Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
(Балицький B.C., д-р техн. наук, проф.; Вернигора В.О., канд. техн. наук; Галінський О.М., канд. техн. наук; Григоровський П.Є., канд. техн. наук (ке...полностью>>
'Документ'
3. О плане мероприятий Российского центра гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи. – Письмо Министерства образования РФ от 21 авг. ...полностью>>
'Книга'
Книга К. Леонгарда «Акцентуированные личности» на русском языке первым изданием вышла в 1981 г. Она была с большим интересом встречена советским и за...полностью>>
'Документ'
С 008 по 011 гг. - заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации. 3 марта 011 г....полностью>>

Маркетинг в кросс-культурной среде

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российская Экономическая Академия им. Г.В. Плеханова»

Магистратура

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАКЕТ УЧЕБНОГО КУРСА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Маркетинг в кросс-культурной среде

(название дисциплины)

(магистр)

образовательная ступень

Москва, 2008

Составители: д.э.н., профессор Сагинова О.В., к.э.н., доцент Скоробогатых И.И.

Рецензент: _________________________________

ученая степень, ученое звание, Ф.И.О.

__________________________________________________________________

(наименование организации, где работает рецензент)

Процесс глобализации не поддается искусственному сдерживанию и является очередным этапом в развитии человечества. Классические учебники и курсы по маркетингу, хоть и описывают компании, оперирующие за рамками своих национальных границ и успешно проникающие на зарубежные рынки, часто основаны на традиционных (американских) принципах ведения бизнеса. Успех в глобальной экономике обусловлен сочетанием двух подходов: кросс-культурного, т.е. основанного на сравнении национальных маркетинговых концепций и практики работы, и межкультурного, т.е. основанного на изучении взаимодействия представителей различных культур в бизнес ситуациях. Курс «Кросс-культурный маркетинг» предлагает анализ основных решений маркетинга с учетом этих двух аспектов. В задачи курса не входит детальное описание конкретных культур, курс призван сформировать представление об основных элементах культуры и их влиянии на маркетинговые решения, научить студентов методам работы в ситуациях межкультурного общения в международном маркетинге.

Оглавление

Код ОКСО 4

Аннотация курса 4

Введение 4

Организационно-методический раздел: 4

Содержание курса 6

Количество студентов ежегодных слушателей курса 18

Формы контроля 18

Письменная работа 19

Групповой проект 19

Участие в семинарах 21

Организация самостоятельной работы 21

Тема 1 22

Тема 2 22

Тема 3 23

Кейсы 24

Учебные кейсы 25

Использование кейсов в учебном процессе 26

Обсуждение ситуации на занятии 26

Подведение итогов обсуждения 26

Научно-исследовательская работа магистрантов 31

Варианты для итогового контроля 33

Вариант 1 33

Вариант 2 36

Вариант 3 38

Код ОКСО

Аннотация курса

Введение

Процесс глобализации не поддается искусственному сдерживанию и является очередным этапом в развитии человечества. Уже в процессе обучения и развития перед индивидом должны ставиться задачи учета глобальных процессов в мире, он должен учиться приспосабливаться к этим процессам. Важную роль в этом играет система высшего образования. Учебные заведения готовят специалистов для профессиональной деятельности в глобальном мире и управления глобальными процессами.

В научной литературе существует несколько вариантов определения глобализации, описывающих ее многообразные проявления: (1) интернационализация и интенсификация международных обменов, взаимоотношений и взаимозависимости; (2) либерализация, освобождение от ограничений передвижения; (3) универсализация, беспрепятственное распространение продуктов, опыта и знаний; (4) вестернизация (обычно в виде американизации), распространение современных ценностей и структур, присущих западной экономике; (5) детерриториализация, разрушение жесткой связи экономического и общественного пространства с конкретной географической территорией. Указанные проявления глобализации в конкретной отрасли или сфере превращают глобализацию из воздействия внешней среды, неподконтрольного отрасли или организации, в систему интегрированных отношений и процессов, характеризующих современный этап развития самой отрасли или сферы деятельности и, следовательно, требующих управляющего воздействия.

Классические учебники и курсы по маркетингу, хоть и описывают компании, оперирующие за рамками своих национальных границ и успешно проникающие на зарубежные рынки, часто основаны на традиционных (американских) принципах ведения бизнеса. Успех в глобальной экономике обусловлен сочетанием двух подходов: кросс-культурного, т.е. основанного на сравнении национальных маркетинговых концепций и практики работы, и межкультурного, т.е. основанного на изучении взаимодействия представителей различных культур в бизнес ситуациях.

Организационно-методический раздел:

Цель дисциплины

Курс углубляет и расширяет знания студентов магистратуры и специалистов-практиков о решениях, принимаемых маркетологами при выходе на зарубежные рынки или в работе с зарубежными партнерами. Теоретической базой данного курса являются курсы «Маркетинг», «Маркетинговые исследования», и "Маркетинговые коммуникации". Курс предлагает анализ основных решений маркетинга с учетом кросс-культурного и межкультурного аспектов.

Учебные задачи дисциплины

В задачи курса не входит детальное описание конкретных культур, курс призван сформировать представление об основных элементах культуры и их влиянии на маркетинговые решения, научить студентов методам работы в ситуациях межкультурного общения в международном маркетинге.

Методы преподавания дисциплины

Интерактивная лекция, семинар, групповая дискуссия, научный семинар, анализ деловой ситуации, индивидуальные и групповые презентации.

Место курса среди других дисциплин учебного плана

Данный курс является продолжением маркетингового образования студентов магистратуры и базируется на таких дисциплинах, как «Маркетинг-менеджмент» и «Прикладные маркетинговые исследования»

Требования к уровню освоения

После прохождения курса студент должен
Знать:
  • Основные элементы культуры и их проявления в бизнес ситуациях

  • Как глобализация влияет на поведение потребителей

  • Какие методы маркетинговых исследований используются компаниями при выходе на зарубежные рынки

  • Какие основные исследовательские компании (агентства) присутствуют на международных рынках

  • Как учитывать кросс-культурный аспект в основных маркетинговых решениях о товаре, цене, канале распределения и продвижении

Уметь:
  • Анализировать культурную среду маркетинга, используя различные инструменты маркетинговых исследований

  • Сравнивать культурную среду разных стран, используя известные теории кросс-культурного общения

  • Анализировать поведение потребителей с учетом основных элементов культуры

  • Прогнозировать возможные затруднения в международных маркетинговых операциях в ситуациях кросс-культурных различий

  • Разрабатывать план маркетинговых решений с учетом кросс-культурных различий

Содержание курса

Тема 1. Глобализация и роль национальной культуры

1.1. Глобализация: определение, характеристики, современные тенденции

Содержание темы.

Классическая доктрина международной торговли Д.Рикардо и роль национальной культуры. Научные основы глобализации: «миросистемный» подход Валлерстайна, модель «открытого общества» Поппера, гегемонизм США, торговый строй Аттали, теория Фукуямы. Три аспекта глобализации: когнитивный (что известно о процессе глобализации); эмоциональный  (как нужно относиться к этой информации) и поведенческий (что нужно предпринять).

Определения глобализации. Глобализация как интернационализация и интенсификация различных международных обменов. Глобализация как либерализация, освобождение от ограничений передвижения между странами, создание «безграничной» мировой экономики. Глобализация как универсализация, беспрепятственное распространение продуктов, опыта и знаний по всему миру. Глобализация как вестернизация (обычно в виде американизации), т.е. распространение современных ценностей и структур, присущих западной экономике. Глобализация как детерриториализация, т.е. разрушение жесткой связи экономического и общественного пространства с конкретной географической территорией.

Теория «макдоналдизации общества».

Три плоскости глобализации: политико-экономическая, социо-культурная и образовательная. Основные тенденции развития процесса глобализации в каждой из плоскостей.

Влияние глобализации на модели потребления в различных странах. Глобальный консюмеризм. Глобальные потребители. Глобальные продукты.

Цель, задачи, примерный объем темы.

Цель данного раздела – показать объективные процессы экономического развития, влияющие на развитие бизнеса как в конкретной стране, так и во всем мире.

Методы

Лекция и научный семинар

Литература

  1. Гагарина Г.Ю., Громыко В.В., Окрут З.М., Сагинова О.В. Экономика Европейского Союза, Экономист, М., 2003

  2. Муниципальные и региональные процессы в условиях глобализации и регионализации: Немецко-российский проект (под ред. Витткэмпера Г.В., Козлова Г.Я., Авдонина В.С.) М: КДУ, 2006

  3. Богомолов О.Т. Мировая экономика в век глобализации: Учебник. — М.: ЗАО “Издательство “Экономика”, 2007

  4. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире (пер. с англ. Кудюкина П.М.; под общ.ред. Кагарлицкой Б.Ю.) 2001 г.

  5. Сергеев Д. В. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук : 08.00 . 14 : Москва, 2003

  6. Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. СПб., 2002 (гл. 8, 9, 12).

  7. Clarke, Irvine III, and Margaret Owens (2000), 'Integrating country of origin into global marketing strategy', International Marketing Review, vol. 17, no. 2, pp. 114-26.

  8. George Ritzer, The McDonaldization of the Society, New Century Edition, Pine Forge Press, Thousand Oaks, California, London, New Delhi, 2000.

  9. Johansson, Johny K., Susan P. Douglas and Ikujiro Nonaka (1985), 'Assessing the impact of country of origin on product evaluations: A new methodological perspective', Journal of Marketing Research, vol. XXII (November), pp. 388–96.

  10. Kogut B., Singh H. The effect of national culture on the choice of entry mode // Journal of International Business Studies. — 1988. — №3. — Vol. 19.

  11. Ritzer George, (1993) The Mcdonaldization of society, Pine Forge Press, Newbury Park, CA

  12. Wallerstein I. The Decline of American Power. The U.S. in a Chaotic World.
    New York - London: The New Press, 2003

  13. International Marketing Review: 'Culture-sensitive adaptation or standardization'

  14. TransAtlantic Consumer Dialogue (TACD): A forum of 65 EU and US consumer organizations.

  15. Indiana University: Explanations and links about global consumer culture
    University of California, San Diego: Course about The Political Economy of Global Consumer Culture, Professor Paula Chakravartty

  16. Auburn University, USA: Library resources about global consumer culture.

  17. Duke University, USA: Syllabus of 'Consumer Culture goes global,' by John Wilson at Duke (PDF file)

  18. The Victorian Web: О Д.Рикардо и его вкладе в экономическую науку

  19. Australia New Zealand Marketing Academy: статья о глобализации

  20. The Library of Economics & Liberty

1.2. Основные понятия и элементы культуры

Содержание темы.

Понятие культуры. Слои культуры: внешние атрибуты; нормы и ценности: сердцевина культуры. Культура как нормальное распределение. Стереотипы в восприятии культуры.

Элементы культуры по Ф.Тромпеаарсу. Универсализм – партикуляризм. Коллективизм – индивидуализм. Нейтральность – эмоциональность. Конкретность – диффузность. Определение статуса: достигнутый – приписанный. Концепция времени: ориентация на прошлое, настоящее и будущее. Последовательная и синхронная (полихронная) организация деятельности.

Элементы культуры по Г. Хофстеде. Индивидуализм – коллективизм. Мужественность – женственность. Дистанция власти: короткая - длинная. Восприятие неопределенности: уклонение от неопределенности - принятие неопределенности. Временная ориентация: краткосрочная - долгосрочная.

Восприятие родной культуры. Сравнение культур. Европейские культуры. Российская культура глазами иностранцев. Ведение бизнеса в мультикультурной среде.

Цель, задачи, примерный объем темы.

Цель данной темы – сформировать понятийный аппарат для анализа национальных культур, ввести понятия культуры, ее элементов и параметров сравнения.

Методы

Лекция и научный семинар

Литература

  1. Тромпенаарс Ф. И Ч. Хампден-Тернер. Национально-культурные различия в контексте глобального бизнеса, Попурри, Минск, 2004

  2. Trompenaars F. and P.Wolliams. Marketing across cultures, Capstone Publishing, 2004

  3. Hofstede G. Culture’s consequences, Sage, 1980

  4. Trompenaars F. And C.Hampden-Turner. Riding the waves of culture, McGraw-Hill, 1997

  5. Bryson B. Notes from a small island, N.Y., Avon Books, 1997

  6. Bryson B. and Morrow W. Neither here nor there: travels in Europe, N.Y. Hearst Books, 1993

  7. New culture programme (2007-2013), www.europa.eu/comm/culture

  8. Mole J. Mind your manners: Managing business cultures in Europe, London, Brealey, Nicholas publishing, 1996

  9. Clotaire Rapaille. The Culture Code - Broadway Books, 2007

  10. Clothaire Rapaille. 7 Secrets of Marketing in a Multi-Cultural World - Tuxedo Production; 2nd edition (2004)

1.3. Поведение потребителей: кросс-культурный аспект.

Содержание темы.

Модели поведения потребителей и параметры универсальности и специфичности. Глобальная модель поведения. Импортная модель. Этническая модель. Взаимодействие родной культуры и культуры страны, принявшей этническую группу (ассимиляция, интеграция, сепарация, маргинализация). Модель «культурного значения».

Потребности и мотивация потребителей. Иерархия потребностей А.Маслоу. Престижное потребление Т.Веблена. Демонстративное потребление М.Дж. Сильверстайна. Культурные особенности потребления среднего класса. Рациональность показного потребления. Культурные различия в символах и признаках богатства. Виды спорта как признаки определенного уровня потребления.

Воздействие культуры на процесс принятия решений. Значение семьи в принятии решений: решения в органической семье, решения в ядерной семье. Влияние культуры на спонтанные и продуманные решения потребителей.

Лояльность и ее значение в разных национальных культурах. Ожидаемая лояльность в коллективистских культурах. Ожидаемая нелояльность в индивидуалистских культурах. Влияние культуры на восприятие риска покупки. Культура и восприятие физического риска. Культура и восприятие социального риска.

Влияние культуры на процесс жалоб на некачественные товары или обслуживание. Жалоба как выражение прав потребителя на качественный товар или обслуживание. Жалоба как забота о других потребителях.

Культурно обоснованное поведение и привычки потребителей.

Глобальное и локальное в поведении потребителей. Сопротивление изменениям.

Цель, задачи, примерный объем темы.

Цель данной темы – показать, как и за счет чего культура оказывает влияние на поведение потребителей.

Методы

Лекция и семинар

Литература

  1. Веблен Т. Теория Праздного класса. Экономическая мысль Запада. М.: Изд-во Прогресс. 1984.

  2. Сильверстайн, Майкл Дж. Н. Фиск. Зачем платить больше?: Новая роскошь для среднего класса / М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.

  3. Гестеланд Ричард Р. Кросс-культурное поведение в бизнесе. Маркетинговые исследования, ведение переговоров, менеджмент в различных культурах. Cross-Cultural Business Behavior. Marketing, Negotiating, Sourcing and Managing Across Cultures. Издательство: Баланс-Клуб, 2003 г.

  4. Мясоедов С.П. Основы кросс культурного менеджмента: Как вести биз­нес с представителями других стран и культур: Учеб. по­собие. - М.; Дело, 2003

  5. Edward Hall. Beyond Culture - Anchor Books, 1976.

  6. Gopalakrishna, P., B. L. Garland and J. C. Crawford (1989), 'Consumer satisfaction with foreign and domestic products: A cross-cultural comparison', Proceedings of the Annual Conference of the American Marketing Association.

  7. Granzin, Kent L. and John J. Painter (2001), 'Motivational influences on "buy domestic" purchasing: Marketing management implications from a study of two nations', Journal of International Marketing, vol. 9, no. 2, pp. 73-96

  8. Hult, G. Tomas M., Bruce D. Keillor and Barbara A. Lafferty (1999), 'A cross-national assessment of social desirability bias and consumer ethnocentrism', Journal of Global Marketing, vol. 12, no. 4, pp. 29-43.

  9. Levitt Th. (1983) The globalization of markets, Harvard Business Review, vol.61 May-June

  10. Maslow A.H. Motivation and Personality. New York: Harper & Bros., 1954

  11. Agrifood Forum: Stefania Mas-sari provides a complete picture of the food system highlighting the causes and the effects of current global food consumption patterns (PDF file)

  12. Asia Times: 'Indian immigrant's beer strikes in Britain'

  13. AsiaWeek: 'Toy story too?' (computer animation in India)

  14. Brigham Young University, USA: Cancun 1999 Cross-Cultural Consumer and Business Studies (ACCBS) proceedings by Scott M. Smith (ed.).

  15. Brigham Young University, USA: 'Power to the music: A cross-cultural analysis of music video consumption imagery in the United Kingdom and New Zealand', by Brett Martin, University of Auckland and Celeste A. McCracken, University of Auckland.

  16. Copenhagen Business School: Malene Djursaa's homepage.

  17. Cross-cultural consumption: overview Эссе авторов Constance Classen and David Howes, "Epilogue: The Dynamics and Ethics of Cross-Cultural Consumption" in David Howes (ed.), Cross-Cultural Consumption

  18. European Sociological Association: Abstracts of the European Sociological Association 5th Conference in Helsinki with some relevant papers.

  19. http://netec.mcc.ac.uk/BibEc/data/Papers/fthtinber95-231.html: An Empirical Analysis of Cross-Cultural Differences in the Consumption and Appreciation of Late 19th Century Art. Van Rijn and G.J. Van den Berg.

  20. http://www.cbs.dk/staff/hans_stubbe_solgaard/: Is there a global convergence in consumers' tastes by Hans Stubbe Solgaard. See CEMS Business Review, vol. 2 (1997)
    pp 73-84, (With David Smith). Changing Patterns in Wine Consumption.
    Massachusetts Institute of Technology: The Effects of Changing Consumption Patterns (PDF file)

  21. International Journal of Special Libraries: статья о глобализации в Интернет (PDF file)

  22. Social Issues Research Centre: Cross-national variations in football violence in Europe.
    Medical Journal of Australia: Psychostimulant consumption in Australia and internationally.

  23. Social Issues Research Centre: Social and cultural aspects of drinking (cross-national comparison).

  24. Swedish School of Economics and Business Administration, Hanken: Martin Fougère / Hanken about globalization and the global convergence of consumption patterns (PPT presentation)

  25. University of Central Arkansas: A Cross-Cultural Comparison of Value Systems & Consumer Ethics, by Sarath A. Nonis, Arkansas State University and Charles W. Ford, Arkansas State University.

  26. 'Dating cultural gaps' : статья из студенческой газеты Гарвардского университета

  27. Analysis and examples of cultural differences: пять статей «Dean Foster Associates»

  28. Cultural differences data base: База данных по кросс-культурным различиям.
    Sage Publications: Презентация кросс-культурного поведения потребителей. Автор Marieke de Mooij, Sage Publications, 2003.

  29. The Journal of Consumption, Markets & Culture: Edited by A. Fuat Firat and Alladi Venkatesh (Harwood academic Publishers)

  30. Journal of Consumer Culture: Overview of Journal and sample issue provide by Sage Publications

Тема 2. Международная маркетинговая среда

Содержание темы.

Методы анализа маркетинговой среды. Информация, которая нужна маркетологу для понимания особенностей маркетинговой среды на новом рынке. Источники получения информации. PESTYLE="анализ. Политическая и экономическая среда. Социально-культурные и технологические факторы среды.

Сравнение особенностей и перспектив развития внешней среды с преимуществами и недостатками организации. SWOT анализ и его цели. Оценка текущей ситуации и прогноз на будущее, используя результаты SWOT анализа. Определение конкурентных преимуществ и ограничений. Место национальной культуры в маркетинговой среде организации.

Региональная интеграция и вопросы национальной культуры. Сравнение региональных интеграционных объединений по элементам культуры

Конвергенция маркетинговой среды. Идея глобальной деревни. Ограничения конвергенции среды. Интеграция политической среды. Согласование национальных законодательств. Доступность и источники маркетинговой информации. Сходство и различия маркетинговой инфраструктуры.

Культурная конвергенция. Культурная конвергенция и языковые различия. Восточная Европа и культурная конвергенция. Выход мульти-национальных компаний на вновь открывшиеся рынки Восточной Европы. Особенности маркетинговой среды стран с переходной экономикой. Международная экспансия ТНК на рынках Восточной Европы и России и ее формы.

Разнообразие маркетинговой среды. Сравнение маркетинговой среды различных стран. Особенности российской маркетинговой среды.

Возрастающая роль исследовательской функции и качественной рыночной информации, необходимой для принятия управленческих решений. Основные факторы, которые необходимо принимать во внимание при проведении исследований на международных рынках: культурные особенности, этнические (расовые) различия, климатические различия, экономические различия развития разных стран, исторические различия, различия в привычках потребления, различия в развитии условий маркетинга, различия действительных и потенциальных целевых рынков.

Цель, задачи, примерный объем темы.

Цель данной темы – раскрыть особенности анализа международной маркетинговой среды в условиях глобализации

Методы

Лекция и семинар

Литература

  1. Аакер Дэвид, Кумар В., Дэй Дж. Маркетинговые исследования. 7-е издание. СпБ. Питер. 2004 (пер. с англ).

  2. Малхорта Нэреш К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство. 3-е изд.. Изд. Дом «Вильямс», 2002. (пер. с англ.) ISBN5-8459-0357-2(рус.)

  3. Дэвис Д.Д. Исследования в рекламной деятельности. Теория и практика. М. Изд.Дом Вильямс. 2003

  4. Schmidt M. Svend Hollensen. Marketing Research, An International Approach. FT Prentice Hall. 2006

  5. K S.P.Douglas, C.S.Craig. International Marketing Research (MR), Prentice Hall International, 2005umar V. International marketing research. Prentice Hall. 2000.

  6. G.R.Jarboe. The Marketing Research Project Manual, Prentice Hall International, 1998

  7. Morello, G. (1984), 'The made-in issue: A comparative research on the image of domestic and foreign products', European Research, vol. 5, no. 21, pp. 68–74.

  8. Parameswaran, Ravi, and R. Mohan Pisharodi (2002), 'Assimilation effects in country image research', International Marketing Review, vol. 19, no. 3.

  9. Европейская ассоциация исследователей общественного мнения и маркетинга

  10. Сайт международной компании Interbrand www.brandchannels.com

  11. Международная исследовательская компания ACNielsen

  12. Web-ресурсы Американской Маркетинговой Ассоциации:

  13. Web-сайт Российской Ассоциации Маркетинга

  14. Группа компаний Комкон-2 (маркетинговые и рыночные исследования)

  15. Исследовательская компания GFK-Русь

  16. Исследовательский холдинг Romir- http:// romir.ru

  17. Энциклопедия маркетинга в Интернет :

  18. (сборник статей по маркетингу)

  19. Агентство Росбизнесокнсалтинг



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Менеджмент в кросс-культурной среде

    Документ
    Глобальная экономика, ставшая исторической реальностью во второй половине XX столетия и новой моделью развития традиционной мировой экономики, приобретает все больший вес и влияние.
  2. Маркетинг: кросс-культурные проблемы и возможности

    Документ
    Аннотация. В условиях глобализации и развития коммуникаций маркетинг, пересекающий границы культур, становится все более актуальным. Рассмотрены вопросы взаимосвязи маркетинга и культуры, представлены кросс-культурные измерения маркетинга,
  3. Кросс-культурные коммуникации

    Документ
    Процесс глобализации не поддается искусственному сдерживанию и является очередным этапом в развитии человечества. Классические учебники и курсы по маркетингу, хоть и описывают компании, оперирующие за рамками своих национальных границ
  4. Цели и задачи курса «Кросс-культурный маркетинг»

    Семинар
    Процесс глобализации не поддается искусственному сдерживанию и является очередным этапом в развитии человечества. Уже в процессе обучения и развития перед индивидом должны ставиться задачи учета глобальных процессов в мире, он должен
  5. Г. В. Плеханова Наименование факультета Дисциплина: Кросс-культурный маркетинг Лекции

    Лекции
    Курс углубляет и расширяет знания студентов магистратуры и специалистов-практиков о решениях, принимаемых маркетологами при выходе на зарубежные рынки или в работе с зарубежными партнерами.

Другие похожие документы..