Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Анализ сложившегося механизма управления социальным развитием показал, что социальные стандарты используются в практике преимущественно как инструмен...полностью>>
'Документ'
1.1.Центр профессиональной ориентации (далее по тексу - Центр) является структурным подразделением Муниципального образовательного учреждения для дет...полностью>>
'Документ'
Відхилення по витратах реалізації та обігу. Достоїнства та недоліки бюджетування. Задачі фінансового контролінгу. Основні елементи й інструменти фіна...полностью>>
'Документ'
Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для определённой группы людей и служат для упорядочени...полностью>>

В воспоминаниях и документах

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

В 1954 г. меня, студентку I курса Томского пединститута (ТГПИ), научный руководитель моей курсовой работы Г.В. Трухин привел в Музей истории материальной культуры (теперь МАЭС) Томского государственного университета (ТГУ) и отрекомендовал молодому и энергичному заведующему В.И. Матющенко. Здесь мне предстояло ознакомиться и описать коллекцию тюркских древностей раннего Средневековья (Фонды МАЭС ТГУ, № 6041), собранную А.В. Адриановым в Урянхайском крае (Тува). Потом последовали другие, в частности материалы Басандайского урочища (раскопки К.Э. Гриневича и А.П. Дульзона). И если научным руководителем моих студенческих научных работ оставался историк, краевед Г.В. Трухин, то по-настоящему археологическому мастерству, и прежде всего в его источниковедческой ипостаси, с этого времени меня учил В.И. Матющенко.

В 1957 г. нам, студентам, необычайно повезло стать участниками возглавляемой им многолетней археологической экспедиции ТГУ, исследовавшей Самусьский микрорайон. В этом году раскопки велись на загадочном памятнике бронзолитейщиков Самусь IV. Через три года Владимиру Ивановичу будет рукоплескать совет по защитам диссертаций Ленинградского отделения Института археологии АН СССР по случаю сенсационных историко-культурных открытий в Западной Сибири, благодаря которым через десять лет произойдет переворот во взглядах евразийских археологов на ход исторических процессов в Урало-Сибирском регионе в эпоху первого металла. В ходе бурных дискуссий решится вопрос о самусьской культуре, откроются пути первых крупных миграций и судьба турбино-сейминско-самусьских бронз. Памятник Самусь IV обретет статус особо значимого национального достояния Советского Союза и станет классикой. Но это потом.

А тогда у В.И. Матющенко мы учились за дискомфортом экспедиционных будней, за грудой мытой и немытой керамики, кучей камней, мозаикой всевозможных пятен на земле видеть жилища и очаги, необыкновенные орнаменты и скульптуры, литейные формы, стрелы, ножи и копья, лодочные якоря и рыболовные грузила, приобщались к необыкновенному и замечательному благу товарищества и дружбы полевиков, распознавали красоту окружающего мира. Особое место, конечно, принадлежало вечернему костру, который не просто грел, кормил, светил и охранял. Он являлся (и является) ядром духовной жизни полевика. У костра особую поэтику приобретают рассказы о знаменитых мэтрах, забавные и грустные истории о себе и товарищах и, безусловно, песни, без которых немыслимы археологические костры 1950–1980-х гг. Владимир Иванович всегда любил петь. Он солировал в таких уже почти забытых сейчас песнях, как «Советская малина», про фраера, стоявшего на перроне, про «студебеккер» с Тамаркой и коварную Маруську, выдравшую «четыре здоровых зуба», про босого Льва Николаевича Толстого и т.д. Надо признать, что небезызвестный медведь не просто наступил ему на ухо, но изрядно потоптался на нем. Однако мы это как-то мало замечали, неизменно подхватывали, и окружающий лес вздрагивал от дружного ора про Машку-каналью или впадал в лирическую грусть при звуках «Догорающего костра»...

В.И. Матющенко уже тогда умещал в себе руководителя самых разных направлений в получении необходимых знаний и особенно в методике полевого дела: съемки и составления планов археологических объектов, раскопок памятников разных категорий, ведения полевой документации, регистрации, паспортизации находок, фотодела.

В 50-х – начале 60-х гг. в учебных планах, кроме общего курса по археологии, не было других форм обучения. В.И. Матющенко пошел на отделение археологического направления от историко-археологического кружка, созданного еще в 1940 г. К.Э. Гриневичем. Впоследствии археологический кружок стал своеобразным центром, в котором заинтересованные студенты получали дополнительные знания (Гусев, 2003). Конечно, современный уровень науки не может сравниться с прежним и критический взгляд на прошлые исследования важен и естествен, но критика в любом случае должна быть объективной и, как мне кажется, великодушной, иначе она не конструктивна. При мысленном взгляде на то, что было сделано В.И. Матющенко для сибирской археологии и для нас, его учеников, чаша добродетели весов беспристрастной Фемиды тянет до земли. Той земли, которую он с непреходящей страстью и вни­манием изучает всю свою творческую жизнь и как результат – дарит открытия.

В 1962 г. по приглашению В.И. Матющенко и Л.М. Старцевой (Плетневой) я вернулась в университет после работы в школе. Это было время нового мощного витка в творческой спирали Владимира Ивановича. В 1960 г. была защищена кандидатская диссертация, которая подвела итог «самусьскому» периоду, и круто набирал обороты второй период, связанный с изучением прежде всего Еловского микрорайона, хотя географическая и культурно-хронологическая широта его полевых исследований распространяется от Могочинской палеолитической стоянки до Берегаевского позднесредневекового могильника и русского города Томска. А в центре внимания ученого, конечно, были проблемы эпохи раннего металла. Итогом работ стал четырехтомный труд «Древняя история населения лесного и лесостепного Приобья (неолит и бронзовый век)» (Матющенко 1973, 1974). И как акт признания его заслуг  широкое обращение к его творчеству в серии «Археология СССР» (Эпоха бронзы..., 1988), не говоря уже о добром десятке диссертаций его учеников и многочисленных публикаций коллег.

Знаковым для меня стал 1963 г., когда начались работы на могильнике Релка. Именно тогда, раскапывая необыкновенные погребения, на скорую руку названные им шаманскими, Владимир Иванович сказал: «А что, Люся, не взяться ли вам серьезно за этот памятник? Очень интересно». Сегодня я могу признаться, что в первые минуты я пережила шок. И в самом деле, в то время мои научные возможности были скромны и мало соизмеримы со степенью сложности, объемом и глубиной тайн, сокрытых за разнообразием погребальной обрядности, многочисленностью, непохожестью и оригинальностью сопровождающих вещей. Однако моих способностей в тот момент хватило, чтобы оценить предложенный дар, предвещавший достойную историческую картину. Вот и «рисую» всю жизнь, а в душе живет глубокая благодарность за его учительскую щедрость и веру в меня. И если у меня что-то получилось, то пусть оно станет светлым бликом в учительской биографии Владимира Ивановича Матющенко.

P.S. Данная заметка была написана к 75-летию Владимира Ивановича в сборник Омского университета. Но в то время издание не состоялось. Признаться, очень сожалею, что так получилось. Этот период для В.И. Матющенко был очень сложным и трудным в нравственно-психологическом отношении. Нелегко было дистанцироваться от перестроечного бедлама и внутренних проблем: взрослели ученики, безусловно способные, талантливые, с их максимализмом, категоричностью, естественной жаждой самостоятельности. К учителю подкрадывалась старость с ее богатством опыта, мудростью оценок и, увы, грузом разочарований и утрат. Ничего нового и необычного в жизни научного мира, но подобную ситуацию приходится переживать каждому и страдать по-своему. Он не жаловался, не ныл, но душевный дискомфорт нет-нет да и проскальзывал в разговорах или письмах к коллегам. Например, горестный подтекст в небольшом письме мне в ответ на поздравление его с 70-летием. Ах, как это характерно для Владимира Ивановича – приходить в мой дом всегда с цветами и обязательно отвечать на любое послание.

Очень хотелось поддержать Владимира Ивановича и открыто сказать, что ученики помнят о его заслугах и благодарны ему. Но не успели...

Археологические материалы и исследования

Северной Азии... Томск:

Томский государственный университет, 2007. С. 51–54.

В.П. Зиновьев

ПРОФЕССОР Н.В. БЛИНОВ

Родился Николай Васильевич Блинов 15 августа 1929 г. в деревне Старая Покровка Анжеро-Судженского района Западно-Сибирского края. Родители – крестьяне до 1935 г., а позже – рабочие. Среднюю школу он оканчивал экстерном. По рассказам Н.В. Блинова, он в 15 лет ушел из дому для того, чтобы попасть на фронт, после достаточно опасных приключений стал воспитанником Бригады морской пехоты Тихоокеанского флота, участвовал две недели в боевых действиях в августе 1945 г., затем был демобилизован и учился в военном мореходном училище во Владивостоке, В 1948 г. он поступил в Томский университет (на историко-филологический факультет), который окончил в 1953 г.; аспирантуру по кафедре истории СССР – в 1962 г.

Доцент с 1964 г., профессор – с 1976 г. Своими научными руководителями и наставниками он считает Л.В. Алякринского, И.М. Разгона, А.П. Бородавкина, З.Я. Бояршинову, П.А. Зайончковского.

В Томском университете работал с 1953 по 1981 г. на кафедре основ марксизма-ленинизма, истории КПСС, истории СССР досоветского периода, заведовал Проблемной научно-исследователь-ской лабораторией истории, археологии и этнографии. С 1981 по 1992 г. работал в Институте марксизма-ленинизма при ЦК КПСС старшим, главным научным сотрудником, заведующим отделом. В 1992–1994 гг. работал ведущим научным сотрудником в Институте национальных проблем образования Министерства образования РФ. С 1994 г. по настоящее время – профессор кафедры теории и истории государства и права Российского университета дружбы народов.

Профессор Николай Васильевич Блинов является одним из наиболее известных и оригинальных историков общественного движения в России, историков Сибири. Почерк его индивидуален и узнаваем в коллективных трудах по краткости изложения и емкости мысли, характерным оборотам.

Его первые труды посвящены отечественной социал-демокра-тии, а кандидатская диссертация – возникновению социал-демо-кратических организаций в Сибири. Открытость и аргументированность позиции, нетерпимость к халтуре, конъюнктурщине и холуйству сразу же разделили коллег Николая Васильевича на его друзей и неприятелей. Крестьянское трудолюбие, помноженное на работоспособность спортсмена, помогло Н.В. Блинову совершить марафон по государственным и партийным архивам Сибири и столиц страны, собрать и систематизировать гигантский по объему материал, который частью не использован им до сих пор. Николаю Васильевичу посчастливилось знать участников революционных событий, героев его статей и книг  Валентина Евгеньевича Воложанина, Григория Иннокентьевича Крамольникова, Михаила Кузьмича Ветошкина, Николая Николаевича Баранского.

Труды Н.В. Блинова по истории социал-демократических организаций в Сибири стали новым словом в историко-партийных исследованиях, они органично включили историю партийных организаций в историю общественной жизни края. Не случайно, что из большого числа преподавателей кафедр общественных наук Сибири именно Н.В. Блинову редколлегия «Истории Сибири» доверила подготовку глав по истории социал-демократического движения за Уралом. Это явилось признанием научной значимости его исследований.

Организаторский дар Н.В. Блинова не раз привлекал внимание партийных органов, однако он не стал делать партийную карьеру. Наука для него стала не просто средством для существования, а смыслом жизни. Когда в конце 60-х гг. развернулась работа над другим фундаментальным проектом по истории рабочего класса и крестьянства Сибири, доценту Н.В. Блинову главная редколлегия «Истории рабочего класса Сибири» поручила подготовку первого тома труда, который должен был освещать историю дооктябрьского периода. К этому времени Николай Васильевич перешел работать на кафедру истории СССР досоветского периода, заведовала которой З.Я. Бояршинова. Такое решение было естественным и принципиальным, потому что Н.В. Блинов, как и его учителя И.М. Разгон и А.П. Бородавкин, всегда считал историю Коммунистической партии не отдельной исторической дисциплиной, а частью отечественной истории. Не в этом ли причина того, что в Сибири только томская областная партийная организация так и не имеет своих очерков истории?

Напряженная работа над новыми курсами «История Сибири» и «История СССР периода капитализма» совпала с руководством группой аспирантов и научных сотрудников сектора «Рабочий класс» Проблемной лаборатории истории, археологии и этнографии Сибири, который был создан для подготовки книги по истории дореволюционного рабочего класса Сибири. Это были в основном выпускники 1971 г. из спецсеминаров Н.В. Блинова и А.А. Говоркова.

Николаю Васильевичу предстояло не просто координировать работу опытных специалистов, таких как Г.Х. Рабинович, А.А. Мухин, О.Н. Вилков, Д.И. Копылов, А.Т. Коняев, Д.М. Зольников и др., взаимодействовать с редактором издания, директором Института истории СО АН СССР академиком А.П. Окладниковым и заведующим сектором истории капитализма института профессором Л.М. Горюшкиным, но и воспитывать из вчерашних студентов историков-исследователей. Это было самое сложное. Консультации превратились в многочасовые сидения. Положение спасал постоянно действующий семинар, на котором обсуждались сначала доклады сотрудников и аспирантов, затем – статьи, наконец – диссертации. Там же обсуждались проблемы свободы исторических исследований, репрессии, обрушившиеся на историков в 1930-е и в 1970-е гг.

В процессе подготовки книги по истории рабочего класса изучались также экономика Сибири, буржуазия, общественное движение в целом. Были выпущены ряд сборников, библиографический справочник, хроника стачечной борьбы. Ежегодно проводились конференции в Новосибирске, Томске, Барнауле, где мы имели возможность познакомиться с историками всей Сибири.

В основу изучения социально-экономических и политических процессов, происходивших в дореволюционной Сибири, были положены статистические методы. Н.В. Блинов – один из тех историков, которые выкорчевывали иллюстративный метод, удобный для аргументации любых априорных положений. Воюя с историческими мифами, Николай Васильевич прививал нам уважение к историческим фактам, учил читать труды классиков марксизма не как хранилище бесспорных истин, а как плод человеческой мысли, ограниченной и несовершенной, рожденной в определенной исторической ситуации. В условиях, когда подгонять факты под цитаты классиков было обычной практикой в среде историков, такого рода наука многого стоила. Сам постоянно ходивший на грани идеологического фола, Н.В. Блинов способствовал расширению творческого поля историков.

Большая часть текста «Истории рабочего класса Сибири в дооктябрьский период» была написана сотрудниками сектора «Рабочий класс» Проблемной лаборатории истории, археологии и этнографии Сибири при Томском университете. Этой лабораторией Н.В. Блинов руководил в 1979–1981 гг. Он мог определять направление дальнейшей работы группы историков, подготовивших книгу. Новой коллективной темой стала хроника рабочего движения в Сибири. Подобная работа разворачивалась в академических центрах страны. Сибирь стала зоной ответственности Томского университета.

Н.В. Блинов принял самое активное участие в разработке методики составления хроники и статистики рабочего и социал-демократического движения в России. Тогда же (в 1981 г.) по семейным обстоятельствам он переехал в Москву и стал сотрудником Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. Принимая участие в подготовке обобщающих изданий по истории революционного движения в России, он не забывал и сибирские исследования. Заметным было его участие в трехтомной «Хронике рабочего движения в Сибири», инициатором подготовки которой он являлся, в работе над новым проектом «Хроника общественного движения в Сибири». Под его руководством продолжали защищаться в Томском университете кандидатские диссертации, готовиться докторские диссертации.

В начале 1990-х гг. наступил некоторый перерыв в научном творчестве Н.В. Блинова, долгое время он не мог найти работу по душе, пока не стал преподавателем юридического факультета Российского университета дружбы народов в 1994 г. Сейчас он читает лекции по истории государства и права России, вновь публикует статьи по истории общественного движения, общественной мысли, историографии, методологии истории.

Круг научных интересов Н.В. Блинова по-прежнему широк, как и круг научного общения. Индивидуально и в соавторстве он опубликовал 8 монографий общим объемом свыше 250 печ. листов, свыше 100 научных статей по проблемам истории, историографии, источниковедения социал-демократии, рабочего класса Сибири и России, политической истории России, археографии, государствоведения. Под руководством Н.В. Блинова защитили докторские диссертации более 20 человек, четверо написали докторские диссертации.

Перемены, происшедшие в обществе, не могли повлиять кардинальным образом на его образ мышления как историка. Безусловно, какие-то коррективы в оценках событий им были внесены, однако ему нет надобности каяться, в чем преуспели многие историки, особенно бывшие историки партии. Всегда мысливший автономно от идеологических догм, он и сейчас от них свободен. Николаю Васильевичу, как и ранее, претит конъюнктурщина, внешние атрибуты научного успеха. Среди же знатоков отечественной истории мнение его по-прежнему авторитетно. Николаю Васильевичу Блинову есть что еще сказать студентам и коллегам, он полон идей и замыслов.

Архив Музея истории ТГУ. Машинопись.

В.П. Румянцев

О НАУЧНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССОРА М.Я. ПЕЛИПАСЯ

Всю свою научную и педагогическую деятельность М.Я. Пелипась связал с Томским госуниверситетом. Сюда он поступил учиться на историко-филологический факультет в 1965 г., приехав в Томск из казахского города Петропавловска, где он родился 25 мая 1947 г. Окончив университет, М.Я. Пелипась стал работать на кафедре новой и новейшей истории ТГУ. Впоследствии Михаил Яковлевич отмечал, что то, что он прошел все «ступеньки» кафедральных должностей – от ассистента до заведующего кафедрой  значительно помогло ему в руководстве кафедрой, поскольку он на основании собственного опыта знал особенности работы всего штата сотрудников кафедры.

Научная деятельность М.Я. Пелипася неразрывно связана с именем профессора С.С. Григорцевича. Под его руководством Михаил Яковлевич защищал дипломную работу. С.С. Григорцевич стал научным руководителем М.Я. Пелипася при написании и защите в 1975 г. кандидатской диссертации «Политика правящих кругов США в связи с подготовкой и ратификацией агрессивного Североатлантического договора (1948–1949 гг.)». За цикл работ по истории создания Североатлантического договора М.Я. Пелипась получил премию ТГУ для молодых ученых.

Позже Михаил Яковлевич переключил свое внимание с трансатлантических отношений на ближневосточную проблематику. В 1989 г. была опубликована монография М.Я. Пелипася «Экспансионистская политика США и Англии на Ближнем и Среднем Востоке в 1947–1952 гг.». Не уходя в докторантуру и продолжая выполнять учебные нагрузки на кафедре, М.Я. Пелипась подготовил, а в 1990 г. защитил докторскую диссертацию «Политика США и Англии на Ближнем и Среднем Востоке в 1947–1955 гг.». Научным консультантом при написании этой диссертации был С.С. Григорцевич. Докторская диссертация М.Я. Пелипася стала первым в отечественной историографии комплексным исследованием международных отношений на Ближнем и Среднем Востоке в первое десятилетие после окончания Второй мировой войны, основанным на только что появившихся тогда рассекреченных материалах американских и британских архивов. В это первое послевоенное десятилетие сформировались многие основные узлы противоречий Ближневосточного региона, сохранившие остроту и актуальность до сих пор. Многие методы американской внешней политики, применявшиеся в последнее время, в частности, концепция конфликтов низкой интенсивности, имели корни, в том числе и в политике США на Ближнем и Среднем Востоке в 1947–1955 гг.

Михаил Яковлевич продолжал исследование ближневосточной политики Соединенных Штатов и Великобритании и после защиты докторской диссертации. Результатом его работы стала серия статей, а потом и монография, вышедшая в 2003 г. «Скованные одной цепью: США и Великобритания на Ближнем и Среднем Востоке в 1945–1956 гг.». Расширив хронологические рамки своего исследования, М.Я. Пелипась основательно и подробно осветил эволюцию политики США и Англии на Ближнем и Среднем Востоке от окончания Второй мировой войны до Суэцкого кризиса 1956 г.

Характерной особенностью исследования Михаила Яковлевича стало выявление попыток не только соперничества, но сотрудничества США и СССР в Ближневосточном регионе, при формировании новой мировой системы международных отношений в условиях «сползания» мира к «холодной войне». Как напоминал в своей монографии М.Я. Пелипась, Ялтинско-Потсдамская система международных отношений создавалась во имя сотрудничества великих держав, которые должны стремиться к пониманию и учету интересов друг друга, созданию обстановки взаимной предсказуемости действий. Попытки же игнорирования императивов времени будут приводить только к обострению международной обстановки. Выявившиеся разногласия между великими державами по ряду проблем ближневосточной политики, как отмечал М. Я. Пелипась, так и не позволили, к сожалению, решить узловые проблемы региона, в частности – проблему палестинских беженцев. Провал ближневосточного мирного процесса, как оценивал томский исследователь, показывал, что время для его успешного развития либо было безвозвратно упущено в конце 1940-х гг., либо еще не наступило.

Значительное внимание в своих исследованиях М.Я. Пелипась уделял трансформации американо-британских отношений на Ближнем и Среднем Востоке в первое послевоенное десятилетие. Объективно Великобритания не могла в силу прежде всего экономических причин сохранять свое присутствие в Ближневосточном регионе в прежнем виде. Процесс превращения Великобритании из глобальной в региональную державу требовал пересмотра внешнеполитических установок официального Лондона. «Уход» Англии из региона, который, как казалось, открывал широкую перспективу для усиления позиций Соединенных Штатов, на деле оборачивался для американской дипломатии большими сложностями, требовавшими разнообразия тактических и стратегических действий.

Монография, написанная М.Я. Пелипасем четыре года назад, была высоко оценена отечественными и зарубежными историками. Эта монография как бы подвела итог более чем 20-летнему периоду его научного творчества, посвященного Ближнему и Среднему Востоку. Сам М.Я. Пелипась неоднократно говорил, что сложная специфика Ближневосточного региона, где причудливо переплетаются политические, исторические, экономические, этнические и религиозные конфликты и интересы государств региона и крупнейших мировых держав, требует отдыха от ближневосточных сюжетов.

В последние годы Михаил Яковлевич все чаще и чаще в своих научных изысканиях возвращался к тому, с чего начиналась его карьера ученого, – к трансатлантическим отношениям в конце 1940–1950-х гг. В замыслах исследователя осталась коллективная монография по американо-западноевропейским отношениям во второй половине 1940–1960-х гг., к написанию которой М.Я. Пелипась планировал привлечь своих учеников, защищавших кандидатские диссертации под его руководством. В последние годы М.Я. Пелипась взял хороший «разбег» в подготовке специалистов в области всеобщей истории. Только в 2007 г. защитились четыре аспиранта Михаила Яковлевича, а сам ученый планировал расширить и территориально и хронологически круг проблем, предлагаемых им своим аспирантам для исследования, оставаясь тем не менее верным направлению, заложенному на кафедре новой и новейшей истории ТГУ еще в 1970-е гг. – истории «холодной войны». Как в шутливой форме говорил сам профессор М.Я. Пелипась: «Я прочно засел в окопах «холодной войны».

Определенным признанием научных заслуг профессора Пелипася стало приглашение томского ученого принять участие в работе 87-го съезда Организации американских историков, проходившего в 1994 г. в г. Атланте (штат Джорджия, США). В 1999 г. М.Я. Пелипась стал выпускником программы Фулбрайта, по праву гордившись званием фулбрайтовского профессора – наивысшей награды любого специалиста в области американских исследований.

Талант ученого сочетался в Михаиле Яковлевиче с даром преподавателя. Долгое время М.Я. Пелипась руководил кафедральным научным студенческим кружком, порой собственноручно изготавливая грамоты для того, чтобы отметить того или иного студента, поощряя самостоятельную аналитическую работу студентов. М.Я. Пелипась читал также и лекционные курсы по истории южных и западных славян, а когда С.С. Григорцевич отошел от активной преподавательской деятельности, Михаил Яковлевич стал читать курс, читавшийся его учителем – Новейшую историю стран Европы и США (часть I).

Лекции М.Я. Пелипася отличались фундаментальностью, четким построением материала, концептуальностью, легкостью изложения. При этом у Михаила Яковлевича всегда было собственное видение материала. Информацию, которую он озвучивал на лекциях, порой было невозможно встретить в учебниках, это был, что называется, «эксклюзивный материал». Сам М.Я. Пелипась нередко говорил о том, что чтение лекций помогало ему в научной деятельности, поскольку часто необходимые и порой неожиданные мысли о той или иной исследуемой им проблеме приходили ему на ум как раз во время чтения лекций.

Нельзя не отметить организаторские способности М.Я. Пелипася. Им была создана в середине 1990-х гг. Сибирская ассоциация американистов. Начиная с 1994 г. М.Я. Пелипась был неизменным организатором всех проводившихся кафедрой новой, новейшей истории и международных отношений ТГУ научных конференций. Михаил Яковлевич всегда старался привлечь к участию в конференциях иностранных специалистов, для которых приезд в Томск, остававшийся в советские времена закрытым городом, до 1990 г. был под запретом. Одним из первых американских ученых, принявших участие в научных чтениях, проходивших в Томском госуниверситете, стал тогдашний президент Ассоциации американских исследований США профессор Пол Лаутер, приехавший в Томск по приглашению М.Я. Пелипася. Именно в беседах с П. Лаутером вырисовалась идея проведения сравнительных исследований проблем освоения и развития Сибири и Соединенных Штатов Америки. Эта идея многие годы интересовала М.Я. Пелипася и послужила основанием проведения в Томске ряда международных и всероссийских конференций по проблемам американского и сибирского фронтиров.

М.Я. Пелипася по праву можно считать одним из «пионеров» в отечественной науке фронтирной тематики, связанной с изучением особого психологического и социально-экономического феномена «пограничного человека». По инициативе М.Я. Пелипася в 1996 г. в Томском государственном университете состоялась международная научная конференция «Американский и сибирский фронтир (фактор границы в американской и сибирской истории)». Данная конференция вызвала широкий научный и общественный резонанс. Общепризнано, что проведение сравнительных исследований требует от ученых солидного багажа знаний как по отечественной, так и по зарубежной истории. Обобщая спустя 8 лет после проведения этой конференции опыт использования идеи фронтира в гуманитарных исследованиях ученых Сибири, М.Я. Пелипась настаивал на необходимости продолжения сравнительно-исторических исследований по проблеме: американский Запад – Сибирь, несмотря на всю сложность этой проблематики. Как считал М.Я. Пелипась, необходимо инициировать в региональных научных центрах дискуссии, уточняя терминологию, накапливая эмпирический материал, используя отечественный и зарубежный опыт изучения проблемы границ как в историческом аспекте, так и в политико-юридическом, да и в самом широком плане.

Особенностью подхода М.Я. Пелипася к проведению научных конференций по тематике фронтира стал отказ от узкоспециализированного взгляда на проблему. Михаил Яковлевич настаивал на привлечении к фронтирным исследованиям филологов, лингвистов, культурологов и психологов. Крайне продуктивным в этом отношении стало сотрудничество сибирских историков с филологами и лингвистами. Сотрудничество с ними выявило универсальность проблемы фронтира, позволило по-новому взглянуть на проблему, носившую, на первый взгляд, сугубо исторический характер. Данный междисциплинарный подход позволял, по мнению профессора Пелипася, преодолеть утрату российскими университетами комплексности гуманитарного обучения и знания, которая обеспечивалась в свое время историко-филологическими факультетами.

Уход из жизни замечательного ученого М.Я. Пелипася – это серьезная утрата для отечественной науки, для американистики как области научных исследований специалистов по зарубежной истории.

Архив Музея истории ТГУ. Машинопись.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Деканы и заместители деканов

историко-филологического

(с 1974 г. исторического) факультета

Деканы

1917–1921 гг.

А.Д. Григорьев с 1 июля 1917 г. по 11 октября 1919 г.

С.И. Гессен и.о. декана с 20 октября 1919 по август 1921 г.

1940–2007 гг.

Г.В. Васильев

с 15 июля 1940 г. по 24 июня 1941 г.

З.Я. Бояршинова

с 24 июня 1941 г. по 20 февраля 1947 г.;

с 20 октября 1952 г. по 1 ноября 1955 г.;

с 18 сентября 1959 г. по 1 сентября 1962 г.

А.А. Скворцова

с 20 февраля 1947 г. по 15 августа 1949 г.

А.И. Данилов

с 15 августа 1949 г. по 5 сентября 1951 г.

Н.Ф. Бабушкин

с 5 сентября 1951 г. по 20 октября 1952 г.

Ф.З. Канунова

и.о. декана с 1 ноября 1955 г. по 1 февраля 1956 г.

Н.А. Гуляев

с 1 февраля 1956 г. по 13 сентября 1959 г.

Н.Н. Киселев

с 1 сентября 1962 г. по 16 ноября 1963 г.

А.П. Бородавкин

с 16 ноября 1963 г. по 9 апреля 1965 г.

А.А. Говорков

с 9 апреля 1965 г. по 1 июня 1968 г.

Б.Г. Могильницкий

с 1 июня 1968 г. по 16 октября 1972 г.

с 10 сентября 1974 г. по 17 февраля 1981 г.

О.М. Соколов

с 16 октября 1972 г. по 10 сентября 1974 г.

Б.С. Жигалов

с 17 февраля 1981 г. по 18 сентября 1986 г.

Б.П. Тренин

с 18 сентября 1986 г. по 20 июня 1993 г.

А.Т. Топчий

с 20 июня 1993 г. по 26 февраля 2004 г.

В.П. Зиновьев

с 26 февраля 2004 г. по настоящее время

Заместители деканов

А.А. Гвоздев

с 1 июля 1917 г. по 1 июня 1921 г.

А.Л. Пинчук

с 1 июня 1946 г. по 1 сентября 1947 г.

А.И. Данилов

с 1 сентября 1947 г. по 20 декабря 1948 г.

Н.А. Гуляев

с 20 декабря 1948 г. по 8 сентября 1949 г.

З.Я. Бояршинова

с 8 сентября 1949 г. по 1 декабря 1950 г.

А.П. Бородавкин

с 15 января 1956 г. по 1 сентября 1958 г.

Р.М. Мечникова

с 1 сентября 1958 г. по 1 сентября 1959 г.

И.А. Воробьева

с 1 сентября 1959 г. по 5 октября 1959 г.

В.В. Палагина

с 6 октября 1959 г. по 1 марта 1961 г.

Н.Н. Киселев

с 1 марта 1961 г. по 1 сентября 1962 г.

Г.П. Шатрова

с 1 сентября 1962 г. по 1 ноября 1963 г.

Б.Г. Могильницкий

с 1 ноября 1963 г. по 1 января 1965 г.

О.М. Соколов

с 4 января 1965 г. по 7 марта 1966 г.

Е.М. Пантелеева

с 7 марта 1966 г. по 1 октября 1969 г.

Г.М. Шатров

с 1 октября 1969 г. по 17 апреля 1972 г.

Б.С. Жигалов

с 17 апреля 1972 г. по 15 мая 1976 г.

С.Ф. Фоминых

с 15 мая 1976 г. по 1 сентября 1984 г.

А.Н. Котляров

с 1 сентября 1984 г. по 4 сентября 1989 г.

А.Н. Попов

с 4 сентября 1989 г. по настоящее время

Составитель С.А. Некрылов

Заведующие кафедрами историко-филологического

(с 1974 г. исторического) факультета

1917–1921 гг.

Кафедра русской истории:

П.Г. Любомиров с 1 июля 1917 г. по 1920 г.

Кафедра всеобщей истории:

С.И. Протасова с 1 июля 1917 по 1921 г.

1940–2007 гг.

Кафедра истории народов СССР (с 1950 г. – истории СССР):

Г.В. Васильев

с 1 сентября 1940 г. по 24 июня 1941 г.

З.Я. Бояршинова

и.о. зав. каф. с 24 июня по 15 сентября 1941 г.;

зав. каф. с 16 ноября 1942 г. по 1 сентября 1944 г.

Э.Н. Ярошевский

с 15 сентября 1941 г. по 16 ноября 1942 г.

В.Ю. Гессен

с 1 сентября 1944 г. по 1 сентября 1948 г.

И.В. Кузнецов

с 1 сентября 1948 г. по 5 ноября 1949 г.

И.М. Разгон

с 5 ноября 1949 г. по 1 сентября 1956 г.;

с 1 мая 1958 г. по 1 сентября 1966 г.

А.П. Бородавкин

и.о. зав. каф. с 1 сентября 1956 г. по 1 мая 1958 г.

С 1 сентября 1966 г. кафедра истории СССР была разделена на две: истории СССР советского периода и истории СССР досоветского периода.

Кафедра истории СССР досоветского периода

(с 1992 г. – отечественной истории дооктябрьского периода,

с 2001 г. – отечественной истории):

З.Я. Бояршинова

c 1 сентября 1966 г. по 1 сентября 1985 г.

А.А. Говорков

с 1 ноября 1985 г. по 1 октября 1996 г.

А.Н. Котляров

с 1 октября 1996 г. по 1 сентября 2001 г.

А.Г. Жеравина

с 1 сентября 2001 г. по 1 сентября 2002 г.

В.П. Зиновьев

с 1 сентября 2002 г. по настоящее время

Кафедра истории СССР советского периода

(с 1992 г. – современной отечественной истории):

И.М. Разгон с 1 сентября 1966 г. по 3 декабря 1986 г.

М.Е. Плотникова с 3 декабря 1986 г. по 2 сентября 1991 г.

С.Ф. Фоминых с 2 сентября 1991 г. по настоящее время

Кафедра древней истории (с 1948 г. –

истории древнего мира и средних веков, с 1951 г.,

после слияния ее в том же году с кафедрой новой истории,

получила название кафедры всеобщей истории):

К.Э. Гриневич с 1 сентября 1940 г. по 1 ноября 1948 г.

А.И. Данилов с 1 ноября 1948 г. по 1 сентября 1954 г.

И.Г. Коломиец с 1 сентября 1954 г. по 1 января 1959 г.

С.С. Григорцевич с 1 января 1959 г. по 1 сентября 1961 г.

Кафедра истории средних веков:

А.И. Неусыхин с 10 ноября 1941 г. по 1 октября 1942 г.

Кафедра новой истории

(в 1951 г. была слита с кафедрой истории древнего мира

и истории средних веков):

Ф.А. Хейфец с 1 ноября 1941 г. по июнь 1944 г.

Р.Е. Кугель с июня 1944 г. по 1951 г.

С 1 сентября 1961 г. кафедра всеобщей истории была разделена на две: истории древнего мира и средних веков и новой и новейшей истории.

Кафедра истории древнего мира и средних веков

(с 2000 г. – истории древнего мира, средних веков

и методологии истории):

А.И. Данилов с 1 сентября 1961 г. по апрель 1967 г.

Б.Г. Могильницкий с апреля 1967 г. по настоящее время

Кафедра новой и новейшей истории

(с 1993 г. – новой, новейшей истории

и международных отношений):

С.С. Григорцевич с 1 сентября 1961 г. по 1 июля 1993 г.

М.Я. Пелипась с 1 июля 1993 г. по февраль 2007 г.

В.П. Румянцев с февраля 2007 г. по настоящее время

Кафедра археологии, этнографии и истории Сибири

(существовала в 1962–1965 гг.):

З.Я. Бояршинова с 11 марта 1962 г. по 1 ноября 1965 г.

Кафедра истории России,

с 1 сентября 1993 г. в составе исторического факультета

(с 1998 г. – истории России и документоведения)

Ю.В. Куперт с 1 сентября 1993 г. по 1 сентября 2001 г.

Н.С. Ларьков с 1 сентября 2001 г. по настоящее время

Кафедра археологии и исторического краеведения:

А.Т. Топчий с 1 августа 1991 г. по настоящее время

Кафедра теории международных отношений и организации внешнеполитической деятельности

(с 2003 г. – кафедра мировой политики):

А.Г. Тимошенко с 1 сентября 1996 г. по настоящее время

Кафедра европейских языков

И.А. Ильяшенко с 1 октября 2006 г. по настоящее время

Составитель Д.В. Хаминов

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Бельтюкова Екатерина Петровна (1923 г.р.). Окончила историко-филологический факультет ТГУ. Кандидат исторических наук, доцент кафедры марксизма-ленинизма ТГУ. Преподавала в вузах Кемерова и Томска

Бояршинова Зоя Яковлевна (1909–1986). Окончила Томский педагогический институт. Доктор исторических наук, профессор ТГУ. В 1962–1965 гг. заведовала кафедрой археологии, этнографии и истории Сибири, с 1966 г. – кафедрой истории СССР дооктябрьского периода. В 1941–1947, 1952–1955, 1959–1963 гг. – декан историко-филологического факультета. Награждена орденом Трудового Красного Знамени (1971), медалями «За трудовую доблесть» (1953), «За трудовое отличие» (1955), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1946) и др.

Вольфсон Савелий Владимирович (1931 г.р.). Окончил историко-филологический факультет ТГУ. Кандидат исторических наук, доцент. Основатель отделения международных отношений исторического факультета ТГУ (1993 г.). Заместитель декана исторического факультета по отделению международных отношений

Гессен Сергей Иосифович (1887–1950). Окончил философское отделение в Гейдельбергском университете, обучался в различных университетах Германии. Получил магистерскую степень в Санкт-Петербургском университете. Ординарный профессор по кафедре философии и логики Томского университета, с октября 1919 г. по август 1921 г. – исполняющий обязанности декана историко-филологического факультета. В 1921 г. был профессором кафедры педагогики историко-филологического факультета Петроградского университета. В 1922 г. эмигрировал из Советской России и преподавал в различных европейских университетах

Голишева Любовь Александровна (1929–2005). Окончила историко-филологический факультет ТГУ. Кандидат исторических наук, доцент кафедры современной отечественной истории исторического факультета ТГУ

Гутнова Евгения Владимировна (1914–1992). Окончила исторический факультет МГУ. Доктор исторических наук, профессор кафедры истории средних веков исторического факультета Московского государственного университета. В Великую Отечественную войну некоторое время была в Томске в эвакуации. Преподавала на историко-филологическом факультете. В совете Томского университета защитила кандидатскую диссертацию, посвященную английскому историку, мыслителю и публицисту Т. Карлейлю

Евсеев Михаил Павлович (1921–2002). Окончил историко-филологический факультет ТГУ. Доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой истории экономических учений ТГУ. С 1970–1989 гг. – декан экономического факультета ТГУ

Жеравина Аниса Нурлгаяновна (1932 г.р.). Окончила историко-филологический факультет ТГУ. Доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории дооктябрьского периода (до 1992 г. – дооктябрьского, после 1992 г. – досоветского периода) исторического факультета ТГУ

Жигалов Борис Степанович (1932 г.р.). Окончил историко-филологический факультет ТГУ. Кандидат исторических наук, доцент кафедры новой, новейшей истории и международных отношений. В 1981–1986 гг. – декан исторического факультета ТГУ

Зиновьев Василий Павлович (1949 г.р.). Окончил историко-филологический факультет ТГУ. Доктор исторических наук, профессор, зав. кафедрой отечественной истории. С 2004 г. – декан исторического факультета ТГУ

Зольников Дмитрий Маркович (1919 г.р.). Окончил историко-филологический факультет ТГУ. Прошел Великую Отечественную войну. Преподавал на кафедре истории КПСС ТГУ. Затем работал на гуманитарном факультете НГУ. Доктор исторических наук, профессор

Канунова Фаина Зиновьевна (1922 г.р.). Окончила филологический факультет Ленинградского университета. Доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы филологического факультета ТГУ, в 1959–1991 гг. – зав. кафедрой русской и зарубежной литературы, в 1955–1956 гг. – исполняющая обязанности декана историко-филологического факультета. Лауреат Государственной премии РСФСР в области науки и техники (1991)

Куперт Юрий Васильевич (1931 г.р.). Окончил историко-филологический факультет ТГУ. Доктор исторических наук, профессор кафедры истории и документоведения. С 1987 г. – зав. кафедрой истории КПСС гуманитарных факультетов (с 1991 г. – кафедра политической истории гуманитарных факультетов), с 1993 г. – зав. кафедрой истории России (с 1998 г. кафедра истории и документоведения) исторического факультета ТГУ. Заслуженный работник высшей школы РФ, академик Академии гуманитарных наук. Член-корреспондент Международной академии высшей школы, Председатель президиума Томского отделения Академии гуманитарных наук

Могильницкий Борис Георгиевич (1929 г.р.). Окончил историко-филологический факультет ТГУ. Доктор исторических наук, профессор, зав. кафедрой истории древнего мира, средних веков и методологии истории исторического факультета ТГУ. Декан историко-филологического факультета ТГУ в 1968–1972 гг., исторического – в 1974–1981 гг. Заслуженный деятель науки РФ

Молчанова Мария Михайловна (1926 г.р.). Во время Великой Отечественной войны училась на историко-филологическом факультете. После окончания университета уже много лет работает в Научной библиотеке Томского университета

Палагина Вера Владимировна (1922–1994). Окончила историко-филологический факультет ТГУ. Доктор филологических наук, профессор. В 1957–1989 гг. заведовала кафедрой русского языка ТГУ. Лауреат Государственной премии РФ (1997 г., посмертно). Награждена медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина»

Петухова (Кондратенко) Валентина Викторовна (1903–1986). Обучалась на историко-филологическом факультете Томского университета. Артистка, педагог, начавшая свою деятельность в театре еще в 1920-е гг. Работала в Томске в гоструппе под руководством А.Э. Рошковского, X.В. Хрисанфова, М.Ф. Кирикова и Азагаровой. Выезжала на гастроли в Бийск, Кизил, Ишим и др. В 1930-е гг. работала в драмгруппе Западно-Сибирского краевого радио в качестве артистки, чтеца, режиссера. С 1937 по 1971 г. – театрально-педагогическая работа. В.В. Петухова – организатор 1-й Сибирской театральной студии при Ленинградском театральном институте. Она директор и преподаватель актерского мастерства. В 1950–1960-е гг. директор областного Дома народного творчества. В числе ее воспитанников есть и профессиональные актеры: народная артистка РСФСР Инна Макарова и народная артистка СССР Нина Мамаева

Румянцев Владимир Петрович (1975 г.р.). Окончил исторический факультет ТГУ. Кандидат исторических наук, доцент кафедры новой, новейшей истории и международных отношений. С 2007 г. – зав. кафедрой новой и новейшей истории

Селиванов Федор Андреевич (1928 г.р.). Окончил отделение логики, психологии и русского языка историко-филологического факультета ТГУ. Доктор философских наук, профессор. Работал доцентом на кафедре философии Томского университета, затем в 1966–1990 гг. – профессор, заведующий кафедрой философии в Тюменском индустриальном институте. С 1990 г. – заведующий кафедрой философии в Тюменском институте искусств и культуры. Академик Российской академии социальных наук, заслуженный деятель науки РФ

Соловьева Валентина Александровна (1922–2004). Окончила историко-филологический факультет ТГУ. Многие годы преподавала на историко-филологическом (с 1974 г. – историческом) факультете ТГУ. Заслуженный работник РФ, заслуженный ветеран труда ТГУ. Награждена медалью «Ветеран труда»

Сухотина Людмила Григорьевна (1930 г.р.). Окончила историко-филологический факультет ТГУ. Доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории исторического факультета ТГУ

Топчий Анатолий Тихонович (1939 г.р.). Окончил историко-филологический факультет ТГУ. Доктор исторических наук, профессор, с 1991 г. – зав. кафедрой археологии, этнографии и исторического краеведения, в 1993–2004 гг. – декан исторического факультета ТГУ. В 1972–1979 гг. – зав. ПНИЛ ИАЭС

Чиндина Людмила Александровна (1937 г.р.). Окончила историко-филологический факультет ТГУ. Доктор исторических наук, профессор кафедры археологии и исторического краеведения исторического факультета ТГУ

Научное издание

ИСТОРИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ В СИБИРИ 90 ЛЕТ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ ТОМСКОГО

ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

В ВОСПОМИНАНИЯХ И ДОКУМЕНТАХ

Редакторы В.Г. Лихачева, А.И. Корчуганова

Оригинал-макет Д.М. Кижнер

Подписано в печать 20.04.2008.

Формат 60х841/16. Бумага офсетная № 1. Печать офсетная.

Печ. л. 16,4; усл. печ. л. 15,2; уч.-изд. л. 15,7. Тираж 500. Заказ №

ОАО «Издательство ТГУ», 634029, г. Томск, ул. Никитина, 4

ОАО «ИД Экс Либрис», г. Томск, ул. Высоцкого, 28, корп. 7

1 Краткий исторический очерк Императорского Томского университета за 25 лет его существования (1888–1913). Томск, 1913. С. 2.

2 Эта дата была выбрана В.М. Флоринским не случайно, она была приурочена к 300-летней годовщине присоединения Сибири к России.

3 Подробнее о поступлениях коллекций в фонд университета и музея см.: Открытие Императорского Томского университета. Томск, 1888.

4 Журнал министерства народного просвещения. 1917. № 6. С. 78.

5 См.: Флоринский В.М. Топографические сведения о курганах Семиреченской и Семипалатинской областей // Известия ИТУ. Томск, 1890. Кн. 2. С. 16–46.; Он же. Первобытные славяне по памятникам их доисторической жизни. Опыт славянской археологии. Ч. III; Он же. Археологический музей Томского университета. Томск, 1888. 275 с.

6 Кузнецов С.К. Отчет об археологических разысканиях в окрестностях г. Томска, произведенных летом 1889 г. // Известия ИТУ. 1890. Кн. 2. С. 123–200.

7 См.: Труды ученых в изданиях Томского университета за 70 лет (1889–1958). Томск, 1962.

8 Известия ИТУ. 1889. Кн. 1. С. 3.

9 См. подробнее: Стенографический отчет Государственной Думы. III созыв, I сессия, IIII части; II сессия, IIV части; III сессия, IIV части; IV сессия, IIII части.

10 ГАТО. Ф-102. Оп. 1. Д. 826. Л. 41–42.

11 РГИА. Ф. 733. Оп. 226. Д. 311. Л. 24.

12 Зайченко П.А. Томский государственный университет имени В.В. Куйбышева за 75 лет. Томск, 1960. С. 199–200.

13 Сибирская жизнь. 1919. 26 нояб.

14 ГАТО. Ф. 102. Оп. 1. Д. 810. Л. 61–68 об.

15 Там же. Ф. 815. Оп. 1. Д. 80. Л. 5.

16 Труды съезда по организации института исследования Сибири. Томск, 1919. С. 82–108.

17 ГАТО. Ф. 815. Оп. 1. Д. 80. Л. 132.

18 Там же. Ф. Р-815. Оп. 1. Д. 9. Л. 4.

19 Там же. Ф. Р-815. Оп. 1. Д. 43. Л. 294; Д. 89. Л. 43.

20 Карпов С.П. Исторический факультет МГУ: прошлое и настоящее // Новая и новейшая история. 2004. № 3. С. 5.

21 Бюллетень Народного комиссариата по просвещению РСФСР. № 12. 1934. 12 апр.

22 Там же.

23 Собрание законодательства. 1934. № 26. Ст. 206.

24 ЦДНИ ТО. Ф. 115. Оп. 4. Д. 6. Л. 17.

25 За советскую науку. 1959. 23 нояб.

26 Красное знамя. 1940. 22 авг.

27 ГАТО. Ф. Р-815. Оп. 1. Д. 4298. Л. 19.

28 Через века, через года, помните! Томск, 2000. С. 7.

29 ГАТО. Ф. Р-815. Оп. 1. Д. 2110. Л. 2.

30 Соловьева В.А., Палагина В.В. Из воспоминаний студентов историко-филологического факультета Томского университета военных лет // С верой в Победу!: Томский университет в годы Великой Отечественной войны: Сборник документов и воспоминаний. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005. С. 160–164.

31 Басандайка: Сборник материалов и исследований по археологии Томской области / Ред. К.Э. Гриневич // Труды Томского государственного университета им. В.В. Куйбышева. Томск, 1947. Т. 98.

32 Бельтюкова Е.П. Великая Отечественная война глазами студентки // С верой в Победу!: Томский университет в годы Великой Отечественной войны: Сборник документов и воспоминаний. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005. С. 98.

33 ГАТО. Ф. Р-815. Оп. 1. Д. 969. Л. 35.

34 ЦДНИ ТО. Ф. 607. Оп. 1. Д. 327. Л. 20.

35 За Советскую науку! 1947. 7 авг.

36 ЦДНИ ТО. Ф. 314. Оп. 1. Д. 280. Л. 15 об.

37 Зайченко П.А. Указ. соч. С. 427.

38 ГАТО. Ф. Р-815. Оп. 1. Д. 2110. Л. 59–60 об.

39 Архив Музея истории ТГУ.

40 См. подробнее: Черняк Э.И. Проблемная лаборатория истории, археологии и этнографии Сибири как центр комплексных исследований Сибирского региона // Факторы формирования духовного мира и социального облика населения Западной Сибири с древности до современности: Научный ежегодник Томского МИОН. – 2003: Кол. монография / Отв. ред. М.А. Воскресенская. Томск: Изд-во НТЛ, 2004. (Серия «Монографии»; вып. 8). С. 14–24.

41 ГАТО. Ф. Р-1949. Оп. 1. Д. 1. Л. 1.

42 Там же. Л. 2.

43 Приказы ректора ТГУ // Архив ТГУ. 1974 г.

44 Цит. по: Развитие общественных и гуманитарных наук в Томском университете (1880–1980). Томск: Изд-во Том. ун-та, 1980. С. 55.

45 Профессора Томского университета: Биографический словарь. Томск, 2004. Т. 4, ч. 1. С. 6.

46 Отчет декана исторического факультета ТГУ за 1993–1998 гг. // Архив Музея истории ТГУ.

47 Томский государственный университет: Ежегодник-2005 / Под ред. Г.В. Майера. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2006. С. 115–116.

48 Исторический факультет: Годовой отчет за 2006/07 учебный год // Архив деканата исторического факультета ТГУ.

49 Томский государственный университет: Ежегодник-2004 / Под ред. Г.В. Майера. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005. С. 138.

50 Исторический факультет: Годовой отчет за 2006/07 учебный год // Архив деканата исторического факультета ТГУ.

51 Подробнее о количественном составе преподавателей и студентов, а также иные основные показатели см.: Отчет о самообследовании истори-ческого факультета ТГУ. Томск, 2006 г. // Архив исторического факуль-тета ТГУ.

 Пропуск в тексте самого автора.

 В сокращении.

 В сокращении.

 В сокращении.

В сокращении.

 Ошибка у автора. Правильно – Константин Эдуардович Гриневич.

 В сокращении.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Книга названа "Очерки истории". Показать, как создавалась, чем жила и дышала школа в разные периоды своего существования, мы пытались, привлекая газетные публикации, воспоминания, архивные документы.

    Книга
    Наша книга посвящена истории Академической гимназии Санкт-Петербургского Университета, более известной по прежнему названию - школа-интернат №45 при Ленгосуниверситете.
  2. Станиславский Константин Сергеевич Статьи. Речи. Заметки. Дневники. Воспоминания (1877-1917)

    Документ
       Пятый и шестой томы Собрания сочинений К. С. Станиславского, выпускаемые вслед за "Моей жизнью в искусстве" и тремя томами "системы", являются не только их дополнением, но имеют и самостоятельное значение.
  3. Воспоминания о Ю. Тынянове

    Документ
    Гацерелиа. Встречи в Тбилиси В. М. Эйхенбаум. Творчество Ю. Тынянова Б. Томашевский. Дарование литературоведа Н. Степанов. Замыслы и планы П.
  4. Указ Президента Российской Федерации №82 "Об архивах Комитета государственной безопасности ссср" 1, определяющий необходимость передачи документов кгб СССР в ведение архивных органов в целях предотвращения их незакон

    Закон
    24 августа 1991г. был подписан Указ Президента Российской Федерации № 82 "Об архивах Комитета государственной безопасности СССР"1, определяющий необходимость передачи документов КГБ СССР в ведение архивных органов в целях
  5. Документы для исследования

    Документ
    Предлагаемые за­дания предназначены для организации работы учащихся выпускных классов различных типов, изучающих данную тему курса истории России па­раллельно с темой «Вторая мировая война» курса зарубежной истории.

Другие похожие документы..