Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Методические указания'
Политология: Методические указания к практическим занятиям для студентов II курса очной формы обучения специальностей 080102 «Мировая экономика», 0803...полностью>>
'Урок'
Образовательная: изучить свойства оксидов азота, повторить классификацию и основные свойства оксидов, повторить основные свойства аммиака и закрепить ...полностью>>
'Документ'
ВСЕМ ВЫСОКОПОЧТЕННЕЙШИМ ОСОБАМ, ТИТУЛАМИ СВОИМИ ПРЕВОСХОДИТЕЛЬНЕЙШИМ, В РОССИЙСКОМ СТИХОТВОРСТВЕ ИСКУСНЕЙШИМИ В ТОМ ОХОТНО УПРАЖНЯЮЩИМСЯ, МОИМ МИЛОСТ...полностью>>
'Документ'
Формировать потребности знать и помнить исторические события, стимулировать интерес к чтению художественной и исторической литературы, связанной с вое...полностью>>

Курс. «Экономическая теория» Раздел Введение в экономическую теорию 01 Предмет и метод экономической теории

Главная > Реферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

ЛЕКЦИИ

Курс. «Экономическая теория»

Раздел 1. Введение в экономическую теорию

1.01 Предмет и метод экономической теории

Существует несколько определений предмета экономической теории:

- эта наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми; - эта наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечении ими средств к существованию и использовании этих средств.

- эта общественная наука, которая изучает поведение людей и групп людей в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ.

- эта наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства.

- эта наука о богатстве.

- эта наука о законах, управляющих производством и обменом материальных благ на различных этапах развития общества (Энгельс).

- А. Маршалл сводит предмет науки к исследованию богатства, стимулов к действию человека и мотивов противодействия.

- эта наука, которая занимается общественными отношениями людей по производству, общественным строем производства и т.д.

Метод экономической теории.

Первая задача современной экономической науки состоит в том, чтобы описать, проанализировать и объяснить динамику экономических процессов, происходящих в производстве, при распределении произведенного продукта и его потреблении. Выводы экономической науки необходимы для установления экономического поведения общества. Сложность поведения людей и изменений в социальной жизни не позволяет надеяться на достижение той степени точности, какая присуща исследованиям в области естественных наук. Явления и процессы должны изучаться в их всеобщей связи и взаимозависимости, в состоянии непрерывного развития и изменения. Здесь нельзя обойтись без статистики, без построения динамических рядов, таблиц, без применения системного подхода к анализу явлений. С переходом к рыночной экономике предварительно надо было обосновать и выдвинуть целый ряд гипотез, показывающих, как будут развиваться хозяйственные связи, изменяться цены, в каком направлении будет происходить социальная дифференциация населения, какие изменения произойдут в структуре производства, валовом продукте, его качестве. Не лишним было бы рассмотреть различные гипотезы развития межнациональных отношений и нравственности. Метод познания - это не продукт субъективного взгляда, а правильное отражение в сознании людей объективного процесса развития данной реальности.

1.02 Экономические агенты, собственность и хозяйствование

Экономические агенты - структуры, которые принимают экономические решения о производстве благ, их потреблении и передаче в пользование другим структурам, именуемым также экономическими агентами.

В качестве экономических агентов (потребителей и производителей) могут выступать как индивиды, физические лица, так и сложные образования, включая юридические лица как субъекты, по закону имеющие определенные права собственности и хозяйствования в отношениях с другими экономическими агентами. К экономическим агентам относятся домохозяйства, фирмы и правительство (государство).

Домашнее хозяйство (домохозяйство) - экономический агент, принимающий решения о потреблении благ для поддержания собственного существования.

Для натурального хозяйства характерно производство и потребление благ в самом домохозяйстве. В условиях рынка домохозяйство должно что-то продавать, чтобы было на что покупать. Рабочая сила является основным товаром, выносимым домохозяйством на рынок. К домохозяйствам относятся: индивид, если он живет отдельно и ведет собственное хозяйство, семья, община.

Фирма - экономические агент, принимающий решения о производстве благ на продажу с использованием ресурсов, приобретаемых на рынке. Часть этих благ потребляются домохозяйствами.

При изучении экономической теории рассматривается идеальная фирма, использующая только приобретаемые ресурсы и продающая все производимые блага. Причем, фирма должна получать прибыль, то есть расходы на приобретение ресурсов должны покрываться выручкой от продажи производимых благ. Таким образом, фирма вкладывает в дело собственный или заемный капитал, доход от которого расходуется не просто на личное потребление, а для расширения производственной деятельности (см. раздел Предпринимательство).

Правительство (государство) - экономический агент, принимающий решения о перераспределении частных благ в обществе и производстве общественных благ. Правительство, в отличие от других экономических агентов, может не иметь отчуждаемого имущества. Для выполнения обязательств, принятых перед членами общества, правительство использует налоги, собираемые с них же.

Для производства общественных благ государству нужны ресурсы, которые оно может либо просто изымать у других экономических агентов (например, воинская обязанность при производстве национальной безопасности), либо покупать на рынке за деньги, изымаемые у тех же агентов (например, расходы на содержание наемной армии). Изымать ресурсы правительство может и для того, чтобы передать их на безвозмездной основе другим агентам, чаще всего домохозяйствам. Такая безвозмездная передача ресурсов (средств) называется трансфертом.

Возможен вариант участия человека в составе всех трех агентов. Например, работа по найму государственным служащим (государство), владение ценными бумагами какого-либо предприятия (фирма) и расход дохода на цели личного потребления (домохозяйство).

В развитых государствах выделяется четвертый элемент как экономический агент - иностранный сектор. Он представлен в основном экспортно-импортными операциями с заграницей. Международные экономические отношения строятся на неукоснительном и четком выполнении взятых на себя обязательств.

1.03 Потребности и ресурсы

Материальные потребности - прежде всего желание потребителей приобрести и использовать товары и услуги, которые доставляют им полезность.

Полезность - совокупность потребительских свойств товара, удовлетворяющих определенную потребность человека. К потребностям могут быть отнесены предметы, пища, услуги и т.д.

Если в стране производится больше товаров личного потребления (первой необходимости), то это говорит о том, что страна находится на недостаточном уровне развития; предметов роскоши - страна достаточно экономически развита.

В связи с этим появляется необходимость контроля производства.

Общество всегда стремилось к удовлетворению своих изменяющихся, а точнее, растущих потребностей, но поскольку всегда, в какой-то конкретный период возможности удовлетворения их ограничены вследствие ограниченности ресурсов, то человечество всегда стоит перед выбором: какие потребности лучше и выгоднее, дешевле удовлетворять сейчас при данном количестве имеющихся ресурсов, а какие позже? То есть люди должны каким-то образом организовать свою экономику, чтобы лучше решить такую задачу.

Данная задача в определенной мере может быть решена с помощью модели «кривая производственных возможностей», которая представляет собой геометрическое место точек, показывающее сочетание двух благ, которые могут быть произведены при полном использовании имеющихся ресурсов.

Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов как базовые постулаты экономики.

Экономика - это наука о том, как общество использует редкие ресурсы для производства товаров и распределения их среди людей. Ее ключевые понятия: редкость, выбор, эффективность.

Редкость - это ситуация, когда наличных производственных ресурсов недостаточно для удовлетворения всех потребностей всех людей.

Экономический выбор состоит в поиске такого способа распределения имеющихся благ и ресурсов, который обеспечивает людям при данных производственных ресурсах наиболее полное удовлетворение имеющихся потребностей.

Эффективность означает состояние экономики, при котором удовлетворение потребностей людей достигается с наименьшими затратами ресурсов.

Потребность - это нужда или недостаток чего-либо необходимого для поддержания жизнедеятельности человека.

Материальные потребности - пища, одежда, жилье.

Духовные - книга, кино, образование.

Социальные - общение и соответствующие институты.

Благо - любое средство удовлетворения потребностей людей.

Классификация благ.

По способу предоставления блага в распоряжение потребителя.

Вещь- осязаемый продукт природы или человеческой деятельности.

Услуга - процесс человеческой деятельности, удовлетворяющий какую-либо потребность.

По характеру удовлетворяемой потребности.

Материальные блага (вещи и услуги), удовлетворяющие материальные потребности или же представленные в предметной форме.

Нематериальные блага (вещи и услуги), удовлетворяющие духовные и социальные потребности (информационные, коммуникационные, научно-исследовательские, культурные, образовательные и другие).

По редкости.

Свободные, общедоступные блага.

Экономические - блага, имеющиеся в ограниченном количестве.

Производственные ресурсы - это все природные, людские и созданные людьми ресурсы, которые используются для производства экономических благ. Их делят на три группы по признакам: происхождение, роль в производстве, механизм мобилизации.

Эти три группы и называют экономическими ресурсам.

Земля - все, что может быть использовано человеком в производстве в натуральном состоянии, без предварительной обработки: плодородные земли, место для строительства, лес, минеральные ресурсы.

Труд - все умственные, физические, психические, эмоциональные затраты людей в процессе производства. Показателем эффективности его использования является производительность труда, т.е. степень плодотворности целесообразной деятельности людей. Рост производительности труда проявляется: во-первых, в росте количества создаваемой в единицу времени продукции, во-вторых, в сокращении затрат всех производственных ресурсов на единицу продукции, в-третьих, в повышении роли капитала в производстве по сравнению с трудом и землей, в росте удельного веса затрат капитала в общих затратах производства.

Капитал - все средства производства, созданные людьми, включая сырье, полуфабрикаты, инструменты, промышленное оборудование, инфраструктуру.

Виды капитала.

Физический капитал (это и есть экономический ресурс) - запас производственных благ, созданных экономикой для производства других товаров.

Денежный капитал (не является экономически ресурсом)- пускаемые в оборот денежные средства, ценные бумаги (акции, облигации...), любые финансовые активы.

Человеческий капитал - накопленные знания и опыт человека, позволяющие ему получать более высокий доход (особая форма фактора труда).

Общее во всех трактовках: капитал - это то, что пускается в оборот, возвращается владельцу в возросшем масштабе (с прибылью, с повышением заработной платы, с дивидендом).

Итак, базовыми постулатами экономики являются два тезиса, принимаемые за аксиомы.

безграничность, или неутолимость, материальных потребностей общества.

ограниченность, или редкость, экономических ресурсов.

1.04 Производственные возможности общества

Производственные возможности - возможности общества по производству экономических благ при полном и эффективном использовании ресурсов.

Кривая производственных возможностей (англ. Production Possibilities Frontier) показывает альтернативные варианты при полном использовании ресурсов. Все точки внутри кривой означают неполное использование ресурсов. Любая производственная программа характеризующаяся точками за пределами кривой не будет обеспечена наличными ресурсами. Если улучшается технология или увеличивается количество ресурсов, кривая сдвигается вправо вверх.

Допустим, что в обществе производятся лишь два блага: зерно и ракеты. Если общество использует свои ресурсы для производства только зерна, то оно производит его 5 млн.т; если же только для производства ракет, то их производится 6 штук. При одновременном производстве обоих благ возможны следующие сочетания. Всякое увеличение производства ракет (с 0 до 6 штук) снижает производство зерна (с 5 млн. до 0 млн.т), и наоборот. Линия которую называют кривой производственных возможностей, показывает альтернативные варианты при полном использовании ресурсов. Кривая производственных возможностей обычно имеет выпуклую форму (вогнута).

Множественность экономических целей при ограниченности ресурсов ставит проблему экономического выбора (economic choice) — выбора наилучшего из альтернативных вариантов их использования, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей при данных затратах.

Перед каждым человеком, фирмой и обществом в целом возникают проблемы, что, как и для кого производить, т. е. как определить условия и направления использования ограниченных ресурсов. Экономическая наука при этом не только пытается зафиксировать то, что есть, но и разрабатывает наилучшие варианты решения возникших проблем.

В последнем случае возникает проблема рационального ведения хозяйства (economizing):все общество как бы участвует в игре со строго определенными и заранее всем известными правилами подобно партии в бридж.

Альтернативные издержки. В реальной действительности люди всегда сталкиваются с альтернативными издержками. Производство одного продукта означает отказ от другого. Рациональный человек должен подсчитать не только будущие затраты, но и издержки неиспользованных производственных возможностей, чтобы сделать оптимальный экономический выбор.

Издержки одного блага, выраженные в другом благе, которым пришлось пренебречь (пожертвовать), называются альтернативными издержками (opportunity costs), издержками неиспользованных возможностей или вмененными издержками.

1.05 Конкуренция

Конкуренция (в переводе с лат. — соревнование) в узком смысле — это соперничество между отдельными лицами, различными, хозяйственными субъектами на каком-либо поприще с целью достижения одной и той же цели.

Конкуренция охватывает по существу все сферы человеческой деятельности. Она имеет место в семье, коллективах, спорте, искусстве. Особое место конкуренция занимает в экономической сфере. Конкуренция заставляет предпринимателей снижать цены и постоянно совершенствовать свою продукцию, чтобы удерживать свои позиции на рынке.

Виды конкуренции. Конкуренция может быть трех видов.

Функциональная конкуренция возникает потому, что потребность можно удовлетворить несколькими различными способами. Например, различные продукты питания удовлетворяют потребности в еде, разнообразные спортивные принадлежности решают потребности в физическом развитии людей.

Видовая конкуренция возникает, когда имеются товары, предназначенные для одной и той же цели, но различающиеся каким-либо важным для потребителя параметром.

Предметная конкуренция возникает в ситуациях, когда различные фирмы выпускают практически идентичные изделия, которые могут отличаться разве что по качеству.

Методы конкурентной борьбы. Разделяют на ценовую и неценовую.

1.06 Эффективность функционирования хозяйственной системы

Эффективность производства - это сложная экономическая категория, в ней отражается действие многих экономических законов и показывается одна из важнейших сторон общественного производства - его результативность.

Формы проявления эффективности можно сгруппировать следующим образом:

- по функциональным подсистемам, то есть оценка эффективности базируется на каком-либо показателе (технологическая, экономическая, социальная и прочие подсистемы);

- по уровню структуры народного хозяйства, здесь речь идёт об масштабе оцениваемого объекта, например, можно оценивать эффективность производства в целой отрасли, а можно оценивать эффективность производства на маленьком подразделении предприятия;

- по отражению затрат, например, подвергаются оценке эффективность затрат труда или производственная эффективность;

- по форме идентификации, эффективность может быть как абсолютной, так и относительной (по сравнению с чем-либо).

Повышение эффективности производства обуславливается совокупностью постоянно действующих факторов и рядом особенностей современного этапа экономического развития общества. С одной стороны, повышение экономической эффективности необходимо в связи с ограниченностью приращения некоторых видов ресурсов, изменениями в стоимости факторов производства, возрастанием потребностей рынка в отечественной продукции, усилением требований к качеству продукции. С другой стороны, на современном этапе развития общества расширяются возможности повышения экономической эффективности общества.

Экономическая эффективность производства означает результативность производства, то есть достижения максимальных результатов при минимальных затратах и минимальных ресурсах.

При рассмотрении вопроса экономической эффективности производства необходимо иметь в виду, что понятия "эффект" и "эффективность" неоднозначны.

В наиболее общем виде в форме эффекта любого производства выступает его функция - это конечный результат, который получает своё воплощение непосредственно в объёме произведённых материальных ценностей. Однако, как бы не был важен эффект, сам по себе он не достаточно характеризует деятельность предприятия, так как не показывает ценой каких затрат он был получен. То есть один и тот же эффект может получен разными способами и при разном уровне задействованных ресурсов. И наоборот, одинаковые затраты могут дать разный эффект. Поэтому возникает необходимость сравнения эффекта и затрат, необходимых для его достижения.

Эффективность производства имеет не только чисто экономический, но и социальный аспект. С точки зрения социально-экономической эффективности на первый план выдвигается вопрос о том, как и при каких данных наиболее полно удовлетворить потребность всех работников предприятия и, соответственно, всех членов общества.

Социальная эффективность падает тогда, когда изменения в производстве улучшают положение одних за счёт ухудшения положения других.

Оптимальность по Парето — такое состояние системы, при котором значение каждого частного критерия, описывающего состояние системы, не может быть улучшено без ухудшения положения других элементов.

Принцип, по словам самого Парето гласит так: «Всякое изменение, которое не приносит убытков, а которое некоторым людям приносит пользу (по их собственной оценке), является улучшением». Таким образом признаётся право на все изменения, которые не приносят никому дополнительного вреда.

Множество состояний системы, оптимальных по Парето, называют «множеством Парето», «множеством альтернатив, оптимальных в смысле Парето», либо «множеством оптимальных альтернатив».

Ситуация, когда достигнута эффективность по Парето — это ситуация, когда все выгоды от обмена исчерпаны.

Эффективность по Парето является одним из центральных понятий для современной экономической науки. На основе этого понятия строятся первая и вторая фундаментальные теоремы благосостояния.

Оптимум по Парето гласит, что благосостояние общества достигает максимума, а распределение ресурсов становится оптимальным, если любое изменение этого распределения ухудшает благосостояние хотя бы одного субъекта экономической системы.

Парето-оптимальное состояние рынка - ситуация, когда нельзя улучшить положение любого участника экономического процесса, одновременно не снижая благосостояния как минимум одного из остальных.

Согласно критерию Парето (критерию роста общественного благосостояния), движение в сторону оптимума возможно лишь при таком распределении ресурсов, которое увеличивает благосостояние по крайней мере одного человека, ни нанося ущерба никому другому. Повышение общего благосостояния Паретто-эффективности необходимо добиваться в трех направлениях:

Обмен

Производство

Выпуск.

Оптимальные с точки зрения Паретто-эффективности состояния можно иллюстрировать в случае обмена как точки касания кривых безразличия обеих сторон, осуществляющих обмен. Через эти точки проходит так называемая кривая контрактов, а пространство, в котором строится такая модель с кривыми безразличия - называется «коробкой» (пространством, ящиком) Эджуорта. Такое же пространство можно построить и для производственного процесса: заменив кривые безразличия на изокванты и получив, таким образом, кривую производственных контрактов.

Раздел 2. Микроэкономика

2.01. Рынок.

Рынок в экономической теории - это совокупность экономических отношений между субъектами рынка по поводу движения товаров и денег, которые основываются на взаимном согласии, эквивалентности и конкуренции.

К функциям рынка относятся:

- информационная - рынок дает его участникам информацию о необходимом количестве товаров и услуг, их ассортименте и качестве.

- посредническая - рынок выступает посредником между производителем и потребителем.

- ценообразующая - цена складывается на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, с учетом конкуренции.

- регулирующая - рынок приводит в равновесие спрос и предложение.

- стимулирующая - рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль.

Формы организации.

Субъектами рынка выступают продавец, покупатель, посредник.

К объектам рынка относят:

- рабочую силу.

- потребительские товары и услуги.

- средства производства.

- финансовый капитал.

- интеллектуальную собственность.

Формами организации рынка служат базар, магазин, аукцион и т. д.

Виды рынков.

По территориальному признаку:

- местный.

- региональный.

- национальный.

- мировой.

По субъектам, вступающим в обмен:

- рынок потребителей.

- производителей.

- промежуточных продавцов.

- государственных учреждений.

По объектам обмена:

- рынки факторов производства.

- рынок товаров и услуг.

- финансовый.

По формам хозяйства:

- государственный.

- кооперативный.

-товаров и индивидуально-трудовой деятельности.

- арендный рынок.

- рынок совместных предприятий.

По степени насыщенности:

- равновесный (спрос = предложение).

- дефицитный(спрос «предложение).

- избыточный (спрос «предложение).

2.02 Рыночный механизм.

В рынке действует Рабочий механизм, т.е порядок. Рыночные отношения регулируются с помощью рыночного механизма, который состоит из следующих.

1. Закон стоимости.

2. Закон спроса и предложения.

Стоимость - основа количественных соотношений при эквивалентном обмене. Разные экономические школы природу стоимости объясняют по-разному: затратами рабочего времени, балансом спроса и предложения, издержками производства, предельной полезностью. На сегодня наиболее полной является трудовая теория стоимости, согласно которой в основе стоимости лежит общественно необходимое рабочее время (затраты труда) на производство товара. При этом труд подразумевается не конкретный (сапожника, инженера), а абстрактный - упрощённый и усреднённый для текущих типичных условий производства.

Спрос, предложение, количество товара и его цена на рынке взаимосвязаны. При прочих равных условиях чем цена на товар ниже, тем больше на него спрос и тем меньше предложение. Обычно устанавливается равновесие между предложением, спросом и ценой. Закон окончательно сформулировал в 1890 году Альфред Маршалл.

Спрос - одна из сторон рыночного ценообразования отражает желание приобрести определённый объём товаров по данной цене.

Закон спроса - при прочих равных условиях, повышение цены вызывает понижение величины спроса; понижение цены - повышение величины спроса, то есть отражает обратную зависимость между ценой и количеством товара.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Эт-07. Тема 01. Предмет и метод экономической теории

    Документ
    «Экономическая теория превратились в ца­рицу социальных наук. Это единственная от­расль социальных исследований, по которой при­суждается Нобелевская премия».
  2. Курс экономической теории учебник Издание 4-е, дополненное и переработанное Под общей редакцией проф. Чепурина М. Н

    Учебник
    Гл. 1. - проф. Чепурин М.Н. Гл. 2 - § 1,2- проф. Чепурин М.Н., § 3 - проф. Ивашковский С.Н. Гл. 3 - § 1-3,5 - проф. Киселева Е.А., § 4 - доц. Голиков А.
  3. Курс лекций Учебное пособие Волгоград 2009 удк 330. 01 Ббк 65. 012. 2

    Курс лекций
    Учебное пособие подготовлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом РФ для экономических специальностей. Представлено в наглядной форме посредством использования блочности построения учебного материала и зрительных
  4. Курс "Основы маркетинга" в подготовке маркетологов-менеджеров в гау 36 Количественные методы и вопросы подготовки специалистов в сфере бизнеса. 37

    Документ
    Переход страны к рыночной экономике вызвал резкое увеличение потребностей и интереса к методам управления в условиях рынка. Одним из эффективных современных направлений в этой области является Управления проектами (Project Management).
  5. Предмет и метод экономической теории (4)

    Лекция
    представляет собой национальное хозяйство какой-либо страны или его часть; совокупность производственных отношений, определяющих общественно-экономические формации, т.

Другие похожие документы..