Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Товарно-транспортная накладная – главный документ перевозки. Выписывается грузоотправителем. В транспортном разделе указывается маршрут, данные автома...полностью>>
'Программа'
Программа коррекционной работы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее – ФГОС) н...полностью>>
'Документ'
В многовековой мировой истории классических точных естественных наук – математики, астрономии, физики, как и в горных массивах Земли, есть свои велич...полностью>>
'Документ'
1. Цель занятия: Изучить этиологию, патогенез, патологическую анатомию, осложнения и исходы кариеса, пульпита и периодонтита, что необходимо для изуч...полностью>>

Экономическая синергетика: ответы на вызовы и угрозы XXI века

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Р.Г. Сайфуллин

Камский государственный политехнический институт

В последние десятилетия ХХ века одними из наиболее распространенных и опасных среди конфликтов всех других типов и видов стали этнополитические конфликты. В случае эскалации они легко превращаются в наиболее опасный тип современных конфликтов - вооруженный. По мнению исследователей, для процессов эскалации этнополитических конфликтов характерно существование определенной цикличности. Они подчеркивают, что знание и учет данной закономерности дает возможность предвидеть время и место их очередного взрыва и применить все возможные способы предотвращения их эскалации и уменьшения негативных последствий [1]. В этой связи всестороннее изучение этнополитических конфликтов, в особенности, что касается постижения их природы и особенностей детерминации, представляется весьма актуальным. Эффективное решение этой проблемы может быть найдено на основе использования междисциплинарного подхода.

Как известно, на основе междисциплинарного подхода получили развитие такие области современной науки, как социобиология и биополитика, сформировавшиеся на стыке биологии с науками о человеке и обществе. Социобиология, изучая биологические основы социального поведения живых существ, широко использует биологические модели для объяснения поведения человека. Специфика биополитики в сопоставлении с более широкой областью - социобиологией - заключается в преимущественном внимании к тем граням социального поведения живых существ, которые сопоставимы с политическим поведением индивидов и групп в человеческом обществе. В методологическом плане обе эти науки базируются на том, что биологические факторы, связанные с двуединой биосоциальной природой человека и некоторых его общностей, способны воздействовать на социально-политические процессы.

Ныне общеизвестна биосоциальная природа этноса. Одна из биологических составляющих проявляется в популяционной структуре любой этнической общности. Есть основания полагать, что динамика изменения популяционной структуры этносов влияет на течение социально-политических процессов, в том числе - на возникновение, масштабы, ход и формы течения этнополитических конфликтов. В связи с этим возникает проблема выяснения конкретных механизмов этого влияния. Биополитика в общем плане включает в себя «все попытки применения биологических подходов, методов и данных в политологических исследованиях» [2]. Следовательно, поставленная нами проблема находится в сфере интересов биополитики.

Необходимо сказать, что изучение влияния популяционных факторов на возникновение и течение этнополитических конфликтов к настоящему времени не нашло должного отражения как в биополитических исследованиях, так и в зарубежных этноконфликтологических концепциях. Видимо, одной из главных причин этого является убеждение большинства современных западных исследователей в том, что такие общности, как класс, группа, этнос и т.д. являются избыточной сущностью, выдумкой интеллектуалов. Эта позиция встречает негативную оценку среди авторитетных отечественных исследователей [3]. Современная американская антропология также «подвергает сомнению» реальность этносов как таковых, что также негативно оценивается некоторыми отечественными специалистами [4].

В отечественной этнографии исследованию популяционной структуры этнических общностей, их биосоциальной природы уделялось внимание на страницах периодической печати [5]. Также эта проблематика затрагивалась в ряде монографий [6]. Однако вопросы влияния динамики изменений популяционной структуры этнических общностей на социально-политические процессы обсуждались исследователями только в самом общем плане. Можно думать, из боязни быть обвиненными в «биологизаторстве».

Вопросы влияния этногенетических факторов (одной из составляющих которых являются популяционные факторы) на социально-политические процессы были поставлены в работах Л.Н. Гумилева. Согласно Гумилеву, «в этнических феноменах налицо две формы движения - социальная и биологическая... Этносы являются биофизическими реальностями, всегда облеченными в ту или иную социальную оболочку» [7].

Основным в концепции Гумилева является понятие пассионарности - энергии, которую этнос расходует в течение своей жизни. В своем развитии этнос проходит ряд возрастных фаз - фазу подъема, акматики, надлома, инерции и обскурации. Фазы этногенеза переходят одна в другую не непосредственно, а через так называемые «фазовые переходы» (подъем-акматика, акматика-надлом и т.д.) - сравнимые по продолжительности с фазами этногенеза кризисные периоды, для которых характерны масштабные социально-политические конфликты и катаклизмы. В течение наиболее продолжительной инерционной фазы этнос переживает три кризисных периода.

На протяжении жизни этноса меняется его пассионарное напряжение - отношение пассионарности к числу индивидов, составляющих этнос. Оно максимально в начальных фазах этногенеза и минимально в фазе обскурации. Согласно Гумилеву, все члены этноса подразделяются на три энергетических типа - пассионариев, субпассионариев и гармоничных людей (гармоничников), соответственно, особей энергоизбыточного, энергодефицитного и энергоуравновешенного типов.

Для этноконфликтологии важным является вводимое Гумилевым понятие «раскол этнического поля», служащее для обозначения исторического феномена резкого расхождения стереотипов поведения и ментальности в рамках какой-либо суперэтнической системы между возникшими в результате раскола целостностями. Раскол этнического поля характерен для смутных периодов фазовых переходов, во время которых в суперэтносе образуются два противостоящих друг другу военно-политических блока, что часто приводит к ожесточенным войнам между ними. Так, западноевропейский суперэтнос за время Реформации разделился на две части: католическую и протестантскую.

Понятие «раскол этнического поля» хорошо коррелируется с широко применяемым в политологии понятием «поляризация». Однако Гумилев в своих работах не объясняет причины раскола этнического поля. Вызывает возражения у специалистов и гипотеза Гумилева о возникновении новых этносов в результате микромутации - пассионарного толчка, приводящего к появлению в затронутых им популяциях особей, обладающих пассионарным признаком - пассионариев. Эти недостатки, а также справедливо отмечаемое некоторыми исследователями неотработанность основных понятий концепции Гумилева, отсутствие четких дефиниций [8] вызывает необходимость ее критического осмысления и дальнейшего развития.

Есть основания полагать, что появление пассионарного признака в популяции может быть связано с другими биологическими закономерностями. Как известно, генетическую изменчивость популяций создает не только мутационный процесс, но и так называемый поток генов, возникающий за счет брачных контактов с другими популяциями. Поток генов обеспечивается миграцией, когда мигранты вступают в брак в новой популяции и оставляют потомство. Таким образом, понятие «поток генов» идентично по своему смыслу понятию «гибридизация» или метисация, т.е. смешение.

Можно предположить, что в результате метисации общностей с различными расовыми типами и образования общности смешанного типа имеет место хорошо известное в биологии явление гибридной силы или гетерозиса. Гетерозис характерен для первого поколения гибридов и выражается в лучшей приспособляемости, большей плодовитости и жизнеспособности гибридов в сравнении с родительскими формами. Таким образом, источником пассионарности служат не гипотетические пассионарные толчки, как полагал Гумилев, а биологическая энергия гетерозиса, возникающая при брачных контактах индивидов, относящихся к разным антропологическим типам, т.е. антропологическая неоднородность этноса.

Итак, высокопассионарная этническая общность возникает в результате смешения двух или нескольких этнических субстратов, различающихся между собой антропологически. Специалисты рисуют аналогичную картину. Так, Ю.В. Бромлей подчеркивает, что «как раз смешанные браки являются одним из основных инструментов формирования новых этносов на основе синтеза двух или нескольких этнических общностей» [9]. А.П. Садохин пишет, что «в процессе этногенеза, связанного с взаимодействием завоевателей и аборигенов, обычно происходит синтез субстрата (местного населения) и суперстрата (пришлого населения), в ходе которого и возникает новый этнос» [10].

Согласно Гумилеву, «пассионарность - это биологический признак» [11]. Следовательно, пассионарность характерна для любых сообществ организмов. По-видимому, в наибольшей степени понятие «пассионарность» коррелируется с широко применяемым в биологии понятием «жизнеспособность». Наличие жизнеспособных (пассионарных) особей в популяции способствует не только ее выживанию, но и процветанию.

Гетерозис часто затухает уже во втором поколении. Причем, как пишет Дж. Харрисон с соавторами, «... жизнеспособность особей второго поколения оказывается меньше не только жизнеспособности особей первого поколения, но и жизнеспособности родительских подвидов» [12]. Поэтому высокая пассионарность любой этнической общности имеет свою оборотную сторону - значительный процент особей с пониженной жизнеспособностью, т.е. особей энергодефицитного типа (субпассионариев). Жизнеспособность особей третьего и более поколений имеет средние значения. Было бы естественно отнести этих особей к энергоуравновешенному (гармоничному) типу.

Итак, на основании гетерозисного механизма пассионарности можно предположить, что пассионариями является потомство первого поколения от особей, относящихся к разным антропологическим типам; субпассионариями - потомство от особей-метисов; гармоничниками - потомство от особей, относящихся к одному антропологическому типу или к близким типам.

Изложенное понимание феномена пассионарности позволяет объяснить генезис фазовых переходов. По нашему мнению, именно для фазовых переходов и кризисов инерционной фазы (кризисных периодов внутри инерционной фазы) характерен раскол этнического поля - образование внутри этноса двух противостоящих друг другу военно-политических группировок, разрешение противоречий между которыми мирными средствами невозможно. Причиной раскола этнического поля является выход долей пассионариев и субпассионариев за пределы спектра оптимальных значений текущей фазы (по Гумилеву, для каждой фазы этногенеза существует оптимальное соотношение энергетических типов этноса [13]).

Оптимальная доля пассионариев устанавливается в начале каждой фазы и поддерживается в спектре оптимальных значений благодаря антропологической неоднородности этноса, ведущей к тому, что определенная часть браков заключается между различающимися в антропологическом отношении индивидами. Вследствие этого на протяжении всей фазы этнос находится в основном в устойчивом состоянии. В нем образуются социальные страты, отделенные друг от друга, как правило, малопроницаемыми генетическими барьерами (это справедливо прежде всего для правящего слоя). Это приводит к тому, что с каждым новым поколением правящий слой (как и этнос в целом) становится все более гомогенным в антропологическом отношении. Число браков между различающимися в антропологическом отношении индивидами уменьшается (следовательно, уменьшается число родившихся пассионариев), а число браков между метисами и индивидами, относящимися к близким антропологическим типам, возрастает (следовательно, увеличивается число родившихся субпассионариев и гармоничников). В определенном этническом возрасте доля субпассионариев выходит за верхнюю грань спектра оптимальных для текущей фазы значений. В это же время продолжающаяся уменьшаться доля пассионариев выходит за нижнюю грань спектра оптимальных значений. Это ведет к резкому падению пассионарного напряжения этноса. Наступает фазовый переход.

Начало фазового перехода часто проявляется тяжелыми поражениями во внешних войнах, так как процесс падения пассионарного напряжения затрагивает как офицерский корпус, являющийся частью правящей элиты, так и личный состав армии в целом. Поражения способствуют еще большей дестабилизации внутриполитического положения, обострению всех имеющихся социально-политических конфликтов и возникновению новых, приобретающих насильственную форму. Начинаются гражданские войны, которые приводят к социальному, этническому и расовому смешению (как отмечает Н.Н. Чебоксаров, «во время революционных взрывов и связанных с ними «вертикальных» и горизонтальных перемещений больших человеческих масс происходит как социальная, так и этническая перетасовка населения, изменение политических границ, возрастают межэтнические, а вместе с тем и межрасовые контакты, рушатся генетические барьеры» [14]). Вследствие явления гетерозиса в этносе резко возрастает число пассионариев, доля которых в определенный момент времени не только достигает оптимального для следующей фазы спектра значений, но и выходит за его верхнюю грань. Образовавшийся излишек пассионариев при сохраняющемся излишке субпассионариев ведет к еще большему расколу этнического поля, что делает неизбежным начало новых гражданских войн. Как только доли пассионариев и субпассионариев вследствие их гибели в ходе гражданских войн уменьшаются до оптимума следующей фазы, наступает эта фаза. Раскол этнического поля прекращается, социально-политические конфликты теряют свою остроту, внутриполитическое положение стабилизируется.

Доли пассионариев и субпассионариев доводятся до оптимальной и иными способами. Так, этнос часто «сплавляет» имеющийся излишек подальше со своей территории, организуя завоевательные походы (характернейший пример - Крестовые походы, во время которых западноевропейский суперэтнос неоднократно отправлял лишних пассионариев и субпассионариев на Ближний Восток). Также излишек пассионариев и субпассионариев во время фазовых переходов целенаправленно уничтожается карательными органами государства и иными карательными институтами (например, в западноевропейском суперэтносе лишние пассионарии и субпассионарии уничтожались не только государством, но и церковной инквизицией). Таким образом, существует три способа приведения доли пассионариев и субпассионариев до спектров оптимальных значений следующей фазы (или оптимизации доли пассионариев и субпассионариев в этнической системе): их гибель в ходе внутренних конфликтов (смут), проведение агрессивной захватнической политики и целенаправленное уничтожение посредством массовых репрессий, проводимого обычно карательными органами государства. Как правило, оптимизация происходит всеми тремя способами.

Уменьшение во время фазовых переходов долей пассионариев и субпассионариев до оптимума следующей фазы происходит не единовременно, а ступенчато, через ряд промежуточных значений, достигнув которые этническая система стабилизируется и некоторое время находится в устойчивом состоянии. Через определенное время устойчивое состояние вновь нарушается, и начинается новый период смут до достижения нового устойчивого состояния. Как показывает анализ всемирной истории (см. ниже), смуты и периоды стабилизиции во время фазовых переходов повторяются с периодичностью в одно поколение - 18-19 лет. Период времени продолжительностью в одно поколение, в течение которого этническая система переходит из одного неустойчивого состояния в другое, логично назвать пассионарной волной. В течение фазового перехода имеет место несколько пассионарных волн.

Как справедливо подчеркивает В.В. Лапкин, фиксируя в истории тот или иной ритм, исследователь должен дать ответ о природе данного ритма [15]. Попытаемся объяснить, почему период пассионарных волн составляет одно поколение. Очевидно, что попытки объяснения этой цикличности на основе только социальных подходов встречаются со значительными трудностями, если вообще возможны. Тогда как использование базирующегося на модернизированной концепции Гумилева биосоциального подхода позволяет предложить приемлемое объяснение природы указанной цикличности. Биологическая в своей основе природа однопоколенной цикличности очевидна. Не случайно И.М. Савельева и А.В. Полетаев механизм «смены поколений», используемый для объяснения циклических колебаний общественных процессов, относят к биологическому типу [16].

Разрушение существующих генетических барьеров и усиление миграционной активности населения в наибольшей степени характерно для относительно непродолжительного периода социально-политических катаклизмов. В этот период резко увеличивается количество случайных половых связей, в том числе и между индивидами, относящимися к разным антропологическим типам (как отмечает В.П. Алексеев, «в периоды революций резко усиливаются реальные половые связи между представителями разных социальных групп» [17]). Это приводит к тому, что среди поколения, родившегося в период катаклизмов, доля пассионариев существенно превышает оптимум следующей фазы. Достигнув 17-18-летнего возраста, молодые пассионарии начинают активно участвовать в социальной жизни, противопоставляя себя старшему поколению в целом и властям в частности, состоящим обычно из пассионариев старшего поколения. Возникший вследствие вступления в социальную жизнь пассионарной молодежи излишек пассионариев вызывает раскол этнического поля и резкую дестабилизацию внутриполитического положения. Начинается новая пассионарная волна, т.е. новый период смут, во время которого снова возрастает количество случайных половых связей, приводящий к рождению «лишних» пассионариев. Пассионарные волны возникают снова и снова до тех пор, пока доля пассионариев в этнической системе не станет оптимальной для следующей фазы.

Для пассионарной волны характерна следующая хронологическая последовательность процессов. Смуты, с которых начинается пассионарная волна, обычно полностью прекращаются к середине пассионарной волны, через 9-11 лет после ее начала. Это означает, что доля пассионариев уменьшилась до оптимального промежуточного значения, и этническая система вошла в устойчивое состояние. Последующие 8-10 лет, до начала следующей пассионарной волны, этническая система остается в целом в устойчивом состоянии. Хотя и в этот период возможны отдельные рецидивы смут. Иногда в силу случайных обстоятельств (скопление вследствие миграционных процессов пассионариев в столице или на другой территории, приведшее к значительному превышению оптимального уровня; серия неурожайных лет, вызвавшая голод, и др.) смуты во второй половине пассионарной волны могут приобрести ту остроту и масштабность, которая бывает характерна для смут первой половины пассионарной волны. В этом случае генерируется новая серия пассионарных волн, накладывающаяся на «основную».

Таким образом, масштабные социально-политические конфликты и катаклизмы, проявляющиеся в массовых восстаниях рабов, крестьян и плебса, гражданских войнах, революциях, захватнических войнах, деятельности репрессивных органов государства обусловлены не только социально-политическими причинами, как это принято считать. Существенным этногенетическим фактором, влиящим на их масштабы и остроту и имеющим биосоциальную природу, является раскол этнического поля этноса во время фазовых переходов.

Очевидно, что закономерность существования пассионарных волн в мировой истории можно считать доказанной только в том случае, если она подтверждается фактическим материалом всей всемирной истории. Это предполагает рассмотрение и анализ огромного массива информации, что не представляется возможным в рамках научной статьи. Поэтому имеет смысл поступить следующим образом: проанализировать на предмет существования пассионарных волн все фазовые переходы и кризисы инерционной фазы, но у различных суперэтносов. Можно думать, что такое рассмотрение в какой-то мере даст основание говорить об универсальном характере найденной закономерности существования пассионарных волн во время фазовых переходов и кризисов инерционной фазы.

На предмет существования пассионарных волн ниже будут рассмотрены фазовые переходы и кризисы инерционной фазы в этнической истории следующих суперэтносов: во время фазового перехода инерция-обскурация и инкубационного периода фазы подъема - в китайских суперэтносах (конец XVIII-XIX век), во время фазовых переходов подъем-акматика и акматика-надлом - в российском суперэтносе (соответственно, XVII век и вторая половина XIX - начало XX века); во время фазового перехода надлом-инерция - в римском суперэтносе (конец II - I век до н.э.), во время кризисов инерционной фазы - в ассирийском (конец IX - первая половина VIII века до н.э.) и западном (конец XVIII-XIX век) суперэтносах. Как можно видеть, такое рассмотрение охватывает почти все исторические эпохи.

Проведенный анализ показывает, что, действительно, социально-политические конфликты и катаклизмы в истории этих суперэтносов имели вид пассионарных волн.

1. Во время фазового перехода инерция-обскурация «материнского» и инкубационного периода фазы подъема «дочернего» китайских суперэтносов имела место серия из шести пассионарных волн: 1774-1786  1793-1804  1811-1813  1829-1835  1847-1856  1865-1868.

Этот вывод следует из анализа фактических данных соответствующего периода истории Китая. Первая пассионарная волна началась восстанием в Шаньдуне в 1774-1775 гг. Смутный период закончился в 1786 г. после подавления нового восстания в Шаньдуне и Хэнани. Начало второй волны проявилось ростом народных волнений в середине 90-х гг. XVIII века. В 1796 г. вспыхнуло восстание, охватившее огромную территорию. Оно было окончательно подавлено в 1804 г. Начало третьей волны характеризовалось новым обострением внутриполитического положения, приведшим к восстанию в 1813 г. в Хэнани, столичной провинции Чжили и Шаньдуне. Четвертая пассионарная волна проявилась народными бунтами, охватившими многие провинции страны в конце 20-х - первой половине 30-х гг. XIX века. В начале пятой волны в 1847-1848 гг. вспыхнули восстания в южных провинциях Хунань и Гуанси, которые в начале 50-х гг. переросли в мощное восстание тайпинов. Разгромленное было повстанческое движение вновь активизировалось в 1865 г., с началом шестой пассионарной волны. Повстанческое движение было окончательно разгромлено правительственными войсками к концу 1868 г.

2. Во время фазового перехода надлом-инерция в римском суперэтносе имели место две серии пассионарных волн:

основная – 109-100  91-82  73-62  55-45  37-30;

побочная – 78-72  60  42-36 (все датировки до н.э.).

В 113-105 гг. до н.э. римляне потерпели ряд тяжелых поражений в войнах с кимврами, нумидийцами и гельветами [18]. Эти поражения были обусловлены тем, что римская армия (как и республиканская система власти в целом) находилась в кризисе, одной из главных причин которого являлось падение пассионарности ее командного, а также рядового состава. Следовательно, можно предположить, что первая пассионарная волна началась около 109 г. до н.э. Тогда вторая волна должна была наступить в конце 90-х гг. до н.э. (109 – 18 = 91). Действительно, в конце 91 г. до н.э. началась так называемая Союзническая война (91-88 гг. до н.э.), имевшая ярко выраженный этнополитический характер. Видимо, в ходе этой войны доли пассионариев и субпассионариев в римском суперэтносе не достигли оптимальных для второй пассионарной волны значений. Дальнейшая их оптимизация проводилась всеми возможными способами: организацией захватнических войн против понтийского царя Митридата VI (89-85 гг. до н.э.), в ходе новых гражданских войн в 83-82 гг. до н.э., а также проведением репрессивных кампаний в виде проскрипций Суллы.

Видимо, излишек пассионариев и субпассионариев сохранился среди населения Северной Италии, территорию которых мало задели гражданские войны. Это привело к восстанию в одном из североэтрусских городов - Фезулах, вспыхнувшем в 78 г. до н.э., которое возглавил консул Лепид. Восстание Лепида генерировало новую серию пассионарных волн, наложившуюся на основную.

Начало третьей пассионарной волны ознаменовалось крупнейшим в истории древности восстанием рабов под предводительством Спартака, начавшимся в 73 г. до н.э. (91 – 73 = 18). Непрерывные смуты сотрясали Рим в 50-х гг. до н.э. Это можно объяснить наложением смутных периодов двух пассионарных волн друг на друга: второй побочной, начавшейся в 60 г. до н.э. (78  18  60), и четвертой основной, начавшейся в 55 г. до н.э. (73  18  55). Смутный период четвертой волны завершился через 10 лет после ее начала (55 – 45 = 10) гражданской войной между Юлием Цезарем и его противниками (49-45 гг. до н.э.). Однако внутриполитическая ситуация стабилизировалась ненадолго: с наступлением третьей побочной пассионарной волны в 42 г. до н.э. началась новая гражданская война между цезарианцами и республиканцами (60 – 18 = 42), в результате которой республиканцы были разгромлены. Ожесточенная борьба между вчерашними союзниками, начавшаяся в 36 г. до н.э., свидетельствовала о наступлении пятой и последней основной волны (55  18  37). С эпохи Римской империи началась инерционная фаза римского суперэтноса.

3. Во время второго кризиса инерционной фазы ассирийского суперэтноса (об этапах этногенеза ассирийцев см. [19]) имела место серия из трех пассионарных волн:

781  763-758  746-745 (все датировки до н.э.).

Этот вывод следует из следующих фактических данных истории Ассирии VIII века до н.э. «Конец правления Адад-нерари III (811-781 гг. до н.э.) ознаменовался мятежами и мощным наступлением Урарту» [20]. «В 763 г. до н.э. вспыхнул мятеж в Ашшуре, продолжавшийся два года и распространившийся на другие города и области страны. Только через пять лет был установлен «мир в стране»... В 746-745 гг. до н.э. в обстановке недовольства только что понесенным от Урарту поражением вспыхнуло восстание в Кальху, вследствие которого к власти при поддержке военной партии пришел новый царь Тиглатпаласар III, проведший серию важных реформ, способствовавших укреплению государства» [21]. Проведение этих реформ свидетельствовало об окончании второго кризиса инерционной фазы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Фгоу впо «сибирская академия государственной службы» ано «Центр социально-политических исследований и проектов»

    Документ
    Общество и этнополитика: материалы Международной научно-практической Интернет-конференции. 1 апреля – 15 июня 2009 года / Под ред. Л.В. Савинова.— Новосибирск: СибАГС, 2009.
  2. Государственная кадровая политика в сфере образования в россии в конце xx-начале XXI веков: политологический анализ

    Автореферат
    Защита состоится 31 мая 2011 г. в 15 час. 00 мин. на заседании диссертационного совета Д 212.155.14 при Московском государственном областном университете по адресу: г.
  3. М. В. Ломоносова Экономический факультет

    Документ
    На рубеже первых двух десятилетия XXI века мировой экономический кризис продолжает оставаться главной проблемой обсуждения в научных и политических кругах на национальном и международном уровнях.
  4. Новикова Н. П., Филиппова Е. А., Меркулова Н. В., Богатырева А. А (9)

    Документ
    Реструктуризация глобального управления - ключ к борьбе с мировыми финансово-экономическими кризисами / Агеев А.И., Логинов Е.Л. Экономические стратегии.
  5. На правах рукописи (13)

    Автореферат
    Работа выполнена на кафедре истории и международных отношений Негосударственного некоммерческого образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский гуманитарный университет»

Другие похожие документы..