Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Семинар'
Познакомиться со структурой занятий, формулировать ожидаемые результаты, мотивационные приемы, рефлексивные подходы, оцениванием при использовании ин...полностью>>
'Методичні рекомендації'
У 2011/2012 навчальному році викладання російської мови і літератури у 5-9 класах буде здійснюватися за Типовими навчальними планами загальноосвітніх...полностью>>
'Документ'
Регион проведения выставки-ярмарки «Экспо-Уголь 2010» - Кузбасс является главной базой Российской Федерации по твердому топливу. Здесь действуют 59 ша...полностью>>
'Документ'
Вік живи – вік учись… Але є люди, які налаштовані вчитися і люди, які не дуже переймаються навчанням («вченого вчити – лише псувати», «не вчіть мене ...полностью>>

Тема: «Вулканы и землетрясения»

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Тема: «Вулканы и землетрясения»

Цель: создать условия для формирования у школьников представления об образовании, строении, типах вулканов, значении вулканических извержений; землетрясениях и причинах их происхождения; продолжить формирование умения работать с картой

Тип урока: урок формирования новых знаний

Оборудование: стенная карта полушарий, атласы, мультимедиапроектор, экран.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Постановка целей и актуализация знаний

Вступительное слово учителя: тема сегодняшнего урока «Вулканы и землетрясения» (начало показа презентации 1-2 слайды). Каждый из вас видел по телевизору или в кино, как происходят эти природные явления. Что вы о них знаете?

– Что такое вулканы и землетрясения? Как они образуются? Какое строение имеют вулканы и какие бывают? Каково их значение в природе? Почему происходят землетрясения? На эти и другие вопросы мы ответим на сегодняшнем уроке.

I I I. Изучение нового материала.

1. Учащийся, получивший опережающее задание рассказывает о происхождении слова «вулкан»:

Древние народы считали, что извержение вулкана – это великий гнев богов.

В одном из древнегреческих мифов описан страшный поединок Зевса с Тифоном – чудовищем, олицетворявшем огнедышащие горы и землетрясения. Поднялся тифон из недр земли, диким воем сотряс воздух. Бурное пламя клубилось вокруг него, и земля дрожала под его ногами. Но смело кинулся бог-громовержец Зевс, и разгорелся бой. Земля и небо сотрясались до основания. Сотнями сыпались огненные стрелы-молнии Зевса, казалось, что от огня горит воздух и даже темные грозовые тучи. Рухнул Тифон на землю, Зевс поднял врага и кинул в мрачный Тартар. Но и в Тартаре грозит Тифон богам и всему живому, вызывая бури и извержение вулканов.

Известен и знаменит у греков бог – Гефест – искусный мастер, покровитель кузнечного дела. Древние греки считали, что живет он на острове Гиеру в Средиземном море и в глубине горы, над которой всегда клубился дым, кует оружие.

У древних римлян бог огня и кузнечного дела тоже сначала назывался Гефестом, но затем был переименован в Вулкана.

В Тирренском море, недалеко от Италии есть небольшой остров Вулкано. Еще в незапамятные времена люди видели, как из вершины этой горы вырывались облака черного дыма, мерцал огонь и в небо, взлетали раскаленные камни. На этом же острове, по их предположениям, находились владения бога огня и кузнечного ремесла – Вулкана. Он устроил на острове свою кузнецу и ковал стрелы для Дианы, громовые молнии Юпитеру, Доспехи Гераклу, щит Ахиллу… А дым и огонь, вырывавшийся с вершины горы, по мнению древних римлян, свидетельствовал о том, что Вулкан раздувает мехами свой горн. Он ударяет молотом по наковальне, и с горы доносится глухой рокот и лязг. С тех пор и начали люди называть огнедышащие горы – вулканами.

2. Что же такое вулкан? (показ 4-х слайдов с изображением конуса вулкана)

Как вы можете сформулировать понятие? Вулкан – это …. (демонстрация слайда)

Вулкан – (от лат. Vulcanus – огонь, пламя), геологическое образование возникающее над каналами и трещинами в земной коре, по которым на земную поверхность извергается лава, пепел, горячие газы, пары воды и обломки горных пород.

Вулканы – это горы, обычно правильной формы, извергающие лаву.

Процесс, при котором магма поднимается из недр, прорывая земную кору, изливается на поверхность, называется вулканизмом (демонстрация слайда)

Продуктами вулканических извержений являются: (демонстрация слайда)

Газы.

Водяной пар.

Сероводород.

Вулканический пепел.

Вулканические бомбы.

3. Строение вулкана (на экране слайд презентации )

Вниманию ребят представлен рисунок – строение вулкана. Учитель дает описание каждой части вулкана, а в хорошо подготовленном классе можно задать вопросы, ответы на которые ребята формулируют сами.

Кратер – отверстие на вершине вулкана. Диаметр бывает от нескольких десятков метров, до двух и более километров.

Жерло – канал, по которому поднимается магма.

Очаг вулкана – расположен в глубине земли.

Лава – излившаяся на поверхность магма. Температура 750 – 1250оС. Скорость течения 300 – 500 метров в час.

4. Виды вулканов (показ слайдов)

Действующие – вулканы, которые извергались в наши дни или в историческое время. (На Камчатке).

Спящие – об их деятельности не сохранилось сведений, но иногда они начинают действовать (например, Эльбрус)

Потухшие – бездействуют много тысяч лет. (Крым, Забайкалье).

5. Чем опасны вулканы и каково их значение в природе?

Учащийся, получивший опережающее задание, рассказывает об опасностях вулканических извержений:

(демонстрирутся слайды «Последний день Помпеи» К. Брюллова и Значение вулканов).

В 62 г. сильные подземные толчки потрясли города, расположившиеся вокруг Везувия, частично разрушив Помпеи, Геркуланум, Стабию, Неаполис, Нукерию. Землетрясение было описано Сенекой и Светонием. Последний сообщил, что император Нерон, находившийся в этот момент в Неаполе, несмотря на сильные подземные удары не прекратил пение.

Землетрясения продолжались с нарастающей частотой и в последующие годы. Они, как мы теперь понимаем, свидетельствовали о продвижении магмы к поверхности и возможном скором извержении Везувия. Однако в то время нависшей угрозы, по-видимому, никто не ощущал. Жизнь шла своим чередом.

24 августа, около 2 часов пополудни над Везувием начало быстро подниматься гигантское облако белого цвета с бурыми пятнами. Оно росло и на высоте растекалось в стороны, напоминая крону средиземноморской сосны - пинии. Вблизи вулкана слышался страшный грохот, и происходили непрерывные подземные толчки, ощущавшиеся и примерно в 30 км. Плиний Младший писал, что тряска была настолько сильной, что повозки кидало из стороны в сторону, с домов обваливалась черепица и рушились статуи и обелиски.

Начало взрыва - появление белого облака - соответствовало выбросу каменной пробки из древнего закупоренного жерла, когда давление газов в магме превысило прочность горных пород. Магма, верхняя граница которой находилась вблизи основания вулкана на уровне моря, из-за резкого падения давления начала как бы «вскипать». За счет мгновенного расширения газов верхний ее слой превращался в пемзу, а снизу уже поступала новая порция магмы. Вскипающий со взрывом расплав в жерле вулкана можно сравнить с работой реактивного двигателя, из которого с огромной силой и скоростью выбрасываются раскаленные газы. Бешено рвущаяся из недр вулкана газовая струя выносила с собой огромное количество обломков пемзы. За 10 - 11 час. непрерывного извержения столб выброшенной пемзы достиг высоты 20 км, и каждый час на поверхность почвы выпадал слой лапиллей (угловатых и округлых "шариков" диаметром 1 - 3 см) в 15 - 25 см.

Именно этот первый, чрезвычайно мощный, замедленный взрыв и дал основную массу пемзовых обломков, максимум которых мощностью более 2.5 - 2.7 м выпал в окрестностях Помпей. Судьба распорядилась так, чтобы в этот день дул северный ветер (хотя уже на следующие сутки его направление изменилось). К востоку от города и в районе современного Сорренто толщина пемзовых туфов не превысила 10 см. Поскольку взрыв был "растянутым", многие жители успели уйти из Помпей в более безопасное место.

Все это происходило днем 24 августа,

Насыщенная газами при выходе из верхней части жерла, магма в виде палящих туч была выброшена со склонов вулкана. Именно такая горячая туча "задушила" еще оставшихся в городе жителей. При раскопках города были сделаны гипсовые слепки пустот в пемзовой толще, засыпавшей Помпеи, которые показывают нам позы людей, скончавшихся от удушья.

В это же время на западных склонах вулкана шли сильные ливни, которые во время извержений случаются часто. Рыхлые пепловые и пемзовые толщи на склонах, "насытившись" водой, ринулись вниз мощными грязевыми, по-видимому, горячими потоками - лахарами. Три таких потока, следовавших один за другим, накрыли город Геркуланум, располагавшийся на берегу моря, в мгновение ока уничтожив все живое. Современные раскопки показали, что люди были застигнуты врасплох. Вверх по склону от современной железнодорожной станции Эрколано можно видеть серую, мрачноватую, бугристую поверхность таких грязекаменных потоков, принесших смерть процветавшему городу. Утром 25-го, от 6 до 9 час, последовало несколько новых мощных взрывов Везувия, давших пеплы и пемзовые лапилли, общей мощностью более 1 м. Они окончательно погребли Помпеи и другие селения.

26 августа извержение затихло.

За два дня плодородная, богатая земля окрестностей Везувия превратилась в серую безжизненную пустыню. Города, засыпанные пемзой, погребенные под грязевыми потоками, постепенно стали зарастать лесом, исчезнув даже из памяти людей почти на 1700 лет, пока случайно, в конце XVI в., архитектор Фонтана, копая колодец около Сарно, не нашел остатки стены и обломки фресок.

6. Учащийся, получивший опережающее задание, рассказывает о значении вулканов в природе: (демонстрируется слайд)

Образование пород вулканического происхождения-базальта и туфа.

Образование теплых и минеральных источников

На Камчатке работает электростанция, использующая пар, который поднимается по скважинам с больших глубин.

7. Физкультминутка

8. Зарождение землетрясений

Землетрясения – это подземные толчки и колебания земной поверхности. Землетрясения зарождаются глубоко в недрах земной коры (демонстрируется слайд).

Внешняя оболочка нашей планеты состоит из находящихся в движении тектонических плит. Большинство крупных землетрясений происходит в земных глубинах, на краях тектонических плит, когда эти плиты меняют свое положение не постепенно, а резко, под воздействием силы, которая давит на их края, проламывает горную породу и сдвигает участки земной тверди (демонстрируется слайд).

Накопившаяся энергия выбрасывается в виде подземных толчков различной мощности. Землетрясения случаются по всему миру, но чаще происходят неподалеку от краев тектонических плит. Особая сейсмическая активность присуща разлому Сан-Андреас, который простирается вдоль юго-западного побережья США.

Линии разломов представляют собой гигантские трещины. Они могут тянуться на несколько километров по земной поверхности или под землей. Землетрясения происходят при перемещении горных пород по линии разлома вследствие избыточного давления, возникающего при столкновении тектонических плит.

Место возникновения толчков называется очагом землетрясений. Они располагаются на глубине от 5 –10 км до 500 – 600 км. Расположенный над очагом землетрясения участок – эпицентр землетрясения (рис. в учебнике).

9. Изучение и предсказание землетрясений.

Можно ли как-то предсказать эти опасные природные явления?

Предвестники землетрясения.

Некоторые особенности в поведении животных могут подсказать человеку, что приближается землетрясение. Чувствуя неизбежные земные толчки. Собаки воют, беспокойно ведут себя аквариумные рыбки, лошадь может понести, а птицы беспокойно описывают в небе круги, кошки покидают территорию, предполагаемого эпицентра землетрясения. Так, жители одного китайского города в 1975 году обратили внимание на странное поведение животных и вовремя оставили свои дома - через несколько часов случилось землетрясение.

Ученые стали обозначать на картах сейсмически активные участки земной поверхности до того, как поняли природу землетрясений. Сейчас созданы станции сейсмического наблюдения. Ученые в опасных зонах берут пробы воды из колодцев и скважин, определяют количество радона. Самым точным прибором для обнаружения приближения землетрясения является сейсмограф.

Что такое сейсмограф? (демонстрация слайда).

Сейсмограф состоит из маятника, например стальной горки, которая на пружине или тонкой проволоке подвешена к стойке, прочно закреплённой в грунте. Маятник соединён с пером, чертящим непрерывную линию на бумажной ленте. При быстрых колебаниях почвы бумага сотрясается вместе с ней, маятник же с пером по инерции остаются неподвижными. На бумаге появляется волнистая линия, отражающая колебание почвы. Кривая на бумажной ленте, укреплённой на медленно вращающемся барабане под наносящим линию пером, называется сейсмограммой.

Для определения силы землетрясений используется специальная шкала: шкала Рихтера , а для определения интенсивности разрушений – шкала Меркалли.

Шкала интенсивности землетрясений (по Рихтеру)

Балл

Краткая характеристика

1

Колебания почвы отмечаются приборами

2

Ощущаются в отдельных случаях людьми, находящимися в спокойном состоянии

3

Колебания ощущаются немногими людьми

4

Колебания ощущаются многими людьми. Возможно дребезжание стекол

5

Качание висячих предметов. Многие спящие просыпаются

6

Легкие повреждения в зданиях

7

Трещины в штукатурке и откалывание отдельных кусков, тонкие трещины в стенах

8

Большие трещины в стенах, падение карнизов, дымовых труб

9

В некоторых зданиях обвалы - обрушение стен, перекрытий, кровли

10

Обвалы во многих зданиях. Трещины в грунтах шириной до 1 м

11

Многочисленные трещины на поверхности Земли, большие обвалы в горах

12

Полное разрушение. Волны на поверхности грунта. Значительные изменения рельефа

IV. Закрепление. Викторина (демонстрация слайдов с вопросами викторины)

Ответы детей на вопросы викторины.

  1. Сложный процесс, при котором магма поднимается из недр земли, прорывая земную кору, изливается на поверхность? (Вулканизм)

  2. Что такое лава? (Излившаяся на поверхность магма)

  3. Что такое кратер вулкана? (Впадина, находящаяся на вершине вулкана)

  4. Что такое жерло? (Канал, по которому поднимается магма)

  5. Назовите продукты вулканических извержений? (Газы, водяной пар, сероводород, углекислый газ, вулканический пепел, вулканические бомбы, частицы горных пород)

  6. Виды вулканов? (Действующие, спящие, потухшие)

  7. Что вы знаете из истории землетрясений?

  8. Что такое землетрясение, почему оно происходит?

  9. Назовите и покажите на карте наиболее сейсмоактивные районы.

  10. Как вы понимаете определения очаг и эпицентр землетрясения?

  11. Каким прибором измеряется сила и направление землетрясения?

  12. Покажите на карте основные пояса землетрясений.

  13. Приведите примеры наиболее разрушительных землетрясений.

  14. Что представляет собой шкала интенсивности землетрясений (шкала Рихтера) и шкала интенсивности разрушений (шкала Меркалли)?

  15. Чем опасны землетрясения, и каковы их последствия?

  16. Перечислите основные способы снижения ущерба от землетрясений.

  17. Расскажите порядок действий при заблаговременном оповещении о землетрясении.

  18. Расскажите правила поведения, если вы оказались в завале.

  19. Расскажите о правилах поведения после землетрясения.

Задания учащимся: «Показать на карте…» (демонстрация слайдов)

V. Итог урока.

Учитель.

  • О каких природных объектах и явлениях шла речь на уроке? (Вулканы и вулканизм)

  • Что новое вы узнали о вулканах?

Рефлексия.

Учитель, Спасибо всем за работу. Выставление отметок.

VI. Домашнее задание. Прочитать §17,18 и ответить на вопросы. На контурную карту нанести все вулканы, о которых идет речь в тексте параграфа. Уметь называть и показывать их на карте.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Тема урока природоведения: последствия движений литосферы, их влияние на безопасность и жизнедеятельность людей

    Урок
    Оборудование: картина К.Л.Брюллова «Последний день Помпеи», физическая карта мира, картины и фотографии вулканов, таблицы «Первая помощь при ожогах» и «Первая помощь при травмах», шины, бинты, рентгеновские снимки.
  2. План-конспект урока по теме: «Подвижные участки земной коры. Образование вулканов.»

    План-конспект
    * Образовательные: познакомить детей с новыми понятиями: очаг землетрясения, эпицентр, жерло, кратер, магма, лава, сейсмограмма, сейсмические области; рассказать о работе прибора сейсмографа,
  3. Конспект урока по географии (7 класс ) : Тема : Влияние неустойчивых участков земной коры на безопасность и жизнедеятельность людей

    Конспект
    Ребята ,мы изучили все материки. Мы рассматривали стихийные бедствия, происходящие там, узнали, какую опасность они несут людям, и как с ними бороться.
  4. Реферат по теме: «Гражданская оборона»

    Реферат
    5.Мероприятия, проводимые для повышения устойчивости работы машинных парков и топливно-энергетических комплексов в мирное время и при угрозе нападения.
  5. Крутько Людмила Дмитриевна, учитель географии первой категории. Тема урок

    Урок
    Оборудование: мультимедийные средства, компьютерное оборудование, макет вулкана, физическая карта полушарий, атласы, контурные карты, раздаточный материал.

Другие похожие документы..