Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Долгосрочная эффективная работа любого предприятия, его экономический рост определяются правильным выбором стратегических ориентиров, позволяющих наи...полностью>>
'Документ'
Кожна особа володіє комплексом цивільних прав. Однак також важливою складовою правого статусу фізичних та юридичних осіб є реальна наявність встановл...полностью>>
'Доклад'
В целях консолидации усилий федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Россий...полностью>>
'Конкурс'
В соответствии с Отраслевым тарифным соглашением по горно-металлургическому комплексу Российской Федерации на 2006-2008 годы в канун профессиональног...полностью>>

Учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров Iкурса дневного отделения и студентов-специалистов II курса заочного отделения историко-политологического факультета (специальность «История») Пермь 2010

Главная > Учебно-методическое пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Рассмотрение конкретного материала целесообразно начать с анализа демографической статистики, фискального, церковного, административно-полицейского учета населения, материалов ревизий, клировых ведомостей и метрических книг, формулярных списков. Хозяйственный учет заключает в себе материалы Генерального межевания, государствоведческие и статистические обозрения, анкетные обследования АН и Вольного экономического общества. Особо необходимо остановиться на анализе государствоведческих трудов и возникновении самой этой ранней отрасли статистики – государствоведения. В теме также рассматриваются записки российских путешественников, походящие под статус государствоведческих описаний.

Не менее важно показать процесс организации государственной статистики в начале ХIХ в., связанной с созданием губернских статических комитетов, а в дальнейшем и Центрального статистического комитета, оформлением ведомственной статистики. Здесь необходимо подчеркнуть роль крестьянской реформы. Перепись населения 1897 г., аграрная статистика, статистика промышленного производства, статистика труда – сюжеты, требующие детального освящения. Между тем совершенно особое место занимала земская статистика. Преподавателю следует остановиться на анализе организации, особенностей методов сбора и обработки данных в земских обследованиях, высоком качестве земских материалов. В заключении необходимо остановиться на оценка полноты и достоверности статистических источников.

Тема 4. Периодическая печать. Тема раскрывает условия возникновения и развития периодики в России, в ней обращается внимание на типах изданий и принципах классификации органов периодики, жанровых разновидностях материалов периодической печати.

Важно начать с анализа газетной печати в России, центральных изданий («Санкт-Петербургский ведомости», «Московский ведомости»), их общенационального значения. Преподавателю рекомендуется показать роль частных газет («Северная пчела» и др.), специализированной газетной периодики ХIХ в., уделить внимание формированию провинциальной прессы. Появление ежедневных изданий, возникновение газет политических партий и движений, наконец, массовых изданий, газет-копеек – должно продемонстрировать как свидетельство роста и разнообразия общественных потребностей.

При характеристике журнальной печати показать первые официальные и ведомственные журналы ХVIII в., частные и развлекательные журналы ХVIII в., масонские издания и литературные, а также другие специализированные журналы. Невозможно обойти внимание такой феномен как «толстые журналы» («Вестник Европы», «Московский телеграф», «Библиотека для чтения», «Отечественные записки» и др.) и их значение для изучения социально-политической мысли.

Основные идейные направления российской периодической печати показать на примере консервативной печати и либерально-демократической журналистики. Подчеркнуть, что распространение «тонких» журналов важно для изучения массового создания и читательской культуры в России. Изложение темы возможно завершить анализом исторических журналов («Русский архив», «Русская старина», «Былое»).

Тема 6. Источники личного происхождения. Рекомендуется освятить процессы эмансипации и индивидуализации в обществе, подчеркнуть их роль в увеличении круга личных источников. Следует остановиться на особенностях источников личного происхождения (роль субъективного начала, ретроспективность), показать, что они являются незаменимы источником субъективной информации.

Характеристику частной переписки следует начать с характеристики эпистолярных традиции на Руси, а в дельнейшем связать с активизацией частной переписки в новое время. История дневниковой культуры связана с служебными и личными дневниками, а расцвет практики ведения регулярных подневных записей приходится на рубеж ХIХ-ХХ вв. Актуально поставить проблему сохранности личных источников, личных архивных фондов.

Мемуарной культуре отводится центральное место. Рассматриваются происхождение и типология мемуарного жанра, разновидности мемуарных произведений («записки о событиях», мемуары, автобиографии, исповеди, эссеистика), эволюция мемуарной культуры в России. Следует обратить внимание на публикации мемуарных произведений в дореформенной и дореволюционной периодике и методика работы с ними.

Преподавателю следует охарактеризовать основные комплексы источников личного происхождения пореформенного в связи с их жанрово-тематическим разнообразием и распространением тематической мемуаристики малых форм. Мемуары и дневники государственных и военных деятелей, светские мемуары, воспоминания общественно-политических и торгово-промышленных деятелей, мемуаристика «серебряного века» – таковы сюжеты, требующие освящения. Подчеркнуть, что мемуарные источники, наряду с публицистическими материалами, становятся едва ли не самими репрезентативными источниками нового времени.

Раздел 5. Тема 1. Источники периода российской эмиграции «первой волны». Необходимо охарактеризовать основные группы источников российской эмиграции «первой волны», познакомить студентов с публикациями эмигрантских произведений на родине. Особо рассматриваются архивные материалы – Русского заграничного исторического архива в Праге (РЗИА), архивов эмигрантских организаций и частных лиц, университетских и исследовательских центров, архивов органов госбезопасности СССР.

Преподавателю необходимо обратить внимание на анализ периодической печати (политических партий и течений, корпоративной периодики, академических, «толстых», литературно-художественных и популярных изданий), а также мемуарных сочинений (сановников царского режима, деятелей политических партий и движений, военных деятелей, деятелей культуры). И показать, что эти источники важны для изучения всех сторон жизни российского общества за рубежом, а также процессов в России первой половины ХХ в. Они важнейшая часть российского общекультурного наследия.

Тема 2. Источники периода тоталитаризма и детоталитаризации. Рассмотрение темы целесообразно начать с характеристики изменений в корпусе исторических источников при переходе к новейшему времени, связанных с процессами формирования массового общества, и специфичности советских источников. четко сформулировать перед студентами задачи и методы источниковедческой критики советских источников, «чтения» фальсифицированных и «молчащих» источников. Проследить типологические изменения в корпусе исторических источников, выявить роль аудиовизуальной информации и подходы к методике ее анализа. Подчеркнуть, что визуальные источники (изобразительные, кино-фотодокументы) незаменимы для изучения процессов социальной приватизации и проблем повседневности.

Тема 3. Законодательные источники. Остановиться на стадиях обсуждения и принятия законодательных актов как приемах источниковедческого анализа, подчеркнуть особенности разработки законодательных документов в СССР. Особо следует рассмотреть документы КПСС как источник по истории тоталитаризма. Партийные источники по адекватным методах их анализа раскрывают механизмы тоталитарного общества.

Тема 4. Делопроизводственная документация. Механизмы «работы» советского делопроизводства, современная компьютерная документация – сюжеты, помогающие раскрыть особенности делопроизводственных источников, сформулировать методику их критического анализа.

Важнейшим источником исторической информации всегда были судебно-следственные материалы, между тем материалы времен тоталитаризма возможно использовать только при знакомстве с механизмы их производства. Материалы конституционных и неконституционных процессов, спецслужб и правоохранительных структур поражают свой скудостью, поэтому необходимо комплексное изучения судебно-следственных материалов.

Тема 5. Статистические источники. Статистические источники всегда были особым родам источников, дающим «среднее число». Советская статистика остро ставит проблему их полноты и достоверности. Причем это доказывается анализом как экономической и социальной статистики, где большую роль играла директивная экономика, так и статистика народонаселения, цифры которой «создавал» сам характер тоталитарного государства.

Тема 6. Периодическая печать. В теме необходимо показать складывание системы советской периодики и ее особенности, которые определялись монополией КПСС на прессу. Поставить проблему официозов, центральной и провинциальной прессы. Между тем обратить внимание на «толстые» журналы, которые по прежнему играли большую роль, компенсируя недостаток независимой прессы, и самиздат, работа с которым однако осложняется сложностями учета и сохранности этих изданий. В период детоталитаризации периодическая печать может рассматриваться как индикатор плюралистичности современного общества.

Тема 7. Источники личного происхождения. Обязательным требованием является формулировка особенностей и знакомство с периодизацией советской мемуаристики. Личная переписка, ведение личных дневников, мемуарная культура советского времени анализируются с точки зрения тематических примет и проблемы авторства. Между тем студентов необходимо познакомить и с реалиями современной мемуарной культуры (интервью и пр.).

II. МАМЕРИАЛЫ, УСТАНАВЛИВАЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ И ИТОГОВЫХ АТТЕСТАЦИЙ

Примерный перечень вопросов к экзамену

1.Становление и этапы развития отечественного источниковедения.

2.Тенденции развития и проблемы современного источниковедения.

3.Методология источниковедения.

4.Понятия «исторического источника» и «исторической информации».

5.Классификация исторических источников и проблемы связанные с ней.

6.Виды письменных источников и принципы их систематизации.

7.Методы и задачи критики исторических источников.

8.Греко-римские источники.

9.Византийские источники 6-11 веков.

10.Западноевропейские источники 6-11 веков. Исландские саги.

11.Арабские источники 6-11 веков.

12.Летопись как источник. Структура летописи и характер летописного материала.

13.ПВЛ: предшествующие своды. Источники ПВЛ.

14.ПВЛ: редакции и списки.

15Летописание 12-17 веков. Хронографы.

16.Особенности законодательных источников Др. Руси. «Русская Правда»: редакции и списки.

17.Законодательные источники 15-17 вв. (Судебники, Соборное уложение 1649 г.).

18.Акты Древней Руси как источник.

19.Литература Др. Руси как источник. Особенности и методы изучения.

20.Классификация жанров древнерусской литературы (анализ на выбор – «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, сочинения Владимира Мономаха, «Моление Даниила Заточника»).

21.«Слово и полку Игореве»: история открытия и изучения.

22.«Слово о полку Игореве»: проблема авторства и подлинности

23.Публицистические памятники Др. Руси. Сказания о Москве – Третьем Риме.

24.Религиозно-политическая публицистика 15-16 вв. Сочинения И. Грозного и А. Курбского. Проблема их подлинности.

25.Агиографическая литература 11-17 веков. Произведения Е. Премудрого и протопопа Аввакума.

26.Изменения в корпусе исторических источников при переходе к новому времени. Массовые источники.

27.Изменение характера законодательства при переходе к новому времени. Кодификация законодательства и публикации законодательных актов (19 – начала 20 в.).

28.Законодательные памятники 18 – первой половины 19 в. и их формы.

29.Законодательные памятники второй половины 19 – начала 20 в. и их формы.

30.Делопроизводственная документация 18 – первой половины 19 в.

31.Делопроизводственная документация 19 – начала 20 в.

32.Возникновение статистических источников и принципы их систематизации.

33.Демографическая статистика 18 – первой половины 19 в. Материалы фискального и административного учета.

34.Материалы хозяйственного учета 18 – первой половины 19 в. Государствоведческие и географические описания 18 в.

35.Экономическая и демографическая статистика второй половины 19 – начала 20 в.

36.Земская статистика и ее значение.

37.Периодическая печать как источник. Классификация периодических изданий.

38.Газетная и журнальная периодика 18 в. Зарождение частной периодики.

39.Газеты и журналы первой половины 19 в. Возникновение «толстых» журналов.

40.Типология газетной и журнальной периодики пореформенного времени. Массовые издания.

41.Консервативная печать второй половины 19 – начала 20 в.

42.Либеральная и демократическая пресса второй половины 19 – начала 20 в.

43.Специальная периодика второй половины 19 – начала 20 в. (историческая, литературно-художественная, церковная).

44.Источники личного происхождения и их разновидности. Возникновение и типология мемуарного жанра.

45.Этапы становления мемуарного жанра. Особенности личных источников 18 – первой половины 19 в.

46.Зарождение автобиографической мемуаристики (18 – первая половина 19 в.).

47.Особенности личных источников пореформенного времени. Разновидности произведений личного происхождения.

48.Мемуары и дневники государственных деятелей второй половины 19 – начала 20 в. Светские мемуары.

49.Мемуары и дневники общественно-политических и торгово-промышленных деятелей второй половины 19 – начала 20 в.

50.Мемуары и дневники деятелей культуры (19 – начало 20 в.).

51.Основные группы источников периода российской эмиграции «первой волны». Архивы русской эмиграции.

52.Периодические издания российской эмиграции «первой волны».

53.Мемуарные источники периода российской эмиграции. Сочинения политических и военных деятелей.

54.Мемуары деятелей культуры эмиграции. Мемуарная беллетристика и методика ее источниковедческого анализа.

55.Изменения в корпусе исторических источников при переходе к новейшему времени. Специфика советских источников.

56.Разновидности источников советского периода и особенности их источниковедческой критики.

57.Законодательство советского времени. Партийные документы и методы их анализа.

58.Делопроизводственная документация и судебно-следственные материалы советского режима.

59.Советская статистика и методы ее анализа.

60.СМИ как исторический источник. Особенности СМИ советского и постсоветского периода. Самиздат.

61.Источники личного происхождения советского времени.

62.Визуальные источники и приемы их исследования (анализ на выбор – икона как исторический источник, портретная живопись и ее источниковедческое значение, кино и фотография как источник).

III. ЛЕКЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.

Основы источниковедения.

Теоретико-методологические проблемы

Лекция 1.

1.Становление и развитие источниковедения как специальной исторической дисциплины.

2.Методология источниковедения.

В курсе обучения на историческом факультете студенты знакомятся с различными историческими источниками. На семинарских и практических занятиях они имеют дело с целыми комплексами источников по отечественной и зарубежной истории. На курсах по археологии, этнологии, культурологи студенты знакомятся не только с письменными, но вещественными памятниками, аудио- и визуальными материалами. Таким образом, в каждом из курсов они получают определенный объем источниковедческой информации. Практический выход эта первоначальная информация получает при подготовке реферативных и курсовых сочинений. Эти исследовательские работы пишутся на основе определенного круга источников, к ним применятся методы источниковедческого анализа, пишутся источниковедческие разделы во введениях к избранной теме.

Источниковедение, как специальная обобщающая дисциплина, следующий этап изучения исторических источников. Источниковедение отечественной истории знакомит студентов с источниками по истории России и методами их анализа. При этом большое место в курсе источниковедения занимают вводные, общие проблемы курса, так называемые теоретико-методические проблемы.

В структуре источниковедения вопросы теории и методики изучения источников рассматриваются по следующим направлениям. Историографический момент подразумевает рассмотрение становления, формирования и развития источниковедения, как особой отрасти исторической науки. Формирование представления об историческом источнике, предмете источниковедения включает определение как исторического источника, так и исторической информации. Особо раскрывается вопрос классификации источников и видов письменных источников. Наконец, ключевой вопрос теоретического источниковедения – это знакомство с задачами и методами источниковедческой критики.

Таким образом, основы источниковедения предполагают знакомство студентов со становлением дисциплины и ее методологическими основами, понятием исторического источника и методами работы с ним.

Обращаясь к курсу источниковедения, первоначально необходимо в общих чертах обозначить его предмет. Договоримся, что исторические источники – это все, повествующее об истории человеческого общества и его сегодняшнем дне. Это самые разнообразные памятники, но главным образом это – созданное человеком (потому что там, где человек изучается вне созданного им – это уже физиология, анатомия человека и пр.; хотя сама по себе природа, например, антропогенные ландшафты и другие плоды деятельности человека на земле, обо многом свидетельствуют, так что природа тоже источник).

Между тем под категорию исторических источников преимущественно попадает все, созданное человеком. Это человеческие следы, знаки его деятельности на земле. Памятники архитектуры и законы властителей, безыменные изречения и книги великих мыслителей. Все это наследие. Все это, так или иначе, свидетельствует – либо о высоких духовных устремлениях человека, его мечтания, либо о повседневных заботах и нуждах, либо о политических амбициях, либо о простых, незамысловатых человеческих отношениях.

Все это тексты. Понятие «текст» необыкновенно востребовано в современной гуманитаристике, понятие очень емкое. С одной стороны, текст реален, даже материален. Это книга, рукопись, черновик, беловик, вещь, нечто видимое, наглядное, зримое, осязаемое или слышимое. Ведь тексты бывают письменные, устные, визуальные и пр. С другой стороны, это сообщение текста, его содержание, некое информационное пространство и вектор возможностей его прочтения.

С текстами, источниками имеют дело все гуманитарии – антропологи, социологи, историки, лингвисты, психологи, культурологи. Все они черпают информацию из общей совокупности культурных ресурсов. Это ноосфера, по выражению В.И. Вернадского, вся совокупность источников информации о человеке, его природе, культуре и деятельности. Источники, тексты находятся в пограничных сферах гуманитарных дисциплин. Для всех них текст, источник, документ – первичная данность. Источник – это непосредственная действительность, из которой только и могут исходит эти дисциплины, наука вообще. Нет текста – нет объекта исследования, предмета мышления.

Но раз источники, документы, тексты находятся во главе угла всех гуманитарных дисциплин, все они исходят из первичной данности текста. Чем же тогда занимается такая гуманитарная дисциплина как источниковедение, каковы оправдания для ее существования, какова ее легитимность?

А источниковедение возникает тогда, когда возникает недоверие к тексту, или сложнее – недоступен его смысл, иными словами, когда возникает проблема языка, общения с текстом. Источниковедение возникает тогда, когда возникает проблема информативности, способов и методов получения информации. Это был определенный переворот в гуманитарном мышлении – рождение недоверия, осознание недосказанности, недоступности или неисчерпаемости находящейся перед глазами рукописи, книги, текста. Сегодня уже утвердилось представление, что текст – хранилище бесконечных кодов, смыслов, архаических и вполне актуальных; текстовое пространство открыто и бесконечно. А тогда на заре рождения источниковедения первоначальная вера, требующая только прочтения, понимания, истолкования, сменилась придирчивым отношением к текстам, осознанием необходимости изучения их истории, языка, паспортизации и критики. Таким образом, возник конгломерат знаний и методов, помогающих эти задачи актуализировать.

1.СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ КАК СПЕЦИАЛЬНОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. Как специальная историческая дисциплина (дисциплина о поиске, методах прочтения, изучения и использования исторических источников) источниковедение возникает в ХIХ веке. Между тем критическое, придирчивое отношение к текстам существовало, конечно, давно.

Книга, рукопись были, прежде всего, в центре внимания филологов – филологии, науки о классической древности. Филологи, обращаясь к произведениям классической литературы, интересовались не только содержанием текста, но и его происхождением, автором. Через автора стремились понять произведение и эпоху его создания. То есть, представление о тексте, источнике, необходимость выяснения условий его происхождения (для адекватного прочтения содержания) возникло в связи с филологической интерпретацией произведений литературы.

Тексты Священного писания были в центре внимания экзегетов, богословов, толкователей, схоластов. Экзегеза переводится как толкование, интерпретация литературных, в частности античных, библейских текстов, а также законов, обычаев. Экзегеза подразумевает, главным образом, символическое толкование, суггестивно-иносказательную интерпретацию. Летописцы, средневековые энциклопедисты, решая задачи компиляции летописей, хроник, довольно критически подходили к ним.

Иными словами, первоначально толкование источников использовалось для решения практических задач – в религиозных и политических спорах, в ходе исследовательской практики. Существовало откровенно прикладное, практическое источниковедение.

В средние века – поскольку единственно авторитетным источником была Библия (на Западе еще Аристотель) – исследование текста сводилось к комментированию и подбору цитат. Отсюда возникла система ссылок на текст, которая удерживается до настоящего времени, традиция цитирования авторитетного источника. Эта ступень науки называлось схоластикой.

В ХV-ХVI вв. с наступлением эпохи Гутенберга, в связи с изобретением печатного станка – круг текстов неслыханно расширяется. В эпоху Возрождением возникает интерес к другим древним авторам. На Западе этот процесс в дальнейшем был связан с периодом контрреформации. Для защиты католической церкви нужны были новые аргументы и новые материалы. Возникает интерес с средневековым авторам. Большую роль в процессе собирания и публикации источников сыграли церковные историки т.н. эрудитской школы. Они много сделали для развития специальных исторических дисциплин, в том числе источниковедения. А поскольку новые тексты нуждались в проверке, это способствовало развитию критического к ним подхода. Возникла гуманитарная (человеческая, а не божественная) наука. Ее главным отличием от схоластики был критический подход к тексту.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические указания по выполнению контрольной работы Для студентов Iкурса, обучающихся по направлениям

    Методические указания
    История экономики. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов I курса, обучающихся по направлениям 521600 – «Экономика» и 521500 «Менеджмент» (бакалавры) (первое высшее образование).
  2. Материалы для подготовки к сессии студентам Iкурса заочного обучения (1)

    Материалы для подготовки
    1. Выполнять контрольные работы следует в отдельной тетради, которая должна быть подписана (фамилия и инициалы, номер группы и вариант контрольной работы).

Другие похожие документы..