Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Веб-сайт (web — «павутина», «мережа» і site — «місце», website - «місце в мережі») або просто сайт — це сукупність електронних документів (файлів) при...полностью>>
'Документ'
Вашему вниманию представляется перевод с санскрита на русский язык второй части (главы 16 - 30) седьмой книги Девибхагавата-пураны. Этот труд являетс...полностью>>
'Рабочая программа'
Целями освоения дисциплины “Автоматизированные судовые системы” является изучение систем автоматизации судовождения, автоматизации судовых энергетиче...полностью>>
'Контрольная работа'
Контрольная работа по спортивной медицине оформляется студентами педагогического, тренерского, факультета АФК и студентами заочного факультета в виде ...полностью>>

Программа дисциплины Международные отношения в Азии для специальности 032301. 65 «Регионоведение» подготовки специалиста Автор: доктор политических наук, профессор Братерский М. В. (bratersky@gmail com)

Главная > Программа дисциплины
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Правительство Российской Федерации

Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

«Государственный университет - Высшая школа экономики»

Факультет мировой экономики и мировой политики

Программа дисциплины

Международные отношения в Азии

для специальности 032301.65 «Регионоведение»

подготовки специалиста

Автор: доктор политических наук, профессор Братерский М.В. (bratersky@)

Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры

_____________________________ ________________________

Председатель Кудров В.М. Зав. кафедрой Кортунов С.В.

_____________________________ _________________________

« 23 » июня 2010г. « 27 » марта 2007 г.

Утверждена УС факультета

_________________________________

Ученый секретарь Вериго С.А.

_________________________________

« 23 » июня 2010 г.

Москва, 2010 г.

Автор программы:

профессор, д. полит. н. М.В. Братерский

Общие сведения об учебном курсе:

дисциплина читается студентам третьего курса по направлению «Регионоведение» факультета Мировой экономики и мировой политики. Курс является обязательным и читается в первом полугодии учебного года. Продолжительность курса составляет 162 учебных часа, в том числе: 60 часов лекционных занятий. Рубежный контроль - эссе и зачет.

Требования к студентам:

освоение курса предполагает предварительное знакомство студентов с содержанием учебных дисциплин: “Политико-экономическая география мира”, “Новые угрозы глобального развития” и “Международные политические институты и организации”.

Цель курса:

дать систематизированное представление о состоянии и перспективах развития международных отношений в Азии, охарактеризовать внешнеполитическую стратегию основных азиатских держав, проанализировать динамику развития ситуации в основных субрегионах Азии, рассмотреть наиболее острые международные политические проблемы региона.

Новизна курса

Предлагаемый курс – новый для ГУ-ВШЭ и разработан специально для студентов новой для Университета специальности «регионоведение». В отличие от читаемых в других российских университетах курсов по международным отношениям, он посвящен исключительно Азии и построен по проблемно-географическому принципу. Многие из обсуждаемых в курсе тем носят дискуссионный характер, поэтому по возможности в рекомендованной литературе представлены разные точки зрения на ту или иную проблему.

Аннотация:

Азия в последние десятилетия стала основным мировым центром экономического и политического развития, в ней проживает более половины населения Земли и в ней сосредоточено более половины мировой экономики. В этом макрорегионе находятся две новых мировых державы – Индия и Китай, в Азии располагаются основные мировые запасы углеводородов, азиатские страны и субрегионы начинают играть ведущую роль в мировой политике и экономике.

В то же время Средний и Ближний Восток, Южная и Юго-Восточная Азия являются сосредоточием крупных политических проблем, чреватых региональными и даже глобальными конфликтами. Многие страны Азии пошли по пути распространения оружия массового уничтожения и ракетных технологий, этот регион характерен неравномерностью развития отдельных стран и субрегионов. Азия является перекрестком, где сосуществуют и сталкиваются различные цивилизационные модели, религии, культуры и социально-политические уклады. Данный курс сочетает в себе исторический и проблемный подходы к изучению региона, и в результате его освоения студенты должны получить базовые знания о современной системе международных отношений в Азии и об основных факторах, влияющих на ее формирование и развитие.

Географически курс охватывает базовую проблематику всей Азии в ее традиционном определении. Вместе с тем, основное внимание в курсе будут уделено Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии. Специфические проблемы Ближнего Востока (арабо-израильский конфликт, противоречия между суннитской и шиитской ветвями ислама) в данном курсе рассматриваться не будут.

Курс должен подготовить студентов к практической деятельности, позволить им ориентироваться как в истории стран Азии, так и в политике двух- и многосторонних отношений в регионе, оценивать и понимать внешнеполитические интересы как России, так и основных международных игроков в регионе: США, КНР, Индии.

В результате усвоения курса студент должен овладеть традиционным объемом знаний по истории международных отношений в Азии, начиная с 1945 г. по настоящее время, иметь собственные представления об основных событиях изучаемого периода и обладать навыками анализа международной обстановки в регионе с точки зрения политических и экономических перспектив взаимодействия России со своими партнерами на Востоке.

Учебные задачи курса:

В результате изучения дисциплины студент должен:

  • Знать: цели и задачи курса международных отношений в Азии от 1945 г. до настоящего времени, проблематику основных субрегионов Азии, внешнеполитические стратегии основных внешнеполитических игроков в регионе.

  • Уметь: пользоваться учебной, справочной и мемуарной литературой и статистическими данными по обозначенной теме, анализировать конфликтные ситуации в регионе, внешнеполитические инициативы и экономические интересы основных стран, перспективы развития субрегионов Азии и региона в целом.

  • Иметь: представление о современных проблемах Азии, в том числе о дискуссионных, вызывающих противоречия между основными участниками, а также возможных вариантах их решения.

  • Обладать: навыками критической оценки аналитических и научных материалов по данной проблематике.

Тематический план учебной дисциплины

№ п/п

Наименование разделов и тем

Аудиторные часы

Самостоятель-

ная работа

Всего

часов

лекции

Сем. занятия

1

Физическая и политическая география Азии. Теория международных отношений об Азии

6

-

12

18

2

Истоки холодной войны в ЮВА, Корейская и Вьетнамская войны

6

-

10

16

3

Внешняя политика Индии и КНР. Индо- Пакистанский конфликт

6

-

10

16

4

Экономический рост стран ЮВА, Индии и Китая

6

-

10

16

5

Ситуация в Персидском заливе

6

-

10

16

6

Каспийский регион, Средняя Азия и Афганистан. Кавказ и Турция

6

-

10

16

7

Ситуация на Корейском полуострове

6

-

10

16

8

Япония

6

-

10

16

9

Институты региональной интеграции Южной и Юго-Восточной Азии, ШОС

6

-

10

16

10

США и Россия в Азии. Азиатско-тихоокеанский регион в перспективе

6

-

10

16

Всего

60

-

102

162

Базовая литература:

Базовый учебник по данной дисциплине:

Современные международные отношения. Учебник / Под. ред. А.В. Торкунова. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1999.

В данном учебнике рассматриваются актуальные вопросы теории и практики современных международных отношений и мировой политики. Авторы анализируют основные теоретические концепции международных отношений, проблемы современной мировой политики, а также проблемы международных отношений в контексте внешней политики нынешней России. Особое внимание уделено характеристике ситуаций, складывающихся в разных регионах мира, и перспективам развития отношений России со странами Западной и Восточной Европы, Северной и Южной Америки, Азии, Африки, государствами СНГ. Книга предназначается студентам высших учебных заведений, изучающим курсы, предусмотренные государственными стандартами, по следующим специальностям и направлениям: "Политология" ("Мировая политика и международные отношения"); "Связи с общественностью" ("Современные международные отношения"); "Международные отношения" и "Регионоведение" ("Основы теории международных отношений"); "Социология" ("Социология международных отношений").

Кроме того, студентам предлагается ридер, содержащий большое количество специализированных публикаций по проблематике курса.

Еще одна особенность данной учебной программы заключается в том, что часть источников из основной и дополнительной литературы содержат электронные адреса, по которым они доступны в сети Интернет в виде полнотекстовых документов.

Формы контроля:

а) текущий – опросы студентов в ходе лекций, возвращение к изложенному материалу;

б) итоговый – зачет (с учетом предыдущих выступлений и замечаний на лекциях, оценки за эссе).

В самостоятельную работу студента входит: освоение теоретического материала и сведений, полученных в ходе лекционного курса; изучение трудов отечественных и зарубежных авторов по данной проблематике, подготовка эссе по избранной теме.

II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Физическая и политическая география Азии. Теория международных отношений об Азии.

Азия в цифрах и фактах. Географические и геополитические регионы Азии. Основные религии и цивилизационные модели, представленные в Азии. Россия и Азия, основные этапы в развитии отношений России с крупнейшими азиатскими державами. Подходы к изучению международных отношений в Азии. Основные современные школы политической мысли. Изучение Азии в России, российские востоковедные школы. Источники конфликтности в Азии, основные положения конфликтологии.

Основная литература:

1. Современные международные отношения.Учебник / Под. ред. А.В. Торкунова. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1999. Глава 2. Формирование новой системы международных отношений; Глава 6. Новые измерения отношений Север – Юг.

2. Братерский М.В. США и проблемные страны Азии: обоснование, выработка и реализация политики в 1990 – 2005 гг. М.: МОНФ, ИСК РАН, 2005. Глава 1.Взгляды американского экспертного сообщества на источники конфликтности после «холодной войны». (Ридер)

3. Walt, Steven M. "International Relations: One World, Many Theories." Foreign Policy (Spring 1998): 29-46. (Ридер)

Дополнительная литература

1. Вся Азия. Географический справочник.
М.: АСТ, Муравей, 2003 г.

2. С. Хантингтон. Столкновение цивилизаций. М.; АСТ, 2003

3. Россия между Европой и Азией. М.: Наука, 1993

Тема 2. Истоки холодной войны в ЮВА, Корейская и Вьетнамская войны.

Итоги Второй мировой войны и конфигурация международных отношений в Азии в послевоенные годы. Корейская и Вьетнамская войны. Система союзнических отношений США и СССР в Восточной Азии 50-е – 70 – е гг. Американо-советские отношения на Ближнем и Среднем Востоке. Идеологические противоречия между КПК и КПСС. Маоизм. Поворот в советской идеологии в 1960-е годы. Проблема ядерного оружия. Территориальные конфликты между КНР и СССР.

Основная литература:

1. А.Д. Богатуров (ред). Системная история международных отношений. М.: 2003. /lib/book3/titul.htm

2. А. Уткин. Мировая «холодная война». М.: Алгоритм, Эксмо 2005.

3. Война во Вьетнаме: взгляд сквозь годы... Материалы научно - практической конференции: Советско - вьетнамское военное и экономическое сотрудничество в годы агрессии США против ДРВ (1964 - 1973 гг.). М.: Проблемы Дальнего востока № 4, 2000. - С. 181 – 184.

Тема 3. Внешняя политика Индии и КНР. Индо-Пакистанский конфликт

Стратегическое соперничество Индии и Китая. Политика Индии в Южной Азии и Индийском океане. Нормализация отношений между двумя странами. История образования независимых Индии и Пакистана. Кашмирский конфликт. Ядерный аспект индо-пакистанского конфликта. Китайский фактор в политике Индии и Пакистана. Краткая история внешней политики КНР. Проблема Тайваня. Воссоединение Гонконга и Макао.Современная внешняя политика КНР.

Основная литература:

1. В. Михеев (ред.) Китай: угрозы, риски, вызовы развитию. Глава 9. Новая роль Китая в мировой политике. (Ридер)

2. В. Я. Белокреницкий, В. Н. Москаленко, Т. Л. Шаумян. Южная Азия в мировой политике. М.: Международные отношения, 2003.
3. Современные международные отношения.Учебник / Под. ред. А.В. Торкунова. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1999. Раздел 2, Глава 6. Международные отношения в Южной Азии.

4. М.В. Братерский. Ядерные государства «второй волны». Индия и Пакистан. М., Обозреватель № 3 ( 154-155).

Тема 4. Экономический рост стран ЮВА, Индии и Китая

Экспортноориентированный экономический рост стран ЮВА в 1970 – 1980 гг. Три волны роста «азиатских тигров». Особенности экономической модели роста стран Азии. Экономический рост КНР – плавный поворот от роста, основанного на экспорте к росту, основанному на внутреннем спросе. Источники инвестиций в экономику КНР. Особенности индийской модели развития. Становятся ли экономики КНР и Индии инновационными?

Основная литература:

1. А. Ланьков. Экономики ЮВА: вверх, вниз, и снова вверх. (ридер)

2. Е.Б. Рашковский. Юго - Восточная Азия - цивилизационный узел. Мировая экономика и международные отношения, N. 4/2005

3. О.Н Небогатова. Индия: экономический рост в эпоху глобализации. Мировая экономика и международные отношения, N. 1/2005

4. М.Л. Титаренко. КНР 55 лет: политика, экономика, культура. Ин-т Дальнего Востока РАН, 2004.

Дополнительная литература:

1. И.С. Иванова. Социально-экономическая география зарубежной Азии. Юго-Восточная Азия.М.: МГУ. 2005.

Тема 5. Ситуация в Персидском заливе

Ирано-арабский конфликт. Малые государства региона. Ядерная программа Ирана. Израильский фактор во внешней политике Ирана. Экономический рост Ирана. Внутриполитическая ситуация в Иране. Внешние державы в регионе: роль США, КНР, Индии, Пакистана. Роль и действенность международных санкций против Ирана. Политика России в отношении Ирана. Основные сценарии развития ситуации вокруг ядерной программы Ирана.

Основная литература:

1. М.В. Братерский. Иран и арабские страны: традиционный конфликт и роль США. МЭИМО, № 11, 2004 (Ридер)

2. К. Поллак. Как сделать Персидский залив безопасным. Россия в глобальной политике : Россия в глобальной политике, Том 1. N. 4 /2003

3. Е.С. Мелкумян. Персидский залив: региональный баланс сил. Мировая экономика и международные отношения, N. 9/2000

4. А. Арбатов, В. Наумкин (ред) Угрозы режиму нераспространения ядерного оружия на Ближнем и Среднем Востоке. Карнеги, 2005. (ридер)

Тема 6. Каспийский регион, Средняя Азия и Афганистан. Южный Кавказ и Турция.

Каспийский регион – эпицентр мировых проблем. Проблема раздела Каспия. Углеводороды – разведанные запасы и области залегания. Пути транспортировки нефти, транспортная политика вокруг Каспия. Существующие и проектируемые трубопроводы. Биологические ресурсы Каспия. Внешние игроки в регионе – США, НАТО, КНР. Операция НАТО в Афганистане, перспектива ухода НАТО из Афганистана. Концепция АфПак. Внутриполитическая ситуация в Пакистане. Рост исламского экстремизма в регионе. Проблема безопасности пакистанского ядерного оружия.

Турция как региональная держава Среднего Востока. Российско-турецкие отношения на современном этапе.

Основная литература:

1. Р. Аллисон. Центральная Азия и Закавказье: региональное сотрудничество и фактор российской политики. Карнеги, 2004. (ридер)

2. М.В. Братерский. Политика США в Средней Азии: итоги десятилетия.США и Канада – ЭПИ. № 9., 2002 (ридер)

3. Юсиф Аль Бин Халил. Альянс Каспия с Персидским заливом. Эксперт, 03.05.2004 /politics/2004/03/05ka-k6arabi/

4. И. Кобринская, Ш. Гарретт. Россия и Турция на пороге XXI века: на пути в Европу или в Евразию? М;. Фонд Карнеги, 1997 (ридер)

5. С. Григорян. Интересы России и США на Южном Кавказе. (ридер)

Дополнительная литература:

1. Мусульманские страны у границ СНГ (Афганистан, Пакистан, Иран, Турция – современное состояние, история и перспективы) М:, ИВРАН, 2001

2. М. Олкотт. Второй шанс Центральной Азии. 2005 /ru/pubs/books/9429CentralAsia_book-full_text.pdf

3. Д.Б. Малышева. Россия и Каспийский регион : проблемы безопасного развития. М.: 2002

Тема 7. Ситуация на Корейском полуострове.

Уникальность северокорейской модели. Экономическая ситуация вокруг КНДР. Ядерная программа КНДР и ядерный шантаж. Роль Японии, КНР, США. Основные этапы развития усилий международного сообщества по прекращению ядерной программы КНДР. Политика Республики Корея в отношении КНДР.

Основная литература:

1. Р. Готтемюллер, Ю. Федотов. Корейский ядерный кризис: перспективы урегулирования. МГИМО, Фонд Карнеги, 2005 (ридер)

Тема 8. Япония

Японское экономическое чудо – его истоки и благоприятные условия экономического роста. Япония – экономический гигант и политический карлик. Долговременная стагнация экономики Японии. Сумела ли Япония построить экономику знаний?Эволюция американо-японского союза. Внешняя политика Японии. Японо-китайские отношения. Японо-российский территориальный спор.

Основная литература:

1. Современные международные отношения.Учебник / Под. ред. А.В. Торкунова. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1999. Раздел 2, Глава 3. Международные отношения в Восточной Азии.

2. Т.Н. Устинова. Политика США и Японии в АТР и проблемы безопасности. Проблемы безопасности в Азии. М.: "Европеум- Пресс"(Москва), 2001

3. А.В. Семин. Японо - китайские отношения в многополярном мире. Проблемы Дальнего Востока, N. 3/1998

Тема 9. Институты региональной интеграции Южной и Юго-Восточной Азии, ШОС

Интеграционные процессы в АТР. Основные характеристики региональных экономических и политических объединений: АСЕАН, АТЭС, ШОС, АСЮА. Азиатско-тихоокеанский регион как экономический центр мира. Место, роль и интересы России в АТР. Факторы экономического роста стран АТР. Научно-технический прогресс и развитие экономики стран АТР. Транснациональные корпорации в экономике стран АТР. Система политических отношений в АТР.

Основная литература:

1. Современные международные отношения. Учебник / Под. ред. А.В. Торкунова. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1999. Раздел 1, Глава 7. Общемировые проблемы.

2.Интервью Харухико Куроды, президента Азиатского банка развития. (ридер)

3. Dajin Peng. The Changing Face of East Asia as an Economic Region. Pacific Affairs, Vol. 73 No. 2 Summer 2000. (ридер).

4. Ч. Хуашэн. Китай, Центральная Азия и Шанхайская организация сотрудничества. М.: Фонд Карнеги, 2005 (ридер)

5. В. Я. Белокреницкий, В. Н. Москаленко, Т. Л. Шаумян. Южная Азия в мировой политике. М.: Международные отношения, 2003.

Тема 10. США и Россия в регионе. Азиатско-тихоокеанский регион в перспективе

Политика США в основных субрегионах Азии. Система военных союзов и экономических отношений США со странами АТР. Эволюция политики России на Ближнем и Среднем Востоке и в Восточной Азии. Система политических, военных и экономических объединений с участием России – ОДКБ, ШОС, Таможенный Союз, Единое экономическое пространство. Угрозы интересам России с азиатского направления. Военная и военно-техническая политика России в Азии. Российско-индийские отношения. Перспективы развития российско-китайских отношений.

Основная литература:

1. В.В. Путин. Выступление на совещании с послами и постоянными представителями Российской Федерации 27 июня 2006 г. (ридер)

2. С.В. Лавров. Подъем Азии и восточный вектор внешней политики России. Россия в глобальной политике № 2, март-апрель 2006.(ридер)

3. E. Heginbotham, C. P. Twomey . America’s Bismarckian Asia Policy. Current History, Vol.104 No. 683, September 2005. (ридер)

4. Z. Khalilzad, I.O. Lesser. Sources of Conflict in the 21st Century. RAND, 1999.

Дополнительная литература.

1. О. Арин. Стратегические контуры Восточной Азии в XXI веке. Россия: ни шагу вперед. М.: Альянс, 2001.

2. 1. Mapping the Global Future. Report of the National Intelligence Council’s 2020 Project, 2004 http://www.foia.cia.gov/2020/2020.pdf

Перечень примерных тем эссе

  1. Азия в мировой политике и экономике – общий обзор.

  2. Характеристики основных цивилизаций Азии.

  3. Геополитическое деление Азии – основные особенности регионов.

  4. Основные школы изучения международных отношений.

  5. Современное состояние изучения Азии в России - обзор.

  6. Основные теории конфликтности в XXI веке.

  7. Холодная война в ЮВА.

  8. Вьетнамская война.

  9. Корейская война.

  10. Советско-китайский конфликт.

  11. Идеологические основы внешней политики СССР и КНР в 1960-е – 1970-е гг.

  12. Индо - Пакистанский конфликт, образование Бангладеш, Кашмирский конфликт.

  13. Ядерное распространение в Южной Азии.

  14. Современная внешняя политика Индии.

  15. Современная внешняя политика КНР.

  16. Экономический рост стран ЮВА.

  17. Экономический рост Индии и Китая.

  18. Отношения между странами Персидского залива.

  19. Режимы обеспечения безопасности в Персидском заливе с 1950-х годов.

  20. Иран – новая великая держава?

  21. Международные отношения в Каспийском регионе.

  22. Средняя Азия и внешние для региона державы.

  23. Афганский конфликт.

  24. Южный Кавказ в политике России, США и Европейского союза.

  25. Внешняя политика Турции.

  26. Конфликт на Корейском полуострове.

  27. Ядерная программа КНДР.

  28. Внешняя политика Японии.

  29. Перспективы развития ШОС.

  30. Институты региональной интеграции в АТР.

Перечень вопросов к устному зачету.

  1. Охарактеризуйте основные географические и геополитические регионы Азии.

  2. Какие основные цивилизации/религии представлены в Азии? Дайте им краткую характеристику.

  3. Каковы основные подходы к изучению международных отношений?

  4. Что вызвало относительный упадок Азии в мировой политике в XIX – первой половине XX века и ее подъем в конце XX века?

  5. Охарактеризуйте основные источники конфликтности в Азии, а также в отношениях азиатских стран с развитыми странами Севера.

  6. Предложите классификацию стран Азии по тому или иному критерию. Объясните, почему Вы выбрали данный критерий.

  7. Как началась «холодная война»? В чем ее особенности в Азии?

  8. Каковы причины и основные события Корейской войны? Какое она оказала влияние на современную ситуацию на Корейском полуострове?

  9. Охарактеризуйте место Вьетнамской войны в советско-американском противостоянии, опишите ее идеологические и стратегические причины и последствия.

  10. Какое влияние оказал СССР на создание КПК и образование КНР?

  11. В чем состояли идеологические и стратегичесике истоки советско-китайского конфликта?

  12. Как и почему закончилось советско-китайское противостояние?

  13. В чем заключены корни индо-пакистанского конфликта?

  14. Охарактеризуйте ядерный аспект индо-пакистанского конфликта.

  15. Опишите роль США, СССР/России и КНР в индо-пакистанском конфликте?

  16. Охарактеризуйте внешнеполитическую стратегию Индии.

  17. Охарактеризуйте внешнеполитическую стратегию КНР.

  18. Дайте характеристику китайско-индийским отношениям в ретроспективе.

  19. Какие политические и экономические инструменты использовали для развития «азиатские тигры»?

  20. В чем состостояли экономические реформы в КНР? Какие они дали результаты?

  21. Опишите основные параметры экономической и военной мощи Индии.

  22. Как строилась система безопасности в Персидском заливе в 1950-е – 2000-е годы?

  23. Охарактеризуйте конфликтный потенциал в отношениях стран Персидского залива.

  24. Что называют иранским ядерным кризисом? Чего добивается Иран, по Вашему мнению?

  25. Опишите основные проблемы, с которыми сталкиваются во взаимоотношениях прикаспийские страны.

  26. Дайте политические характеристики странам Средней Азии, охарактеризуйте их внешнеполитическую ориентацию.

  27. Какие ставят перед собой цели внешние для каспийско-среднеазиатского региона игроки?

  28. В чем состоит значение Каспия и Средней Азии для мировой политики?

  29. Охарактеризуйте основные межстрановые противоречия и конфликты на Южном Кавказе?

  30. Опишите внешнюю политику Турции. Как складываются российско-турецкие отношения?

  31. В чем состоит конфликт в Афганистане, в чем его опасность для других стран?

  32. Охарактеризуйте внешнюю политику КНДР и Республики Корея.

  33. Какова политика международного сообщества в отношении корейской ядерной проблемы?

  34. Опишите эволюцию американо-японского союза.

  35. Как складываются отношения между Японией и КНР?

  36. Дайте характеристику внешней политике Японии.

  37. В чем состоят основные проблемы интеграции России в азиатско-тихоокеанский регион?

  38. Дайте характеристику региональным организациям ЮВА.

  39. Что такое ШОС?

  40. Опишите основные элементы политики США на Дальнем Востоке, в ЮВА и Южной Азии.

  41. Опишите основные элементы политики США в Персидском заливе и в Средней Азии.

  42. Как складываются отношения России с КНР, Японией и двумя Кореями?

  43. В чем состоит российская политика на Ближнем Востоке и Персидском заливе?

  44. Каковы перспективы азиатско-тихоокеанского региона в мировой политике и экономике?

  45. В чем состоят основные угрозы международной безопасности в Азии?

Методические указания студентам:

Рубежный контроль данного курса составляют эссе и устный зачет. При подготовке к написанию эссе следует учитывать следующее:

структура письменной работы, как правило, состоит из таких компонентов, как:

Введение: обоснование выбора данной темы (историческая и политическая значимость, взаимосвязь с важными проблемами МО), формулирование цели раскрытия темы.

Развитие темы: раскрытие темы на основе обработанного собранного материала, формулирование промежуточных положений и выводов, их аргументация

Заключение: обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием значения выводов для раскрытия тематики изученного курса.

Устный зачет проводится по завершению учебного курса. Студент готовится к ответу в течение часа. Использование текстов разрешено.

Автор программы: _______/ профессор, д. полит. н. Братерский М.В. /



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа дисциплины «международные отношения в азии» для направления 032301. 65

    Программа дисциплины
    дисциплина читается студентам второго курса бакалавриата по направлению «Регионоведение» факультета Мировой экономики и мировой политики. Курс является обязательным и читается в первом полугодии учебного года.

Другие похожие документы..