Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Учебное пособие'
Под структурой любого объекта понимается совокупность его частей, элементов и связей, отношений между ними, обеспечивающих его целостность. Основными ...полностью>>
'Документ'
о ходе выполнения Программы «Социально-экономическое развитие МО «Володарский район на 2008-2010 годы» и внепрограммных мероприятий за 2008-2010 г.г....полностью>>
'Закон'
По результатам проверок выявлены факты невыполнения работодателем п. 3 ст. 25 Закона РФ «О занятости населения в РФ», предусматривающего представлени...полностью>>
'Документ'
Страхование ответственности – вид страхования, в котором страховщик берет на себя обязательство возместить страхователю суммы, подлежащие им уплате т...полностью>>

Обоснование Программы

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Обоснование Программы

Человечество за весь период своего существования сталкивалось и сталкивается со множеством экологических проблем, большая часть которых возникла по вине человека. Это значит, что человечеству необходимо научиться жить в содружестве с природой, учитывать ее законы, не нарушать природного равновесия, рационально использовать природные ресурсы, бережно относиться к ценностям окружающего мира, соизмерять свои поступки и последствия от них.

Поступки же определяются внутренней культурой человека, страны, общества.

Экологическая доктрина РФ относит низкий уровень экологической культуры населения страны к числу основных факторов деградации природной среды нашей страны.

Библиотеки призваны сыграть значительную роль в воспитании экологической культуры своих читателей, всего местного сообщества.

Систематическая работа библиотек области строилась на основе областной библиотечной программы «Библиотека – центр экологической информации и культуры» (2000-2005г.г.).

Полученные результаты выполнения программы:

- Создание сети библиотек – центров экологического просвещения населения, углубленно работающих с экологической тематикой;

- Разработка районных, городских, авторских экологических библиотечных программ и проектов для организации планомерной стратегической работы;

- Создание системы клубов и читательских объединений в библиотеках экологической тематики;

- Создание системы сотрудничества библиотек с государственными и общественными природоохранными структурами;

- Использование инновационных форм и методов работы, новых информационных технологий для улучшения качества работы;

- Создание библиотечного экологического актива.

Таким образом, в результате выполнения программы библиотеки области стали самостоятельным и эффективным звеном системы экологического просвещения и воспитания населения.

Библиотеки области принимали участие в четырех Всероссийских смотрах-конкурсах работы библиотек по экологическому просвещению населения (1995-1996г.г., 1997-1998г.г., 2000-2001г.г., 2005-2006г.г.). Во всех смотрах-конкурсах библиотеки отмечены в числе победителей и лауреатов.

За разработку и реализацию программы «Библиотека – центр экологической информации и культуры» ОУНБ им. А.И.Герцена признана в числе победителей III и IV Всероссийских смотров-конкурсов.

Проект ОУНБ им. А.И.Герцена «Библиотека – центр экологической информации и культуры» отмечен дипломом первой степени в конкурсе научных работ «Экология родного края» Всероссийской научной школы «Актуальные проблемы регионального экологического мониторинга: научный и образовательный аспекты» (2005г.)

В декабре 2006 г. в ОУНБ им. А.И.Герцена прошел Библиотечный экологический Фестиваль, на котором подведены итоги выполнения областной программы, 16 библиотек и 28 библиотечных специалистов награждены вымпелами за вклад в выполнение программы «Библиотека – центр экологической информации и культуры».

В январе 2007 г. в областной библиотеки им. А.И.Герцена открыт Центр экологической информации и культуры.

Все это призвано обеспечить главную цель работы библиотек - воспитание экологической культуры как интегрального показателя личности современного человека.

Воспитание экологической культуры населения включает в себя формирование мировоззрения отдельного человека и населения края в целом, основанного на нравственно-эстетическом отношении к природе, чувстве любви, сопричастности к живому миру и ответственности за него, бережном использовании природных ресурсов, практическом применении знаний и информации в природоохранной деятельности.

Цель программы:

Формирование экологической культуры населения края с использованием средств и методов современной библиотечной теории и практики.

Задачи программы:

  1. Укрепление позиций библиотек в местном сообществе как центров экологической информации и воспитания экологической культуры населения

  2. Создание единого культурно-экологического пространства района (города) через различные модели взаимодействия местного сообщества, учреждений культуры, органов власти, социальных партнеров.

  3. Рост интереса жителей и читателей к экологической проблематике и к экологии родного края

  4. Повышение спроса на экологическую информацию и экологическую литературу, компетентности читателей в экологической тематике

  5. Формирование эмоционального, нравственного, этического и эстетического отношения к природе, окружающему миру

  6. Привлечение населения к активному участию в практических природоохранных акциях по сохранению окружающей среды

  7. Создание информационно-культурного сопровождения экологического образования учащихся

  8. Освоение более широкого подхода к экологической работе библиотек через применение инновационных методов и технологий библиотечной практики

  9. Повышение квалификации и компетенции библиотечных специалистов в работе с темой экологии.

Содержание Программы:

В Программу входят 9 тематических модулей:

  • «Имею право!»

  • «Сделай мир чище своими руками!»

  • «Ощущение чуда»: нравственно-эстетическое восприятие окружающей среды

  • «Семейная экология»: семейное экологическое взаимовоспитание

  • «Экологическое краеведение»: изучение и защита природы родного края

  • «Эколог – профессия будущего!»

  • «Экология слова: Территория русского языка»

  • «Экология в жизненном пространстве человека»

Они определяют основные направления, по которым может строиться работа библиотек по воспитанию экологической культуры населения с учетом широкого, комплексного подхода к экологической тематике.

Модуль «Экологическое партнерство: Герценка – библиотеки области» определяет направления сотрудничества областной библиотеки и библиотек области и научно-методического обеспечения этой работы.

Модуль «Имею право!»

Девиз: «Доступ к экологической информации – неотъемлемое право человека»

Проблема:

Гарантия свободного и равного доступа к источникам экологической информации, знаний и культуры обеспечивается сегодня не в полной мере. Препятствием являются информационное неравенство жителей разных регионов, города и села, административные и порой политические барьеры.

Задачи работы по модулю:

  1. Обеспечение конституционного права граждан на полную информацию по всем вопросам жизнедеятельности государства и общества, в том числе – по вопросам экологии и охраны окружающей среды.

  2. Предоставление населению достоверной и полной экологической информации на государственном, региональном, муниципальном уровнях, с использованием возможностей учреждений образования, науки, культуры и коммуникаций.

  3. Осуществление просветительской деятельности в области правовой экологии.

Содержание работы по модулю:

1. Разработать и пополнять банк данных (картотеки, электронная база данных) «Экологическое право: законы природы – законы государства»

2. Провести информационно-просветительские мероприятия (эколого-правовые часы, уроки, чтения, обсуждения, обзоры литературы):

«Хрупкая эко - система Земли - в руках человека»

«Экология и экономика: совместимы ли эти понятия?»

«Экология и ваши права»

«Мы выбираем будущее без химоружия и радиации»

«Я – гражданин планеты»

«Право на чистый воздух, воду, пищу…»

«Природа под защитой закона»

«Экологическая ответственность власти и бизнеса»

«Человек и природа: конфликт или гармония?»

«Человек и экология: Права. Свободы. Обязанности»

«Все люди рождены свободными и равными в своих правах»

«Права человека: используем вторую статью Конституции»

«Досье экологического права: ступени развития»

«Права животных защищены законом: зарубежный и российский опыт»

«Современная эпоха – эпоха глобальных экологических проблем»

«Международные, российские, региональные экологические документы»

«Экологические права и экологическая ответственность человека и государства»

«Право на благоприятную окружающую среду - важнейшее право человека»

«Красная книга - правовая защита редких и исчезающих видов»

«От знания прав –к исполнению обязанностей»

3. Провести практические занятия, уроки экологического права:

«Знакомьтесь: экологическое право»

«Экология без границ: международное экологическое право»

«Законы, которые нужно знать»

«Справочно-поисковые системы «Гарант», «Консультант +» : все законы об экологии в одном месте»

«Правовые электронные системы – окно в мир правовой экологической информации»

4. Провести игровые, конкурсные мероприятия, ролевые игры:

«Следствие ведут экологи: расследование экологических правонарушений»

«Мы пишем Всеобщую Декларацию прав природы: конкурс на лучшую статью в Декларацию»

«Наши права – наша ответственность по отношению к природе»

«Модель будущего: возможно ли решение экологических проблем?

5. Подготовить информационные дайджесты, списки литературы:

«Азбука экологического права»

«Экологические права человека»

«Актуальная экология»

«Международные экологические права и стандарты»

«Экологический консультант»

«Экология. Библиотека. Закон»

Модуль «Сделай мир чище своими руками!»

Девиз: «Малые дела решают большие проблемы»

Проблема:

Загрязнение окружающей природной среды достигло сегодня угрожающих размеров. Мы видим вокруг грязные улицы, дворы и подъезды, несанкционированные свалки, загрязенные берега рек, сами реки и родники; мы видим вырубленные леса и сорванные без нужды растения; в нашей помощи нуждаются птицы и животные.

Практической направленности усилий людей по сохранению и очищению природы придается сегодня особенно важное значение.

Задачи работы по модулю:

  1. Помочь в формировании экологического сознания пользователей, направленного на практическую помощь природе.

  2. Выступать активными участниками и организаторами экологических акций в своих населенных пунктах.

  3. Вовлечь жителей и читателей в сознательную деятельность по сохранению, очищению и восстановлению окружающей природной среды

Содержание работы по модулю:

1. Провести практические природоохранные акции по уборке мусора, озеленению улиц, парков, посадке деревьев, очистке рек и родников, защите редких растений, помощи птицам и т.д.

«Не опоздай – помоги природе!»

«Твори добро на всей Земле»

«Природа – наш дом, каким ему быть – решаем мы»

«Чистая Земля»

«Человек! Помоги братьям меньшим!»

«Моя чистая планета»

«Выйди из дома и помоги природе!»

«Мой чистый город»

«Самая уютная усадьба»

«Эко - Дом»

«Живи, цвети мое село»

«Чистый двор – чистое село»

«Чистый подъезд»

«Живет дерево – живет человек»

«Самая чистая улица»

«Посади дерево»

«Не оставим без дворца ни синичку, ни скворца»

«Подари птицам домик»

«Живая вода»

«Помоги своей реке»

«Живи, родник»

«Майский ландыш»

«Мы жители одной планеты, пассажиры одного корабля»

«Зеленая роща»

2. Провести экологические фестивали, праздники читателей, детских объединений:

«Я защищаю то, что люблю!»

«Союз природы и детей»

«Мой голос – в защиту природы»

«Мы дети твои, природа!»

«Мои дела – в защиту природы»

«Ты – надежда планеты Земля!»

«Благодаря тебе мир стал чище!»

«Любите этот мир – и он полюбит вас!

«Завтра начинается сегодня»

«Бросим природе спасательный круг»

«Если не мы, то кто же?»

3. Провести экологические конкурсы, конкурсы экологических проектов, практические занятия, ролевые игры:

«Три желания, чтобы изменить мир к лучшему»

«Вторая жизнь отходов»

«Видишь проблему – попробуй реши!»

«Район без мусора»

«Мусор на части – и нет напасти»

«Эко - сити : зеленый город»

«Мусор, который мы производим»

«Не преврати планету в свалку»

«Я рисую чистый мир - и дарю его вам!»

«Эти «подарки» человека опасны для природы»

Ресайклинг: как очистить город (двор) от мусора»

4. Провести работу по организация экологических волонтерских отрядов:

«Зеленый луч»

«Зеленый патруль»

«Эко - Воины»

«Эко- Следопыты»

«Защитники природы»

5. Создать в библиотеке базы данных, дайджесты:

«Лаборатория добрых дел: опыт работы библиотеки в практической природоохранной деятельности»

Модуль «Ощущение чуда»: нравственно-эстетическое восприятие окружающей среды

Девиз: «За красоту природы, человека, цивилизации»

Проблема:

Многие ученые, психологи пишут о психологической, эмоциональной глухоте современного человека. Даже обладая информацией, имея теоретические и практические знания, человек не видит красоту природы, не чувствует любовь и сострадание к окружающему его живому миру.

Эмоциональная невосприимчивость, равнодушие – пороки урбанизированного современного человека, перегруженного информацией.

Задачи работы по модулю:

  1. Воспитание гуманного, нравственного отношения к окружающему миру с использованием средств искусства - литературы, музыки, фотографии, живописи, театра и т.д.

  2. Открытие для человека эмоционально-образного восприятия окружающего мира, красоты природы, ее богатства и разнообразия, проблем сохранения природы, взаимодействия человека и живого мира.

  3. Формирование и развитие эстетического восприятия, художественного вкуса, творческих способностей читателей.

Содержание работы по модулю:

1. Создать «Экологический видеолекторий» - фонд видеофильмов, DVD –фильмов о природе и экологии.

2. Провести мероприятия общей тематики с использованием всех жанров искусства (литературно-музыкальные и литературно-поэтические вечера, вечера искусства, живописи, поэзии, музыкальные эко-шоу, выставки творческих работ сотрудников библиотеки, читателей, школьников) :

«Оглянись на красоту!»

«Видеть, слышать, чувствовать природу»

«По законам красоты»

«Мир природы в русской поэзии и живописи»

«Чтоб душу красотой наполнить»

«Мир природы в зарубежной поэзии и живописи»

«Учись видеть прекрасное»

«Мир природы в мире слов и звуков»

«Природа – вечный источник красоты»

«Экологический портрет природы»

«И музыка природы над Землей звучала…»

«Слышать, видеть, чувствовать природу»

«Природа – источник вдохновенья»

«Разноцветная капель»

«Через красоту природы – к красоте души»

3. Провести мероприятия, связанные с темой природы в художественной литературе (обзоры книг, обсуждения книг, творческие вечера писателей, авторские портреты):

«По книжным страницам о природе»

«Невыдуманные рассказы о природе»

«Детские писатели-природоведы»

«Природа вятского края в поэтической строке»

«Книга жизни – природа – на страницах книг»

«Об этом можно говорит стихами…»

«Мир животных в творчестве писателей»

«Я с книгой открываю мир природы!»

«Тема экологии в современной художественной литературе»

«Природа края в произведениях кировских писателей»

4. Разработать программу развивающего чтения для учащихся «Мир природы в мире слов: воспитание бережного отношения к природе через чтение художественной литературы»

5. Провести мероприятия, связанные с красотой пейзажей, сменой времен года (циклы книжных выставок, часы музыки, часы поэзии, конкурсы исполнения стихотворений, литературно-поэтические вечера, выставки-вернисажи):

«Календарь русской природы»

«Осень – рыжая подруга»

«Четыре царства на Земле: времена года»

«Щедрые краски осени»

«У природы нет плохой погоды»

«И это время называется весна»

«Времена года в стихах и звуках»

«Лето – это маленькая жизнь»

«Картинки лета»

6. Провести мероприятия совместно с преподавателями художественных школ с использованием живописи, средств изобразительного искусства (мастер-классы, уроки живописи, конкурсы рисунков, выставки картин):

«Рисуем животных»

«Рисуем пейзаж»

«Прекрасная земля в разные времена»

«Мастера русского пейзажа»

«Морские мотивы в творчестве художников»

7. Провести мероприятия, связанные с искусством фотографии (фотовыставки, конкурсы на интересную фотографию о природе):

«Видел своими глазами: чудеса природы»

«Сам видел!»

«Окно в природу»

«Я так вижу мир»

«Экологический ракурс»

8. Провести комплексные мероприятия (фестивали, праздники, конкурсы):

Фестиваль экологического театра

Фестиваль экологического чтения

Конкурс экологических стенгазет

Конкурс экологических сказкок

9. Разработать инновационные направления по темам:

«Через театр – в мир экологии»

«Экологическая филателия»

Модуль «Семейная экология»:

семейное экологическое взаимовоспитание

Девиз: «Растем экологами!»

Проблема:

По качеству и длительности воздействия на формирование личности ни один институт воспитания не может сравниться семьей. Именно в семье закладываются основы личности человека.

В современной семье отражаются все проблемы общества, в том числе – экологические. И очень важно, чтобы дети видели, что слова учителей, библиотекарей не расходятся с поступками родителей.

Задачи работы по модулю:

  1. С детских лет заложить основы воспитания экологической культуры ребенка в содружестве семьи, школы, библиотеки, используя весь комплекс вопросов – культура семейных отношений, воспитание детей, семейное чтение, организация семейного досуга, ведение домашнего хозяйства, содержание домашних животных и другие.

  2. Разработать комплексный подход к воспитанию экологической культуры не только детей, но семьи как единого целого, во взаимодействии детей, родителей, старшего поколения.

  3. Включить тему экологии в направление «работа с семьей», «семейное чтение».

  4. Повысить педагогическую компетентность родителей в формировании экологической культуры, здорового образа жизни, ценностных качеств личности ребенка.

  5. Повысить общий интерес семьи к библиотеке

Содержание работы по модулю:

1. Организовать лекторий для родителей (лекции, консультации, обзоры литературы):

«Семья и ее роль в экологическом воспитании детей»

«Содержание, формы и методы совместной экологической и природоохранной деятельности детей и родителей»

«Методика экологического воспитания детей»

«Родители воспитывают детей, дети воспитывают родителей»

«Экологическая культура – все начинается в семьи»

«Учимся взаимопониманию»

«Школа хороших экологических манер»



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа по профориентации для подростков Обоснование программы (1)

    Программа
    Подростковый возраст – зачастую последний период обучения большинства детей в школе. Вот почему вопросы, касающиеся личностной и социальной зрелости старших подростков, анализ их субъективных представлений о своей будущей профессии
  2. Программа по профориентации для подростков Обоснование программы (2)

    Программа
    Подростковый возраст – зачастую последний период обучения большинства детей в школе. Вот почему вопросы, касающиеся личностной и социальной зрелости старших подростков, анализ их субъективных представлений о своей будущей профессии
  3. Программа книга- видео- путешествий(3-4 класс). Обоснование программы

    Программа
    Появилась необходимость создания в библиотеке информационной развивающей и обучающей среды, которая расширит процесс непрерывного потребления информации, окажет помощь в самообразовании и саморазвитии.
  4. Программа по литературному развитию учащихся 5- 6 классов Обоснование программы

    Программа
    Век видео и компьютеров привел к тому, что наши де­ти стали меньше читать. Многие предпочитают смотреть мультфильмы, боевики, «ужастики» но телевизору.
  5. Обоснование программы (пояснительная записка)

    Пояснительная записка
    12. Заключение (что даёт программа ребёнку в его развитии и воспитании, например: «воспитывать в себе нравственность и любовь к Родине», «Повысить свой культурный уровень» и т.

Другие похожие документы..