Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Введение У российских учителей истории сегодня немало проблем. Одна из них -это оформление учебных классов, кабинетов истории. Надо найти такой вариа...полностью>>
'Закон'
Настоящий Закон определяет правовые основы государственного регулирования в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Республике Беларусь, у...полностью>>
'Документ'
В.Н. Комличенко, заведующий кафедрой экономической информатики Учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэле...полностью>>
'Лекция'
Содержание. Нелинейные элементы. Насыщение магнитных материалов. Сегнетоэлектрики, варисторы и позисторы. Нелинейные резисторы. Полупроводниковый дио...полностью>>

А. И. Куприн (1870-1932) вопросы и задания «гранатовый браслет» Работа с текстом Дайте лаконичное и стилистически корректное изложение (4)

Главная > Изложение
Сохрани ссылку в одной из сетей:

В элегии «Спит ковыль. Равнина дорогая…» узнаваем мотив «я в новую жизнь не гожусь». Автор открыто высказывает своё отношение к деревне с вековой, традиционной ментальностью. Философская концепция покоя, принятия мира как данности обогащена здесь мотивом любви ко всему, и к «сильному врагу» в том числе. Есенин возвращается к идее гармонии, целесообразности, синтезу, казалось бы противоположных начал.

===================

  1. Рассмотрите природный мир как основу поэтики Есенина, проследите эволюцию образа природного мира.

_____________________

===================

  1. В чем, с Вашей точки зрения, выражается народность творчества Есенина?

_____________________

===================

  1. Сформулируйте и раскройте основные философские мотивы лирики Есенина.

_____________________

О философском характере есенинской поэзии писали многие, как русские (Ю.Л. Прокушев, А.Н. Захаров, О.Е. Воронова, Т.К. Савченко, Н.И. Шубникова- Гусева), так и зарубежные исследователи (в Англии — Гордон Маквей, во Франции — Мишель Никё, в Польше — Ежи Шокальски, в США — Мария Павловски). Тем не менее, отдельные стороны этой проблемы остаются до конца не совсем проясненными и требуют дальнейшего уточнения.

Мир творчества Есенина не представляет собой нечто застывшее и статическое. Это движущаяся художественная Вселенная: не случайно в 1918 г . Есенин считал, что после революции «земля поехала»: этот образ он не однажды использует в своем философском трактате «Ключи Марии».

Наиболее важным пространственно-временным образом движения у Есенина на всем протяжении его творчества является образ пути (дороги), возникающий уже в первых его произведениях: «Он бледен. Мыслит страшный путь» («Поэт»); «Я с любовью иду // На указанный путь» («И.Д. Рудинскому»). Иногда этот образ заключен в негативный контекст: «Горе вместе с тоской заградили мне путь» («Моя жизнь»), иногда — в позитивный: «И мне широкий путь лежит...» («И надо мной звезда горит...»).

Философским смыслом наполнена такая специфически есенинская тема, как тема бродяжничества. Заметим, что она появляется уже в самых первых опубликованных стихотворениях поэта. За кротким желанием есенинского лирического героя «Пойду в скуфье смиренным иноком...» сразу же следует контрастное, бродяжническое: «...Иль белобрысым босяком...» («Пойду в скуфье смиренным иноком...»). И прощание с молодостью лирического героя Есенина — это прежде всего прощание с «духом бродяжьим»: «Дух бродяжий! Ты всё реже, реже/ Расшевеливаешь пламень уст./ О моя утраченная свежесть, / Буйство глаз и половодье чувств». («Не жалею, не зову, не плачу...»)

Терпкая струя бродяжничества («Брошу все. Отпущу себе бороду // И бродягой пойду по Руси». «Не ругайтесь. Такое дело!..») пронизывает многие есенинские произведения 20-х годов. Это даже дало повод в свое время критикам вульгарно-социологического толка называть Сергея Есенина «деклассированным индивидуалистом-одиночкой», «как о высшем счастье мечтающим о праве во всем дурака валять».

На всем протяжении своего творческого пути Сергей Есенин активно разрабатывал художественно-философскую концепцию человека. Есенинская философская концепция человека основана на народном представлении о том, что человек — только частица единой Матери-Природы, такая же, как зверь, дерево, куст или цветок: «Все от древа — вот религия мысли нашего народа»,— писал он в «Ключах Марии». Вместе с тем художественно-философская концепция человека в творчестве Есенина видоизменялась с годами. В своем раннем творчестве (1910—1912) поэт описывает человека от рождения до смерти — здесь нет еще собственно художественной концепции человека. Затем, в произведениях 1913—1919 гг., поэт наделяет человека различными свойствами растительного и животного мира. Отныне все есенинское творчество наполнено фольклорно-мифологическим представлением о человеке, которому он придает сходство с растительным миром: «Все мы яблони и вишни голубого сада...» («Певущий зов»); «В сердце ландыши вспыхнувших сил...» («Я по первому снегу бреду...»); «Хорошо ивняком при дороге // Сторожить задремавшую Русь» («Песни, песни, о чем вы кричите?»), «Срежет мудрый садовник-осень // Головы моей желтый лист...» («Кобыльи корабли»).

Есенинская художественно-философская концепция человека вписана в обширный контекст русской литературы.

В последние годы жизни Есенин завершает уточнение своей художественно-философской концепции человека — этот итог наиболее полно и завершенно выражен в поэме «Цветы», которую сам поэт неизменно называл «философской вещью». Тема его раскрывается в целом ряде других произведений тех лет. В частности, в стихотворении «Цветы мне говорят — прощай...»: «А люди разве не цветы?..<...> Цветы людей и в солнь и в стыть // Умеют ползать и ходить...<...> Цветы ходячие земли!». Для Есенина человек — это «цветок неповторимый» и по своей природной сути, и по историческому предназначению. Творчество Есенина еще раз блистательно подтвердило мысль, высказанную когда-то Дмитрием Веневитиновым, о том, что «Истинные поэты всех времен и народов были философами».

===================

«АННА СНЕГИНА»

Работа с текстом

  1. Дайте лаконичное и стилистически корректное изложение содержания поэмы.

_____________________

Глава первая. Поэт едет в родные места, побывав на первой мировой войне. Возница рассказывает о житье своих односельчан - зажиточных радовских мужиков. У радовцев идет постоянная война с бедняцкой деревней Криуши. Соседи воруют лес, устраивают опасные скандалы, в одном из которых дело доходит до убийства старшины. После суда и у радовцев "начались неуряды».

Герой размышляет о бедственной судьбе, вспоминая, как "за чей-то чужой интерес" стрелял и "грудью на брата лез". Поэт отказался участвовать в кровавой бойне - выправил себе "липу" и "стал первый в стране дезертир". Гостя радушно встречают в доме мельника, где он не был четыре года. После самовара герой отправляется на сеновал через заросший сиренью сад - и в памяти возникают "далекие милые были", он вспоминает первую любовь.

Глава вторая. Разбуженный мельником на следующий по приезду день герой радуется красоте утра, но тут же вспоминает о безвинно изуродованных войной калеках. От старухи мельничихи он вновь слышит о стычках радовцев с криушанами, о том, что теперь, когда прогнали царя, везде творится "свободы гнусь": зачем-то открыли остроги и в деревню вернулись многие "воровские души", среди которых - убийца старосты Прон Оглоблин. Мельник, вернувшийся от помещицы Снегиной - старой знакомой героя, - докладывает, какой интерес там вызвало его сообщение о приехавшем к нему госте. Герой отправляется в Криушу - повидать знакомых мужиков.

У хаты Прона Оглоблина собрался мужицкий сход. Крестьяне рады столичному гостю и требуют разъяснить им все животрепещущие вопросы - о земле, о войне, о том, "кто такое Ленин?". Поэт отвечает: "Он - вы".

Глава третья. Через несколько дней герой простудился на охоте, мельник привозит Анну Снегину. Полушутливый разговор о юных встречах у калитки, о её замужестве раздражает героя, ему хочется найти другой, искренний тон, однако приходится послушно разыгрывать роль модного поэта. Анна укоряет его за беспутную жизнь, пьяные дебоши. Но сердца собеседников говорят о другом - они полны наплывом "шестнадцати лет": "Расстались мы с ней на рассвете / С загадкой движений и глаз..."

Однажды поэт получает от Прона Оглоблина записку с просьбой приехать. Поэт приезжает к Прону, а тот почти что заставляет поэта поехать с ним к Снегиным - требовать землю. Из помещичьей горницы слышны рыдания - это пришла весть о гибели на фронте мужа Анны, боевого офицера. Анна не хочет видеть поэта. Уязвленный, герой отправляется с Проном в кабак.

Глава четвёртая. Прон приносит в избушку мельника новость о том, что свершилась революция. «В России теперь Советы и Ленин - старшой комиссар". Рядом с Проном в Совете оказывается его брат Лабутя, пьяница и болтун, живущий "не мозоля рук". Именно он едет первым описывать снегинский дом. Мельник привозит хозяек усадьбы к себе. Происходит последнее объяснение героя с Анной. Боль утрат, невозвратность прошлых отношений по-прежнему разъединяют их. И опять остается только поэзия воспоминаний о юности. Под вечер Снегины уезжают, а поэт мчится в Питер .

Глава пятая. Мы знакомимся с событиями, которые произошли в стране за шесть послереволюционных лет. "Чумазый сброд", дорвавшись до господского добра, бренчит на роялях да слушает патефон - но "гаснет удел хлебороба".

Из письма мельника герой поэмы узнает, что Прон Оглоблин расстрелян казаками Деникина; Лабутя, пересидев налет в соломе, требует себе за храбрость красный орден.

Герой опять навещает родные места. С прежней радостью встречают его старики. Для него приготовлен подарок-письмо с лондонской печатью - весточка от Анны. И хотя внешне адресат остается холодным, даже чуть циничным, все же след в его душе остается. Финальные строки снова возвращают к светлому образу юношеской любви.

===================

  1. Приведите цитаты, иллюстрирующие следующие художественные приемы:

  • метафора;

  • сравнение;

  • эпитет;

  • гипербола;

  • гротеск;

  • ирония.

_____________________

Метафора

«Свобода взметнулась неистово»;

«Сиреневая погода
Сиренью обрызгала тишь».

Сравнение

«Был вечер задумчиво чудный,
Как дружья улыбка в лице»;

«Луна хохотала, как клоун»;

«Нет, это уж было слишком.
Не всякий рожден перенесть.
Как язвы, стыдясь оплеухи,
Я Прону ответил так:
"Сегодня они не в духе...
Поедем-ка, Прон, в кабак...»;

«Заря как пожар на снегу...».

Эпитет

«Иду голубою дорожкой…»;

«И в мыслях был пьяный туман...»;

«Была в том печальная тайна,
Что страстью преступной зовут»;

«Суровые, грозные годы!»;

«Луна золотою порошею
Осыпала даль деревень».

Гипербола

«Житье у них было плохое -
Почти вся деревня вскачь
Пахала одной сохою
На паре заезженных кляч».

Гротеск

«Объятья мельника круты,
От них заревет и медведь…».

Ирония

«Такие всегда на примете.
Живут, не мозоля рук.
И вот он, конечно, в Совете,
Медали запрятал в сундук».

===================

  1. Приведите цитаты, иллюстрирующие наиболее значимые характеристики героев.

_____________________

Мельник.

«От радости старый мельник
Не может сказать двух слов:
"Голубчик! Да ты ли?
Сергуха!
Озяб, чай? Поди продрог?
Да ставь ты скорее, старуха,
На стол самовар и пирог!»;

«Мой старый мельник
Хозяек привез к себе,
Заставил меня, бездельник,
В чужой ковыряться судьбе».

«Мой мельник...
Ох, этот мельник!
С ума меня сводит он.
Устроил волынку, бездельник,
И бегает как почтальон».

Мельник- добрый, сердобольный человек, предан герою.

Прон Оглоблин.

«У них там есть Прон Оглоблин,
Булдыжник, драчун, грубиян.
Он вечно на всех озлоблен,
С утра по неделям пьян.
И нагло в третьевом годе,
Когда объявили войну,
При всем честном народе
Убил топором старшину».

Прон Оглоблин – жестокий бунтарь, крайне озлоблен, не задумывается о нравственности.

Автор-рассказчик.

«Сергей!
Вы такой нехороший.
Мне жалко,
Обидно мне,
Что пьяные ваши дебоши
Известны по всей стране».

Поэт –бунтарь, всегда открыто выражающий свою точку зрения, не желающий мириться с тем, что ему не по духу, но многим такое его поведение кажется лишь «неблагоразумным».

Анна Снегина.

«До этой осени
Я знала б счастливую быль...
Потом бы меня вы бросили,
Как выпитую бутыль...
Поэтому было не надо...
Ни встреч... ни вобще продолжать...
Тем более с старыми взглядами
Могла я обидеть мать»;

«Вы живы?.. Я очень рада...
Я тоже, как вы, жива.
Так часто мне снится ограда,
Калитка и ваши слова»,

Образ Анны несколько размыт, в этих цитатах угадывается одно: она любит поэта, она сознаёт невозможность их счастья. Это вечно страдающая натура.

Лабутя.

«У Прона был брат Лабутя,
Мужик - что твой пятый туз:
При всякой опасной минуте
Хвальбишка и дьявольский трус.
Таких вы, конечно, видали.
Их рок болтовней наградил»;

«Такие всегда на примете.
Живут, не мозоля рук.
И вот он, конечно, в Совете,
Медали запрятал в сундук»

В этих цитатах отражены главное качество Лабути – его никчёмность, но умение приспосабливаться к обстоятельствам.

===================

Развитие навыков литературоведческого анализа

  1. Проанализируйте композиционное своеобразие поэмы.

_____________________

В поэме пять глав, каждая из которых состоит из нескольких частей или эпизодов.

Первая часть представляет собой экспозицию. В неё обрисовано место действия – соседние сёла Радово и Криуши, а так же главный герой, от имени которого ведётся рассказ. Во второй главе герой оказывается вовлечён и в основной социальный конфликт, и в любовную коллизию поэмы. Завязке сюжетных событий предшествует идеалистическая картина пробуждения («Ну что же! Вставай Сергуша!…»), но сразу же чувствуется, что день в родных местах начинается неспокойно, не так как это хотелось бы.

Весенний пейзаж («Дымком отдаёт росяница…»)навевает мыли о прекрасном, но мы сразу же встречаем противоречащую мечте реальность: «И сколько с войной несчастных!», «И сколько зарыто в ямах!». Описание действительности получает развитие и в разговоре героя с женой мельника, который заканчивается её горячим возгласом: «Пропаса Рассея, пропала…Погибла кормилица Русь». Происходит в этот момент и завязка любовного конфликта: мельник рассказывает своему гостю о том, что дочь помещицы Снегиной замужем, но помнит, как он её любил, следит за его жизнью.

Но любовная интрига, воплощающая лирическое начало поэмы, постоянно перекрывается эпической линий развития общественного конфликта. Вслушиваясь в разговоры мужиков герой уже лично знакомится с сутью этого конфликта.

В третьей главе начинается динамичное развитие событий. Люовная линия получает неожиданно скорое продвижение, болезнь героя становится поводом встретиться с Анной Снегиной. Но снова любовная интрига тесно примыкает к социальному конфликту. Я имею в виду эпизод приезда героя вместе с Проном к Снегиным.

В четвёртой главе развитие событий достигает кульминации. Причём между событиями третий и четвёртой глав проходит «всё лето». Наступает октябрь 1917 года, происходит революция (это и есть кульминация общественного конфликта), он снова тесно связан с любовной интригой, потому что именно из-за этого события Анна Снегина оказывается на мельнице и встречается с героем. Между ними происходит откровенный, продолжительный разговор. Этот разговор – кульминация любовной интриги, как мне кажется.

В пятой главке, из писем мельника и письма Анна мы узнаем том, какова развязка действий. Общественный конфликт закончился торжеством революции. Судьба героев, олицетворявших этот конфликт неодинакова. Прон, например убит, а его трусливый братец, живёт, занимая видный пост в новом государстве. Анна стала иммигранткой.

===================

  1. Рассмотрите письма как одну из форм раскрытия внутреннего мира героев поэмы и как средство анализа происходящих в общественной жизни процессов.

_____________________

В поэме фигурируют несколько писем.

Письмо мельника к поэту («Сергуха! За милую душу!/ Привет тебе, братец! Привет!»)

В этом письме кроме просьбы старика к поэту приехать и навестить его содержится ещё и упоминания о судьбе героев поэмы, образы которых развивали и олицетворяли общественный конфликт, иными словами – развязка общественного конфликта. В письме рассказывается о том, что расстрелян Прон, что в ходе гражданской войны родные сёла поэты были захвачены Деникиным, что никчёмный Лабутя выбился в начальники.

«Просто писмишко…» - так называет письмо Анны Снегиной к герою мельник письмо Снегина написала уже в эмиграции, оно пришло из Англии. В этом письмо содержится развязка любовного конфликта поэмы(Для обоих героев воспоминание о любви стало дорогим и светлым, Снегина, похоже сохранила тёплое чувство к поэту), кроме того в нём угадывается тоска героини по Родине. Эта тоска, как мне кажется, преследует и самого героя, поэтому это письмо как бы выражает отношение и героя, и героини к происходящему на родине: «
Я часто хожу на пристань/И, то ли на радость, то ль в страх,/Гляжу средь судов все пристальней/На красный советский флаг/ Теперь там достигли силы./Дорога моя ясна.../Но вы мне по-прежнему милы,/Как родина и как весна»...»

Таким образом, каждое из писем становится своеобразным перечислением событий действительности, как бы подытоживанием происходящего, но в то же время выражением эмоционального состояния героев: здесь и тоска мельника по поэту, и тоска Анны по Родине, и её любовь к поэту. Реакция поэта на эти письма так же раскрывает его внутренне состояние: боль, горечь, переживания. Он называет письмо Анны «беспричинным», но совершенно ясно, что это не так. Письмо заставляет его вновь вспомнить о времени, когда ему было 16 лет, о чём-то добром, но, к сожалению, безвозвратно ушедшем.

===================

3.Проанализируйте жанровые особенности поэмы как лиро-эпического произведения.

_____________________

Одна из особенностей поэмы «Анна Снегина» заключается в том, что она является лиро-эпическим произведением.

Лирическое и эпическое начала как бы проникают друг в друга.

Эпический сюжет раскрывается реалистическими средствами. Реалистически конкретно и объемно рассказывается в поэме о жизни русской деревни в годы исторических потрясений. Из крестьянской массы выделен образ народного вожака Прона Оглоблина. Важнейшими средствами раскрытия характеров и проблематики в поэме является язык. Есенин использует близкий к фольклорному сказовый стиль, интонации и лексику простонародной речи. Индивидуализирована речь персонажей. Изображая нового, послереволюционного крестьянина, Есенин прибегает к иронии. Он не видит в новом образе жизни и в новом человеке столь дорогих ему черт национального характера. Пожалуй, только старуха мельничиха — истинно народный традиционный характер в поэме. Она предчувствует гибель деревни. Рассказывая о самочинной расправе крестьян над старшиной, она горько прибавляет: «Таких теперь тысячи стало / Творить на свободе гнусь. / Пропала Рассея, пропала... / Погибла кормилица Русь...».

Лирической начало в поэме воплощается в изображении любовной интриги. Очень важно отметить, что открытого выявления чувств нет, любовь показана импрессионистически, что не исключает драматизма любовной линии сюжета, усиленного горькой судьбой героини, вынужденной стать эмигранткой. Лирическое начало в поэме выражается так же в пейзажных зарисовках, лирическим смыслом которых становится выделения главных ценностей – «жизни», «земли», единения человеческих душ.

===================

  1. Проанализируйте метафоры и метафорические эпитеты как средство раскрытия мироощущения лирического героя.

_____________________

===================

Анализ проблематики

  1. Определите своеобразие есенинской трактовки темы Родины в поэме.

_____________________

===================

  1. Как, на Ваш взгляд, соотносятся автор и герой в поэме?

_____________________

Повествование в поэме ведётся от первого лица.

Очень много биографических сходств у автора поэмы и рассказчика: оба поэты, блондины с курчавыми волосами. Но не нужно, как мне кажется, искать биографические сходства между героем и автором-повествователем в поэме, так как основы и принципы их мировоззрения полностью идентичны, что для нас гораздо важнее.

Автор воспринимал революция двояко, характер и внутренний мир героя так же раздвоен и рассечён, потому что лирический герой, с одной стороны, понимает необходимость перемен в обществе и сочувствует тяготам быта и повседневности народа, но, с другой стороны, не принимает происходящую жестокую, лишённую понятий нравственности, действительность.

===================

  1. Соотнесите любовную и общественную коллизии в поэме.

_____________________

Сюжет поэмы носит сложный раздвоенный характер и тесно связан с её проблематикой. Мне кажется, что приоритетная сюжетная линия поэмы – любовная история, история отношений героя и Анны Снегины. Причём на тот момент, когда герой начинает рассказывать нам об этих отношениях (причём как бы вскользь), то они уже являются лишь воспоминанием. На протяжении всей поэмы мы следим за тем как эти воспоминания время от времени оживают в душах героев. Нам также предоставляется возможность прочувствовать психологическое состояние каждого из героев в момент соприкосновения с любовью-воспоминанием. Наблюдая за их реакциями мы делаем выводы об их характерах, о том, как они менялись с течением времени. Каждый из них вспоминает о юности как о счастье. Но оно ушло безвозвратно, теперь у каждого из этих людей самостоятельная жизнь и только революционные события сближают вновь поэта и Снегину. Читатель вполне может надеяться на то, что когда Снегина оказывается в доме мельника, потеряв мужа и родной дом, отношения героев вспыхнут с новой силой, однако же происходит обратное. В своём длинном монологе Снегина указывает на все причины, по которым невозможной была и остаётся таковой их совместная жизнь: ««Простите... Была не права.../ Я мужа безумно любила./
Как вспомню... болит голова.../ Но вас/ Оскорбила случайно.../Жестокость была мой суд... / Была в том печальная тайна,/ Что страстью преступной зовут./ Конечно,/
До этой осени/ Я знала б счастливую быль.../ Потом бы меня вы бросили,/ Как выпитую бутыль.../ Поэтому было не надо... / Ни встреч... ни вобще продолжать.../Тем более с старыми взглядами/ Могла я обидеть мать».

История любви этих людей приобретает трагический оттенок, потому что она происходит в тяжёлое для России время, во время революций и гражданской войны начала двадцатого века.

События революции, бунты, дебоши, убийства, войны, казни, суды, осложняющие любовные взаимоотношения героев, присутствует так или иначе в поэме, всё это образует самостоятельную коллизию, назовём её общественной.

И любовная интрига и общественный конфликт тесны связаны, они дополняют друг друга. Каждый из них одинаково сложен. Из совокупности любовной и общественной коллизий рождается сложная, многоплановая проблематика поэмы которая концентрируется вокруг такого явления как революция в России. Тут сплетается всё: и проблема униженного и забитого, но одновременно жестокого народа, проблема вымирания крестьянской деревни, проблема представлений о будущем (народ верит в то, что революция решит разом все его проблемы, и лишь немногие, такие как лирический герой, ощущают, что это неправильно).

===================

  1. Как внутренняя раздвоенность лирического героя (сознание необходимости перемен – и неспособность примириться с ними) отразилась в поэме?

_____________________

Раздвоенность лирического героя в поэме (который является и автором - повествователем) выразилась в том, что, созерцая действительность, он ощущает необходимость перемен, но понимает, что перемены должны носить какой-то иной характер, ведь то, что видит лирический герой перед собой мучает его, он не принимает действительность.

Особенно ярко это выразилось в том эпизоде, когда поэт приходит к Прону, а тот заставляет его ехать вмести с ним к Снегиным – отбирать и делить землевладения. Мы имеем возможность наблюдать за психологическим состоянием героя. Как он напряжён, сосредоточен, как ему тяжело в этот момент!

« Иду.
Прихожу в Криушу.
Оглоблин стоит у ворот
И спьяну в печенки и в душу
Костит обнищалый народ.
«Эй, вы!
Тараканье отродье!
Все к Снегиной...
Р-раз — и квас.
Даешь, мол, твои угодья
Без всякого выкупа с нас!»
И тут же, меня завидя,
Снижая сварливую прыть,
Сказал в неподдельной обиде:
«Крестьян еще нужно варить»» - вот описание того, что увидел герой, откликнувшись на приглашение Прона и придя в Криушу. Всё это противоречит внутреннему миру, сознанию, идеалам героя.

Герой, как мне кажется, уже догадывается что ему предложит Прон, но тем не менее спрашивает:

««Зачем ты позвал меня, Проша?»
Ласково произнесённое поэтом «Проша» совершенно противопоставлено реальному, действительному, грубому. Очень странно звучит это ласковое обращение. Ведь мы знаем как ранее описывали этого человека («У них там есть Прон Оглоблин,/Булдыжник, драчун, грубиян./Он вечно на всех озлоблен,/С утра по неделям пьян./И нагло в третьевом годе,/ Когда объявили войну,/ При всем честном народе/ Убил топором старшину».), мы знаем содержание всех его агитационных речей. У него фамилия-то даже говорящая – Оглоблин! То есть что-то большое, сильное, страшное! И вот этого человека поэт называет «Проша». Почему герой так поступает? Может он боится Прона? А может ему его жалко?
Прон на вопрос поэта отвечает: ««Конечно, ни жать, ни косить./ Сейчас я достану лошадь/
И к Снегиной... вместе.../ Просить...»»
Напряжение и внутренние переживания героя усиливаются ещё более, когда он стоит перед Анной Снегиной, у которой только что убили любимого мужа: «Но было совсем не легко мне/ Увидеть ее лицо./ Я понял —/ Случилось горе,/ И молча хотел помочь». Но Снегина, ошарашенная горем, упрекает поэта в смерти своего мужа. Поэт не может этого перенести. Он молча уходит, и забирает Прона.

Знаменательно отметить, что привозит поэта к Снегиным Прон, то есть герой как бы повинуется требованиям мужика, но уезжает он уже решительно, забирает Прона, и нам не указано на то, что последний сопротивлялся.

Кроме этого в поэме много ещё эпизодов, передающих переживания лирического героя, постоянную внутреннюю борьбу. Вспомни как крестьяне спрашивали у поэта: что такое Ленин: ««Скажи,/ Кто такое Ленин?»/ Я тихо ответил:/ «Он — вы»». Почем он ответил «тихо»? То есть он ответил печально и неуверенно, в этом «тихо» проявилась какая-то внутренняя боль поэта».

Мы не видим, как реагирует лирический герой, когда Прон объявляет поэту о свершении октябрьской революции. Мы можем только догадываться. Кроме того, в этот момент в доме мельника появляется Анна Снегина – человек, который лишён всего, который пострадал от революции, которой так радуется бунтарь Прон. Поэт сочувствует Снегиной, он интересует его, ему больно и жалко смотреть на неё, больно вспоминать жизнь, когда ему, и ей, «было по шестнадцать лет». Снова лирический герой в напряжении, он не способен примириться с настоящим.

===================

ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ

  1. Тема Родины в лирике Блока и Есенина.

  2. Сюжетно-композиционные особенности поэмы Есенина «Анна Снегина».

  3. Русская деревня в изображении Есенина.

Сюжетно-композиционные особенности поэмы «Анна Снегина»

Поэму «Анна Снегина» Есенин закончил в 1925 году. Оно говорил, что это его «самая большая вещь», лучшая из «всего, что <…> написал».

Тематика поэмы необыкновенно широка. «Анна Снегина» - произведение и о «крестьянской жисти», и о проблемах умирающей русской деревни, о том, как она относится к революции, о том, какие надежды возлагает на неё, и о бессмысленности первой мировой войны, и о жизни и гибели последних дворянских гнёзд в России, и о судьбе русских эмигрантов, и, главное, о любви. Любовный и общественный конфликт в поэме тесно связаны друг с другом, развивают сюжет произведения.

Раскрыть смысл каждого из конфликтов поэмы, показать многогранность и сложность поднятых в ней проблем, раскрыть каждую из заявленных в нёй тем, помогает её поэмы.

В поэме пять глав, каждая из которых состоит из нескольких частей или эпизодов.

Первая глава – это экспозиция. Мы знакомимся с местом действия (соседние села Радово и Криуши), с главным героем, от имени которого ведётся повествование. Герой – поэт, который побывал на первой мировой войне, но разочаровался в ней, не нашёл в смысла, получил «липу», и с тем возвратился в родные места. Он твёрдо решил «лишь в стихах воевать».

Глазами героя мы смотрим на русскую деревню и видим все те «неуряды», которые в ней происходят, о которых рассказывает возница. Очень ярким бытовым эпизодом становится сцена, в которой герой расплачивается с возницей: «Даю сороковку./ «Мало!»/ Даю ещё двадцать./ «Нет!»/ «Да что ж ты?/ Имеешь ли душу?/ За что ты с меня гребёшь?».

Этот бытовой эпизод, который получит развитие в следующей главе, подчёркивает как изменился менталитет и сознание народа (причём не в лучшую сторону), а также нежелание героя вмешиваться растущий в сёлах непорядок, он постоянно ищет «хорошего» и «приятного» в родных сердцу местах. О вспоминает «милые были» юности, «девушку в белой накидке».

Во второй главе герой всё-таки оказывается вовлечён в основной социальный конфликт, и в любовную коллизию поэмы, хотя он того и не желал. С социальным конфликтом он знакомится сначала из разговора с женой мельника, затем из общения с самими мужиками. Мельничиха как бы перечисляет все проблемы деревни: «сплошные мужицкие войны», «напасти», «гнусь», вызванные «безвластьем» в стране. В заключение она произносит знамениты слова: «Пропала Расея, пропала…/ Погибла кормилица Русь…». До того, как герой получит толкование зародившегося общественного конфликта от «мужиков», происходит завязка любовной истории: мельник рассказывает герою о том, что замужняя дочь помещицы Снегиной помнит о поэте. Герои, которых когда-то связывало сильное чувство, на протяжении всей поэмы будут заново узнавать друг друга. Но этот процесс постоянно будет прерываться сценами развития общественного конфликта, и именно конфликт общественный, как мне кажется, повлияет на развитие и исход любовной интриги.

Обозначившаяся любовная линия вновь меркнет, перебиваемая сценой, в которой герой прислушивается к «горластому мужицкому галдежу» в Криуше. Этот мужицкий спор и конфликт в рамках близлежащих деревень является моделью той общественной борьбы, которая затронула к тому моменту всю Россию. Моё внимание в это главе привлек вопрос мужиков: «Кто такое Ленин?». Герой отвечает на него «тихо»: «Он-вы». То есть герой понял наконец суть общественного конфликта, осознал правоту доведённых до отчаяния нищетой и бесправием мужиков.

В третьей главе происходит развитие событий, причём очень динамичное. Вновь проявляет себя любовная линия. Автор построил так сюжет, что поэту и Анне Снегиной представилась возможность встретиться, свидание и долгий разговор героев, из которого нам ясно пока только то, что они сами не понимают своих и чувств и вообще того, что с ними происходит. Герой хочет найти в разговоре с этой женщины «другой язык», но всё равно разыгрывает роль модного поэта: «Да... Да...Я сейчас вспоминаю.../Садитесь.../
Я очень рад...».
Воспроизведение разговора героев представляет собой сюжетную остановку, за которой следует резкое обострение социального столкновения. Оно нашло отражение в том эпизоде, когда Прон Оглоблин принуждает поэта ехать с ним к Снегиным, чтобы выпрашивать земли: «Даёшь, мол, твои угодья/ Без всякого выкупа с нас!..». Но в доме Снегиной эти требования встречают как-то глухо, там ещё большая трагедия – смерть мужа Анны, там не до земель, не до общественного противостояния, там личное горе, тяжёлая утрата. В этой главе одним из самых напряжённых моментов, описывающих внутреннее состояние героя, является тот, в котором Анна Снегина упрекает поэта в смерти её мужа, в трусости, никчёмности: «Вы – жалкий и низкий трусишка./ Он умер…/ А вы вот здесь…». Герой не может перенести упрёка, он сочувствует и забитому крестьянству, и женщине, потерявшей мужа, женщине, у которой вот-вот отберут и дом. Третья глава примечательна тем, что в ней сталкиваются общественный и любовный конфликт.

В четвёртой главе развитие событий достигает кульминации. Как и в предыдущей главке, этой кульминации предшествует сюжетная остановка – «всё лето»: «Всё лето провёл я в охоте./ Забыл её имя и лик./ Обиду мою на болоте/ Оплакал рыдальщик – кулик…». Но вот наступает октябрь 1917 года, «в России теперь Советы», в деревне организуется коммуна: «В захвате всегда есть скорость : - / Даёшь! Разберёмся потом!/ Весь хутор забрали в волость/ С хозяйками и скотом…».

Снова социальный конфликт сталкивается с любовной коллизией: из-за революции Анна Снегина оказывается в доме мельника, вновь встречается с героем. Между ними происходит прощальный разговор – это кульминация любовной интриги. Вечером Анна уезжает, герой даже не знает куда.

Всё, что далее описывается в поэме – это развязка, этому посвящена пятая главка. Есенин использует очень интересный приём: вся развязка помещена в двух письмах. Развязка общественного конфликта помещена в письме мельника к герою, любовного – в письме Анны. Обе развязки можно считать трагичными. Крестьянская мечта о светлом будущем не сбылась, Прон Оглоблин, боровшийся за это счастье, убит, а его брат – «хвальбишка и дьявольский трус» оказался на высоте. Личное счастье героя и Анны Снегины теперь вообще уже невозможно, она, кроме того, ещё и переживает разлуку с Родиной.

Особое внимание следует обратить на финал поэмы. Поэма заканчивается воспоминанием героя о той поре, когда ему было шестнадцать лет, когда он был влюблён. На мой взгляд, это доказывает, что любовная линия в сюжете имеет важнейшее значение, выявляя внутреннее существо личности героев: «Далёкие милые были!.../ Тот образ во мне не угас./ Мы все в эти годы любили,/ Но, значит,/ Любили и нас». Кроме того, это воспоминание является как бы лейтвомотивом и встречается в поэме неоднократно. Оно делает поэму законченной, цельной.

Подводя итоги скажу, что, на мой взгляд, вводя в свою гениальную поэму «Анна Снегина», любовную и общественную коллизии, поднимая любовный и общественный конфликт, сталкивая их, Есенин касается ещё более глобальной проблемы – проблемы взаимоотношений человека и истории, решение проблемы трагично: противостоять силе внешних обстоятельств личности помогает только верность себе, своим чувствам и идеалам, да и то не всегда.
















Скачать документ

Похожие документы:

  1. А. И. Куприн (1870-1932) вопросы и задания «гранатовый браслет» Работа с текстом Дайте лаконичное и стилистически корректное изложение (1)

    Изложение
    _Действие рассказа разворачивается в начале ХХ века на черноморском побережье. Княгиня Вера Николаевна отмечает свои именины на даче. К ней съезжаются гости- большей частью родственники.
  2. А. И. Куприн (1870-1932) вопросы и задания «гранатовый браслет» Работа с текстом Дайте лаконичное и стилистически корректное изложение (2)

    Изложение
    Тема любви всегда интересовала творческих людей, не были исключениями и Иван Бунин с Александром Куприным. Теме любви они посвятили не один прекрасный рассказ.
  3. А. И. Куприн (1870-1932) вопросы и задания «гранатовый браслет» Работа с текстом Дайте лаконичное и стилистически корректное изложение (5)

    Изложение
    Вера Николаевна Шеина со своей семьей временно живет на даче, так как в ее городском доме ремонт. На улице сентябрь, наступают именины Веры Николаевны.
  4. А. И. Куприн (1870-1932) вопросы и задания «гранатовый браслет» Работа с текстом Дайте лаконичное и стилистически корректное изложение (3)

    Изложение
    У Веры Николаевны Шеиной - именины. Она вынуждена праздновать их на даче, так как в её городской квартире ещё не закончен ремонт. На празднике, помимо супруга именинницы, Василия Львовича Шеина, присутствуют гости: сестра Веры, Анна

Другие похожие документы..