Поиск
Рекомендуем ознакомиться
Учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров Iкурса дневного отделения и студентов-специалистов II курса заочного отделения историко-политологического факультета (специальность «История») Пермь 2010
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Пермский государственный университет»
Кафедра древней и новой истории России
ОСНОВЫ ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ
(ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ ИСТОРИИ РОССИИ)
Учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров I
курса дневного отделения и студентов-специалистов II курса заочного отделения историко-политологического факультета (специальность «История»)
Пермь 2010
Составитель: канд. истор. наук., доцент В.В. Устюгова
Основы источниковедения (источниковедение истории России): учеб.-метод. пособие для студентов дневного и заочного отделений историко-политол. ф-та / сост. В.В. Устюгова. Перм. гос. ун-т. – Пермь, 2010. - …с.
Учебно-методическое пособие содержит программу курса, список литературы, тематику контрольных и курсовых работ, вопросы для самоконтроля. Публикуются лекции по теоретико-мотодологическому разделу курса. Пособие имеет приложение существующих в Интернете ресурсов по отечественным источникам. Предназначено для студентов-бакалавров I курса дневного отделения и студентов-специалистов II курса заочного отделения историко-политологического факультета (специальность «История»).
Печатается по решению методической комиссии историко-политологического факультета Пермского университета.
С О Д Е Р Ж А Н И Е
I. Организационно-методический раздел курса………………
Цели и задачи изучения курса…………………………………….
Требования к уровню освоения содержания дисциплины……..
Объем дисциплины……………………………………….
Объем дисциплины в часах и видах учебной работы………..
Распределение часов по темам и видам учебной работы……..
Содержание курса……………………………………
Примерные темы контрольных / курсовых работ и рефератов…….
Учебно-методическое обеспечение……………………………….
Литература……………………
Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины
Методические рекомендации
II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения
Промежуточных и итоговых аттестаций…………………..
III. Лекционный раздел: Основы источниковедения. Теоретико-мотодологические проблемы
IV. Приложение: История России в Рунете – РГБ
I.ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
РАЗДЕЛ КУРСА
1.Цель изучения курса – сформировать у будущих специалистов целостное представление об исторических источниках, методах изучения и использования документов в исторических исследованиях. Особое значение курс имеет для историков, представляя собой основу их профессионального образования. В широком смысле знание историко-культурного наследия является основой всей системы гуманитарного образования.
Задачи изучения курса – рассмотреть основные комплексы источников по отечественной истории с древнейших времен до новейшего периода. Курс включает освоение студентами ключевых понятий (источник, текст, историческая информация, эвристика) и методик работы с историческими документами (текстология, герменевтика, семиотика, феноменология, внутренняя и внешняя критика источника и т.д.). В задачи курса входит выявление основного корпуса источников по истории России с учетом изменений в его составе, знакомство с методами их поиска и анализа. Тем самым комплекс задач, заложенных в курсе, нацелен на то, чтобы дать студентам набор навыков, необходимых для работы с историческими текстами.
2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины. В результате изучения дисциплины специалист должен освоить профессиональные навыки анализа источниковедческого материала по истории России с учетом современных методик отечественных и западных специалистов. Иметь представление об основных приемах сравнительно-типологического, конкретно-исторического, индивидуализирующего подходов. Студент должен знать о позициях полиметодологизма в изучении интеграционных процессов исторической реальности. Должен уметь продемонстрировать методику интерпретации содержащейся в источнике информации и обосновывать источниковедческий критерий исторического знания.
Набор предполагаемых знаний должен помочь историку приобрести необходимые навыки в решении эвристических и прогностических задач, выявлении взаимосвязи ценностных и функциональных элементов истории, умении осмыслить субъективность любого памятника человеческой культуры в перспективе объективного познания исторической действительности.
Студент должен знать, что исторический источник является продуктом человеческой культуры и объектом всех гуманитарных наук; источниковедение выступает как интегрирующая дисциплина в системе гуманитарного знания. Курс раскрывает междисциплинарные функции источниковедения и выполняет важную интеграционную задачу. Историк должен владеть опытом синтезирования элементов исторического, культурологического, социологического, политологического, философского знания.
3.Объем дисциплины
3.1.Объем дисциплины и часах и видах учебной работы
Вид учебной работы | Очная | Заочная |
№ семестра | 1 | 1,2 |
Аудиторные занятия: | ||
Лекции | 21 | 10 |
Самостоятельная работа | ||
Всего часов на дисциплину | 48,1 | 27,7 |
Текущий контроль (количество и вид текущего контроля, № семестра) | Контр.раб –1 сем. 9 | Контр.раб. – 4 сем. 4 |
Курсовая работа | 4 сем. | |
Итоговый контроль | Экзамен 15 | Зачет 6,7 |
3.2.Распределение часов по темам и видам учебной работы
Форма обучения очная
Названия разделов и тем | Трудоемкость | Лекции | Самостоятельная работа |
Раздел 1.Предмет и методология курса | |||
Тема 1. Предмет курса. | 1 | ||
Тема 2. Историография и методология. | 1 | ||
Тема 3. Исторический источник и историческая информация. | 1 | ||
Тема 4. Методы и задачи источниковедческой критики. | 1 | ||
Раздел 2. Источники по отечественной истории древнейшего периода | |||
Тема 1. Греко-гимские источники. | 1 | ||
Тема 2. Византийские источники. | 1 | ||
Тема 3. Западноевропейские источники. | 1 | ||
Тема 4. Восточные источники. | 1 | ||
Раздел 3. Источники по истории Древней Руси (ХI-ХVII вв.) | |||
Тема 1. Летописи как исторический источник. | 1 | ||
Тема 2. Повесть временных лет (ПВЛ) как исторический источник. | 1 | ||
Тема 4. Законодательные источники. | 1 | ||
Тема 5. Актовые источники. | - | ||
Тема 6. Литература Древней Руси. | 1 | ||
Тема 7. Агиографическая литература | - | ||
Тема 8. Записки иностранцев. | - | ||
Раздел 4. Исторические источники нового времени (ХVIII – начала ХХ вв.) | |||
Тема 1. Законодательные источники. | 1 | ||
Тема 2. Делопроизводственные материалы. | - | ||
Тема 3. Статистические источники. | 1 | ||
Тема 4. Периодическая печать. | 1 | ||
Тема 5. Источники личного происхождения. | 1 | ||
Раздел 5. Исторические источники новейшего времени | |||
Тема 1. Источники периода российской эмиграции «первой волны». | 1 | ||
Тема 2. Источники советского и постсоветского периодов. | 1 | ||
Тема 3. Законодательные источники. | - | ||
Тема 4. Делопроизводственная документация. | - | ||
Тема 5. Статистические источники. | 1 | ||
Тема 6. Периодическая печать. | 1 | ||
Тема 7. Источники личного происхождения. | 1 |
Форма обучения заочная
Названия разделов и тем | Трудоемкость | Лекции | Самостоятельная работа |
Раздел 1.Предмет и методология курса | |||
Тема 1. Предмет курса. | 1 | ||
Тема 2. Исторический источник и историческая информация. | 1 | ||
Тема 3. Методы и задачи источниковедческой критики. | 1 | ||
Раздел 3. Источники по истории Древней Руси (ХI-ХVII вв.) | |||
Тема 1. Летописи как исторический источник. | 1 | ||
Тема 2. Повесть временных лет (ПВЛ) как исторический источник. | 1 | ||
Тема 3. Литература Древней Руси. | 2 | ||
Раздел 4. Исторические источники нового времени (ХVIII – начала ХХ вв.) | |||
Тема 1. Периодическая печать. | 1 | ||
Тема 2. Источники личного происхождения. | 1 | ||
Раздел 5. Исторические источники новейшего времени | |||
Тема 1. Источники периода российской эмиграции «первой волны». | - | ||
Тема 2. Источники советского и постсоветского периодов. | 1 |
Похожие документы:
Методические указания по выполнению контрольной работы Для студентов Iкурса, обучающихся по направлениям
Методические указанияИстория экономики. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов I курса, обучающихся по направлениям 521600 – «Экономика» и 521500 «Менеджмент» (бакалавры) (первое высшее образование).Материалы для подготовки к сессии студентам Iкурса заочного обучения (1)
Материалы для подготовки1. Выполнять контрольные работы следует в отдельной тетради, которая должна быть подписана (фамилия и инициалы, номер группы и вариант контрольной работы).