Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
занимающихся торговлей Крестьян, нанимающихся на мануфактуры и промыслы Крестьян, потерявших свои наделы, разорившихся Кабальных холопов, живущих в д...полностью>>
'Исследовательская работа'
Попытка интерпретации части богословской программы в росписях Дионисия собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Образы мучеников в южной по...полностью>>
'Учебник'
Настоящий учебник является продолжением Общей части Учебника по гражданскому праву того же автора. В нем рассмотрены институты Особенной части россий...полностью>>
'Решение'
Заслушав доклад заместителя председателя Нахимовской районной государственной администрации Любченко И.В. «Об итогах выполнения «Программы экономическ...полностью>>

А. С. Пушкин (1799-1837) (4)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Лины МОДУЛЬ 2

А.С. Пушкин (1799-1837)

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

ЛИРИКА

Работа с текстами

  1. Расположите все программные стихотворения Пушкина в хронологическом порядке с указанием дат написания. Распределите их по периодам пушкинского творчества.

_____________________

Вольность – 1817

К Чаадаеву – 1818

Деревня – 1819

«Погасло дневное светило» - 1820

Песнь о Вещем Олеге – 1822

«Свободы сеятель Пустынный…» – 1823

Евгений Онегин - 1823-1831

К морю – 1824

Борис Годунов – 1824-1825

«Я Помню чудное мгновенье..» - 1825

19 октября - 1825

Пророк – 1826

Зимняя дорога – 1826

Няне – 1826

«Во глубине сибирских руд..» - 1826-1827

Поэт – 1827

Анчар – 1828

«На холмах Грузии лежит ночная мгла..» - 1829

«Я Вас Любил…» - 1829

«Брожу ли я…» - 1829

Зимнее утро – 1829

Бесы – 1830

Элегия – 1830

Дубровский – 1832-1833

Медный всадник – 1833

Капитанская дочка- 1833-1836

Осень -1833

Туча - 1835

«Вновь я посетил» - 1835

« Я памятник воздвиг себе..» - 1836

===================

  1. Назовите все программные стихотворения, в которых затрагивается каждая из следующих тем:

  • тема свободы;

  • тема дружбы; тема любви;

  • тема поэта и поэзии;

  • тема смысла жизни.

Из каждого стихотворения приведите строки, содержащие, на Ваш взгляд, наиболее яркие образы и символы, и прокомментируйте их (объем не ограничен).

_____________________

Тема свободы:

«Вольность» - на мой взгляд наиболее яркие образы в этой оде, это образы вольности и свободы.

«Беги, сокройся от очей,

Цитеры слабая царица!

Где ты, где ты, гроза царей,

Свободы гордая певица».

Эти строки символизируют Вольность – «гордую певицу свободы»!

«Вольность святая» - этот образ символизирует пушкинские представления о свободе. Аллегории свободы противопоставляются образам, несущим отрицательный характер: «Тираны мира», «неправедная Власть», «Рабства грозный Гений». В Оде Пушкин призывает к восстанию, он требует и одновременно воспевает Свободу.

«К Чаадаеву»

В Стихотворении «К Чаадаеву» Пушкин называет свободы необыкновенно красивым и поэтическим «именем» - «звезда пленительного счастья». Свобода у Пушкина – это «желание». Пушкин сравнивает ожидание «минуты вольности святой» с ожиданием любовника «минуты верного свидания». Пушкин призывает верить! Он позывает посвятить «отчизне души прекрасные порывы».

«Деревня»

Несмотря на то, что главное темой стихотворения является все-таки тема крепостного права, тема свобода тоже играет немалую роль. Но в этом стихотворении Пушкин как бы спрашивает будет ли Россия свободной? Взойдет ли «Свободы просвещенной… прекрасная заря». Пушкин верит, но все-таки остается неуверенным. Он говорит «Увижу ль, о друзья! Народ неугнетенный И рабство, падшее по манию царя…»

«Узник»

В стихотворении «Узник» Пушкин представляет узника как «вскормленного в неволе орла молодого». И Пушкин призывает к бегству – «Давай улетим!». Пушкин подчеркивает, что каждый человек – свободен. Эта пушкинская точка зрения выражается во фразе «Мы вольные птицы». И Пушкин зовет, призывает к побегу «Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляет лишь ветер… да я!...»

«Во глубине сибирских руд»

Пушкин посвящает это стихотворение декабристам. «Глубина сибирских руд» - это образ Сибири, куда отправили в ссылку декабристов. В стихотворение декабристы получают полное нравственное признание. Пушкин пишет, что «не пропадет вас скорбный труд и дум высокое стремленье». Пушкин верит, что наступит свобода и для них. «Оковы тяжкие падут, Темницы рухнут – и свобода»

Тема дружбы, тема любви

«19 октября»

«19 октября – это одно из самых ярких «представителей» дружеской лирики. Самой главное строфой всего стихотворения является седьмая строфа:

«Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз…»

Эти строки – своеобразная дань дружбе.

«К***»

В этом стихотворении Пушкин называет возлюбленную «гением чистой красоты». Он сравнивает ее с «мимолетным видением». Автор придает своей героине «небесные черты», тем самым подчеркивая ее обожествление.

«Я вас любил..»

В этом стихотворении показывается высшее проявление любви. Прежде всего героя заботится о возлюбленной, он желает ей счастья и спокойствия. Он желает, чтобы любовь ее будущего избранника была такой же искренней и нежной.

«Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим».

«На холмах Грузии..»

В стихотворении Пушкин подчеркивает вечность потребности любить.

«И сердце вновь горит и любит – оттого,

Что не любить оно не может».

Тема Поэта и поэзии

«Песнь о вещем Олеге»

Одной из тем, затронутых в «Песне о Вещем Олеге», является тема поэта-пророка. В данном произведении он представлен в виде Волхва, я зык которых «правдив и свободен».

«Волхвы не боятся могучих владык,

И княжеский дар им не нужен;

Правдив и свободен их вещий язык

И с волей небесною дружен».

Пушкин говорит о связи поэта с Богом, с небесами. Поэт – это независимый персонаж, не нуждающийся в дарах, благословении и разрешении. Главное для них – это их язык.

«Свободы сеятель пустынный…»

Поэт предстает, как «Свободы сеятель пустынный». Поэт – это человек взывающий к свободе, который «сеет живительное семя» - слово. Но, к сожалении, к концу стихотворения он понимает, что его труды оказались напрасны и «Мирные народы! Вас не разбудит чести клич».

«Пророк»

В этом стихотворении опять же предстает тема поэта-пророка. Теперь Пушкин призывает поэта к действию, он говорит:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».

Пушкин призывает поэтов к написанию стихов! Стихов, которые будут «жечь сердца людей», и сами стихи будут взывать народ к действию.

«Поэт»

В Этом стихотворении Пушкин раскрывает божественное призвание поэта-пророка.

Сначала автор показывает поэта, как обычного человека. Он говорит: «И меж детей ничтожных мира, Быть может, всех ничтожней он». То есть Пушкин считает, что несмотря на божественное призвание, поэт все-таки остается обычным человеком, быть может, даже ничтожней других людей. Но потом Пушкин раскрывает преобразование поэта после посещения его вдохновения. Поэт сравнивается со «встрепенувшимся орлом». Поэт тоскует, ему мир становится чуждым, и проявляется это божественное призвание.

«Но лишь божественный глагол

До слуха чуткого коснется,

Душа поэта встрепенется/

Тоскует он в забавах мира,

Людской чуждается молвы»

«Поэту»

Сонет «Поэту», на мой взгляд, это своеобразное наставление поэту. Пушкин указывает поэту на то, как надо жить, как надо творить. Пушкин утверждает, что поэт заканчивается, когда, когда он начинает творить, опираясь на мнение толпы. Пушкин призывает не искать наград, так как «они в самом тебе». Призывает не оглядываться на суд народа, ведь поэт – «сам свой высший суд» и если поэт доволен свои трудом, то

«Так пускай толпа его бранит

И плюет на алтарь, где твой огонь горит,

И в детской резвости колеблет твой треножник».

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

Пушкин был горд тем, что соответствовал высокому идеалу поэта, и поэтому стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» является своего рода признанием Пушкиным своей заслуги. Последние строки, являются завершением пушкинских размышлений о свободе, итогом темы божественного призвания поэта и своего рода завещанием русской поэзии:

«Веленью божию, о муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца;

Хвалу и клевету приемли равнодушно

И не оспаривай глупца».

Темы смысле жизни

=================

  1. Из программной лирики Пушкина приведите цитаты, иллюстрирующие, с Вашей точки зрения, пушкинскую трактовку следующих понятий и символических образов:

  • «воля»;

  • «самовластье»;

  • «судьба»;

  • «жизнь» и «смерть»;

  • «покой» и «буря»;

  • «море» и «берег»;

  • «поэт» и «толпа»;

  • «сон» и «пробуждение»

(указывайте цитируемое произведение).

_____________________

Воля: «Цитеры слабая царица!», «Гроза царей, Свободы гордая певица» («Вольность); «морские края»(«Узник»); «Свободы просвещенной…прекрасная заря» («Деревня»)

Самовластье: «неправедная власть», («Вольность») «Рабства грозный гений», «порочный двор Цирцей», («Деревня»),

Судьба: «МЫ все сойдем под вечны своды – И чей-нибудь уж близок час» («Брожу ли я вдоль улиц шумных..»)

Жизнь и смерть «И Пусть у гробового входа Младая будет жизнь играть, И равнодушная природа Красою вечною сиять» («Брожу ли я вдоль улиц шумных..»)

Покой и буря: «Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо ночь, ночь мутна», «В поле бес на водит, видно, ДА кружит по сторонам» (буря) («Бесы»); «Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо людом блестит». (покой) «Зимнее утро».

Море и берег: «Свободная стихия» и «неподвижный брег», «пустыни молчаливы»(берег), «огромная водная пустыня» («К морю») «брега печальные», «угрюмый океан» («Погасло дневное светило»);

Поэт и толпа:«Свободы сеятель» («Свободы сеятель пустынный»); «пророк» («Пророк»); «Ты царь: живи один», «ТЫ сам свой высший суд» («Поэту»);

Толпа: «ничтожные дети мира» («Поэт»); «мирные народы» («Свободы сеятель пустынный»);

Сон и пробуждение: «И забываю мир – и в сладкой тишине Я сладко усыплен моим воображеньем, И Пробуждается поэзия во мне…» («Осень»);

===================

Развитие навыков литературоведческого анализа

  1. Выберите по одному стихотворению на каждую из перечисленных выше тем пушкинской лирики и проанализируйте их в соответствии с планом разбора лирического стихотворения, помещенном в разделе «Принципы анализа литературных произведений». (В процессе работы рекомендуем Вам уточнить свои представления о значении следующих терминов, которыми Вам придется активно пользоваться: «художественный образ», «символ», «аллегория», «метафора», «сравнение», «аллюзия», термины анализа стиха).

_____________________

тема свободы:

«К Чаадаеву»

Стихотворение «К Чаадаеву» было написано в 1818 г. в «петербургский» период. Стихотворение адресовано другу Пушкина П.Я. Чаадаеву, с который он познакомился в 1816 году Пушкин тогда был еще лицеистом, в то время как Чаадаев уже закончи Московский Университет, после чего, поступив на службу, участвовал в Отечественной войне. Политические настроения и взгляды на жизнь объединяли Пушкина и Чаадаева. Стихотворение написано в жанре дружеского послания. В стихотворении звучит тема вольности. Основной мыслью является призыв к вере, призыв ждать. Ждать свободы, ждать вольности. В стихотворении преобладают общественные интонации. При том, что стихотворение адресовано Чаадаеву и является дружеским послание, Пушкин не обращается напрямую к Чаадаеву. Под словом «МЫ» Пушкин подразумевает народ, словом «товарищ» Пушкин обращается ко всему русскому народу, а не конкретно к Чаадаеву.

В начале стихотворении Пушкин говорит об исчезнувших надеждах, о «гнете роковом», который заставляет свободолюбивых людей нетерпеливо ожидать «минуты вольности святой». В Конце стихотворения поэт уже открыто призывает верить и ждать: «Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастью..»

В стихотворении Пушкин активно использует литературные тропы, такие как эпитеты( «вольность святая», «души прекрасные порывы», «утренний туман»), метафоры («желание горит», синекдохи («Товарищ» имеется ввиду не только Чаадаев а все свободолюбивые и люди передовых взглядов»).

Также присутствуют и стилистические фигуры: анафора («Минуты вольности святой… Минуты верного свиданья»), обращение («Товарищ»). Стихотворение написано четырехстопным ямбом. В Стихотворении Пушкин использует игру рифм. Здесь присутствует и перекрестная («Любви, надежды, тихой славы/ Исчезли юные забавы»), и кольцевая («Но в нас горит еще желанье, Под гнетом власти роковой, Нетерпеливою душой, Отчизны внемлем призыванье»). Так же присутствуют 2 вида рифм: мужская и женская. Построено в виде четверостиший.

тема дружбы; тема любви:

«К***»

Стихотворение написано в 1825 году. Оно посвящено Анне Керн, с который Пушкин познакомился в Петербурге в 1819 году. Летом 1825 годы Анна Керн гостила в Тригорском, где жил тогда поэт. Стихотворение посвящено теме любви. Любовь здесь изображена как смысл жизни. Годы проведенные без возлюбленной Пушкин называет напрасными: «Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви». И только ее появление способно «пробудить» лирического героя. Стихотворение можно разделить на три части. Первая – это воспоминание о встрече с «гением чистой красоты», вторая ­­– это годы, проведенные без возлюбленной, в третья – это пробуждение души, связанное с ее появлением. Пушкин активно использует эпитеты, подчеркивающие эмоциональность стихотворения («чудное мгновение», «мимолетное виденье», «грусть безнадежная». Для создания рифмы Пушкин использует инверсии. («грусти безнадежной», «порыв мятежный», «голос нежный»). Используется градация: «Без божества, без вдохновенья, без слез, без жизни, без любви»), анафора («И сердце бьется в упованье, И для него воскресли вновь…», «Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты»). В этом стихотворении Пушкин опять же использует и мужскую, и женскую рифму.

тема поэта и поэзии:

«Пророк»

Стихотворение «Пророк» было написано в 1826 году. В это время были наказаны декабристы, многие из которых были друзьями Пушкина. Это стихотворение послужило как бы ответом на такой неожиданный поворот событий. В стихотворении поднимаются две темы: жестокое преображение человека и горькая миссия пророка-поэта. В начале Пушкин показывает полумертвого путника в пустыне. К нему является «шестикрылый Серафим» и преображает его. Он убирает все человеческое: открывает глаза («Моих зениц коснулся он: / Отверзлись вещие зеницы…»), уши («Моих ушей коснулся он: / И их наполнил шум и звон…»), дарует мудрый язык («И вырвал грешный мой язык… / И жало мудрыя змеи… / В уста… мои / Вложил»), объективно думающее сердце («И сердце трепетное вынул, / И уголь… / Во грудь отверстую водвинул»). Но путник был смертным человеком, и это преображения едва не убили его. Стихотворение заканчивается воззванием бога к новому пророку наказать грешных людей. («Восстань, пророк… / И, обходя моря и земли, / Глаголом жги сердца людей»).

В стихотворении Пушкин использует и эпитеты («испуганной орлицы»), и инверсию («перстами легкими»), и, конечно, анафору. Почти половина стихотворения начинается с «И» («И их наполнил вон и шум, И внял я неба содроганье…» В этом стихотворении использует два вида рифм: перекрестную и парную, а также и женскую и мужскую. Стихотворение составлено из четверостиший.

тема смысла жизни:

===================

  1. Назовите стихотворения, в которых звучат сентименталистские и романтические мотивы, и прокомментируйте их (0,5-1 стр.).

_____________________

===================

  1. Сопоставьте стихотворения «Море» Жуковского и «К морю» Пушкина. Поясните сходства и различия в романтическом мироощущении двух поэтов.

_____________________

Тема «Человек и природа» всегда присутствовала в арсенале русских поэтов и писателей. В 1822 году была написана элегия «Море» Жуковского. В своем стихотворении Жуковский изображает 3 состояния морской стихии: покой, бурю и после бури. Дабы передать шум волн Жуковский прибегает к аллитерации. Жуковский прибегает к олицетворению природы. Поэт изображает море «живым», «дышащим». Море остается загадкой для лирического героя.

Спустя 2 года Пушкин пишет свое стихотворение «К морю». В этом стихотворении присутствуют и романтические темы и образы, и черты реализма. Как и «Море» Жуковского, « К морю» является элегией.

В поэтической речи, используемой для описания моря, у Пушкина и Жуковского много общего: “и блещешь гордою красой”—“и радостно блещешь звездами его”; “ты катишь волны голубые”—“лазурное море”; “бездны глас”—“над бездной твоей” и так далее. Оба поэта вдохновились южной природой, были покорены её красотой, создали сходные художественные образы.

Но эти стихи различны по своей проблематике, по идее. Главной темой элегии «море» является изображение двух миров: неба и моря. Так автор воплощает идею романтического двоемирия. Образ Моря символизирует человека, погруженного в реальную действительность. Образ неба символизирует желаемый мир.

Пушкинское «К морю» является представление характерной для романтизма бегства лирического героя. Образ моря в данном произведении символизирует свободу, волю, а берег, соответственно наоборот. Так же можно предположить, что берег – это представление реального мира. Мира, где правит самовластье.

===================

  1. Определите жанровую природу каждого программного стихотворения Пушкина. Аргументируйте свой ответ.

_____________________

«К Чаадаеву»

Это стихотворение является Дружеским посланием. Стихотворение построено в форме обращения к другу. «Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим, Души прекрасные порывы.

«Погасло дневное светило»

Жанр- романтическая элегия. Но так же можно назвать это произведение и лирическим стихотворением.

Здесь присутствуют черты как элегии – стихотворение проникнуто грустью, так и лирического стихотворения – повествование ведется от лица автора.

«Вольность»

Ода.

Ода «Вольность» отличается возвышенностью содержания. Пушкин рассматривает такие философские проблемы как свобода, вольность. Одновременно он излагает все свое отношение к власти, к Императору и политической ситуации в России. Пушкин призывает к «восстанию» ( «Восстаньте, падшие рабы»)

«Деревня»

Жанр- лирическое стихотворение.

Повествование ведется от лица автора. «Я твой – люблю сей темный сад..»

«Песнь о вещем Олеге»

Баллада.

«Песнь о вещем Олеге» - это произведение с необычным сюжетом. Так же можно его назвать рассказом в стихах, ведь по суть Пушкин рассказывает историю, только в стихотворной форме.

«Узник»

Лирическое стихотворение.

Повествование ведется от лица автора «Туда где гуляем лишь ветер… да я!..»

«Свободы сеятель пустынный»

Лирическое стихотворение.

Повествование ведется от лица автора «Я вышел рано, до звезды..»

«К***»

Лирическое стихотворение.

Повествование ведется от лица автора «Я помню чудное мгновенье»

«19 октября»

Дружеское послание.

Пушкин в этом стихотворении обращается к своим друзьям- лицеистам. «Друзья мои, прекрасен наш союз..» Он вспоминает каждого. И он грустит о том, что их рядом сейчас нет.

«Пророк»

Лирическое стихотворение.

Повествование ведется от лица автора «В пустыне мрачной я влачился»

«Во глубине сибирских руд..»

Дружеское послание. Пушкин в этом послании обращается к своим друзьям-декабристам и призывает их ждать и верить.

«Поэт»

Лирическое стихотворение.

«Анчар»

В стихотворении «Анчар» слились 2 жанра: лирическое стихотворение и баллада.

Нужно отметить, что присутствуют признаки лиричеcкого стихотворения, так как повествование ведется о лица автора, и признаки баллады, так как присутствует сюжет, и можно сказать, что «Анчар» - это рассказ в стихах.

«На холмах Грузии…»

Элегия.

Стихотворение проникнуто грустью, что выражается не только в эмоциональном настроении, но и в словах: «печаль моя полна тобой»

«Зимнее утро»

Лирическое стихотворение. Но так же можно назвать и посланием. Да, стихотворение написано от лица автора, но так же в нем присутствует обращение: «Друг милый».

«я вас любил»

Лирическое стихотворение.

Повествование ведется от лица автора «Я вас любил..»

«Брожу ли я вдоль улиц шумных..»

Лирическое стихотворение.

Повествование ведется от лица автора « Брожу ли я вдоль улиц шумных..»

«Поэту»

Сонет

Состоит из 14 строк

«Бесы»

Лирическое стихотворение.

Повествование ведется от лица автора «Дует, плюнет на меня..,»

«Элегия. Безумных лет угасшее весельем»

Элегия.

Произведение несет в себе философские размышления и грустные раздумья

«Вновь я посетил»

Лирическое стихотворение.

Повествование ведется от лица автора «Вновь Я посетил..»

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный..»

Лирическое стихотворение.

Повествование ведется от лица автора «Я памятник себе воздвиг нерукотворный..»

«К морю..»

Элегия

Стихотворение пронизано грустью и несет в себе философские размышления.

«Няне»

Послание.

Обращается к Няне « Подруга дней моих суровых..»

===================

Анализ проблематики

  1. Как развивалось пушкинское понимание свободы в разные периоды его творчества? Аргументируйте свой ответ ссылками на тексты (0,5-1 стр.).

_____________________

Уже в юности Пушкин не мог представить жизнь без свободы. В те годы свобода была для Пушкина – жизненной ценностью. Жизнь без свободы представлялась Пушкину темной и немыслимой.

Но уже в 1817-1819 годах пушкинская свобода становится ЦЕЛЬЮ к которой устремлен Пушкин со своими друзьями. («звезда пленительного счастья»).

В стихотворениях «деревня» и «К Чаадаеву» заметны новые оттенки пушкинского понимания свободы. На первый план выходит личная, внутренняя свобода. Свобода – это желание, вера, страсть, горящая в душе. В «деревне» образ свободы представляется в виде деревни. Пушкин пишет, что город – это «суетные оковы». В деревне же суету сменяет «праздность вольная, подруга размышленья».

В период южной ссылки свобода становится политическим символом. Пушкин ждет революцию, но понимает, что люди еще не готовы к восприятию «живительного семени» свободы.

В «Узнике» свобода – это жизнь за пределами «темницы сырой». В стихотворении «К морю» море является символом свободы – «свободная стихия».

===================

  1. Постарайтесь лаконично (0,5 стр.) и стилистически корректно охарактеризовать своими словами различные аспекты пушкинского понимания любви.

_____________________

Любовь, в понимании Пушкина – это чувство проходящее. Она захватывает человека с головой, лишает его свободы. Но ничто не вечно. И любовь угасает, так же быстро как появляется. В своей любовной лирике поэт говорит о чувствах. Несмотря на то, то в жизни поэта были многочисленные опыты в любви, Пушкин никогда не называет имя своей возлюбленной в стихах. Он никогда не делает намека на личность. Он пишет о чувствах, а не об отношениях.

Любовь для Пушкина – это предмет высокой поэзии. В стихотворениях Пушкина запечатлена правда любовных переживаний и выражены представления поэта о Женщине. Пушкин всегда воспевал Женщин. В стихотворении «К***» Пушкин называет свою возлюбленную «гением чистой красоты».

В стихотворении «Я вас любил…» на первом плане стоял субъективное представление о женщине. Подчеркивается мысль о том, что с появление женщины появляется « и божество, и вдохновенье», а с ее исчезновением они испаряются.

В стихотворении «На холмах Грузии…» отражена мысль о том, что вечна не любовь, а потребность в ней! Появление любимой или даже воспоминание о ней зажигает сердце, которое не может не любить.

===================

  1. Ясно и грамотно изложите своими словами пушкинское понимание

  • личности поэта;

  • сущности поэзии;

  • роли поэзии.

Сопоставьте это понимание со взглядами Жуковского (0,5-1 стр.).

_____________________

В Пушкинской лирики можно очень четко отследить понимание Пушкиным роли поэта. Поэт для Пушкина сравним с пророком. И тот и другой важны для людей. И это Бог призывает обоих к служению. Поэт и пророк дополняют друг друга. Но они не сливаются в одном существе. Поэт живет среди людей до прихода вдохновения, Но можно ли представить пророка, живущим всегда среди людей? Поэт как бы является посредником между Богом и людьми. И лишь в моменты вдохновения поэт сливается с пророком. Бог посылает Пророка «глаголом» жечь сердца людей. В Стихотворении «Поэт» поэт представляется сложным существом, отмеченным богом, но в тоже время обычным человеком. Автор подчеркивает, что поэт, несмотря на то, что он отмечен богом, может быть «всех ничтожней» среди «детей ничтожных мира». И Поэт преображается лишь с приходом вдохновения. Сердце поэта – это обычное человеческое сердце ,которое волнует сердца других людей.

В стихотворении «Пророк» так же раскрыта и роль поэзии.

Восстань пророк и виждь и внемли

Исполнись волею моей

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей


Такой видит Пушкин миссию поэзии. Она не пытается исправить людей, научить их, как нужно поступать, но будучи поэтом, обращается к нашим сердцам. Поэзия обращается не к разуму, а к душе. То есть можно сказать, что Пушкин раскрывает в этом стихотворении роль поэзии как чего-то возвышенного, стоящего над людьми, но не назидательного. Поэзия – это часть духовной жизни человека. А роль поэта – пробуждать в человеке то лучшее, что есть в нем.

Жуковский же имел несколько другое представление о роли поэта.

размышления о судьбе и целях поэта звучат в элегии «Вечер», отрывке «Невыразимое»:

«Так петь есть мой удел..,»

Цель поэта Жуковский видит в воспевании «творца, друзей, любви и счастья». Поэт счастлив своим талантом и возможностью выразить, переполняющие его чувства стихами.

===================

«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»



Скачать документ

Похожие документы:

  1. А. С. Пушкин (1799-1837) (3)

    Документ
    Расположите все программные стихотворения Пушкина в хронологическом порядке с указанием дат написания. Распределите их по периодам пушкинского творчества.
  2. А. С. Пушкин (1799-1837) (2)

    Документ
    Расположите все программные стихотворения Пушкина в хронологическом порядке с указанием дат написания. Распределите их по периодам пушкинского творчества.
  3. А. С. Пушкин (1799-1837) (1)

    Документ
    Расположите все программные стихотворения Пушкина в хронологическом порядке с указанием дат написания. Распределите их по периодам пушкинского творчества.
  4. А. С. Пушкин (1799-1837) (5)

    Документ
    Расположите все программные стихотворения Пушкина в хронологическом порядке с указанием дат написания. Распределите их по периодам пушкинского творчества.
  5. Пушкин александр Сергеевич (1799-1837), русский поэт, родоначальник новой русской литературы, создатель современного русского литературного языка

    Документ
    В юношеских стихах — поэт лицейского братства, «поклонник дружеской свободы, веселья, граций и ума», в ранних поэмах — певец ярких и вольных страстей: «Руслан и Людмила» (1820), романтические «южные» поэмы «Кавказский пленник» (1820-21),

Другие похожие документы..