Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
Заслушав и обсудив доклады министра культуры Свердловской области Н. К. Ветровой «Художественное образование в контексте развития культуры и искусств...полностью>>
'Документ'
к заседанию Совета по поддержке и развитию предпринимательства при главе администрации города, посвященное формированию новой модели экономического р...полностью>>
'Программа'
14.00 Автобусно -пешеходная обзорная экскурсия по Одессе. Центр города, ул.Пушкинская, старинные улицы и другие примечательные объекты города. Прогулк...полностью>>
'Программа'
- За подсечку, или выведения из равновесия (касание татами тремя точками тела), если атакующий остался в устойчивом положении (на двух ногах), но техн...полностью>>

Учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров Iкурса дневного отделения и студентов-специалистов II курса заочного отделения историко-политологического факультета (специальность «История») Пермь 2010

Главная > Учебно-методическое пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Пермский государственный университет»

Кафедра древней и новой истории России

ОСНОВЫ ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ

(ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ ИСТОРИИ РОССИИ)

Учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров I

курса дневного отделения и студентов-специалистов II курса заочного отделения историко-политологического факультета (специальность «История»)

Пермь 2010

Составитель: канд. истор. наук., доцент В.В. Устюгова

Основы источниковедения (источниковедение истории России): учеб.-метод. пособие для студентов дневного и заочного отделений историко-политол. ф-та / сост. В.В. Устюгова. Перм. гос. ун-т. – Пермь, 2010. - …с.
Учебно-методическое пособие содержит программу курса, список литературы, тематику контрольных и курсовых работ, вопросы для самоконтроля. Публикуются лекции по теоретико-мотодологическому разделу курса. Пособие имеет приложение существующих в Интернете ресурсов по отечественным источникам. Предназначено для студентов-бакалавров I курса дневного отделения и студентов-специалистов II курса заочного отделения историко-политологического факультета (специальность «История»).

Печатается по решению методической комиссии историко-политологического факультета Пермского университета.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

I. Организационно-методический раздел курса………………

Цели и задачи изучения курса…………………………………….

Требования к уровню освоения содержания дисциплины……..

Объем дисциплины……………………………………….

Объем дисциплины в часах и видах учебной работы………..

Распределение часов по темам и видам учебной работы……..

Содержание курса……………………………………

Примерные темы контрольных / курсовых работ и рефератов…….

Учебно-методическое обеспечение……………………………….

Литература……………………

Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины

Методические рекомендации

II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения

Промежуточных и итоговых аттестаций…………………..

III. Лекционный раздел: Основы источниковедения. Теоретико-мотодологические проблемы

IV. Приложение: История России в Рунете – РГБ

I.ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

РАЗДЕЛ КУРСА

1.Цель изучения курса – сформировать у будущих специалистов целостное представление об исторических источниках, методах изучения и использования документов в исторических исследованиях. Особое значение курс имеет для историков, представляя собой основу их профессионального образования. В широком смысле знание историко-культурного наследия является основой всей системы гуманитарного образования.

Задачи изучения курса – рассмотреть основные комплексы источников по отечественной истории с древнейших времен до новейшего периода. Курс включает освоение студентами ключевых понятий (источник, текст, историческая информация, эвристика) и методик работы с историческими документами (текстология, герменевтика, семиотика, феноменология, внутренняя и внешняя критика источника и т.д.). В задачи курса входит выявление основного корпуса источников по истории России с учетом изменений в его составе, знакомство с методами их поиска и анализа. Тем самым комплекс задач, заложенных в курсе, нацелен на то, чтобы дать студентам набор навыков, необходимых для работы с историческими текстами.

2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины. В результате изучения дисциплины специалист должен освоить профессиональные навыки анализа источниковедческого материала по истории России с учетом современных методик отечественных и западных специалистов. Иметь представление об основных приемах сравнительно-типологического, конкретно-исторического, индивидуализирующего подходов. Студент должен знать о позициях полиметодологизма в изучении интеграционных процессов исторической реальности. Должен уметь продемонстрировать методику интерпретации содержащейся в источнике информации и обосновывать источниковедческий критерий исторического знания.

Набор предполагаемых знаний должен помочь историку приобрести необходимые навыки в решении эвристических и прогностических задач, выявлении взаимосвязи ценностных и функциональных элементов истории, умении осмыслить субъективность любого памятника человеческой культуры в перспективе объективного познания исторической действительности.

Студент должен знать, что исторический источник является продуктом человеческой культуры и объектом всех гуманитарных наук; источниковедение выступает как интегрирующая дисциплина в системе гуманитарного знания. Курс раскрывает междисциплинарные функции источниковедения и выполняет важную интеграционную задачу. Историк должен владеть опытом синтезирования элементов исторического, культурологического, социологического, политологического, философского знания.

3.Объем дисциплины

3.1.Объем дисциплины и часах и видах учебной работы

Вид учебной работы

Очная

Заочная

№ семестра

1

1,2

Аудиторные занятия:

Лекции

21

10

Самостоятельная работа

Всего часов на дисциплину

48,1

27,7

Текущий контроль

(количество и вид текущего контроля, № семестра)

Контр.раб –1 сем.

9

Контр.раб. – 4 сем.

4

Курсовая работа

4 сем.

Итоговый контроль

Экзамен

15

Зачет

6,7

3.2.Распределение часов по темам и видам учебной работы

Форма обучения очная

Названия разделов и тем

Трудоемкость

Лекции

Самостоятельная работа

Раздел 1.Предмет и методология курса

Тема 1. Предмет курса.

1

Тема 2. Историография и методология.

1

Тема 3. Исторический источник и историческая информация.

1

Тема 4. Методы и задачи источниковедческой критики.

1

Раздел 2. Источники по отечественной истории древнейшего периода

Тема 1. Греко-гимские источники.

1

Тема 2. Византийские источники.

1

Тема 3. Западноевропейские источники.

1

Тема 4. Восточные источники.

1

Раздел 3. Источники по истории Древней Руси (ХI-ХVII вв.)

Тема 1. Летописи как исторический источник.

1

Тема 2. Повесть временных лет (ПВЛ) как исторический источник.

1

Тема 4. Законодательные источники.

1

Тема 5. Актовые источники.

-

Тема 6. Литература Древней Руси.

1

Тема 7. Агиографическая литература

-

Тема 8. Записки иностранцев.

-

Раздел 4. Исторические источники нового времени (ХVIII – начала ХХ вв.)

Тема 1. Законодательные источники.

1

Тема 2. Делопроизводственные материалы.

-

Тема 3. Статистические источники.

1

Тема 4. Периодическая печать.

1

Тема 5. Источники личного происхождения.

1

Раздел 5.

Исторические источники новейшего времени

Тема 1. Источники периода российской эмиграции «первой волны».

1

Тема 2. Источники советского и постсоветского периодов.

1

Тема 3. Законодательные источники.

-

Тема 4. Делопроизводственная документация.

-

Тема 5. Статистические источники.

1

Тема 6. Периодическая печать.

1

Тема 7. Источники личного происхождения.

1

Форма обучения заочная

Названия разделов и тем

Трудоемкость

Лекции

Самостоятельная работа

Раздел 1.Предмет и методология курса

Тема 1. Предмет курса.

1

Тема 2. Исторический источник и историческая информация.

1

Тема 3. Методы и задачи источниковедческой критики.

1

Раздел 3. Источники по истории Древней Руси (ХI-ХVII вв.)

Тема 1. Летописи как исторический источник.

1

Тема 2. Повесть временных лет (ПВЛ) как исторический источник.

1

Тема 3. Литература Древней Руси.

2

Раздел 4. Исторические источники нового времени (ХVIII – начала ХХ вв.)

Тема 1. Периодическая печать.

1

Тема 2. Источники личного происхождения.

1

Раздел 5. Исторические источники новейшего времени

Тема 1. Источники периода российской эмиграции «первой волны».

-

Тема 2. Источники советского и постсоветского периодов.

1



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические указания по выполнению контрольной работы Для студентов Iкурса, обучающихся по направлениям

    Методические указания
    История экономики. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов I курса, обучающихся по направлениям 521600 – «Экономика» и 521500 «Менеджмент» (бакалавры) (первое высшее образование).
  2. Материалы для подготовки к сессии студентам Iкурса заочного обучения (1)

    Материалы для подготовки
    1. Выполнять контрольные работы следует в отдельной тетради, которая должна быть подписана (фамилия и инициалы, номер группы и вариант контрольной работы).

Другие похожие документы..