Введение в его символические формы. СПб., 2004.

  • Шёнборн Кр. Икона Христа. Богословские основы. М., 1999.

  • Шифман Х.Р. Ощущение и восприятие. М., 2003.

  • Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 1–2. М., 1993, 1998.

  • Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб., 1998.

  • Эко У. Открытое произведение. М., 2003.

  • Элиот Т.С. О назначении поэзии. Киев-М., 1997.

  • Эфрос А. Профили. М., 1930 (репринт — М., 1994).

  • Юнг К.-Г. Архетип и символ. М., 1991, с. 233–264.

  • Юнг К.-Г. Человек и его символы. М., 1998.

  • Юнг К.-Г. Душа и миф. Киев, 1996.

  • Юнгер Ф.Г. Совершенство техники. СПб., 2002.

  • Юнгер Э. Сердце искателя приключений. Фигуры и каприччо. М., 2004.

  • Якобсон Р. Избранные работы. М., 1985.

  • Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

    8. Материально-техническое  обеспечение дисциплины

    Освоение дисциплины предполагает использование  академической аудитории для проведения лекционных и семинарских занятий с необходимыми техническими средствами (компьютер, проектор, экран).  

    Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций  ПООП ВПО по направлению и профилю  подготовки история искусств. 

    Разработчики 

    Исторический  факультет

    МГУ имени М.В. Ломоносова,

    кафедра всеобщей

    истории искусства                    профессор                                   С.С. Ванеян 

    Эксперты

    Государственный институт искусствознания

    Директор,

    доктор искусствоведения профессор

    Д.В. Трубочкин

    Российский Государственный Гуманитарный Университет

    Заведующий кафедрой Всеобщей истории искусств, кандидат искусствоведения, доцент

    К.Л.Лукичева

    Программа одобрена на заседании Ученого совета исторического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова

    Председатель УМС по истории и истории искусства С.П.Карпов

    ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    Наименование дисциплины

    История художественной критики

    Рекомендуется для направления подготовки по специальности

    035400 История искусства

    Квалификация (степень) выпускника - бакалавр

    1. Цели освоения дисциплины

    Целями освоения дисциплины «История художественной критики» являются знакомство студентов с этапами развития художественно-критической мысли в России XVIII, XIX и XX веков, а также художественной журналистики и историей издательской деятельности в сфере изобразительного искусства и культуры, с творчеством выдающихся мастеров русского искусства указанного периода через призму взглядов на них их современников – критиков, а также эпистолярным и критическим наследием самих художников. Формирование необходимого уровня профессиональной рефлексии на опыт рассмотрения отечественного искусства в прошлом и навыков самостоятельных рассуждений по проблемам современных процессов.

    Задачи дисциплины:

    1.обозначить место художественной критики в системе искусствознания, подчеркнуть объективные условия ее формирования и развития;

    2. дать представление об основных этапах развития отечественной художественной критики XVIII- ХХ веков, выявить их специфические особенности: языковые, стилистические, жанровые;

    3. охарактеризовать индивидуальности крупных мастеров, посвятивших себя художественно-критической деятельности в области изобразительного искусства;

    4. обозначить объективные и субъективные предпосылки формирования личности, способной к творческой критической деятельности;

    5. познакомить с наиболее знаковыми текстами различных периодов в истории критики, объяснив условия и побудительные причины их появления;

    6. проследить процесс становления профессиональных навыков, формирование аппарата критического исследования;

    7. раскрыть связь между художественно-критическими текстами и приоритетными ценностными ориентирами создавшей их эпохи;

    8. рассмотреть общие и частные проблемы возникновения и функционирования специальных изданий, посвященных вопросам изобразительного искусства и культуры в России;

    9. отметить основные подходы к изучению наследия отечественного художественной критики, выявить главные методологические проблемы современного искусствознания в области изучения истории художественной критики и журналистики.

    2. Место дисциплины в структуре ООП:

    Дисциплина «История художественной критики» входит в базовую часть профессионального цикла ФГОС по направлению «История искусств» (бакалавр).

    Курс представляет собой часть учебной программы по истории русского искусства и является необходимым дополнением курсов «Основы русского искусства XVIII века», «Основы русского искусства XIX – начала XX века», «Основы отечественного искусства XX века». Содержательно-методически данная дисциплина связана с изучаемыми параллельно курсами «Теория искусства» и «Методология истории искусства», а определенными гранями соприкасается с курсом «Введение в музееведение».

    Для успешного освоения дисциплины студент должен обладать основами знаний по истории, истории культуры, всеобщей истории искусства, истории журналистики и литературы, музейного дела, иметь некоторые представления об издательской деятельности и развитии средств массовой информации.

    Изучение дисциплины должно основываться на следующих общекультурных и профессиональных компетенциях студента:

    - владении культурой мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);

    - умении логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2).

    Изучение истории русской художественной критики XVIII-ХХ веков помогает формированию представления о единстве в системе искусствознания следующих базовых дисциплин профессионального цикла: теория искусства, психология искусства, методология истории искусства, художественная критика, музейное дело и художественная журналистика.

    Последующие дисциплины: семинар по художественные критике.

    На семинарских занятиях обучающийся имеет возможность воспользоваться приобретенными историческими знаниями, опытом критиков, работавших в прежние изучаемые периоды. Применить разработанную методологию, освоенную терминологию, выбрать один их существующих жанров художественной критики, применив свои знания к современному процессу и конкретным произведениям искусства.

    3. Требования к результатам освоения дисциплины:

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций. Студент, осваивающий дисциплину:

    Общекультурные компетенции

    ОК-1 владеет культурой мышления: способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

    ОК-2 способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

    ОК-7 способен применять основные положения и инструментарий (методы) социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;

    ОК-8 осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности

    ОК-9 владеет одним из иностранных языков на уровне делового (профессионального) общения;

    ОК-12 владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; навыками работы с компьютером как средством управления информацией

    ОК-13 способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; способен использовать в социальной сфере, в познавательной и профессиональной деятельности приемы работы с компьютером (включая создание баз данных), способен использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач

    ОК-18 готов уважительно и бережно относиться к историческому наследию, наследию истории искусства и культурным традициям, терпимо воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия

    ОК-19 способен создавать и редактировать тексты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний

    Профессиональные компетенции

    Научно-исследовательская деятельность

    ПК- 1 способен использовать в исследованиях по истории искусства базовые знания в области всеобщей истории искусства и истории отечественного искусства

    ПК-6 способен понимать, критически анализировать и использовать базовую информацию по истории, теории и методологии искусства

    ПК-7 способен к критическому восприятию концепций различных школ по методологии и истории искусства, различных историографических школ

    ПК-8 способен к использованию специальных знаний, полученных в рамках профилизации или индивидуальной образовательной траектории

    ПК-9 способен к работе в музеях, галереях, художественных фондах, архивах, библиотеках, редакциях печатных и интернет- изданий, радио, телевидении, владеет навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах.

    Педагогическая деятельность

    ПК-11 способен применять полученные знания в педагогической деятельности по преподаванию курсов мировой художественной культуры, всеобщей истории искусства, истории отечественного искусства в общеобразовательных учреждениях

    Организационно-управленческая деятельность

    ПК-12 способен к работе с информацией для принятия решений органами государственного управления, местного, регионального и республиканского самоуправления

    Культурно-просветительская деятельность

    ПК-14 способен к разработке информационного обеспечения историко-культурных, историко-краеведческих, искусствоведческих аспектов, а также проблем, связанных с сохранением памятников архитектуры и искусства, художественного наследия, в тематике деятельности организаций и учреждений культуры

    Экспертно-аналитическая деятельность

    ПК-15 способен к работе с информацией для обеспечения деятельности аналитических центров, общественных и государственных организаций, средств массовой информации

    В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

    Знать:

    - основные источники и труды по истории отечественного искусства XVIII-XX веков;

    - содержание художественных концепций различных периодов, их общекультурные

    основания и связь с художественной жизнью эпохи;

    - суть и специфику процессов и явлений, характерных для развития художественной

    критики XVIII -ХХ веков;

    - имена и творческие биографии наиболее ярких представителей русской художественной

    критики:

    - содержание и специфические особенности знаковых текстов, характерных для того или

    иного периода развития русской художественно-критической мысли, исторический

    контекст их создания;

    - основные историко-художественные, литературно-художественные и непосредственно

    искусствоведческие издания, их художественную программу; представлять специфику

    их художественного оформления, круг авторов;

    - проблематику взаимосвязей и взаимовлияния западноевропейской и русской

    художественной критики.

    Уметь:

    - узнавать специфические особенности художественно-критических сочинений разных

    периодов, обосновывать свои суждения;

    - используя опыт предшественников, различать и интерпретировать памятники с точки

    зрения времени и места возникновения;

    - основываясь на знаниях приобретенных при освоении и исторических дисциплин в

    области отечественного искусства и используя методологию художественной критики,

    анализировать произведения изобразительного искусства и архитектуры, вписывать их в

    контекст художественной эпохи и творческий процесс их создателя;

    - анализировать текстовые источники, интерпретировать их художественно-

    стилистические и содержательные аспекты, исторический и идейный контекст их

    создания.

    Владеть:

    - понятийным аппаратом истории, теории искусства и художественной критики;

    - основами формально-стилистического и иконографического анализа произведений

    искусства;

    - основами научных подходов, выработанных в прошлом и получивших развитие на

    современном этапе развития искусствознания и художественной критики как его

    составной части.

    4. Структура и содержание дисциплины «История художественной критики».

    Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 з.е. зачетных единиц 72 часа.

    п/п

    Раздел

    Дисциплины

    Семестр

    Неделя семестра

    Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

    Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

    Форма промежуточной  аттестации (по семестрам)

    Лекции

    36 а.ч.

    Самостоятельная работа студента, научно-исследовательская работа, чтение литературы, подготовка к зачету

    36 а.ч.

    Консультации, дискуссии, устный опрос

    1

    Введение.

    Тема 1. Художественная

    критика как часть современного искусствознания

    8

    1

    2

    Консультации

    2

    Раздел 1. Русская критика XVIII столетия.

    Тема 2. Процесс становления русской худ. критики в трудах литераторов сер. и втор. пол. XVIII века.

    8

    2

    2

    Консультации

    3

    Тема 3. Академические издания втор. пол. столетия и элементы художественной критики в них.

    8

    3

    2

    2

    Консультации

    4

    Раздел 2. Русская критика первой половины XIX века.

    Тема 4. Критика 1800-1810-х гг.

    Становление романтизма.

    8

    4

    2

    2

    Консультации

    5

    Тема 5. Художественные издания первой четверти XIX в.

    8

    5

    2

    2

    Консультации

    6

    Тема 6. Проблемы русской критики 1830-1840-х гг.

    На путях становления реализма.

    8

    6

    2

    2

    Консультации

    7

    Тема 7. Художественные журналы второй трети и середины XIX в.

    8

    7

    2

    2

    Консультации

    8

    1

    Коллоквиум

    9

    Тема 8. Основные проблемы русского искусства сер. XIX в. и их отражение в зеркале критики.

    8

    8

    2

    2

    Консультации

    10

    Раздел 3. Русская критика второй половины XIX века.

    Тема 9. Новое поколение художественных критиков-профессионалов. В.В.Стасов. А.В. Прахов. А.И. Сомов.

    8

    9

    2

    2

    Консультации

    11

    Тема 10. Художники-критики: И.Н. Крамской, И.Е. Репин.

    8

    10

    2

    2

    Консультации

    12

    1

    Коллоквиум

    13

    Тема 11. Укрепление позиций специальных художественных изданий. Журнал «Артист».

    8

    11

    2

    2

    Консультации

    14

    Раздел 4. Русская критика рубежа XIX-XX веков.

    Тема 12. Переломный этап в развитии русского искусства и художественной критики.

    8

    12

    2

    2

    Консультации

    15

    Тема 13. Журналы «Мир искусства» (1898-1904) и «Искусство и художественная промышленность» (1898-1902)

    8

    13

    2

    2

    Консультации

    16

    Тема 14. Символизм в русской живописи «Весы» (1904-1909) и «Золотое руно» (1906-1909)

    8

    14

    2

    2

    Консультации

    17

    1

    Коллоквиум

    18

    Тема 15. Возрождение классицистических тенденций. Журнал «Аполлон» (1909-1917). Война и искусство.

    8

    15

    2

    2

    Консультации

    19

    Раздел 5. Русская художественная критика XX в.

    Тема 16. Русский авангард: его творцы и его критики.

    8

    16

    2

    2

    Консультации

    20

    Тема 17. 1920-е гг. Становление новой методологии. «Печать и революция».

    8

    17

    2

    2

    Консультации

    21

    Тема 18. Художественная критика в условиях идеологической борьбы 1930-1950-х гг.

    8

    18

    2

    2

    Консультации, устный опрос

    22

    8

    18

    1

    Зачет

    5. Рекомендуемые образовательные технологии

    Работа в аудитории: лекции; индивидуальные консультации; анализ и обсуждение рефератов; знакомство с текстами критиков, опубликованными в различных изданиях;



  • Скачать документ

    Похожие документы:

    1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 21 октября 2009 г. N 442 "Об утверждении Порядка приема граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования" Обзор документа

      Обзор
      Приказ Министерства образования и науки РФ от 21 октября 2009 г. N 442 "Об утверждении Порядка приема граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования"
    2. Основные сведения о егэ единый государственный экзамен (егэ)

      Литература
      Единый государственный экзамен (ЕГЭ) является основной формой итоговой государственной аттестации в школе для всех выпускников школ Российской Федерации.
    3. 8. Перечень приложений к образовательному стандарту (1)

      Документ
      разработано на основании образовательного стандарта Санкт-Петербургского государственного университета по уровню высшего профессионального образования «бакалавриат», утверждённого приказом с учётом требований федерального государственного
    4. Верховного Совета Российской Федерации, 1992, n 30, ст. 1797; Собрание закон (3)

      Закон
      В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст.

    Другие похожие документы..