Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Поява шкіл з рідною мовою викладання в перші роки після скасування кріпосного права сприяла підготовці і виданню ряду навчальних книжок. Переважно це...полностью>>
'Диплом'
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургской медицинская академия...полностью>>
'Документ'
Аналіз регуляторного впливу проекту рішення міської ради “Про встановлення ставок земельного податку та розмірів орендної плати за використання земел...полностью>>
'Документ'
На автомобилях принято устанавливать два источника электрической энергии: генератор (первичный источник) и аккумуляторную батарею (вторичный источник...полностью>>

Педагогическое обозрение №2007 г. Содержание

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Педагогическое обозрение № 1. 2007 г.

Содержание

Гимн логопедов 3

Григорьева О.Б. Логопедическая служба Забайкалья: история, традиции, перспективы 4

Григорьева О.Б. Нужны ли современному образованию логопеды? 7

Евтюхова Л.Б. Логопедическая служба в дошкольных образовательных учреждениях города Краснокаменска: поиске, опыт, творчество 10

Кириллова М.Б. Методическое объединение логопедов на современном этапе 15

Соцкая В.И. Школа начинающих логопедов 16

Сапожникова А.А. Ваш помощник – логопед! 17

Зуйкова Н.В. Формирование лексико-грамматических средств языка у детей с общим недоразвитием речи 21

Байкова Е.В. Аспекты коррекционно-педагогической работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов у дошкольников с общим недоразвитием речи 25

Меркулова Т.А. Развитие эмоций в процессе общения у детей раннего возраста в условиях Дома ребенка 27

Разенкова М.Г. Современный подход к диагностике раннего возраста в условиях Дома ребенка 35

Литвин Н.В. Моделирование – эффективная технология в работе с детьми, имеющими ОНР 37

Штыкина И.Н. Гидрогимнастика в работе с детьми логопедической группы 39

Маркина Т.С. Информационные технологии в организации коррекционно-развивающего пространства 41

Венедиктова Т.П. Использование детского развивающего игрового компьютера для коррекции речи детей с ОНР 43

Ягур Г.А. Использование современных педагогических технологий для формирования связной речи у детей с ОНР 48

Гладышева Т.Г. Логопедическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в школе 50

Барахтина О.Н. Коррекционно-развивающие возможности сенсорного воспитания 54

Банщикова З.С. Развитие памяти и внимания в речевой деятельности у детей с ОНР 56

Головко В.В. Развитие фонематического восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3-го уровня 57

Новиковская М.Г. Обучение детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию 65

Мироманова Г.М. Роль игры в развитии познавательных процессов у детей с общим недоразвитием речи 68

Козлова Э.С. Трудности обучения письму детей дошкольного возраста с патологией речи 70

Блинкова Н.В. Развитие творчества и изобразительности у логопедов 77

Лоскутова Н.П. Вариант деятельности детей «Перцептивные действия» 79

Холоденко Ж.В. Роль физических упражнений для развития мелкой моторики пальцев рук при коррекции нарушений речи у учащихся начальных классов 80

Девяткина О.В. Особенности логопедического сопровождения в условиях школы VII вида 84

Мирзаева И.В. Как помочь ребенку с нарушением зрения предупредить оптическую дисграфию 86

Рабольт Е.М. Школа будущих первоклассников 88

Ельцина Н.Е. Методика работы по логопедической и фонетической ритмике 89

Лосева М.А. Комплексная медико-педагогическая реабилитация детей с ЗПР 90

Раитина С.В. Диагностико-коррекционная работа логопеда во взаимодействии с врачом-неврологом и педиатром в условиях диагностико-коррекционного отдела ЦПМСС «Дар» 92

Былкова Т.Н. Путь к сердцу ученика (из опыта работы) 95

Макарова В.Г. Моделирование в развитии связной речи детей с ОНР 98

Щербакова Т.И. Учим ребенка составлять рассказ по серии картинок 100

Слукина Е.В. Игры – забавы в картинках для автоматизации звуков у детей с дизартрией 101

Коноваленко С.И. Коррекционно-развивающие игры как средство развития речи дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи 103

Сергеева Л.Я. Роль игры в профилактике оптической дисграфии и дислексии у дошкольников 107

Гурулева Т.В. Игры и игровые упражнения как средство коррекции физиологического и речевого дыхания у детей 111

Вяткина В.Н. Поиграем и научим 116

Шестакова С.В. Играем, читаем, пишем 118

Сапожникова А.А. Домашние уроки логопеда, или в какие игры играть с ребенком дома 121

Овчинникова Т.А. Обучаем играя 124

Гимн логопедов

Возможно, у ребенка есть проблемы с речью.

Тогда мы можем дать практический совет:

Решение вопроса обеспечит

Лишь только профессиональный ЛОГОПЕД.

Он учит речи: чистой, плавной, внятной.

Он знает красноречия секрет:

Как говорить и ясно, и понятно,-

Квалифицированный мастер – ЛОГОПЕД.

Он учит речевой коммуникации,

Грамматика и лексика - его предмет.

Дыханию, фонации, артикуляции

Со знаньем дела вас научит ЛОГОПЕД.

Он педагог, Учитель и психолог,

Филолог он, и он языковед,

Он воспитатель, доктор, дефектолог,

Актер, оратор – это ЛОГОПЕД.

Исследователь, методист, новатор,

Он диагност, корректор и эксперт,

И консультант, и наблюдатель –

Специалист разносторонний – ЛОГОПЕД.

Он мыслящий, серьезный, дальновидный,

И на любой вопрос сумеет дать ответ.

Он увлеченный, ищущий, активный,

Он - творческая личность – ЛОГОПЕД.

Он разъяснит, нацелит, обоснует,

Расскажет и покажет тет – а тет,

Запишет, уточнит, рекомендует,

Внимательный, тактичный – ЛОГОПЕД

Работает он тонко, терпеливо,

Слагая результат из маленьких побед,

Работает умело, эффективно,

Интеллигентный, деликатный – ЛОГОПЕД.

Он любит свое дело беззаветно,

И для него работы лучше нет.

Свои стремленья посвящает детям,

Достоин уваженья – ЛОГОПЕД!

Теперь знакомы вы с профессией прекрасной,

Вам лишь осталось постучаться в кабинет

( в больнице, школе или детском садике)

С табличкой скромной «ЛОГОПЕД».

Голубева И.В., учитель-логопед

ДОУ ЦРР-д/с № 45, г. Заволжье

Нижегородской области.

Григорьева О.Б. Логопедическая служба Забайкалья: история, традиции, перспективы

Логопедической службе Забайкалья - 50 лет. Период становления региональной системы логопедического сопровождения приходится на середину 50-х годов, которые характеризуются расширением научных исследований в области логопедии и смежных с ней дисциплин. В связи с новыми методами лечения нейроинфекций меняется картина тяжелых последствий после заболеваний нервной системы, а именно:

становится меньше выраженных форм олигофрении и деменции;

выделяется промежуточное звено, включающее детей с временной задержкой психоречевого развития;

увеличивается количество детей с локальным поражением коры головного мозга, у которых дефект проявляется в форме дисграфических и дислексических расстройств, что приводит к росту неуспевающих детей в школах.

В 1956 г. в Забайкалье открылся первый логопедический кабинет при общеобразовательной школе. К началу 60-х годов в логопедии прочно утверждается принцип, что устранять дефекты речи необходимо в дошкольном возрасте, где речевые нарушения легче и быстрее преодолеваются. Идея предупредительного подхода нашла свое практическое воплощение в развитии дошкольной логопедической службы Забайкалья. Начал пропагандироваться комплексный подход к логопедии, который предусматривал необходимость более тесной связи логопедии со смежными дисциплинами, в частности, физиологией, психологией, медициной. В 70-е годы расширяется сеть логопедических групп и пунктов в районах Читинской области. Перед логопедами на этом этапе стояла очень сложная задача: обеспечить коррекционной помощью все население района, проводить профилактическую и пропагандистскую деятельность без медицинских специалистов, решать сложные диагностические задачи. С успехом решались эти задачи в г.Краснокаменске, Шилкинском, Агинском, Хилокском, Читинском, Карымском районах.

К середине 70-х годов начинают формироваться территориальные модели логопедических служб помощи детям с нарушениями речи. Наиболее значимыми для региона становятся службы сопровождения г.Краснокаменска и г.Читы. Важными элементами этих моделей выступали диагностические структуры, которые явились прообразами будущих медико-психолого-педагогических консилиумов образовательных учреждений.

В рамках развития службы психолого-логопедической диагностики и сопровождения детей с речевыми нарушениями в Читинской области шла отработка целесообразных методик по выявлению уровня речевого недоразвития и определению степени готовности ребенка-логопата к школьному обучению, разрабатывались экспериментальные программы обучения. Авторская программа обучения детей 5-го года жизни с ОНР была представлена логопедами г. Краснокаменска.

В 70-80 годы в связи с новыми исследованиями в области олигофрено-педагогики значительно возросла роль учителя - логопеда в коррекционных школах 8 вида. Логопеды Читинской, Черновской, Урульгинской, Хохотуйской, Хилокской вспомогательных школ совместно с невропатологами, психоневрологами и психологами достигали высоких результатов в коррекции недостатков устной и письменной речи у детей - олигофренов. В Краснокаменском Центре реабилитации и коррекции экспериментально апробировалась авторская методика по преодолению нарушений чтения у учащихся с интеллектуальным недоразвитием.

К 80-м годам дали свои положительные результаты и интенсивные исследования в области коррекции заикания. Активную помощь всем забайкальцам, имеющим этот сложный недуг, оказывали специалисты-логопеды областного психоневрологического диспансера. На базе этого учреждения отрабатывались различные методики коррекции логоневрозов, обобщался и распространялся передовой опыт логопедического сопровождения заикающихся детей в районах Читинской области.

В конце 80-х в регионе развивается система психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми формами речевой патологии, обусловленными анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. На базе областной детской клинической больницы разворачивается многоуровневая система медико-психолого-педагогической диагностики и лечебно-коррекционной работы с ребенком-ринолаликом и его семьей.

В 1989 г. в Читинском институте усовершенствования учителей создается кабинет логопедии. В эти годы особенно остро ощущается недостаток квалифицированных кадров, отсутствует необходимая научно-теоретическая база для осуществления непрерывного образования учителей – логопедов. На базе кабинета с 1992 году по 600-часовой программе была организована переподготовка учителей-логопедов, которая осуществлялась с привлечением специалистов из Иркутска. Особенностью данных курсов являлось рациональное сочетание лекционных часов и практических занятий, индивидуализация прохождения практики каждым слушателем, исходя из направленности его профессиональной деятельности.

С 1998 года на базе Центра коррекционной педагогики был разработан и апробирован региональный вариант системы подготовки специалистов – логопедов на базе Читинского представительства БГПИ, способствующий освоению образовательных программ студентами, обучающимися по заочной форме и непосредственно по месту их работы и проживания. Одной из ведущих задач представительства, наряду с обеспечением конституционных прав граждан на получение образования, выступает задача укрепления межрегионального сотрудничества и координации в сфере специального образования, изучения и распространения передового педагогического опыта и развития инновационных образовательных технологий.

Качество подготовки специалиста сегодня во многом зависит от практико-ориентированного обучения, в частности, от качества педагогической практики. Только практика способна вызвать положительную мотивацию у будущего специалиста-логопеда и сыграть положительную роль в его становлении, или, наоборот, разочаровать в выбранной профессии. Значительная роль в профессиональном становлении молодых логопедов принадлежит территориальным логопедическим службам, в первую очередь, г.Читы и Краснокаменска. Сеть логопедических служб в настоящее время значительно расширена, поэтому молодые специалисты проходят стажировку у своих коллег, недавних выпускников, на базе логопедических кабинетов г. Балея, г.П-Забайкальска, г.Хилка, г.Могочи, Чернышевского, Забайкальского, Красночикойского, Акшинского и др. районов Читинской области.

К сожалению, количество лиц с речевой патологией и в наши дни не уменьшается, поэтому вопросы повышения эффективности логопедического сопровождения остаются сегодня такими же актуальными, как и 50 лет назад. Благодаря профессиональному подвижничеству практических логопедов системы образования, здравоохранения и социальной защиты, в области накоплен значительный опыт коррекционной работы с детьми-логопатами, требующий глубокого изучения и распространения.

Заслуживает внимания работа учителей - логопедов дошкольных логопедических пунктов г.Читы, п.Первомайский по созданию современной модели оказания коррекционно-речевой помощи детям, которая позволяет максимально рано выявлять детей с задержками речевого развития, сокращая тем самым разрыв между моментом выявления дефекта и началом коррекционной работы. Логопедами г. Краснокаменска усилено внимание к первичной профилактике возможных нарушений чтения и письма у детей на этапе дошкольного и предшкольного обучения. В результате этого разработана программа, способствующая функционирова-нию структурной модели в общеобразо-вательной школе, получившей название «Школа будущих первоклассников».

Стабильно развивается в Читинской области опыт комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи, взаимодействия с семьей, с образовательным учреждением. Идеология такого подхода разрабатывается логопедами, психологами, медицинскими специалистами областного ПМПС Центра «Дар». В настоящее время сотрудниками этого учреждения разрабатывается модель работы с детьми раннего возраста и с их семьями. На базе отделения реабилитации ГУЗ ОПБ №1, медико-социального Центра «Росток» разрабатываются и реализуются вариативные программы коррекционного сопровождения детей со сложной структурой дефекта.

В логопедическую практику внедряются инновационные методы, формы работы, логопедические технологии. Интеграционные формы коррекционного обучения детей-логопатов, основанные на аксиологическом подходе, успешно отрабатываются специалистами – логопедами на базе логопедических пунктов общеобразовательных школ, детских домов, специальных (коррекционных) школ, социальных приютов, медико-социальных центров реабилитации, и других учреждений Читинской области.

У педагогической общественности возрос интерес к логопедическим знаниям, повысился престиж самой профессии логопеда. Успешное преодоление недостатков речи у детей зависит от умения логопеда реализовать свои теоретические знания в процессе выявления у детей дефектов речи, изучения их структуры и практического устранения. Большую помощь учителям-логопедам в повышении квалификации, уровня практических умений и теоретических знаний оказывает их участие в работе творческих групп, методических объединений, в семинарах, в круглых столах по обмену опытом. Возросла роль и общественных организаций. В области успешно начала свою деятельность Читинская ассоциация дефектологов «ЧАД», которая не только обеспечивает системное развитие творческого потенциала логопедов, но и выступает гарантом защиты их профессиональных интересов и прав.

Прочно входят в региональную практику логопедического сопровождения современные психологические, нейропсихологические и психолингвистические концепции. Они способствуют продуктивному теоретическому осмыслению и обоснованному использованию методических средств в преодолении речевых расстройств, а также формированию речевой и коммуникативной деятельности детей различных возрастов. В региональной системе образования специалист-логопед становится значимой единицей. Логопеды-практики Забайкалья становятся участниками и лауреатами областных и республиканских конкурсов, удостаиваются высоких званий и наград.

Региональную систему логопедического сопровождения детей с речевым недоразвитием сегодня можно оценить как успешно развивающуюся систему, реализующую социальный заказ общества и обеспечивающую право на образование одной из наименее защищенных групп детского населения Забайкалья.

Григорьева О.Б. Нужны ли современному образованию логопеды?

50-е годы 20-го столетия – историческая веха в развитии логопедической службы Забайкалья. Именно в эти годы в региональной системе образования появились новые структурные образования – логопедические кабинеты. Необходимость их создания была обусловлена, во-первых, расширением научных исследований в области логопедии и смежных с ней наук, во-вторых, увеличением количества детей с локальными поражениями коры головного мозга вследствие развития новых методов лечения нейроинфекций. В те далекие годы, по данным логопедической статистики (М.Е. Хватцев), число детей с патологическими нарушениями звукопроизношения составляло от 7-8 до 17%, причем вторая цифра, полученная при обследовании ленинградских школьников, казалась тогда неимоверно большой и на первых порах даже вызывала недоумение специалистов. Как отмечает Л.Г. Парамонова, ее правомерно объясняли негативным влиянием пережитой жителями этого города блокады, что не могло не отразиться и на будущем поколении людей. Распространенность нарушений чтения и письма (дисграфии и дислексии), по данным М.Е. Хватцева, в 50-е годы составляла лишь 6%. Региональных статистических данных подобного рода, конечно же, не имеется, так как первый логопед, занимающийся проблемами выявления и коррекции речевых нарушений у детей в г. Чите появился в 1956 г.

В 1998 г., в отдельных крупных городах Российской Федерации были проведены исследования о распространенности речевых нарушений в дошкольных учреждениях и их влиянии на готовность детей к школьному обучению. Среди детей младшей, средней, старшей и подгото­вительной групп нормальное звукопроизношение было лишь у 28,2%, физиологическое косноязы­чие - 22,4 %, остальные 49,4 % составили патологиче­ские формы, не укладывающиеся в рамки нормального онтогенеза и, следовательно, требующие помощи специалистов. Об особой устой­чивости такого рода дефектов свидетель­ствовало то, что даже у детей подготови­тельных групп они составили 40,5 % (про­тив 52,6 %, имевших место в младших группах). Особую тревогу специалистов вызывало явное преобладание полиморфных (два и более нарушенных звуков) форм нарушений (76 %) над мономорфными (24 %), причем даже в подготовитель­ных группах именно полиморфные формы составили 54,5 %.

Таким образом, динамика нарушений звукопроизношения за про­шедшие полвека и по отдельным груп­пам звуков, представленная данными М.А.Александров­ской, относящимися к 50-м годам, и данными Л.Г.Парамоновой за 1998 год, наводит на размышления (см. таблицу).

Вероятность усугубления проблемы речевой патологии у детей дошкольного возраста и ее проявление в школьном обучении детей Читинской области в эти же годы не вызывает никаких сомнений. Педагогическая общественность Забайкалья на тот период переживала серьезный кризис, обусловленный включением в процесс общего образования всех детей, в том числе и со значительными отклонениями в психофизическом развитии. Квалифицированных логопедов к этому периоду в региональной системе образования насчитывалось не более 20 человек. И закономерно, что проблема речевых нарушений продолжала усугубляться. Это убедительно доказывают результаты второго массового обследования детей дошкольного возраста по выявле­нию предпосылок дисграфии у выпу­скаемых из детского сада детей, прове­денное школьными логопедами в 1999 году. Этим обследованием были охвачены все дети подготовительных групп (580 человек) из 44 массовых детских садов. Состояние звукопроизношения здесь проверялось только с точки зрения возможного влияния его дефектности на письмо, в связи с чем учитывались, в основном, полные звуковые замены и лежащие в их основе нарушения слуховой дифференци­ации звуков. Результаты таковы: 10,5 % обследованных детей не дифференцировали на слух акустически близкие звуки (мягкие - твердые, звонкие - глухие, свистящие - шипя­щие, [р, л], что при обучении грамо­те неизбежно приводит к соответству­ющим буквенным заменам на письме, то есть к появлению дисграфии на почве нарушения фонемного распоз­навания.

16,7 % детей имели полные зву­ковые замены в устной речи (типа СУБА вместо ШУБА), что также приводит к соответствующим буквенным заменам. Это связано с тем, что практикуемое в первых классах обязательное проговаривание слов в процессе их записи, при нормальном звукопроизношении помогающее ребенку уточнить звуко­вую структуру записываемых слов, в данном случае приводит к про­тивоположному результату.

25 % будущих первоклассников не владели даже самыми простейшими видами фоне-матического анализа слов, такими, как узнавание звука на фоне слова («Есть ли [р] в слове РЫБА?»), выделение ударного гласно­го из начала слова («Какой первый звук в слове АИСТ?»), выделение согласно­го из конца слова («Какой последний звук в слове МАК?)», определение при­мерного места звука в слове по принципу: начало, середина, конец.

Опыт обучения таких детей показывает, что устранять эти пробелы в период уже начавшегося школьного обучения бывает достаточно сложно, о чем убедительно свидетельствуют данные специального изучения этого вопроса, которое было проведено в 2000-2004 гг. По результатам проведенного исследования 55,5 % детей, посещавших массовые детские сады, поступают в школу с явными предпосылками дисграфии. Следовательно, каждый чет­вертый первоклассник оказывается не в состоянии в отведенные жесткие сроки овладеть школь­ной программой. Кроме того, исследователи обнаружили, что у 45,8% детей оказа­лись несформированными зритель­но-пространственные представле­ния (в 27,9 % случаев это связано с трудностями латерализации), что явно предсказывало угрозу появления оптической дис­графии, связанной с трудностью ус­воения графических образов букв. Л.Г. Парамонова отмечает, что:

- 53 % учащихся 2-х классов, когда уже полностью завершен период обучения грамоте, имеют разные виды дисграфий;

- 37 % учащихся переходят из начальных классов в средние с так и неустраненной дисграфией;

- 39 % учащихся 8-х классов также имеют дисграфию. При этом многие восьмиклассники так и не смогли преодолеть трудности в различении акустически близких звуков. Автор приводит при­меры этих ошибок: «Мишина» (Тиши­на), «зайтишка» (зайчишка), «Кромкое» (Громкое), «Бодберезовики» (Подбе­резовики), «интерезуют» (интересуют) и т.п.

К сожалению, серьезных исследований по выявлению детей с речевой патологией на момент поступления ребенка в школу в Читинской области не проводилось. Причиной этому является необеспеченность учреждений образования специалистами-логопедами. Только два муниципальных образования - г.Чита и г.Краснокаменск - в этом отношении остаются наиболее благополучными территориями. Так нужен ли логопед региональному образованию, если ситуацию с динамикой роста речевых нарушений у детей дошкольного и школьного возраста ученые, врачи, специалисты, родители и сами учителя оценивают как катастрофическую?

Представители логопедической науки видят выход из создавшейся ситуации в следующем:

1. Учитывая большую распространенность стертой дизартрии (81,2 % от общего числа нарушений звукопроизношения!) и наличие у некоторых детей механической дислалии, уже в младших группах детского сада у каждого ребенка необходимо исследовать речевую моторику и выявить возмож­ные дефекты в строении речевого аппарата. Это даст возмож­ность своевременно предпринять соответствующие лечебно-профилак­тические меры по развитию подвижно­сти артикуляторных мышц и по коррек­ции имеющихся анатомических дефектов, что в дальнейшем существенно облегчит коррекционную работу.

2. Не позднее, чем в 3-4-летнем воз­расте, у каждого ребенка должно быть исследовано состояние слуховой дифференциации звуков, в случае наруше­ния которой необходимо сразу принять соответствующие меры.

3. Ни один ребенок не должен быть «выпущен» из подготовительной груп­пы детского сада и поступить в школу с неустраненными полными звуковыми заменами, неизбежно отражающимися на письме.

4. Все дети подготовительных групп обязательно должны овладеть простейшими видами фонематического анализа слов, без чего они встретятся с очень большими, а порой и непреодо­лимыми трудностями в период обуче­ния грамоте, что не только резко омра­чит уже самые первые их школьные дни, но и приведет к дальнейшему «наслаиванию» учебных проблем.

5. Коррекция патологиче­ских форм нарушений звукопроизношения должна начинаться значительно рань­ше, чем в старшей и подгото­вительной группах, пока дефект легче поддается коррекции и пока на его основе не сформированы вторичные и третичные отклоне­ния.

Помочь имеюще­муся на сегодняшний день огромному числу детей с речевыми нарушениями можно только путем одновременного усовершенствования логопедической работы по двум взаимосвязанным направлениям, в котором исключительно важная и совершенно незаменимая роль принадлежит дошкольным логопедам. Их качественная работа позволит основной массе детей успешно овла­деть грамотой и приступить к усво­ению дальнейшей школьной програм­мы, прибегая в случае необходимости к помощи школьных логопедов. Наше твердое убеждение: логопед региональной системе образования крайне необходим и должен занять достойное место в обществе.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Остапенко Алёна Викторовна педагогическое сопровождение саморазвития личности студента в условиях вуза 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования автореферат

    Автореферат
    Защита состоится « 24 » ноября 2008 г. в 14.00 час. на заседании диссертационного совета ДМ 212.162.05 при ГОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» по адресу: 6030022, г.
  2. Педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат
    Защита состоится 6 июня 2008 г. в 12 час. на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 205.003.03 при Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России по адресу: 196105, Санкт-Петербург,
  3. Педагогическое

    Документ
    Авторы: д. пед. наук, проф. В.Г. Рындак (Введение; Педагогические ориентиры воспитания ребенка в семье и школе; Вместо заключения), к.п.н., проф. М.Б.
  4. Агафонова Юлия Ананьевна Род. 23 октября 1967 Окончила Московский государственный педагогический университет (1990) и факультет журналистики Академии Н. Нестеровой (2001). Победитель конкурс

    Конкурс
    Окончила Таганрогский государственный педагогический институт (1983). Член Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России. В течение 27 лет работает учителем русского языка и литературы высшей категории в школе № 22 Таганрога.
  5. Преемственность в процессах музыкального воспитания и образования (детский сад школа колледж вуз) 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания (музыка) 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат
    Защита состоится «14» ноября 2007г. в _15_ часов на заседании Диссертационного совета Д 212.154.13 при Московском педагогическом государственном университете по адресу: 109172, Москва, Новоспасский переулок, д.

Другие похожие документы..