Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Книга'
Данная книга была задумана как переработанное и дополненное издание учебного пособия “Интеллект и язык: животные и человек в зеркале экспериментов”, ...полностью>>
'Тематическое планирование'
Урок 1. Художественная литература как учебный предмет. Учебник по литературе и особенности работы с нимВступительное слово учителя о литературе. Чтен...полностью>>
'Документ'
Бородин Александр Порфирьевич - профессор химии и академик военно-медицинской академии, доктор медицины и композитор; из рода князей Имеретинских. Мат...полностью>>
'Документ'
В умовах глобалізації національний економічний розвиток залежить від здатності ефективно використовувати не тільки традиційні, але й, особливо, інтер...полностью>>

Курсовая работа на тему: Женская энергия и женские архетипы как ресурс для обретения целостности

Главная > Курсовая
Сохрани ссылку в одной из сетей:

НОУ ДПО Институт Коучинга

курсовая работа

на тему:

Женская энергия и женские архетипы как ресурс для обретения целостности.

Студентка: Добромыслова Е.М.
Группа: ВГ-5
Руководитель: Кавина Т.А.

Санкт-Петербург, 2007 год

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ 2

ВВЕДЕНИЕ 3

Гипотезы 3

Цели: 3

Понятия: 3

Актуальность темы. 3

Теоретическая часть. 4

Женские Роли. Женские Архетипы. 4

Женская энергия. 7

Выводы по теоретической части: 10

Практическая Часть 10

Собственная работа 10

Выводы и наблюдения по собственной работе: 13

Работа с клиентами: 13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18

Выводы по целям: 19

Основные результаты для меня лично 20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21

Если мы сегодня хотим быть Музами,

что может помешать нам кроме нас самих”

ВВЕДЕНИЕ

Гипотезы

1. Осознанное использование женских архетипических ролей является ресурсом для свободного проявления женской энергии.

2. Свободно проявляя и используя ресурс женской энергии, женщина обретает целостность.

Цели:

  1. Исследовать какие бывают женские роли и архетипы. Осознать какие роли у меня реализованы, а какие есть в потенциале.

  2. Помочь клиенткам осознать собственные роли и влияние доминирующих архетипов через индивидуальную работу. Выявить взаимосвязь между реализацией в женских ролях и чувством целостности и самореализацией.

  3. Понять, что такое женская энергия. Как использую ее я и клиенты. Что блокирует женскую энергию. В каких случаях включается мужская энергия, и каковы последствия этих включений.

Понятия:

Женская роль. В данной работе под женской ролью я понимаю обобщенный термин для обозначения типа социализации.

Женская Энергия понимается как противоположность мужской энергии, проявление естественной женской сущности.

Целостность – связь с собой, понимание собственных ценностей, целей, максимальная осознанность.

Актуальность темы.

В современном социуме женщине часто приходится совмещать в себе много роле и не все из них являются традиционно женскими.

В наше время женщины управляют большими корпорациями, водят самолеты и принимают непростые политические решения.

Мы носим брюки, короткие стрижки, курим сигареты, разбираемся в устройстве автомобиля. Но чего же нам на самом деле хочется, чего не хватает. Как обрести целостность и связь с собой и оставаться женщиной при любых обстоятельствах.

Поиск целостности, связи с собой и обретения смысла всегда волновал меня. Многолетний опыт работы с сфере подбора персонала, многочисленные интервью с соискателями на вакансии дал мне возможность увидеть большую палитру человеческих судеб и позволил убедиться в том, что для того, чтобы чувствовать себя счастливым человеку нужно что то еще помимо хорошей работы, материального благосостояния и здоровья. Мне доводилось встречаться с женщинами - топ- менеджерами больших компаний, которые добились очень многого в социальном аспекте, но у которых отсутствовала личная жизнь и они были глубоко несчастны. И с другой стороны я видела 45 летнюю женщину, которая всю жизнь проработала секретарем, вырастила троих детей, по вечерам преподавала на курсах кройки и шитья и при этом излучала радость, счастье и удовлетворенность.

Также хотелось бы отметить, что я 9 лет работаю в женском коллективе, в настоящий момент у меня в подчинении 20 девушек, и я имею возможность наблюдать очень разные типы женского поведения и очень разный уровень осознанности о собственных целях и ценностях.

Мой личный опыт и личная история также показали мне, как важно осознавать свои женские роли, связь с женскими архетипами и использовать ресурс женской энергии.

Очень ценный материал для данной работы я получила на индивидуальной терапии, на супервизиях с одногруппниками и консультируя клиенток. Также большое впечатления на меня произвело мое первое путешествие в Юго-Восточную Азию и наблюдение на обычаями и традициями восточных женщин.

Теоретическая часть.

В теоретической части работы я попробую рассмотреть некоторые из типологий женских ролевых моделей и женских архетипов, а также попробую разобраться, что такое женская энергия.

Женские Роли. Женские Архетипы.

Самая традиционная классификация женские ролей это роли социальные:

Мать

Дочь

Жена

Любовница

Подруга

Сестра

Обычно из всего списка в человеке доминируют две-три роли.

При этом женщина может не быть матерью в реальности, но роль матери у нее будет выражена достаточно ярко, и наоборот у женщины может быть двое детей, но она не чувствует, не осознает себя их матерью, потому что ее доминирующая роль другая.

Ева Весельницкая в книге “Женщина в Мужском мире” выделяет четыре типа Социализации: Женщина-Хозяйка, Женщина-Воин, Женщина-Приз и Женщина-Муза.

Конечно, каждая женщина на протяжении своей жизни в большей или меньшей степени проявляется во всех четырех вариантах социализации. Но каждая имеет некоторую доминирующую модель социального поведения, или, скажем, доминирующую в какой-то определенный период жизни.

Идея Евы Весельницкой заключается в том, что увидеть социализацию женщины можно через то, в какой деятельности она проявляет максимальное творчество. Сфера деятельности, вызывающая максимальный творческий импульс, стиль деятельности и будет определять или отражать способ социализации той или иной женщины.

Коротко становлюсь на каждой из вышеуказанных социализаций, поскольку это может быть важно при дальнейшем разборе ситуаций с клиентками.

  1. Женщина – Хозяйка. Дом – место ее силы. Это не значит, что женщины с таким типом социализации обязательно домохозяйки, она может быть и директором завода и премьер министром, важно то, что такая женщина воспринимает всю территорию, которая находится в сфере ее внимание как свою, путь то двухкомнатная квартира, промышленное предприятие или целая страна. И в хозяйстве женщины- хозяйки всегда будет порядок.

  1. Женщина – Воин. Основная характеристика такого типа – большая социальная активность. Женщины такого типа очень успешны в политике, бизнесе, они лидеры общественных движений. При этом они прекрасно умеют пользоваться чисто женским оружием – обаянием, красотой и перед ними открываются все двери.

  1. Женщина – Приз несет в себе функцию сообщения. Ее социальная функция достаточно пассивна, но всем своим поведением она подчеркивает собственную ценность. По мнению Е. Весельницкой в современном социуме всячески поощряется проявление в женщине именного этого типа социализации. Женщина, как трофей, как украшение компании, офиса и т.д.

  1. Женщина – Муза. Основная функция женщины – Музы – вдохновительская. Такой тип социализации встречается крайне редко, поскольку постоянно вдохновлять – тяжелая работа. И такая женщина должна быть свободна и снаружи и внутри, то есть эта функция несовместима с браком, материнством.

Важно осознать свой тип социализации, принять его и не сравнивать себя с другими и уж точно не пытаться переделывать других людей по своему образу и подобию. К сожалению, в реальности мы имеем совсем другую картину. Женщина с типом социализации хозяйка, пытается воспитать свою дочку в той же традиции, а у дочери ярко выражена социализация воин и она яростно отвергает все, что связано с ведением домашнего хозяйства, дома у нее бардак, зато она возглавляет общественное движение и именно это важно для нее.

Конечно социализация - это вещь, поддающаяся деланию, и социальные роли программируемы.

Именно осознание того, какие роли женщина сама хочет играть в социуме, а какие социум заставляет ее играть дает женщине энергию, приближает ее к осознанию своих ценностей, смыслов и обретению целостности.

Рассмотрев некоторые типы социализации, хотелось бы перейти к рассмотрению женских архепипов.

Архетипом называют врожденную часть психики, которая в виде паттерна (формообразующего элемента) оказывает структурирующее воздействие на психологическую активность, обусловленную инстинктами.

Поскольку теоретически число архетипов неограниченно, мы остановимся только на нескольких подходах к классификации женских архетипов.

Один их них, который я использовала для личной работы, а также в работе с клиентами, описан в книге Джин Шинода Болен “Богини в каждой женщине”.

Автор книги, юнгианский психоаналитик выдвигает теорию, что женщины подчиняются могучим внутренним силам – архетипам, которые можно персонифицировать образами древнегреческих богинь. При этом внешние силы, или стереотипы – те роли, исполнения которых ждет от женщин общество – навязывают им шаблоны одних богинь и подавляют другие. Когда женщина осознает, какие богини проявляются в ней, как господствующие внутренние силы, появляется понимание себя, власти определенных инстинктов, осознание своих приоритетов и способностей, возможность найти личный смысл в тех занятиях, выборах, поступках, к которым остальные люди могут остаться равнодушными, или даже отвергать.

Автор выделяет семь греческих богинь и разбивает их на три группы. Вся система приведена в таблице:

Группа

Богиня

Архетип

(функция)

Характеристики

Богини-девственницы

Артемида

Сестра Соперница

+ Независимость, целеустремленность, свободолюбие

- недоступность, безжалостность

Афина

Стратег

+ интеллект, логика, проницательность

- коварство, властолюбие, ограниченность чувств

Гестия

Хранительница домашнего очага

+ медитативность, умиротворенность, самодостаточность, мудрость

- отчужденность, отрешенность

Уязвимые богини

(потребность в присоединении)

Гера

Жена

+ Преданность, верность

- Мстительность, ревнивость

Деметра

Мать

+ Щедрость, великодушие

- Депрессивность, безотказность

Персефона

Дочь

+ восприимчивость, скромность

- зависимость, пассивность, инертность

Алхимическая богиня

Афродита

Возлюбленная

+ Чувственность, жажда творчества

- импульсивность, непостоянство

Интересно, что каждая из богинь будет характеризоваться определенным типом энергии.

Для Афины и Артемиды характерен тип энергии, который обычно приписывается анимусу, т.е. более мужской. Тем не менее доктор Болен оспаривает чисто юнгианский традиционный подход к “мужским” проявлениям в женщинах. Юнг относил способность женщин мыслить логически, действовать решительно и целеустремленно к проявлениям анимуса, т.е. бессознательной маскулинной сущности. Д-р Болен считает, что жизненная активность женщины не обязательно обусловлена наличием у нее сильного анимуса, а может быть проявлением паттерна женской богини.

Жизненные энергии Геры, Деметры и Персефоны скорее характеризуются тем, что наличие или отсутствие энергии зависит от того, удовлетворена или нет потребность женщины в присоединении. Т.е. женщина с выраженным архетипом Геры будет ощущать себя целостной, только если рядом с ней муж. Деметре необходимо удовлетворение своей потребности в заботе о детях, а Персефоне нужно чтобы кто-то заботился о ней.

Энергия Гестии медитативная, созерцательная, одухотворенная. Это скорее энергия бытия, чем действия. Такие женщины излучают спокойствие и гармонию. Такой тип энергии жизненно необходим каждой женщине, особенно деловым женщинам, живущим в насыщенном ритме вечной спешки.

Энергия Афродиты обладает наибольшей трансформирующей силой. Это энергия чувственной любви и творчества – взрывная, непреодолимая. Эта энергия управляет способностью женщины наслаждаться любовью и красотой, сексуальностью, чувственностью и творить.

Женская энергия.

Так как вы явились в этот мир женщиной, ваш основной потенциал - женское пространство. Что же это такое - женская энергия? Глядя на окружающих женщин, проще понять, что не относится к этому понятию. Действительно, ведь женская энергия - это не властная женщина, которая обращается со своим спутником жизни как с ребенком, считая, что может сделать все лучше мужчины. Это не вечная "маленькая девочка", маскирующая стремление манипулировать другими трогательной беспомощностью. Это не "примадонна", которая занята только собой и потому придает значение исключительно внешней стороне вещей. Это не "деловая женщина", которая втайне верит, что женщины хуже мужчин и должны постоянно соперничать с ними.

Быть настоящей женщиной означает обладать отвагой и достоинством, олицетворять собой равный мужскому, хотя и противоположный ему полюс.

О женской энергии написано великой множество литературы и существует огромное количество психологических тренингов, призванных пробудить женскую энергию. В данной работе я рассмотрю несколько подходов, в частности очень любопытный подход Евы Весельницкой, изложенный в работе “Женщина в мужском мире”, юнгианский подход К.П. Эстес, автора знаменитой книги “Бегущая с волками”.

1. Рассмотрение женской энергии, как энергии сексуальности.

Ошо говорит о том, что, подавляя свою сексуальность, мы становимся неполноценными. Мы создаем огромное количество энергетическим зажимов в теле и это приводит к физическим и психологическим «недугам». А сексуальную энергию необходимо освобождать, она должна свободно струиться по всему теле. Сексуальная энергия – основная творческая энергия вселенной и именно в отвественности женщин – совершать маленькое чудо – продолжать жизнь.

2. Процессуальная сущность женской энергии.

Ева Весельницкая в своей книге «Женщина в Мужском Мире» говорит о том, что специфика мужской энергии - это стремление к сворачиванию в точку. Специфика женской энергии - это открытое, безграничное пространство, которое само по себе не имеет ни направления, ни границ. В силу этого и складываются взаимоотношения мужского и женского в мире.

Во взаимоотношениях мужского и женского и в самом большом объеме, и в минимальном существует цикличность, спиральностъ. Каждый цикл имеет следующую последовательность:

Мужское начало мира задает направление — это и есть первый толчок в цепи взаимоотношений мужского и женского.

Следующий шаг - женский - предоставление пространства или непредоставление пространства. Предположим, пространство предоставлено.

Тогда следующий шаг в этой цепочке мужской - организация пространства: или конструирование, или некое ограничение. Все, что имеет отношение к организации, жесткому ограничению, планированию, формализации пространства, - есть функция мужской энергетики.

Следующий шаг в этом организованном пространстве женский - заполнение. Способность к такому действию определяется природой энергии, которую несет женское начало мира, - пластичной, восприимчивой, способной быть адекватной структуре и ситуации, ей предоставленной. Женщинам всегда легче приспособиться к чему-то. При этомо лучше всего использовать все наши возможности мы можем тогда, когда правильно выбрали место применения своей женской силы.

Остановить процесс заполнения может только мужское действие, когда мужчина, мужская энергетика ставит точку, тем самым фиксируя эту заполненность. С понятием "точка" мы обычно связываем конец, финал. Женская же энергия процессуальна, и поэтому любая точка, непредвиденная, не принимаемая женским заполнением, вызывает агрессию, страх, избегание. После того как мужская энергия фактом своего вмешательства заканчивает процесс заполнения и ставит точку, есть еще один шаг цикла. Существует еще одна функция женского в этом взаимоотношении - освоение точки. Иначе развитие любых отношений, ситуаций, в которых участвует женщина, заканчивалось бы вот этим мужским: "Все! Ваше время истекло!" Но мы же как-то дальше реализуемся, мы развиваемся на житейском, каждодневном уровне, который есть подчас гораздо более истинное знание, чем мудрствование людей, далеких от жизни, придумывающих какие-то картинки нашей жизни и пытающихся нас туда втиснуть. В женщинах уже давно родилось предощущение этого закона, и мы не претендуем на то, что именно мы его открыли, но мы о нем вспомнили.

Освоение - это очень важное место во взаимоотношении женского и мужского на любом уровне: от энергетической встречи мужского и женского начал мира до семейного разговора двоих, это момент, где проявление творческих способностей женщины особенно важно и необходимо. А дальше, после освоения, идет следующий виток новой спирали - мужское направление. И как мы, женщины, его освоим, такое следующее направление и получим.

Итак, вся цепочка выглядит следующим образом:

      • - три основных момента мужского: направление, организация, точка;

      • - три основных момента женского: предоставление пространства, заполнение, освоение.

Атрибуты женской энергии: спокойствие, расслабленность, умиротворенность, нежность, гибкость, текучесть.

3. Юнгианский психоаналитик К.П. Эстес описывает женскую энергию через образ Первозданной женщины. Первозданная женщина это некая могущественная психическая сущность, которая наделена даром предвидения и инстинктивна. Она –внутренняя природная мудрость, живущая в каждой женщине. И только восстановив связь с этой внутренней сущностью, женщина обретает целостность.

Когда женщина лишена связи со своей женской энергией, она чувствует себя истощенной, подавленной, испуганной, раздраженной, никчемной, уязвимой. Жизнь теряет смысл, вкус, полноту красок.

Для того, чтобы получить полноценный доступ к ресурсу женской энергии, женщина должна следовать “волчьим” правилам для жизни:

  1. Искать пищу (для творчества)

  2. Отдыхать

  3. Держать ушки на макушке, высматривать и вынюхивать (развивать интуицию)

  4. Ценить одиночество и общество других женщин.

  5. Хранить верность

  6. Любить детей

  7. Знать и беречь свои корни

  8. Заниматься любовью

  9. Почаще рычать.

В целом, по мнению доктора Эстес основные архетипические функции женщины это любить и творить и только то, что связано с этими двумя функциями дает женщине истинное наслаждение, радость и как следствие поток жизненной энергии.

Выводы по теоретической части:

  1. Роли, которые женщина играет в социуме, формируются благодаря воспитанию в родительской семье, влиянию близкого окружения, влияния норм и правил, принятых в социуме. Важно осознать какие роли “навязанные”, а какие желаемые.

  2. В непроявленных, потенциальных ролях кроется огромный ресурс энергии, важно осознать свои истинные желаемые роли и попробовать в них проявиться.

  3. Анализируя предыдущий жизненный опыт, типовые манеры поведения, установки, ожидания и жизненные ценности женщины, можно определить под властью каких архетипов женщина находится. Женские архетипы возможно описать через образы семи греческих богинь.

  4. Есть несколько способов получить доступ к женской энергии:

- принять свою сексуальность, работать с телом, с “иньской” энергией

- осознать процессуальную сущность женской энергии и сбалансировать ее с мужской энергией

- через работу с символами, образами, сказками, снами открыть в себе образ “женской самости” и жить, согласуясь с инстинктивной сущностью



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Материалы ежегодной научно-практической конференции студентов и аспирантов факультета психологии и социальной работы. Тверь: Твер гос ун-т, 2008. 261 с

    Документ
    Психология, образование, социальная работа: актуальные и приоритетные направления исследований: Материалы ежегодной научно-практической конференции студентов и аспирантов факультета психологии и социальной работы.
  2. Практическая психология

    Учебник
    Рецензенты: Р. М. Грановская, д-р. психол. наук, проф., Н. Н. Обозов, д-р. психол. наук, проф. (Академия психологии предпринимательства и менеджмента).
  3. Учебное пособие Л. Б. Шнейдер* Г. В. Вольнова, М. Н. Зыкова психологическое консультирование рекомендованно Министерством образования РФ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по психологическим специальностям

    Учебное пособие
    Шнейдер Л.Б., Вольнова Г.В., Зыкова М.Н. Психологическое кон­сультирование. Учебное пособие для студентов высших учебных за­ведений. Серия "Серебряная сова".
  4. И в жизни. Это первая на русском языке книга

    Книга
    Это первая на русском языке книга, отдельно посвящённая месту и значению нравственных идеалов и правил йоги, их важности для самопознания и самоуправления.
  5. Конференция посвящена проблемам теории и практики риторики как науки и искусства речевого взаимодействия в современной информационном обществе.

    Документ
    Материалы XIV Международной научной конференции «Риторика и культура речи: наука, образование, практика», 1-3 февраля 2010 года / Под. ред. Г.Г. Глинина.

Другие похожие документы..