Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Вирішення міжнародних комерційних спорів 12.1. ПЕРЕГОВОРИЯкщо виник спір, то перед тим, як звертатися в суд, найкраще спробувати вирішити його за допо...полностью>>
'Документ'
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года (раздел «Развитие национальной инновационно...полностью>>
'Документ'
Психологические причины возникновения опасностей. Разработка мероприятий по предупреждению причин возникновения опасностей и оптимизация производствен...полностью>>
'Документ'
статьи, новости /eco/ Всероссийский экономический журнал / Экономические словари, электронные учебники и учебные материалы / Экономические и финансов...полностью>>

Программа дисциплины Теория организаций для направления 080500. 62 Менеджмент подготовки бакалавра Автор: профессор Романов Павел Васильевич

Главная > Программа дисциплины
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации

Государственный университет -

Высшая школа экономики

Факультет менеджмента

Программа дисциплины

Теория организаций

для направления 080500.62 - Менеджмент

подготовки бакалавра

Автор: профессор Романов Павел Васильевич

Рекомендовано секцией УМС Одобрена на заседании кафедры

Секция «Менеджмент» управления человеческими ресурсами

Председатель Зав. кафедрой

С.Р.Филонович А.Г. Эфендиев

«___» __________________ 2007 г. «___» ____________________ 2007 г.

Утверждено УС

Факультета менеджмента

Ученый секретарь

О.Н. Балаева

«___» __________________ 2007 г.

Москва, 2007

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Требования к студентам

Студент должен: обладать базовыми знаниями по социологии и психологии, экономике; знаниями по курсу общего менеджмента; уметь оперировать такими понятиями как: организация, бюрократия, контроль, современное и постсовременное общество (Модерн и Постмодерн), индустриальное и постиндустриальное общество, трудовой процесс, рациональность, отчуждение, прибавочная стоимость, аномия, власть, идеология, культура, социальная система, доминирование, социальное конструирование, профессия, система, структура, технология, среда.

Аннотация

Этот курс является базовым по теории организаций, он предназначен для студентов специальности «Менеджмент» и ориентирован на знакомство с основными понятиями и теориями, объясняющими становление организаций как современных институциальных форм, их развитие, основные социальные характеристики и свойства, отдельные аспекты, важные для осознанного принятия менеджерами ключевых решений. Изучение этого курса, наряду с теорией менеджмента, важно для подготовки квалифицированного специалиста-практика по специальности «Менеджмент». Цель курса – выработать у студента четкое представление о статусе дисциплины, широте и разнообразии теоретических представлений, ввести в русло классических и современных дискуссий между представителями разных школ, определить теоретико-методологические основания различных теорий и школ, рассмотреть ключевые понятия в логике тех школ и подходов, где они создавались и развивались. Научить студента адекватному применению ключевых понятий и положений различных объяснительных моделей, теоретическому анализу организаций, заложить основы для полипарадигмального мышления и операционального использования различных подходов в рамках анализа, пригодного для практической деятельности.

Представленный курс предусматривает обучение в объеме 162 часов, из которых 50 аудиторных. Программой предусмотрены 32 часа лекций и 18 семинарских занятий). Курс предполагает, кроме лекционных занятий, практические и самостоятельные занятия. В самостоятельную проработку курса входит изучение научной литературы по проблемам теории организаций. Объем внеаудиторной нагрузки 112 часов. Курс завершается экзаменом.

В качестве форм контроля предлагаются: оценка выступлений на семинарских занятиях, домашнее задание, контрольная работа, курсовая работа, экзамен.

Учебная задача дисциплины:

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать основные понятия, ключевые слова и термины, основные подходы, сложившиеся в теории организаций, уметь их определять, классифицировать и применять для анализа конкретных организационных условий.

Уметь применять полученные знания на практике при решении задач диагностики организации, а также организационного проектирования и реконструкции с учетом специфики конкретной ситуации; иметь представление о основных проблемах теории организаций и предмете научной полемики в современной теории, о многообразии подходов, сложившихся в современном организационном анализе; обладать навыками работы с разнообразной научной литературой по проблемам теории организаций, уметь использовать ее в работе над заданиями по курсу, в том числе письменными.

Тематический план учебной дисциплины

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары и практические занятия

1

Тема 1 Организации и организационная теория

Определение организаций, теории и их виды, теоретизация организации как междисциплинарная проблема

12

2

8

2

Тема 2 Организации как рациональные системы

Объяснения организаций в рамках рациональных систем. Формализация, научный менеджмент, административная теория, теория бюрократии, административное поведение

24

4

2

18

3

Тема 3 Организация как естественная система

Объяснение организации с позиций естественной системы. Неформальные группы. Лидерство и кооперация, потребности, конфликт в организации

14

4

2

10

4

Тема 4 Организации как открытая система. Соединение подходов в теории организаций

Объяснение организации с позиций открытой системы. Системный дизайн, информация и обучение, голографические организации. Мультипарадигмальные модели и их эволюция

24

4

2

16

5

Тема 5 Структура организации

Базовые концепции организационной структуры. Принципы конструирования структуры. Вертикальные и горизонтальные связи в организации. Стратегии и виды структур. Выбор структуры и структурные ошибки

14

4

2

8

6

Тема 6 Жизненный цикл организации

Связь размера организации со структурой и контролем. Факторы, влияющие на функционирование организации (как технология, окружающая среда, цели). Преимущества больших размеров организации. Жизненный цикл организации, характеристики организации на каждой стадии цикла. Значение бюрократии и других форм контроля в большой организации. Причины упадка в организации, как с ним бороться

12

2

2

10

7

Тема 7 Внешняя среда

Концепции взаимоотношений организации и внешней среды. Типы среды, элементы среды. Неопределенность, ресурсы, стратегии приспособления в среде. Коммуникационные системы, открытые системы, трансформация институциальных систем, профессиональные ассоциации, сети, ресурсы, популяционная экология организаций

12

2

2

8

8

Тема 8. Административный контроль

Административный контроль в организации – вклад различных парадигм. Эволюция, уровни, направления и механизмы контроля, противоречия в рамках бизнес организаций.

12

2

2

8

9

Тема 9 Культура и этические ценности

Организационный символизм, типы организационной культуры, социализация, типы культур, подходы к исследованию культуры, изменение культуры, управление культурой, социальный порядок организации, культура как контроль

14

4

2

10

10

Тема 10 Цели, власть и политика в организации

Цели и власть в организации, политический процесс, источники власти, типы конфликтов, группы интересов, властные коалиции, уровни конфликта, структурные факторы конфликта, критическая теория конфликта

12

2

8

11

Тема 11. Социальные проблемы и организации. Организационные патологии

Проблемы организаций в свете различных теоретических подходов. Организационные патологии, способы их концептуализации в государственных, общественных и бизнес организациях

12

2

2

8

Итого

162

32

18

112

Формы контроля

Текущий контроль предполагает оценку работы студентов на семинарских занятиях, оценку курсовой работы, контрольной работы, домашнего задания и оценку на экзамене. Оценка работы на семинарских занятиях осуществляется по 10-балльной шкале, в зависимости от степени участия студента в обсуждении вопросов семинара.

Промежуточный контроль представлен в виде контрольной работы по итогам первой части курса, и домашнего задания. Домашнее задание подразумевает анализ конкретной организационной структуры, имеет форму кейс стади, и оценивается по 10-балльной шкале.

К контрольной работе допускаются студенты, успешно подготовившие и сдавшие домашнее задание. Контрольная работа направлена на проверку освоения студентами теоретических материалов по итогам первой части курса, оценивается по 10-балльной шкале.

Курсовая работа содержит углубленное изучение какой-либо организации, предполагает публичную защиту на семинаре и оценивается по 10-балльной шкале.

Итоговый контроль – экзамен. К экзамену допускаются студенты, которые:

  • посещали все занятия в соответствие с расписанием

  • активно принимали участие в семинарах;

  • написали контрольные работы

  • сделали домашние задания

  • написали и публично защитили курсовые работы

На экзамене студенты должны продемонстрировать:

  • знание содержания курса «Теории организаций»

  • умение применять эти теории для объяснения конкретных организационных проблем

  • способность анализировать проблемы современных российских организаций

Ответ на экзамене оценивается по 10-балльной шкале.

Результирующая оценка итогового контроля складывается из оценки за работу на семинарских занятиях, оценки за домашнюю работу, оценки за контрольную работу, оценки за курсовую работу и оценки, полученной на экзамене, как округленная средневзвешенная оценка с учетом следующих оценок относительной важности:

Wсем.= 0.1; Wконтр.раб.= 0.2; Wдом.задан. = 0.15; Wкурс.работ.= 0.25; Wэкз.=0.3

Оср.(окр.) = Осем*Wсем.(0.1) + Wдом.задан.(0.15) + Оконтр.раб.*Wконтр.раб.(0.2) + Окурс.раб.*Wкурс.работ.(0.25)+Оэкзамен.*Wэкзамен.(0.3)

Содержание программы

Тема 1. Организации и организационная теория

Определение организаций, теории и их виды, теоретизация организации как междисциплинарная проблема

Понятие организации, определения организация по Р.Скотту как рациональной, естественной и открытой системы. Важность исследования организаций. Роль организаций в современном обществе, появление и развитие современных форм организаций, социальные факторы, повлиявшие на этот процесс. Виды организаций. Исследование организаций как междисциплинарная проблема, академические и прикладные исследования. Уровни анализа организаций по П.Блау (межличностные отношения внутри организаций; процессы, которые характеризуют саму организацию; более широкая система отношений, в которой действуют организации). Основные теоретические направления анализа, элементы организационного устройства: социальная структура (нормативная структура, нормы, роли; поведенческая структура; социальная структура, коллективность; формальная и неформальная структура); социальные акторы; цели; технологии; среда. Преимущества организаций как форм социальной интеграции. Объяснения организаций в рамках рациональных, естественных и открытых систем, метафоры организаций, метафоры, типологии и школы.

Основная литература:

  • Дафт Р. Теория организаций. М.: Юнити-Дана, 2006. с.7-29

  • Мильнер Б. Теория организаций в системе наук /Теория организаций. Антология. М: Академический проект, Гоадеамус, 2005. с.57-63

  • Мильнер Б. Черты и свойства организации /Теория организаций. Антология. М: Академический проект, Гоадеамус, 2005. с.90-93

Дополнительная литература:

  • Морган Г. Имиджи организаций: Восемь моделей организационного развития: Перевод с английского. М.: Вершина, 2006.

  • Битэм Д. Бюрократия // Социологический журнал, 1999.

  • Блау П.М.Исследование формальных организаций //Американская социология. М., 1972.

Тема 2. Организации как рациональные системы

Объяснения организаций в рамках рациональных систем. Формализация, научный менеджмент, административная теория, теория бюрократии, административное поведение

Ключевые характеристики рационалистических объяснений организаций, система понятий: информация, эффективность, оптимизация, внедрение, дизайн, авторитет, правила, координация, юрисдикция. Особенности формулирования целей в рамках рациональной/технической системы, связь между целями и структурой, формальной организацией, способность мобилизовать внимание и ресурсы, административное поведение. Формализация как процесс повышения объектификации структуры и предсказуемости поведения в организации. Механистические, технические модели организации. Социометрическая структура. Рутинизация и независимость индивида в технических системах. Организации в концепции научного менеджмента Тейлора. Роль научного менеджмента в разработке рационализованных структур в организации, рационализация снизу-вверх. Применение идей Тейлора – фордизм, массовое производство, влияние новых методов распределения обязанностей и технологий на квалификацию и статус работников, роль стандартов. Критика тейлоризма (Белл, Бендикс, Браверман). Административная теория Файоля, управленческие функции. Рационализация сверху вниз, значение координации и специализации, развития иерархических организационных форм. Критика административной теории (Саймон). Концепция рациональной бюрократии - три типа власти, идеально-типическая модель бюрократии, характеристики бюрократических форм, легитимная власть офиса (Вебер). Признаки рациональной бюрократии, железная клетка бюрократии. Критика веберовских взглядов на бюрократию (Блау, Скотт, Томпсон). Теория административного поведения Саймона – индивид как участник организационных взаимодействий, основания для принятия решений участниками организационных взаимодействий, цели и средства их достижения. Формальная структура как система средств по распределению ответственности. Связная рациональность – целевая установка и формализация.

Основная литература:

  • Гвишиани Д. Возникновение движения «научного менеджмента» /Теория организаций. Антология. М: Академический проект, Гоадеамус, 2005. с.7-24

  • Мильнер Б. Теории организации /Теория организаций. Антология. М: Академический проект, Гоадеамус, 2005. с.64-67

  • Мильнер Б. Бюрократическая теория организации /Теория организаций. Антология. М: Академический проект, Гоадеамус, 2005. с.67-68

  • Мильнер Б. Теория административного поведения /Теория организаций. Антология. М: Академический проект, Гоадеамус, 2005. с.72-73

  • Семиков В. Основополагающие идеи организационных теорий /Теория организаций. Антология. М: Академический проект, Гоадеамус, 2005. с.720-735

Дополнительная литература:

  • Бедрий Д.А. и др. А.К.Гастев и наука о труде // ЭКО. 1983. № 6. С. 99–112.

  • Битэм Д. Бюрократия // Социологический журнал, 1999.

  • Блау П.М.Исследование формальных организаций //Американская социология. М., 1972.

  • Голосенко И.А. Идеи Ф.Тейлора в дореволюционной России // Социологические исследования. 1991. № 10. С. 64–72.

Тема 3. Организация как естественная система

Объяснение организации с позиций естественной системы. Неформальные группы. Лидерство и кооперация, потребности, конфликт в организации

Критика модели организации как рациональной системы. Особенности в формулировке целей организации в рамках теорий организации как естественной системы – противоречия между официальными и «реальными» целями. Цели по поддержанию самой организации, концепция организационного эквилибриума. Социальные системы, ориентированные на выживание; группы интересов, способы представления интересов. Железный закон олигархии Михельса. Неформальная структура, ее отличия от формальной. «Иррациональные» отношения на различных уровнях организации (Дэлтон). «Логика стоимости и эффективности» против «логики чувств» (Ротлисбиргер и Диксон), упрощение коммуникации, повышение доверия, корректировка неадекватности формальной системы (Гросс). Критика формализованных систем: тяжесть, нетерпимость, неадаптивность. Тренированная неспособность (Веблен). Функциональный анализ организаций (Мертон) – вклад британских антропологов (Малиновский, Рэдклифф-Браун), идея гомеостазиса. Школы, развивающие естественный подход. Школа человеческих отношений, Хоторнский эксперимент (Мейо, Ротлисбиргер, Диксон): иерархия неформального статуса, влияние неформальных отношений на процесс производства, комплексный характер мотивации. Проблема лидерства, типы лидерства, роль обсуждений и инициирующих структур. Принципы трудовых отношений: Теория Х и теория У (МакГрегор). Роль рабочих в принятии решений. Критика Школы человеческих отношений, «коровья социология». Кооперативная система Бернарда, роль исполнителей в организации, развитие координированной системы коммуникаций, условия коммунальности. Институциальный подход Зелзника: источники иррационального поведения. Теория потребностей организации Парсонса (AGIL): адаптация, достижение целей, интеграция, латентности. Теории социального конфликта (Гоулднер, Бендикс).

Основная литература:

  • Мильнер Б. Теория институтов /Теория организаций. Антология. М: Академический проект, Гоадеамус, 2005. с.81-83

  • Щербина В.В. Школа человеческих отношений // Социальные теории организаций: Словарь. М: Инфра-М, 2000. с. 219-221

  • Щербина В.В. Естественная модель в теории организации // Социальные теории организаций: Словарь. М: Инфра-М, 2000. С.44-45



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Библиографический указатель трудов преподавателей и сотрудников Санкт- петербургской академии управления и экономики. 1990-2010 гг

    Библиографический указатель
    Петербургской академии управления и экономики. 1990-2010 гг. (из фондов Библиотеки академии) / С.-Петерб. акад. упр. и экон.; сост. В. А. Светлова; предисл.
  2. Конкурс ппс. Об итогах городской олимпиады школьников. Оподготовке и проведении итоговой аттестации выпускников в 2010 году. Оконцепции создания отделения логистики на факультете менеджмента нф гу-вшэ

    Конкурс
    Члены Учёного совета: Абросимова Е.Б., Бабкин Э.А., Бляхман А.А., Вагина Т.Ф., Галай Ю.Г., Голованова С.В., Городнов А.Г., Гриднева Е.А., Громов Е.М., Калягин В.
  3. Отчет о результатах самообследования Укрупненной группы специальностей (угс) (2)

    Публичный отчет
    Специальность 230102.65 – «Автоматизированные системы обработки информации и управления» открыта в МГУП в 1995/96 учебном году приказом Минобразования России № 404 от 22.
  4. Новые поступления литературы за 2010 год. 1

    Документ
    Всероссийская студенческая научно-техническая конференция "Интенсификация тепло-массообменных процессов, промышленная безопасность и экология", 16-18 мая 2005 г.
  5.  естественные науки (1)

    Учебное пособие
    Г 421 Гершель, Джон. Философия естествознания: Об общем характере, пользе и принципах исследования природы : пер. с англ. / Гершель, Джон. - Изд. 2-е.

Другие похожие документы..