Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Возврат в оглавление – кнопкой назад (влево) на Веб-панели Microsoft Word, выключите схему документа (разделение окна WORD на две части) - если она по...полностью>>
'Документ'
Известно, что основной движущей силой исследований во всех областях является повышение эффективности. Не являются исключением разработчики и производи...полностью>>
'Документ'
XVI – последняя треть XVII в.в. вошли в историю как период разложения феодальных отношений и зарождения в недрах феодального общества капиталистическ...полностью>>
'Документ'
«О происхождении и сущности серьезной музыки», «Интонация как язык домостроительства благодати» и «Рок-музыка как орудие глобализма, направленное на м...полностью>>

Составить сжатый план пьесы. Групповое задание. Инсценирование комедии А. П. Чехова «Вишневый сад». Эпизод из 4-го действия. 1 -саша прочитай свой план

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Тема: « Здравствуй новая жизнь!»

Эпиграф урока: Вот оно счастье, вот оно идет, подходит все ближе и ближе, и уже слышу его шаги. И если мы не увидим, не узнаем его, то что за беда? Его увидят другие!

А. П. Чехов. « Вишневый сад».

Цель: 1. Идя вслед за автором, помочь учащимся понять значение 4 -го действия в раскрытии темы будущего.

  1. развивать внимание учащихся художественному слову.

  2. Воспитать чувство прекрасного.

Ход урока.

1. Организационный момент.

1)Организация урока

2)На предыдущих уроках мы разобрали 1-3 действия комедии А. П. Чехова « Вишневый сад». А сегодня ждет 4-ое действие.

2.Тема сегодняшнего урока.
« Здравствуй, новая жизнь!»

  • прочитайте эпиграф (чтение эпиграфа учеником).

  • Как вы думаете, о чем мы сегодня на уроке будем говорить.

  • Что общего между темой урока и эпиграфом.

Ответы учащихся.

Учитель. Слово сад как и слово жизнь для А. П. Чехова ( как, впрочем, и и в нашем языке, и, наверное, во всех языках народов мира символизирует движение, идущие от прадедов к правнукам ). Сама жизнь - это уже счастье. И по словам Чехова « если мы не увидим счастье, не узнаем его, то что за беда? Его увидят другие!» Кто же станет копать землю и выпахивать саженцы в расчете на один только свой краткосрочный век, без мысли о наследниках и потомках?

3.Проверка домашнего задания.

  1. Всему классу. Внимательно прочитать 4 действие пьесы.

  2. Составить сжатый план пьесы.

3. Групповое задание. Инсценирование комедии А. П. Чехова « Вишневый сад». Эпизод из 4-го действия.

1)-Саша прочитай свой план.

-Все согласны?

( если нет единого мнения, то спросить у другого)

-Какой вариант лучше?

Примерный план.

  1. Приезд Раневской в родовое гнездо.

  2. Прогулки, разговоры, признания.

  3. Бал у Раневской.

  4. Бегство Раневской за границу, Аня вступает в новую жизнь.

2) Показ сценки.

Так много грусти в этой картине! О чем же грустит Чехов? Что он жалеет? Это уходящее в прошлое дворянскую жизнь? Потерявшую родной дом, Раневскую? Как вы думаете?

-ответы учащихся.

Чехов показал, что нет глубины и силы в горе Раневской и Гаева, что жизнь дворянства пуста, паразитична и бесплодна. О чем же жалеть? И последним обвинением этим « милым», « добрым», « отзывчивым людям является старый Фирс, всю жизнь отдавший заботам о них и забытый ими в заколоченном доме. Человека забыли!» Какая большая и горькая мысль вложена в этот последний штрих пьесы. Это грусть- грусть самого автора его печаль о бесплодной жизни, о гибнущей красоте, о погибших человеческих возможностях.

4. Работа по содержанию 4-го действия.

-каким видят будущее различные персонажи пьесы? ( Раневская и Гаев, Лопухин, Аня).

Драма жизни заключается в разладе самых существенных ей основ. И поэтому у всех героев пьесы есть ощущение временности своего пребывания в мире, чувство постепенного истощения и отмирания тех форм жизни, которые когда-то казались незыбленными и вечными. В пьесе все живут в ожидании неотвратимо надвигающегося рокового конца. Распадаются старые основы жизни и вне и в душах людей, а новые еще не нарождаются, в лучшем случае они смутно предчувствуются, причем не только молодыми героями драмы. Тот же Лопахин говорит: « Иной раз, когда не спится, я думаю: Господи. Ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы... (закончите эту фразу).

(По- настоящему быть великанами.)

Они живут, обитатели « Вишневского сада », как на границе реального и мистического. Хоронят жизнь, где-то лопнула струна. И самые молодые из них, из них едва расцветающие, как Аня, словно принаряжены во все белое, с цветами, готовые умереть.

- Каким видит будущее автор?

( слово обучающихся)

Итак, Россия, как она виднелась Чехову на рубеже двух веков, не вырабатывала в себе действенный идеал человека. В ней зреют пока к нему не готовы. Лучики правды, человечности и человечности есть в каждом из героев « Вишневого сада». Но они разрознены и раздроблены, что не в силах осветить повсюду, но солнца нет - пасмурное, рассеянное освещение, источник света не сфокусирован. В финале пьесы есть ощущение, что жизнь кончается для всех, и это не

случайно. Люди « Вишневого сада» не поднялись на высоту, которой требует от них предстоящее испытание.

А. П. Чехов писал « Вишневый сад» в преддверии 1905г.

- Есть ли у Чехова концепция будущего мироустройства?

Концепция (книжное) - Система взглядов на что - нибудь; основная мысль.

(Слово обучающихся).

Чехов глубоко верил в то, что скоро наступит новая жизнь, когда не будут люди жить так скверно, для этого только надо « главное перевернуть жизнь, а все остальное не нужно».

- С кем из героев связан образ будущего?

( Слово обучающихся).

С Аней. С такой полной радостного предчувствия новой жизни, все пронизывающая глубокая любовь к родине, вера в вечную непреходящую красоту, в будущее ее.

Какую роль в ее жизни играет Петя?

( Слово обучающихся).

В пьесе не только критикует существующий порядок; главная его роль - призыв к изменению жизни. Петя Трофимов зовет идти за собой, потому что видит себя в первых рядах: « Не отставайте, друзья! Сам же он представление не имеет, куда идти и зачем. Цель его жизни неясна, он лишь «предчувствует счастье», которое, увидят другие». По мнению Чехова, задача таких, как Трофимов , в жизни и его образе в пьесе дать ,как Аня.

Петя указывает молодой, полной сил девушке путь в новую жизнь, но дойдет ли она сама к тому счастью, которое предчувствует?

(Слово обучающихся).

Именно, такие, как она, идут вперед, чтобы « посадить сад». И пусть Ане кто-то приняла решение и не изменит ему. А мы верим, что такие, как она «насадят новый сад, роскошнее этого».

- За кем, по - вашему будущее - за Лопахиным или за Аней?

(Слово обучающихся).

За Аней. Победа Лопахина - условная победа, как поражении Раневской- условное поражение. Уходит время, время для тех и для других. Следом идет новое время.

- Вспомните слова Пети « Вся Россия - наш сад». В этом концепции спор о судьбе сада можно
рассматривать, как о размышлении, о будущем России. Какое будущее, по мнению Чехова
ожидает ее?

(Слово обучающихся).

Чехов верил, что наступит новая жизнь. О, если бы поскорее наступила эта новая жизнь! -

восклицает Чехов

5. Подытожим теплы.

- В чем своеобразие конфликта и его разрешение в « Вишневом саде»?

(Слово обучающихся).

На первый взгляд, в «Вишневом саде» дана четкая расстановка социальных сил в русском обществе: уходящее дворянство ( Раневская и Гаев), буржуазия (Лопахин), новые революционные силы, идущие им на смену ( Петя и Аня). Нужно сказать, что Лопахин не враг Раневской и Гаеву. Более того: он испытывает к ним чувство большой симпатии, хочет помочь им. Раневская не принимает совета Лопахина разделить вишневый сад на участки и сдать в аренду дачникам, потому что с именьем связано самые святые воспоминания о матери, детских годах ,о смерти любимого сына, о собственной жизни. Для есть вещи , которые она не может делить или продавать ни при каких обстоятельствах? А делец Лопахин не может понять этого. Для него вишневый сад - лишь предмет купли - продажи. Все, что важно для Раневской и Лопахина, не имеет ценности в глазах Пети, - наоборот, подлежит разрушению во имя коренного переустройства, обновления жизни.

И еще одна особенность драматургии Чехова. Будничное обычное течение жизни вызывает у персонажей чеховских пьес все возрастающее чувство грусти , уныния, неудовлетворенности. Это внешний признак. А рядом - незаметно - определяется другое настроение - лирическое, связанное с мечтами и стремлениями действующих лиц к лучшему будущему. Эта линия возвышает бытовой реализм до широкого обобщения, до символа.

2 Проверка знаний. « Знаете ли вы»?

Вы должны назвать персонажей пьесы по произнесенным их репликам.

А) Я не могу усидеть, не в состоянии...

Я не переживу этой радости...

Смеетесь надо мной, я глупая...

Шкафчик мой родной... Столик мой...

(Л.А. Раневская).

Б) Сад весь белый. Ты не забыла, Люба? Вот эта длинная аллея идет прямо, прямо, точно протянутый ремень, она блестит в лунные ночи. Ты помнишь? Не забыла?

(Гаев).

Когда, я была маленькой девочкой, то мой отец и мамаша ездили по ярмаркам и давали представления.

( Шарлота)

Г) Надо окончательно наш сад, - время не ждет. Вопрос ведь совсем пустой. Согласны вы, отдать землю под дачи или, нет? Ответьте одно слово: да или нет? Только одно слово.

(Лопахин)

Д) вся Россия наш сад. Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест.

(Петя).

Е) Дом, в котором мы живем, давно уже не наш дом, и я уйду, даю вам слово.

(Аня).

Ж) И , бывало, сушеную вишню возами отправляли в Москву и в Харьков. Денег было!

( Фирс).

3) Где же это... или, может, я в сундук уложила... Да, жизнь в этом доме кончилась...

( Варя).

6 Домашнее задание.

На этом мы закончили изучение « Вишневого сада» и перейдем к изучению пьесы « Чайка».

На следующий урок прочитать пьесу « Чайка » и подготовиться ответить на вопросы.

7. Оценивание.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Из программы «Режиссура и мастерство актера» первый курс 8 Н. А. Зверева

    Документ
    Настоящее издание посвящено основным методологическим проблемам обу­чения на режиссерском факультете. Исследуется процесс освоения специальных дисциплин с I по V курсы, прослеживается путь от начальных импровизацион­ных этюдов до
  2. Из программы «Режиссура и мастерство актера» первый курс 5 Н. А. Зверева

    Документ
    Настоящее издание посвящено основным методологическим проблемам обу­чения на режиссерском факультете. Исследуется процесс освоения специальных дисциплин с I по V курсы, прослеживается путь от начальных импровизацион­ных этюдов до
  3. Методика преподавания литературы Учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям Источник

    Учебник
    Богданова О. Ю., Леонова С. А., Чертова В. Ф.Методика преподавания литературыУчебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям
  4. Буткевич М. М. Кигровому театру: Лирический трактат

    Документ
    В книге "К игровому театру" читатель найдет продуманную до мелочей современную систему профессионального обучения режиссера в театральной школе.
  5. К. С. Станиславский (1)

    Документ
       Редакционная коллегия: M. H. Кедров (главный редактор), О. Л. Книппер-Чехова, Н. А. Абалкин, В. Н. Прокофьев, В. З. Радомысленский, Е. Е. Севрин, В.

Другие похожие документы..