Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
Актуальність теми дослідження. Для України початок ХХІ ст. можна назвати часом відродження духовних цінностей людей та можливостей більш повно відсто...полностью>>
'Документ'
К участию в конференции приглашаются руководители, специалисты, преподаватели, докторанты, аспиранты и студенты образовательных учреждений любой ведо...полностью>>
'Задача'
Поступление налоговых и неналоговых доходов в бюджеты территорий снизилось на 10,7%, тогда как доходы областного бюджета за 4 месяца сократились на 4...полностью>>
'Документ'
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по г. Москва и Московской области подвело итоги работы за I полугодие 2009 г...полностью>>

Урок-исследование по окружающему миру в 3 классе. Тема : Полезные ископаемые

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Урок-исследование по окружающему миру в 3 классе.

Тема: Полезные ископаемые.

Цели: 1) Сформировать понятия «полезные ископаемые»; познакомить с

группами полезных ископаемых и их представителями; со свой-

ствами полезных ископаемых; их применением и способом

добычи; месторождением полезных ископаемых в Тверской обл.

и в нашем крае.

2) Воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

3) Развивать мышление, наблюдательность, умение обобщать мате-

риал, делать выводы, выделять главное, излагать мысли логически

верно.

Оборудование: Образцы полезных ископаемых, оборудование для опытов,

учебники, тетради, тесты, карта Тверской области, карта

нашего края.

Ход урока:

1. Организационный момент

- Сегодня мы проводим урок в научной лаборатории по изучению полезных ископаемых. Мы с вами – научные сотрудники. Я жду от вас интересных идей, активности, надеюсь на сотрудничество.

2. Постановка темы урока:

- Изучая полезные ископаемые, мы должны будем ответить на проблемный вопрос.

Проблема: «Можно ли обойтись без полезных ископаемых?»

Предметы исследования: полезные ископаемые.

Предположения: 1) да, можно; 2) нет, нельзя.

3. Знакомство с новым материалом.

- Итак, коллеги, переходим к теме урока. На этом уроке вы узнаете, что мы называем полезными ископаемыми, какими они бывают, узнаете их основные свойства, месторождения полезных ископаемых и для чего их добывают, какие полезные ископаемые добывают в нашей местности.

1) - А сейчас ответьте на вопрос: из чего строят дома, школы, заводы?

- А из чего делают автомобили, самолёты?

- Правильно. Для того, чтобы построить дом, нужно много песка, цемента, известняка; чтобы сделать машины, станки, необходимы чугун, сталь, медь, алюминий. Но вот построили автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят. Что ещё нужно для них?

- Да, им нужно горючее, которое получают из нефти. Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий. Все эти вещества залегают на разной глубине в недрах земли и на её поверхности. Чтобы пользоваться этими богатствами, их необходимо добыть. Поэтому нефть, уголь, торф, песок и другие, необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с её поверхности, называют ископаемыми.

- А почему они полезные?

- Молодцы! А сейчас откройте учебники на с.48, найдите определение полезных ископаемых и запишите его в тетрадь на с.25.

2) - Все полезные ископаемые делятся на три группы: горючие, рудные (металлические) и нерудные (строительные). Мы будем знакомиться с полезными ископаемыми и делить их на группы.

(По ходу урока - показ образцов и заполнение таблицы.)

- Знаете ли вы, какие полезные ископаемые используют в качестве топлива?

- К горючим ископаемым относятся уголь, торф, нефть, природный газ. Всё это разные виды ископаемого топлива.

- А какое значение имеет топливо?

- При сжигании этих ископаемых образуется тепло. Оно необходимо для работы фабрик, заводов, отопления домов, приготовления пищи. Ископаемое топливо является ценным сырьём для химической промышленности. Например, из нефти делают вазелин, лекарства, мыло, пластмассы, бензин, керосин. А из каменного угля – краски, духи, также лекарства и пластмассы. Пластмассы делают и из природного газа.

- Поговорим о рудных полезных ископаемых. Многие из окружающих нас предметов сделаны из чугуна, стали, железа, которые не встречаются в природе в чистом виде. Эти металлы выплавляют из руды. Из железной руды - чугун, сталь, из медной – медь. Разведано 800 млрд. тонн железной руды.

- Посмотрите вокруг. Какие предметы сделаны из металлов?

- Молодцы. Перейдём к третьей группе.

- Как вы думаете, почему они называются строительными?

- Назовите полезные ископаемые, относящиеся к этой группе.

Физкультминутка.

3) Практическая работа (изучение свойств гранита).

- А сейчас мы познакомимся с гранитом. На полях, в лесах лежат огромные камни (валуны) – это гранит. Вы, наверное, видели, когда отдыхали летом на берегу рек и морей мелкую гальку. Это тоже гранит. Для того, чтобы хоть что-то сделать из гранита, необходимо знать его свойства. Сейчас мы проведём практическую работу. Поможет нам в этом инструкция.

1. Определить цвет.

2. Твёрдое или жидкое ископаемое?

3. Прочное или хрупкое?

4. Масса.

Заполнение таблицы в тетрадях.

4) Работа в группах.

Изучение свойств песка, глины, известняка, торфа, угля.

5) Выступление каждой группы.

6) Закрепление знаний, полученных в практической работе.

- А теперь всё обобщим и заполним кроссворд. Можно совещаться, помогать друг другу.

Проверка.

4. Добыча полезных ископаемых.

1) Чтение по учебнику (с. 50) с комментированием.

2) Дополнение: в карьере - песок, глину, известняк;

в шахте – уголь, руду;

в скважине – нефть, природный газ.

3) Словарная работа: месторождение, геолог.

4) Работа в тетрадях (с. 28 №5).

5. Работа с картой.

6. Закрепление изученного материала.

1) - С чем мы познакомились на уроке?

- Что мы называем полезными ископаемыми?

- На какие группы делятся полезные ископаемые?

- Где их применяют?

- Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае?

2) - Вернёмся к проблеме нашего урока. Так можно ли обойтись без полез-

ных ископаемых?

3) - Вспоминая наш урок, ответьте на вопросы теста.

Тест.

Какие из полезных ископаемых используют в строительстве?

а) песок, глину

б) гранит, торф

в) уголь, соль

Какие из полезных ископаемых служат топливом?

а) нефть, руда

б) уголь, торф

в) известняк, газ

Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

а) гранит, песок

б) уголь, руда

в) нефть, газ

Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых?

а) строители

б) геологи

в) шахтёры

7. Домашнее задание: прочитать в учебнике параграф «Полезные ископаемые», в тетрадях выполнить № 4, 7. Желающим подготовить сообщение об одном из полезных ископаемых.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса на 2011/12 учебный год

    Рабочая программа
    Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина
  2. Урок окружающего мира в 4 классе по теме: Русские на 6 континенте

    Урок
    2. Развивать память, умение систематизировать изученный материал, учить делать самостоятельный выбор из предложенных вариантов, оценивая свой уровень знаний, развивать интерес к предмету.
  3. Урок окружающего мира в 4 классе на тему: «Мордовия на карте России»

    Урок
    Но как любое исследование, а мы с вами именно будем изучать, исследовать родной край на протяжении нескольких уроков, необходима определенная последовательность, ваши знания, умения и желание.
  4. Рабочая программа по окружающему миру (умк «Перспективная начальная школа»)

    Рабочая программа
    Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования примерной программы по окружающему миру и на
  5. Рабочая программа по окружающему миру на 2011/2012 учебный год 1 класс

    Рабочая программа
    Предметная область «Естествознание, обществознание» реализуется средствами интегрированного предмета «Окружающий мир». В содержание курса интегрированы естественнонаучные, обществоведческие, исторические знания о человеке, природе,

Другие похожие документы..