Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Орендар має право відмовитися від даного Договору‚ попередивши Орендодавця в термін . При цьому сплачена наперед орендна плата Орендарю не повертаєть...полностью>>
'Документ'
В целом, рекомендуется моделировать учебный процесс в 1-11 классах таким образом, чтобы в учебной деятельности преобладали игровая и соревновательная...полностью>>
'Программа'
В целях создания благоприятных условий для эффективного развития субъектов малого и среднего предпринимательства и в соответствии с Уставом Липецкой ...полностью>>
'Реферат'
В 1939 году началась вторая мировая война. Довоенные попытки погасить ее первые очаги оказались безрезультатны. Внимательно наблюдая за механизмом аг...полностью>>

Волгоградская академия государственной службы (2)

Главная > Кодекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Волгоградская академия государственной службы

Анисимов А.П., Рыженков А.Я., Черноморец А.Е.

Комментарий

к Земельному кодексу

Российской Федерации

Волгоград

2006

ББК

УДК

Авторский коллектив:

Анисимов А.П. ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института современного права Волгоградской академии государственной службы, доктор юридических наук

Рыженков А.Я. – директор Научно-исследовательского института современного права Волгоградской академии государственной службы, доктор юридических наук, профессор

Черноморец А.Е. – ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института современного права Волгоградской академии государственной службы, доктор юридических наук, профессор, академик МАИ

Рецензенты:

Разгельдеев Н.Т. – доктор юридических наук, профессор

Чубуков Г.В. – доктор юридических наук, профессор

Анисимов А.П., Рыженков А.Я., Черноморец А.Е. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации. - Волгоград: Издательство «Альянс», 2006.

Научно-практический комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации подготовлен с учетом последних изменений в законодательстве по состоянию на 10 апреля 2006 г. При подготовке комментария учтены основные положения административной и муниципальной реформы, реформы в сфере градостроительной деятельности, реформы в сфере охраны окружающей среды. Раскрываются основные понятия земельного права, анализируются последние научные работы, нормативные акты и правоприменительная практика.

Для юристов, преподавателей, аспирантов, студентов юридических вузов, государственных служащих, а также всех, кому не безразличны вопросы использования и охраны земель.

© Коллектив авторов, 2006

© Издательство «Альянс», 2006

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СОКРАЩЕНИЙ

ГК РФ – Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (ред. от 2 февраля 2006 г.) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; 1996. № 5. Ст. 410; 2001. № 49. Ст. 4552; 2003. № 46 (часть 1). Ст. 4434; Российская газета. 2006. 8 февраля.

ГПК РФ – Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ
(ред. от 27 декабря 2005 г.) // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4532; Российская газета. 2005. 31 декабря.

АПК РФ – Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ
(ред. от 27 декабря 2005 г.) // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3012; Российская газета. 2005. 30 декабря.

ЗК РФ - Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (ред. от 31 декабря 2005 г.) // СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147; Российская газета. 2005. 31 декабря.

Вводный закон – Федеральный закон от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (ред. от 31 декабря 2005 г.) // СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4148; Российская газета. 2005. 31 декабря.

ВК РФ - Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. № 167-ФЗ (ред. от 31 декабря 2005 г.) // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4471; Российская газета. 2005. 31 декабря.

ЛК РФ – Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г. № 22-ФЗ (ред. от 31 декабря 2005 г.) // СЗ РФ. 1997. № 5. Ст. 610; Российская газета. 2005. 31 декабря.

УК РФ - Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 5 января 2006 г.) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954; Российская газета. 2006. 11 января.

КоАП РФ - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 16 марта 2006 г.) // СЗ РФ. 2002. № 1 (часть I). Ст. 1; 2003. № 27 (часть 2). Ст. 2717; Российская газета. 2006. 21 марта.

ГрадК РФ - Градостроительный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. (ред. от 31 декабря 2005 г.) // Российская газета. 2004. 30 декабря; 2005. 31 декабря.

ТК РФ - Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 9 мая 2005 г.) // СЗ РФ. 2002. № 1 (часть I). Ст. 3; Российская газета. 2005. 13 мая.

НК РФ – Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 13 марта 2006 г.) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824; 2005. № 1 (часть 1). Ст. 38; Российская газета. 2005. 16 марта.

БК РФ – Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 2 февраля 2006 г.) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823; Российская газета. 2006. 8 февраля.

ЖК РФ – Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ
(с изменениями от 31 декабря 2005 г.) // СЗ РФ. 2005. № 1 (часть1). Ст.14; Российская газета. 2005. 31 декабря. № 297.

Закон об охране окружающей среды – Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. (ред. от 31 декабря 2005 г.) // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст.133; 2005. № 1 (часть 1). Ст. 25; Российская газета. 2005. 31 декабря.

Закон о недрах - Закон Российской Федерации «О недрах» (в ред. от 3 марта 1995 г. с изм. от 22 августа 2004 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 16. Ст. 834; СЗ РФ. 2003. № 23. Ст. 2174; 2004. № 35. Ст. 3607.

Закон о природных лечебных ресурсах - Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (с изм. от 22 августа 2004 г.) // СЗ РФ. 1995. № 9. Ст. 713; 2004. № 35. Ст. 3607.

Закон об особо охраняемых природных территориях - Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (ред. от 9 мая 2005 г.) // СЗ РФ. 1995. № 12. Ст. 1024; Российская газета. 2005. 13 мая.

Закон о местном самоуправлении – Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 15 февраля 2006 г.) // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822; Российская газета. 2006. 18 февраля.

Закон о мелиорации земель – Федеральный закон от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ «О мелиорации земель» (с изменениями от 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.) // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 142; 2003. № 2. Ст. 167; 2004. № 35. Ст. 3607.

Закон о регистрации прав на недвижимость - Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (ред. от 31 декабря 2005 г.) // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3594; Российская газета. 2005. 31 декабря.

Закон о садоводческих и дачных объединениях - Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (ред. от 2 ноября 2004 г.) // СЗ РФ. 1998. № 16. Ст. 1801; 2004. № 45. Ст. 4377.

Закон о государственном земельном кадастре - Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» (с изм. от 22 августа 2004 г.) // СЗ РФ. 2000. № 2. Ст. 149; 2004. № 35. Ст. 3607.

Закон о землеустройстве - Федеральный закон от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве» (с изм. от 18 июля 2005 г.) // СЗ РФ. 2001. № 26. Ст. 2582; Российская газета. 2005. 20 июля.

Закон о разграничении государственной собственности на землю - Федеральный закон от 17 июля 2001 г. № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» // СЗ РФ. 2001. № 30. Ст. 3060.

Закон о приватизации - Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (ред. от 5 января 2006 г.) // СЗ РФ. 2002. № 4. Ст. 251; Российская газета. 2006. 11 января.

Закон об объектах культурного наследия - Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (ред. от 31 декабря 2005 г.) // СЗ РФ. 2002. № 26. Ст. 2519; Российская газета. 2005. 31 декабря

Закон об обороте земель - Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (ред. от 18 июля 2005 г.) // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3018; Российская газета. 2005. 20 июля.

Закон о переводе земель из одной категории в другую - Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (с изм. от 21 июля 2005 г.) // СЗ РФ. 2004. № 52 (часть 1). Ст.5276; Российская газета. 2005. 28 июля.

Закон о ЛПХ – Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» // СЗ РФ. 2003. № 28. Ст. 2881.

Закон о КФХ - Федеральный закон от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» // СЗ РФ. 2003. № 24. Ст. 2249.

Закон о государственном регулировании плодородия земель – Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» (с изменениями от 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.) // СЗ РФ. 1998. № 29. Ст. 3399; 2004. № 35. Ст. 3607.

Закон об ипотеке - Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (ред. от 30 декабря 2004 г.) // СЗ РФ. 1998. № 29. Ст. 3400; 2005. № 1 (часть 1). № 42.

Закон об оценочной деятельности - Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (ред. от 5 января 2006 г.) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3813; 2004. № 35. Ст. 3607; Российская газета. 2006. 11 января.

Закон о промышленной безопасности - Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (ред. от 9 мая 2005 г.) // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3588; Российская газета. 2005. 13 мая.

Закон о техническом регулировании - Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (с изм. от 9 мая 2005 г.) // СЗ РФ. 2002. № 52 (часть 1). Ст. 5140; Российская газета. 2005. 13 мая.

Закон об охране атмосферного воздуха - Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (ред. от 31 декабря 2005 г.) // СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2222; 2004. № 35. Ст. 3607; Российская газета. 2005. 31 декабря.

Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ
(с изменениями от 30 июня 2003 г., 29 июня, 3 октября, 21, 29 декабря 2004 г., 7 марта, 21, 22 июля, 31 декабря 2005 г.)

Принят Государственной Думой 28 сентября 2001 года

Одобрен Советом Федерации 10 октября 2001 года

Глава I. Общие положения

Статья 1. Основные принципы земельного законодательства

1. Настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах:

1) учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;

2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;

3) приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;

4) участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством;

5) единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

6) приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, занятых лесами первой группы, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий;

7) платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

8) деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;

9) разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами;

10) дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;

11) сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.

2. Федеральными законами могут быть установлены и другие принципы земельного законодательства, не противоречащие установленным пунктом 1 настоящей статьи принципам.

Комментарий.

1. Принципы законодательства – это его основные начала, руководящие идеи и положения, определяющие общую направленность и конкретное содержание правового регулирования в данной сфере. Принципы законодательства распространяют свое действие на более обширную область общественной жизни, нежели правовые нормы. Как правило, один принцип находит свое отражение и воплощение в целом ряде отдельных норм. В сочетании со сферой жизнедеятельности, методами, источниками и правовыми режимами, принципы, свойственные той или иной отрасли права, создают особый режим правового регулирования, который является наиболее комплексной характеристикой данной отрасли. Принципы отрасли права самым отчетливым образом выражают ее специфику: вполне достаточно ознакомиться с этими принципами, чтобы, не зная ничего другого о данной отрасли, составить себе адекватное представление об ее системе, социальном назначении, целях и задачах, средствах их решения.

Принципы законодательства служат ориентиром правотворческой и правоприменительной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Соблюдение принципов земельного законодательства обеспечивает нормальное и единообразное развитие и функционирование всей российской правовой системы в целом. Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ в своих постановлениях часто напоминают о необходимости использования принципов права, поскольку последние могут являться источником права при обнаружении в нем пробелов.

Как отмечалось в научной литературе, по большому счету, принципы законодательства выполняют две основные функции: 1) служат основой для конструирования иных правовых положений, активно определяют их содержание; 2) препятствуют проникновению в законодательство таких положений, которые не соответствуют принципам, имеют иные, чем официально проводимые принципы права, основы.1

2. Принципы права подразделяются на группы в зависимости от того, распространяются ли они на всю систему права (общеправовые принципы), несколько отраслей (межотраслевые), на одну отрасль права (отраслевые принципы), на один правовой институт (внутриотраслевые принципы). В зависимости от источников права, закрепляющих эти принципы, различают конституционные принципы и принципы, установленные в федеральных законах. Большинство сформулированных в комментируемой статье принципов носят межотраслевой характер, то есть выступают в качестве базовых исходных начал в развитии двух и более отраслей российского законодательства. Так, в числе таковых можно отметить принцип платности использования природных ресурсов. Данный принцип прослеживается не только в земельном, но и водном, лесном и ином природоресурсовом законодательстве, а также в законодательстве о налогах и сборах.

Не менее важным межотраслевым принципом, вытекающим из гражданского и земельного законодательства, является публичность проведения торгов; из градостроительного, экологического и земельного законодательства вытекает принцип гласности принятия решений о намечаемой хозяйственной деятельности и предоставлении участка для нее и т.д.

Отмеченный межотраслевой характер принципов земельного законодательства позволяет сделать вывод о том, что во многих случаях это межотраслевое соединение происходит на стыке земельного и экологического законодательства. Такая тенденция вполне объяснима тем фактом, что земля является не только природным ресурсом и объектом хозяйственной деятельности, но и природным объектом, составной частью окружающей среды, нуждающимся в мерах по охране от воздействия человеческой жизнедеятельности.

3. Первый принцип земельного законодательства, провозглашающий учет земли как основы жизни и деятельности человека является прямым продолжением конституционного принципа, сформулированного в ст. 9 Конституции РФ, согласно которому «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». При этом характерно, что «землю» сформулированный в данной статье ЗК РФ принцип воспринимает в трех качествах:

- как природный ресурс - компонент природной среды, который может быть использован при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, являющийся средством производства в сельском и лесном хозяйстве и выступающий пространственно-территориальным базисом для размещения различных объектов;

- как природный объект – часть естественной экологической системы, сохраняющий свои природные свойства. Признание за земельным участком таких качеств и позволяет создавать особо охраняемые природные территории;

- как недвижимое имущество, то есть объект гражданских прав, который может принадлежать субъектам на различных вещных и обязательственных правах и находиться в гражданском обороте.

Конкретные варианты хозяйственного использования земельного участка, особенности его охраны и возможность нахождения в гражданском обороте, то есть сочетание всех трех его характеристик прямо зависит от нахождения земельного участка в составе одной из семи существующих категорий земель единого земельного фонда России (см. комментарий ст.7).

4. Баланс между двумя формами бытия земельного участка – использованием и охраной – четко определяет второй принцип комментируемой статьи, закрепляя приоритет охраны земельного участка перед его использованием. Данный принцип прямо вытекает из ч. 2 ст. 36 Конституции России, согласно которой владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Данный принцип детализируется в главе II «Охрана земель», а также во многих иных статьях ЗК РФ. Включение его в комментируемую статью обусловлено особой значимостью земель для жизнедеятельности человека, невосполнимостью данного природного объекта. Именно поэтому ЗК РФ выделяет отдельную категорию земель со своим правовым режимом – земли особо охраняемых территорий и объектов, а также возлагает на правообладателей земельных участков ряд обязанностей по их охране (ст. 42 ЗК РФ). За нарушение вытекающих из данного принципа земельно-правовых норм может наступать юридическая ответственность (например, уголовная ответственность за порчу земель - ст. 254 УК РФ).

5. В соответствии с третьим принципом земельного законодательства, устанавливается приоритет охраны жизни и здоровья человека, а для обеспечения данного блага предусмотрены соответствующие требования к видам деятельности и решениям, вне зависимости от размера финансовых затрат. Данный принцип корреспондирует с положениями Конституции России (ст. 41-42), а также с принципами охраны окружающей среды, сформулированными в ст. 3 Закона об охране окружающей среды. Речь идет, во-первых, о принципе «соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду», и, во-вторых, о принципе «обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека».

Решение сформулированной данным принципом ЗК РФ задачи осуществляется посредством проведения природоохранных мер и возложения обязанностей на органы публичной власти, граждан и юридических лиц, предусмотренные главами II, V, VI ЗК РФ, главами III, V, VII Закона об охране окружающей среды, а также иными нормативно-правовыми актами.

Наиболее важным представляется упоминание о второстепенности понесенных расходов, позволяющих предотвратить негативное воздействие на здоровье человека. Однако данное положение необходимо понимать в контексте принципа «научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды», указанного в ст. 3 Закона об охране окружающей среды.

6. Принцип четвертый, регулирующий участие граждан, общественных и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, подробно детализируется как в самом ЗК РФ (ст.ст. 23, 31, 34 и т.д.), так и в актах экологического и градостроительного законодательства. При этом ЗК РФ весьма узко трактует возможность участия в решении земельных вопросов объединений граждан, упоминая лишь общественные и религиозные организации (объединения). Закон об охране окружающей среды занимает в данном вопросе более демократическую позицию, говоря об «общественных и иных некоммерческих объединениях», поскольку в состав последних кроме общественных и религиозных организаций входит и ряд других разновидностей некоммерческих юридических лиц (см. п.3 ст.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ (ред. от 2 февраля 2006 г.) «О некоммерческих организациях»). Учитывая, что вопросы охраны земель и вопросы охраны окружающей среды соотносятся как часть и целое, данный принцип земельного права следует толковать расширительно.

Экологическое законодательство предусматривает для некоммерческих экологических объединений ряд возможностей для участия в принятии решений, в том числе, касающихся вопросов охраны земель. В их числе организация и проведение в установленном порядке слушаний по вопросам проектирования, размещения объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может нанести вред окружающей среде, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан; организация и проведение общественной экологической экспертизы; подача в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также в суд обращений об отмене решений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, эксплуатации объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, об ограничении, о приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду; предъявление в суд исков о возмещении вреда окружающей среде; организация собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования, сбора подписей под петициями, внесение предложений о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и обсуждении проектов, касающихся охраны окружающей среды и т.д.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Волгоградская академия государственной службы институт переподготовки и повышения квалификации

    Курсовая
    Заря человеческой истории – это время возникновения человеческого общества. Проблема социогенеза является одной из самых сложных. Решить ее означает, показать каким образом произошел переход от биологической формы движения материи
  2. Волгоградская Академия Государственной службы при Президенте России» по специальности «экономист». Средний бал диплом

    Диплом
    Уверенный пользователь ПК(EXEL, Office, Гарант, Консультант + и др.), банковские программы: IBSO, 3 CARD-ER, Сибирь. Имею хорошие навыки ведения переговоров и продажи банковских продуктов как частным (ИП), так и юридическим лицам.
  3. Волгоградской Академии Государственной Службы. Это трепетная поэма

    Поэма
    О городах и странах, где ты еще не был. Или был, но хочешь вернуться. О морях и океанах. О капитанах. О больших кораблях. Об алых парусах… О том, что однажды встретишь кого-то незнакомого, которого знаешь всю свою жизнь! И о том, что
  4. Волгоградская Академия Государственной Службы факультет Государственное и Муниципальное Управление специальность менеджер по управлению социально-экономическими процессами диплом

    Диплом
    Специалист отдела маркетинга и рекламы/персональный ассистент руководителя отдела маркетинга в холдинге компаний: торговая компания «ORWIL», строительные компании «СП Славяне» и «Раздолбай-Сервис», сервисная компания «НПФ Славяне».
  5. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «волгоградская академия государственной службы» (1)

    Документ
    К участию в конференции приглашаются руководители, специалисты, преподаватели, докторанты, аспиранты и студенты образовательных учреждений любой ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы, руководители и специалисты

Другие похожие документы..