Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рассказ'
Основателем граверной школы на Ижевском механическом заводе заслуженно считается Леонард Михайлович Васев — выдающийся мастер, художник и творец, вне...полностью>>
'Документ'
Современный человек постоянно находится в загрязненной среде обитания. Токсичные компоненты воздуха, воды, пищи, постепенно накапливаясь в организме,...полностью>>
'Вопросы к экзамену'
Использование инструментов операционного анализа для планирования объектов производства Использование инструментов операционного анализа для планиров...полностью>>
'Документ'
Для менеджеров по продажам особенно важны психологические и личностные качества. Например, экспертами уже давно подмечено, что лучшие сотрудники в эт...полностью>>

Л. С. Выготский      Начальная школа начинается с предшкольного образования

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 11

«Преемственность между детским садом  и школой при подготовке детей к обучению»

(В рамках реализации ФГОС)

Мальцева Нина Васильевна

учитель начальных классов

МОУ СОШ №11

с. Константиновского

«Школьное обучение никогда не
начинается с пустого места, а всегда
опирается на определённую стадию
развития, проделанную ребёнком».

Л. С. Выготский

     Начальная школа начинается с предшкольного образования.

     Особую актуальность в настоящее время приобрела проблема определения общих принципов преемственности между ступенями образования. Это связано с возникшим многовариантным образовательным пространством дошкольного и начального образования.

     Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Необходимо сделать переход детей в школу более мягким,  учителя должны внимательно познакомиться с формами и методами работы в дошкольном учреждении, помочь первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям.

     Как в дошкольном учреждении, так и в школе образовательно – воспитательный процесс должен быть подчинён становлению личности ребёнка: развитию его компетентности, креативности, самостоятельности, ответственности, произвольности, самосознания и самооценки, свободы и безопасности поведения.

     Следовательно, основанием преемственности между детским садом и школой являются:

  • развитие любознательности;

  • развитие способности самостоятельно решать творческие задачи;

  • формирование творческого воображения, направленного на интеллектуальное и личностное развитие ребёнка;

  • развитие коммуникативности (умение общаться со взрослыми и сверстниками).

     Процесс преемственности можно рассматривать с двух сторон:

  1. на дошкольной ступени образования сокращается самоценность дошкольного детства, и формируются фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой успешного школьного обучения;

  2. школа как преемник дошкольной ступени не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.

     Такое понимание преемственности позволяет реально осуществлять непрерывность в развитии и обучении детей, а именно:

  • координировать цели, задачи, содержание, методы, средства и формы организации образовательных процессов детского сада и школы;

  • обеспечивать условия, направленные на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и на развитие индивидуальности каждого ребёнка.

     При определении ведущих идей в ходе реализации преемственности необходимо выделить приоритеты в содержании образования на каждом этапе возрастного развития ребёнка с учётом современной социальной ситуации, уйти от искусственной акселерации в развитии, не допускать спешки и дублирования содержания последующего звена образования.

     Перечислим задачи, которые, с нашей точки зрения, являются наиболее актуальными для дошкольного и начального звена.

Задачи дошкольного звена:

  1. Приобщить детей к ценностям здорового образа жизни.

  2. Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка, развитие его положительного самоощущения; создание условий для разнообразной художественной деятельности.

  3. Развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению.

  4. Развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям и себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и сверстниками).

  5. Формирование знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой активности в различных видах деятельности

Задачи начального школьного звена:

  1. Формирование осознанного принятия детьми ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними.

  2. Развитие готовности ребёнка к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной и деловой).

  3. Формирование желания и умения учиться, готовности к образованию в школе и самообразованию.

  4. Развитие инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества в разных видах деятельности.

  5. Совершенствование достижений дошкольного развития; специальная помощь по развитию несформированных в дошкольном детстве качеств, индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.

     Организацию работы по преемственности между дошкольным и начальным образованием мы видим в:

  • создании системы непрерывного обучения, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребёнка, его успешное обучение и воспитание на основе связи и согласованности компонентов образования (целей, задач, содержания, методов, средств и форм организации);

  • создание условий, благоприятных для адаптации к школьному обучению, эмоциональному благополучию, развитию индивидуальности каждого ребёнка;

  • развитие ведущей деятельности каждого периода жизни;

  • формирование психологической готовности к школе;

  • разработка «сквозных» учебных планов и программ для дошкольного и младшего школьного возраста;

  • создание комплекса учебно – методической документации;

  • формирование структуры учебного процесса в условиях непрерывного образования;

  • создание новых творческих мастерских и проектов.

     Принимая детей в школу важен уровень психологического развития ребёнка. Он становится школьником, когда имеет внутреннюю позицию, а это возможно, когда нет устойчивых аффективных комплексов, связанных со школьной жизнью. Взаимодействие между ведущими линиями обучения и воспитания этого возраста влияет на дальнейшее развитие ребёнка. Комфортность пребывания в школе не должна зависеть от организации системы обучения. Поэтому преемственность между дошкольным и начальным звеном – одно из условий непрерывного образования ребёнка.

     Но это не значит, что в ДОУ надо формировать узкопредметные знания, умения и навыки, готовность к изучению русского языка, математики, окружающего мира, наоборот, всё основное внимание надо уделять развитию качеств, необходимых для осуществления новой деятельности, сформированности предпосылок деятельности учения.

     Исходя из философского понятия определения преемственности, «преемственность – это не только подготовка к новому, но и, что ещё более важно и существенно, сохранение развития необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым, как основа поступательного развития процесса».

     Значит для нас важна:

1. преемственность в целях;

2. преемственность методической системы образования (цели, задачи, содержание, методы, средства, формы организации);

3. преемственность в содержательной линии предметных областей, она должна быть единой.

     Понятие готовности к школе должно трактоваться в смысле формирования элементов учебной деятельности в дошкольный период, для того, как ребёнок непосредственно столкнётся с ежедневной необходимостью применять эти умения. Но в ДОУ пока на это не обращается внимания.

     Сейчас в дошкольной педагогике витает такая идея: в качестве ведущей деятельности в дошкольном возрасте можно было бы понимать познавательную деятельность. Если это станет центральной задачей, в дошкольных учреждениях, то формирование и развитие познавательной  мотивации, а также познавательных способностей создаёт базу для развития формирующихся на их основе учебных умений, самооценки и самоконтроля.

     Но пока это является дополнением к развитию игровой деятельности, что и ведёт к тому, что неразвитость и несформированность познавательной деятельности дошкольника становится главным бедствием  в решении проблемы преемственности дошкольного и начального образования. Возможно, именно это и есть главная причина школьной неуспешности детей на начальном этапе образования и далее в основном и старшем. К дошкольному образованию тоже необходимо подходить с точки зрения деятельностного подхода. Тогда дошкольник будет видеть и понимать применимость своих знаний и умений  в значимой для него практической деятельности, в качестве которой будет выступать всё то, что делает ребёнок  в детском саду (игра, наблюдение, экспериментирование, конструктивная деятельность художественно-изобразительная, моторно-двигательная, литературно-языковая деятельность, общение, двигательная и трудовая деятельность и т. д.). Тогда задача педагога заключается в том, чтобы сделать процесс успешным для ребёнка. Здесь формирование у дошкольника готовности к школьному обучению будет происходить не на содержательном, а на деятельностном уровне, что обеспечит психологическую готовность ребёнка к школе. Только в этом случае мы сможем развести понятие «учение» как приобретение знаний и «учебная деятельность», как деятельность по самообразованию, по формированию ребёнка, «умеющего учиться».

     В этом случае, чтобы подготовить ребёнка к школе, надо сформировать его учебно- познавательные  мотивы и развивать специфические компоненты деятельности, психические процессы, которые смогут обеспечить лёгкую адаптацию к обучению в школе.

    На сегодняшний день проблема взаимодействия ДОУ, семьи и школы актуальна. Серьезная работа по подготовке детей к школе проводится в рамках сотрудничества педагогических  коллективов  МДОУ «Сказка» и МОУ СОШ № 11. Педагоги совместно определяют и обсужда­ют круг вопросов по преемственности. Ре­зультатом таких деловых встреч является  разработка совместных действий по преемствен­ности в плане учебно-воспитательной работы детского сада и школы.

Для того чтобы избежать перекоса в сто­рону специальной (предметной) подготовки ребенка к школе и обеспечить формирование у него личностных качеств, в содержание бы­ла включена работа по формированию у уче­ника усидчивости, внимательности, способ­ности корректировать собственные эмоцио­нальные состояния. Развитие способностей ребенка осуществлялось на занятиях конс­труированием, художественным и изобрази­тельным творчеством. Все знания, умения и навыки, которые пригодятся ребенку в шко­ле, усваивались детьми через сюжетно-ролевые игры, занятия в «Школе будущего пер­воклассника».

Школой и детским садом достигнута так­же преемственность в психолого-педагоги­ческом сопровождении ребенка от поступле­ния в школу и до его полной адаптации. Так, уже в детском саду введен дифференцирован­ный подход в подготовке детей к школе на ос­нове диагностики уровня умственного, физи­ческого, психического развития ребенка, уче­та его интересов и способностей.

Результаты совместной деятельности дет­ского сада и школы регистрируются по следу­ющим показателям: сохранение у ребенка-первоклассника интереса к школе и учению; сохранение здоровья (физического и психи­ческого); развитие творческих начал ребенка; успехи в учебной деятельности.

Учителя начальных классов, в которые поступили выпускники МДОУ «Сказка» отмечают, что воспитанники детского сада имеют достаточно высокий уровень развития эмоционально-положительного отношения к окружающей действительности, трудолюбия, любознательности и самостоятельности. Данные ежегодно проводимого мониторинга показывают, что у 85%  выпускников МДОУ «Сказка» имеют высокий уровень адаптации к школе, у 15% средний уровень адаптации, а дезадаптированных детей нет.

Высокий уровень мотивационной готовности к поступлению в школу наблюдается у 79% детей, средний уровень у 20% детей. Анализируя уровень успеваемости детей первого класса можно сделать вывод о хорошей подготовке детей к школе, основанной на сотрудничестве детского сада со школой.

           В 2010-2011 учебном  году  учащимися школы совместно с  воспитанниками МДОУ «Сказка» проведены следующие мероприятия :

1.     Праздник здоровья (спортивное развлечение с участием учащихся 1–4 классов и старших дошкольников).

2.     Интеллектуальная викторина (участники учащиеся 1 класса и будущие выпускники детского сада).

3.     Именины мухи – Цокотухи (ролевой спектакль).

4.     Сказки А.С.Пушкина в гостях у малышей (кукольный спектакль).

5.     Масленица (развлекательная программа с чаепитием с участием школьников, дошкольников и родителей).

6.     Веселый снеговик для детского сада (снежные постройки на участке) и др.

7.     Изготовление и развешивание кормушек для птиц на участке детского сада.

  Практика показывает, что положительные ре­зультаты адаптации детей к школе и учению есть там, где налажены тесные контакты учи­телей и воспитателей, где организован обмен опытом, где постоянно анализируется качес­тво подготовленности детей к школе, уровень развития их способностей.

 

 

Литература

1.Волошина М.И. Современные программы для дошкольных образовательных учреждений.// журнал «Начальная школа» №1 2000 г.

2.Лебедева С.А. Ещё раз о преемственности дошкольного и начального образования.// журнал «Начальная школа» №11 2005 г.

 

 



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе Универсальные учебные действия и успешность обучения в начальной школе

    Программа
    Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной.
  2. Основная образовательная программа моу бутурлиновская сош №1 Начальная школа на 2011-2015 гг. Целевой раздел пояснительная записка

    Основная образовательная программа
    Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в национальной образовательной инициативе « Наша новая школа» сформулировал основные требования к современной школе и отметил, что она должна соответствовать целям опережающего инновационного
  3. Образование и наука IV материалы IV региональной научно-практической конференции апрель 2010 г. Новоуральск 2010 ббк 74+75 о 23

    Документ
    О – 2359 Образование и наука – IV: Материалы IV региональной научно-практической конференции «Образование и наука», Новоуральск, апрель 2010 г./ Филиал Урал.
  4. Программа развития универсальных учебных действий для начального общего образования 2011

    Программа
    отдел образования администрации муниципального образования «Шебалинский район» муниципальное общеобразовательное учреждение «Дьектиекская средняя общеобразовательная школа»
  5. Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования содержание

    Программа
    Обращение к разработке Программы развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу,

Другие похожие документы..