Поиск
Рекомендуем ознакомиться
Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии»
Министерство образования и науки рф
Пензенский государственный университет имени В.Г. Белинского
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ИСТОРИЯ РОССИИ»
НАПРАВЛЕНИЕ 050400.62 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
по профилю подготовки № 050401 – История
Степень (квалификация) – бакалавр
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО образования
Пенза – 2010
министрество образования и науки рф
ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМ. В. Г. БЕЛИНСКОГО
ПРИНЯТО на заседании Ученого совета исторического факультета наименование факультета Протокол заседания Ученого совета факультета № 4 от «22» декабря 2010 г. Декан факультета Ягов О.В. подпись Ф.И.О. | УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе Пятин М.А. подпись Ф.И.О. «___»_____________2011 г. |
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
история россии
НАПРАВЛЕНИЕ 050400.62 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
по профилю подготовки № 050401 – История
Степень (квалификация) – бакалавр
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО образования
Исторический факультет
Кафедра новейшей истории России и краеведения
Кафедра отечественной истории и методики преподавания истории
Пенза – 2010
1. Квалификационные требования
Направление утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации № 686 от 02.03.2000.
1.2. Степень (квалификация) выпускника – бакалавр социально-экономического образования по профилю подготовки № 050401 – История.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 050400.62 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ при очной форме обучения – 4 года.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Выпускник, получающий степень (квалификация) бакалавра социально-экономического образования, должен быть готов к осуществлению обучения и воспитания с учетом специфики преподаваемого предмета; к широкой профессиональной деятельности, требующей общих социально-экономических знаний и аналитических подходов к преподаванию истории, основ обществознания, экономики и права в образовательных учреждениях, а также к продолжению научного образования по одному из избранных профилей; способствовать социализации и формированию общей культуры личности; владеть теоретическими знаниями и разнообразными методами, приемами и средствами обучения, обеспечивающими уровень подготовки обучающихся, соответствующей требованиям государственного образовательного стандарта; способствовать осознанному выбору учащимися последующих образовательных программ; соблюдать права и свободы учащихся, предусмотренных Законом РФ «Об образовании» и Конвенцией о правах ребенка, осуществлять связь с родителями (или лицами их заменяющими), выполнять правила и нормы, обеспечивающие охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе. Бакалавр социально-экономического образования должен знать структуру системы образования, функции и взаимосвязь образовательных учреждений различных видов и уровней, основные нормативные и законодательные акты, регистрирующие деятельность государственно-управленческих, образовательных и воспитательных учреждений.
Выпускник, получивший степень (квалификацию) бакалавра, должен знать Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка; основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач; педагогику, психологию, методику преподавания предмета и воспитательную работу; программы и учебники; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений; средства обучения и их дидактические возможности; основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки; основы права, научную организацию труда; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
Выпускник по направлению 050400.62 Социально-экономическое образование в соответствии с уровнем своей квалификации подготовлен для работы в образовательных учреждениях различного типа по следующим видам профессиональной деятельности:
– научно-исследовательская;
– организационно-воспитательная;
– преподавательская;
– коррекционно-развивающая;
– культурно-просветительская.
2.Требования государственного образовательного стандарта по дисциплине «История России» (Дисциплины профильной подготовки. ДПП.05)
Предмет истории России и его место в системе гуманитарных и общеисторических дисциплин. Значение курса отечественной истории в процессе гражданского воспитания, формирования общей культуры и профессиональной подготовки преподавателя истории.
Единое Российское государство в XVI–XVII вв. Экономические, политические, социальные и культурные процессы. Территориальный рост русского государства. Становление сословно-представительной монархии. Смутное время. Зарождение и развитие абсолютизма в России.
Российская империя в XVIII–XIX вв. Завершение формирования многонационального государства территории, решение геополитических задач.
Эволюция государственного строя, основные проблемы внутренней и внешней политики. Создание Российской империи. Просвещенный абсолютизм. Противостояние консервативных, либеральных и демократических тенденций в первой половине XIX века. Официальная идеология и общественная жизнь. Россия и европейское сообщество, участие России в войнах с Наполеоном.
Отмена крепостного права. Буржуазные реформы. Развитие рыночных отношений и капитализма в сельском хозяйстве, промышленности и торговле. Демократическое, рабочее и революционное движение. Международное положение Российской империи во второй половине XIX в.
Власть и общество на рубеже XIX и ХХ веков. Русско-японская война и революция 1905–1907 гг. Думская монархия. Возникновение и эволюция российского парламентаризма. Мировое значение русской культуры.
Социально-экономическое и политическое положение России к 1917 г. Российская революция 1917 г. Становление советской государственности. Советская страна в период гражданской войны и интервенции. Политика «военного коммунизма».
Переход от войны к миру. НЭП. Образование СССР. Модернизация советского общества в 1920-х – 1930-х гг.: индустриализация, коллективизация, политические репрессии, изменения в области идеологии и культуры.
СССР накануне и в годы второй мировой войны. Выдающийся вклад народов СССР в победу над гитлеровской Германией и милитаристской Японией. Послевоенное восстановление народного хозяйства и эволюция политического режима. Политические и экономические преобразования 1950-х годов и их результаты. Социальное и культурное развитие советского общества в 1950–начале 1960-х годов. Противоречивость социально-экономического развития страны в 19690 – 1980-е годы. Углубление политической дестабилизации советского общества и кризис власти в условиях перестройки. Развал СССР и формирование новой государственности в России.
Нарастание кризиса советской системы. СССР в период перестройки. «Августовская революция» 1991 г. Распад СССР. Октябрьские события 1993 г. Становление новой российской государственности. Россия в условиях радикального реформирования. Российская внешняя политика в новой геополитической ситуации. Культура, наука и система образования современной России.
3. Цели и задачи дисциплины
Цель дисциплины:
– сформировать у студентов целостное представление о политическом, социально-экономическом и культурном развитии страны, показать единство исторического процесса и многообразие путей развития в рамках этого единства, на примере отечественной истории выявить действие общих законов общественного развития.
Задачи дисциплины:
– воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений студентов на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
– развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
– освоение систематизированных знаний по истории России, формирование целостного представления о месте и роли отечественной истории во всемирно-историческом процессе;
– овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
– формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
4. Место дисциплины в профессиональной подготовке студентов
Дисциплина «История России» входит в цикл дисциплин профильной подготовки и формирует у студентов научные представления о развитии нашей страны в период существования первобытнообщинного строя, эпохи феодализма, капитализма, социализма и на современном этапе.
5. Распределение времени, отведенного на изучение дисциплины «История России» по учебному плану
Форма учебной работы | Форма обучения | ||||||
заочная | |||||||
3 семестр | 4 семестр | 5 семестр | 6 семестр | 7 семестр | 8 семестр | 9 семестр | |
Общая трудоемкость, всего часов | 78 | 76 | 72 | 72 | 70 | 74 | 78 |
Аудиторные занятия (АЗ) | 24 | 22 | 12 | 12 | 16 | 14 | 24 |
Лекции (Л) | 16 | 14 | 8 | 8 | 10 | 8 | 14 |
Практические занятия (ПЗ) | 8 | 8 | 4 | 4 | 6 | 6 | 10 |
Семинары (С) | |||||||
Лабораторные занятия (ЛЗ) | |||||||
Другие виды аудиторных занятий | |||||||
Самостоятельная работа (СЗ) | 54 | 54 | 60 | 60 | 54 | 60 | 54 |
Контрольная работа | + | + | + | + | + | ||
Курсовая работа | + | + | |||||
Компьютерное тестирование | |||||||
Форма итогового контроля | Экзамен | Зачет | Экзамен | Зачет | Экзамен | Зачет | Экзамен |
6. Тематический план дисциплины «История России»
III семестр
№ п/п | Наименование разделов и тем | заочное отделение | ||
АЗ | СР | |||
Л | ПЗ | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Введение в курс «История России». | 2 | ||
2 | Проблема образования единого Российского государства. | 4 | 4 | 10 |
3 | Россия в XVI веке: социально-экономическое, политическое и культурное развитие. | 4 | 10 | |
4 | Россия в эпоху «Великой смуты » (к. XVI – начало XVII веков). Историография смуты. | 2 | 10 | |
5 | Россия в XVII веке: экономическое, политическое, социальное развитие. | 2 | 10 | |
6 | Внешняя политика России в XVII веке. | 4 | 10 | |
7 | Особенности развития культуры России в XVII веке. | 2 | 4 | |
Итого часов | 16 | 8 | 54 | |
Всего | 78 | |||
IV семестр | ||||
8 | Основные события в стране на рубеже XVII – XVIII веков. | 10 | ||
9 | Основные направления исторической науки о петровских преобразованиях в России. | 2 | ||
10 | Преобразования Петра I в области экономики и органов управления. Социальная и внешняя политика. | 2 | 4 | |
11 | Основные направления и достижения отечественной культуры в первой четверти XVIII века. | 2 | 2 | |
12 | Вопросы внутренней и внешней политики России во второй четверти XVIII века, правителей эпохи дворцовых переворотов. | 2 | 10 | |
13 | Культура России во второй четверти XVIII века. | 2 | 2 | |
14 | Правление Екатерины II, эпоха «просвещенного абсолютизма». | 2 | 2 | 10 |
15 | Основные направления внутренней и внешней политики Павла I. | 10 | ||
16 | Культура России второй половины XVIII века. | 2 | 2 | 10 |
Итого часов | 14 | 8 | 54 | |
Всего | 76 | |||
V семестр | ||||
17 | Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX века. Территория, население страны, состояние сельского хозяйства и промышленности, развитие рынка, транспорта, кризис феодально-крепостнической системы в 30-50-х гг. как особый этап разложения феодализма. | 2 | 10 | |
18 | Внутренняя политика России в первой четверти XIX века. | 10 | ||
19 | Основные направления и задачи внешней политики России в первой четверти XIX века; события Отечественной войны 1812 года и заграничные походы русской армии. | 2 | 10 | |
20 | Движение декабристов (1814-1825 гг.). Предпосылки движения, первые тайные организации преддекабристского периода, декабристские организации (1816-1821 гг.), тайные общества (1821-1825 гг.). | 2 | 5 | |
21 | Внутренняя политика России во второй четверти XIX века, реакционные и «уступочные» мероприятия Николая I. | 2 | 5 | |
22 | Развитие общественной мысли и общественного движения в России во второй четверти XIX века. | 2 | 5 | |
23 | Основные направления внешней политики России во второй четверти XIX века. | 2 | 10 | |
24 | Культура первой половины XIX века. | 5 | ||
Итого часов | 8 | 4 | 60 | |
Всего | 72 | |||
VI семестр | ||||
25 | Историография и основные концепции истории России второй половины XIX - начала XX вв. | 2 | 10 | |
26 | Отмена крепостного права и либеральные реформы. Социально-экономическое развитие России во второй половины XIX века. | 2 | 2 | 10 |
27 | Внешняя политика России во второй половины XIX века. | 20 | ||
28 | Идейная борьба и общественное движение в России второй половины XIX века. | 2 | 2 | 10 |
29 | Россия при Александре III. | 2 | 10 | |
Итого часов | 8 | 4 | 60 | |
Всего | 72 | |||
VII семестр | ||||
30 | Внутренняя и внешняя политика России в начале XX века. | 2 | 10 | |
31 | Первая российская революция. | 2 | 2 | 10 |
32 | Политические партии и становление парламентских институтов в России в н. ХХ в. | 2 | 2 | 10 |
33 | Думская монархия и внешняя политика России в 1906 – 1914 гг. | 14 | ||
34 | Российская империя в Первой мировой войне (лето 1914 – февраль 1917 г.). Углубление общественно- политического кризиса. | 2 | 2 | 10 |
35 | Культура России второй половины XIX – начала ХХ вв. | 2 | ||
Итого часов | 10 | 6 | 54 | |
Всего | 70 | |||
VIII семестр | ||||
36 | Политическая и социально-экономическая обстановка после Февральской революции. Двоевластие. | 1 | 2 | 5 |
37 | Развитие революционной ситуации с июля по октябрь 1917 г. Октябрьское вооруженное восстание. | 1 | 5 | |
38 | Внутриполитическое и международное положение Советской России. Ноябрь 1917 – весна 1918 гг. | 5 | ||
39 | Причины и начало крупномасштабной Гражданской войны. | 2 | 5 | |
40 | Завершение Гражданской войны и ее итоги. Политика «военного коммунизма». | 1 | 10 | |
41 | НЭП и ее итоги. | 1 | 5 | |
42 | Советская модель модернизации экономики страны. Индустриализация и ее итоги. | 1 | 5 | |
43 | Коллективизация сельского хозяйства и ее последствия. | 1 | 5 | |
44 | Политическая система и государственное строительство в 1920–1930-е годы. | 1 | 5 | |
45 | Идеология и советская культура в 1920-е – 1930-е годы. | 2 | 5 | |
46 | Внешняя политика и международное положение СССР в 1920-е –1930-е гг. | 1 | 5 | |
Итого часов | 8 | 6 | 60 | |
Всего | 74 | |||
IX семестр | ||||
47 | Внешняя политика СССР в конце 1930-х гг. | 4 | ||
48 | Военно-политическое противостояние СССР и Германии. Великая Отечественная война. | 2 | 2 | 5 |
49 | Советский тыл в годы войны. | 5 | ||
50 | Экономика СССР в годы войны. | 1 | 5 | |
51 | Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны. | 5 | ||
52 | Внешняя политика СССР в годы Второй мировой войны. | 5 | ||
53 | Раскол мира и начальный этап «холодной войны». | 1 | 5 | |
54 | СССР в условиях перехода от войны к миру (1945 – 1953 гг.). | 1 | 2 | |
55 | СССР в годы хрущевских преобразований (1953 – 1964 гг.). | 2 | 5 | |
56 | Социально-экономическое развитие СССР в 1960-х – начале 1980-х гг. | 1 | 5 | |
57 | Советское общество в эпоху развитого социализма (1964 – начало 1980-х гг.). | 1 | 2 | |
58 | СССР в 1985 – 1991 гг.: последняя попытка реанимации системы. | 2 | 5 | |
59 | Россия на рубеже ХХ – ХХI вв. | 1 | 2 | |
60 | Россия в системе международных отношений. 1992 – начало 2000-х гг. | 1 | 5 | |
61 | Основные тенденции социокультурного развития России в 1980-х – начале 2000-х гг. | 1 | 2 | |
Итого часов | 14 | 10 | 54 | |
Всего | 78 | |||
Итого часов за III-IX семестры | 78 | 46 | 396 | |
Всего | 520 |
Похожие документы:
Учебно-методический комплекс по дисциплине история россии начала ХХ в. Специальность: История 030401. 65
Учебно-методический комплексУчебно-методический комплекс по дисциплине «Истории России начала ХХ века» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и основной образовательной программойУчебно-методический комплекс по дисциплине «История России. 1861 1917 гг.» для специальности 032600 «история» Утвержден на заседании кафедры
Учебно-методический комплексКурс «Отечественная история» для исторических факультетов педагогических университетов подготовлен и ведется с учетом требований, вытекающих из профессиональной характеристики специалиста – учителя истории, и в соответствии с новыми учебными планами.Учебно-методический комплекс По дисциплине «История экономических учений» Выписка из гос впо
Учебно-методический комплексособенности экономических воззрений в традиционных обществах (отношение к собственности, труду, богатству, деньгам, ссудному проценту), систематизация экономических знаний, первые теоретические системы (меркантилизм, физиократы, классическаяУчебно-методический комплекс по дисциплине «История Казахстана» для неисторических специальностей Костанай, 2010
Учебно-методический комплексУчебно-методический комплекс дисциплины составлена доктором исторических наук, профессором Кузембайулы А., доктором исторических наук, профессором Абилем Е.Учебно-методический комплекс по дисциплине «история русского литературного языка» (название)
Учебно-методический комплексТребования ГОСа высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по направлению подготовки дипломированного специалиста для специальности 032900 - «русский язык и литература».