Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Програма державного комплексного екзамену з дисципліни «Соціологія» / Укладачі: доктор філософ.н., професор Шкода В.В., к.філософ.н., доцент Афанасьє...полностью>>
'Реферат'
Стандартизированные котируемые опционы Виды опционов Формирование цены опциона (премии) Преимущества и недостатки опционов по сравнению с обыкновенным...полностью>>
'Программа дисциплины'
Программа разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, предъявляемыми к минимуму содержания дисциплины и в ...полностью>>
'Документ'
«О состоянии условий труда и производственного травматизма в организациях по виду экономической деятельности «торговля», «общественное питание» Совет...полностью>>

Конспект лекции Определение конфликта. Типология конфликтов Определение конфликта. Конфликт и противоречие (2)

Главная > Конспект
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Конспект лекции 1. Определение конфликта. Типология конфликтов

Определение конфликта. Конфликт и противоречие

Большая часть определений конфликта предполагает противоречивость мотивов, целей, установок, ожиданий и т. д. сторон конфликта. Любая управленческая деятельность практически всегда сопряжена с конфликтами. И хотя в каждом определенном случае причина конфликта совершенно конкретная, при анализе обнаруживается, что все они имеют общую основу: фактическое положение дел входит в противоречие с ожиданием людей.

Например, картина взаимных ожиданий со стороны студентов и преподавателей такова:

Студент ожидает, что преподаватель будет:

- уважительно относиться к нему;

- выдаст программу курса и требования к экзамену;

- регулярно посещать занятия;

- предлагать современный материал;

- применять эффективные методы преподавания;

- вовремя начинать и заканчивать занятия;

- адекватно оценивать знания студента.

Преподаватель ожидает, что студент будет:

- относиться к нему с уважением;

- регулярно посещать занятия;

- готовиться к занятиям;

- активно работать во время урока.

Представьте себе, как часто эти ожидания не оправдываются, и вспомните, опираясь на собственный опыт, какие из этих обманутых ожиданий стали основой известных вам конфликтных ситуаций.

Определение конфликта

  Социальный конфликт – наиболее острый способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающийся их негативными эмоциями по отношению друг к другу. Суть конфликта – не столько в возникновении противоречия, сколько в способе его разрешения, в противодействии. Всевозможные противоречия возникают часто, но только часть из них решается путем конфликта.

Типология конфликтов

Конфликты классифицируются по одному из их существенных признаков. Подробно схемы различных классификаций конфликтов приведены в типологии конфликтов Р. Дарендорфа, типологии конфликтов И. Дойча. Конфликты с участием человека могут быть социальными и внутриличностными.

По источникам возникновения

По социальным последствиям

конфликты интересов,

ценностей,

идентификации

успешные, безуспешные,

созидательные (конструктивные),

разрушительные (деструктивные)

По масштабности

локальные, региональные,

межгосударственные, глобальные,

микро-, макро-, мегаконфликты

По формам борьбы

мирные,

немирные

По направленности

вертикальные,

горизонтальные

По особенностям условий происхождения

эндогенные,

экзогенные

По использованной сторонами тактике

«сражение»,

«игра»,

«дебаты»


По отношению субъектов к конфликту

подлинный, случайный (условный), смещенный, ложный, неверно приписанный, латентный


По сферам

жизни общества

и деятельности людей

экономические

политические

идеологические

финансовые

торговые

таможенные и др.

По причинам

объективные

субъективные

реалистические

нереалистические

По субъектности

международные

межгосударственные

межконфессиональные

расовые

межэтнические

межличностные


Конспект лекции 2. Конфликтология и конфликтологическая компетентность

Конфликтология

Конфликты являются объектом междисциплинарной науки конфликтологии. Конфликтология – это наука о закономерностях возникновения, развития, завершения конфликта, а также о принципах, способах и приемах их конструктивного регулирования. Слово конфликтология пришло в русский и другие языки из латыни. В латинском языке (conflictus) означает буквально столкновение. В русском языке слово конфликт стало употребляться с 19-го века.

Практические конфликтологические знания есть в житейском опыте каждого человека. Среди конфликтологов даже закрепилась шутка: «Если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс».

Анализ русских пословиц и поговорок позволил установить, что опыт народа одинаково оценивает эффективность насилия и согласия в разрешении противоречий социального взаимодействия. В обыденном же сознании не сформировано отрицательного отношения к насильственному способу разрешения проблем. С другой стороны, люди стремятся всеми возможными способами уходить от конфликтов. Известна закономерность: участники конфликта не хотят признать, что между ними конфликт, чаще всего они называют это разногласиями, расхождением во мнениях и пр. Необходимо признать также, что состояние конфликта так же естественно для человеческого взаимодействия, как и мир. И умение разрешать конфликты – часть социально-психологической компетентности любого человека.

Решение этих практических вопросов при разрешении конфликтов будет эффективным при наличии конфликтологических знаний. Предметом конфликтологии являются общие закономерности возникновения, развития и завершения конфликтов, а также принципы, способы и приемы управления ими.

Отношение к конфликтам в тоталитарном и демократическом обществах прямо противоположно. В первом они рассматриваются как аномальное явление, а во втором как неотъемлемая сторона взаимодействия между людьми. Отношение к конфликтам в демократическом обществе предполагает многообразие форм жизнедеятельности, сложную многоуровневую социальную структуру, сосуществование множества социальных групп со своими специфическими интересами.

Исследованием конфликтов занимались в России главным образом психологи, социологи и политологи. Объектом анализа педагогов являются конфликты в области образования. Сегодня в педагогике исследуются: конфликты в коллективах школьников, сущность конфликтов, их причины в педагогических коллективах и др. В последнее десятилетие конфликтология начинает выделяться в самостоятельную науку, создаются центры, группы по исследованию и регулированию конфликтов.

 

Конфликтологическая компетенция

  С развитием конфликтологии сформировалось понятие конфликтологическая компетенция - это способность действующего лица (организации, социальной группы, общественного движения и т.д.) в реальном конфликте осуществлять деятельность, направленную на минимизацию деструктивных форм конфликта и перевода социально-негативных конфликтов в социально-позитивное русло. Она представляет собой уровень развития осведомленности о диапазоне возможных стратегий конфликтующих сторон и умение оказать содействие в реализации конструктивного взаимодействия в конкретной конфликтной ситуации (термин введен Б. Хасаном).

Педагогика толерантности

Обучение конструктивному регулированию конфликтов и воспитание установок на их ненасильственное разрешение в постепенно входит в образование. Происходит это в общем контексте формирования толерантного сознания. В отечественной педагогике и практике идеи толерантности реализуются в педагогике сотрудничества, педагогике переживания, диалоговой педагогике, педагогике успеха и др. существуют разные понимания педагогики толерантности: она понимается как объединительный принцип всех прогрессивных педагогов, выступающих за права человека в образовательных учреждениях, ненасильственно разрешающих противоречия и конфликты в образовании, не приемлющих различных форм агрессии в организациях образовательной среды. Так, в Германии оно может быть охарактеризовано как система непрерывного образования, реализуемая через стратегии политического образования и социального обучения. Эти стратегии отражают социально-политическую и социально-психологическую ориентации педагогического знания. Тренинги демократического поведения, межкультурного обучения используются, начиная со старшего школьного возраста, в различных вариантах: тренинги равных, когда старшие школьники учат конструктивному регулированию конфликтов младших подростков, совместные тренинги педагогов и школьников, групповые тренинги в профессиональном образовании. Для профессионального педагогического образования ставится задача обучения педагогов конструктивному регулированию конфликтов, проявляющихся в нарушениях дисциплины.

Конспект лекции 3. Конфликтная ситуация

 

Конфликтная ситуация

Один из перспективных отечественных научных методов эмпирического исследования конфликтов – системно-ситуационный анализ конфликтов. Такой анализ в качестве единицы исследования использует конфликтную ситуацию. Она имеет временные и структурные границы – состав ее основных и второстепенных участников, социальная среда, объект конфликта, связи между ними.

 

Субъекты и участники конфликта

 Понятия «субъект и участник» конфликта не всегда тождественны. Субъект — это активная сторона, способная создать конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в зависимости от своих интересов. Участник конфликта может сознательно (или не вполне сознавая цели и задачи противостояния) принять участие в конфликте, а может случайно или помимо своей воли быть вовлеченным в конфликт. В ходе развития конфликта статусы участников и субъектов могут меняться местами.

Также необходимо различать прямых и косвенных участников конфликта. Последние представляют определенные силы, преследующие в чужом конфликте свои интересы.

Косвенные участники могут:

а) провоцировать конфликт и способствовать его развитию;

б) содействовать уменьшению интенсивности конфликта или полному его прекращению;

в) поддерживать ту или иную сторону или обе стороны одновременно. Косвенные участники конфликта составляют определенную часть окружающей социальной среды, в которой протекают конфликты. Поэтому социальная среда может выступать либо катализатором, либо сдерживающим или нейтральным фактором развития конфликта.

В социологии конфликта часто используется понятие «сторона конфликта», предполагающее включение как прямых, так и косвенных участников конфликта.

Социальный статус — это общее положение личности или социальной группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей. Статус может оказывать значительное влияние на положение (позицию) того или иного субъекта и участника в реальном конфликте. Например, статус депутата Государственной Думы или Совета Федерации гарантирует депутатскую неприкосновенность. Статус беженца предполагает определенные политические, экономические и другие льготы. Статус матери может быть учтен при определении меры наказания за правонарушения и т. д.

Сила в социальном конфликте — это возможность и способность сторон конфликта реализовать свои цели вопреки противодействию противника (оппонента). Она включает всю совокупность средств и ресурсов, как непосредственно задействованных в противоборстве, так и потенциальных.

 

Объект конфликта

  Одним из непременных элементов конфликта является объект, т. е. конкретная причина, мотивация, движущая сила конфликта.

Определить объект в конкретном конфликте далеко не просто. Субъекты и участники конфликта, преследуя свои реальные или мнимые цели, могут скрывать, маскировать, подменять искомые мотивы, побудившие их к противоборству. Манипуляция объектом способна принести значительные выгоды одной из сторон и существенно осложнить положение другой. Трудности в нахождении действительного объекта конфликта возникают в сложных конфликтах, когда одни противоречия накладываются на другие, или одни причины конфликта подменяются другими. Иногда и сам субъект конфликта не в полной мере осознает реальные мотивы противоборства. Например, в конфликте между руководителем и подчиненным может сложиться ситуация: руководитель обвиняет подчиненного в нежелании работать с необходимой отдачей; подчиненный обвиняет руководителя в предвзятом отношении к нему лично; реальная причина конфликта, возможно, заключается в том, что подчиненный не обладает необходимым объемом знаний и умений для выполнения поставленных перед ним задач.

Выявление основного объекта — непременное условие успешного решения любого конфликта. В противном случае он или не будет решен в принципе (тупиковая ситуация), или будет решен не в полной мере, и во взаимодействии субъектов останутся противоречия для новых столкновений.

 

Предмет конфликта

 Предмет конфликта – это воображаемая или объективно существующая проблема, лежащая в основе конфликта. Это то противоречие, ради которого стороны вступают в противоборство.

 

Социальная среда конфликта

 Учет социальной среды позволяет рассматривать конфликт как ситуацию социальную. В нее включаются не только ближайшее окружение сторон конфликта, но и социальные группы, представителями которых они являются (в сфере высшего образования – студенты, преподаватели, различные уровни администрации и т. д.)

 

Конспект лекции 4. Мотивация оппонентов в конфликте

Декларируемые и истинные мотивы сторон в конфликте

Мотивы сторон в конфликте – это побуждения к вступлению в конфликт, связанные с удовлетворением потребностей оппонента; совокупность внешних и внутренних условий, которая вызвала конфликтную активность субъекта.

В конфликте достаточно сложно выявить истинные мотивы оппонентов, так как они в большинстве случаев скрывают их от участников конфликта. Декларируется мотивировка участия в конфликте, которая или значительно отличается от истинных мотивов, или не имеет с ними ничего общего.

 

Потребности оппонентов в конфликте

  Другой побудитель в конфликте – потребности. Это состояния субъекта, создаваемые определенной нуждой в объектах (материальных или идеальных), выступающих источником его активности.

Осознанные потребности – это интересы, анализ причин поведения сторон в конфликте показывает, что они сводятся к стремлению удовлетворить свои интересы.

Близки к интересам оппонентов и ценности, которые они могут отстаивать в конфликте, в том числе и личностные ценности: чувство собственного достоинства, честь, самооценка и т. п.

 

Ценности и интересы сторон в конфликте

 Мотивы оппонентов конкретизируются в их целях: цель – это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлены действия человека.

Видимая часть устремлений человека или группы в конфликте – позиция. Это система отношений оппонента к элементам конфликтной ситуации, права, обязанности, возможности оппонента, которые реализуются в конкретной ситуации в общении, поведении и деятельности.

 

Конспект лекции 5. Конфликтная личность  

 Конфликтная личность в трудных ситуациях

 Под конфликтностью личности понимается ее интегральное свойство, отражающее частоту вступления в межличностные конфликты. При высокой конфликтности индивид становится постоянным инициатором напряженных отношений с окружающими независимо от того, предшествуют ли этому проблемные ситуации.

Представленные в Таблице «Типы конфликтных личностей» характеристики (демонстративный, ригидный, неуправляемый, сверхточный, бесконфликтный») встречаются наиболее часто, но не дают полного перечня.

Например, холерический тип темперамента человека часто может приводить к решению им противоречивых ситуаций конфликтным способом. Это связано с тем, что холерик обладает неустойчивым и подвижным типом нервной системы. В то же время, он быстро «остывает» и переходит к неконфликтному взаимодействию.

Завышенный или заниженный уровень притязаний также способствует возникновению межличностных или внутриличностных конфликтов. Уровень притязаний влияет на определение идеальной перспективной цели, на выбор цели очередного действия, и, наконец, на желаемый уровень самооценки личности. Завышенная самооценка обычно вызывает негативную реакцию со стороны окружающих, заниженная – имеет следствием повышенную тревожность, неуверенность в своих силах, избегание ответственности и т. п.

Типы конфликтных личностей

 

Тип конфликтной личности

Поведенческие характеристики

Демонстративный

Хочет быть в центре внимания. Любит хорошо выглядеть в глазах других. Его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся. Ему легко даются поверхностные конфликты, любуется своими страданиями и стойкостью. Хорошо приспосабливается к различным ситуациям. Рациональное поведение выражено слабо. Налицо поведение эмоциональное. Планирование деятельности осуществляется ситуативно и слабо воплощается в жизнь. Кропотливой, систематической работы избегает. Не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя хорошо.

Ригидный

Подозрителен. Прямолинеен и негибок. Обладает завышенной самооценкой. Постоянно требует подтверждения собственной значимости. Часто не учитывает изменения ситуации и обстоя­тельств. С большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением. Выражение недоброжелательности со стороны окружающих воспринимает как обиду. Малокритичен по отношению к своим поступкам. Болезненно обидчив, повышенно чувствителен по отношению к мнимым или действительным несправедливостям.

Неуправляемый

Импульсивен, недостаточно контролирует себя. Отличается плохо предсказуемым поведением, часто ведет себя вызывающе, агрессивно. Может не обращать внимания на общепринятые нормы общения. Характерен высокий уровень притязаний. Несамокритичен. В неудачах, неприятностях склонен обвинять других. Не может грамотно планировать деятельность, последовательно претворять планы в жизнь. Недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами. Из прошлого опыта извлекает мало уроков.

Сверхточный

Скрупулезно относится к работе. Предъявляет повышенные требования к себе и окружающим, создавая впечатление придирок. Обладает повышенной тревожностью. Чрезмерно чувствителен к деталям. Склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих. Может разорвать отношения с друзьями из-за кажущейся обиды. Страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачиваясь болезнями (бессонница, головные боли и т. п.). Сдержан во внешних, особенно эмоциональных, проявлениях Слабо чувствует реальные взаимоотношения в группе.

«Бесконфликтный»

Неустойчивая оценка в мнениях. Внутренне противоречив. Обладает легкой внушаемостью. Зависит от мнения окружающих. Характерна некоторая непоследовательность в поведении. Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях. Недостаточно хорошо видит перспективу. Излишне стремится к компромиссу. Не обладает достаточной силой воли. Почти не задумывается над причинами и последствиями поступков как своих, так и окружающих.

 

 Конспект лекции 6. Психологическая и конфликтологическая устойчивость  

Психологическая устойчивость

  Конфликт развивается в ситуации повышенной психической напряженности и сопровождается значительными эмоциональными затратами. В связи с этим конфликтологи отмечают важность такого понятия как психологическая устойчивость. Это характеристика личности, состоящая в оптимальном функционировании психики в трудных ситуациях, а конфликт – один из типов трудных ситуаций (схема «Влияние психологической устойчивости и профессионального мастерства на эффективность деятельности в трудных ситуациях»). Это свойство личности зависит:

- от типа нервной системы человека;

- от опыта человека, профессиональной подготовки, навыков и умений поведения и деятельности;

- от уровня развития основных познавательных структур личности.

 

Конфликтологическая устойчивость

  А специфическое проявление психологической устойчивости – конфликтоустойчивость личности. Рассматривается как способность человека оптимально организовать свое поведение в трудных ситуациях социального взаимодействия, бесконфликтно решать проблемы в отношениях с другими людьми, а в конфликтной ситуации приходить к оптимальному разрешению конфликта.

Высокий уровень конфликтоустойчивости предполагает грамотные действия и поведение в конфликтных ситуациях, оптимизацию взаимодействия в конфликте, недопущение втягивания себя в эскалацию конфликта, сосредоточение усилий на конструктивных действиях.

Конфликтоустойчивость – необходимая характеристика личности руководящего работника.

Эффективность поведения в конфликтной ситуации толерантной личности значительно выше. Она отличается психологической устойчивостью (стрессоустойчивостью, конфликтоустойчивостью). По направленности толерантности можно выделить:

- внешнюю толерантность (к другим) – сформированное убеждение, позволяющее личности допускать наличие у других собственной позиции, способности рассматривать конфликтную ситуацию с различных точек зрения, учитывать различные аспекты и аргументы;

- внутренняя толерантность (внутренняя устойчивость) – способность сохранять равновесие в конфликтной ситуации, принимать решение и действовать в этих условиях.

Компоненты конфликтоустойчивости личности

 Конфликтоустойчивость имеет свою структуру (схема «Структура конфликтоустойчивой личности»).

Эмоциональный компонент заключается в умении управлять своим эмоциональным состоянием в предконфликтных и конфликтных ситуациях, способности открыто выражать эмоции, не переходя в депрессивные состояния при затягивании и проигрыше в конфликте.

Волевой компонент – позволяет регулировать свое эмоциональное возбуждение в конфликтной ситуации. Он обеспечивает: толерантность, терпимость к чужому мнению, самоконтроль, умение дать объективную оценку конфликта, умение сводить к минимуму искажение восприятия.




Скачать документ

Похожие документы:

  1. Конспект лекции Определение конфликта. Типология конфликтов Определение конфликта. Конфликт и противоречие (1)

    Конспект
    Большая часть определений конфликта предполагает противоречивость мотивов, целей, установок, ожиданий и т. д. сторон конфликта. Любая управленческая деятельность практически всегда сопряжена с конфликтами.
  2. Конспект лекций по курсу «Конфликтология»

    Конспект
    Эволюция конфликтологических взглядов в истории философско- социологической мысли. Проблема насилия в религиозных учениях. Практика как источник конфликтологических идей.
  3. Конспект лекций по курсу "Основы психологии" Тема Предмет, задачи и значение психологии как науки на современном этапе развития общества

    Конспект
    Цель занятия: овладение студентами основными понятиями темы, осознание структуры психологических знаний и их дифференциация от житейских психологических сведений.
  4. Конспект лекций по курсу "Основы психологии" Тема Предмет, задачи и значение психологии в современном обществе

    Конспект
    Цель занятия: овладение студентами основными понятиями темы, осознание структуры психологических знаний и их дифференциация от житейских психологических сведений.
  5. Конспекты лекций по психодиагностике: Раздел Введение в психодиагностику Тема Введение в дисциплину

    Конспект
    Термин «психодиагностика» впервые использовал швейцарский психолог и психиатр Герман Роршах (1984-1922). Он в 1921 году выпустил книгу «Психодиагностика».

Другие похожие документы..