Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
1.1. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» итоговая государственная аттестация выпускников, завершающих обучение по программ...полностью>>
'Урок'
Цель урока: выяснить, почему не состоялось счастье героев (сопоставить их в начале и в конце романа, проанализировать письма, встречу в саду и послед...полностью>>
'Публичный отчет'
Информация, содержащаяся в настоящем ежеквартальном отчете, подлежит раскрытию в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумаг...полностью>>
'Диплом'
Добролюбова Дарья Владимировна 1 17. Кутищева Анастасия Юрьевна 1 18. Агафонцев Александр Александрович 1 19. Малев Кирилл Сергеевич 0. Жиенбаева Айн...полностью>>

А. И. Куприн (1870-1932) вопросы и задания «гранатовый браслет» Работа с текстом Дайте лаконичное и стилистически корректное изложение (4)

Главная > Изложение
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Цветовые эпитеты:

«Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты - в ризах образа...
Не видать конца и края -
Только синь сосет глаза…»

Гой ты, Русь, моя родная…»);

«На тропу голубого поля
Скоро выйдет железный гость»

(«Я последний поэт деревни…»);

«Яя вернусь, когда раскинет ветви

По-весеннему наш белый сад»

(«Письмо матери»);

«Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова»

(«Отговорила роща золотая…»).

Образ России:

«Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты - в ризах образа...
Не видать конца и края -
Только синь сосет глаза…»

Гой ты, Русь, моя родная…»);

«Если крикнет рать святая:
"Кинь ты Русь, живи в раю!"
Я скажу: "Не надо рая,
Дайте родину мою"

Гой ты, Русь, моя родная…»);

«И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком».

(«Не жалею, не зову, не плачу…»);

«Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому, что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Потому, что я с севера, что ли,
Что луна там огромней в сто раз,
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.
Потому, что я с севера, что ли»

(«Шаганэ ты моя, Шаганэ!»);

«Я не знаю, что будет со мною...
Может, в новую жизнь не гожусь,
Но и все же хочу я стальною
Видеть бедную, нищую Русь»

(«Неуютная жидкая лунность»);

«Спит ковыль. Равнина дорогая,
И свинцовой свежести полынь.
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Знать, у всех у нас такая участь,
И, пожалуй, всякого спроси -
Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живется на Руси»

(«Спит ковыль….»).

Образ любимой:

«С алым соком ягоды на коже,
Нежная, красивая, была
На закат ты розовый похожа
И, как снег, лучиста и светла»

(«Не бродить, не мять в кустах багряных…»);

«Холодной скорби не измерить,
Ты на туманном берегу.
Но не любить тебя, не верить -
Я научиться не могу»

(«Запели тёсаные дороги…»);

«Я знаю: вы не та -
Живете вы
С серьезным, умным мужем;
Что не нужна вам наша маета,
И сам я вам
Ни капельки не нужен»

(«Письмо женщине»);

«Но та, что всех безмолвней и грустней,
Сюда случайно вдруг не заходила?»

(«Собаке Качалова»);

«И, песне внемля в тишине,
Любимая с другим любимым,
Быть может, вспомнит обо мне
Как о цветке неповторимом»

(«Цветы мне говорят-прощай»).

===================

Развитие навыков литературоведческого анализа

  1. Уточните свои представления об имажинизме как литературном течении. Охарактеризуйте формы проявления поэтики имажинизма в лирике Есенина (уделите особое внимание своеобразию есенинской метафоры).

_____________________

Имженизм – литературное направление в русской поэзии, заявившее о себе в 1919 году в рамках русского авангарда и провозгласившее победу самоценного образа над смыслом и идеей произведения.

Имажинизм как поэтическое движение возник в 1918 году, когда в Москве был основан «Орден имажинистов». Создателями «Ордена» стали приехавший из Пензы Анатолий Мариенгоф, бывший футурист Вадим Шершеневич и входивший ранее в группу новокрестьянских поэтов Сергей Есенин. Черты характерного метафорического стиля содержались и в более раннем творчестве Шершеневича и Есенина, а Мариенгоф организовал литературную группу имажинистов ещё в родном городе. Имажинистскую «Декларацию» опубликовали 30 января1919 г. в воронежском журнале «Сирена». К имажинизму также примкнули поэты Иван Грузинов, Матвей Ройзман, Александр Кусиков, Николай Эрдман.

19191925 гг. имажинизм был наиболее организованным поэтическим движением в Москве; ими устраивались популярные творческие вечера в артистических кафе, выпускалось множество авторских и коллективных сборников, журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном» (1922-1924, вышло 4 номера), для чего были созданы издательства «Имажинисты», «Плеяда», «Чихи-Пихи» и «Сандро». Ряд поэтов выступил с теоретическими трактатами («Ключи Марии» Есенина, «Буян-остров» Мариенгофа, «2х2=5» Шершеневича, «Имажинизма основное» Грузинова). Имажинисты также приобрели скандальную известность своими эпатажными выходками.

Помимо Москвы («Орден имажинистов» и «Ассоциация вольнодумцев») центры имажинизма существовали в провинции (например, в Казани, Саранске, в украинском городе Александрии, где имажинистскую группу создал поэт Леонид Чернов), а также в ПетроградеЛенинграде.

Организационно имажинизм фактически распался к 1925 году.

В творчестве Есенина можно выделить период, когда идеи имажинизма были ему близки и в какой-то степени определяли его поэтический почерк. В период с 1919 по 1921 гг. Есенин создавал образы во многом близкие формальным экспериментам В. Шершеневича, то есть сближал в рамках одного образа как можно более далекие в предметном и эмоциональном планах понятия. Вопрос об отношении Есенина к имажинизму следовало бы расширить и рассмотреть отношение Есенина к авангарду в целом.

В стихотворениях В. Шершеневича образное сопоставление двух разнородных объектов дается априорно. Сближение понятий происходит в сознании автора, но сам автор остается за пределами текста, он не высказывает неуверенности в собственном знании, не вводит никаких психологических мотивировок. Таким образом, странные, иногда даже шокирующие сопоставления получают более высокую степень достоверности, или снимается сам вопрос о доверии читателя к автору. Смысл стихотворения развертывается в рамках единого монологического авторского сознания.

В отличие от В. Шершеневича, С. Есенин довольно часто вводит в повествование указатели, кому принадлежит то или иное сравнение. В стихотворениях В. Шершеневича инициатива сравнения принадлежит автору, в лирики С. Есенина – лирическому герою.

Образное сопоставление в творчестве С. Есенина поэтически характеризует того, кому оно принадлежит. Образ – субъективная характеристика наблюдателя: « Я понял, что солнце из выси-/ В колодезь златое ведро».

«Поле, поле, кого ты зовёшь?/ Или снится мне сон весёлый-/ Синей конницей скачет рожь,/ Обгоняя леса и сёла?»- мотив сна существенно расширяет возможность сопоставления самых разных явлений и предметов, вплоть до алогизма.

Ярче всего имажинистские черты проявились в поэме С. Есенина «Пугачев» (1921), что отмечали многие исследователи.

Именно в драматической поэме «Пугачев» С. Есенин наиболее близок к тому, что В. Шершеневич понимал под имажинизмом. В ней попадаются типично «шершеневичевские» по построению образы: «Рать врагов цепью волн распалась./ не удалось им на осиновый шест/ Водрузить головы моей пару», «Оттого-то, куда бы ни шёл ты,/ Видишь, как под усмирительный меч,/ Прыгают кошками жёлтыми/ Казацкие головы с плеч».

Образы волн и паруса ничем не подкреплены в общем ходе повествования. Здесь для Есенина так же, как и для Шершеневича важен сам факт сравнения.

Однако Есенину недостаточно просто насыщать поэму многочисленными эпатажными сравнениями. Образные сравнения выполняют в поэме Есенина характерологическую функцию.

Особенность имажинизма С. Есенина заключается в том, что сравнение носит характерологичекий характер, наполняется психологическим содержанием. Яркие образные сравнения демонстрируют многоликость картины мира – следствие множественности воспринимающих сознаний, а не следствие расколотости самого мира.

===================

  1. Определите своеобразие хронотопа в лирике Есенина.

_____________________

др.-греч. «время» и «место») — литературоведческий термин, введённый М. М. Бахтиным в работе «Формы времени и хронотопа в романе». Под хронотопом Бахтин понимает «существенную взаимосвязь временны́х и пространственных отношений». Термин также активно используется в работах Бахтина «Проблемы творчества Достоевского» и «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса».

Термин хронотоп после работ Бахтина получил значительное распространение в русском и зарубежном литературоведении.

Теперь применим это понятие к творчеству Сергея Есенина. В художественном мире поэта всегда играли особенно важную роль пространство и время. В двадцатые годы меняются и особенности есенинского хронотопа. Хронотоп есенинских произведений двадцатых годов, в отличие от раннего творчества поэта, не метафоричен, а реалистичен: исследователи справедливо отмечают в нем отсутствие «сверхъестественного». Лирический герой Есенина осматривается вокруг «спокойным взором»:

Оглянись спокойным взором,

Посмотри: во мгле сырой

Месяц, словно желтый ворон,

Кружит, вьется над землей.

(«Ну, целуй меня, целуй...», 1925)

В образ старого, деревенского мира входит понятие линейного, конечного времени. Разрушаются, исчезают символы, детали, характеризующие его, сжимается пространство «живого» мира – у Есенина больше нет огромных пейзажных картин.

 ===================

  1. Проанализируйте любые три программных стихотворения в соответствии со схемой разбора лирического произведения, приведенной в разделе «Принципы анализа литературных произведений».

_____________________

«Шаганэ, ты моя, шаганэ…»

Это стихотворение привлекло моё внимание, потому что в нём, как мне кажется, сплетены два вечные истинно есенеские темы: это тема Родины, и тема любви.

Стихотворение это было написано в 1924 году, это треть из пятнадцати стихотворений цикла «Персидские мотивы».

Есенин мечтал побывать на родине высоко ценимых им персидских поэтов: Саади, Омара Хайяма, Фирдоуси, Хафиза. Однако путешествие не состоялось и цикл был написан по впечатлениям пребывания автора на Советском Востоке – в Грузии и Азербайджане. В «Персидских мотивах» отразились живые впечатления от встреч с жителями Тифлиса, Баку и Батума, с уличными музыкантами, от пребывания на уличных базарах и погребках, от своеобразной восточной природы.

Конктректно рассматриваемое нами стихотворение имеет реального адресата. Шаганэ Нерсесовна Тальян – молодая красивая женщина, которая жила в то время в Батуми и работала учительницей. Есенин познакомился с ней зимой 1924-1925 года. Они встречались всего несколько раз, но её имя привлекало Есенина своим звучанием и восточным колоритом. Оно встречается ещё в пяти стихотворениях цикла.

Стихотворение представляет собой исповедь человека, восхищенного красотой чужого края, но постоянно думающего о своей Родине.

Стихотворение повторено очень необычно, оно состоит из пяти строф, по пять строк каждая, причём, в первой строфе даётся сжатое изложение всего стихотворения, как бы план. Изобретённая Есенин форма оригинальна, она впитала в себя особенности разных поэтических жанров: сонет, рондо, романс. Мы вполне можем сказать, что «Шаганэ…» - это «спрессованный» венок сонетов, где последний из пятнадцати сонетов является ключом ко всем предыдущим, повторяя их первые строки. Мы также можем сказать, что «Шаганэ…» -это рондо, потому что строки начальной строфы заключают все последующие. Нельзя отрицать и присутствие черт романса: кольцевую композицию, при которой повторы первой строфы повторяются в конце.

Итак, жанр стихотворения тяжело определить, он сложен, он кажется читателю необыкновенно изысканным.

Главная идея стихотворения заключается в том, что восхищаясь красотами востока и восточной женщиной, к которой обращается лирический герой, он невольно вспоминает родину, как бы невольно противопоставляя её прекрасному востоку, и делая выбор не в пользу последнего: «Как бы ни был красив Шираз,/

Он не лучше рязанских раздолий».

Лирический герой, как мне кажется, как бы скрывает тоску по родине от лирической героини («Я нисколько не чувствую боли./ Я готов рассказать тебе поле»), которая безмолвна, но присутствует в стихотворении, но тем не менее он тоскует: «Дорогая, шути, улыбайся,/ Не буди только память во мне/ Про волнистую рожь при луне».

Всегда, когда стихотворение обращено к женщине, хочется увидеть в нём тему любви. Это стихотворение очень своеобразно, и трудно понять: а любит ли лирический герой загадочную Шаганэ. В последней строфе упоминается ещё одна женщина: «Там, на севере, девушка тоже,/ На тебя она страшно похожа,/ Может, думает обо мне...». Но снова непонятно: желает ли лирический герой, чтобы та девушка, «на севере» думала о нём и ждала его.

Стихотворение «Щаганэ, ты моя Шаганэ…» во многом похоже на Пушкинское «Не пой красавица при мне…»

Только эта литературная параллель как бы взята наоборот. Попытаемся понять, что это значит. В Пушкинском стихотворении лирическая ситуация зеркальна по отношению к есенинскому обращению к Шаганэ. «Другая жизнь» - это «Берег Грузии печальной», «напоминают» её «жестокие напевы». У Есенина, напротив, память про «волнистую рожь при луне» пробуждают шутки и улыбки милой. Но в обоих стихотворениях мысль о другом крае, будь это Грузия или «север», сопряжена с воспоминанием о ночном лунном пейзаже и о любви.

В определении особенностей характера лирического героя в «Шаганэ…» проскальзывает часто употребляемый Есениным мотив отождествления человека с природой, что подтверждается следующими строками: «Эти волосы взял я у ржи». Автор не просто сравнивает цвет волос с цветом ржи, тут гораздо более глубокая мысль!

Стихотворение очень музыкальное, оно написано , с чередованием женской и мужской рифм.

«Собаке Качалова».

Заголовок стихотворения указывает нам на необычного адресата этих стихотворных строк. Толчком к их созданию стал обычный бытовой эпизод. О нём в своих воспоминаниях написал знаменитый артист МХАТа В. Качалов: «Тогда Джиму было всего четыре месяца. Я вошёл и увидал Есенина и Джима – они уже познакомились и сидели на диване, вплотную прижавшись друг к другу. Есенин одною рукой обнимал Джима за шею, другой держал его лапу и хриплым баском приговаривал: «Что это за лапа, я сроду не видал такой». Джим радостно взвизгивал, стремительно высовывал голову из-под мышки Есенина и лизал его лицо».

Бытовой эпизод, детально воспроизведённый в стихотворении, стал поводом к выражению философской мысли. Для лирического героя многообразие мира не умозрительное представление, а глубоко пережитое ощущение родства со всем миром, со всем тем, что составляет понятие жизнь и живое, ценность мира: «Пожалуйста, голубчик, не лижись./ Пойми со мной хоть самое простое./ Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,/ Не знаешь ты, что жить на свете стоит».

Обращает на себя внимание предложение лирического героя к Джиму полаять «при луне» «на тихую бесшумную погоду». Оно кажется ироничным, на самом деле это метафора. Оно передают психо-эмоциональное состояние героя. Эта метафора развивается в финальной части стихотворения, где в центре оказывается любовная тема. Нежность к той, что всех безмолвней и грустней», лирический герой может выразить только опосредованно: «Мой милый Джим, среди твоих гостей/ Так много всяких и невсяких было./Но та, что всех безмолвней и грустней,/ Сюда случайно вдруг не заходила?/ <…>/ Ты за меня лизни ей нежно руку/ За все, в чем был и не был виноват».

«Понять, что жить на свете стоит», - это «самое простое» для лирического героя есенинского стихотворения, написанного на семь лет позже. Сознавая правоту жизни, находя общий язык с природой, он не в силах преодолеть обстоятельства, разлучившие его с героиней, незаслуженное недоверие, невнимание людей. Можно кстати сказать, что Джим противопоставлен всем тем, кто не понимает лирического героя, потому что он сама честность, бескорыстность, непосредственность.

Подавленное настроение героя передается фоническими средствами: на фоне привычных для Есенина звуковых повторов сонорных с гласными в первой и последней строфах возникает ассонанс на «у»(воющий звук): «Давай с тобой полаем при Луне/

На тихую, бесшумную погоду. … Она придёт, даю тебе поруку».

У лирического героя не возникает вопроса о том, кто был виноват в жизненной драме: «За всё, в ч1м был и не был виноват».

Стихотворение состоит из 6 строф, в каждой из которых по четыре строки, исключая первую (в ней шесть строк). Первая строфа начинается и заканчивается строкой: «дай Джим на счастье лапу мне».

Все шесть строф – это речь лирического героя, обращённая к собаке, он будто бы объясняет ему (псу) происходящее, на самом же деле лирический герой пытается разобраться в том, что происходит в его душе.

Размер стиха –

Рифма –

Всё это делает его более мелодичным.

«Не жалею, не зову, не плачу».

Это стихотворение было написано в 1921 году, про него Есенин говорил так:

«Вот меня хвалят за стихи, а не знают, что это Гоголь». Стихотворение было написано под влиянием на поэта одного из лирических отступлений «Мёртвых душ».

Критика воспринял это стихотворение очень хорошо, сразу проведя от него параллель к творчеству Пушкина. Это действительно так, «Не жалею, не зову, не плачу…» одно их первых стихотворений Есенина, в котором проявляется близость его позиции с пушкинским приятием жизни как «общего закона» бытия, которое в свою очередь отразилось наиболее ярко в стихотворении «Вновь я посетил».

Размышления Есенина о жизни трагичны, потому что он размышляет о конце жизни, что характерно для целого ряда его стихотворений 1920-ых годов.

Лирический герой есенинского стихотворения воспринимает переломный момент своей жизни («Я не буду больше молодым…»), как смену времён года, восход и закат солнца. Юность ассоциируется с «гулкой ранью», «розовым конём зари», пробуждением пламени, биением жизни. В то же время это весеннее цветение, «свежесть», «буйство», «половодье», сменяющиеся «увяданьем», «холодком», «отказом от желаний», «ощущением тленности», потерями и ожиданием смерти. Очарование жизни – это дым, сон, который лирический герой воспринимает уже «приснившимся». Пробуждение от него знаменует пору зрелости, время подведения итогов.

Параллелизм человеческого и природного миров необычен. Есенинские метафоры

Строятся на их взаимопроникновении. Подобно осеннему лесу, герой чувствует себя «Увяданья золотом охваченным», его сердце, как земля в заморозки, тронуто холодом, «половодье чувств» схлынуло, замолкли звуки его певчих «уст». Природы будто бы также как и лирический герой признаётся в том, что «не жалеет, не зовёт, не плачет» ни о белом цвете яблонь, ни о летнем буйстве, ни о берёзовой рощи, опадающей с клёнов «листве». Но вот что нужно заметить, если для природы осень – надежда на будущую весну, то для лирического героя, сравнивающего себя с цветком, каждая пора жизни единственная.

Музыкальность стиха создаётся фоническими средствами художественной выразительности. Обрамление составляет ассонансный звук «у» в первой и последней строках стихотворения: «Не жалею, не зову, не плачу…», «Что пришло процвесть и умереть».

Между этими минорными аккордами развивается несколько музыкальных тем.

Напевность стихотворению придаёт и размер стиха (пятистопный хорей), и чередование женских и мужских рифм.

Следует ещё раз сказать о худоэественно-выразительных средствах. В стихотворении активно используются: цветовые эпитеты - «белых яблонь», «страна берёзового ситца»; скрытые метафоры – «яблонь дым», «сердце, тронутое холодком», «буйство глаз и половодье чувств» - всё это создаёт атмосферу размышления.

Глубоко философское содержание стихотворения определяет его жанр – это элегия.

Незаметная на первый взгляд, но прочная кольцевая композиция обеспечивается повторами в первой и последней строфах, лексической перекличкой, сходной семантической конструкцией строф: в первой строке – констатация факта, во второй – символическая деталь пейзажа, в третей и четвёртой - с одной стороны, формула прощания с молодостью, с другой – формула благословения жизни.

===================

  1. Приведите примеры использования приема олицетворения и определите его художественную функцию.

_____________________

Олицетворение— вид метафоры, перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые. Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами.

В лирике Есенина сливаются чувства и слова, образы и мысли. Талант поэта заключается в том, что он мог улавливать и передавать самые нежнейшие оттенки пе­реживаний и настроений, которые возникали в его душе. Такой гармонией проникнуто все творчество Есенина: сти­хи о родине, о любви, о природе и о животных. Богатство словесной живописи художника помогает нам почувство­вать красоту и силу природы. В его стихах она живет соб­ственной богатой жизнью,постоянно изменяется: рожда­ется, растет, умирает, грустит и радуется. Часто поэт при­бегает к приему олицетворения, поэтому его природа всегда многоцветна, многокрасочна и жива:

«По дорогам усохшие вербы

И тележная песня колес...»;

«И в чахоточном свете луны…»;

«Плачут вербы, шепчут тополя»;

«Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком…»;

«Пусть порой мне шепчет синий вечер…»

Не только в строчках, описывающих природу, Есенин использует олицетворение. На мой взгляд, любимое средство художественного изображения у Есенина - это олицетворение плюс метафора, которая тоже часто содержит элемент олицетворение (“изба-старуха”).

Своеобразным моим открытием лирики Есенина является так называемое “олицетворение наоборот”, когда происходящее с человеком отождествляется с явлением природы:

«Облетает моя голова,

Куст волос золотых вянет».

«Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова»

(Поэт в этих строках сравнивает себя с осенним деревом)

===================

Анализ проблематики

  1. Рассмотрите тему России в лирике Есенина. Сопоставьте есенинскую трактовку темы с блоковской.

_____________________

Разбирая программные произведения Есенина я поняла, что большинство их можно так или иначе связать с темой родины. Таким образом тема Родины и России - главная, на мой взгляд, основная тема творчества Сергея Есенина, все остальные так или иначе связаны с вышеупомянутой.

Россия Есенина – это, непременно, крестьянская Россия. Тема крестьянской России обрела в поэзии Есенина библейский смысл. Крестьянский космос олицетворял для него не просто благодать, гармонию, но и земной рай. Пейзажная атмосфера соединена с евангельскими образами. Фигурирует, например, синий и голубой цвет, традиционно ассоциировавшийся в художественном сознании с Богородицей.

Очень важно отметить, что крестьянская, православная (только на совсем короткий период, на время октябрьской революции, в творчестве поэта появится налёт атеистичности) Россия – главный образ его творчества. И он будет раскрываться не в одических, гражданских и героических аспектах, а примет интимную, чувственную трактовку.

Стихотворение «Запели тёсаные дороги…» как нельзя лучше иллюстрирую выше записанную мысль. В первой строфе упомянуты часовни, кресты; «И на извёстку колоколен/ невольно крестится рука» - строки второй строфы, далее вся страна обретает храмовое, гармоничное начало, даже степи её звенят «молитвословным ковылём».

Мотив дороги, надо сказать, является объединяющим началом в развитии темы России как у Пушкина, так и у Лермонтова, у Блока.. Русский космос в постоянном движении: дороги запели, равнины и кусты бегут, степи звенят, синь опрокинулась.

Стихотворение «Я последний поэт деревни…» (1920г.) – прощальная обедня, панихида по России-храму, уходящей Руси, крестьянской культуре. Тема гибели старого мир и победы новой, «железной» культуры решена тактически. Развивается и мотив гибели лирического героя: «И луны часы деревянные/ Прохрипят мой двенадцатый час». Этот параллелизм выразился в структуре первой строфы: поэт («Я последний поэт деревни…»), родина («Скромен в песнях дощатый мост….»), родина («Кадящих листвой берёз»). Отныне деревня лишь лирический образ. Даже религиозные мотивы уступили место авторской чувствительностью.

Стихотворение «Русь советская» так же тесно связано с темой Родины. Ураган революции навестил деревню. На смену есенинскому поколению пришли люди с некрестьянским мышлением. То есть смело можно сказать что в стихотворении присутствует мотив смены поколений, но эта философская проблема решается трагически в есенинском стихотворении: он- иностранец в своей стране, «пилигрим угрюмый» в родном селе. В «Руси советской» строящая социализм деревня отвергла поэта: «ни в чьих глазах не нахожу приюта». Лирический герой отгораживается от большевистской реальности: он не отдаст ей лиры милой, воспевать он будет по-прежнему «Шестую часть земли/ с названьем кратким «Русь»».

В стихотворении бросается в глаза тема одиночества, потому что только лишь один лирический герой не желает верить в реальность «Руси советской».

В стихотворении «Неуютная жидкая лунность» 1925 года запечатлено стремление поэта преодолеть отчаяние и найти гармонию даже в новой деревне: «Через каменное и стальное/ Вижу мощь я родной страны». Заметьте! Что казалось бы может быть мощнее камня и железа, но не в этом видел Есенин истинную мощь Родины.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. А. И. Куприн (1870-1932) вопросы и задания «гранатовый браслет» Работа с текстом Дайте лаконичное и стилистически корректное изложение (1)

    Изложение
    _Действие рассказа разворачивается в начале ХХ века на черноморском побережье. Княгиня Вера Николаевна отмечает свои именины на даче. К ней съезжаются гости- большей частью родственники.
  2. А. И. Куприн (1870-1932) вопросы и задания «гранатовый браслет» Работа с текстом Дайте лаконичное и стилистически корректное изложение (2)

    Изложение
    Тема любви всегда интересовала творческих людей, не были исключениями и Иван Бунин с Александром Куприным. Теме любви они посвятили не один прекрасный рассказ.
  3. А. И. Куприн (1870-1932) вопросы и задания «гранатовый браслет» Работа с текстом Дайте лаконичное и стилистически корректное изложение (5)

    Изложение
    Вера Николаевна Шеина со своей семьей временно живет на даче, так как в ее городском доме ремонт. На улице сентябрь, наступают именины Веры Николаевны.
  4. А. И. Куприн (1870-1932) вопросы и задания «гранатовый браслет» Работа с текстом Дайте лаконичное и стилистически корректное изложение (3)

    Изложение
    У Веры Николаевны Шеиной - именины. Она вынуждена праздновать их на даче, так как в её городской квартире ещё не закончен ремонт. На празднике, помимо супруга именинницы, Василия Львовича Шеина, присутствуют гости: сестра Веры, Анна

Другие похожие документы..