Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рабочая учебная программа'
Рабочая учебная программа по дисциплине “Высшая математика” составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и уче...полностью>>
'Документ'
В апреле-мае 2011 г. в рамках мониторинга социально-экономической ситуации в муниципальных образованиях социологическая лаборатория Ассоциации сибирс...полностью>>
'Документ'
Незаметно пролетел год, но за этот год ты стал старше, по-новому взглянул на мир. Ты по-настоящему начинаешь осмысливать свой путь, ставить серьезные...полностью>>
'Закон'
Алистер Кроули был одним из первых европейцев, изучавших и практиковавших йогу. В конце прошлого столетия то малое, что было известно о йоге на Западе...полностью>>

Положение об учебно-методическом комплексе учебной дисциплины (структура, содержание, порядок составления и оформление)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ПОЛОЖЕНИЕ

об учебно-методическом комплексе учебной дисциплины

(структура, содержание, порядок составления и оформление)

Положение об учебно-методическом комплексе учебной дисциплины (структура, содержание, порядок составления и оформление) ГОУ ВПО «Бийский педагогический государственный университет имени В.М. Шукшина» регулируют следующие нормативные документы:

1) Закон Российской Федерации «Об образовании» 10.07.1992 г. № 3266-1 (с изменениями);

2) Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ (с изменениями);

3) приказ Минобразования РФ «О комплексной оценке деятельности высшего учебного заведения» от 12.11.1999 г. № 864;

4) приказ Минобразования Российской Федерации «Об использовании дистанционных образовательных технологий» от 6.05.2005 г. № 137, зарегистрированном в Минюсте РФ 02.08.2005 г. № 6862;

5) приказ Рособрнадзора «Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений» от 30.09.2005 г. № 7092;

6) постановление Госстандарта Российской Федерации от 15.08.2001 г. № 332-ст «О принятии и введении в действие государственного стандарта» ГОСТ Р ИСО 9000-2000;

7) приказ Минобразования Российской Федерации «О программе модернизации педагогического образования» от 01.04.2003 г. № 1313;

8) письмо Минобразования РФ «О порядке формирования основных образовательных программ высшего учебного заведения на основе государственных образовательных стандартов» от 19.05.2000 г. № 14-52-57 ин/13;

10) положение УМС «О порядке разработки и утверждения учебной программы дисциплины (курса)» от 02.12.2004.г. № 107/5;

11) письмо Минобразования Российской Федерации «Рекомендации по разработке содержания образования и организации образовательного процесса в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (вузах) для лиц, имеющих среднее профессиональное образование педагогического профиля» от 09.03.2004 г. № 03-23 ин/42-03;

12) письмо Минобрнауки Российской Федерации от 23.03.2006 г. № 03-336;

13) письмо Рособрнадзора «О новых критериях показателя государственной аккредитации высших учебных заведений» от 17.04.2006 г. № 02-55-77 ин/ак.;

11) приказ ГО ВПО «Бийский педагогический государственный университет имени В.М. Шукшина» «О подготовке сборника локальных актов» от16.10.2007 г. № 91.

1. Общие положения

1.1. Учебно-методический комплекс дисциплины представляет собой целостную систему учебно-нормативных документов, средств обучения и контроля знаний, необходимых для проектирования и качественной реализации образовательного процесса.

Учебно-методический комплекс дисциплины (далее – УМКД) – совокупность учебных, учебно-методических, контрольно-измерительных, раздаточных, наглядных, аудио-, видео- и мультимедийных материалов по учебной дисциплине конкретного рабочего учебного плана (далее – РУП) специальности (направления), необходимых для организации и осуществления учебного процесса. УМКД в обязательном порядке формируется по всем дисциплинам учебного плана, кроме факультативов и дисциплин по выбору, ведение которых регулируется рабочей программой.

1.2. Настоящее Положение устанавливает единые требования к содержанию, составлению и оформлению УМК дисциплин, реализуемых в ГОУ ВПО «Бийский педагогический государственный университет им. В.М. Шукшина» (далее – Университет) по очной и заочной формам обучения.

Положение адресовано должностным лицам и преподавателям Университета, участвующим в организации и реализации учебного процесса.

Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса определены Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования. УМК учебных дисциплин являются одной из основных составляющих образовательных программ специальностей (направлений).

1.3. Создаваемые УМКД призваны обеспечить полноценное учебно-методическое оснащение реализуемых в Университете основных и дополнительных специальностей (направлений) подготовки специалистов по дисциплинам федерального, национально-регионального и вузовского компонентов Государственного образовательного стандарта высшего профессионального педагогического образования. Формирование и использование в образовательном процессе УМКД является важным условием обеспечения качественной подготовки специалистов.

1.4. Создание УМКД позволяет решить следующие задачи:

- оснащение учебного процесса учебно-методическими, справочными и другими материалами, позволяющими улучшить качество подготовки специалистов;

- внедрение в учебный процесс современных образовательных и информационных технологий;

- создание инструмента планирования и организации работы по совершенствованию учебно-методической базы Университета;

- регулирование процесса подготовки учебного материала – его формы и содержания – с целью создания оптимальных условий для эффективного обучения студентов, организации и контроля их самостоятельной работы и сохранения преемственности в преподавании учебных дисциплин.

1.5. Все УМКД проходят процедуру утверждения в следующие сроки: для бакалавриата – не реже одного раза в четыре года; для специальности – не реже одного раза в пять лет.

В периоды между указанными сроками утверждения разработчики УМКД могут вносить в них необходимые уточнения не позднее, чем за две недели до начала преподавания дисциплины (см. также п. 4.6.).

1.6. Все утвержденные УМКД хранятся на соответствующих кафедрах в бумажном и электронном вариантах (файловые папки, CD-, DVD-диски), материалы дисциплин общеуниверситетских кафедр – в деканатах.

1.7. УМКД размещаются в локальной сети Университета.

1.8. УМКД (или, по решению кафедры, отдельные их компоненты) находятся в свободном доступе для студентов.

1.9. В УМКД не входит тематика курсовых и выпускных квалификационных работ, а также материалы ИГА.

1.10. Требования Положения обязательны для выполнения всем профессорско-преподавательским составом Университета.

1.11. Исходя из специфики специальности (направления), кафедры-разработчики могут вносить в структуру и содержание УМКД изменения и/или дополнения, не противоречащие данному Положению.

2. Структура и содержание УМКД

В УМКД входит четыре блока:

- организационно-нормативная документация (учебная программа, карты ресурсов);

- дидактические материалы (средства обучения печатные и электронные);

- средства контроля;

- методическиерекомендации.

2.1. Организационно-нормативная документация

Основными составляющими организационно-нормативной документации являются учебная программа и карта ресурсов.

2.1.1. Учебная программа включает примерную программу дисциплины, выписку из ГОСа по соответствующей дисциплине, модульную рабочую программу по дисциплинам специальностей и направлений.

Примерная программа дисциплины – программа, рекомендованная Федеральным агентством по образованию РФ.

Выписка из ГОСа по соответствующей дисциплине – документ, определяющий обязательный минимум содержания дисциплины.

Модульная рабочая программа дисциплины – программа освоения учебного материала, соответствующая требованиям Государственного образовательного стандарта и учитывающая специфику подготовки студентов по избранному направлению или специальности в ГОУ ВПО «Бийский педагогический государственный университет им. В.М. Шукшина».

2.1.2. Карты ресурсов представляют: карта обеспечения дисциплины учебно-методической литературой, карта обеспечения дисциплины учебными материалами, карта обеспечения дисциплины оборудованием.

Карта обеспечения дисциплины учебно-методической литературой – документ, включающий перечень учебников и учебных пособий, обязательной и дополнительной литературы, информационных источников на электронных носителях с указанием количества экземпляров и базы информационных ресурсов (см. Приложение 1).

Карта обеспечения дисциплины учебными материалами – документ, который включает информацию о количестве имеющихся в наличии учебных материалов, необходимых для проведения аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов, в том числе экземпляров наглядных пособий, иллюстративных, раздаточных и иных материалов (см. Приложение 2).

Карта обеспечения дисциплины оборудованием – документ, включающий информацию об аудиторном оснащении дисциплины и перечень технического и иного специального оборудования, необходимого для изучения дисциплины, с указанием количества экземпляров (см. Приложение 3).

Примечание. Нормативная документация, регламентирующая разработку УМКД, хранится на кафедрах.

2.2. Дидактические материалы (средства обучения)

Дидактические материалы включают в себя печатные и электронные источники.

2.2.1. К печатным дидактическим материалам относятся учебно-методические издания:

- учебники, учебные пособия, курсы лекций; учебно-методические рекомендации, хрестоматии;

- поддерживающие учебную литературу пособия и материалы: практикумы, учебные словари;

- наглядно-иллюстративные материалы, представленные в виде таблиц, графиков, диаграмм чертежей, карт, рабочих тетрадей.

Учебник воспроизводит логику и структуру программы и, соответствуя ее требованиям, включает необходимый материал для равномерного освоения всех тем; чаще всего готовится коллективом авто­ров и содержит устоявшиеся точки зрения на проблемные вопросы.

Учебное пособие дополняет учебники, углубленно освещает отдельные темы дисциплин, содержит дискуссионные точки зрения на те или проблемные вопросы, допускает авторскую позицию.

Курс лекций отражает научные концепции, авторскую позицию.

Практикум включает практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного.

Хрестоматия содержит полные или сокращенные тексты источников, биографические сведения об авторах и т. д.

Учебный словарь содержит определения основных понятий и категорий дисциплины.

Рабочая тетрадь организует самостоятельное выполнение студентами заданий, отражает на своих страницах результаты их работы.

Задачник содержит систему репродуктивных и творческих индивидуальных вопросов и заданий.

Учебно-методические рекомендации (указания) определяют порядок работы по использованию учебников, учебных пособий, авторских лекций; по выполнению лабораторных и практических работ; по организации самостоятельной работы; по подготовке докладов, рефератов и курсовых проектов; по использованию электронных носителей информации, технических и наглядных средств обучения; по соблюдению условий текущего, промежуточного контроля.

Примечание 1. Основная литература должна быть выпущена, как правило, не позднее последних 5-6 лет; дополнительная и справочная литература может быть издана позднее 5-6 лет.

2.2.2. К электронным дидактическим материалам относятся: электронные учебники, мультимедиа-продукция, электронные библиотеки и INTERNET-технологии.

Электронные дидактические материалы предназначены в основном для самостоятельной работы студентов. Использование новых информационных технологий направлено на решение методических, дидактических, предметных и др. задач:

- формирование мотивации и познавательного интереса к учению;

- сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм компьютерного обучения;

- развитие самостоятельности студентов;

- организацию оперативного контроля и самоконтроля результатов учебно-познаватель-ной и творческой деятельности с последующей коррекцией процесса обучения и т. д.

Примечание 2. К дидактическим материалам относятся также аудио-, видео- и фотопродукция.

Примечание 3. Указанные дидактические материалы реализуются с учетом специфики специальности (направления) и дисциплины. Данные об учебно-методической литературе, используемой в УМКД, представлены в рабочих учебных программах.

2.3. Средства контроля

Средства контроля представлены двумя группами:

- рейтинг-контролем;

- контрольно-измерительными материалами: вопросами для самоподготовки, заданиями и тестами (на бумажных и электронных носителях), вопросами к зачету и/или экзамену (как для устной, так и для письменной форм).

2.3.1. Рейтинг-контроль – документ, определяющий количество баллов и формы работы в дисциплинарных модулях.

В рейтинг-контроль входят технологическая карта дисциплины, рейтинговая книжка студента.

В технологической карте дисциплины (см. Приложение 4) определяются виды текущей работы и формы проведения промежуточных рейтинг-контролей, диапазоны рейтинговых баллов дисциплинарных модулей с выделением баллов за текущую работу по видам и промежуточные рейтинг-контроли. При распределении баллов по видам текущей работы необходимо учитывать количество практических (семинарских, лабораторных) занятий, степень сложности учебного материала.

Рейтинговая книжка студента – индивидуальный документ студента, в котором определяется количество баллов, формы работы в дисциплинарных модулях. Кроме того, в рейтинговой книжке преподавателем фиксируется выполнение работы и выставляются баллы за проделанную работу.

2.3.2. Контрольно-измерительные материалы дают возможность самостоятельного, рубежного, текущего, тематического или итогового контроля результативности изучения дисциплины. Контроль включает формы и содержание контрольных мероприятий.

Формы текущего контроля: контрольные работы, коллоквиумы, рефераты, рейтинговое оценивание, тестирование, презентации, лабораторные работы и др.

Содержание текущих контрольных мероприятий: примерный перечень заданий для контрольных работ и тестовых материалов; тематика коллоквиумов, рефератов, презентаций; перечень заданий для лабораторных работ.

Формы итогового контроля: контрольная работа, зачет, экзамен, в том числе экзамен и зачет в форме тестирования.

Содержание итоговых контрольных мероприятий: перечень выносимых на экзамен или зачет вопросов (как для устной, так и для письменной форм), примерный перечень заданий для контрольных работ и тестовых материалов.

2.4. Методические рекомендации

Методические рекомендации представлены двумя группами материалов:

- методические рекомендации для студентов (по организации самостоятельной работы и по средствам контроля);

- методические материалы для преподавателей.

2.4.1. Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины представляют собой рекомендации и разъяснения, позволяющие студенту оптимальным образом организовать процесс изучения данной дисциплины. При разработке рекомендаций необходимо исходить из того, что часть курса может изучаться студентом самостоятельно.

Методические рекомендации для студентов состоят из материалов по организации самостоятельной работы и материалов по реализации контроля.

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы включают:

- тематику всех видов семинарских, практических, лабораторных, индивидуальных заданий по разделам, темам;

- тематику контрольных работ и рефератов;

- тематику зачетных работ;

- рекомендации по выполнению лабораторных работ и практических занятий;

- рекомендации по работе с литературой и другими источниками;

- разъяснения по работе с тестовыми заданиями;

- разъяснения по выполнению домашних заданий;

- рекомендации по подготовке и проведению презентаций.

Методические рекомендации по реализации средств контроля включают:

- перечень выносимых на экзамен или зачет вопросов (устных или письменных);

- образцы тестовых материалов для промежуточного контроля;

- образцы тестовых заданий для оценки остаточных знаний.

Виды самостоятельной работы представлены в карте самостоятельной работы студента по дисциплине, которая является частью модульной рабочей программы.

Карта самостоятельной работы студента по дисциплине – документ, который включает график самостоятельной учебной работы студентов с указанием ее содержания, объема в часах, сроков и форм контроля результатов по всем формам обучения.

Примечание: рекомендации могут быть частью рабочей учебной программы или могут быть опубликованы в виде отдельного издания.

2.4.2. В методических рекомендациях для преподавателей указывается место дисциплины в учебном плане, ее связь с другими дисциплинами, вопросы преемственности. Кроме того, в ней отмечаются современные подходы к проблематике дисциплины, специфика авторской концепции.

В методических рекомендациях необходимо указывать особенности реализуемых видов работы, средства и методы обучения, эффективные способы учебной деятельности, принципы и критерии оценивания результатов обучения, инновационные методы обучения (в т. ч. информационные и коммуникативные).

В рекомендациях следует указывать разницу в реализации дисциплины в зависимости от форм обучения (очной и заочной).

Методические рекомендации для преподавателей включают также:

- методические рекомендации по составлению тестов;

- списки текстов и материалов, используемых в процессе реализации дисциплины (курса);

- перечень справочных пособий и изданий;

- образцы наглядных пособий;

- тезисы лекций.

2.4.3. Схематическое представление структуры УМКД

3. Модульная рабочая программа дисциплины

3.1. Модульная рабочая программа учебной дисциплины - основной рабочий документ преподавателя, определяющий содержание, объем и порядок изучения учебной дисциплины, а также формы (виды) контроля знаний студентов по этой дисциплине (промежуточный, текущий: реферат, контрольная работа, тест, зачет, экзамен).

3.2. Модульная рабочая программа учебной дисциплины (курса) разрабатывается автором – преподавателем кафедры, обеспечивающей преподавание дисциплины в соответствии с рабочим учебным планом.

3.3. Кафедры проводят процедуру обсуждения и одобрения рабочих программ, оценивая их содержание и правильность оформления. При наличии замечаний программа возвращается автору на доработку. При отсутствии замечаний рабочие программы дисциплин одобряются Советом факультета, после чего документ утверждается деканом и первым проректором.

Все утвержденные программы хранятся на соответствующих кафедрах в бумажном и электронном вариантах.

3.4. К содержанию рабочих программ предъявляются следующие требования:

- соответствие программ Государственным образовательным стандартам. Разработчики программ в предъявляемой части содержания вправе выходить за стандарт в пределах определяемой стандартом учебной нагрузки. В заданиях контрольного типа выходить за пределы стандарта нельзя;

- соответствие программ принципам высшего профессионального образования: универсальность и фундаментальность образования;

- отражение в программах основных направлений научной и педагогической деятельности Университета;

- включение в содержание программ национально-регионального компонента;

- отражение в программах междисциплинарных интегративных связей, обеспечивающих высокое качество профессиональных компетенций будущих специалистов;

- соответствие программ общей логике образовательного процесса по годам и семестрам обучения.

- использование модульного принципа построения программы, где под основным учебным модулем понимаются учебная дисциплина из РУПа, её раздел или тема.

3.5. Содержание модульной рабочей программы

Модульная рабочая программа состоит из четырех компонентов: содержательной части, учебно-методической карты, карты самостоятельной работы студента, карты согласования с другими дисциплинами.

3.5.1. В содержательную часть входят:

1) требования к обязательному минимуму содержания дисциплины (код по ГОС ВПО, название дисциплины и дидактическое содержание, трудоемкость по ГОС ВПО);

2) цели и задачи дисциплины (курса) в соответствии с квалификационными характеристиками специалиста; с указанием вида профессиональной деятельности, на которую ориентирует изучение данной дисциплины (п.1.3.3. обновленного ГОС ВПО) и типовой задачи, которой отвечает профессиональная деятельность (п. 7.1. обновленного ГОС ВПО). Задачи изучения дисциплины раскрываются на основе изложения требований к знаниям, умениям и навыкам, которыми должны овладеть студенты;

3) требования к уровню освоения содержания дисциплины (требования к знаниям, умениям, навыкам, приобретенным в результате изучения дисциплины);

4) объем дисциплины (в академических часах и в общей трудоемкости) и виды учебной работы (аудиторные занятия, лекции, практические занятия, семинары, лабораторные работы, самостоятельная работа);

5) семестры и виды отчетности по дисциплине (контрольная работа, курсовая работа, реферат, экзамен, зачет).

3.5.2. В учебно-методическую карту дисциплины (см. Приложение 5) включены:

1) содержание дисциплины (курса), структурированное по разделам и видам учебной работы (лекции, практические или семинарские занятия, лабораторные работы) с указанием их часов в общей трудоемкости и в академических часах;

2) модульное планирование дисциплины (курса) с указанием разделов, тем и академических часов (лекции, практические занятия, лабораторные работы). Темы указываются в соответствии с дидактическими единицами модульной рабочей программы по данной специальности.

3.5.3. Карта самостоятельной работы студента по дисциплине включает график самостоятельной учебной работы студентов с указанием ее содержания, объема в часах, сроков и форм контроля результатов по всем формам обучения (см. Приложение 6).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Инструкция по делопроизводству махачкала 2009

    Инструкция
    1. Общие положения 3-5 2.Документы университета 5-6 3.Правила подготовки и оформления документов 6-25 3.1Документирование управленческой деятельности 6 3.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине Информатика (название дисциплины)

    Учебно-методический комплекс
    составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования/основной образовательной программой по всем специальностям
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «бухгалтерский управленческий учет» Программа и методические указания по изучению курса

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Бухгалтерский управленческий учет»: программа и методические указания по изучению курса для студентов специальности 080109 Бухгалтерский учет, анализ и аудит / сост.
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (1)

    Учебно-методический комплекс
    Ф 77 Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография [Текст] : учебно-методический комплекс дисциплины / Автор-составитель: Т.А. Ашихмина; Бийский пед. гос.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «планирование на предприятии» Программа и методические указания по изучению курса

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Планирование на предприятии»: программа и методические указания по изучению курса для студентов специальности 080502 Экономика и управление на предприятии на транспорте / сост.

Другие похожие документы..