Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Во исполнение Законов Кыргызской Республики от 20 июля 2009 года № 241 «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики», от 30 апреля 2003 года №...полностью>>
'Реферат'
Развитие рыночных отношений в нашей стране устранило многолетнюю монополию на туристскую сферу. Россия стремительно устремилась в ХХI век, несущий но...полностью>>
'Документ'
и древнегреч.).} Эзре Паунду il miglior fabbro. {*} {* Мастеру выше, чем я (итал.).} I. ПОХОРОНЫ МЕРТВЕЦА Апрель жесточайший месяц, гонит Фиалки из м...полностью>>
'Документ'
1. Наука является средством познания объективной реальности. Значительное место в жизни общества занимает юридическая наука. Она на основании изучени...полностью>>

Курс Философии и Философии Науки ХХI века для студентов физического факультета мгу им. М. В. Ломоносова. 2009 года (5)

Главная > Лекции
Сохрани ссылку в одной из сетей:

45

Студенты Физ. МГУ (2009/Ч1/Разд.1(4)04) Понедельник, 16 марта 2009 г

Работа выполнена Афанасьевой Мариной Владимировной, группа 438-538

(Кафедра Нейтронографии)

,© Mark V. Zhelnov. Students Lectures. 2009.

Курс Философии и Философии Науки ХХI века

для СТУДЕНТОВ физического факультета

МГУ им. М.В. Ломоносова.

2009 года

проф. М.В. Желнова

(февраль - май, сентябрь - декабрь 2009, январь 2010, Москва)

Лекции: каждая по 90 минут - 45 /-5 мин перерыв-/ + 45

Лекции в первом семестре 09.00. – 09.45; 09.50- 10.35. ауд. 5-18.

Семинар в первом семестре: 10.50 – 11.35; Консультации 11.40 – 12.25 - 13.30.

И далее до упора.

Задание:

1.Студенческая запись полного текста ( только двусторонняя печать, Поля: верхнее, нижнее - 2 см, левое – 3 см, правое – 1,5 см. Times New Roman, Основа -12 [Остальное- изменение шрифта, жирность, курсив, подчёркивание , как в образцах], интервал 1,3 ), с “фонариками” (внутри «от центра»,курсив-жирный),

Помимо проделанной концептуализации «фонариками»,

2.Ещё Две Концептуализации по логике прочитанной лекции

(не менее 2-х страниц каждая)

Одна - С конца к началу ,а другая с начала к концу

Кроме того

3.Пять серьёзных аналитических рассуждений

об актуальности поставленных на этой лекции проблем

из интеллектуальной жизни нашей Страны на 09 февраля 2009 .г

(не менее 2-х страниц каждое отдельно по всем 5-ти

всегда поставленным проблемам. И одно – 6-ое - шуточное.)

Название (одним предложением сразу) неожиданно возникшей и избранной Вами проблемы,

в чём состоит её противоречивость,

несколько возникающих из-за этого частных вопросов,

Ваш анализ, (обязательно с «фонариками»),

Логическая последовательность и

Итог рассуждений.

ЧАСТЬ 1

История философии как философия
и философия как история философии

Лекция №4 (2009)

Основные этапы саморазвития философских идей Античности и важнейшие проблемы западноевропейских философских традиций с позиции Сегодняшнего Дня и Сегодня.( Нужно заметить, что часто эти понятия путают. Одно дело я то, там, дано, теперь рассматриваю таким образом а не таким в зависимости от моих задач я по-разному смотрю туда, а другое дело – Сегодня (другой аспект), как эти идеи живут сейчас, когда мы их не выделяем.)

Саморазвитие перехода от проявления размытого отношения бытия вообще и сознания вообще к возникновению, формированию и к становлению зачатков противопоставления одного другому

(Гераклит и Парменид, Платон и Аристотель, Плотин и Августин).

Проблемы:

  1. Первоначало современности и современность первоначала. Проблема самотворения осевого времени человечества (самовьяктор) самоопределение «предмета» философии в античные тысячелетия (8-5 в до н.э. – 5 в. Н.э. ). Поиски начала, совпадающего с концом. Само и не само. Шаг. Античные праэпистемы и наука матема. неопределенность и определенность (Сократ).

  2. Возникновение: досократики (фисиологи), гераклито-парменидовская коллизия и Эпикур. Двойственность идей софистов, Сократа, Платона и Аристотеля в свете учения об Алетеи «Мартина Хайдегера» в 21 веке. Проблема Ксенофона, эйтетическая метафизика. Неопределенность определенного. Гераклит и Парменид.

  3. Становление античной философии Аристотель и перипатетики, пессимизм киников и скептиков, стоицизм и пифагореизм. Борьба идей о роли открытых и закрытых общественных устройств в Античности (по Кану Попперу). Рационалистическая метафизика. Определенность неопределенного.

  4. Возвращение к основным идеям Античности и Ранней Античности на новом уровне платоники и платоновскопифагорейский неоплатонизм Плотина, Прокла и Александрийский школы. «Двурезийные крайности мистики и натурализма» (по Юргену Хабермату) самосознание индивида «самосознание» исповеди Августина Блаженного, как начавшийся переход к метафизике сверхъестественного, божественного. Прогносисы и наукогносисы (лектон). Символическая метафизика. Определенность и неопределенность. Плотин и Августин

  5. Идеи поздней античности. Начало противопоставления субъекта объекту субстанции. Эвристика для Сегодняшнего дня.

Литература

к Студенческой лекции № 4 (16 марта 2009)

Основные этапы саморазвития философских идей Античности и важнейшие проблемы западноевропейских философских традиций с позиции Сегодняшнего Дня и Сегодня.

Саморазвитие перехода от проявления размытого отношения бытия вообще и сознания вообще к возникновению, формированию и к становлению зачатков противопоставления одного другому

(Гераклит и Парменид, Платон и Аристотель, Плотин и Августин)

Учебно-справочная:

  1. Канке Виктор Андреевич. «История философии» новая мыслительная библиотека Москва – Обнинск 2007 ч1:философия античности гл 2 «Ранняя философия человека», гл3 «Философия Платона», гл.4 «Философия Аристотеля», гл5 «Эллиптическая философия», гл6 «Философия Римской империи» стр. 27-82; ч2 «средневековая философия» гл3 «Истоки средневековой философии» стр. 85-95. Особое внимание на приложение 2 стр. 404-405 (хронология).

  2. Плотин А.Ф.. «История античной философии в конспективном изложении»3-е издание Москва «Черро» 2005

  3. Платон «Государство» Санкт-Петербург «Наука» 2007 серия «Слово о сущем» том 53

Дополнительная:

  1. «Философия природы в античности и в средние века» Москва «Прогресс-традиция» 2007.

  2. Августин Блаженный «Исповедь» издание Сретинского монастыря 2007.

  3. Жан Бофре «Диалог с Хайдеггером» изд. «греческая философия» Санкт-Петербург. Владимир Даль 2007 .Прокл «Комментарии к Пармениду Платона» Санкт-Петербург мир 2007

  4. Диоген Флоэсский. «Сказки о жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» Москва «Терра» 2009-04-22.

  5. Пакутин В.А. «Вечное возвращение и античность» журнал «Вопросы философии» 2008 №2 стр163-166.

  6. Григорьев «Вопросы философии» 2009 № 2 стр38-49

Основная цель сегодняшней лекции

Во-первых, показать, что такое Античная философия, т.к. Античность- это тысячелетия, в течение которых западное человечество Европы заложило основы, на которых мы и живем и подспудно питаемся их истоками. Проходило несколько этапов и, в отличие от предыдущих представлений досократики, натурфилософии (Платон, Аристотель), главное состоит в том, что вершины, согласно современным исследованиям специалистов, это не ранний период, а поздний (Плотин, Прокл и другие неоплатоники). Хочу показать, что все это происходило не в представляемых, как правило, Греции и Плотины, а это огромный мир всего Средиземного моря: это расположенная по всему берегу Малая Азия (нынешние времена), Эгейское море, Крым, Феодосия, также Батуми («золотое руно») и огромное количество островов, существовавших автономно. И, далее, наоборот, на Запад: Адриатическое море, Италия, Сицилия, побережье Малой Азии, также Египет и некоторые другие места.

Во-вторых, я постараюсь показать все представления Античной философии, внутреннюю причину самоизменения идей (если вы выдвинули какие-то идеи, то они постепенно саморазвиваются). Хочу напомнить, что хотя и созданы были учения интересные, но все-таки в пределах определенного круга мыслей человечества, что окончательной мысли нет, что потом она сольется с каким-то другим течением, а все, что мы знаем о древней Греции, и вообще об этом периоде, - все это знание придуманные, и нельзя точно сказать так оно или не так, что существуют разные подходы:

1)библейский (религиозный)

2)хронологический

3)эквиденсциальный

4)культурный

и, с точки зрения автора, который пишет, каждый раз другая история философии. Но поскольку все сразу охватить мы не можем, «отправным пунктом » мы выбрали эпистемологическую схему, т.к. она ближе к нам, ведь в основе наших представлений лежит следующая простая идея: «Что я могу сказать, как было в действительности, пока я это не познал», - само по себе это неверно, но есть такая точка зрения, она называется эпистемологической, связанной с познанием и мы ближе всего именно к этой концепции.

1. Первоначало современности и современность первоначала. Проблема самотворения осевого времени человечества (самовьяктор) самоопределение «предмета» философии в античные тысячелетия (8-5 в до н.э. – 5 в. Н.э. ). Поиски начала, совпадающего с концом. Само и не само. Шаг. Античные праэпистемы и наука матема. неопределенность и определенность (Сократ).

Н

Концепция самотворения осевого времени человечества

ачнем с проблемы первоначала современности и современности первоначала:

Если вы начинаете рассуждать и говорить о том, что есть начало и предшествование, что совершенно разные вещи, то также, когда вы опираетесь как бы на рациональное свое знание, то вы опираетесь на идею предшествования (случилось так, потому что раньше было предшествование, опора (царизм, Иван Грозный). Т.е., условно, нужна определенная точка отправления, нельзя без конца ссылаться на прошлое, нужно где-то остановиться. Так и в нашей эпистемологической схеме, такой философ как Карл Ябстер создал концепцию самотворения осевого времени человечества, осевым временем человечества считается Античность (досократики и Сократ). Все мы помним картину, где Сократ держит в руках чашу с ядом, и, перед смертью, перед своими учениками, повторяет, что останется верен своему учению. С точки зрения общества на тот момент, убийство Сократа было правильно. Достоевский: «Всех, кто заставляет мыслить, надо уничтожать».

Надо исходить из учений Сократа о древних богах: «А как же мыслить-то?» - спрашивает он, сидя на одре центральной рыночной римской площади, где проходили греческие собрания. Сократ ничего не написал, но у него был ученик Платон, который впоследствии изложил все учения Сократа. Сам же Сократ утверждал лишь: «Я знаю, что я ничего не знаю» - не в смысле, что он ничего не знает, но знает очень мало и знать неопровержимую истину невозможно, т.к. она недосягаема.

С

Сократический метод маевтики

ократический метод маевтики: надо не придумывать, а самому подойти к истине, не слушая то, что говорят другие - здесь источник Античной философии. «Любовь к мудрости мудрецов» (знать нельзя, а любить можно, к чему-то двигаясь) - это привело к всеобщему поиску начала философии. На востоке: «Я умру, конечно, а теперь я переворачиваю и хочу узнать, что же было раньше, теперь я хочу посмотреть начало и конец». Возникает идея вечного возвращения (греческая формула, ее любил Аристотель): «Ничего нет нового под луной».

Вы думаете, что придумали или ввели что-то новое, но нет, это всего лишь новый виток.

О

Античные праэпистемы, докций

тсюда возникают вопросы: «Так, что само происходит и зависит от меня, и что происходит не само?». Есть основы в Античности, что мое представление о мире – это шар, замыкающий представления человека о мире, поэтому возникают античные праэпистемы (то, что лежит вне зависимости от нас: природа, мир, человек, физика - мы никогда не сможем дать точного определения этим понятиям, основные определения неопределимы). В Античной философии пытались показать что есть докций (некоторое мнение), но также существуют и более обоснованные понятия, не требующие обоснования и доказательства, но каким-то образом всеми используемые - они у древних греков и получили название матема (по-гречески, т.к. именно в математике на тот момент греки находили неопровержимые истины(2х2=4)).

В

Наука матема

озникла древнегреческая наука матема - немного лучше знания, нечто вроде математической неопровержимости. Здесь нужно учитывать, что древние греки относились к числам мистически, не пытаясь вывести жестких закономерностей, а, скорее, ища интересные факты: золотое сечение, три числа 3,4,5 - сумма квадратов первых двух дает квадрат последнего и т.д. «Возможно, - говорили древние греки, - существуют и другие похожие числа» - но, почему именно так, поддавалось на тот момент лишь мистическим объяснениям).

Осталось завершить первую проблему, поскольку мы уже выяснили, что есть представление о мире Античности как о некоем шаре - основная идея Сократа, которая послужила дальнейшим толчком в развитии философии, он разрушил определенность мифологического взгляда на мир у древних греков.

П

Миф, аутентичный миф

оясним значение слова «мифологический». Миф - смесь субъективного и объективного, только не надо себя при этом возвышать. «Так в чем же отличие подчас смешной и непонятной для нас мифологии греческой и миром настоящим, или, к примеру, миром науки?» - ни в чем, и сейчас люди живут в мире мифов. Жить не в мире мифов нельзя. То, что известно окончательно и точно – миф, общество строит свой мир: религия, наука, жизнь - проходят столетия и выясняется, что все это миф. Аутентичный миф - когда в данный момент мы не можем отличить, что действительно является истиной, а что всего лишь сказка, другими словами мы не можем объективно определить степень его истинности.

2. Возникновение: досократики (фисиологи), гераклито-парменидовская коллизия, Эпикур. Двойственность идей софистов, Сократа, Платона и Аристотеля в свете учения об Алетеи «Мартина Хайдегера» в 21 веке. Проблема Ксенофона, эйтетическая метафизика. Неопределенность определенного. Гераклит и Парменид.

М

Логос, фисиологи, досократики, гераклитов-парменидовская коллизия, пантарейн

ы выяснили, что существует живой космос, появляется логос - некий всеобщий разум-это все определяющая проблема.

Далее мы переходим к проблеме возникновения, (поиск начала, совпадающего с концом). Возникают так называемые фисиологи. Натурфилософы, которые старались дать максимально простые ответы на вопросы философии получили название досократики, т.к. жили до Сократа. Примеры фундаментальных ответов досократиков: «Если мне на лоб седет комар, и я его раздавлю, то там будет вода, значит, в основе всего мира лежит вода (Фалес); без воздуха я жить не могу - в основе мира лежит воздух»- и т.д. Наиболее глубокие учения досократиков принадлежат Гераклиту и Пармениду (гераклитов-парменидовская коллизия). Гераклит был родом из Миета (Малая Азия) - царь, который отказался от престола и занимался философией. «Что же лежит в основе?» - говорил он. А дело в том, что «все течет, все изменяется». Пантарейн - знаменитый греческий термин, «все течет».

К

Эллиада

онечно, это выражение не принадлежит Гераклиту, но полностью соответствует основной идее его учения. Так что же лежит в основе? Огонь, который сжигает все, и борьба противоположностей (тьмы и света, лета и зимы).

Апории Зенона

В Элее (Италия) возникло другое течение - Эллиада и его представителем был Парменид. Он говорил, что все, что мы сейчас видим - лишь иллюзия, на самом деле все стабильно, т.е. не изменяется. То, что есть – это бытие, настоящее, а то, что мы с вами видим – это небытие, ненастоящее.

Не будем подробно останавливаться на идеях Парменида, наиболее понятно его идеи изложены в трудах Зенона из Элеи, учеником Парменида. Здесь мы можем вспомнить знаменитые апории Зенона (как доказать, что в основе все не изменяется): «стрела Зенона» (в мире летит стрела, но, если подумать, то в каждый момент она находится в какой-то определенной точке, следовательно, покоиться, ее полет - лишь иллюзия, поэтому есть что-то неизменное, бытие, которое определяет небытие), «Ахилес и черепаха» (Ахилес никогда не сможет догнать черепаху) и другие.

И

Демокрит: «весь мир состоит из неделимых частиц», Эпикур

так, одно учение говорит, что все изменяется, другое, напротив, утверждает, что все не изменяется и все изменения - иллюзия. Возник единственный способ решения коллизии: Демокрит предложил представить, что весь мир состоит из неделимых частиц, атомов. Но частицам надо где-то двигаться - возникает пространство. Немного позднее Эпикур из этических соображений создал другую концепцию: атомы способны отклонятся ( «клинама» - отклонение). Он считал, что отклонения возможны, т.к. страшно жить, если все определено.

Софисты учили, что все относительно, и ценно лишь материальное (деньги): «Заплати, и я докажу тебе все, что хочешь».

С

Аллетеи, эйтетическая метафизика

ократ хотел все-таки из относительного выделить что-то обьективное - в этом и состоит его заслуга. Вместе с Платоном они разработали аллетеи (современное название). Идея: «Есть что-то от нас независимое (аллетея-истина), она то приоткроется, то снова станет недосягаемой», - в идее Хайдеггера это получило название эйтетической метафизики - «И наоборот: все, что является определенным, становится неопределенным». Идея неопределенности позволила софистам «вести людей», т.к. согласовать все точки зрения невозможно.

3. Становление античной философии Аристотель и перипатетики, пессимизм киников и скептиков, стоицизм и пифагореизм. Борьба идей о роли открытых и закрытых общественных устройств в Античности (по Кану Попперу). Рационалистическая метафизика. Определенность неопределенного.

К

Концепция государства, мир идей

огда античная философия начала укрепляться, возникли идеи Платона и Аристотеля. Платон создал концепцию государства (Аристотель ее развил впоследствии): сначала существует тирания, дойдя до крайности, она разрушается, возникает демократия, которую сменяет охлократия (тот, кто ничего не знает - нищий), затем снова возникает тирания, демократия и т.д.

Платон: «Одно дело наш мир, другое дело - другой мир, мир идей. Потому что есть человек, а есть идея человека, есть стол, а есть столость – идея стола. В мире идей жизнь прекрасна, там есть справедливость, в то время как мы живем в мире теней (образ пещеры)».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Курс Философии и Философии Науки ХХI века для студентов физического факультета мгу им. М. В. Ломоносова. 2009 года (6)

    Лекции
    1.Студенческая запись полного текста ( только двусторонняя печать, Поля везде по 1,5 см. Times New Roman, Основа -12 [Остальное- изменение шрифта, жирность,
  2. Курс Философии и Философии Науки ХХI века для студентов физического факультета мгу им. М. В. Ломоносова. 2009 года (3)

    Лекция
    Эстетика, эстетическое и эстетичность. Философствования по независимым отдельным проблемам, причудливо вышедшим на первый план в 21 веке на 09 ноября 2009 года в аудитории 5-19 на Физическом факультете.
  3. Курс Философии и Философии Науки ХХI века для студентов физического факультета мгу им. М. В. Ломоносова. 2009 года (1)

    Лекции
    1.Студенческая запись полного текста ( только двусторонняя печать, Поля: верхнее, нижнее - 2 см, левое – 3 см, правое – 1,5 см. Times New Roman, Основа -12 [Остальное- изменение шрифта,
  4. Курс Философии и Философии Науки ХХI века для студентов физического факультета мгу им. М. В. Ломоносова. 2009 года (2)

    Лекции
    1.Студенческая запись полного текста ( только двусторонняя печать, Поля: верхнее, нижнее - 2 см, левое – 3 см, правое – 1,5 см. Times New Roman, Основа -12 [Остальное- изменение шрифта,
  5. Курс Философии и Философии Науки ХХI века для студентов физического факультета мгу им. М. В. Ломоносова. 2009 года (4)

    Лекции
    1.Студенческая запись полного текста ( только двусторонняя печать, Поля: верхнее, нижнее - 2 см, левое – 3 см, правое – 1,5 см. Times New Roman, Основа -12 [Остальное- изменение шрифта,

Другие похожие документы..