Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Правила землепользования и застройки муниципального образования Платнировское сельское поселение Кореновского района Краснодарского края, являются но...полностью>>
'Документ'
Наверняка Вы не раз задумывались о том, сколько Вам приходиться переплачивать за воду. Для того чтобы систематизировать Ваше потребление воды и, как ...полностью>>
'Литература'
Список литературы «Медицинская реабилитация» предназначен для работников практического здравоохранения, профессорско-преподавательского состава, аспи...полностью>>
'Документ'
«Клип-клеп» - конкурс. Интеллектуальная игра «Белая ворона». Дискотека. день День рыбака: - рыбалка в 5 часов утра - конкурсная программа - дискотека...полностью>>

Содержание (74)

Главная > Учебно-методическое пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

«И врагу никогда не добиться,

Чтоб склонилась твоя голова…»

(К 70-й годовщине битвы под Москвой)

Методическое пособие по проведению урока

5 декабря 2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Методические рекомендации по проведению первого урока

4

Урок для 1 и 2 класса 8

Урок для 3 и 4 класса 17

Материалы для урока в 5-8 классах 28

Материалы для урока в 9-11 классах 40

Материалы к внеклассному мероприятию «Поэты и война» 71

Список литературы 74

Приложение 1. Москва в годы Великой Отечественной войны

(историческая справка) 77

Приложение 2. Стихи о Московской битве 82

Приложение 3. Интернет-ресурсы по истории Московской битвы 93

Приложение 4. Рекомендуемые музыкальные произведения
к проведению урока, посвященного70–летию разгрома
немцев под Москвой 97

Приложение 5. Список кинофильмов, посвященных
Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. 99

Приложение 6. Память о Великой Отечественной войне
в экспозициях центральных московских музеев 100

Приложение 7. Улицы Москвы, названные именами
москвичей – защитников Родины 102

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


Патриотизм – это не значит только одна любовь к родине. Это гораздо больше. Это – сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней.

А.Н. Толстой

В июне 2011 г. исполнилось 70 лет со дня начала Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., а осенью, 70 лет назад, началось одно из решающих сражений той войны – Московская битва, в которой враг потерпел первое значительное поражение во Второй мировой войне.

Обращение к отдельным эпизодам истории Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. особенно важно для формирования самосознания учащихся, поскольку:

  • именно в трудные периоды нашей истории проявляются лучшие черты народа, раскрываются возможности единения в многонациональном государстве;

  • победа в войне стала результатом мужества, героизма, стойкости, самоотверженности советских людей, которые понимали, что борьба с врагом и победа над ним – единственная возможность сохранить жизнь своим родным и близким, своей Родине;

  • решающая роль Советского Союза в разгроме фашистского блока и последовавшие за этим процессы усилили роль нашей страны в мировой истории.

Важнейшая цель первого урока – воспитательная. Именно на таких занятиях, в первую очередь, реализуется основная задача в рамках достижения поставленной цели – обогатить духовный мир учащихся через обращение к героическому прошлому нашей страны. Ведь история – это, прежде всего, уважение к предкам, проявление души народа, его золотой запас. Это и боль за свою Отчизну в минуты ее страдания, и гордость в минуты великих побед. Тогда не вырастут наши дети «Иванами, не помнящими родства», а будут любить семью, родной город, Родину. А значит, будут любить свою историю.

Критический опыт пережитого показывает – прошлое нельзя воспринимать в идеальном свете. В жизни наших предков и предшественников было немало негативного, а многострадальную историю не раз перекраивали, вычеркивая и вписывая новые главы, пытались забыть и «вспомнить что-то вновь». То, что вполне очевидно для людей старшего и среднего поколений, порой непонятно для подрастающего поколения. Поэтому учителю на уроке предстоит соединить имеющиеся у школьников представления о тех событиях с их непосредственным духовным опытом.

Важно, чтобы учащиеся осознали ту огромную опасность, которую всему человечеству, стране, их городу, несла на штыках нацистская Германия и ее союзники. Целесообразно создать у учащихся образ военной Москвы, показать столицу того времени не только через общие характеристики, статистические данные, но и через обращение к человеческой личности, раскрывая тему «Народ и война».

Важнейшей задачей рассмотрения Московской битвы, Москвы военной является обращение учащихся к истории своей семьи, которая (таковы реалии прошлого нашего народа) обязательно в той или иной мере была вовлечена в события Великой Отечественной войны, чаще всего несла людские потери.

Изучение истории Москвы и москвичей в годы войны целесообразно рассматривать, привлекая материал экспозиций школьных, районных, городских музеев, в которых отражены события, связанные с историей битвы под Москвой.

Методическими условиями успешного проведения занятия являются:

  • Опора на местный материал, включение в содержание урока фактов участия в обороне Москвы выпускников школы, местных жителей, рассказ о Московской битве, Москве времен Великой Отечественной войны с опорой на историю тех мест округа, района и микрорайона школы, которые связаны с рассматриваемым историческим событием.

  • Возможность использования семейных архивов учащихся (фотографии, письма с фронта и т.д.).

  • Приглашение на урок ветеранов Великой Отечественной войны – участников Московской битвы и трудового фронта времен войны.

  • Использование социокультурных возможностей Москвы при проведении занятия.

  • Формирование (уточнение) совместно учащимися и учителем, ведущим урок, планов работы класса по программе празднования 65 летия разгрома фашистских войск под Москвой, ориентация школьников на активные формы работы по этому направлению.

  • Максимально возможное использование наглядного материала, фонозаписей.

Следует обратить внимание на то, чтобы урок, посвященный 70-летию битвы под Москвой, не превратился в простое перечисление дат, имен, фактов и событий. Основным показателем удавшегося занятия можно будет считать искренний интерес учащихся к событиям прошлого, организации встреч с ветеранами войны, помощи тем, кто нуждается в их внимании. Это должно способствовать осознанию московскими школьниками себя частью страны, города, выработке собственной активной жизненной позиции.

На уроке возможно использование такого, например, оборудования:

  • Ксерокопии плакатов военных лет.

  • «Галерея портретов» (полководцев, солдат, облика Москвы военного времени).

  • Творческие работы учащихся: их сочинения, доклады, эссе, проекты, например те, которые были подготовлены в рамках конкурса «Нет фашизму!».

  • Предметы быта военных лет.

  • Фотографии, предоставленные семьями учащихся для проведения школьных или классных мероприятий.

  • Фрагменты кинофильмов «Битва за Москву» (Ю.Озеров, 1983), «Великий полководец Георгий Жуков (Ю. Озеров, 1985)» и др.

  • Настенная карта «Великая Отечественная война» и т.п.

  • Выставки литературы по теме.

  • Песни военных лет, российских композиторов, посвященные событиям Московской битвы.

  • Фрагменты компьютерных программ «От Кремля до Рейхстага» (1С, 2001), «Битва за Москву» (РМЦ, 2001) и др.

УРОК ДЛЯ 1–2 КЛАССОВ

Составитель: Круглова Т.А., заведующая УМЛ педагогики и методики начального образования МИОО.

Дети заходят в класс, звучит песня «С чего начинается Родина» (слова М. Матусовского, музыка В. Баснера).

На доске написаны печатными буквами слова: МОСКВА, РОССИЯ, РОДИНА.

Кто из вас может прочитать эти слова?

Почему эти слова написаны рядом?

Кто знает, что означает слово «Москва»?

Древние города возводили по берегам рек. Наш город возник на высоком берегу реки Москвы при слиянии ее с речкой Неглинкой (сейчас Неглинка убрана в трубы). По имени реки Москвы и был назван город. О происхождении названия реки до сих пор ученые не пришли к единому мнению. Одни говорят, что это слово означает «мокрый», влажный, болотистый; другие переводят его как «коровья река», «медвежья река»…

Почему так говорят: «Москва всем городам мать»?

Когда-то, много-много лет назад, Москва объединила вокруг себя другие города и стала главным городом русской земли, которая тогда называлась Русь.

Много испытаний выпало на долю древней Руси и ее жителей. В памяти людей бережно хранятся имена героев многочисленных битв и войн, которые приходилось вести Руси, а затем России. Память о них живет в названиях улиц, бульваров, проспектов нашего города. Многим из них воздвигнуты памятники.

Бывали ли вы на Красной площади?

Недалеко от Красной площади, у Исторического музея установлен памятник выдающемуся полководцу Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.). (Учитель показывает фотографию памятника Г.К. Жукову у Исторического музея.) Справка: бюст Г.К. Жукова установлен у станции метро Каширская, памятник – у развилки проспекта Маршала Жукова и улицы Мневники.

Кто может назвать имя этого воина?

Что вы знаете о Г.К. Жукове? (Г.К. Жуков – участник Первой мировой войны, кавалер двух Георгиевских крестов (Георгиевский крест – солдатский знак отличия в дореволюционной России). В мирные годы в 26 лет командовал полком, в 36 – дивизией, в 40 лет – конным корпусом, в 47 лет – начальник Генерального штаба Красной Армии. Полководец Великой Отечественной войны.)

Самая тяжелая из бед, которые бывают, – война. 22 июня 1941 г. в 12 часов Советское правительство обратилось по радио к народу. В обращении рассказывалось о нападении фашистской Германии на нашу страну, заканчивалось оно словами: «Враг будет разбит. Победа будет за нами».

А вот с какими словами в этот же день обратился к народу митрополит Московский и Коломенский, глава православной церкви в России Сергий:

«Фашиствующие разбойники напали на нашу Родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь мирных граждан уже орошает родную землю.

Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божьей помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем дол­ге пред Родиной и верой и выходили победителями.

Не посрамим же их славного имени и мы – православные, родные им и по плоти, и по вере. Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью послужить отечеству в тяжелый час испытаний всем, чем каждый может...

Вспомним святых вождей русского народа, например Александра Невского, Дмитрия Донского, положивших свои души за народ и Родину. Да и не только вожди это делали. Вспомним неисчислимые тысячи простых православных воинов, безвестные имена которых русский народ увековечил в своей славной легенде о богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче, разбивших наголову Соловья-разбойника».

О каком священном долге перед Родиной говорит глава православной церкви Сергий?

К чему он призывает сограждан?

Что вы знаете о русских князьях и легендарных богатырях – защитниках земли Русской, которых упоминает митрополит Сергий?

Кто знает, чем они прославились? (Перед вопросами учитель зачитывает второй раз абзац обращения митрополита Сергия.)

Поэт В. Лебедев-Кумач, вместе с композитором А. Александровым, уже в первые дни войны написал песню «Священная война». (Звучат первые куплеты песни или учитель зачитывает.)

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой!

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна, –

Идет война народная,

Священная война!

Дети, как вы думаете, почему поэт называет войну «народной», «священной»?

Слова этой песни вселяли мужество в сердца, уверенность в победе. Горькими были первые дни войны. Мы отступали. 10 октября 1941 г. (через 3,5 месяца после начала войны) фашистские войска вплотную подошли к Москве. Их солдаты шли по разоренной земле, распевая песню:

Если весь мир будет лежать в развалинах,

К черту! Нам на это наплевать!

Сегодня нам принадлежит Германия,

А завтра будем миром всем повелевать...

Фашисты были настолько уверены в успехе наступления, что заранее даже разработали план уничтожения Москвы. Гитлер приказал: «Город должен быть окружен так, чтобы ни один русский солдат, ни один его житель – будь то мужчина, женщина или ребенок – не мог его покинуть… Там, где стоит сегодня Москва, должно возникнуть огромное море, которое навсегда скроет от цивилизованного мира столицу русского народа».

«Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!» Эти слова одного из защитников Москвы Василия Клочкова стали девизом обороны столицы.

Как вы понимаете эти слова?

Почему Москву называют «сердцем» России?

В эти тяжелые для Москвы, для всей России дни оборону столицы возглавил Г.К. Жуков. В армии говорили: «Где Жуков – там наступление. Где Жуков – там победа».

Ребята, вы запомнили имя Жукова? Как его звали?

Символично, что его имя совпадает с именем человека, изображенного на гербе нашего города, – святого Георгия Победоносца. У русского народа Георгий Победоносец считается защитником от вражеских нападений, хранителем Москвы. Душой обороны столицы стал Георгий Жуков. А вот что он написал о защитниках столицы в своей книге: «Когда мы говорим о героических подвигах, совершенных в битве за Москву, то подразумеваем не только действия нашей армии – героических советских бойцов и командиров. То, что было достигнуто на фронте в октябре, а затем и в последующих сражениях, стало возможным только благодаря единству и общим усилиям войск и населения столицы и Московской области, той действенной помощи, которую оказала армии и защитникам столицы вся страна, весь советский народ».

«Все для фронта! Все для победы!» – вот лозунг тех дней.

Рабочие Москвы трудились по 12–18 часов в сутки, обеспечивая оборонявшие столицу войска оружием, боевой техникой, боеприпасами. Тысячи и тысячи москвичей, главным образом женщины, копали противотанковые рвы, траншеи, сооружали заграждения, таскали мешки с песком, чтобы не допустить врага в Москву.

И везде рядом со взрослыми были дети. Они работали в цехах заводов. Те, кто был мал ростом, стояли у станка на скамейке и наравне со взрослыми выполняли рабочую норму. После занятий школьники работали в госпиталях, помогали по дому тем, кто был болен и слаб.

В декабре 1941 г. в селе Петрищево под Москвой немцы казнили за поджог молодую партизанку. Позднее имя Зои Космодемьянской узнала вся страна.

На защиту родного города встали даже те москвичи, которых не призвали в армию из-за плохого здоровья или преклонного возраста. Необученные и плохо вооруженные, почти все они погибли в первых же боях. В Москве есть улица Народного Ополчения, названная в их честь. На ней установлен им памятник.

Но основная тяжесть войны обрушилась на плечи воинов нашей армии. 7 ноября 1941 г. состоялся традиционный парад на Красной площади. Бойцы прямо с Красной площади шли на фронт. Особенно отличилась дивизия под командованием генерал-майора Ивана Панфилова.

Кто из вас слышал о подвиге 28 советских солдат?

16 ноября у разъезда Дубосеково на Волоколамском шоссе горстка бойцов-панфиловцев ценой своей жизни 4 часа отбивала танковые атаки. Немцы так и не смогли пройти и потеряли 18 танков. Это возглавлявший их Василий Клочков произнес слова, облетевшие всю страну: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!» Это о них поется в песне «Моя Москва», ставшей гимном Москвы (музыка И. Дунаевского, слова М. Лисянского):

Мы запомним суровую осень,

Скрежет танков и отблеск штыков,

И в веках будут жить двадцать восемь

Самых храбрых твоих сынов.

Москва жила,

Москва сражалась,

Москва знала, что победит.

5 декабря 1941 г. началось контрнаступление наших войск под Москвой (контрнаступление – подготовленное в ходе оборонительных действий ответное наступление на противника. Толковый словарь).

Утреннее, еще темное небо осветилось тысячами огненных линий. Это заговорили знаменитые «катюши», а вслед за ними пушки и минометы. Могучие раскаты их залпов прозвучали для защитников Москвы как долгожданный, радостный сигнал к атаке. Снега ожили, и на позиции врага понеслись лыжники в белых маскхалатах, с ревом двинулись из своих снежных укрытий танки, ринулись в атаку, сверкая клинками, конники, пошли в бой стальные сибирские дивизии… Немецко-фашистские войска были отброшены от Москвы на запад на 150–300 километров. Немецкая армия, ранее считавшаяся непобедимой, оказалась на грани уничтожения.

Это была первая крупная победа советских войск, которая во многом предопределила дальнейший ход войны.

Но к окончательной победе над фашизмом мы шли долгих 4 года.

Воины разных национальностей освобождали Советский Союз и всю Европу.

Справка. До 1991 г. наша страна была частью другого, более крупного государства, которое называлось Союз Советских Социалистических Республик, и играла в нем ведущую экономическую и политическую роль. 15 входящих в СССР республик превратились в суверенные (независимые) государства.

В героической панфиловской дивизии, защищая Москву, бок о бок сражались русские, украинцы, белорусы, казахи, киргизы. В наступлении под Москвой отважно бились бойцы латышской дивизии.

Все народы Советского Союза защищали от общего врага родину каждого и всю огромную страну. И это единство всех народов помогло одолеть врага.

Послушайте стихи о нашей победе Е. Трутневой.

ПОБЕДА

Солнце в трубу золотую трубит:

«Слава герою-бойцу!»

Враг побежден,

Уничтожен, разбит.

Слава герою-бойцу!

– С врагами я бьюсь, –

Сказал боец. –

На это и жизни не жаль.

Но штык для меня ковал кузнец –

Крепка закаленная сталь!

– Я выковал штык, –

Кузнец говорит,

Но звонкую сталь,

Драгоценный дар,

Выплавил брат-сталевар.

– Конечно, – сказал сталевар, – металл

Я сам из руды достал.

Но в темные недра Уральских гор

Спускался не я, а шахтер.

– Да, это правда, – шахтер сказал, –

Забой у меня каменист.

Руду я достал, но к вам на вокзал

Ее привозил машинист.

– Ну да, – сказал

Машинист, – по стране

Я езжу во все концы.

Но хлеб добывают и вам и мне

Родные наши жнецы.

– Что ж, это верно,

Я всех кормлю, –

Сказал машинисту жнец,

Но землю, которую я люблю,

Сберег для меня боец.

Дети, кто помогал нашим бойцам в тылу сберечь родную землю?

Расспросите у старших, кто из вашей семьи, родственников участвовал в этой войне?

Кто защищал Москву?

Кто из них награжден медалью «За оборону Москвы»?

Какие ордена и медали хранятся в вашей семье? За какие заслуги перед Родиной они получены?

Знаете ли вы названия улиц, площадей, проспектов, носящих имена защитников Москвы, России?

Есть ли памятники им в вашем районе?

После войны в своей книге Г.К. Жуков писал: «Когда меня спрашивают, что больше всего запомнилось из минувшей войны, я всегда отвечаю: «Битва за Москву». Выражая глубокую благодарность всем участникам битвы за Москву, оставшимся в живых, я склоняю голову перед светлой памятью тех, кто стоял насмерть, но не пропустил врага к сердцу нашей Родины, ее столице, городу-герою Москве. Мы все в неоплатном долгу перед ними!»

Как вы понимаете выражение «склоняю голову перед светлой памятью тех, кто стоял насмерть»?

Справка. За массовый героизм, мужество и стойкость трудящихся Москвы в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, в ознаменование 20-летия Победы Москве 8 мая 1965 г. было присвоено звание «город-герой» с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

В честь 30-летия Победы площадь недалеко от Поклонной горы получила название площадь Победы. В главном здании мемориала на Поклонной горе на стенах зала Славы записаны имена всех воинов, получивших звание Героя Советского Союза, высшей воинской награды. Среди них можно встретить бойцов разных национальностей.

У кого из вас родственники погибли в Великой Отечественной войне?

Великий полководец Г.К. Жуков всегда подчеркивал, что главный победитель в войне – простой Солдат. Недаром книга Г.К. Жукова «Воспоминания и размышления» открывается словами: «Советскому солдату посвящаю». У стен Кремля покоятся останки Неизвестного солдата, погибшего при защите столицы. На его могильной плите начертаны слова:

«Имя твое неизвестно,

Подвиг твой бессмертен».

(С детьми можно рассмотреть фотографию могилы Неизвестного солдата.)

Ребята, посещали ли вы мемориал (памятное сооружение) на Поклонной горе?

Были ли вы у могилы Неизвестного солдата?

Почему великий полководец Георгий Константинович Жуков всегда подчеркивал, что главный победитель в войне – простой Солдат?

Самым первым законом, который приняло Советское правительство в 1917 г., был закон о мире. Никто не желает мира так, как наша страна, ибо никто не изведал столько страданий и горя от войны, как мы.

Фельдмаршал Монтгомери, который командовал английскими войсками во Вторую мировую войну, для своих коллег написал следующее: «В книге войны первым же правилом на первой странице является: «Не ходи на Москву!»

Различные лица – Наполеон, Гитлер – пытались это сделать, и ни к чему хорошему это не привело».

Как вы думаете, почему первым законом, принятым советским правительством, был закон о мире?

Почему английский фельдмаршал написал для своих коллег следующее: «В книге войны первым же правилом на первой странице является: «Не ходи на Москву!»

Прослушайте гимн столицы.

Почему мы гордимся Москвой?

За что мы ее любим?

Расскажите своим близким о сегодняшнем уроке, расспросите взрослых, как члены вашей семьи приближали Великую Победу, скажите теплые слова нашим ветеранам.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Содержание (20)

    Документ
    Выборы в Государственную Думу, а также грядущие президентские выборы, заставляют экспертное сообщество обращать уделять особое внимание государственной экономической стратегии.
  2. Содержание (24)

    Реферат
    Введение 3Глава 1. Терроризм — глобальная проблема современности 6§1. Понятие терроризма .6§2. Типология терроризма 9§3. Борьба с терроризмом на внутригосударственном и международном уровнях 17Глава 2.
  3. Содержание (33)

    Документ
    1. Финансы: понятие, сущность, функции. Основные модели развития финансовой науки. Взаимосвязь финансов с экономическими категориями: деньгами и кредитом 1-19 стр.
  4. Содержание (42)

    Реферат
    Люди как личности непредсказуемы, а люди в группах еще больше отличаются этим. Членство в группе оказывает чрезвычайное влияние на поведение человека.
  5. Содержание (75)

    Реферат
    1. Исследование возможности прогнозирования поведения ценной бумаги с помощью значения бета-коэффициента 35 3.
  6. Содержание (97)

    Документ
    Я считаю, что крестьянская война произошла из-за непрерывного усиления крепостной зависимости, рост налогов и повинностей, которые вызывали ожесточенное сопротивление крестьян.

Другие похожие документы..