Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Материально-производственные запасы являются имуществом предприятия и представляют собой совокупность оборотных фондов и фондов обращения в денежной ...полностью>>
'Документ'
Чтение на иностранном языке как вид речевой деятельности и как опосредованная форма общения является самым необходимым для большинства людей. Возможн...полностью>>
'Урок'
Расположение учащихся: середина класса освобождена для жюри, для работы эрудитов; в разных местах класса работают художники; команды расположены друг...полностью>>
'Документ'
1.1. Настоящие Правила, разработанные в соответствии с требованиями законодательства, регулирующего деятельность железнодорожного транспорта, устанав...полностью>>

Самостоятельная работа студентов как средство воспитания будущих специалистов высшей квалификации (Прудникова В. В.) Организация проведения мероприятий эстетического и патриотического воспитания студентов (Варакина Н. Е.)

Главная > Самостоятельная работа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Образование как единый процесс обучения и воспитания.

Содержание

  1. Бытовой инфантилизм (Ионова А.)………………………………………..4

  2. Воспитание в вузе (Овсянников Л.Л.)……………………...……………...7

  3. Основные закономерности педагогического и воспитательного процессов в высших учебных заведениях (Ярощук)……….…………..11

  4. Проблемы воспитательной работы в вузе (Войко)..……………………...27

  5. Актуальные проблемы воспитания в вузе (Траченко М.Б.)……………28

  6. Самостоятельная работа студентов как средство воспитания будущих специалистов высшей квалификации (Прудникова В.В.)…………….30

  7. Организация проведения мероприятий эстетического и патриотического воспитания студентов (Варакина Н.Е.)………..……32

  8. Проблемы нравственного воспитания студентов ВУЗа в современных условиях (Пожидаева Е.С.)………………………………………………...38

  9. Кураторская работа в ВУЗе (Кондауров В.И.)…………………………..39

  10. Роль молодежи Бизнес парка УНИКУМ ГУУ в профессионально-ориентированном воспитании студентов (Старостин С.Ю.)………….43

  11. Роль и основные задачи куратора в системе высшего образования (Селивохин М.Ю.)…………………………………………………………...48

  12. Туристско-экскурсионная деятельность – как эффективное средство воспитательно-образовательной работы (Романов А.А.)……………...54

  13. Современные проблемы воспитания человека (Доронина Л.А.)….....78

  14. Эстетическое воспитание личности студента как условие формирования субъектности (Черкашина Т.Т.)………………………...81

  15. К вопросу о координации усилий преподавателей и студентов в процессе профессионально-трудового воспитания в Институте маркетинга ГУУ (Душкина М.Р., Постельник А.С.)…………………...96

  16. Профессионально-трудовое воспитание студентов в экономическом ВУЗе в рамках Института маркетинга ГУУ (Душкина М.Р.)………...99

  17. Методика выявления установки на межнациональную толерантность (Галиуллин А.Г.)…………………………………………………………...107

  18. Особенности организации эстетического воспитания в ВУЗе (Ковалева И.А.)…………………………………………………………….112

  19. Анализ карьерных ориентаций студентов ГУУ (Бегичева О.)………118

  20. О целях и содержании воспитательной работы куратора ВУЗа (Нестерова Н.А.)……………………………………………………………123

  21. Основные направления воспитательной работы в ГУУ (Груздева Л.А.)………………………………………………………………………….130

  22. Роль и значение учебных деловых игр в воспитательном процессе (Томилина Е.Е.)…………………………………………………………….133

  23. Актуальность воспитательной работы в современных условиях (Косинова М.И.)…………………………………………………………….139

  24. Особенности российской системы образования и воспитательной работы в современных условиях (Хмель А.А.)………………………...144

  25. Патриотическое воспитание студентов ГУУ (Колмагоров Д.И.)……147

  26. Формирование личности студентов в современном мире (Садкова Н.Н.)………………………………………………………………………….153

1. БЫТОВОЙ ИНФАНТИЛИЗМ

Ионова А.Д.

«Он веровал без колебаний, что ему предстоит все, что только бывает на свете.

Он веровал в это так же, как в то, что никогда не умрет. Все будет перепробовано, все изведано в жизни, не имеющей конца»...

Вера Панова «Сережа». Герою книги 5 лет.

«Гэтсби верил в свет неимоверного будущего счастья.

Пусть оно ускользнуло сегодня, не беда - завтра мы побежим еще

быстрее, еще дальше станем протягивать руки...

И в одно прекрасное утро...»

Ф.С. Фицджеральд.

Роман «Великий Гэтсби»

Герою книги за 30...

В социально-психологическую службу студенты обращаются по разным вопросам. В последнее время зачастили со следующими проблемами: «У меня вот сессия, прихожу на экзамен, а меня выгоняют! Или «Я работу курсовую сделал, ну не посещал, ну с кем не бывает. А со мной преподаватель общаться не хочет. Прихожу на переэкзаменовку, ведь знаю, что сдам. А не получается, не могу договориться с преподавателем». Или: «Не могу учиться со своей группой. Меня никто не понимает». Задаем вопросы: «А по Вашему мнению, почему это так? Почему на берегу не договорились? А Вы пробовали кого-нибудь понять?» Ответы заставляют задуматься и напомнить о нестареющей теме бытового инфантилизма.

Ребенок живет на биологической доминанте. Этим объясняется все. Он эгоистичен не от воспитания или врожденной порочности, а потому что это законы природы. Его задача - выжить! И он старается взять, получить, если надо урвать свое от мира... Что же у взрослого человека?

Остановимся на восьми основных признаках инфантилизма:

1. Маленький ребенок воспринимает мир на основе переживания удовольствия и неудовольствия. Принцип удовольствия господствует в раннем детстве над всей психической жизнью ребенка. При этом ребенок ожидает от матери, что она чувствует его голод, его усталость, его потребности как свои собственные.

Человек вырастает, но продолжает ожидать постоянных внимания и поддержки, ждать, что окружающие люди должны (просто обязаны!) понимать его чувства и, желательно, угадывать мысли.

2. Мы хвалим ребенка за попытку что-то делать самостоятельно -есть, одеваться. Даже если он облился супом, надел башмаки не на ту ногу, а на шнурках получился узел - мы его хвалим. Мы оцениваем не результат, а стремление. И это правильно и нормально в раннем детстве. Эти оценки (по Берну «поглаживания»): внимание, поддержка необходимы ребенку - удовольствие, которое он получает от поглаживаний, является одновременно стимулом к дальнейшему развитию.

А теперь представьте, что взрослый человек ждет, что его будут оценивать, желательно восхищаться и хвалить за все, что бы и как бы он не сделал. Это может быть, халтурно, или откровенно плохо. Похвалите меня! Хотя бы за то, что я проявил хоть какое-то усилие.

3. Ребенку свойственна импульсивность. И это прелестно! А когда у
взрослого все на уровне порывов, импульсов? У ребенка-то понятно: еще
не работают причинно-следственные связи - это особенность очень
развитого мышления. «Что будет вследствие тех или иных моих
поступков, действий?» А когда у взрослого ВСЕ походя: сочувствие и
черствость, добро и зло, мил здесь, ненадежен там... ВСЕ бездумно,
бессмысленно...

И не будем забывать, что в основе импульса, все равно - получение удовольствия! «Как приятно сделать доброе дело, когда тебе это ничего не стоит». Слова Мыши из «Дюймовочки».

4. Маленький ребенок сопротивляется сдерживанию или
ограничению его удовольствий. В этом случае, он становится упрямым и
враждебным.

Эти же реакции выдает и взрослый, задержавшийся в детстве, человек. Я хочу!!!

5. Незрелость психики проявляется и в том, что человек не видит, не
читает, не понимает нюансы характеров других людей. Поэтому он
проецирует.

Проекция это свойство личности неосознанно переносить принадлежащие ей качества, особенности поведения, установки на других.

На окружающих проецируют как собственные подсознательные желания и потребности, так и проблемы. Люди замкнутые жалуются на то, что другие не хотят с ними общаться, не осознавая, что трудности общения исходят от них самих. И наоборот, милый, добрый человек считает, что все кругом добрые, белые и пушистые. Эта наивная доброжелательность также относиться к инфантилизму.

6. При ярко выраженном инфантилизме собственные ошибки
искренне переадресуются другим людям. Ответственность не
свойственна инфантилам (даже за себя, даже за свою жизнь она

внутренне не признается). Инфантила надо заставлять что-то делать (нужное, прежде всего, ему самому!). Нужно уговаривать, постоянно стимулировать... Как маленький, он боится наказания, что его «наругают».

Но высшая эмоция - удовольствие, удовлетворение от

получившейся, доделанной работы ему пока не доступны.

7. Инфантил не способен на адекватную оценку чужого труда.
Поэтому у него нет ни уважения к другим людям, ни благодарности. (От
младенца этого никто и не ждет. Ждут от взрослых...)

8. Ему не свойственна и синтонность - созвучие. Умение чувствовать
эмоциональную волну другого человека, понимать нюансы человеческих
отношений.

Только ВЗРОСЛЫМ людям присущи Высшие Эмоции: сопереживание, милосердие, ответственность, благодарность, уважение, достоинство, благородство. Не на порыве, а осознанные!!

А ведь часто бывает и так, что инфантилизм одного человека вступает в конфликт с инфантилизмом другого. И это вовсе не обязательно связка студент-студент. Все-таки хочется задуматься над этим.

2. ВОСПИТАНИЕ В ВУЗЕ.

Проф. ИФМ Овсянников Л.Л.

Вопросы воспитания в последние годы стали чаще волновать педагогов как школьных, так и вузовских. Кризисные явления в системе образования (как среднего, так и высшего) связывают не только с социально-экономическими проблемами стра­ны, но и с отсутствием четкой программы, продуманных методов и форм воспита­тельной работы. В современный период развития человеческого общества чисто «знаниевое» образование оказывается уже неэффективным и нецелесообразным, а моральные основы деятельности современного человека при принятии ответствен­ных решений становятся равнозначными или даже превосходящими технологиче­ские, экономические и экологические обоснования.

Анализ педагогической литературы по проблеме воспитания в вузе дает пони­мание цели воспитания как развитие и совершенствование гармоничной личности, сочетающей в себе высокий профессионализм и богатую культуру, честную конку­рентоспособность и гуманизм, стремление к духовному и физическому развитию. Ядром современной модели специалиста должно выступать развитие личности, сис­темы ее ценностных ориентации и мотивов деятельности, формирование способно­стей к самоанализу и самосовершенствованию.

Отсюда следует, что высшая школа должна быть не просто «кузницей кадров», а центром культуры, источником гуманистических знаний и нравственного воспита­ния. Нельзя не согласиться с мнением о необходимости создания в вузе «культурной атмосферы» - гуманитарной среды, как совокупности социальных структур, людей, методик, технологий, ценностей и принципов, создающих особое социокультурное пространство, взаимодействующее с личностью, формирующее его профессиональ­ную и мировоззренческую культуру [1]. Именно она может оказать решающее воз­действие на развитие личности, осознающей смысл своей деятельности, свое предна­значение, стремящейся жить в согласии с самой собой, окружающей природой, гото­вой к решительным действиям.

Несмотря на предпринимаемые шаги, направленные на научное осмысление проблемы воспитания в вузе, данная деятельность в высшей школе носит бессистем­ный характер. Понятно, что проблемы вуза в сфере воспитания сложны и достаточно многочисленны: отсутствие методик, технологий, типовых форм организации воспи­тательной деятельности, низкий уровень специальной квалификации у большинства специалистов-воспитателей, ограничение кадрового обеспечения сферы воспитания, несформированность системы сбора и анализа информации о результатах воспита­тельной работы, отсутствие целевого бюджетного финансирования и т.д. Это общие проблемы для всех вузов, однако, одни вузы делают попытки решать стоящие перед ними задачи воспитания, а другие пребывают в состоянии смиренного ожидания и бездействия.

Не все зависит от программ и технологий. Даже если современные программы и технологии реализуются недостаточно, то учебные формы воспитательной работы - это то, чем мы преподаватели занимаемся каждый день, всю жизнь. Они могут иметь неспецифическую и специфическую составляющие. Неспецифическая воспита­тельная составляющая учебного процесса представляет собой воздействие всей орга­низации, всей атмосферы, всего хода педагогического процесса на становление лич­ностных качеств студента. У студентов будет развиваться добросовестность, трудолюбие исполнительность, ответственность, и другие положительные качества, если весь вуз, организация в нем различных видов деятельности и отношений будут представлять собой эффективную воспитывающую среду. Это означает соблюдение учебной дисци­плины профессорско-преподавательским составом, выполнение ими своего педагогического долга, преданность своей педагогической деятельности и науке, заинтересованность в успехах студентов и достаточный уровень требовательности к ним.

Приверженность преподавателей здоровому образу жизни, их хорошие манеры, привлекательный внешний вид и соответствующий ситуации стиль одежды. К сожалению, многие государственные вузы страны по причине отсутствия финансирования пришли в упадок и не могут конкурировать на рынке труда из-за устаревшей лабораторной и производственной баз, отсутствия современного обору­дования, обветшалости учебных корпусов и общежитий. Примером выживших в эти трудные годы и развивающихся вузов является Государственный Университет Управления (ГУУ).

Второй воспитательной составляющей учебного процесса является специфиче­ская составляющая. Это воздействие содержания учебной дисциплины на становле­ние качеств личности студента. В процессе обучения любой дисциплины важны четкое объяснение материала, активное участие всех студентов в обсуждении, увлеченность изучением предмета, заинтересованность в конечном результате и т.д. формируют у студентов умение самостоятельно мыслить, любовь к знаниям и творческой работе. Нужно помнить, что обучение и воспитание взаимно стимулируют друг друга, иначе говоря, связаны положительной обратной связью. Улучшение обучения способствует лучшему воспитанию, и наоборот, совершенствование воспитания приводит к повы­шению эффективности учебного процесса. Хорошо воспитанный человек, обладаю­щий ответственностью, дисциплинированностью, организованностью, чувством дол­га, жаждой познания, широким кругозором и гибким мышлением, естественно, добь­ется более значительных успехов в учебе по сравнению с менее культурным челове­ком.

Конечно, сегодня наши потери в виде неуспевающих студентов, не желающих учиться, достаточно велики. Но растет количество тех студентов, для которых при­обретаемые в вузе компетенции имеют конкретную значимость для будущей профес­сиональной деятельности. Цель каждой кафедры вуза - создать необходимые усло­вия, использовать разнообразные формы и виды учебной деятельности для заинтере­сованного изучения студентами своих предметов.

Внеучебная воспитательная работа сегодня требует сохранения существующих эффективных форм, поиска и создания новых форм и разработки воспитательных технологий. В нашем вузе поддерживаются образовательные, научные, культурные традиции, практикуются такие внеучебные воспитательные мероприятия как работа спортивных секций, художественных студий, музыкальных ансамблей, проведение музыкальных и тематических вечеров, организация спортив­ных соревнований и др.

Несмотря на определенные успехи, следует серьезно задуматься о формиро­вании специальной структуры управления воспитательной внеаудиторной работой в вузе, которая бы взяла под свой контроль разработку планов и новых технологий воспитательной деятельности, работу кураторов, организацию культурного досуга студентов, привлечение студенчества к соуправлению, оказание помощи студентам и выпускникам в трудоустройстве [2].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Минзарипов Р. Гуманитарная среда классического университета // Высшее образование России.-2006. - №7.

  2. Лимонов В., Воспитательная деятельность университета // Высшее образование в России. - 2006.-№10.

З.М.А. Зеленская Перспективные информационные технологии и интеллектуальные системы, 2007, №2 (30) III Секция «Проблемы инновационного образования»

3. Основные закономерности педагогического и воспитательного процессов в высших учебных заведениях.

Доцент, к. э. н. Ярощук А.Б.

В современных условиях решать задачи формирования и развития личности студента в ВУЗах очень сложно и проблематично. Одной из особенностей данного процесса является резкое изменение условий всей жизнедеятельности ВУЗов. Одним из важнейших условий решения этой сложной задачи является функционирование воспитательной системы ВУЗа. Анализ современного состояния функционирования воспитательной системы ВУЗа целесообразно проводить во взаимодействиях двух направлений: первое - анализ факторов внешнего воздействия на функционирование воспитательной системы; второе структурно-функциональное состояние воспитательной системы ВУЗа: условия, противоречия функционирования, тенденции развития Несмотря на свою определенную разработанность, данная проблема постоянно находится в центре внимания ученых-исследователей теории и практики воспитания, различных ее аспектов, проблем, направлений совершенствования и т.д.

Среди многогранной классификации закономерностей воспитания для
исследования, проблемы анализа факторов, внешне воздействующих на
воспитательную систему ВУЗа, важно и необходимо учитывать
закономерности социального плана, которые определяют детерминированность процесса воспитания, функционирование воспитательной системы ВУЗа социально-экономическими условиями жизни общества, господствующими в нем идеологией, политикой, правом, моралью, отношениями, факторами жизнедеятельности состоянием науки, и т.д.

Следовательно на воспитательную систему ВУЗа, в целом на процесс воспитания студентов существенное воздействие оказывает внешняя среда, среди которой целесообразно выделить наиболее существенные факторы, воздействующие на воспитание непосредственно в учебном заведении. Каждый из этих факторов проявления по-своему имеет свои специфические тенденции проявления, но в общей совокупности, суммарном их проявлении, негативные тенденции оказывают свое разрушающее воздействие не только на все процессы, происходящие в жизни и деятельности военно-учебных заведений, но самое опасное - они оказывают негативное воздействие на сознание слушателей и курсантов, руководителей слушателей и курсантов подразделений, многочисленный коллектив профессорско- преподавательского состава ВУЗа.

Необходимо признать, что современная воспитательная система ВУЗа не способна эффективно противодействовать этим внешним воздействиям, локализовывать негативное влияние, в силу своей открытости, доступности и определенной зависимости. Изучение различных научных источников, публикаций периодических изданий, многочисленные беседы, опросы преподавателей, руководителей коллективов, слушателей позволяют в обобщенном виде выделить основные факторы, оказывающие разрушающее негативное воздействие на воспитательную систему ВУЗа:

1) Воспитательный фактор:

  • изменение политических отношений в стране и др.

  • коррупция во всех верхних эшелонов власти;

  • серьезные просчеты в национальной политике, приведшие к национальным конфликтам в том числе и с использованием вооруженных средств;

2) Социальный фактор:

  • Разрешение социальных, национальных основ государственного разъединения наций и народностей;

  • Усиливающаяся социальная дифференциация, образование двух социальных слоев (полюсов): обнищание широких народных масс и обогащение узкого круга «новых русских»;

  • Социальное и национальное разобщение, отказ от коллективистских основ, дружбы и сотрудничества между народами, нациями и противопоставление им индивидуализма, частнособственнических интересов;

  • Бюрократизм чиновников, коррупция, взяточничество на всех уровнях власти государства;

  • Усиление социальной напряженности в связи с постоянным проведением актов терроризма, усиление преступности;

  • Безумная, необоснованная коммерционализация всех сфер социальной жизни страны;

  • Неспособность государственных институтов власти навести порядок в стране, защитить права и личную жизнь каждого гражданина;

3)Идеологический фактор:

    • Разрушение идеологических основ государства, изменение идеологии;

    • Изменение приоритетов в идеологии;

    • Насыщение «новой идеологии», заимствованной из образцов и моделей западной идеологии;

    • Отсутствие государственной системы воспитания у граждан страны патриотизма, нравственности, идейной убежденности, мировоззрения и т.д.;

Применительно к воспитанию в целом системный подход проявляется как систематизированный способ мышления, в соответствии с которым процесс обоснования педагогической деятельности базируется на определении общей цели системы и последовательном подчинением достижению этой цели, общей цели деятельности всех подсистем.

Таким образом, острая проблема процессов воспитания в ВУЗе обусловлена сложностью и противоречивостью социально-экономической, общественно-политической, национально-демократической обстановкой в стране и сложными процессами реформирования вузовской системы в РФ. Воздействие внешних факторов на воспитательную систему ВУЗа носит острый противоречивый характер; среди которых тенденции оказывают разрушающее воздействие, а воспитательная система в силу различных причин и обстоятельств не способна эффективно противодействовать этому воздействию. Анализ современного состояния функционирования воспитательной системы позволяет сделать вывод, что для него характерны противоречия, разрешение которых предполагает научное обоснование и концептуальный подход по реализации системно-структурного подхода в воспитании студентов в ВУЗах.

1) Основные закономерности педагогического процесса в высшем учебном заведении

Главными причинами сложившегося положения дел являются: отсутствие четкого системного подхода к организации образования и подготовки войск с точки зрения его внутреннего содержания: недостаточный уровень профессиональной и методической подготовки самих преподавателей: снижение контроля над учебным процессом в ВУЗах и над организацией профессиональной и боевой подготовки в войсках.

Крайне важно, чтобы из ВУЗах выпускался профессионал с высокой методической подготовкой, владеющий системой приемов и способов обучения подчиненных. При этом учебные программы, предметы обучения должны быть жестоко, системно увязаны по этапам обучения. В основу должны быть положены простые и понятные всем принципы обучения:

  • Принцип целесообразности - организационное структурное построение воспитательной системы сообразно определенным концепциям, ведущей идее, программам, задачам, целям и т.д.;

  • Концепция целостности - весь компонентный состав, все элементы системы не просто являются суммарной совокупностью, а находятся в определенной зависимости, имеют свое место в системе и выполняют определенные функции;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Выступления (2)

    Документ
    Учебно – исследовательская деятельность по изучению истории родного края как наиболее эффективная форма патриотического воспитания подрастающего поколения (Колобова Ю.
  2. Совета Дела Рудаковой А., на основе рекомендаций по подготовке Публичных доклад

    Доклад
    Перед нашей школой стоит сложная, но выполнимая задача: выстраивать свою жизнедеятельность в инновационном режиме, работать над созданием современных условий для полноценного качественного образования.
  3. План работы колледжа на 2011 2012 учебный год содержание

    Документ
    КГОУ СПО «Алтайский колледж информационных технологий» представляет собой краевое государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования,
  4. Московский государственный университет путей сообщения (миит) юридический институт (2)

    Документ
    Зеленков М.Ю. Система формирования положительного отношения российского общества к Вооруженным Силам (научно-практический аспект). – М 2008. – 312 с.
  5. Комплексная программа научно-исследовательских работ уро рао «образование в уральском регионе: научные основы развития и инноваций»

    Программа
    Те­ма­ти­ка про­ек­тной де­ятель­нос­ти по прог­рам­ме«Об­ра­зо­ва­ние в Уральском ре­ги­оне:на­уч­ные ос­но­вы раз­ви­тия и ин­но­ва­ций»2011–2013 гг.

Другие похожие документы..