Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Информатика в настоящее время занимает одно из ключевых мест в науке и технике. Однако, полного единства взглядов по поводу определения информатики е...полностью>>
'Расшифровка'
КР – кредитные ресурсы, используемые для приобретения имущества, плата за которые осуществляется в расчетном году, млн. руб.; OCн и OCк – расчетная ос...полностью>>
'Документ'
Родился 3 мая (15 н.с.) в Киеве в семье профессора Киевской духовной академии. "Семья Булгаковых — большая, дружная, культурная, музыкальная, те...полностью>>
'Методические рекомендации'
по подготовке рефератов сотрудниками следственных подразделений органов внутренних дел, проходящих повышение квалификации в Нижегородской академии МВ...полностью>>

Московский экономико-правовой институт (11)

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МОСКОВСКИЙ

ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ

ИНСТИТУТ

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

(СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 061100 «МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ)

Москва 2004

Обсужден на заседании кафедры менеджмента организации.

Протокол № 1 от 03.09.2004 г.

Одобрен Научно-методическим советом МЭПИ

Протокол № _______ от «___»____________2004 г.

Составитель: Юров В.М., кандидат технических наук, доцент

Рецензент:

Исследование систем управления: Учебно-методический комплекс/Сост.: Юров В.М. – М.: МЭПИ, 2004. – 30 с.




Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования 2000 г. (специальность 061100 – «Менеджмент организации»). Он определяет объем знаний по исследованию систем управления, содержит тематические планы изучения дисциплины студентами всех форм обучения и рекомендации по методическому обеспечению всех видов учебной работы.

                  ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Требования ГОС к обязательному минимуму содержания дисциплины

Исследования и их роль в научной и практической деятельности человека; объект и предмет исследования; системный анализ в исследовании управления; разработка гипотезы и концепции исследования системы управления; функциональная роль исследования в развитии систем управления; логический аппарат исследования систем управления; приемы анализа и обоснования; состав и выбор методов исследования систем управления; исследование управления посредством социально-экономического экспериментирования; тестирование в исследовании систем управления; параметрическое исследование и факторный анализ систем управления; социологические исследования систем управления; экспертные оценки в исследовании систем управления; рефлексионное исследование систем управления; планирование процесса исследования систем управления; организация процесса исследования систем управления; научная и практическая эффективность исследования; диагностика систем управления.

Цель преподавания дисциплины

Дисциплина «Исследование систем управления» входит в цикл специальной подготовки и призвана развить у студента творческие способности, стремление к исследовательской деятельности, мотивировать научный подход к управлению. Кроме того, в ходе изучения дисциплины будущие выпускники овладевают знаниями и навыками практического исследования управленческой деятельности. Все полученные в ходе изучения дисциплины знания, умения и навыки позволят будущим выпускникам:

  • грамотно анализировать состояние различных управленческих систем;

  • квалифицированно проводить исследования систем управления;

  • совершенствовать существующие системы управления в целях их эффективного функционирования.

Задачи изучения дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен:

  • знать роль и значение исследований систем управления в научной и практической деятельности человека;

  • овладеть методами исследования систем управления;

  • изучить методологию исследования систем управления;

  • освоить организацию планирования исследования систем управления;

  • уметь определять эффективность систем управления.

Основными формами освоения дисциплины являются лекции, семинары, самостоятельная работа. Студенты готовят доклады, фиксированные выступления, рефераты, выполняют курсовую работу.

Самостоятельная работа студентов включает: проработку лекционного материала, подготовку к семинарским занятиям, выполнение индивидуальных заданий.

Текущий контроль предназначен для проверки хода качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики проведения занятий. Он может проводиться в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем.

Итоговой формой контроля является экзамен, проводимый в период экзаменационной сессии.

Программа соответствует требованиям Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (2004 г.).

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Исследования и их роль в научной и практической деятельности человека.

Система управления как объект и предмет исследования. Понятие исследования. Понятийный аппарат исследования. Типология исследования. Характеристики исследования. Роль исследований в различных сферах деятельности человека. Исследование в практике управления. Функциональная роль исследования в развитии систем управления.

Тема 2. Методология исследования систем управления.

Проблемы в исследовании: возникновение, оценка, содержание. Структура и элементы проблемы. Определение и распознавание проблемы. Уровни постановки проблемы. Определение цели исследования. Разработка гипотезы и концепции исследования систем управления. Системный анализ в исследовании управлении. Основные принципы системного анализа. Основные подходы в системном исследовании. Процессуально-методологические схемы исследования. Структура процесса исследования систем управления. Структурно-функциональный анализ систем управления. Информационный анализ и его особенности. Параметрический анализ. Зависимость методологии и организации исследования от его предмета.

Тема 3. Фактологическое обеспечение исследования.

Понятие факта. Факт и информация. Фактология – отбор и анализ фактов. Комплекс фактов. Виды фактов. Свойства фактов. Использование фактов в исследовании. Факты и выводы. Оценка фактов. Истинность фактов. Объективизация исследования.

Тема 4. Состав и выбор методов исследования систем управления.

Классификация методов исследования систем управления. Эффективность, ограничения и условия использования различных методов. Сочетание и комбинация методов исследования. Использование компьютерной техники в исследовании систем управления.

Тема 5. Общенаучные методы исследования систем управления.

Состав общенаучных методов исследования. Логический аппарат исследования систем управления. Конструирование определений. Постановка вопросов в процессе исследования. Структура вопроса. Методы классификации, обобщения и типологии. Метод морфологического анализа. Методы доказательства. Методы моделирования. Приемы анализа и обоснования. Шкалирование и критерии оценок. Использование методов индуктивного и дедуктивного вывода. Использование общенаучных методов проведения исследования.

Тема 6. Конкретно-специфические методы исследования систем управления.

Методы изучения документов. Исследование систем управления посредством социально-экономического экспериментирования. Метод экспериментирования "Деловая игра". Метод тестирования. Параметрическое исследование и факторный анализ систем управления. Имитационное моделирование в исследовании систем управления. Социологические исследования систем управления Диагностический метод исследования систем управления. SWOT - анализ в исследовании систем управления.

Тема 7. Диверсифицированные методы исследования систем управления.

Диверсификация исследования. Состав и система диверсифицированных методов исследования. Методы интуитивного поиска в исследовании систем управления. Интуиция в деятельности человека. Стратегии интуитивного поиска в исследовательской деятельности. Выбор стратегии интуитивного поиска. Экспертные оценки в исследовании систем управления. Метод «мозгового штурма». Метод синектики в исследовании управлении: понятия и идеи, операторы, формирование и деятельность синектических групп. Методы проектирования концепций: дивергенции, трансформации и конверсии. Использование методов проектирования концепции и стратегия исследовательского мышления. Метод Мэтчера в исследовании управления: содержание метода, режим мышления.

Тема 8. Планирование и организация процесса исследования систем управления.

План исследования: необходимость, границы возможного и роль в организации. Этапы планирования: консультативный, предварительного составления, корректировки по ограничениям, утверждения. Особенности планирования исследований. Разработка программы исследования. Принципы организации исследования. Исследовательские группы. Разделение и кооперация исследовательской деятельности. Виды организации процесса исследования. Нормативное регулирование исследований и контроль. Оформление результатов исследования.

Тема 9. Научная и практическая эффективность исследования.

Исследовательский потенциал и принципы эффективности исследовательского процесса. Понятие эффективности исследования и основные факторы ее формирования. Исследовательский потенциал управления. Принципы обеспечения эффективности исследования. Пути оценки результатов исследования систем управления. Социальная и экономическая эффективность исследования. Исследования и повышение квалификации персонала управления.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по специальности 161100 «Менеджмент организации»

(очная форма обучения – 5 семестр)

тем

Наименование разделов и тем занятий

Количество часов

Всего

В том числе

Ауд.

Л

С, ПЗ

Лаб.

СРС

1

Исследования и их роль в научной и практической деятельности человека

10

6

4

2

4

2

Методология исследования систем управления

18

10

6

4

8

3

Фактологическое обеспечение исследования

6

4

4

0

2

4

Состав и выбор методов исследования систем управления

4

2

2

0

2

5

Общенаучные методы исследования систем управления

16

10

8

2

6

6

Конкретно-специфические методы исследования систем управления

14

8

6

2

6

7

Диверсифицированные методы исследования систем управления

18

10

6

4

8

8

Планирование и организация процесса исследования систем управления

20

12

4

8

8

9

Научная и практическая эффективность исследования

10

6

4

2

4

Курсовая работа

Экзамен

Всего за семестр

116

68

44

24

48

Итого за дисциплину

116

68

44

24

48

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по специальности 161100 «Менеджмент организации»

(очно-заочная форма обучения – 9 семестр)

тем

Наименование разделов и тем занятий

Количество часов

Всего

В том числе

Ауд.

Л

С, ПЗ

Лаб.

СРС

1

Исследования и их роль в научной и практической деятельности человека

10

3

2

1

7

2

Методология исследования систем управления

18

6

4

2

12

3

Фактологическое обеспечение исследования

6

2

2

0

4

4

Состав и выбор методов исследования систем управления

4

2

2

0

2

5

Общенаучные методы исследования систем управления

16

5

4

1

11

6

Конкретно-специфические методы исследования систем управления

14

3

2

1

11

7

Диверсифицированные методы исследования систем управления

18

4

2

2

14

8

Планирование и организация процесса исследования систем управления

20

4

2

2

16

9

Научная и практическая эффективность исследования

10

3

2

1

7

Курсовая работа

Экзамен

Всего за семестр

116

32

22

10

84

Итого за дисциплину

116

32

22

10

84

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по специальности 161100 «Менеджмент организации»

(заочная форма обучения – 9 семестр)

тем

Наименование разделов и тем занятий

Количество часов

Всего

В том числе

Ауд.

Л

С, ПЗ

Лаб.

СРС

1

Исследования и их роль в научной и практической деятельности человека

10

1,5

1

0,5

8,5

2

Методология исследования систем управления

18

2,5

2

0,5

15,5

3

Фактологическое обеспечение исследования

6

1

1

0

5

4

Состав и выбор методов исследования систем управления

4

1

1

0

3

5

Общенаучные методы исследования систем управления

16

3

2

1

13

6

Конкретно-специфические методы исследования систем управления

14

1,5

1

0,5

12,5

7

Диверсифицированные методы исследования систем управления

18

1,5

1

0,5

16,5

8

Планирование и организация процесса исследования систем управления

20

2,5

2

0,5

17,5

9

Научная и практическая эффективность исследования

10

1,5

1

0,5

8,5

Контрольная работа

Курсовая работа

Экзамен

Всего за семестр

116

16

12

4

100

Итого за дисциплину

116

16

12

4

100

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по специальности 161100 «Менеджмент организации»

(на базе высшего образования – 5 семестр)

тем

Наименование разделов и тем занятий

Количество часов

Всего

В том числе

Ауд.

Л

С, ПЗ

Лаб.

СРС

1

Исследования и их роль в научной и практической деятельности человека

10

3

2

1

7

2

Методология исследования систем управления

18

3

2

1

15

3

Фактологическое обеспечение исследования

6

2

2

0

4

4

Состав и выбор методов исследования систем управления

4

2

2

0

2

5

Общенаучные методы исследования систем управления

16

5

4

1

11

6

Конкретно-специфические методы исследования систем управления

14

3

2

1

11

7

Диверсифицированные методы исследования систем управления

18

3

2

1

15

8

Планирование и организация процесса исследования систем управления

20

4

2

2

16

9

Научная и практическая эффективность исследования

10

3

2

1

7

Курсовая работа

Экзамен

Всего за семестр

116

28

20

8

88

Итого за дисциплину

116

28

20

8

88

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по специальности 161100 «Менеджмент организации»

(на базе среднего профессионального образования – 5 семестр)

тем

Наименование разделов и тем занятий

Количество часов

Всего

В том числе

Ауд.

Л

С, ПЗ

Лаб.

СРС

1

Исследования и их роль в научной и практической деятельности человека

10

2

1

1

8

2

Методология исследования систем управления

18

3

2

1

15

3

Фактологическое обеспечение исследования

6

1

1

0

5

4

Состав и выбор методов исследования систем управления

4

1

1

0

3

5

Общенаучные методы исследования систем управления

16

5

4

1

11

6

Конкретно-специфические методы исследования систем управления

14

3

2

1

11

7

Диверсифицированные методы исследования систем управления

18

3

2

1

15

8

Планирование и организация процесса исследования систем управления

20

4

2

2

16

9

Научная и практическая эффективность исследования

10

2

1

1

8

Курсовая работа

Экзамен

Всего за семестр

116

24

16

8

92

Итого за дисциплину

116

24

16

8

92

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Исследования и их роль в научной и практической деятельности человека

Вопросы для обсуждения:

  1. Роль исследования в практике управления.

  2. Взаимоотношение теории и практики управления.

  3. Объект и предмет исследования системы управления.

  4. Характеристики исследования систем управления.

Задания для групповой работы

  • Определите цель, объект и предмет исследования в предложенной ситуации.

  • Опишите проблемную ситуацию (выделите проблему).

Тема 2. Методология исследования систем управления

Вопросы для обсуждения:

  1. Сущность диалектического и системного подхода к исследованию.

  2. Определение гипотезы. Структура гипотетического утверждения.

  3. Структура процесса исследования систем управления.

  4. Характеристика этапов проведения исследований

  5. Источники получения информации для проведения исследования системы управления.

Задания на групповую работу:

  • Сделайте предположение о проблеме в предложенной практической ситуации.

  • Обоснуйте гипотезу.

  • Определите подход к исследованию, в рамках которого выдвигается гипотеза.

Тема 3. Общенаучные и специфические методы исследования систем управления

Вопросы для обсуждения:

  1. Состав общенаучных методов исследования.

  2. Состав конкретно-специфических методов исследования.

  3. Сущность, эффективность, ограничения и условия использования метода социально-экономического экспериментирования.

  4. Сущность, эффективность, ограничения и условия использования социологических исследований систем управления.

  5. Экспертные оценки в исследовании систем управления.

  6. SWOT - анализ в исследовании систем управления.

Задания на групповую работу:

  • В предложенной практической ситуации обосновать необходимость использования экспертного метода проведения исследования системы управления.

  • Провести процедуру экспертного оценивания.

  • Обработать результаты оценивания.

Тема 4. Диверсифицированные методы исследования систем управления

Вопросы для обсуждения:

  1. Состав и система диверсионных методов исследования.

  2. Интуиция в исследовательской работе. Стратегии интуитивного поиска, их выбор.

  3. Метод «мозгового» штурма. Использование метода.

  4. Метод синектики. Использование метода.

  5. Правила честных исследований и личные качества исследователя.

Тема 5. Исследование и оценка деятельности конкретного подразделения в системе управления

Задания на групповую работу:

  1. В предложенной практической ситуации сформулировать цели и задачи исследования.

  2. Провести структурный анализ подразделения.

  3. Провести функциональный анализ подразделения.

  4. Провести информационный анализ.

  5. Оценить деятельность подразделения.

  6. Оформить результаты исследования.

Тема 6. Планирование и организация процесса исследования систем управления

Вопросы для обсуждения:

  1. Программа исследования: структура, разработка и содержание.

  2. Планирование исследования систем управления.

  3. Организация исследования: условия, требования, виды.

Задание на групповую работу:

  • В предложенной ситуации (описана история предприятия и проблема исследования) составьте план проведения исследования.

  • Сделайте предположения о трудностях, которые возможны при реализации плана.

Тема 7. Научная и практическая эффективность исследования систем управления

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие эффективности исследования и основные факторы ее формирования.

  2. Принципы обеспечения эффективности исследования.

  3. Определение научной эффективности исследования.

  4. Своевременность проведения исследования систем управления.

  5. Практическая эффективность исследования: полнота, достоверность и точность полученных результатов.

Задание на групповую работу.

Разработать критерии для оценки эффективности исследования.

ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ

  1. Система управления в качестве предмета исследования.

  2. Типология и характеристики исследования. Исследование в практике управления.

  3. Функциональная роль исследования в развитии систем управления.

  4. Разновидности проблем в социально-экономических системах и методологические принципы их исследования.

  5. Структура и элементы проблемы.

  6. Цели и функции исследования в практике развития управления.

  7. Понятие гипотезы и ее роль в построении исследовательской концепции.

  8. Разработка и доказательство гипотезы.

  9. Концепция исследования в изучении проблем управления: конструирование и реализация.

  10. Использование диалектических принципов в исследовании управления.

  11. Основные черты системного подхода к исследованию проблем управления.

  12. Структурный анализ систем управления.

  13. Функциональный анализ систем управления.

  14. Информационный анализ систем управления.

  15. Фактология и теория: их роль и отношения в исследовании управления.

  16. Виды и свойства фактов. Использование фактов в исследовании.

  17. Состав общенаучных методов исследования. Методы дедукции и индукции, наблюдения.

  18. Состав общенаучных методов исследования. Эксперименты, методы измерения и оценки.

  19. Правила классификации, декомпозиции, стратификации и типологии и их использование в исследовании управления.

  20. Функции вопроса в исследовании деятельности человека. Конструкции вопросов и правила их корректности.

  21. Приемы доказательства. Основные виды доказательства и их характеристики.

  22. Шкалирование и критерии оценок.

  23. Тестирование как метод получения информации для исследования проблем управления.

  24. Классификация конкретно-специфических методов исследования систем управления.

  25. Эффективность, ограничения и условия использования различных методов исследования систем управления.

  26. Экспериментирование в исследовании социально-экономических проблем. Эксперимент в управлении.

  27. Организация и оценка результатов эксперимента.

  28. Исследование систем управления посредством имитационного моделирования.

  29. Разновидности моделей и условия их использования в исследовании практических проблем управления.

  30. Использование компьютерной техники при моделировании систем управления.

  31. Показатели состояния систем управления: состав, конкуренции, валидность. Анализ показателей.

  32. Показатели статики и динамики управления, элементов и связей, функционирования и развития.

  33. Виды социологических исследований. Использование социологических исследований в изучении управления.

  34. Процедуры и организация социологических исследований.

  35. Эффективность и оценка результатов социологических исследований.

  36. Методология и организация экспертных оценок. Состав экспертов.

  37. Обеспечение объективности и достоверности экспертных оценок.

  38. Обработка результатов экспертного обследования.

  39. Состав и система диверсифицированных методов исследования. Методы интуитивного поиска в исследовании систем управления.

  40. Интуиция в деятельности человека. Стратегии интуитивного поиска в исследовательской деятельности.

  41. Метод «мозгового штурма» в исследовании систем управления.

  42. Метод синектики в исследовании управлении: понятия и идеи, операторы, формирование и деятельность синектических групп.

  43. Методы проектирования концепций: дивергенции, трансформации и конверсии.

  44. Планирование исследования управления. Типовые проблемы организатора исследования.

  45. Программы исследования.

  46. Организация исследования в практической деятельности по управлению организацией.

  47. Исследовательские группы. Разделение и кооперация исследовательской деятельности.

  48. Факторы, определяющие эффективность исследования управления.

  49. Социальная и экономическая эффективность исследования.

  50. Критерии оценки эффективности исследования систем управления.

  51. Оформление результатов исследования.

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

  1. Коротков Э.М. Исследование систем управления. - М.: ЮНИТИ, 2001.
  2. Мишин В.М. Исследование систем управления. Учебное пособие для студентов заочного образования. - М.: Инфра-М, 2002.

  3. Игнатьева А.В. Исследование систем управления. - М.: ЮНИТИ, 2002.

  4. Мухин В.И. Исследование систем управления. Анализ и синтез систем управления. – М.: Финансы и статистика, 2002.

Дополнительная литература

  1. Варжапетян А.Г., Глущенко В.В. Системы управления. - М.: Инфра-М, 2000

  2. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Исследование систем управления. - г. Железнодорожный: ООО НПЦ «Крылья», 2001.

  3. Коласс Б.. Управление финансовой деятельностью предприятия. Проблемы, концепции и методы. Учебное пособие \ перевод с франц.- М.: Финансы. ЮНИТИ. 1997.

  4. Титоренко Г.А. Информационные технологии в управлении. – М.: ЮНИТИ, 2002

  5. Черкасов Ю.М. Информационные технологии управления. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2003.

СОДЕРЖАНИЕ

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………...

3

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………….

4

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ……………………………………………………………

6

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ………………………………………………..

11

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ………………...

13

ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ……………………………………………………………

15

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………………..

18



















Лицензия на издательскую деятельность

Комитета Российской Федерации по печати

Серия ЛР № 071814 от 10.03.1999 г.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Московский экономико-правовой институт



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Московский экономико-правовой институт (1)

    Учебно-методический комплекс
    Причины возникновения кризисов и их роль в социально-экономическом развитии. Разновидности кризисов. Особенности и виды экономических кризисов. Потребность и необходимость в антикризисном управлении.
  2. Московский экономико-правовой институт (5)

    Учебно-методический комплекс
    Общая теория управления. Закономерности управления различными системами. Управление социально-экономическими системами (организациями). Методологические основы менеджмента; инфраструктура менеджмента; социофакторы и этика менеджмента;
  3. Московский экономико-правовой институт (6)

    Учебно-методический комплекс
    Сущность качества и управления им, основные методы управления качеством, сферы приложения методов управления качеством; квалиметрия как наука, ее роль, методы и области практического применения.
  4. Московский экономико-правовой институт (9)

    Лекция
    Исто­рия государства и права зарубежных стран относится к числу тех общественных наук, которые принято называть историко-правовыми, поскольку они имеют прямое отно­шение как к науке истории, так и к науке о государстве и праве.
  5. Московский экономико-правовой институт (2)

    Учебно-методический комплекс
    Функции решения в методологии и организации процесса управления; типология управленческих решений; условия и факторы качества управленческих решений; модели, методология и организация процесса разработки управленческого решения; целевая
  6. Московский экономико-правовой институт (3)

    Учебно-методический комплекс
    Понятие информации, общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации; технические и программные средства реализации информационных процессов; инструментарии функциональных задач; алгоритмизация и программирование;

Другие похожие документы..