Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
считают, что хозяева этих животных приобретают привычки и черты характера своих питомцев. Владельцы кошек в Америке тратят на них почти 2 миллиарда до...полностью>>
'Рабочая программа'
Рабочая программа основана на требованиях Федерального государственного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 231...полностью>>
'Урок'
Пояснение: На подготовительном этапе учащимися класса проанализированы стихотворения сборника А.И.Пичкова «Эту песню у ветров подслушал утром». Один ...полностью>>
'Занятие'
Развивать умения выделять главное в изучаемом материале; сравнивать точки зрения различных историков; обобщать полученные сведения из исторических ист...полностью>>

Тема № Общение и его место в психологии

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Тема № 1.
Общение и его место в психологии.

Общение – это многогранный процесс, изучаемый разными науками:

- психологией,
- философией,
- социологией,
- педагогикой,
- лингвистикой и д.р.

Общение – это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равноправными партнерами и приводящая к возникновению психического контакта, который проявляется в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании и взаимопонимании. Психический контакт характеризует общение как двустороннюю деятельность, предполагающую не только взаимосвязь между людьми, но и сопереживание, взаимный обмен эмоциями.

Общение полностью захватывает основные виды чувств. Продуктивное общение требует от человека высокой психологической культуры, а также постоянного изучения и учета эмоциональной стороны отношений. Тот, кто считает, что понятие «чувства» неприменимо, способен вызвать многочисленные и дорогообходящиеся конфликты. Многие встречались со штампами: «поговорим по-деловому», «оставим наши чувства в стороне», «наша работа - это дело, и никаких эмоций» и т.д.

Давайте вместе вспомним какие основные виды чувств существуют (3 группы)?

Как они делятся по устойчивости и силе?

Чем они отличаются от эмоций?

И, наконец, что это такое в понимании психологии?

Чувства – это своеобразное личностное отношение человека к окружающей действительности и самому себе.

Чувства определяются потребностями, мотивами, стремлениями, особенностями его воли, характера.

Два класса эмоциональных явлений:

1) собственно эмоции как простейшие эмоциональные переживания, связанные с удовлетворение естественных потребностей человека.

2) чувства, которые имеют более сложные образования, включают в себя отношения и связаны с удовлетворением или неудовлетворением культурно-социальных потребностей человека

Чувства:

  • присуще только человеку,

  • они связаны с удовлетворением потребностей,

  • имеют более стабильный и устойчивый характер и не зависят от ситуации,

  • они носят корковый характер, где участвует лобная кора головного мозга.

Чувства делятся на 3 группы:

  • моральные – отношение личности к поведению людей и своему собственному. Носят социальный характер и имеют сложные и многогранные проявления, их особенность проявляется в активной деятельности человека;

  • интеллектуальные – переживания возникающие в процессе умственной деятельности, осуществляется познавательная деятельность, проявляется юмор, ирония, чувство нового;

  • эстетические – восприятие и создание прекрасного.

Чувства по силе и устойчивости разделяются на:

  • страсть – сильные и стойкие чувства, порождающие неослабевающую энергию, направленную на достижение цели. Страсть – это выражение глубокого избирательного отношения к миру.

  • увлечения – это менее устойчивое образование, органически не связанное с основными жизненными установками личности.

Возникает вопрос, разве чувства – не часть нас самих и разве они не влияют на наши решения, нашу работу, нашу жизнь? Разум и эмоции – неразрывные составляющие человека. Все попытки отделить чувства, подавить их или даже запретить бесперспективны, и в конечном счете вредны. Чувства, подавленные и скрытые, не исчезают, они воздействуют изнутри и часто проявляются в еще более острых формах. Известно, что эмоциональное в человеке многократно перевешивают рациональное в нем. Это знание способно приносить весомую дань тому, кто будет разумно воздействовать на это самое слабое место человека.

Спросите себя: какого собеседника вам легче всего убедить в своей правоте – того, который вам симпатизирует или того, кто к вам относится с явной антипатией? Ответ очевиден. При прочих равных условиях, люди легче воспринимают позицию того человека к которому испытывают эмоционально-позитивное отношение и, наоборот, труднее принимают (и не редко отвергают) того человека, к которому испытывают эмоционально-негативное отношение.

Как управлять этим фактором и располагать к себе людей. Существует категория людей, которая умеет располагать к себе индивидов, практически сразу завоевывать доверие, вызывать к себе чувство симпатии, т.е формировать аттракцию (в переводе с латинского – привлечение, притяжение) Анализ поступков таких людей показывает, что в процессе общения они используют психологические приемы формирования аттракции, приемы, которые, как правило скрыты от собеседника.

Итак, определение: Аттракция – привлекательность, влечение одного человека к другому, сопровождающееся положительными эмоциями.

Во время общения с партнером на наши органы чувств поступает огромное количество сигналов. Но не все они осознаются. Например, вы беседуете с человеком, но не можете, закрыв глаза, назвать цвет его галстука. Сигнал, который воздействовал на наши органы чувств, но не был зафиксирован, может и исчезнуть для вас бесследно, а может и нет. Все зависит от того, насколько этот сигнал значим для вас, несет ли он в себе достаточный эмоциональный заряд. Минуя сознание, эмоционально-значимый сигнал остается в сфере бессознательного и оттуда оказывает свое влияние, которое проявляется в виде эмоционального отношения.

Что произойдет, если в процессе общения послать партнеру сигналы таким образом, чтобы, во-первых, сигнал имел для партнера достаточное эмоциональное значение, во-вторых, чтобы это значение было для него позитивным, а в-третьих, чтобы партнер по общению осознал этот сигнал?

Возникает такой эффект:

  • Партнер по общению будет утверждать, что «чем-то это общение было приятным»,

  • «что-то в нем есть располагающее».

Если же повторить это несколько раз, то у партнера будет вырабатываться достаточно стойкое эмоционально-позитивное отношение. Расположив к себе таким образом человека, т.е. сформировав аттракцию вы с большей вероятностью добьетесь принятие им вашей позиции, его внутреннего согласия с ней.

Какие на ваш взгляд существуют приемы формирования аттракции?

Приемы формирования аттракции:

I. ПРИЕМ «имя собственное».

Он основан на произнесении вслух имени (или имени-отчества) человека с которым предстоит общаться. Это не только вежливость. Звук собственного имени вызывает у человека не всегда осознаваемое им чувство приятного. Карнеги писал, что звучание собственного имени для человека – самая приятная мелодия.

Каков же психологический прием возникновения приятного ощущения.

Его составляющие:

  • Имя, присвоенное данной личности, сопровождает его от первых дней жизни и до последних. Имя и личность неразделимы.

  • Когда к человеку обращаются, не называя его по имени, - это «обезличенное» обращение. В этом случае говорящего интересует человек не как личность, а лишь как носитель определенных служебных функций. Когда же к человеку обращаются и при этом произносят имя, то вольно или невольно, показывают внимание.

  • Каждый человек претендует на то, что он личность. Когда эти претензии не удовлетворены, мы ощущаем свою ущемленность.

  • Если человек получает подтверждение, что он личность, то это не может не привлечь внимания.

  • Чувство удовлетворения всегда сопровождается положительными эмоциями, которые необязательно осознаются человеком.

  • Человек всегда стремится к тому, кто или что вызывает у него положительные эмоции.

  • Если нЕкто вызывает у нас положительные эмоции, то он невольно притягивает к себе, формирует аттракцию.

Попробуйте, например, встречаясь утром со своими коллегами к фразе «доброе утро» прибавить его имя или имя-отчество.

Стараясь зразу запомнить имя-отчество человека, с которым мы беседуем – мы вызываем приятное чувство, которое непременно вернется.

II. ПРИЕМ «зеркало отношения».

Ваш личный опыт общения подтверждает, что доброе и приятное выражение лица, легкая улыбка невольно притягивают.

Каков психологический механизм этого притяжения?

  • Большинство людей искренне улыбаются своим друзьям, а не врагам.

  • Если при общении с нами у человека доброе выражение лица, мягкая улыбка, то скорее всего это сигнал – Я ваш друг.

  • Друг – это уже единомышленник.

  • Одной из ведущих потребностей человека (пирамида Маслоу) Какая? Это потребность в безопасности и защищенности. Т.е. это уже удовлетворение одной из важнейших потребностей человека.

  • Человек всегда стремиться к тому, что у него вызывает положительные эмоции, следовательно, это также формирует аттракцию.

Возникает вопрос. Умеете ли вы улыбаться тогда когда вам это необходимо, т.е по заказу? В нашем контексте легка улыбка – это и приветствие, это и сочувствие, и ободряющая, и сопереживающая. Если вам трудно улыбаться по заказу, начните с того, что хотя бы утром улыбнитесь своему отражению в зеркале.

III. ПРИЕМ «Комплименты».

Это слова, содержащие небольшое преувеличение достоинств, которые желает видеть в себе собеседник. Это один из приемов, формирующих аттракцию.

Существуют правила применения «золотых слов». Не зная этих правил, можно против своего желания навредить и превратить эти слова в банальность, в лучшем случае.

  • Необходимо отличать лесть от комплимента. («Тебе очень идет этот цвет». Или: «Ты самая красивая».) Необходимо знать, что лесть грубее комплимента и может быть отвергнута из-за неправдоподобности. Но есть люди, которым лесть нравится.

  • Так же хорошо бы знать, что нельзя отождествлять комплимент и похвалу. Похвала – это положительная оценка.

  • Комплимент всегда подразумевает наличие фактической основы. Недопустимо, чтобы комплименты противоречили фактам. Например, вы не спали всю ночь, у вас мешки и синяки под глазами, а вам говорят, что вы прекрасно выглядите. Это может восприниматься как насмешка.

  • Комплимент должен быть краток, содержать одну или две мысли, но не должен содержать поучений.

  • Хороший комплимент – это улыбка, хорошее настроение.

  • «Один смысл» - отражение только позитивного качества, избегание двойного смысла. Пример. «Слушая ваши беседы, я каждый раз поражаюсь вашей способности тонко остроумно уходить от ответа». Здесь нарушено правило – данное качество можно отнести как к положительному так и отрицательному.

  • «Без гипербол» - отражаемое качество в комплименте не должно иметь большого преувеличения. Пример. «Я всегда поражаюсь вашей аккуратности и пунктуальности» - сказал руководитель, принимая отчет от подчиненного. Того эти слова не только поразили, но и изумили. Во-первых, за ним ходит сух, что он непунктуален, а во-вторых, что он не отличается аккуратностью. В-третьих, в данный момент не было повода для таких слов и не было причины.

  • «Высокое мнение» - важным фактором в результативности этого приема является собственное мнение человека об уровне отраженных в комплименте качеств. Предположим, что человек твердо знает, что уровень этого качества у него гораздо выше, чем сказано в комплименте. Пример. Предположим, человек прекрасно знает, что у него действительно феноменальная память. Вдруг он слышит: «Как вам удалось запомнить этот номер телефона? У вас блестящая память!» Это уже не комплимент, а банальность.

  • «Без дидактики» - это правило заключается в том, что комплимент должен констатировать наличие данной характеристики, а не содержать рекомендаций по ее улучшению. Пример. «Тебе следует быть активнее». «Умей отстаивать свои интересы». И т.д.

  • «Без претензий» - человек вовсе не стремится к совершенствованию данного качества. Более того, считает, что было бы плохо, если бы оно (позитивное качество) было выражено у него сильнее. Пример. Если человек считает, что делать комплименты выше его достоинства, то на слова: «Говорят, ты виртуозно делаешь комплименты» последует негативная реакция, он обидится.

  • «Без приправ» - последнее правило касается дополнений, которые нередко следуют за комплиментом. Пример. «Руки у тебя действительно золотые. А вот характер поганый».

IV. ПРИЕМ «Терпеливый слушатель».

Всем известно правило – не перебивать собеседника. Но есть момент, который необходимо отметить. Дело в том, что не все собеседники могут выражаться кратко и логично, монолог может затянуться. Расплата – это время. Вот именно тогда и проявляется истинное отношение к данным ценностям. Что важнее: потратить время и выслушать собеседника до конца, получив по окончании возврат положительных эмоций или перебить?

V. ПРИЕМ «Личная жизнь».

У каждого человека существуют увлечения, личные интересы, несомненно, личная жизнь, что-то любимое. В эмпирических наблюдениях было замечено, что если с человеком поговорить в русле его интересов, то общение будет сопровождаться положительными эмоциями.

В частности, всем вам небезызвестный Рузвельт пользовался таким способом привлечения внимания: Перед каждой деловой встречей на его стол попадал список приглашенных, где напротив каждой фамилии прописывалась профессия, увлечения, личная жизнь посетителя. Рузвельт в свою очередь перед встречей знакомился с этим списком и пополнял свои знания о профессии если до этого не был знаком с таковой.

Заканчивая описание приемов, с помощью которых можно расположить к себе собеседника, хотелось бы сделать несколько общих рекомендаций:

  • использование этих приемов на практике можно сравнить с лотереей: во-первых, чем больше играешь, тем больше вероятность выигрыша, во-вторых, применяя их в процессе общения с партнерами, вы имеете шанс выиграть, чтобы достичь цели в общении.

  • Знакомясь с этими приемами, вы наверняка ловили себя на том, что ранее применяли их, но разница в том, что применяли вы их только в отношениях личного плана, вы делали это интуитивно, не всегда осознавая, что используете психологические приемы формирования аттракции и не подозревали, что действуете на бессознательную сферу собеседника. Многие делали это от случая к случаю без определенной системы.

  • И последняя рекомендация, связанная с таким психологическим приемом, как «иллюзия запоминания». Дело в том, что даже таблицу умножения, чтобы повторить, надо выучить наизусть. Приведенными приемами тоже нельзя пользоваться, не запомнив их. В качестве иллюстрации – засеките время на часах с секундной стрелкой. Сколько времени вам потребуется чтобы вы смогли вспомнить названия этих приемов?

Итак, подытоживая сказанное выше, можно предположить, что общение развивается на уровне тесной взаимосвязанности субъектов.

Психология общения исследует такие явления, как:

  • восприятие и понимание людьми друг друга,

  • подражание,

  • внушение и убеждение,

  • сплоченность и конфликтность;

  • а также: совместную деятельность

  • и межличностные отношения.

При всем разнообразии этих психологических явлений основным источником их возникновения выступает сфера общения между людьми.

Если бы не было общение, мы бы не стали теми, кто мы есть. Без общения мы не смогли бы услышать бабушкины сказки, смастерить летающего змея, сходить с друзьями в поход, понять объяснения преподавателя и многое другое. Перефразируя известное выражение, можно утверждать: «Скажи, с кем ты общаешься, и я скажу, кто ты есть».

Основные свои черты каждый из нас приобретает через личный опыт общения, через непосредственные контакты в семье, учебном заведении и вообще в обществе. Это так называемая микросреда общения. Именно в микросреде человек познает более широко социальный мир и общается с ним, т.е. испытывает влияние микросреды.

Макросреда – это общение с наукой, культурой, идеологией, законами, общественными нормами.

Местом встречи микро- и макросреды, гранью, на которой они взаимодействуют, является малая группа, где протекает жизнь каждого из нас.

См. СХЕМА– соотношение макро- , микросреды и малой группы (Рогов, стр. 9).

Интерес к явлениям, связанным с общением, взаимодействием людей, появился задолго до возникновения психологической науки. Именно с тех пор как человек встретился с себе подобным и возникают вопросы: «Как я выгляжу в глазах другого человека?», «Что обо мне говорят и думают?», «Как оценивают?».

Далее, в ходе научного исследования и описания явлений, появились вопросы, связанные с тем, что приносит каждому собеседнику данное общение, как развивается или деградирует человек в процессе общения. Появились вопросы: по какой причине возникает застенчивость, стеснительность или, наоборот, раскрепощенность, «вдохновение», под влиянием на нас другого человека. Почему одному легко дается общение, а другой, напротив, не способен общаться и т.д.

Итак, возвращаясь к определению, можно еще раз подтвердить, что общение – это сложный процесс, который напоминает своеобразную пирамиду, состоящую из четырех граней:

  • в процессе общения мы можем обмениваться информацией,

  • взаимодействовать друг с другом,

  • познавать окружающий мир

  • и испытывать переживания.

Непосредственное общение является исторически первой формой, на основе которой в более поздние периоды развития цивилизации возникают другие формы общения. Так, например, опосредованное общение смогла появиться только после изобретения письменности.

Различают также межличностное и массовое общение. Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в разных группах. Массовое общение – это всевозможное связи и контакты незнакомых людей в обществе. Сюда же относят общение с помощью радио, телевидения, газет, журналов - СМИ).

Принято выделять также межперсональное и ролевое общение. Межперсональное общение – это обычное общение людей, каждый из которых отличается своими уникальными качествами. Ролевое общение – участники выступают в роле носителя определенных ролей. Человек поступает так, как ему предписывает роль.

Приведите примеры.

Как мы уже говорили, общаясь с другими, человек усваивает знания, опыт, законы, ценности, нормы и т.д., т.е. общение выступает как фактор развития человека. Именно в общении зарождаются, проявляются и существуют психические процессы, состояния и особенности поведения.

По своему значению общение многофункционально.

Выделяют 5 основных функций общения:

  1. Прагматическая функция – реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.

Как отмечает Андреева, в отечественной психологии принимается идея единства общения и деятельности. Такой вывод вытекает из понимания общения как реальности человеческих отношений, т.е. любые формы общения включены в специфические формы совместной деятельности. Люди в процессе выполнения ими различных функций не просто общаются, а общаются по поводу некоторой деятельности.

Пример: мы общаемся по поводу занятий, обучение – деятельность.

Ломов рассматривает общение и деятельность не как параллельно существующие взаимосвязанные процессы, а как две стороны социального бытия человека, его образа жизни.

По мнению Леонтьева, общение можно рассматривать как определенную сторону деятельности, т.е. общение включено в любую деятельность, это ее элемент, а сама деятельность рассматривается как условие общения. Наконец, общение можно рассматривать как особый вид деятельности. Внутри этой точки зрения выделяются 2 разновидности:

  • Эльконин рассматривал общение с точки зрения самостоятельной деятельности, выступающей на определенных этапах онтогенеза. Общение понимается как коммуникативная деятельность.

Пример: дошкольники, и особенности подросткового возраста.

  • В другом ракурсе общение рассматривается в общем плане и понимается как один из видов деятельности (имеется ввиду прежде всего речевая деятельность), и относительно нее отыскиваются все элементы, свойственные деятельности вообще: действия, операции, мотивы и пр. (Леонтьев).

  1. Формирующая функция общения проявляется в процессе общения со взрослыми (пить, есть, говорить, ходить и т.д.)

  2. Функция подтверждения проявляется в том, что только в ходе общения с другими людьми мы можем познать, понять и утвердить себя в собственных глазах. Еще Уильям Джеймс отмечал, что для человека «не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным». В психологии существует понятие «неподтверждение» - именно это состояние и означает «ТЕБЯ ЗДЕСЬ НЕТ» или «ТЫ НЕ СУЩЕСТВУЕШЬ».

Известно, что повседневный опыт человеческого общения невозможен без знаков подтверждения – знакомства, приветствия, именования, оказания различных знаков внимания. Минимум подтверждения, и у вас хорошее настроение.

  1. Функция организации и поддержания межличностных отношений. Общение связано с оцениванием других людей и установлением с ними определенных эмоциональных отношений – либо + либо -. Симпатии и антипатии к одним и тем же людям в различных ситуациях.

  2. Внутриличностная функция общения – одна из самых важных. Ее роль сводится к тому, что общаясь посредством внутреннего диалога, мы принимает или не принимаем определенные решения, совершаем поступки. «Внутреннее» общение можно рассматривать как универсальный способ мышления человека.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Понятие о затрудненном общении и его причинах

    Документ
    Современная психология постоянно обращается к изучению человека как субъекта многообразных видов деятельности и его жизнедеятельности в целом. Как правило, независимо от трактовки самого понятия «субъект деятельности» и уровней его
  2. Пояснительная записка Тема Понятие общения: сущность и содержание. Общение как феномен: передача информации, восприятие и взаимодействие. Тема 2

    Пояснительная записка
    Тема 2. Невербальные средства общения. Соотношение вербальных и невербальных средств общения. Феномен конгруэнтности. Ведущие репрезентативные системы.
  3. Программа курса состоит из пяти основных разделов, содержание которых раскрывается в двадцати темах. Для освоения каждой темы предлагается список ключевых литературных источников,

    Программа курса
    Психология является одной из научных основ подготовки специалиста любого профиля, и поэтому курс «Психология» включен в числе фундаментальных дисциплин, освоение которых служит базой для дальнейшего образования.
  4. Тема: «Сущность конфликта и его причины». Деловая игра «Жалоба» Цель игры

    Руководство
    Цель игры. Развитие у студентов умения анализировать конфликт на основе уяснения ими основных конфликтологических понятий; формирование навыков применения простейших методов изучения и оценки конфликтных ситуаций.
  5. Психология межличностного воздействия содержание

    Реферат
    Актуальность проблемы исследования: Взаимодействие человека с окружающим миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни.

Другие похожие документы..