Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
4. Прожиточный минимум в Российской Федерации: нормативные документы, методические рекомендации, комментарии. / под ред. Бобкова В.Н., Зинина В.Г. М....полностью>>
'Документ'
До голови обласної державної адміністрації звернувся народний депутат України, голова підкомітету з книговидавництва комітету з питань культури і дух...полностью>>
'Рабочая программа'
Курс «Человек» продолжает изучение биологии в общеобразовательных учреждениях. Учащиеся получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его ...полностью>>
'Книга'
Наступним після первісної культури рівнем розвитку є цивілізація. Цей рівень культури виник на основі нової технологи життєдіяльності — зем­леробства...полностью>>

Одобрено учебно-методическим советом юридического факультета земельное право учебно-методический комплекс Специальность: 030501 Юриспруденция Москва 2009

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
(РГТЭУ)

Кафедра административного и финансового права

Одобрено учебно-методическим советом

юридического факультета

ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО

Учебно-методический комплекс

Специальность: 030501 Юриспруденция

Москва 2009

Авторы-составители:

Бережной В.А., к.ю.н., заслуженный юрист Российской Федерации,

профессор кафедры административного,

финансового и коммерческого права РГТЭУ

Каплиева Е.В. к.ю.н., доцент кафедры административного,

финансового и коммерческого права РГТЭУ

Учебно-методический комплекс ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Примерной программой по дисциплине по специальности 030501 Юриспруденция

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин и является обязательной для изучения.

© Российский государственный торгово-экономический университет, 2009

С О Д Е Р Ж А Н И Е

стр.

  1. Цели, задачи и предмет дисциплины ……………………..

  2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины …

  3. Объем дисциплины ……………………………………………

    1. Объем дисциплины и виды учебной работы ……………..

    2. Распределение часов по темам и видам учебной работы ..

  4. Содержание курса ……………………………………………..

  5. Темы семинарских занятий …………………………………...

  6. Задания для самостоятельной работы студентов…………….

  7. Тематика контрольных работ и методические указания по их выполнению ……………………………………………..

  8. Вопросы для подготовки к экзамену……………………….

  9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины……………

    1. Литература ………………….………………………………

9.2. Методическое обеспечение дисциплины……………………

9.3. Инновационные технологии, используемые в преподавании дисциплины «Земельное право»…………………………………

9.4. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины…………………………………………………………

10. Глоссарий …………………………………………………...

11. Приложение……………………………………………………

4

8

10

10

11

13

23

34

44

70

73

73

74

81

82

84

92

  1. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРЕДМЕТ ДИСЦИПЛИНЫ

Земельное право как учебная дисциплина традиционно преподается в учебных учреждениях, в том числе в высших и средних учебных заведениях торгово-экономического профиля. В качестве учебной дисциплины земельное право представляет собой систему общетеоретических и научно-практических знаний и способов приобретения навыков применения знаний о земельном праве во всех его значениях, в первую очередь нормативные правовые акты, содержащие нормы земельного права и регулируемые ими общественные земельные отношения. Предметом земельного права выступает вся совокупность различных видов земельных отношений, отличающихся по своему содержанию и целям правового регулирования.

Основополагающие начала регулирования земельных отношений предопределены тем, что Конституция Российской Федерации закрепила принципиальные черты нового земельного строя в стране, основанного на многообразии форм собственности на землю и другие природные ресурсы и разнообразии форм хозяйственной деятельности с использованием земель. Согласно конституционным принципам земельного законодательства земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Поэтому при организации регулирования отношений по использованию и охране земель предполагается обязательно необходимым исходить из представления о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве основы осуществления любой хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как о недвижимом имуществе-объекте прав собственности и других прав на землю. В последнем случае земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. При этом Конституция Российской Федерации и российское законодательство гарантируют свободное владение, пользование и распоряжение землей, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц, а условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Таким федеральным законом, закрепляющим основополагающие начала регулирования отношений по использованию и охране земель (земельных отношений), является Земельный кодекс Российской Федерации, принятый в 2001 году. С принятием Кодекса завершился период длительного застоя, стагнации земельного права и заложены начала для его всестороннего обновления, развития, совершенствования по всем направлениям. Известно, что земельное право, наряду с любыми другими аналогичными самостоятельными правовыми институтами, может пониматься в различных аспектах как: а) отрасль права; б) отрасль законодательства; в) отрасль науки; г) учебная дисциплина. Несомненно, что земельное право как отрасль права и законодательства получило толчок к активному накопительному количественному и качественному совершенствованию, поскольку в развитие положений Земельного кодекса Российской Федерации приняты и будут приниматься в будущем ряд федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, других федеральных нормативных правовых актов в этой сфере. Процесс пошел вглубь и вширь на уровне нормотворчества субъектов Российской Федерации и административно-территориальных образований. В результате повседневной организующей исполнительно-распорядительной деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправлении на законной правовой основе образуется и расширяется ткань живых реальных общественных земельных правоотношений в области использования и охране земель. Постепенно налаживается функционирование рынка земельных участков. Возрастает заинтересованность собственников, арендаторов, владельцев, пользователей земельных участков в их рациональном использовании. Налаживается хозяйственный оборот земель при их использовании по строго целевому назначению. Улучшается деятельность судебных органов по защите земельных прав граждан и юридических лиц.

Заметно оживилась наука земельного права, расширились объемы, тематика и направления научных исследований в области земельного права, совершенствуется структура научных исследований, опирающаяся на значительный кадровый потенциал ученых-правоведов, повышается качество научно-исследовательских разработок. Постоянно увеличивается количество изданий научной и учебной юридической литературы по земельноправовой тематике. Указанные положительные тенденции способствуют совершенствованию процесса преподавания земельного права как учебной дисциплины в высших учебных заведениях.

Главными целями изучения дисциплины являются специальная подготовка студентов РГТЭУ в области земельного права, получение ими необходимых знаний в области регулирования отношений по использованию и охране земель, освоение основных теоретических понятий, категорий и институтов земельного права как важнейших, необходимых и полезных инструментов регулирования земельного строя, изучение базовых нормативных правовых актов-источников земельного права, в первую очередь нового Земельного кодекса Российской Федерации, в тесной взаимосвязи с нормами других отраслей российского законодательства, обеспечение их адекватного толкования и критического анализа использования в правоприменительной практике в условиях свободного владения, пользования и распоряжения земельными участками при активно функционирующем рынке земли как одного из стержневых элементов рыночных экономических преобразований в стране и важнейших факторов структурной перестройки экономики.

Основными задачами преподавания дисциплины «Земельное право» являются:

- выявление сущности земельных преобразований в Российской Федерации и роли земельного права в осуществлении земельной реформы в стране;

- усвоение предмета, методов, системы и истории развития земельного права;

- выявление конституционных основ земельного права, определение понятия источников земельного права, детальное ознакомление с основными видами земельных правовых норм и правовыми формами их выражения;

- освещение основополагающей роли Земельного кодекса Российской Федерации в регулировании земельных правоотношений;

- характеристика понятия, структуры, субъектов, объектов и содержания земельных правоотношений;

- освоение института права собственности и других вещных прав на землю;

- изучение прав граждан и юридических лиц на землю, порядка их возникновения и реализации, механизма защиты прав на землю;

- анализ механизма государственного регулирования и управления в области использования и охраны земель;

- углубленное ознакомление с основными методами экономического регулирования в области использования и охраны земель;

- анализ правовых форм оборота земель и основных элементов земельного рынка;

- ознакомление с порядком проведения землеустройства, ведения государственного мониторинга земель и государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного земельного контроля;

- характеристика правового режима земель отдельных категорий;

- изучение понятия земельных правонарушений, оснований и мер юридической ответственности за нарушения земельного законодательства;

- общая характеристика правовых основ регулирования отношений в области использования и охраны земель по международному праву и праву зарубежных стран.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Основным требованием к уровню освоения содержания дисциплины «Земельное право» является степень освоения и закрепления студентами знаний по преподаваемой дисциплине. Профессиональное образование специалистов в сфере экономики и торговли в современных условиях рыночных отношений, в том числе развивающегося и крепнущего рынка земли и другого недвижимого имущества, немыслимо без обеспечения высокого уровня правовой подготовки, правосознания и правовой культуры в области земельных отношений. Развитие процессов разграничения государственной собственности на землю, приватизации производственных, хозяйственных, социально-культурных, жилых и иных объектов и земельных участков, выкупа (аренды) земель под приватизированными предприятиями, зданиями, сооружениями, наличие миллионов частных земельных собственников (других вещных прав на землю), формирование единого объекта недвижимости (земельного участка и прочно связанных с ним объектов), возможность приобретения земельных участков на торгах (конкурсах, аукционах) с неизбежно присущими этим процессам вопросами определения стоимости земли (рыночной, кадастровой, номинальной) и ставок арендной платы, оценочной деятельности, налогообложения и т.д. являются доказательством реального вовлечения земли в экономический оборот. Эти процессы действительной жизни делают совершенно необходимым оснащение выпускников РГТЭУ в рамках преподаваемой дисциплины достаточным объемом знаний и практических навыков, повышающих их готовность к применению норм земельного, гражданского, финансового, бюджетного, налогового и иного законодательства в их будущей профессиональной деятельности при решении вопросов регулировании отношений по использованию и охране земель.

В результате изучения предмета данной учебной дисциплины специалисты должны:

- получить полное и реальное представление о земельном строе в Российской Федерации;

- овладеть в полной мере на современном уровне базовыми правовыми знаниями в рассматриваемой сфере;

- знать основные теоретические понятия, категории, институты и нормы земельного права как важнейшего, необходимого и полезного инструмента регулирования земельных отношений;

- знать базовые законы и иные нормативные правовые акты земельного, экологического, природоресурсного и иного смежного законодательства в их взаимосвязи с нормами других отраслей российского законодательства;

- уметь самостоятельно ориентироваться в практике регулирования отношений по использованию и охране земель, уметь анализировать учебную и научную литературу;

- приобрести навыки самостоятельного понимания и толкования норм земельного законодательства, критического осмысления практики их применения и соотнесения полученных знаний с потребностями современной юридической действительности, а также быть подготовленными к правильному разрешению основных практических ситуаций, складывающихся в сфере использования и охраны земель, и особенно в области защиты земельных прав и законных интересов субъектов земельных отношений в условиях развивающегося рынка земли, обеспечения экологической безопасности, на основе аргументированной правовой позиции.

3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы

Количество часов по формам обучения

Очная

Очная сокращ.

Очно-заочная

Заочная

Заочная сокращ.

№№ семестров

7

4

7

8

6

Аудиторные занятия:

51

51

34

12

8

лекции

34

34

18

8

6

практические и семинарские занятия

17

17

16

4

2

самостоятельная работа

64

64

103

107

Всего часов на дисциплину

115

115

115

115

115

Текущий контроль

(количество, №№ семестров)

Контр. работа-

8 сем.

Контр.

работа-

6 сем.

Виды итогового контроля

(экзамен, зачет)

- №№ семестров

Экзамен-

7 сем.

Экзамен-

4 сем.

Экзамен-

7 сем.

Экзамен-

8 сем.

Экзамен-

6 сем.

3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы

Форма обучения очная

Названия разделов и тем

Всего часов по учебному плану

Виды учебных занятий

Аудиторные занятия, из них

Самостоятельная работа

Лекции

Практ. занятия/ семинары

1

2

3

4

5

Раздел 1. Понятие и содержание земельного права

1. Понятие земельного права. Предмет, принципы, методы, система и история развития земельного права.

5

2

1

2

2. Источники земельного права.

5

2

1

2

3. Понятие и виды земельных правоотношений.

4

2

-

2

Раздел 2. Права на землю

4. Право собственности на землю.

8

2

2

4

5. Правовое регулирование оборота земельных участков.

6

2

-

4

6. Права на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков.

8

2

2

4

Раздел 3. Механизмы обеспечения рационального использования и охраны земель

7. Организационный (управленческий) механизм в сфере использования и охраны земель.

8

2

2

4

8. Экономический механизм в сфере использования и охраны земель.

5

2

1

2

9. Правовой механизм в сфере использования и охраны земель.

5

2

1

2

Раздел 4. Правовой режим земель отдельных категорий

1

2

3

4

5

10. Понятие и общая характеристика правового режима земель.

3

1

-

2

11. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения.

8

2

2

4

12. Правовой режим земель населенных пунктов.

8

2

2

4

13. Правовой режим земель промыш- ленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.

7

2

1

4

14. Правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов.

6

2

-

4

15. Правовой режим земель лесного фонда.

7

2

1

4

16. Правовой режим земель водного фонда.

7

2

1

4

17. Правовой режим земель запаса.

5

1

-

4

Раздел 5. Правовое регулирование использования и охраны

земель в международном праве и праве зарубежных стран

18. Правовое регулирование

использования и охраны земель по международному праву.

5

1

-

4

19. Правовое регулирование земельных отношений в зарубежных странах.

5

1

-

4

ИТОГО:

115

34

17

64



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс Специальность: 030501 Юриспруденция Москва 2009 (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «Судебная власть и судопроизводство в Российской Федерации» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Примерной программой
  2. Учебно-методический комплекс Для специальности: 030501 «Юриспруденция» Москва 2009

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс гражданское процессуальное право (гражданский процесс) составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Примерной программой 
  3. Спецкурс учебно-методический комплекс Специальность: 030501 Юриспруденция, уголовно-правовой специализации Москва 2009

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «Ответственность за экономические преступления» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине по специальности 030501 «Юриспруденция».
  4. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 030501 Юриспруденция

    Учебно-методический комплекс
    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
  5. Григорьева Мария Александровна, преподаватель кафедры административного, финансового и коммерческого права учебно-методический комплекс (2)

    Учебно-методический комплекс
    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Другие похожие документы..