Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Об утверждении муниципальной долгосрочной целевой программы «Повышение инвестиционной привлекательности муниципального образования Богородицкий район...полностью>>
'Документ'
1. Назначение технических требований 1.1 Технические требования предназначены для разработки ТЗ на проектирование зданий (помещений) при размещении в ...полностью>>
'Документ'
Об утверждении Программы Волоколамского муниципального района Московской области по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года...полностью>>
'Практикум'
Смоленский филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет путей соо...полностью>>

Примерная программа наименование дисциплины Проектирование человеко-машинного интерфейса Рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей))

Главная > Примерная программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

8


Приложение 3

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

Наименование дисциплины Проектирование человеко-машинного интерфейса

Рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей))

_____________________________________________________________

(указываются код и наименования направления(ий)

подготовки (специальности (ей) и/или профилей (специализаций)

Квалификация (степень) выпускника _______________________

(указывается квалификация (степень) выпускника в соответствии с ФГОС)

1. Цели и задачи дисциплины Проектирование человеко-машинного интерфейса - дисциплина, имеющая дело с разработкой, развитием и применением интерактивных компьютерных систем с точки зрения требований пользователя, а также с изучением явлений их окружающих. Этот курс предназначен для программистов и пользователей и обеспечивает изучение компьютерных технологий с акцентом на разработку и развитие пользовательского интерфейса.

Проектирование человеко-машинного интерфейса – это дисциплина, объединяющая знания в областях: психологии познания, проектирования программного обеспечения и компьютерных систем, социологии и организации бизнеса, эргономики и системного анализа, управления процессами и промышленного дизайна. Внедрение компьютеров практически во все стороны жизни требует от современного специалиста в области компьютерных технологий умения разработать или адаптировать пользовательский интерфейс под широкий класс пользователей, обеспечить эффективное использование компьютерных систем в разных приложениях.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Рабочая программа согласована с рабочими программами изученных ранее дисциплин:

1) Математика

2) Объектно-ориентированное программирование

3) Компьютерная графика

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате изучения дисциплины студент должен:

    Знать: Особенности восприятия информации человеком, устройства и режимы диалога, вопросы компьютерного представления и визуализации информации, парадигмы и принципы взаимодействия человека с компьютерной средой, критерии оценки полезности диалоговых систем.

Уметь: Построить и описать взаимодействие с компьютерной средой в заданной проблемной области, пользоваться библиотеками элементов управления диалогом, программами поддержки разработки пользовательских интерфейсов, создать среду, описать события и реализовать интерактивную систему по заданию преподавателя.

Владеть: Информацией о тенденциях развития пользовательских интерфейсов новых компьютерных технологий и методах повышения полезности разрабатываемых и используемых программных систем.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

6

Аудиторные занятия (всего)

В том числе:

-

-

Лекции

48

Практические занятия (ПЗ)

Семинары (С)

Лабораторные работы (ЛР)

Самостоятельная работа (всего)

В том числе:

-

-

Курсовой проект (работа)

16

Расчетно-графические работы

Реферат

Другие виды самостоятельной работы

76

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

Общая трудоемкость час

зач. ед.

192

6

5. Содержание дисциплины

1. Введение в проблему человеко-машинного взаимодействия.

1.1. Человек: информационные каналы, память, мышление и принятие решений, психология.

1.2. Компьютерные среды: устройства ввода-вывода, текстовый и графический режимы, гипертекст, печать и сканирование, управление памятью, 2, 2,5 и 3D графика, устройства позиционирования и указания, моделирование визуальной среды, мультимедиа и распознавание речи и визуальных образов.

1.3. Взаимодействие: модели взаимодействия, фреймы и окна, уровень абстракции и стили взаимодействия, контекст и протоколы взаимодействия, эргономика.

2. Проектирование пользовательских интерфейсов.

2.1. Используемые парадигмы и принципы: анализ и описание использования информации в процессе работы (AIU), моделирование вариантов использования и генерация требований к проектированию пользовательских интерфейсов (UIM).

2.2. Среда взаимодействия: Мультимедиа среды – компьютерная поддержка вещания, видео по требованию, интерактивное телевидение, компьютерная телефония. Гипермедиа среды – интернет и интранет, WWW, электронные учебники, электронная коммерция. Управление процессами - документооборот, управление системами и обучение. Базы данных - справочные системы, хранилища данных, электронные библиотеки и т.д. Объектно-ориентированные среды - компьютерный дизайн, системы автоматизации проектирования. Имитационное и математическое моделирование - системы автоматизации научных исследований по областям знаний, виртуальные миры.

2.3. Принципы использования: организация доступа к информации, использование средств телекоммуникаций, развивающие и деловые игры, подготовка документов, управление процессами, проектирование систем и программных продуктов, исследование имитационных и поведенческих моделей.

2.4. Процесс проектирования: жизненный цикл программ, правила проектирования, проектирование полезности, проектирование по прототипу, рациональное проектирование.

2.5. Модель пользователя: модели мышления, целевые установки, языки описания предметной области, обратная связь и отображение информации, моделирование объектов, поведение в виртуальной среде, математическое моделирование, разумные ограничения.

2.6. Анализ задач и модель среды: особенности метода анализа задач, декомпозиция задач и дерево решений, логистика, поиск в открытых системах, модель сущность-связь и запросы к базе данных, отображение структур, процессов, объектов в системах поддержки принятия решений.

2.7. Описание и проектирование диалога: нотации для проектирования диалога: граф диалога, нотации, использующие диаграммы, описание диалога с использованием сетей Петри, текстовый диалог, описание режимов и виртуальных устройств графического диалога, семантика диалога, сообщения и события, объектно-ориентированная парадигма.

2.8. Создание модели интерактивной системы: использование стандартных формализмов, модели взаимодействия, анализ состояний и событий, действия и проработка сообщений об их результатах.

2.9. Поддержка разработки: элементы управления в многооконных интерфейсах, программирование реакции на действия пользователя, использование библиотек и наборов инструментов, инструментальные среды программирования графического диалога.

2.10. Оценка функционирования: цели и стили оценивания, оценка на этапе проектирования, формальные методы анализа диалога на тупики, оценка реализации, оценка времени реакции, целостность диалога, комплексирование методов оценки, оценка полезности.

2.11. Помощь пользователю и его обучение: требования к системам помощи, помощь при указании на объект, гипертекстовая документация, системы интеллектуальной помощи, обучающие системы, проектирование систем помощи.

3. Проблемы и тенденции развития человеко-машинного интерфейса.

3.1. Визуализация данных: визуальный интерфейс для систем поддержки принятия решений, OLAP-технологии.

3.2. Системы поддержки работы в группе: групповая работа в локальных и глобальных сетях, системы семинаров, работа с фреймами и мультидоступ, вопросы синхронизации группового взаимодействия.

3.3. Мультимедиа среды и мультисенсорные системы: речевой интерфейс, звуковые сигналы, распознавание текстов, анимация и видеофрагменты, распознавание жестов, компьютерное зрение.

3.4. Системы виртуальной реальности: язык виртуальной реальности (VRML), функции браузеров и поведение в виртуальной среде, виртуальные многопользовательские среды.

5.1. Содержание разделов дисциплины

5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.

Лаб.

зан.

Семин

СРС

Все-го

час.

1

Введение в проблему человеко-машинного взаимодействия.

1.1

Человек.

2

2

2

4

1.2

Компьютер

2

2

2

4

1.3

Взаимодействие

2

2

2

4

2

Проектирование пользовательских интерфейсов.

2.1

Используемые парадигмы и принципы:

2

2

2

4

2.2

Среда взаимодействия:

4

4(2)

8

12

2.3

Принципы использования:

2

2

2

4

2.4

Процесс проектирования:

2

2

4

6

2.5

Модель пользователя:

2

2(2)

2

6

2.6

Анализ задач и модель среды:

2

2

4

6

2.7

Описание и проектирование диалога:

4

4

6

10

2.8

Создание модели интерактивной системы:

2

2(2)

2

6

2.9

Поддержка разработки:

2

2

2

4

2.10

Оценка функционирования:

2

2

4

6

2.11

Помощь пользователю и его обучение:

2

2

4

6

3

Проблемы и тенденции развития человеко-машинного интерфейса.

3.1

Визуализация данных:

4

4(4)

8

16

3.2

Системы поддержки работы в группе:

4

4(2)

6

10

3.3

Мультимедиа среды и мультисенсорные системы:

4

4(2)

6

10

3.4

Системы виртуальной реальности:

4

4(2)

6

10

Курсовое проектирование

Итого:

48

16

76

140

8. Примерная тематика курсовых проектов (работ)

Цель курсовой работы: Законченное поэтапное решение содержательной задачи (постановка задачи, спецификация, выбор структур данных и разработка алгоритма, программная реализация, тестирование).

Типы заданий содержательно ориентированы на разработку и реализацию алгоритмов и программ, предназначенных для использования в системе графического диалога.

Ориентировочная трудоемкость - 16 часов самостоятельной работы и консультаций с преподавателем.

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

1. Акчурин Э.А. Человеко-машинное взаимодействие. Учебное пособие. Издательство: Солон-Пресс. Год издания 2008. 96 стр.

2. О. С. Логунова, И. М. Ячиков, Е. А. Ильина. Человеко-машинное взаимодействие. Теория и практика. Издательство: Феникс. 285 стр.

3. Гриф М. Г., Автоматизация проектирования процессов функционирования человеко-машинных систем на основе метода последовательной оптимизации: [монография] / М.

4. Г. Гриф, Е. Б. Цой Новосибирск: Изд-во НГТУ , 2005, 263 с. Человеко-машинные системы и анализ данных: сборник научных трудов / отв. ред. И. А. Овсеевич

5. Моргунов Е. Б., Человеческие факторы в компьютерных системах / Е. Б. Моргунов М. : Тривола , 1994, 272 с.

6. Конюх В. Л., Компьютерная автоматизация производства. Ч. 2: В 2 ч.: учебное пособие / В. Л. Конюх; Кузбасский гос. техн. ун-т, Кемерово: ГУ КузГТУ , 2003, 104 с.

б) дополнительная литература

7. Форсайт Д.А., Джин П. Компьютерное зрение. Современный подход. - М.: "Вильямс", 2004. – 928 с.

8. Шамис А.Л. Поведение, восприятие, мышление: проблемы создания искусственного интеллекта. - УРСС, 2005.

в) программное обеспечение___________________________________________________

_____________________________________________________________________________

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы___________________

____________________________________________________________________________

10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

_____________________________________________________________________________

11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

(указываются рекомендуемые модули внутри дисциплины или междисциплинарные модули, в состав которых она может входить, образовательные технологии, а также примеры оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации)

_____________________________________________________________________________

Разработчики:

___________________ __________________ _____________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

___________________ _________________ _____________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

Эксперты:

____________________ ___________________ _________________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

____________________ ___________________ _________________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Требования к результатам освоения образовательной программы

    Документ
    способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-1);
  2. Основная образовательная программа 220400. 62 Управление в технических системах Уровень подготовки бакалавр

    Основная образовательная программа
    Разработка и предоставление образовательных услуг в области среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, послевузовского образования; воспитательная и научно-исследовательская работа сертифицированы DQS и ГОСТ Р по ISO 9001:2008
  3. Учебное пособие для студентов среднего профессионального образования специальности 080802 «Прикладная информатика» Санкт-Петербург 2010 пояснительная записка (1)

    Учебное пособие
    Учебное пособие разработано на основании государственного стандарта среднего профессионального образования для специальности 080802 «Прикладная информатика» и рабочей программы по дисциплине «Информационные системы».
  4. Итоговый отчет государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Пермский государственный университет» по результатам реализации инновационной образовательной программы

    Публичный отчет
    «Формирование информационно-коммуникационной компетентности выпускников классического университета в соответствии с потребностями информационного общества»
  5. Проблемы предотвращения глобальных рисков, угрожающих существованию человеческой цивилизации

    Сборник статей
    О.В. Иващенко. Изменение климата и изменение циклов обращения парниковых газов в системе атмосфера-литосфера-гидросфера - обратные связи могут значительно усилить парниковый эффект.

Другие похожие документы..