Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Продовжити роботу з роз’яснення законодавства України, інших нормативно-правових актів у сфері використання мов відповідно до Конституції України та ...полностью>>
'Учебная программа курса'
Предназначена для студентов III курса специальностей 060800 «Экономика и управление на предприятии» и 060800Т «Экономика и управление на предприятиях...полностью>>
'Тематика курсовых работ'
Права налогоплательщиков, реализуемые в ходе проведения налоговой проверки. Обязанности налогоплательщиков, реализуемые в ходе проведения налоговой п...полностью>>
'Документ'
Приглашаем Вас совместно обсудить вопросы развития туризма в регионах, туристические ресурсы, проблемы сотрудничества, способы продвижения туристичес...полностью>>

Тюменская государственная академия культуры, искусств (2)

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ
И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Кафедра информатики и информационных технологий

Рабочая программа

по дисциплине цикла ОПД. Ф.01

«МУЗЫКАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА»

для студентов специальностей:

050900 – «Инструментальное исполнительство»

051000 – «Вокальное искусство (по видам вокального искусства)»

051100 «Дирижирование» (по видам исполнительских коллективов)

051300 – «Музыкальное искусство эстрады (по видам эстрадного искусства)»

Рабочая программа составлена на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в области культуры и искусства для специальностей: 050900 - «Инструментальное исполнительство» (от 22.04.2003 г.); 051000 – «Вокальное искусство (по видам вокального искусства)» (от 22.04.2003 г.); 051100 «Дирижирование» (по видам исполнительских коллективов)» (от 22.04.2003 г.); 051300 – «Музыкальное искусство эстрады (по видам эстрадного искусства)» (от 26.05.2003 г.).

Составитель: А.Н. Шешуков, профессор кафедры оркестрового дирижирования и народных инструментов

Рабочая программа

обсуждена и утверждена

на заседании кафедры ИИТ

02.09. 2010 г.

Протокол № 1

Зав. кафедрой ______________________________ / Гусева В.Е. /

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4

Выписка из Государственного образовательного стандарта 7

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 8

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 10

Тема 1. Предмет музыкальной информатики. Музыкальная информатика как учебный курс 10

Тема 2. Устройство персонального компьютера. Функции комплектующего оборудования (внутренние и внешние устройства) 10

Тема 3. Виды и способы хранения информации. Понятие файла и его типы. Файловые менеджеры. 11

Тема 4. Операционные системы. Microsoft Windows 98/ME/2000/ XP: общие принципы работы 11

Тема 5. Компьютерные программы и типы программного обеспечения 12

Тема 6. Разновидности текстовых редакторов. 12

Использование редактора Microsoft Word. 12

Тема 7. Цифровая запись музыкального звука. Форматы ком­пьютерного представления аудиоданных 13

Тема 8. Синтез электронного звука и его методы 14

Тема 9. Электронное музыкальное оборудование 14

Тема 10. Звуковые редакторы. Программы Sound Forge, Adobe Audition, WaveLab 14

Тема 11. MIDI-технологии, стандарты и секвенсоры 15

Тема 12. Программы сведения аудио и MIDI-данных: Sonar, Steinberg Cubase 16

Тема 13. Запись и копирование цифровых компакт-дисков 17

Тема 14. Нотно-издательские системы: разновидности, принципы работы. Нотные редакторы Finale, Encore, Sibelius 17

Тема 15. Принципы работы в сети Интернет и её музыкальные ресурсы. Исследование сети 18

Тема 15. Возможности и перспективы использования компьютерных технологий в музыкальной науке и педагогике 19

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 20

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебный курс музыкальной информатики является составной частью подготовки специалистов с высшим музыкальным образованием и входит в цикл обязательных общепрофессиональных дисциплин по специальностям: 0519000 «Инструментальное исполнительство» (по видам инструментов); 051000 – «Вокальное искусство (по видам вокального искусства)»; 051100 «Дирижирование» (по видам исполнительских коллективов); 051300 – «Музыкальное искусство эстрады (по видам эстрадного искусства)»

Он предусматривает приобретение и углубление теоретических знаний и практических навыков в области новых информационных технологий применительно к задачам профессиональной деятельности дирижера, концертного исполнителя, артиста ансамбля и оркестра, музыковеда, преподавателя различных музыкально-теоретических и музыкально-исторических дисциплин.

В современных условиях знакомство с электронным оборудованием, владение персональным компьютером, умение пользоваться новыми информационными технологиями становится всё более необходимым для квалифицированной работы в самых различных отраслях производства, науки и культуры, в том числе в области музыкального искусства. Основы этих знаний даются в средней школе. В музыкальных училищах и колледжах предусмотрено изучение дисциплины «Музыкальная информатика», цель которой сформировать у учащихся первоначальные представления о возможностях современных компьютерных технологий в работе с музыкальным звуком и мультимедиа. В музыкальном высшем учебном заведении (консерватории, институте или академии искусства) эти представления должны быть расширены и углублены. Но главная цель заключается в том, чтобы выработать у студентов потребность и умение самостоятельно использовать динамично развивающиеся компьютерные технологии в целях повышения эффективности своей профессиональной деятельности – творческой, научной и преподавательской.

Педагогический опыт подсказывает, что положительный результат изучения информатики в музыкальном вузе может быть достигнут только в том случае, если планируемая тематика нацелена на решение конкретных, практически ясных и понятных музыканту задач. Вот почему в тематический план курса не включено изучение языков программирования, методологии составления компьютерных программ, особенностей функционирования разнообразных информационных систем. По той же причине не затронуты вопросы, связанные с проблемами музыкальной акустики, психологии восприятия и пр. Изучение этих вопросов – задача других дисциплин.

Примерный учебный план рекомендует прохождение всего этого материала на первом курсе в течение учебного года из расчета 70 часов практических занятий под руководством преподавателя. Вместе с тем оговаривается необходимость самостоятельной работы каждого студента в минимальном объеме 70 часов (2 часа в неделю). Задача учебного заведения – технически и организационно обеспечить студентам возможность такой работы. Это требование является необходимым условием изучения дисциплины, которая предполагает индивидуальное (персональное) освоение студентами тех или иных компьютерных программ.

Программа курса, составлена с учетом сложившихся традиций музыкального образования, и среднего уровеня подготовленности контингента обучающихся. Не секрет, что большинство студентов музыкального вуза имеет весьма общие представления об естественнонаучных и технических дисциплинах. Кроме того, в познавательной деятельности музыканта значительную роль играет образно-ассоциативный механизм. Принимая это во внимание, необходимо укладывать содержательную часть курса, независимо от степени сложности изучаемых вопросов, в предпочтительные для музыканта образные формы и обязательно сопровождаться звуковыми и визуальными иллюстрациями, т.е. пропускаться педагогом через призму знакомого и хорошо известного.

Следует также иметь в виду, что часть студентов могли не получить полноценного объема знаний и навыков по начальному курсу музыкальной информатики в музыкальных училищах и колледжах в силу новизны этой дисциплины, которая только начинает вводиться и требует времени для соответствующего технического и кадрового обеспечения. Но наряду с этим, другие студенты способны не только хорошо разбираться в принципах работы на ПК, но и достаточно грамотно пользоваться теми или иными профессиональными компьютерными программами. Вследствие этого учебная программа, с одной стороны, должна быть рассчитана на разный уровень подготовки студентов, т.е. не избегать изложения простых вопросов, а с другой – развивать уже имеющиеся навыки. Последнее должно достигаться через изучение самых последних версий компьютерных программ и через индивидуальный характер заданий для самостоятельной работы. В принципе же индивидуальный подход к студентам в изучении курса музыкальной информатики, особенно в процессе руководства их самостоятельной работой, должен проявляться не в меньшей степени, чем при преподавании любой другой общепрофессиональной или специальной дисциплины.

Таким образом, проблематика курса построена из расчета последовательного освоения сначала стандартных пользовательских навыков и операций, а затем приобретения необходимых знаний о специфических музыкальных функциях компьютера. При этом особое внимание уделяется различным текстовым и нотным редакторам, способам представления музыкальных данных и технических приемам их обработки, методам синтеза звука, изучению электронного музыкального оборудования и освоению тех специальных программ, без которых использование компьютера в деятельности композитора и музыковеда невозможна.

Изучение курса завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачёта, который выставляется по результатам выполнения индивидуальных практических заданий, связанных с применением изученных компьютерных программ (компьютерная аранжировка фрагмента музыкальной композиции, нотный набор, редактирование аудиозаписи и т.п.). Зачёт может сопровождаться устный опросом или выполнением письменных тестов, отражающих степень усвоения студентами теоретической части курса.

Дальнейшее расширение знаний и развитие навыков студентов в области музыкальной информатики должно происходить в ходе изучения специальных дисциплин. Студенты-дирижеры смогут применить свои знания при подготовке партитур, партий, научных докладов, рефератов и исследований, а также использовать компьютер в процессе аранжировки муз произведений. Программа обучения студентов-инструменталистов предполагает последующее освоение и применение электронных средств в создании музыкального сопровождения (минусовки) для пьес по специальности.

Поскольку обновление информационных технологий и компьютерных программных продуктов осуществляется непрерывно и быстрыми темпами, данная примерная программа, включая список литературы, актуальный на время её составления, должна рассматриваться лишь как основа для подготовки и систематического пересмотра рабочих учебных программ по курсу «Музыкальная информатика».

Выписка из Государственного образовательного стандарта

требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки по специальности:

050900 – «Инструментальное исполнительство»

ОПД.Ф.00

Федеральный компонент

ОПД.Ф.01

Музыкальная информатика

Изучение средств и методов специальной информатики для музыкантов – современной технологической базы для всех видов профессиональной музыкальной деятельности. Изучение основ MIDI-технологии как общепринятого стандарта и формата музыкальных данных. Связь музыкальной информатики с традиционными дисциплинами – сольфеджио, гармонией, полифонией, инструментовкой, чтением партитур. Освоение музыкально-интеллектуального инструментария: компьютерный нотный набор и редактирование, инструментовка и аранжировка с помощью программных секвенсоров, конвертирование файлов из секвенсора в нотный редактор и обратно. Музыкальные файлы в сети Интернет.

051000 – «Вокальное искусство (по видам вокального искусства)»

051100 «Дирижирование» (по видам исполнительских коллективов)

051300 – «Музыкальное искусство эстрады (по видам эстрадного искусства)»

ОПД.Ф.00

Федеральный компонент

ОПД.Ф.01

Музыкальная информатика

Изучение средств и методов специальной информатики для музыкантов – современной технологической базы для всех видов профессиональной музыкальной деятельности. Изучение основ MIDI-технологии как общепринятого стандарта и формата музыкальных данных. Связь с традиционными дисциплинами – сольфеджио, гармонией, полифонией, инструментовкой, чтением партитур. Музыкальные файлы в интернет-технологии. Освоение музыкально-интеллектуального инструментария: компьютерный нотный набор и редактирование, инструментовка и аранжировка с помощью программных секвенсоров, конвертирование файлов из секвенсора в нотный редактор и обратно.

Рекомендуемый объем курса – 140 часов, из них 70 – с преподавателем и 70 – самостоятельных. Все занятия практические.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№№ тем

Наименование тем

Кол-во часов

Введение.

1.

Предмет музыкальной информатики. Музыкальная информатика как учебный курс.

2

Раздел 1. Основы работы с компьютером

2.

Устройство персонального компьютера. Функции комплектующего оборудования (внутренние и внешние устройства).

2

3.

Виды и способы хранения информации. Понятие файла и его типы. Файловые менеджеры.

2

4.

Операционные системы. Microsoft Windows 98/ME/2000/ XP: общие принципы работы.

4

5.

Компьютерные программы и типы программного обеспечения.

4

6.

Разновидности текстовых редакторов. Использование редактора Microsoft Word. Сканирование и распознавание текстовых документов.

8

Раздел 2. Компьютер в деятельности музыканта, композитора, музыковеда

7.

Цифровая запись музыкального звука. Форматы компьютерного представления аудиоданных.

2

8.

Синтез электронного звука и его методы.

2

9

Электронное музыкальное оборудование.

2

10.

Звуковые редакторы. Программы Sound Forge, Adobe Audition, WaveLab.

8

11.

MIDI-технологии, стандарты и секвенсоры.

2

12.

Программы сведения аудио и MIDI-данных: Sonar, Steinberg Cubase.

8

13.

Цифровая запись и копирование компакт-дисков.

4

14.

Нотно-издательские системы: разновидности, принципы работы. Нотные редакторы Finale, Encore, Sibelius.

8

15.

Принципы работы в сети Интернет и её музыкальные ресурсы. Исследование сети.

4

16.

Возможности и перспективы использования компьютерных технологий в музыкальной науке и педагогике.

4

Зачетный урок

2

ВСЕГО:

70

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Предмет музыкальной информатики. Музыкальная информатика как учебный курс

Понятие информации. Музыкальная информация и её предметные границы. Универсальные принципы и способы цифровой записи, отображения и моделирования информации, в том числе музыкальных сообщений: акустических и интонационных параметров звука, нотного текста, особенностей исполнительской манеры.

Компьютеризация музыкальной деятельности как объективный социокультурный процесс. Технические возможности современного электронного оборудования в формализации музыкальных представлений и знаний о музыке.

Электронные средства управления музыкальным звуком, синтеза и преобразования звука, создания нотных партитур, сканирования нотного текста и перевода его в параметрические данные. Использование компьютера в процессе музыкальной аранжировки и сочинения музыки. Применение новых информационных технологий в музыкальной науке (статистические методы музыкального анализа, психоакустические исследования), в музыкальной педагогике (электронные учебники, дистанционное обучение), в исполнительском искусстве (автоматический режим исполнительской версии).

Роль курса музыкальной информатики в подготовке современного музыканта. Цель и задачи вузовского курса музыкальной информатики. Порядок распределения тематического материала. Содержание практических, в том числе самостоятельных занятий. Итоговые зачетные требования.

Тема 2. Устройство персонального компьютера. Функции комплектующего оборудования (внутренние и внешние устройства)

Компьютер как инструмент интеллектуальной деятельности. Стандартная конфигурация персонального компьютера. Наименование и технические характеристики основных узлов и устройств, их назначение.

Системный блок и внутренние устройства (комплектующие): центральный процессор, системная плата, оперативная память (ОЗУ), видеоплата, звуковая карта, постоянная память (ПЗУ), жесткий диск (HDD), дисководы, оптические дисководы (CD-ROM, CD-RW, DVD, DVD-RW).

Внешние устройства ввода и вывода информации (периферия). Виды и функциональное назначение стандартного периферийного оборудования: монитор, принтер, акустические системы, алфавитно-цифровая клавиатура, MIDI-клавиатура, манипулятор «мышь», сканер, модем.

Порядок работы и условия корректного взаимодействия узлов и устройств, «сбои» и способы их преодоления. Основные пользовательские правила и предупредительные меры.

Тема 3. Виды и способы хранения информации. Понятие файла и его типы. Файловые менеджеры.

Единицы компьютерной информации (бит, байт, Кб, Мб, Гб). Понятия: «данные», «файл». Способы представления различных типов данных в компьютере.

Иерархическая структура организации данных в персональном компьютере. Папки, директории, каталоги.

Разновидности файлов: исполняемые файлы, файлы конфигурации, файлы-библиотеки, файлы-документы (текстовые, графические, звуковые). Типовые расширения файлов.

Файловые менеджеры и их виды. Norton Commander. Volkov Commander. Windows Commander. Операции с файлами в файловых менеджерах (поиск, копирование, перенос, удаление, переименование).

Тема 4. Операционные системы. Microsoft Windows 98/ME/2000/ XP: общие принципы работы

Понятие операционной системы. Дисковая операционная система (DOS). Операционная система Microsoft Windows 98/ME/2000/XP.

Графический интерфейс Windows в пользовательском режиме. Настройка и стандартизация интерфейса.

Уровни и постановка задач. Загрузка операционной системы. Определение задач в меню «Пуск». Главное и подчиненные меню. Содержание основных папок: «Рабочий стол», «Мой компьютер», «Сетевое окружение», «Корзина», «Мои документы» и пр.

Файловый менеджер Windows «Проводник». Операции с папками, файлами и ярлыками: контекстный поиск, запуск файлов, просмотр, присвоение имени, переименование, копирование, перенос, вырезка, удаление, размножение, сортировка, редактирование, архивирование. Буфер обмена.

Запуск и завершение работы приложений. Управление окнами (сворачивание, развертывание, масштабная коррекция, смена расположения).

Ждущий и «спящий» режимы. Ошибки и сбои в работе Windows. Выход из системы.

Тема 5. Компьютерные программы и типы программного обеспечения

Понятие «программное обеспечение» (ПО). Роль программного обеспечения в работе персонального компьютера. Основные типы программного обеспечения: системное и прикладное. Назначение и функции системного программного обеспечения.

Назначение и функции прикладного программного обеспечения. Общие сведения о прикладных программах.

Программы-утилиты, в т.ч. архиваторы, просмотрщики (viewers), проигрыватели (players).

Офисные программы (редакторы текста и электронных таблиц, системы управления базами данных, распознаватели текста, переводчики).

Состав сервисного пакета Microsoft Office. Назначение и общая характеристика программ Microsoft Excel, Microsoft Access, Microsoft Power Point.

Программы для верстки текста. Программы для графики и дизайна. Программы для работы с мультимедиа. Игровые программы.

Разновидности мультимедийных программ: звуковые редакторы, MIDI-секвенсоры, нотные редакторы, программы для работы с семплами, программы для работы с видеоизображением.

Техника установки и удаления программ.

Тема 6. Разновидности текстовых редакторов.

Использование редактора Microsoft Word.

Сканирование и распознавание текстовых документов

Виды текстовых форматов и кодировок текста. Стандартные текстовые редакторы Windows: Notepad и WordPad. Текстовый редактор Microsoft Word.

Создание и редактирование документа в Microsoft Word:

Установка параметров страницы. Набор текста и работа со шрифтами. Вставка символов. Вставка сносок.

Создание таблиц и работа с таблицами.

Форматирование абзацев и фрагментов текста. Создание нумерованных и маркированных списков. Создание колонок. Использование оформительских стилей.

Создание рисунков и вставка в документ графических иллюстраций. Использование текстового дизайнера WordArt.

Разбивка документа на разделы. Вставка номеров страниц и оформление колонтитулов. Создание оглавлений.

Проверка орфографии и грамматики. Предварительный просмотр и печать документа.

Способы предохранения текста от потерь: быстрое сохранение документа, создание резервных копий. Восстановление документа.

Сканирование и распознавание текстовых документов с помощью программы Abby Fine Reader. Перенос и редактирование распознанных документов в программе Microsoft Word.

Выполнение практических заданий: подготовка документов (статей, листовок, афиш) c таблицами и графическими вставками в программе Microsoft Word.

Тема 7. Цифровая запись музыкального звука. Форматы ком­пьютерного представления аудиоданных

Основные принципы цифровой записи (оцифровки) и обработки музыкального звука. Обработка звука на основе цифровой задержки. Понятия «модуляция» и «фильтрация» звука.

Характеристика основных звуковых форматов: WAV, CDA, AIFF, MP3, WMA, RA, MIDI. Понятие конвертации звуковых файлов. Программы конвертации звуковых файлов.

Разновидности архиваторов звуковых файлов; принцип их работы, достоинства и недостатки.

Тема 8. Синтез электронного звука и его методы

История создания и развития средств синтеза электронного звука. Распространенные методы синтеза – частотно-модуляционный, семплерный. Синтезаторы физического моделирования звука.

Понятие «семплер». История развития семплеров. Принцип действия и качественные характеристики семплеров.

Создание семплерных звуков. Редактирование звуковых банков. Библиотеки семплерных звуков. Достоинства и недостатки «семплерной» технологии.

Тема 9. Электронное музыкальное оборудование

Типы электронного музыкального оборудования.

Микшерные пульты и принцип их работы. Процессоры динамической обработки звука. Эффект-процессоры. Вокодеры. Контрольные мониторы и наушники.

Необходимые внутренние и внешние устройства компьютера для работы со звуком: дисковод CD-ROM, звуковая плата (Sound Blaster Live, Audigy), звуковые колонки. Дополнительные устройства: MIDI-клавиатура, микрофон, плата видеозахвата. Сторонние устройства: проигрыватель CD и DVD, аудиомагнитофон, видеомагнитофон, усилитель, синтезатор. Подключение внешних и сторонних устройств.

Возможности современных звуковых плат: от многоголосного синтезатора и MIDI-интерфейса до цифровой стереозаписи (stereo-sampling).

Тема 10. Звуковые редакторы. Программы Sound Forge, Adobe Audition, WaveLab

Редактор звука как средство преобразования и записи аудио информации. Функции звуковых редакторов.

Работа в программе Sound Forge 8:

Режимы работы, структура, интерфейс программы. Способы ввода данных. Запись звука и настройка параметров записи.

Основные операции по редактированию данных. Операции звукового монтажа: копирование, вставка, наложение, повторение, перестановка, склейка фрагментов звука.

Операции по динамической обработке и преобразованию звука: «нормализация», «компрессия», «ограничение», спектральная обработка (применение частотных фильтров). Специальные преобразования: изменение высоты без изменения времени звучания и изменение времени звучания без изменения высоты звука.

Встроенные эффекты: частотная модуляция, транспозиция звукового фрагмента, реверберация, вибрато, эхо, хорус, флэнджер.

Очистка фонограммы от шумов и других дефектов.

Особенности других звуковых редакторов: Adobe Audition, WaveLab.

Использование многоканальных редакторов звука в аранжировке, композиции и записи музыки. Создание звуков для семплеров.

Современные тенденции в развитии звуковых редакторов.

Выполнение практических заданий: редактирование фрагментов аудиозаписи с помощью программ Sound Forge или Adobe Audition.

Тема 11. MIDI-технологии, стандарты и секвенсоры

MIDI-данные – коды нот, сигналы «нажатия» клавиш (Key-On, Key-Off), условные коды фирм и инструментов. Общие сообщения и «исключительные сообщения» (Exclusive Message). Параметры и контроллеры MIDI-данных: Program Change (Bank, Patch, Voice), Volume, Velocity, Pitch, Modulation, Expression, Panning.

Основные музыкальные компьютерные стандарты.

Стандарт MIDI (Musical Instrument Digital Interface). Физический и информационный уровни функционирования MIDI-систем. Аппаратные составляющие стандарта MIDI: разъемы IN, OUT, MIDI-кабели. Скорость передачи MIDI-сообщений. Роль стандарта MIDI в развитии музыкальных компьютерных технологий.

Стандарт GM (General MIDI). Упорядочивание групп и номеров тембров музыкальных инструментов. Систематизация звуков ударных инструментов. Значение стандарта GM для электронной музыки.

Стандарт SMF (Standard MIDI File). Единая форма представления музыкальной пьесы в MIDI-данных. Значение стандарта SMF для распространения музыкальных данных.

Новые стандарты и дальнейшее развитие MIDI технологии.

MIDI-секвенсор как средство записи MIDI-данных. Назначение и функции MIDI-секвенсора.

Тема 12. Программы сведения аудио и MIDI-данных: Sonar, Steinberg Cubase

Возможность сведения аудио и MIDI-данных в современных MIDI-секвенсорах.

Работа в программе Sonar 6:

Структура и интерфейс программы. Окна Track, Event List, Piano Roll, Staff View. Установка параметров записи (трек, канал, источник, инструмент, банк, громкость, панорама, канал).

Способы записи (ввода) MIDI-сообщений: с MIDI-клавиатуры или внешнего синтезатора в режиме реального времени и пошаговая; без MIDI-клавиатуры с помощью манипулятор «мышь».

Операции редактирования данных. Копирование, вставка, повторение, перестановка. Транспозиция, квантизация, временное смещение, изменение длительностей.

Использование контроллеров: усиление и ослабление громкости (volume), изменение силы отдельного звука (velocity), панорамирование звука, включение педали (sustain), смягчение звучания (soft), хорус, экспрессия, портаменто, модуляция и др. Задание кривой изменения темпа.

MIDI-эффекты: арпеджиатор, эхо, фильтрация, сессия ударных инструментов.

Работа с оцифрованным звуком. Запись звука, импорт звуковых файлов. Перезапись MIDI-треков на аудиодорожки. Многоканальное сведение звуковых дорожек. Экспорт полученных аудиоданных в файлы форматов MP3, WAV и др.

Другие программы-секвенсоры, их особенности и возможности. Общая их характеристика. Достоинства и недостатки

Использования MIDI-секвенсоров в аранжировке и композиции, в исполнительском искусстве.

Современные тенденции в развитии программ-секвенсоров.

Выполнение практических заданий: аранжировка или подготовка композиции «минус один» в программе Sonar с использованием сведения MIDI и аудиоданных с последующим экспортом в формат MP3 или WAVE.

Тема 13. Запись и копирование цифровых компакт-дисков

Возможности цифровой записи компакт-дисков в домашних условиях. Устройство и типы компакт-дисков: по цифровым форматам (CDAudio, SuperAudio-CD, Video-CD, SuperVideo-CD, DVD-Audio, Video-DVD, CD-ROM), по способу записи (моносессионный и мультисессионный), по возможности перезаписи (CD-R, CD-RW). Необходимое оборудование: привод CD-RW или DVD-RW и его устройство.

Копирование и запись аудио компакт-дисков с помощью программы Nero Burning ROM.

Создание компакт-дисков в формате MP3 на основе копирования и конвертирования Audio-CD.

Выполнение практических заданий: запись на CD или DVD результатов работы, выполненной по темам 10 и 12.

Тема 14. Нотно-издательские системы: разновидности, принципы работы. Нотные редакторы Finale, Encore, Sibelius

Назначение и функции нотно-издательских систем и редакторов. Основные требования к программам данного типа: набор музыкальных символов и их полиграфическое качество, возможность озвучивания партитуры.

Работа в программе Finale 2007.

Структура, интерфейс, функции основных «окон» программы. Настройка нотоносцев и тактов. Установка и изменение размера, ключа и тональности.

Способы ввода данных: MIDI-клавиатура, манипулятор «мышь», алфавитно-цифровая клавиатура компьютера. Простой и скоростной ввод нот и пауз.

Группировка длительностей. Создание межстрочных групп и внутритактовая работа с нотами. Нестандартные обозначения нот.

Расстановка динамических оттенков и артикуляционных знаков. Расстановка графических указаний (лиг, линий и др.). Вставка текстовых обозначений.

Работа с выделенными участками (глобальные преобразования, копирование, вставка).

Форматирование страницы. Вставка дополнительных нотоносцев и скрытие нотоносцев. Печать партитур.

Дополнительные возможности программы. Воспроизведение и сохранение введенного текста как MIDI-файла, возможность распознавания сканированного нотного текста (модуль SmartScore).

Импорт и экспорт графических файлов: использование данной возможности для создания нотных примеров с последующей вставкой в текстовый документ Microsoft Word.

Общая характеристика других нотных редакторов: Encore 4.5, Sibelius 4.1. Достоинства и недостатки.

Современные тенденции в развитии нотно-издательских программ.

Выполнение практических заданий: подготовка фрагментов нотного набора партитуры (разной сложности), подготовка нотных примеров и вставка в документ Microsoft Word.

Тема 15. Принципы работы в сети Интернет и её музыкальные ресурсы. Исследование сети

Понятие «компьютерная сеть». Локальные и глобальные сети. Возникновение и развитие компьютерных сетей.

Интернет и его структура. Понятия «сервер», «сайт». Строение корпоративных и персональных страниц. Главная страница, карта сайта, меню.

Процедура обмена информацией. Сведения о поисковых серверах. WWW – гипертекстовая информационно-поисковая система Интернета.

Программа браузер Internet Explorer. Навигация и поиск информации в сети. Выбор имени и ключевых слов.

Поисковые системы: AltaVista, Yahoo, Google, Rambler, Yandex, Aport.

Загрузка, сохранение и печать Web-станиц и файлов.

Работа с электронной почтой. Общение в сети Интернет.

Музыкальные ресурсы Интернета. Музыка в сети (Real Audio, архивы MP3 и MIDI-файлов). Электронные нотные библиотеки. Электронные музыкальные энциклопедии и справочники.

WEB-сайты музыкальных организаций, обществ, учреждений, учебных заведений, издательств, конкурсов, фестивалей. Официальные и альтернативные сайты. Персональные страницы композиторов и музыкантов-исполнителей.

Порядок и техника создания собственного персонального сайта.

Выполнение практических заданий: самостоятельное исследование музыкальных ресурсов сети Интернет с целью решения конкретной поисковой задачи.

Тема 15. Возможности и перспективы использования компьютерных технологий в музыкальной науке и педагогике

Применение компьютерных технологий в музыкальной науке: в области музыкально-акустических исследований, при использовании методов статистического и матричного анализа, при моделировании стилей музыкального исполнения и изучении количественных параметров исполнительского искусства, и т.п. Использование компьютера как источника научной информации (обращение к справочным, музыкально-теоретическим и музыковедческим ресурсам Интернета).

Возможности и формы применение новых информационных технологий в музыкальной педагогике. Использование обучающих и игровых музыкальных программ на начальных ступенях музыкального образования и воспитания. Компьютер как вспомогательное средство в освоении курса сольфеджио и других музыкально-теоретических дисциплин (подготовка с помощью MIDI-технологий и написание музыкальных диктантов, решение гармонических и полифонических задач, выполнение заданий по инструментовке). Мультимедийные музыкальные энциклопедии в изучении музыкальной литературы, истории музыки, инструментоведения. Решение с помощью компьютера учебно-творческих задач по аранжировке и сочинению музыки.

Развитие дистанционных форм музыкальной деятельности. Элементы дистанционного музыкального обучения на основе компьютерных технологий (интернет-лекции, виртуальные уроки, электронные учебные пособия). Дистанционные формы композиторской деятельности.

Перспективы интеграции и интеллектуализации компьютерных технологий, развития звуковых систем, внедрение нейронных технологий и самообучающихся программ.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная

  1. Белунцов, В. Новейший самоучитель работы на компьютере для музыкантов / В. Белунцов. – М.: ДЕСС КОМ, 2003. – 560 с.

  2. Будилов, В.А. Работаем с Finale 2001 / В.А. Будилов.– СПб.: Наука и Техника, 2001. – 240 с.

  3. Леонтьев, В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера / В.П. Леонтьев. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование. – 2006. – 224 с.

  4. Никамин, В.А. Цифровая звукозапись. Технологии и стандарты / В.А. Никамин . - СПб.: Наука и Техника, 2002. – 256 с.

Дополнительная

  1. Лысова, Ж.А. Англо-русский и русско-английский музыкальный словарь / Ж.А. Лысова. – СПб.: Лань, 2008. – 288 с.

  2. Михайлов, А. Практический англо-русский словарь по электронной и компьютерной музыке / Михайлов А., Шилов В. – М.: Русь, 1991. – 119 с.

  3. Николенко, Д.В. MIDI - язык богов / Д.В. Николенко. – СПб.: Наука и Техника, 2000. – 144 с.

  4. Петелин, Р. Propellerhead Reason - музыкальная студия - (Мастер) (+CD) / Р. Петелин, Ю. Петелин. - СПб.: BHV-Санкт-Петербург, 2007. – 224 с.

  5. Петелин, Р. Sonar 4. Секреты мастерства / Р. Петелин, Ю. Петелин.– СПб.: BHV -Петербург, Арлит, 2002. – 214 с.

  6. Петелин, Р. Аранжировка музыки на PC / Р.Петелин, Ю. Петелин. – СПб., BHV-Санкт-Петербург, 1999. – 243 с.

  7. Петелин, Р. Музыкальный компьютер. Секреты мастерства / Р. Петелин, Ю. Петелин. - СПб.: БХВ-Петербург, Арлит, 2001. – 608 с.

  8. Петелин, Р. Персональный оркестр в PC. / Р. Петелин, Ю. Петелин.– СПб., BHV-Санкт-Петербург, 1999. – 240 с.

  9. Резник, Ю.А. Графика, звук, видео на ПК.. Популярный самоучитель / Ю.А. Резник. – СПб., 2003. – 332 с.

  10. Устинов, А.А. Моделирование музыкального исполнения: возможности и ограничения / А.А. Устинов. – Новосибирск: Новосибирская государственная консерватория, 2002. – 174 с.

  11. Харуто, А.В. Музыкальная информатика. Компьютер и звук: Учебное пособие по теоретическому курсу для студентов и аспирантов музыкального вуза / А.В. Харуто. – М.: Московская государственная консерватория, 2006. – 387 с.

  12. Харуто, А.В. Музыкальная информатика: Теоретические основы / Харуто, А.В. – М.: Московская государственная консерватория, 2009. - 400 с.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Тюменская государственная академия культуры, искусств и

    Учебно-методический комплекс
    Духовная музыка: учебно-методический комплекс по направлению 530100 Музыкальное искусство (профиль: академическое пение) / сост. И.Н.Бибеева. – Тюмень : РИЦ ТГАКИ, 2011 г.
  2. Тюменская государственная академия культуры, искусств (1)

    Темы рефератов
    Учебная дисциплина «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе» является обязательной дисциплиной естественно-научного цикла.
  3. Учебно-методический комплекс (пособие) Тюмень 2011 Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»

    Учебно-методический комплекс
    Автор - составитель: Корякова В. В., доцент, лауреат международных и всероссийских конкурсов сценарно-режиссерского мастерства, Почетный работник сферы молодежной политики.
  4. Вейсон Марианна Ярославовна, преподаватель кафедры «Вокальное искусство» фгоу впо «Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий». учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    на учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы вокальной методики» специальности «Музыкальное искусство», специализации «Музыкальное искусство эстрады» (эстрадно-джазовое пение) ФГОУ ВПО «Тюменская государственная академия культуры,
  5. Программа Дня студенческой науки в тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий «Актуальные проблемы образования в культуре и искусстве: взгляд молодых»

    Программа
    Председатель: Е. М. Акулич, д-р соц. наук, доц., директор Института сервиса и социально-культурных коммуникаций, заведующий кафедрой менеджмента социально-культурной деятельности.

Другие похожие документы..