Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Огромное количество райских кусочков суши, удобно расположившихся в индийском океане, объединено одним общим названием, ласкающим слух любому… Мальдив...полностью>>
'Урок'
- Дома вы прочитали рассказ К.г. Паустовского «Кот-ворюга». Сейчас вы покажете пантомимы, приготовленные дома. Все внимательно следят, и потом отыски...полностью>>
'Документ'
Площадь Нижегородского района составляет 67 кв.км. Численность населения района на 01.01.2010г. составляет 124 тыс. человек, в том числе мужчин 55,7 ...полностью>>
'Документ'
Ж. – И для начала, так сказать, вопрос в лоб. Нет, нет! Не надо мне давать сдачи, это просто выражение такое “Вопрос в лоб”. Ну, метафора, знаете, ка...полностью>>

Методическое письмо о преподавании иностранных языков в общеобразовательных учреждениях города москвы в условиях введения программы

Главная > Методическое письмо
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Московский институт открытого образования

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО
О ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ города МОСКВЫ

В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ПРОГРАММЫ

«СТОЛИЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – 5»

Москва

2008

 

Махмурян К.С., Корникова Г.А., Белоножкина Е.Г., Каплина О.В., Крючкова Т.Ю., Майдонова С.В.

Методическое письмо о преподавании иностранных языков в общеобразовательных учреждениях города Москвы в условиях введения программы «Столичное образование-5»– М.: МИОО, 2008, с.

Составители:

Махмурян К.С., зав. кафедрой иностранных языков МИОО, к.ф.н., профессор, Почетный работник общего образования РФ (разделы I, II, III, IV)

Корникова Г.А., зав. лабораторией иностранных языков МИОО, заслуженный учитель РФ (разделы II, V)

Белоножкина Е.Г, методист лаборатории ИЯ МИОО, Почетный работник общего образования РФ (разделы II, VI)

Каплина О.В., методист лаборатории ИЯ МИОО, Отличник просвещения РФ (раздел II)

Крючкова Т.Ю., методист лаборатории ИЯ МИОО, почетный работник общего образования (раздел VII)

Майдонова С.В., научный сотрудник кафедры ИЯ МИОО (приложение 2)

При составлении рекомендаций использовались материалы с федеральных и региональных порталов и сайтов:

www.obrnadsor.gov.ru – Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

www.mon.gov.ru- Официальный сайт Министерства образования и науки РФ

www.ed.gov.ru – Официальный сайт Федерального агентства по образованию РФ

www.edu.ru –Федеральный портал «Российское образование»

www.ege.edu.ru- Портал Единого государственного экзамена

www.vestnik.edu.ru – Журнал «Вестник образования

www.educom.ru – Официальный сайт Департамента образования города Москвы

www.mioo.ru – сайт Московского института открытого образования

 

МИОО, 2008

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Раздел I. Новые задачи и перспективы развития языкового образования города Москвы ………………………………………………………… 4

  2. Раздел II. Результаты основных проведенных мероприятий (Олимпиад и конкурсов) по иностранным языкам в городе Москве в 2007-2008 учебном году …………………………………………………………… 9

  3. Раздел III. Мониторинг и контроль. ………………………………………………….29

  4. Раздел IV. Подготовка к ЕГЭ по иностранным языкам. …………………………… 40

  5. Раздел V. Профильно-ориентированное обучение в школе. ………………………. 47

  6. Раздел VI. Технологии. ………………………………………………………………..56

  7. Раздел VII. Надомное обучение. …………………………………………………… 58

  8. Раздел VIII. Курсовая система на 2008-2009 учебный год. ……………………… 60

  9. Приложение 1. Перечни учебников по английскому, немецкому, французскому и испанскому языкам на 2008-2009 учебный год. ……………………………………. 66

  10. Приложение 2. Перечни учебников по японскому языку. ………………………… 70

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО

О ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ города МОСКВЫ

В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ПРОГРАММЫ

«СТОЛИЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 5»

Раздел I. НОВЫЕ ЗАДАЧИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Завершилась целевая программа «Столичное образование-4». Основной целью данной программы было формирование необходимых предпосылок, условий и механизмов для постоянного самообновления, модернизации образования г.Москвы в направлениях расширения его доступности, повышения качества и роста эффективности. В ходе реализации программы в области иностранного языка был осуществлен ряд мер по созданию правовых и экономических условий для последовательного решения задач, поставленных в программе. Так, В 2006 году вышел ряд важных документов, таких как новое «Положение об экспериментальных и инновационных площадках города Москвы»; приказ департамента образования №2338-РП «О расширении практики преподавания японского языка в государственных образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы системы образования города Москвы» от 15 ноября 2006 г.; приказ № 985-ПП «О мерах по повышению качества преподавания иностранного языка в государственных образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы системы Департамента образования города Москвы» от 12 декабря 2006 года; Методическое письмо о преподавании иностранных языков в общеобразовательных учреждениях города Москвы от 2006 г.; Методическое письмо о преподавании иностранных языков в общеобразовательных учреждениях города Москвы в условиях введения нового Московского регионального базисного учебного плана, 2007. В апреле 2007 года был утвержден Московский региональный Базисный учебный план (БУП) (приказ № 253 Департамента образования города Москвы), который начал действовать с сентября 2007 года. Данные документы дали возможность перейти к новому этапу - этапу устойчивого развития региональной системы изучения иностранных языков.

Появление новых региональных нормативно-правовых документов значительно повысили статус иностранных языков и способствовали улучшению условий их преподавания. Введение согласно новому варианту Московского БУПа иностранных языков со 2 класса, увеличение часов на иностранный язык в начальной школе, рекомендация о делении учащихся во многих школах на группы из 8-12 человек значительно расширили возможности повышения качества обучения иностранным языкам.

Однако обучение иностранным языкам в школе значительно улучшилось не только вследствие появления новых нормативно-правовых документов, но и благодаря изменению подходов к обучению иностранным языкам, переходу на личностно-ориентированную парадигму, внедрению учебников нового поколения и новых технологий обучения, построенных на компетентностном подходе. Повышению качества обучения способствовали также развитие автономии учащихся, создание в школах ресурсных центров, систематическое повышение квалификации учителей иностранного языка, ориентация на более полную интеграцию московской системы языкового образования в общемировое пространство.

Условиями вхождения московской системы языкового образования в европейскую являются знание 2 ИЯ, повышение уровня коммуникативной компетенции учащихся общеобразовательных школ с допорогового уровня (согласно шкале Совета Европы) на пороговый, как минимум, а в дальнейшем и на продвинутый пороговый уровень, участие в международных проектах и конкурсах, активное использование Интернета.

Всероссийские и региональные олимпиады по иностранным языкам, городские Интернет-олимпиады, конкурсы по многоязычию, результаты ЕГЭ свидетельствуют о высоком качестве московского образования в области иностранных языков. В Москве более 10 лет функционирует экспериментальная площадка «Языковое образование», формируется и развивается сеть ресурсных центров на базе экспериментальных школ. Многие инновации в области иноязычного образовании создавались и отрабатывались на ее площадках.

В ходе решения задач программы «Столичное образование 4» были достигнуты следующие результаты в области иноязычного образования:

        расширился спектр изучаемых иностранных языков в общеобразовательных учреждениях г. Москвы;

        увеличилась практика преподавания японского языка в общеобразовательных учреждениях г.Москвы;

        улучшились результаты обучения иностранным языкам, о чем свидетельствуют успешные выступления московских школьников на всероссийских и региональных олимпиадах по иностранным языкам и результаты ЕГЭ;

        ускорился процесс обновления содержания образования при помощи расширения тем и ситуаций общения в начальной школе за счет увеличения количества часов на иностранный язык согласно новому Московскому региональному базисному учебному плану;

        составлен и апробирован ряд программ элективных курсов профильного обучения;

        введены в практику обучения ряд интегративных модулей («Иностранные языки и родной язык», «Иностранные языки и литература», «Иностранный язык и история», «Иностранный язык и МХК», «Иностранный язык и ОБЖ», «Иностранный язык и экономика», «Иностранный язык и информатика» и т.д.);

        широко использованы исследовательские и проектные деятельности как средство интеграции содержания общего образования;

        активизировалось внедрение новых форм и технологий организации образовательного процесса, использование информационных и компьютерных технологий, активных форм обучения для формирования коммуникативной компетенции и надпредметных умений;

        введены новые форматы устной и письменной аттестаций в 9 и 11 классах по иностранным языкам, в том числе ЕГЭ;

        сложились основы системы мониторинга для управления качеством образования по иностранным языкам;

        развивается система многоязычия, вводятся вторые и третьи языки в общеобразовательных учреждениях разных типов;

        проведены конференции, семинары, круглые столы по актуальным проблемам иноязычного образования;

        проведены окружные, городские и региональные олимпиады, конкурсы по иностранным языкам для учащихся разных классов;

        создано экспертное профессиональное сообщество для аттестации учителей иностранных языков и школ; для экспертизы устных и письменных ответов школьников на олимпиадах разных уровней и ЕГЭ;

        интенсивно развивается ГЭП «Языковое образование», которое включает в настоящий момент 105 общеобразовательных учреждений разных типов и является площадкой 2-го уровня;

        введен ряд новых программ повышения квалификации для учителей иностранных языков;

        улучшилась материально-техническая база языкового образования, и расширились возможности дифференцированной поддержки учащихся и учителей.

Вместе с тем, необходимо отметить ряд проблем, которые еще предстоит решить:

        развитие системы преемственности в образовательном языковом поле: изучение иностранного языка в детском саду – начальной – основной - старшей школе – вузе; в основном и дополнительном образовании с целью создания условий для формирования новых образовательных результатов учащихся - системы ключевых компетентностей и социализации;

        согласование содержания образования, разрабатываемого в рамках Московского базисного учебного плана, с Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения;

        создание в образовательных учреждениях новой образовательной среды в соответствии с личностно-ориентированным и компетентностным подходами;

        развитие региональной системы оценки качества образования в соответствии с введением Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения;

        повышение качества преподавания иностранных языков, в первую очередь, в общеобразовательных школах и колледжах;

        разработка программного и учебно-методического обеспечения по иностранным языкам для занятий с детьми со специальными нуждами;

        прекращение вытеснения английским языком других иностранных языков, в первую очередь, французского;

        недостаточность законченных линеек УМК по разным языкам, обеспечивающих непрерывное языковое образование от начальной школы до вуза; в первую очередь, ощущается нехватка УМК для профильного обучения;

        нехватка педагогических и методических кадров, особенно, по английскому, японскому и китайскому языкам.

Введение новой программы «Столичное образование 5» предлагает новые перспективы для развития языкового образования в Москве.

Цель новой программы «Столичное образование 5» - создание условий и инновационных механизмов развития системы столичного образования как основы формирования человеческого потенциала и социального обновления региона.

В задачи программы на следующие 3 года входят:

        Реализация приоритетного национального проекта «Образование» – механизма системных изменений и инновационных преобразований в столичном регионе.

        Обеспечение качества и доступности образовательных услуг на всех уровнях образования для разных категорий обучающихся.

        Обновление содержания и структуры образования на основе вводимых стандартов общего и профессионального образования.

        Формирование духовно-нравственных основ развития и социализации личности в поликультурной среде мегаполиса на основе толерантного подхода.

        Использование ресурсов дополнительного образования как способ расширения возможностей выбора индивидуальных образовательных траекторий и развития творческого потенциала личности.

        Внедрение московской региональной модели оценки качества в систему столичного образования.

        Создание механизмов координации и интеграции сетевого взаимодействия в работе с одаренными детьми и талантливой молодежью.

        Создание эффективных механизмов финансирования и ресурсного обеспечения образовательной сферы.

        Развитие механизма общественно-государственного управления образованием как фактора обеспечения качества образования, его открытости и инвестиционной привлекательности.

        Развитие системы психологического сопровождения образовательного процесса на всех уровнях образования и в различных типах учреждений.

        Разработка и внедрение в практику технологий и критериев оценки качества педагогического труда с участием социальных партнеров, установление стимулирующих надбавок и внедрение системы аттестации учителей и управленцев, учитывающей эффективность и качество их труда.

        Формирование здоровьесберегающей образовательной среды, учитывающей адаптационные резервы школьников и обеспечивающей сохранение их психосоматического здоровья и духовно-нравственное развитие.

        Создание региональной системы контроля и надзора в сфере образования.

        Совершенствование материально-технической базы на основе приоритетов реализации Программы.

        Создание системы мониторинга реализации Программы и контроль за ее реализацией.

Большое внимание в программе «Столичное образование 5» уделяется профильному обучению.

В области профильного обучения планируется:

        завершение апробации моделей профильного обучения и организация работы по оценке их эффективности;

        включение в модель профильного обучения на старшей ступени общего образования механизмы расширения возможностей профессиональной подготовки учащихся и их социализации;

        организация и проведение круглых столов, мастер-классов, Интернет-конференций и др. по распространению опыта реализации содержания и форм организации профильного обучения в старшей школе в Москве и субъектах Российской Федерации;

        разработка рекомендаций по составлению учебных планов с учетом оптимизации состава элективных курсов различных профилей.

Иностранный язык является одним из приоритетных направлений развития столичного образования. Именно поэтому к преподаванию иностранных языков предъявляются повышенные требования.

Программа «Столичное образование 5» предусматривает:

        усиление в предметном преподавании составляющих, обеспечивающих успешную социализацию учащихся, формирование ключевых компетентностей – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;

        интеграцию возможностей языкового образования, проектной и исследовательской деятельности в целях формирования коммуникативной компетентности;

        создание банка данных общеобразовательных учреждений, реализующих различные программы обучения иностранным языкам, банка программ изучения различных иностранных языков;

        разработку критериев оценки иноязычной коммуникативной компетенции учащихся;

        проведение мониторинга эффективности обучения иностранным языкам в образовательных учреждениях;

        организацию ежегодной стажировки за рубеж талантливых школьников и студентов из малообеспеченных и социально незащищенных семей и преподавателей;

        подготовку инструктивно-методических писем и рекомендаций по организации преемственности на всех ступенях обучения иностранным языкам.

В связи с тем, что ЕГЭ становится единственной формой итоговой аттестации в 9 и 11 классах на первый план выдвигается задача подготовки учащихся к экзамену по иностранным языкам: английскому, французскому, немецкому. В Москве накоплен определенный опыт подготовки учащихся 11 классов по английскому языку к ЕГЭ, а также подготовлены более 300 экспертов ЕГЭ по английскому языку. Также имеется некоторый опыт в проведении тестирования по материалам ЕГЭ учащихся 11 классов по немецкому языку. Однако этого явно недостаточно. Необходима систематическая подготовка учащихся и учителей к проведению ЕГЭ в 9 и 11 классах по разным языкам. Предстоит организовать консультации и пробное тестирование во всех школах г. Москвы, создать программы, в том числе интерактивные, для учащихся, желающих сдавать ЕГЭ.

Большая ответственность за подготовку учащихся возлагается на учителей и администрацию школ. Чтобы подготовка была эффективной, учителям необходимо познакомиться с требованиями ЕГЭ, самим выполнить задания из демоверсий. Желательно пройти курсы повышения квалификации на базе МИОО, так как в 2009 году ожидаются изменения в формате и содержании ЕГЭ по иностранным языкам.

Таким образом, в новом учебном году выделяются следующие приоритетные направления в языковом образовании:

        обновление содержания образования и форм УВП в связи с постепенным введением, начиная с 2009г., школьных стандартов нового поколения;

        внедрение в массовую практику профильного обучения и разработку учебных материалов для его эффективного функционирования;

        совершенствование моделей и разработка учебно-методического сопровождения разных моделей обучения второму иностранному языку;

        совершенствование технологий обучения, контроля и оценивания на всех этапах образования в общеобразовательном учреждении;

        расширение опыта инновационной деятельности в практике образовательных учреждений;

        развитие профессиональной компетентности учителей иностранного языка.

Список литературы, использованной при написании данного раздела

1.Проект программы «Столичное образование 5» ДО города Москвы, 2008, рукопись.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации о совершенствовании преподавания иностранных языков в общеобразовательных учреждениях города москвы

    Методические рекомендации
    На современном этапе развития система образования в целом, и средняя (полная) общеобразовательная школа, в частности, является приоритетным направлением российской государственной политики.
  2. Теоретико-методические основы ускоренной подготовки учителя иностранного языка в условиях дополнительного профессионального образования

    Автореферат
    Ведущая организация – Федеральное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» Министерства образования
  3. Инструктивно-методическое письмо «О преподавании русского языка в общеобразовательных учреждениях Ленинградской области в 2011-12 учебном году»

    Инструктивно-методическое письмо
    Содержание и организация преподавания русского языка в 2011-2012 учебном году базируются на федеральном компоненте государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования (2004 г.
  4. Инструктивно-методическое письмо «О преподавании иностранных языков в 2010 2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области»

    Инструктивно-методическое письмо
    Основной задачей иноязычного школьного образования в XXI веке стало создание благоприятных условий для устойчивого непрерывного развития языковой личности, в то время как его целью - достижение базового (порогового по общеевропейской
  5. Анализ работы гоу сош №1224 за 2007-2008 учебный год

    Документ
    Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка №1224, Ассоциированная школа ЮНЕСКО, осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней образования,

Другие похожие документы..