Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Я люблю свой родной язык! Он понятен для всех, Он певуч, Он, как русский народ, многолик, Как держава наша, могуч. …Он – язык луны и планет, Наших сп...полностью>>
'Документ'
В. Соловьевой). - М.: “Смысл”, 199 ; Грехнев В.С. Культура педагогического общения, М, “Просвещение”, 1990; Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П...полностью>>
'Документ'
Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология. Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.  М.: Издательский центр «Академия», 2 . ¾ 280...полностью>>
'Документ'
3 ДОРАБОТКА ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ИМЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АПРОБАЦИИМЕХАНИЗМОВ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЦЕНТРОВКОЛЛЕКТИВНОГО ПО...полностью>>

Учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров Iкурса дневного отделения и студентов-специалистов II курса заочного отделения историко-политологического факультета (специальность «История») Пермь 2010

Главная > Учебно-методическое пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

6.2.Материально-техническое и информационное обеспечение

дисциплины

В качестве технических средств обучения, используемых в учебном процессе для освоения дисциплины, используются:

Компьютерное и мультимедийное оборудование, специально оборудованные проекторами и экранами аудитории, позволяющие использовать аудиовизуальные средства обучения.

Библиотека электронных ресурсов, Интернет-ресурсы.

А также фонды медиа-образовательного проекта «Пермская Синематека», созданные на базе нескольких тысяч документальных и игровых фильмов, образовательных фильмов и программ.

6.3.Методические рекомендации

Методические указания студентам формулируются в виде заданий для самостоятельной работы, предусматривающих использование необходимых терминов и понятий по проблематике курса. Они нацеливают на практическую работу по применению изучаемого материала, поиск библиографического материала и электронных источников информации, иллюстративных материалов. Эти термины также ориентируют на написание контрольных работ, рефератов и эссе.

Задания по самостоятельной работе даются по основным разделам и темам, по которым проводятся аудиторные занятия и которые требуют дополнительной проработки. Результаты самостоятельной работы контролируются на зачетном занятии. Проводится тестирование, заслушиваются доклады или проверяются письменные работы.

Раздел 1.Предмет и методология курса

1.Отечественные историки, с чьими именами связано возникновение источниковедения как дисциплины.

  1. Происхождение термина «источниковедение».

  2. Методологические парадигмы в источниковедении.

  3. Что такое историческая феноменология.

  4. Что такое герменевтика.

  5. Что такое эвристика.

  6. Прагматический, семантический и синтактический аспекты в информационном процессе.

  7. Что такое семиотика.

  8. Классификация источников и проблемы, связанные с ней.

  9. Основные задачи и методы источниковедческой критики.

  10. Дефиниция понятий «внутренняя» и «внешняя критика».

  11. Проблемы развития источниковедческой дисциплины в ХХ веке.

Раздел 2. Источники по отечественной истории древнейшего периода

  1. Греко-римские источники.

  2. Как скифские племена локализует Геродот в Северном Причерноморье.

  3. Кто из древних авторов свидетельствует о территории Северного Причерноморья как очевидец (автопсия).

  4. Особенности античных источников.

  5. Византийские источники.

  6. Западноевропейские источники.

  7. Какие славянские племена упоминает готский историк Иордан.

  8. Викингские саги.

  9. Королевские саги и саги о древних временах, в которых упомянута Русь.

  10. Что такое Бьярмаланд.

  11. Восточные источники.

  12. Жанры арабской географической науки и произведений, в которых описываются русы.

  13. Кто из арабских авторов свидетельствует о Руси как очевидец?

  14. Какие возможности для кросскультурных исследований открывают источники, принадлежащие разным культурным традициям.

Раздел 3. Источники по истории Древней Руси (ХIVII вв.)

  1. Исследователи Повести временных лет.

  2. Особенности летописного материала. Какую историческую информацию дают летописи.

  3. Дефиниция понятий «летопись» и «летописание».

  4. Повесть временных лет: редакции и списки.

  5. Предшествующие Повести временных лет своды.

  6. Источники ПВЛ.

  7. Киево-печерское летописание.

  8. Никон-Великий.

  9. Чем русская летопись отличается от византийских хронографий и хронографов.

  10. Центры древнерусского летописания.

  11. Особенности областного летописания. Чем новгородско-псковские летописи отличаются от летописей северо-восточной Руси.

  12. Хронографы.

  13. Русская правда: редакции и списки.

  14. Особенности законодательных источников Древней Руси. Какую историческую информацию дают законодательные источники.

  15. Памятники канонического права.

  16. Особенности источниковедческой критики произведений древнерусской литературы.

  17. Жанры переводных сочинений в древнерусской книжности.

  18. «Слово о полку Игореве»: проблема авторства и подлинности.

  19. Версии авторства «Слова о полку Игореве».

  20. Факторы, которые обусловили возникновение публицистических источников в древнерусской литературной традиции.

  21. Первые памятники светской публицистики.

  22. Произведения 15-16 вв., поднимающие вопрос об идеологическом и политическом статусе Московского государства.

  23. Проблема подлинности произведений И. Грозного.

  24. Какой исторический материал дают жития святых.

  25. Жанры агиографической литературы.

Раздел 4. Исторические источники нового времени (ХVIII – начала ХХ вв.)

  1. Изменения в корпусе исторических источников при переходе к новому времени.

  2. Дефиниция понятия «массовые источники».

  3. Принципы систематизации статистических источников.

  4. Учреждения дореволюционной России, которые проводили статические работы.

  5. Демографическая статистика.

  6. На каких территориях не проводились ревизские описания.

  7. Церковный учет населения.

  8. Хозяйственная статистика.

  9. Государствоведческие описания.

  10. Записки российских путешественников.

  11. Земская статистика.

  12. Кодификация законодательства в России.

  13. «Полное собрание законов Российской империи».

  14. «Свод законов Российской империи».

  15. Первая газета в России.

  16. Первые журналы в России.

  17. Частная журналистика.

  18. Развлекательные журналы.

  19. «Толстые» журналы.

  20. Жанры отечественной публицистики пореформенного времени.

  21. Идейно-политические направления российской дореволюционной печати.

  22. Периодика политических партий.

  23. Исторические журналы дореволюционной России.

  24. Почему в отечественной публицистике не получил развития жанр эссеистики.

  25. Происхождение и типология мемуарного жанра.

  26. Зарождение автобиографической мемуаристики.

  27. Особенности мемуарных произведений дореформенного и пореформенного периодов.

  28. Разновидности личных дневников.

Раздел 5. Исторические источники новейшего времени

  1. Основные группы источников по истории российской эмиграции «первой волны» и задачи их источниковедческой критики.

  2. Русский заграничный исторический архив.

  3. Издательства Русского зарубежья первой волны.

  4. Периодика Русского зарубежья.

  5. Мемуары военных и политических деятелей, созданные в эмиграции.

  6. Мемуары деятелей культуры, созданные в эмиграции.

  7. Изменения в корпусе исторических источников при переходе к новому времени.

  8. Специфика советских источников.

  9. Документы КПСС как источник по истории тоталитаризма.

  10. Особенности судебно-следственных материалов периода тоталитаризма.

  11. Особенности статистических источников периода тоталитаризма.

  12. Система советской периодики.

  13. Особенности СМИ постсоветского периода.

  14. Самиздатовские источниками.

  15. «Вдовьи» мемуары.

  16. Визуальные, аудиовизуальные источники и технологии их исследования.

Методические рекомендации студентам по темам

Раздел 1. Тема 1. Предмет курса. Сформулировать проблемы проблематику курса и теоретического источниковедения. Особо рассмотреть вопросы теории и методики изучения исторических источников. Предложить различные определения исторического источника и исторической информации, остановившись на дискуссиях вокруг определения источников и разнообразия их классификационных систем. Сформулировать основные задачи и методы источниковедческой критики.

Тема 2. Историография и методология. Рассмотреть становление и развитие источниковедения как специальной исторической дисциплины. Следует обратить внимание на вклад в разработку источниковедческих проблем таких историков, как А. Г. Щлецер, Г. Ф. Миллер, П. М. Строев, В. О. Ключевский, А. А. Шахматов, А. С. Лаппо-Данилевский, М. М. Бахтин, М. Н. Тихомиров, Д. С. Лихачев, И. Д. Ковальченко и др. Требуется сосредоточить внимание на методологии источниковедения. Дать представление о позитивистской, неокантианской и феноменологической методологических парадигмах. Предложить понятия герменевтики и исторической феноменологии. Остановиться на работе «Методология истории» А.С. Лаппо-Данилевского.

Необходимо обратить внимание на тенденции развития и проблемы современного источниковедения. Целесообразно выделить школы и концепции современного источниковедения (прагматизм, марксизм, структурализм, неоэволюционизм, неомарксизм, феноменология, интуитивизм, постструктурализм). Невозможно обойти вниманием «иллюстративный метод» советского источниковедения. Акцентировать внимание на реалиях информационного общества и приоритетных направлениях современных историко-источниковедческих исследований, диктуемых микроисторическими и историко-антропологическими подходами. Поставить проблемы – Интернет и другие формы валоризации информации, визуальные источники и современные методики их анализа.

Тема 3. Исторический источник и историческая информация. Рассмотреть существующие теории социальной информации. Определить соотношение объективной и субъективной информации, намеренной и ненамеренной. Подчеркнуть, что любой источник является носителем двойной информации, и объективной, и субъективной, и нет источников непригодных для исследования. Выделить прагматический, семантический и синтактический аспекты информации. Остановиться на проблеме семиотической информации.

Сформулировать проблемы связанные с классификацией исторических источников. Предложить различные классификационные системы, заострить внимание на различии критериев деления источников. Ввести теорию «остатков» и «преданий». Особое внимание уделить письменным источникам, находящимся в центре традиционного источниковедения.

Тема 4. Методы и задачи источниковедческой критики. Предполагается рассмотреть проблемы эвристики, внешней и внутренней критики источника. Дать представление, что никакой источник не может быть правильно понят вне культуры, которой он обязан своим возникновением и существованием. Акцент сделать на методах анализа источников – сравнительно-историческом, типологическом анализе, аналогическом методе, конкретно-историческом анализе, ситуационном, феноменологическом и герменевтическом методе, структурном, семиотическом анализе, др.

Раздел 2. Раздел предполагает сравнительный анализ греко-римских, византийских, западноевропейских, восточных источников по древнейшей истории России, оценку значения легендарно-мифологических сведений.

Тема 1. Греко-гимские источники. В теме рассматриваются исторические, географические, поэтические произведения античных авторов (Гомер, Геродота, Гиппократ, Диодор Сицилийский, Страбон, Арриан Флавий и др.), выделаются периоды античной историко-географической мысли (эллинистические источники, памятники римского времени и др.). Следует обратить внимание на латинских авторов (Клавдий Птолемей, Гай Плиний Старший, Публий Овидий Назон), способствовавших формированию современных представлений об ойкумене. Выделить особенности античных источников, поставить проблему автопсии.

Тема 2. Византийские источники. Рассмотреть жанры и периодизацию византийской исторической мысли, выделив ранневизантийскую традицию (Приск Панийский, Прокопий Кесарийский, Менандр Протектор и др.), классический период византийской традиции (Константин Багрянородный, Лев Дьякон и др.). Оценить значение византийских памятников, подчеркнуть необходимость их анализа в комплексе с другими источниками.

Тема 3. Западноевропейские источники. В теме необходимо подчеркнуть своеобразие информации, сообщаемой западноевропейскими источниками, информации, которую не содержат древнерусские летописи, не склонные распространяться о связях с католическим миром. Необходимо подтвердить эту мысль анализом латинских памятников (Иордан, Павел Орозия, Исидор Сивильский, и др.) и источников на древненемецком, старофранцузском, древнеанглийском языках (Бертинские анналы, «Хроника» Титмара, сочинения Бруно Кверфуртского, «Летопись» Ламберта).

Особо в этой теме следует остановиться на комплексе скандинавских источников, в частности викингских саг. Следует выделить жанры древнескандинавской письменности, остановиться на особенностях работы со викингскими сагами, их классификации. Ввести студентов в своеобразие мифологии древних скандинавов, композиционные каноны саг и рассмотреть саги, построенные на материале Северной Руси («Сага о Хальвдане Эйстенсоне», «Сага о Стурлауге Трудолюбивом»). В королевских и родовых сагах показать образы русских князей, заданных сюжетными канонами этих произведений.

Тема 4. Восточные источники. Раскрытие темы необходимо начать с характеристики Арабского халифата и традиций изучения в нем славянского мира, Руси. Следует рассмотреть жанры восточных источников, остановившись на географической литературе халифата: «науке о путях и странах» и «книгах о чудесах». Проследить эволюцию сообщений о славянском мире у Ибн-Хордадбеха, Ибн-Русте, ал-Масуди, ал-Идриси, оценить значение записок очевидцев (Ибн-Фадлана, Абу Хамид ал-Гарнати).

Подчеркивая значение источников иностранного происхождения по древнейшей истории Руси, необходимо обратить внимание на актуальность кроскультурных исследований.

Раздел 3. Тема 1. Летописи как исторический источник. Рассмотрение темы необходимо начать с анализа структуры летописи и характер летописного материала, дефиниции понятий «летопись», «летописание», «протограф», «редакция», «вид», «извод», «летописный свод».

Тема 2. Повесть временных лет (ПВЛ) как исторический источник. В теме раскрыть историю открытия и изучения ПВЛ. Подчеркнуть роль А.А. Шахматов в истории изучения древнерусского летописания. Внимание заострить на характеристике редакций и списков ПВЛ, предшествующих сводов. Студенты должны усвоить, что русские летописи носили сводный характер и российское летописание можно представить как единую книгу, написанную авторами разных эпох и даже народов. Подчеркнуть выдающуюся роль Киево-Печерского монастыря в развитии древнерусского летописания.

Необходимо рассмотреть историю местного летописания XII –XIII вв., южно-русского, северо-западного и северо-восточного летописания, и общерусского летописания ХIV-ХV вв. Уделить внимание анализу «Летописеца начала царства», Воскресенской, Никоновской летописей, Лицевого летописного свода ХVI в. Провести сравнительный анализ летописания и других исторических произведений ХVI - ХVII в., в частности хронографов.

Тема 4. Законодательные источники. В теме рассматриваются законодательные памятники и методы их изучения, подчеркиваются особенности законодательных источников Древней Руси. Необходимо выяснить соотношение «писанного» и «неписанного» права, обратить внимание на недостаточную изученность памятников древнерусского каноническоего права.

Детально остановиться на анализе памятников светского права – Русской Правды, ее редакций и списков, Судных и уставных грамотах; особенностях памятников периода раздробленности, Судебниках ХV-ХVI вв., подчеркнуть значение Судебника 1497 г. как первого законодательного кодекса Русского государства. В заключении акцентировать внимание на первом печатном законе – Соборном Уложении 1649 г.

Тема 5. Актовые источники. Сформулировать понятия об актах и принципах их классификации. Обратить внимание на специфику актового материала и методах его изучения. Рассмотреть появление актов в Древней Руси, договоры с Византией, разновидности актового материала: уставные, жалованные, договорные, духовные грамоты и др., их эволюцию.

Особо рассматриваются акты удельного периода (данные, купчие и другие акты землевладения) и акты ХV-ХVII вв., при этом подчеркивается роль единого Русского государства в развитии актового творчества. Обратить внимание на распространение частных актов (акты землевладения, займа, порядка, ссуды, отчуждения крестьян, иммунитета), появление уставных, таможенных, земских грамот. Показать, что это свидетельство усложнения общественной жизни внутри страны. Следует также остановиться на актах Земских соборов.

Тема 6. Литература Древней Руси. Раскрытие этой темы следует начать с характеристики особенностей древнерусской словесности в контексте средневековой культуры в целом. По анализе литературных источников предложить их деление на переводные и оригинальные произведения, уделив внимание особенностям переводных сочинений как источника для изучения книжных культурных контактов и системы представлений средневекового человека. Преподавателю следует познакомить студентов с произведениями Иоанна Дамаскина, Мефодия Потарского, Иосифа Флавия, др.; агиографическими произведениями, хрониками, космографиями, физиологиями, шестодневами, естественнонаучной литературой. Не менее важно дать классификацию жанров древнерусской словесности, ее делению на духовные и светские жанры.

Ввести в круг литературных произведений ХI-III вв., подчеркнув уникальность такого произведения ХI в., как «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона. Произведения Владимира Мономаха, «Моление Даниила Заточника» и другие произведения ХI-III вв. (Феодосия Печерского, Климента Смоленского, Кирилла Туровского, Авраамия Смоленского, Серапиона Владимирского) рассмотреть в контексте литературных, этических, эстетических традиций древнерусской культуры. Анализ такого произведения, как «Слово о полку Игореве», следует начать с истории открытия и изучения, постановки проблем подлинности и авторства. Подчеркнуть дискуссионный характер современных исследований памятника.

Переходя к характеристике литературных источников ХV-ХVII вв., особо следует показать зарождение элементов публицистического и мемуарного жанров в литературе этого времени. Религиозно-политическая публицистика ХV-ХVI вв., сказания о Москве – третьем Риме, произведения архиепископа Геннадия, Иосифа Волоцкого, Нила Сорского, Максима Грека, «Домострой» были связаны с реалиями общественно-политической, религиозной, идеологической, нравственной жизни ХV-ХVII вв. Возникновение светской публицистики связать с сочинения Ф. Курицина, А. Курбского, И. Грозного (поставив проблему авторства последних), произведениями Ермолая-Еразма, И. Пересветова. Рассмотреть соотношение художественной и публицистической традиции с книжности ХVII в.

Тема 7. Агиографическая литература и ее жанры. Тема раскрывает роль агиографической литературы, специфичности ее информации. Переводная житийная литература, жития ХI в. – Бориса, Глеба, кн. Владимира, Феодосия Печерского, Киево-Печерский патерик – вводят студентов в круг проблем, связанных с этими источниками. Преподавателю следует подчеркнуть, что в житийной литературе в ХVI в. происходит канонизация жанра, связанная с произведениями Е. Премудрого, Пахомия Логофета, митрополита Макария. Неизбежен анализ «Жития протопопа Аввакума», нравственной, философической традиции заложенной в этом произведении, но являющемся источником по история повседневной жизни Руси. Сформулировать проблему: каков источниковый интерес агиографических произведений.

Тема 8. Записки иностранцев. Отдельно рассматривается тема сказаний иностранцев, студенты знакомятся с методами анализа источников зарубежного происхождения. В теме освящаются записки ХIV-ХVIII вв.

Раздел 4. Акцент в данном разделе необходимо сделать на изменениях в корпусе исторических источников при переходе от средних веков к новому времени. Необходимо показать общие свойства исторических источников нового времени, их количественный рост, причем как рукописных, так и печатных памятников. Однако главное внимание требуется обратить на увеличение разновидностей исторических источников, изменениях в видовой структуре корпуса источников. Подчеркнуть, что публикация и тиражирование исторических памятников ставят проблема массовых источников, однако сложным остается вопрос определения понятия «массовые источники». Преподавателю следует познакомить студентов с существующими государственными архивными комплексами ( РГАДА, РГИА, ГАРФа, РГАЛИ), областными архивами. Необходимо подчеркнуть, что методика работы с источниками нового времени меняется, актуальными становятся количественные, математические методы обработки информации, системный анализ.

Тема 1. Законодательные источники. Распространение темы рекомендуется начать а характеристики идей рационализма (в дальнейшем конституционализма) и представления о «законе» как источнике права. Показать, как менялось соотношение обычая и закона как источников права, каким образом встала проблема систематизации законодательства, кодификация законодательных актов. Разъяснить отличия «Полного собрания законов Российской империи» (ПСЗРИ) от «Свод законов Российской империи», помочь пользоваться этими комплексами источников.

При анализе законодательных памятников ХVIII – начала ХХ вв. обратить внимание на основные разновидности законодательных актов (манифесты, указы, законы, положения, регламенты, учреждения, уставы) и примеры этих жанров – «Табель о рангах 1722», «Учреждение для управления губерний 1775», жалованные грамоты дворянству и городам 1785 г., законодательные акты периода реформ 60-х гг. ХIХ вв. и начала ХХ в. Необходимость исследования основных стадий формирование законодательных актов должно утвердиться в понимании студентов как основной метод их источниковедческого анализа.

Актовый материал рассматривается в теме активизации общества в частноправной сфере, в результате чего наблюдается увеличение актовых источников. Преподавателю следует познакомить студентов с частноправными актами, актами, связанными с проведением крестьянской реформы (уставные грамоты и выкупные акты), новыми разновидностями актов рубежа ХIХ-ХХ вв., актами акционерного предпринимательства.

Тема 2. Делопроизводственные материалы. В теме необходимо освятить законодательную основу предпринимательства и показать разновидности делопроизводственных материалов (экстракты, рапорты, промемории, отчеты, протоколы, инструкции). Эволюция форм делопроизводственных источников связывается с эволюцией ведомственной документации, судебно-следственной документации, документации предприятий.

Тема 3. Статистические источники. Тема имеет особое значение, поскольку вводит студентов в круг важнейших источников, принципов их источниковедческой критики. В первую очередь следует продемонстрировать процесс возникновения статистических источников, связанного с эволюцией самого государства. Важнейшей задачей темы является формулировка принципов систематизации статистических материалов (по объекту обследования, по методам обработки и хранения информации, по времени проведения статических операций, др.).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические указания по выполнению контрольной работы Для студентов Iкурса, обучающихся по направлениям

    Методические указания
    История экономики. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов I курса, обучающихся по направлениям 521600 – «Экономика» и 521500 «Менеджмент» (бакалавры) (первое высшее образование).
  2. Материалы для подготовки к сессии студентам Iкурса заочного обучения (1)

    Материалы для подготовки
    1. Выполнять контрольные работы следует в отдельной тетради, которая должна быть подписана (фамилия и инициалы, номер группы и вариант контрольной работы).

Другие похожие документы..