Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Правовая защита информации разного рода в истории России осуществлялась через введение карательных санкций в нормативно-правовые акты разного уровня ...полностью>>
'Решение'
Руководящий документЗащита от несанкционированного доступа к информации Часть 1. Программное обеспечение средств защиты информацииКлассификация по ур...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится 26 ноября 2008 года в 11 часов на заседании диссертационного совета Д 212.17.10 по защите диссертаций на соискание ученой степени до...полностью>>
'Документ'
проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов в администрации муниципально...полностью>>

Если ребенок дерется

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Если ребенок дерется

 Гораздо более типичным такое поведение является для мальчиков. Вероятно, это объясняется целым комплексом причин мужские гормоны, ожидаемые обществом модели поведения, более грубые игры. Девочки чаще выражают свою агрессию словом, выражением презрения, «отлучением» от себя. Прежде чем что-либо предпринимать, убедитесь, что это именно проявление агрессивности, а не просто игра или неумение объяснить свои желания.

Дети видят модели такого поведения на улице, в популярных телепередачах и переносят некоторые действия в свои игры.

Многие дошкольники еще не в состоянии полностью контролировать сильные чувства и ведут себя импульсивно, не могут осознать все возможные последствия своих действий.

Можно и нужно научить детей действовать по-разному в разных обстоятельствах: там, где нужно, уметь защитить себя, где нужно - уйти от драки.

Как предотвратить проблему

 Ограничьте время просмотра боевиков и сериалов, если не можете их исключить полностью.

Дайте ребенку возможность естественного конструктивного выхода энергии не запрещайте бегать, вволю кататься на велосипеде и роликах, строить дома из стульев и т. п.

Сделайте дома подобие боксерской груши.

Как справиться с проблемой, если она уже есть

 Если дети начинают драться или бороться в неподходящее время, скажите им: «Сейчас наступило время спокойно играть (собираться на прогулку, готовиться к обеду), а вот после вы сможете поборотъся, только возьмите матрац».

Договоритесь с ребенком о некоторых правилах борьбы:
не ставить подножку, не бить ногами и т. п.

Если ребенок отбирает игрушки и вещи у других, действуйте методом логических последствий: «Если ты отберешь игрушку у Кости, что может случиться дальше?»

Помогите ребенку осознать свое поведение. Как можно чаще, когда ребенок спокоен, давайте ему знать, что его поведение улучшается: «Видишь, ты можешь без кулаков объяснить другим, что хочешь, и дети принимают твои идеи. Наверное, сейчас ты гордишься собой». 

 

Агрессивный ребенок

 

Агрессивный ребёнок

 

Злой, агрессивный ребёнок, драчун и забияка – большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, "гроза" дворов, но и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет приласкать и пожалеть. Детская агрессивность – признак внутреннего эмоционального неблагополучия, комплекс негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты.

Такие дети используют любую возможность, чтобы толкать, бить, ломать, щипать. Их поведение часто носит провокационный характер. Чтобы вызвать ответное агрессивное поведение, они всегда готовы разозлить маму, воспитателя, сверстников. Они не успокоятся до тех пор, пока взрослые не "взорвутся", а дети не вступят в драку. Например, такой ребёнок будет сознательнее одеваться медленнее, отказываться мыть руки, убирать игрушки, пока не выведет маму из себя и не услышит её крик или не получит шлепок. После этого он готов заплакать и, только получив утешение и ласку от мамы, успокоится. Не правда ли очень странный способ получения внимания? Но это для данного ребёнка единственный механизм "выхода" психоэмоционального напряжения, скопившейся внутренней тревожности.

 

В нашей жизни, к сожалению, происходит много событий, которые сами по себе могут ожесточить, озлобить, довести до отчаяния и вызвать негативные переживания. Дети чётко улавливают настроения окружающих. Поэтому родителям не стоит при ребёнке допускать обсуждение неприятностей, смотреть передачи про катастрофы и фильмы про убийство и безысходность, оценивать отрицательно поступки других, укорять и угрожать расправой обидчикам. Подобные проявления своего недовольства и обиды являются не лучшим примером для подражания и бумерангом могут вернуться в семью в "исполнении" ребёнка. Взрослые не должны удивляться, почему их ребёнок слово в слово повторяет их ругательные выражения, находится в позиции постоянного сопротивления и неприятия окружающих его людей и событий. Если вы стали замечать, что ваш ребёнок наэлектризован злостью, обзывается, дерётся, обижает и жестоко относится к животным, то первое, что вы должны сделать, это задать себе вопросы:

Когда это началось?

Как ребёнок проявляет агрессию?

В какие моменты ребёнок проявляет агрессию?

Что явилось причиной агрессивности?

Что изменилось в поведении ребёнка с того времени?

Что на самом деле хочет ребёнок?

Чем вы реально можете ему помочь?

 

Причины агрессивности почти всегда внешние: семейное неблагополучие, лишение чего-то желаемого, разница между желаемым и возможным. Поэтому работу с агрессией своего ребёнка необходимо начать с самостоятельного анализа внутрисемейных отношений. Это будет главным шагом в решении существующей проблемы.

 Обнаружив у своего ребёнка признаки агрессивного поведения, поиграйте с ним в игры, представленные ниже. Это можно сделать в кругу семьи, при участии близких родственников (братья, сёстры), а также с друзьями своего ребёнка.

 Самое главное – попробуйте раскрепоститься сами, отдайтесь игре, ведь ребёнок непременно почувствует вашу искренность и оценит это.

 "ВЫБИВАЕМ ПЫЛЬ"

 (для детей с 4 лет)

Каждому участнику даётся "пыльная подушка". Он должен, усердно колотя руками, хорошенько её "почистить".

 "ДЕТСКИЙ ФУТБОЛ"

 (для детей с 4 лет)

Вместо мяча – подушка. Играющие разбиваются на две команды. Количество играющих от 2-х человек. Судья – обязательно взрослый. Играть можно руками и ногами, подушку можно пинать, кидать, отнимать. Главная цель – забить в ворота гол.

 Примечание: взрослый следит за соблюдением правил – нельзя пускать в ход руки, ноги, если нет подушки. Штрафники удаляются с поля.

 "ЧАС ТИШИНЫ И ЧАС “МОЖНО”"

 (для детей с 4 лет)

 Договоритесь с ребёнком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребёнок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час "можно", когда ребёнку разрешается делать почти всё: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей и висеть на них и т.д.

 Примечание: "часы" можно чередовать, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье.

 "ПАДАЮЩАЯ БАШНЯ"

 (для детей с 5 лет)

 Из подушек строится высокая башня. Задача каждого участника – штурмом взять её (запрыгнуть), издавая победные крики типа:

  "А-а-а", "Ура!" и т.д. Побеждает тот, кто запрыгивает на башню, не разрушив её стены.

 Примечание:

 · Каждый участник может сам себе построить башню такой высоты, которую, по его мнению, он способен покорить.

 · После каждого штурма "болельщики" издают громкие крики одобрения и восхищения: "Молодец!", "Здорово!", "Победа!" и т.д.

 

"ШТУРМ КРЕПОСТИ"

 (для детей с 5 лет)

Из попавшихся "под руку" небьющихся предметов строится крепость (тапки, стулья, кубики, одежда, книги и т.д. – всё собирается в одну большую кучу). У играющих есть "пушечное ядро" (мяч). По очереди каждый со всей силой кидает мяч во вражескую крепость. Игра продолжается, пока вся куча – "крепость" - не разлетится на куски. С каждым удачным попаданием штурмующие издают громкие победные кличи.

 "РУГАЕМСЯ ОВОЩАМИ"

 (для детей с 5 лет)

 Предложите детям поругаться, но не плохими словами, а … овощами: "Ты – огурец", "А ты – редиска", "Ты – морковка", "А та – тыква" и т.д.

 Примечание: Прежде, чем поругать ребёнка плохим словом, вспомните это упражнение.

 "ПО КОЧКАМ"

 (для детей с 5 лет)

 Подушки раскладываются на полу на расстоянии, которое можно преодолеть в прыжке с некоторым усилием. Играющие – "лягушки", живущие на болоте. Вместе на одной "кочке" капризным "лягушкам" тесно. Они запрыгивают на подушки соседей и квакают: "Ква-ква, подвинься!" Если двум "лягушкам" тесно на одной подушке, то одна из них прыгает дальше или сталкивает в "болото" соседку, и та ищет себе новую "кочку".Примечание: взрослый тоже прыгает по "кочкам". Если между "лягушками" дело доходит до серьёзного конфликта, он подскакивает и помогает найти выход.

 

"ЖУЖА"

 (для детей с 6 лет)

 "Жужа" сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг неё, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до неё, щекочут. "Жужа" терпит, но когда ей всё это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за "обидчиками" вокруг стула, стараясь отхлестать их полотенцем по спинам.

 

Примечание: взрослый следит за формой выражения "дразнилок". Они не должны быть обидными и болезненными.

Как увлечь ребенка рисованием?

     Рисование для детей – это чудо–занятие. Рисование – это развитие мелкой моторики, творчества, фантазии, воображения, выражение своего видения мира.

     Как же увлечь ребенка рисованием?

В последнее время стало популярным предоставлять ребенку свободу самовыражения. Беспокоясь о том, как бы не помешать развитию творческих способностей у малыша, родители даже не пытаются обучать ребенка рисованию. Вместо того ребенку предоставляют все необходимые материалы – бумагу, раскраски, наборы карандашей, фломастеров, красок и кистей – и позволяют рисовать что и как ему вздумается.

     Годовасик весело окунает ладошку в пальчиковые краски, двухлетка осваивает фломастеры. Это всё очень хорошо. Но дети хотят научиться рисовать. Пока есть интерес, ребенок будет повторять свои попытки изобразить что-нибудь, а потом просто «остынет».
    Если в ответ на просьбу к маме «пойти порисовать» ребенок получает отказ или слышит в ответ «давай, нарисуй что-нибудь сам», то это занятие ему скоро наскучит. Если же мама с готовностью будет рисовать каждый раз одинаковый домик или однотипного человечка, такие уроки рисования также вряд ли увлекут ребенка.

    Как же правильно поступить? Учить малыша стандартным приемам рисования или позволить ему попытаться научиться самому? Как учить ребенка рисовать?

Как всегда, истина находится посредине.

    Этапы обучения ребенка рисованию

    Знакомство с миром красок и форм хорошо начать с пальчиковых красок. Порисуйте пальчиками и ладошкой, посмотрите, чьи следы больше – мамины или детки, попробуйте смешивать краски. Но следите, чтобы малыш не смешал все краски в одну, иначе вы получите бурую массу, работать с которой просто бессмысленно.

     Дети начинают рисовать предметные рисунки только после освоения фразовой речи, т.е. не ранее двух – трех лет. На этой стадии «каракулей» ребенок учится проводить линии, удерживать кисточку или карандаш в руке. На улице можно осваивать «каляки-маляки» с помощью мелков и уголька.

     Ближе к полутора – двум годам познакомьте ребенка с простыми геометрическими фигурами – кругом, линией. Малыш уже может рисовать ритмичные линии, спирали, круги.

     Следующая стадия – человечки. Да-да, те самые, из разряда «палка, палка, огуречик». Кружочек, символизирующий голову, и палочки, вместо рук, ног и туловища. После освоения человечков, дети принимаются изображать домики, облака, цветы, котов или собак, машины. Отчасти, малыши выбирают именно эти объекты, потому что родители учат рисовать именно их. «Что же мы нарисуем?» – думает мама и выдает то, что её проще всего изобразить самой из знакомых ребенку предметов.

    Если вы готовы уделить своему ребенку полчасика времени, но не умеете рисовать, на помощь вам придут многочисленные пособия, обучающие рисованию простых предметов и сюжетов. Такие «самоучители» для родителей и детей можно купить в книжных магазинах, можно скачать в интернете.

Для примера, предлагаю вам несколько простых пошаговых схем создания рисунка.

Рисуем одуванчик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисуем яблоко.

 

Рисуем сказку. Колобок.

 

 

Рисуем сказку. Заяц и ёж.

 

 

Детские страхи: откуда они?

 

Детские страхи: откуда они?

 

Лучшее средство профилактики детских страхов - взаимопонимание родителей и детей. А это возможно только в том случае, если родители понимают причины происходящих в детях возрастных перемен и в соответствии с ними меняют свое отношение к детским проблемам.

Профилактику детских страхов следует начинать с того момента, когда вы узнаете о беременности. К сожалению, ребенок переживает все стрессы матери вместе с ней. Поэтому очень важно, чтобы будущая мать находилась в гармоничной атмосфере, чтобы ничто ее не пугало и не тревожило. Дети с повышенным уровнем тревожности рождаются у родителей, для которых они не были желанными, или у очень занятых родителей. Если у вас ответственная работа, сдача экзаменов, защита диссертации, а то и просто началось выяснение отношений, что требует не меньше нервных затрат, чем все вышеперечисленное, то этим можно заниматься чуть ли не до самых родов. Самый хороший совет, как ни странно, дал будущей матери один западный комик. Он рекомендовал на все девять месяцев беременности вставить в глаза линзы с розовым фильтром и специальные ушные фильтры, чтобы слышать и видеть только приятное, смотреть в будущее со спокойной уверенностью и радостно ожидать появления самого дорогого существа, растущего внутри нее благодаря волшебству любви.

 

Для спокойствия ребенка очень важно, чтобы родители и другие лица, имеющие отношение к воспитанию ребенка, выработали единые правила. В противном случае ребенок никак не может понять, что можно, а что нельзя, поскольку, например, с папой можно есть мороженое на улице зимой, а с мамой почему-то нет. С бабушкой нельзя носиться по дому и перепрыгивать через стулья, зато с дедом можно прыгать на диван даже со шкафа. В общем, никак не понять этих взрослых. Соответственно, и другие запрещенные вещи ребенок постарается попробовать сделать, как только окажется вне поля зрения взрослого, который говорит, что этого делать нельзя.

 

Выросший в подобной обстановке Илья в 6 лет научился зажигать спички. Мама с бабушкой хором сказали, что со спичками играть нельзя. Отец сказал, что зажигать спички можно только в его присутствии. Пока родители смотрели телевизор в комнате, Илья с увлечением зажигал спички на кухне. Потом он вспомнил, что у него есть счастливый автобусный билетик и что билетик надо непременно сжечь, а иначе загаданное желание не исполнится. Он взял билетик и поджег его. Но билетик стал жечь пальцы, и Илья бросил его. Билетик упал на стол, скатерть загорелась. Илья очень испугался. Он хотел бежать к родителям, но испугался, что его станут ругать. А еще он испугался огня. Мальчик стоял в оцепенении, как кролик перед удавом, и с ужасом смотрел на разгорающийся пожар. К счастью, отец почувствовал запах гари, вышел на кухню и сумел потушить пламя.

 

Идеальный вариант профилактики страхов - участие отца в детских играх, его присутствие в то время, когда дети учатся ходитъ. Отцы, как правило, более спокойно относятся к неизбежным падениям. Хорошо, если оба родителя одинаково ведут себя в этой ситуации достаточно хладнокровно.

 

На одной и той же детской площадке играли дети лет трех-четырех. Они бегали, прыгали и лазали. Один мальчик запнулся и упал. Мама кинулась к нему с криком ужаса: "Ой, Сашенька, тебе больно? Как же ты упал? Не надо здесь бегать!" Ребенок немедленно заплакал, и плакал довольно долго. Во-первых, он испугался испуга матери. Во-вторых, кто же откажется пожалеть себя на публике? Тем более если не особенно и больно. Если бы ему было больно, он бы заплакал сразу, ему бы было не до зрителей. Нет сомнений в том, что этот Саша будет бояться не только бегать на площадке, но и всего, что может вызвать падение. Буквально через десять минут в такой же ситуации упала девочка. Ее мама отреагировала так: "Ну что, Алинка, полетела? Давай поднимайся и покажи мне ногу. Смотри-ка, как удачно: ни синяка, ни царапинки. Давай отряхнемся от песка, и можно играть дальше". Девчушка, не пискнув, помчалась дальше. Какие уж тут страхи! Падать - это так же естественно, как бегать!

 

Ребенка до 5 лет нежелательно оставлять на ночь одного в комнате. По крайней мере, мать должна быть с ребенком рядом в момент засыпания, почитать ему книгу, рассказать сказку, спеть колыбельную. Тогда у него безболезненно пройдет период, когда он особенно склонен бояться темноты, одиночества и закрытых пространств. Укладывать ребенка спать лучше всего в 9 вечера, ни в коем случае не позднее 10-ти.

 

За час перед сном надо перейти от энергичных активных игр к спокойному времяпрепровождению, иначе перевозбужденный ребенок просто не в состоянии будет уснуть. Точно также ребенок не сможет уснуть, если уложить его слишком поздно. Он будет одновременно испытывать и перевозбуждение, и усталость, а в результате ему может присниться какой-нибудь кошмар.

 

Лучшая профилактика страха засыпания и кошмарных снов - дать ребенку нагуляться и наиграться днем в активные игры, набегаться и напрыгаться. Тогда вечером он уснет, как только его голова коснется подушки. И если в комнате, где он спит, не будут выяснять отношения или смотреть фильмы ужасов, пусть даже и на минимальной громкости, то ребенок прекрасно выспится, встанет утром бодрым и в прекрасном настроении.

 

Самая большая ошибка, которую допускают взрослые, - попытка скрыть свои переживания от детей. Мы живем в неидеальном мире, и наша семья может быть далека от идеала. В день свадьбы мы думаем, что соединились навсегда, а через несколько лет одни пары по-прежнему души друг в друге не чают, а другие видеть друг друга не могут и подают заявление на развод. Предстоит ли вам развод или один из супругов страдает алкогольной зависимостью - ребенок не слеп и не глух, он может не понимать ситуацию до конца, но от этого страдает не меньше и нуждается в нашей помощи и поддержке. Те родители, которые находят в себе мужество и силы поговорить с ребенком, объяснить, что они собираются расстаться, но он, ребенок, в этом никак не виноват и с ним никто не разводится, избавляют ребенка от многих страхов. Особенно хорошо, если родители не обвиняют друг друга, а говорят, что папа хороший и мама хорошая, но с течением лет их интересы и взгляды на жизнь настолько разошлись, что они просто не могут жить вместе без конфликтов, а потому сочли за благо разойтись. Но при этом они оба продолжают любить своего ребенка, никогда не перестанут быть его родителями, не перестанут общаться с ним и заботиться о нем. Конечно, ребенку потребуется время, чтобы принять ситуацию, ему придется пережить не лучшие дни в своей жизни, но в результате он успокоится, и у него не будет причин для тревоги и страха.

 

Почти никогда не видят кошмарных снов и не страдают от навязчивых страхов дети, уверенные в себе и своих силах. Таких детей, конечно, могут критиковать и наказывать, но не забывают и хвалить. Родители с удовольствием подчеркивают их достижения, будь то первые пять шагов подряд без опоры и без падения, красиво нарисованная картинка или решенная задача. Дети постоянно слышат в свой адрес: "Молодец! Как у тебя хорошо получается!" Им доверяют такие "взрослые" дела, как ответ на телефонный звонок, передача денег водителю за проезд, мытье посуды или покупка упаковки сока. А потом благодарят за выполненное задание и радуются, что в доме есть такой помощник или помощница. На неудачах внимания не заостряют. Купил вместо апельсинового сока яблочный? Ничего, этот тоже вкусный, только в следующий раз будь, пожалуйста, внимательнее. Разбилась тарелка? К счастью! Ребенок ощущает себя сильным, умелым и полезным членом семьи. На такой почве страхи не растут, а если и появляются какие-то случайные, ветром занесенные, то чахнут на корню.

 

Меньше подвержены страхам дети, которым родители дают свободу, в том числе и свободу принятия решений, с которыми проводят достаточно много времени, играют, ходят на прогулки, в театры, парки аттракционов, которых принимают и любят такими, какие они есть, со всеми их недостатками и несовершенствами.

 

Работа со страхами

 

Самое важное - не отмахиваться от детских страхов, а относиться к ним с вниманием и пониманием.

 

Ребенок не перестанет бояться темноты, даже если вы сто раз повторите ему, что в квартире нет ничего опасного и страшного. Ему страшно, и точка. Никакая логика тут не поможет, страх иррационален по своей природе. Если ребенок боится привидений и поэтому не может заснуть, приобретите на рынке пару симпатичных веников (в хозяйстве пригодятся - не дома, так на даче) и вечером уточните у малыша, где именно прячется привидение. Скорее всего, оно прячется в большом шкафу. Откройте шкаф, старательно "поработайте" там веником, приговаривая: "А ну-ка, противное привидение, выходи из шкафа и улетай из нашего дома, не то мы тебя вениками отшлепаем! И не вздумай возвращаться!" Попросите ребенка помочь, а когда он подключится, не забывайте повторять: "Не смей пугать моего сыночка (доченьку), живи себе в лесу, а тут наш дом, тут тебе не место!" Выметите вениками подоконник, откуда "улетело" привидение, закройте окно и уверенно скажите: "Видишь, малыш, как оно нас напугалось? Это потому что у нас волшебные березовые веники. Теперь ты можешь засыпать спокойно: привидение к нам ни за что не вернется: мы подоконник вымели, и оно дорогу забыло".

 

Если ребенка мучают ночные кошмары и он просыпается с криком ужаса, конечно, мы подойдем к нему, успокоим, скажем, что это всего лишь сон. Но будить ребенка, пока он не проснулся сам, НЕЛЬЗЯ. Глубокий сон подобен гипнотическому трансу, резкий выход из него может сильно напугать, нарушить нервное равновесие. Если ребенок мечется на постели, кричит, плачет, но при этом не просыпается, не будите его и ни в коем случае не пытайтесь обнять и прижать к себе. Вы ведь не видите его сон. А что, если во сне ребенка преследует монстр и вот - вот его схватит? И тут очень "кстати" ваши объятья... Для него-то это все происходит во сне! Попробуйте поговорить с ребенком. Назовите его по имени, скажите: "Ниночка, папа рядом, все хорошо". Если ребенок вступит с вами в диалог, постарайтесь вести диалог "параллельно сну".

 

Семилетнему Сергею постоянно снились роботы - убийцы. Наконец однажды дед, который спал с ним в одной комнате, включился в сон, как в игру. Сергей кричал: "Робот! Робот!" Дед спросил его: "Где робот-то? Далеко или близко?" Мальчик ответил: "Сейчас схватит!" Дед вдохновенно продолжал: "Да ты смотри, Серега, он шатается... Так и есть, у него батарейки кончились!" Внук в ответ расхохотался: "Смотри, смотри, он в помойку завалился!" Сережа еще немного посмеялся - и дальше спал спокойно.

 

Если ваш сын кричит во сне: "У него автомат! Бежим!", можно попробовать вставить такую реплику: "Сынок, смотри, автоматчика гранатой накрыло, это наши на помощь пришли! Ура! Бой закончился, все спасены!" Вы можете не получить ответ, но достаточно будет того, что характер сновидения изменится, кошмар прекратится, и вы услышите спокойное сонное сопение. Тогда можете уснуть и вы.

 

Кошмарные сны чаще снятся впечатлительным, тонко чувствующим и эмоционально ранимым детям, склонным брать на себя ответственностъ за происходящее и вину за неудачи.

 

Лучше всего приниматься работать над детскими страхами, пока ребенок еще дошкольник. Младший школьный возраст также благоприятен для этой работы. У старшего возраста страхи закрепляются, наслаиваются один на другой, становятся перекрестными. В итоге мы зачастую с трудом разбираемся в том, где причина, а где следствие, что значительно усложняет работу по излечению детей от страхов.

 

Шестилетний Александр (именно так его называют в семье, всегда полным именем) - единственный ребенок в семье, к тому же поздний. На момент его рождения матери исполнилось 42 года, отцу - 49 лет. Родители стараются воспитывать ребенка "по последнему слову педагогической науки". Никаких бездумных игр, только развивающие. Никаких чрезмерных эмоций и проявлений чувств. Объятья и поцелуи относятся к категории "сюсюканья" и потому неприемлемы. Да и зачем все это, если растет мужчина? Мальчика постоянно критикуют как родители, так и бабушки с дедушками. Он всегда все делает не так и ничего не умеет. Всё это отражается в его рисунках.

 

Плывет Саша-Александр по морю на корабле. Корабль маленький, а под ним - огромные спруты, которые в любой момент могут напасть и потопить его. Таким образом, ребенок живет в постоянном страхе перед нотациями и наказаниями, причем далеко не всегда понимает, за что его ругают или наказывают. Он боится собственных родных, боится опять сделать что-то не так, боится вообще что-то делать. И боится всего окружающего мира, поскольку не ходит в детский сад и испытывает проблемы в общении со сверстниками и другими взрослыми.

 

Над избавлением от страхов Саши пришлось поработать всем его родным. К счастью, после беседы с психологом они пересмотрели свое поведение по отношению к ребенку и по-иному расставили акценты. Теперь они стараются, чтобы на каждое критическое замечание приходилось по три похвалы. Мальчика теперь называют и Сашей, и Сашенькой, и Шуриком, обнимают его и целуют, говорят, как любят его и дорожат им. Окунувшись в атмосферу любви и тепла, Саша стал постепенно оттаивать, но все еще не избавился от кошмаров, время от времени приходящих в его сны. Тогда дед, который, пока не вышел на пенсию, делал рисунки к книгам, стал рисовать вместе с внуком. Первое, что он нарисовал, - большой батискаф для отлова гигантских спрутов, мешавших плавать людям и кораблям. Изловленных спрутов нарезали на кусочки и приготовили из них вкуснейшие шашлыки. Людям эти шашлыки очень понравились, и они стали их заказывать во всех ресторанах и кафе. Спруты испугались, что их всех переловят на шашлыки, и уплыли в необитаемые морские глубины, подальше от людей. Теперь Саша рисует большие корабли, а под водой на его рисунках плавают симпатичные улыбающиеся рыбы. А когда семья отдыхала в Греции, он попробовал шашлык из осьминога и лично убедился в том, что все рассказанное и нарисованное дедом - чистая правда, а значит, можно ни о чем не беспокоиться.

 

Сложнее обстоит с исцелением от страхов, причиной которых стал испуг.

 

Автору рисунка "Зубастики", напоминающего кадр из известного фильма Спилберга, 6 лет. Знакомство с "зубастиками" Даня начал в полтора года, когда протянул руку для приветствия псу, сидящему на цепи. Собака восприняла этот жест по-своему. В результате - значительная кровопотеря, отделение реанимации в больнице и пять жутких шрамов на руке. К счастью, руку удалось спасти благодаря ювелирному мастерству врачей.

 

В 3 года и 8 месяцев активный Даня решил помочь деду на даче - ведь так приятно, когда тебя хвалят и называют помощником. Как-то раз дед, оставив бревно не распиленным до конца, решил немного отдохнуть. Даня взял пилу, чтобы "помочь" деду. На сей раз пострадала левая рука.

 

Когда Дане было чуть больше 4-х лет, родители взяли его с собой искупаться на залив. Никто не предполагал, что в песке лежит консервная банка - "зубастой" крышкой вверх. Не предполагали до тех пор, пока "везучий" Даня не наступил на нее, основательно порезав стопу.

 

Теперь Даня панически боится даже ножей, при виде собаки убегает куда глаза глядят, а в залив, реку или пруд его не затащишь никакой силой. Страхи от пережитого переросли в невроз, и Дане снятся кошмары, в которых злобные инопланетяне нападают на Землю, протыкая ее всякими острыми штуками и уничтожая на ней всякую жизнь. Это как раз один из неблагоприятных случаев, когда ребенок "оброс" комплексом страхов и нуждается в длительном лечении. Лечение в таких случаях не подразумевает прием фармацевтических препаратов. "Лекарства" от страха совершенно другие...

 

Дане потребовалось 3 года, чтобы освободиться от страхов. Сначала родители перестроили свое отношение к страхам сына. Они перестали говорить ему, чтобы он не боялся, и называть его трусом. Вместо этого они показали, что понимают его страхи и сочувствуют. А потом подарили ему... крошечного щенка. Даня панически боялся собак, но щенок еще не собака, а маленькое и совершенно беспомощное существо, хотя и будущая немецкая овчарка. Даня вместе с родителями кормил щенка из соски, ходил с ним делать прививки, обучал правилам поведения в доме. Заодно и сам Даня избавился от страха перед прививками.

 

Потом стали водить щенка, которому Даня дал кличку Друг, в школу для собак. Собаку вел Даня, а отец их сопровождал. Уже через год Друг вымахал в солидную собаку и стал самым лучшим другом Дани. Мальчик вообще перестал бояться собак. Во-первых, он стал лучше понимать тонкости "жизни собачьей ". А во - вторых, стоило только какому-нибудь псу плохо посмотреть на Даню, Друг так на него рявкал, что бояться начинал уже этот пес.

 

Мама научила Даню аккуратно резать хлеб, так что обращение с ножом перестало быть для него проблемой, а ножницами он теперь с увлечением вырезает разные фигурки, соревнуясь с дедом. И пилы Даня также не боится, ему и кошмары больше не снятся "с ее участием". "Зубастики" мало-помалу ушли из Даниных рисунков, уступив место дружелюбно настроенным персонажам. А в воду мальчик входит след в след за отцом, чтобы быть уверенным, что ни на что острое не наступит.

 

Снимать страхи помогает игра. Когда ребенок встречается в игре с травмирующей его ситуацией, он относится к ней менее драматично, чем в реальной жизни. К тому же в игре у него есть возможность "примерить" на себя разные роли, в том числе и роль пугающего его персонажа. Ребенок приучается брать инициативу в свои руки, берет на себя ответственность за происходящее и самостоятельно принимает решения. В процессе игры он учится овладевать своими эмоциями. Смоделированная ситуация помогает ребенку найти решение проблемы вопреки страху, преодолеть страх, в нем пробуждаются азарт и воля к победе. Немалую роль играет и поддержка, предоставляемая другими участниками игры.

 

Необходимые условия для того, чтобы игра была успешной:

 

- не расписывать заранее роли, не давать разъяснений, как себя вести и что делать;

- всем участникам игры вести себя естественно и непосредственно;

- участвующие в игре взрослые ни в коем случае не должны вмешиваться в нее со своими советами и назиданиями;

- когда заканчивать игру и сколько нужно играть, диктует ребенок, ведь игра рассчитана именно на него.

 

Дети обожают фантазировать, и в работе над страхами этим стоит воспользоваться. Рассказанный и нарисованный страх выходит наружу, и получается "эффект Стивена Кинга", который писал свои жуткие рассказы с единственной целью - освободиться от кошмаров. Ребенок сам придумывает рассказ, и в его власти заставить персонажи действовать так, как ему хочется.

 

Придуманный рассказ помог Свете избавиться от ночных кошмаров с Бабой Ягой и Кощеем Бессмертным. Рассказ был о девочке, которая каждый раз во сне попадала в заколдованное царство ночью, когда злые волшебники бодрствуют и готовы ее съесть. Однажды девочка так боялась заснуть, что пролежала всю ночь с открытыми глазами и заснула только под утро. И попала она прямо в поросшую мхом избушку на курьих ножках, где жили - поживали дед Кощей и Баба Яга, под утро улегшиеся спать. Учуяли они человеческий запах и проснулись. Баба Яга кричит: "Кощей, хватай девочку! "

 

А Кощей на ночь все свои кости разложил, как мы складываем одежду перед тем, как лечь спать, и спросонья да в спешке никак не может собрать себя правильно: то у него череп на ноге оказывается, то рука на спине. Видит, что ничего не получается, и кричит Бабе Яге: "Яга, мне ее не схватить, съешь ее!" Баба Яга бросилась было к девочке, открыла рот... А зубов - то там и нет. Увидела девочка, что зубы Бабы Яги лежат на столе, схватила их и выбросила в окошко. Упали зубы, ударились о камень да все и рассыпались. Села Баба Яга, голову руками обхватила, плачет: "Ой, я несчастная, как же я теперь есть буду!" А Кощей так расстроился, что совсем рассыпался - просто в пыль. Девочка пожалела Бабу Ягу, договорилась с говорящей Коровой, чтобы та приносила Яге молочка и творожка. Баба Яга обрадовалась и стала доброй. А когда стала доброй, стала и красивой. Теперь она детей не пугает, а любит их и играет с ними в разные игры, а они угощают ее киселем и кашей.

 

Вместо заключения

 

Когда мы имеем дело с детскими страхами, необходимо иметь в виду, что ребенок живет настоящим моментом. Его эмоции сменяются достаточно быстро, но при этом они далеки от того, чтобы быть поверхностными. Ребенок ощущает и переживает всем своим существом, оттого его эмоции столь интенсивны и глубоки. Поэтому потеря любимой игрушки для маленького ребенка равносильна потере близкого человека, как бы кощунственно это ни звучало, и он переживает это как настоящую трагедию. Для него это событие и есть настоящая трагедия.

 

У ребенка нет нашего опыта жизни, ничто не подсказывает ему, что ситуация может измениться в лучшую сторону, что все в жизни преходяще. Для него каждое горе безысходно, пока он его переживает. А, пережив его, может о нем совершенно забыть.

 

Ребенку очень важно иметь возможность свободно выражать свои чувства. И если такая возможность у него есть, страхи приходят и уходят в соответствии с особенностями возраста. Если же ее нет, ребенок "обрастает" страхами, как днище корабля ракушками, и в какой-то момент тяжесть "ракушек" начинает со страшной силой тянуть ко дну, не дает ему выплыть. И здесь нужна наша "скорая помощь". Если ее не окажется рядом, личность ребенка может "искривиться", даже приостановиться в развитии.

 

Чтобы помочь ребенку, нужно видеть мучающие его страхи его глазами, а не глазами взрослого человека. Нельзя запрещать ему бояться, тем более бранить и подвергать наказаниям. Он и так уже напуган. Страх - это вовсе не проявление слабости, не вредность и не упрямство. Страх нельзя игнорировать, он вряд ли исчезнет сам по себе. Как говорил Сталин, "своих врагов надо знать в лицо". Так что лучше всего взглянуть страху в лицо, хорошенько его рассмотреть, понять причины его возникновения, проработать их и распрощаться со страхом.

 

Бессмысленно оберегать ребенка от грозящих ему опасностей и страхов, которые мерещатся тревожным родителям на каждом шагу. Ему предстоит жить в сложном мире, и чем раньше он начнет постигать его, тем лучше. Дети, которых чрезмерно опекают, чью самостоятельность ограничивают, исходя из принципа "как бы чего не вышло", живут в иллюзорном мире и испытывают шок при первом же столкновении с реальной действительностью.

 

Ваня до 4 лет ничего особенно не боялся, но в 4 года попал в больницу. Мама не могла быть с ним, так как некому было присматривать за младшей сестрой, которой не исполнилось еще и 2-х лет. Так что мама навещала мальчика днем, а все остальное время, включая ночь, он был один в компании 3-х соседей по палате. После возвращения из больницы Ваня стал бояться темноты и категорически отказывался ложиться спать, если мама не сидела рядом в спальне. Первое время мама включала ночник и сидела с Ваней, пока он не засыпал. Потом стала укладывать его, оставлять ночник и приоткрывать дверь спальни, чтобы он слышал, как она в соседней комнате работает на компьютере. Месяца через два мама уже не включала ночник, но по-прежнему оставляла дверь приоткрытой, чтобы в спальню проникал свет и было слышно, как она работает или ходит по квартире. А через полгода все вошло в свою колею, страхи исчезли, потому что мама с самого начала отнеслась к чувствам сына с уважением, пониманием и сочувствием.

 

Как правило, страхи приходят и уходят с возрастом, не усиливаясь и не задерживаясь, если взрослые, рядом с которыми живет ребенок, уверены в себе, а в семье изо дня в день спокойная и стабильная обстановка.

Ребенок, ощущающий любовь взрослых, слышащий похвалы в свой адрес и уверенный в том, что получит поддержку в нужный момент, быстро "перерастает" свои страхи.

 



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Если ребенок Если вам не нравятся друзья ребенка

    Документ
    Прежде, чем начать действовать, попробуйте сказать самому себе, что вам не нравится. Возможно, дело не в личных качествах этих детей, а в вашем предубеждении против их родителей, окружения и т.
  2. "Защита прав и достоинства ребенка в семье "

    Доклад
    Одним из важнейших направлений сотрудничества школы и родителей является предупреждение нарушений прав ребенка в семье. Поэтому проблема, поднятая на собрании актуальна.
  3. Все статьи для журнала «Мой ребёнок»

    Документ
    Как помочь детям? (что значит – помогать детям: делать то, что для них трудно, за них; дать им инструкцию и проследить за исполнением; или дать возможность ребёнку найти выход самому).
  4. Психология семьи и больной ребенок

    Книга
    В книге собраны новые и классические исследования по психологии внутрисемейных отноше­ний. Читатель сможет познакомиться с трудами отечественных и зарубежных специалистов (психи­атров, психологов, педагогов, логопедов), чьи профессиональные
  5. Необходимость регулярного и как можно более раннего контроля за ходом психического развития ребенка давно признана в отечественной психологии

    Документ
    Предлагаемая вниманию читателей работа представляет собой попытку •систематического изложения некоторых основных вопросов, возникающих в практике индивидуального возрастно-психологического консультирования детей дошкольного и младшего

Другие похожие документы..